Журнал скаутских руководителей "Опыт" №153 (октябрь 2014)

Тэги: 
ВложениеРазмер
PDF icon opyt153.pdf1.99 МБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы.
Текст, приведённый ниже, не содержит изображений и дан для ознакомления.

СОДЕРЖАНИЕ

 

От редакции

– Скм. А. Аристова

Вечная память: А. Захарьин, М. Рыль

– Скм. А. Аристова,
Скм. М. Данилевский

Гимн ОРЮР

– Скм. Л. Артемьев

Переписка с курсантами XXXI КДР

– Скм. Р. Полчанинов

Установление работы со священником

– Исн. о. Ярослав Беликов

Каким должен быть педагог

– Скм. Г. Казаков

Скаут А. А. Сольский

– Скм. А. Таурке

Дом-птица и птица в доме

– Л. Баньковский

Практика – Воздушный змей

– Скм. О. Сутягина

 «Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).
Редактор – скм. А. Аристова astaristov@gmail.com
Технический редактор, вёрстка – ски. А. Каркач
scout@mail.ru
Страница и архив журнала в Интернете:
scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал.
«Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Материал просьба присылать за месяц до выпуска очередного номера.

Главная Квартира ОРЮР
© SGPA 2014

От редакции

Дорогие читатели!

Перед вами октябрьский «Опыт» №153. Надеемся, что вы найдете в нем много интересного и полезного, и то, что сможете применить в вашей работе.

Начинаю с извинения – виновата перед Оксаной Сутягиной приписав ее труд – цикловую игру «Славяне» Нине Середкиной. Благодарим обеих за присланный ценный и интересный материал. Оксана прислала игру, а Нина фотографии проведенной ею игры. НО, ни то ни другое не было подписано. Вот и вышло недоразумение. Убедительная просьба ко ВСЕМ присылающим материал для «Опыта»: пожалуйста, подписывайтесь! Да, разведчик скромен, но в данном случае «нескромность» простительна. И не только указывайте имя и фамилию в начале или в конце статьи, но и пишите своё скаутское звание. Не раз у меня бывало, что я инструктора производила в скаутмастера или наоборот – понижала чином. Так что ставьте перед фамилией еще три буквы.

Думаю, что всем будет интересно прочитать переписку Славы Полчанинова с курсантами. Слава просит всех курсантов написать ему о том, что они вынесли из курсов. Предлагаем расширить круг, попросив и всех читателей «Опыта» вступить в переписку со Славой по рассматриваемым вопросам. Можно непосредственно написать ему или в редакцию «Опыта». Результаты мы опубликуем в январском номере 2015 г.

В прошлом 152 номере была интересная обширная статья о скаутах на Соловках. Как бы в отклик к этому предлагаем вниманию читателей очерк скм А. Таурке об Александре Сольском.

Очень интересную статью о русском деревянном зодчестве прислала Оксана Сутягина. Ее можно пересказать и для наших малышей. В ней так красочно описана постройка избы и объясняется, почему у нас в обиходе есть понятие избушка на курьих ножках. (В такой живет Баба-яга). Оксана также прислала занимательный очерк, навеянный собственным опытом (как раз то, что нам нужно!) о том, как можно сделать змея из того, что имеется под рукой, – даже из мусора! Можно даже устроить состязание: смастерить змея и выяснить, чей змей продержится в воздухе дольше всех. Ну, и, конечно, превратить это в конкурс на изобретательность, смекалку, находчивость: кто сможет лучше и красивее использовать бывшие в употреблении вещи (мусор?) в изготовлении змея. Дайте детям чертеж – и пусть они мастерят сами!

Лагеря кончились. Сборы переносятся под крышу. Вот вам и «Опыт» № 153, из которого можно кое-что почерпнуть для работы в помещении.

Счастливой разведки!

Скм А. Аристова

Вечная память!

Редакция журнала «Опыт» приносит семье усопшего Старшего скаутмастера Алексея Захарьина свое искреннее соболезнование по случаю его кончины. К нам присоединяется и вся наша разведческая семья в лице читателей и сотрудников. Мы все потеряли верного друга, доброго наставника и прекрасного руководителя.

 Не забудем!

Старшее поколение уходит. Новое поколение принимает на себя обязанность вести организацию вперед. Хочется вспомнить об одном из нас, скромно служившему нашему делу. Ски. Михаил Рыль все годы своей деятельности посвятил поддержке строевой работы. Всегда скромно, в тени, он устраивал хозяйство, этим освобождая других для работы с ребятами. Начиная с лагерей в «беженский период», под его надзором работали кухни и снабжение на слетах и юбилеях. Кто может забыть его участие в лагерных постройках, включая часовню св. Георгия, на территории дружины «Царское Село»? А как можно обойти молчанием предоставление им места в своем доме и на даче для сборов Совета ОРЮР, круга БКС, совета дружины? Везде и всегда, с улыбкой, он радушно встречал всех и заботился об угощении. Нельзя не забыть и его, с супругой Аллой, усилий на кропотливой работе по рассылке «Вестника Руководителя». О многом мы, возможно, и не знаем. Миша Рыль работал без рекламы: он делал свое дело – обслуживать. Если бы у нас такая должность существовала, ему бы следовало присвоить звание – «завхоз организации». Но мы можем, вспоминая слова руководительской песни, пожелать – до новых светлых встреч!

