Баден-Пауэлл, ты – не гений!

Баден-Пауэлл, ты – не гений!

После операции на сердце в 2011 г. мне стало трудно ездить в лагеря, и потому я не смог принять участия в ХХХI КДР, который проводила Ст.скм. Наташа Конон летом 2014 г. в Новом Павловске. Мои лекции по скаутизму/разведчеству были напечатаны и розданы курсантам. В положении о курсах сказано, что на этот предмет отводится 3 часа и он должен охватить Баден-Пауэлла, историю скаутизма, историю разведчества и параллельные организации и со всем этим надо уложиться в 3 часа. Получилось, если не считать предисловия, 24 страницы, которые можно не спеша прочитать за 3 часа.
Курсанты должны были письменно высказаться по затронутым темам, но из 25 курсантов только 13 прислали мне свои письменные работы и только трое упомянули Баден-Пауэлла.
Гриша Левитский написал: «Когда мы в лагере ещё малышами изучали историю разведче-ства, Баден-Пауэлл (а вместе с ним О.И. Пантюхов и др. Анохин), казался чуть ли не мифической фигурой, великаном, чьи достижения совершенно неповторимы для обычных людей (как мы). Такие записи, как у Славы, показывают нам, что на самом деле это просто (хотя и не простой) человек, что у него свои недостатки, и что совершаемое им исходит из любви к своей родине…».
Далее Гриша напоминает мне, что я сказал «Баден-Пауэлл никакой не гений, никаких гениальных идей у него не было» и что я сказал, что «для того времени, это (т.е. его идеи и писания) являлось чем-то новым, незнакомым. И, конечно, царя настолько впечатлила книга англичанина, что он приказал её перевести на русский язык» и задаёт мне вопрос: «справедливо ли говорить, что у Баден-Пауэлла не было гениальных идей?»
Чтобы ответить на этот вопрос, надо, сначала выяснить, что в русском языке подразумевается под словом «гениальный».
Сергей Иванович Ожегов (1900–1964), в своем новейшем толковом словаре русского языка объясняет слово «гениальный» так: «Гениальный. 1. Обладающий гением Г. поэт. 2. Свойственный гению Гениальное произведение. Для слова «гений» Ожегов даёт такое объяс-нение «Гений. 1. Высшая творческая способность Литературный г. Толстого. 2. Человек, обладающий такой способностью. Ломоносов был гением».
Мне кажется, что Баден-Пауэллу далеко и до Толстого и до Ломоносова.
Императору в 1908 г. показалось, что книга Баден-Пауэлла «Юный разведчик» может быть интересна тем, кто в то время, работал с потешными. Мне книга Баден-Пауэлла в 1931 г. интересной не показалась. Хотелось бы узнать, что Грише показалось интересным в книге «Юный разведчик»?
Наташа Фалкон–Скатт пишет, что её «очень интересует источник скаутизма и сам Баден-Пауэлл (БП), и что на него повлияло выработать такой подход». Нам хорошо известно со слов самого БП, что, приехав в Англию, он сравнил мальчиков в Лондоне с мальчиками в Мафекинге и сделал вывод не в пользу лондонцев. У БП были знакомства и связи с организацией The Boys’ Brigade. Их работа, похожа на работу с потешными в России. БП хотел приблизить мальчиков к природе и добавить что-то новое.
Когда-то новой была первая гимнастическая площадка, появившаяся в Германии в 1809 г. На ней стояли недавно изобретенные «гимнастические снаряды» – «козёл», «конь», «параллельные брусья». Это вызвало интерес у молодёжи старше 18 лет. Для молодёжи 16 лет и старше чем-то новым стал основанный в Англии в 1844 г. Христианский союз молодых людей – YМСА (ИМКА).
Чех Ян Геркел в 1829 г. провозгласил панславизм, а Мирослав Тырш воплотил эту идею, основав в 1862 г. в Чехии, которая тогда входила в состав Австрии, Сокольский Союз для молодёжи старше 18 лет. Вскоре сокольство стало массовой молодёжной организацией не только у тех славянских народов, которые находились под властью Австро-Венгрии и Германии, но и у всех вообще. Сокольство стало чем-то новым и воодушевляющим.
В 1883 г. в Англии появились Бойс бригады для детей, а в 1885 YМСА проводит первый лагерь для молодёжи. В конце ХIХ в начале ХХ века финский писатель Захарий Топелиус в своих рассказах стал призывать детей «прислушаться к голосу совести и голосу природы». Так появилось движение «Майских союзов», члены которого, мальчики и девочки, клялись не разорять птичьи гнёзда, помогать попавшим в беду кошкам и собакам и сажать деревья. В 1902 г. известный канадский учёный-натуралист, писатель и художник Эрнест Сетон-Томпсон начал с детьми играть в индейцев. Движение получило название «Индейцев знатоков леса» (Woodcraft Indians). Сетон-Томпсон даже обвинил БП в плагиате, но судиться с ним не стал, и даже одно время возглавлял скаутское движение в США.