Скм. М. Данилевский

Редакция «Опыта» скорбит об ушедшем в лучший мир одном из наших выдающихся тружеников и настоящем патриоте – ски Михаиле Рыль и выражает искреннее соболезнование вдове покойного Алле, а также всем родным и друзьям.

Гимн ОРЮР «Будь готов!»

Гимн – это хвалебная, торжественная песня. Наряду со знаменем он является эмблемой, символом. Обыкновенно, при исполнении гимна, присутствующие встают, отдавая честь и почтение.

Гимн ОРЮР начинается словами: «Будь готов, разведчик, к делу честному!» Если суммировать его содержание, то оно сведется к нескольким мыслям: честь, труд, служение правде и добру, помощь ближнему. А это и есть основные принципы ОРЮР.

ОРЮР готовит молодежь к практической жизни, следуя нашему девизу «Будь готов!» Эти два слова заключают в себе все. Кто не дремлет, кто бодр, кто внимателен, тот не пропустит ни одной возможности воплотить в жизнь наши законы. Быть готовым быть начеку, вот о чем говорится в разведческом гимне. Мы добровольно вступили в организацию, дали обещание служить Богу, родине и ближним. Не легкая это задача. Нелегко быть честным, трудолюбивым, но поскольку обещали, надо стремиться к этому. Нельзя страшиться опасностей и уступать перед трудностями. Надо быть всегда смелым, бодрым как телом, так и душой. Смело смотреть в будущее. Не бояться неизвестного.

Посмотрите вокруг. Сколько горя, сколько мучений, страданий, сколько соблазнов, сколько искушений. С этим приходится сталкиваться. Как часто товарищи по школе делают проказы, даже искушают. Но не забывай своего назначения, крепко стой на страже правды и добра.

Жизнь встречает нас испытаниями, иногда даже непосильными. Но на то мы и закалялись, тренировались, готовились, чтобы с честью выйти из этих испытаний. В лагерях, походах, мы закаляли свое тело и дух. Мы молоды. Не страшна нам работа. Не боимся опасностей. И не пройдем мы равнодушно мимо нуждающегося в нашей помощи. Позор и порицание тому, кто не окажет сочувствия ближнему. И Евангелие учит любить ближнего. Вошло у нас в обычай делать добрые дела, пусть маленькие сначала.

Привыкнув делать маленькие дела, мы совершим в жизни «большое и прекрасное, и этим нашими делами – служить Родине–России.

Вот такое содержание гимна ОРЮР.

Скм. Леонид Артемьев


Переписка скм. Р. Полчанинова с курсантами XXXI КДР

Исх. 480/ 29.05.2014 г.

Дорогие курсанты!

Наташа Конон прислала мне 13 ваших ответов на тему Разведчество, в которых мне задали 46 вопросов.

Обратите внимание, как надо писать письма или статьи: не «Я получил…», а «мне прислали…» Запомните, буква «я» у нас последняя в азбуке и её надо избегать.

И ещё одна мысль: многие курсанты подписывались ВГ!ЗР! Не возражаю, можно для экономии времени не писать «Всегда готов!», а сократить, но давайте не сокращать слово «Россия». Это не приказ, а призыв к чувству любви к России.

Бог у нас на первом месте. Поэтому начинаю с вопроса Нади Александровой:

«Не мог ли бы ты поделиться примерами явной помощи Божьей в твоей жизни».

Тут можно было бы много написать, но известно, что руководители у нас не любят длинных статей. Прилагаю ответ на двух страницах. (Ответ читайте в «Опыте» № 152).

 

Проживающий в Москве Андрей Штиль спрашивает:

«Что является кардинальной причиной отказа со стороны Зарубежной ОРЮР воссоединиться с Российской ОРЮР?»

Мой голос был за воссоединение, но большинство «зарубежников» было против. Голосование было тайное, и неизвестно кто как голосовал. Может быть Андрей, приехав в США, встретится со здешними руководителями и они ему объяснят. Меня самого интересует этот вопрос. У нас есть общий Совет, почему бы нам не иметь единую ГК? Кто против? От этого, мне кажется, были бы в выигрыше и Российская и Зарубежная ОРЮР.