БП ничего нового не придумал, а только продолжил начатое. У YMCA он заимствовал лагерь, у Майского союза закон – друг животных, а у Сетон-Томпсона индейские дорожные знаки, целую страницу, без ссылки на источник. Скаутизм Баден-Пауэлла не гениальный, а примитивный. Скаутизм сегодня не похож на то, что было 100 лет тому назад. От БП у нас сохранилась символика, в ней страшная сила, но не она основа скаутизма. Сегодня в основе скаутизма лежит звеновая система, которая принадлежит англичанину Роланду Филипсу, Агапову принадлежат БКС курсы для руководителей и «Лагерь Мистерия», положивший начало цикловым играм, Светову работа с одиночками, поляку Каминскому цикловые игры у поляков и русских. Вот имена людей, которые внесли ценный вклад в создание сегодняшнего русского разведчества. Сегодня книга БП Scouting for Boys представляет интерес только для историков. Когда я хотел купить эту книгу в американском скаутском магазине, мне сказали, что у них её нет, и посоветовали обратиться к канадским скаутам.
Наташа Фалкон-Скатт пишет далее: «БП очень интересовался дисциплиной Зулусов, и он адаптировал многое из их способов ведения разведки» и спрашивает, не могу ли я к этому добавить примеры. Увы, не могу. Не вдавался в эти подробности.
Наташе не понятен комментарий насчёт концлагерей, которые для буров создал не БП, а лорд Фредрик Робертс. Я назвал в шутку корпус, который должен был покончить с бурскими партизанами и которым командовал БП «миротворцами». БП причастен к жестокой расправе с мирным бурским населением, как до этого с неграми зулусами и матабелами. БП даже гордился такими «подвигами». С одного убитого негритянского вождя он снял ожерелье из деревянных бус и потом давал, окончившим курсы для руководителей в Гилвелле по две бусинки из ожерелья. Эти деревянные бусинки стали символом этих курсов, символом победы белых над чёрными. Представляете ли себе чувства негритянского скаутского руководителя, окончившего Гилвеллские курсы и получившего такой символ курсов?
Протоиерей Ярослав Беликов спрашивает «был ли БП действительно шпионом для Великобритании, на чём его поймали только в России (о чём сам БП говорил в шуточной форме)?» БП наблюдал в России в Красном Селе в 1887 г. за испытанием военных аэростатов и прожекторов для противовоздушной обороны, и его с братом на этом поймали. БП ловили не только в России. Он писал в своей книге My Adventures as a Spy (1-е изд. 1915, 2-е – 1924), что его поймали и австрийцы в Боснии, но ему тоже удалось бежать. Мне кажется, что в его шпионской работе нет ничего позорного.
Более позорно в биографии БП то, что он, в 1927 г. после запрещения скаутов в Италии, поехал вести переговоры с фашистами о принятии их фашистской молодёжи балилла в Бой скаутское интернациональное бюро, и приглашение на всемирное Джамбори в Гёдёлё (Венгрия) в 1933 г. не немецких пфадфиндеров-эмигрантов, а как гостей наблюдателей гитлерюгендов. И одно, и другое и третье не идет в пользу БП.
Надо обратить внимание, что БП приехал в Россию в 1911 г. для встречи с императором Николаем II в Петербурге и был приглашён в Москву Захарченко, который у него был в гостях в Англии, в чём ему, как автору книги «Юный разведчик», не могли отказать. Дав согласие на одно и на другое, русские власти не разрешили БП как бежавшему из-под домашнего ареста, встречаться с разведчиками в Петербурге и Царском Селе.
Известно, что во время пребывания на Мальте в 1890 г. БП приняли в рыцари мальтийского ордена Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, который Православная Церковь считает масонским.
Нравится ли нам БП или не нравится – не важно. Он является нашей предысторией, и разведчики должны знать о нём. От него у нас рукопожатие левой рукой, знак лилии, салют тремя пальцами, девиз «Будь готов» и треугольный галстук. Вся эта символика принята по-чти всеми скаутами мира. Дружеские отношения с молодёжью всего мира нужны России, которую наши враги хотят изолировать и загнать в границы Московского княжества. Но нам не нужно создавать культ личности БП и день его рождения объявлять «Днём братской мысли». Он этого не заслужил. Если уж отмечать, то для нас ближе день рождения Олега Ивановича Пантюхова.

Скм. ОРЮР Ростислав Полчанинов
Из материалов журнала "Опыт" №156, 2015