Одновременно с моими лекциями курсанты получили от Алёши Захарьина его черновик «Российское скаутское движение. Исторический сборник словами очевидцев» от 28 января 2014 г. Замечательная вещь. Курсантам понравилось. Мне тоже прислали этот черновик с предложением, поделиться воспоминаниями о Югославии. Вместо воспоминаний о Югославии послал Алёше мои воспоминания о Нидерзахсверфене (Германия). Прилагаю.

Обратите внимание, Аста Аристова выпустила разведческий литературный сборник «Борщ» и готовит второй выпуск. Почему бы не посвятить отдельный выпуск «Борща» истории скаутского движения словами очевидцев. Название обязывает. Надо к этому делу привлечь не только членов ОРЮР, но и других организаций скаутского типа. В России выходит замечательный журнал витязей «Заря», оттуда можно было бы кое-что заимствовать, а по соседству с Новым Павловском находится лагерь НОРР, попросить и у них материалы. Это был бы ценный труд. В Чикаго есть лагерь Национальной организации православных разведчиков – НОПР, надо обратиться и к ним.

 

Вопрос Талы Фалкон–Скат:

«С нашими достижениями в технологии, с твоим опытом, чем ты считаешь, мы должны пользоваться больше и чего мы должны избегать в разведческой работе?»

Во-первых, в разведческой работе нам надо избегать слова «скаут». Мы не скауты, а мы юные разведчики. В истории ОРЮР было время, когда мы назывались только разведчиками, затем стали называться русскими скаутами, с 1934 г. скаутами-разведчиками и с 1941, по приказу Пантюхова, только разведчиками. Это наша история, и её надо знать и в ней не путаться.

Во-вторых, руководитель не тот, кто растеряно разводит руками, и не тот, кто всё делает своими руками. Руководитель должен уметь распределить работу и ею руководить.

В третьих, руководитель не должен только ругать ребят, он должен их, когда надо, похвалить, но только когда надо. Иногда руководитель должен не заметить мелкий проступок и не делать из мухи слона.

В четвёртых, руководитель должен быть примером для ребят, а значит не быть пьяным или под влиянием наркотиков. Помню, у нас в лагерях всякое бывало.

В пятых, надо избегать иностранных слов, если у нас есть свои русские. Об этом говорится в ВПР № 84. Прилагаю.

В шестых нельзя быть невежливым. Получив по электронной почте письмо, надо хотя бы подтвердить его получение и вежливо поблагодарить за него. Двое курсантов, которым я послал ответы на их вопросы, не подтвердили получения. А может быть и одно и другое письмо пропало? Такое тоже иногда бывает. Мне не нужна благодарность, но прошу курсантов, получивших мои письма, сообщить о получении. Ведь можно подумать, что письма не дошли, и их надо послать вторично.

В седьмых, можно было бы продолжать список, но лучше не надо.

Приятнее говорить о том, какими достижениями техники мы должны пользоваться. За редким исключением, у всех наших руководителей есть компьютеры, им можно посылать электронные письма (а не и-мэйл) и даже журналы и книги в электронном виде. В ближайшие дни вы получите мой «Справочник по истории ОРЮР». Он должен стать вашей настольной книгой. Его не надо читать, это не роман и не чьи-то воспоминания, которые можно было бы с любопытством читать, а справочник, в который надо чаще заглядывать.

Прошу написать мне, это меня очень интересует, как вы храните ВеРу? В бумажном виде или в компьютере? Мне кажется, что его следовало бы хранить в бумажном виде. Жду ваши ответы.

С этим письмом вы получите три приложения. Прошу прочитать и написать мне одно или два слова: «согласен» или «не согласен». Конечно, желательно узнать больше.

Замечательная вещь Википедия. Конечно, и она не безошибочна, но мне она иногда очень помогает.

Мне кажется, что ОРЮР оседлала современную технологию, но технология без человека мертва есть. У нас многое хромает. Напишите мне, пожалуйста (это слово нельзя забывать), с какими трудностями вы сталкивались в руководительской работе, и как и чем можно было бы помочь.

 

Петя Шмидт, проживающий в Швейцарии, спрашивает:

«Нужна ли ОРЮР реформа, и если да, то в какую сторону?»

Да, нужна. Нужна реформа и положения о руководителях и всего руководительского состава. В ОРЮР в 1948 г. на 23 руководителя было 410 не–руководителей, примерно 1:18, а в 2012 г. в ВАО был 101 руководитель на 210 не руководителей, почти 1:2. В 2013 г. 92 на 192. В Мюнхенской дружине в 2013 г. положение оказалось несколько лучше 10:50. Другие отделы данных не дали. Как видите, нам нужна отчётность и ещё очень и очень многое.

Одним словом, Боже дай, чтобы мы завтра были лучше, чем сегодня.

Жду от курсантов ответ на это письмо, а курсантам обещаю ответить и на другие их вопросы. Всего доброго.

ВГ! За Россию!

Скм. Ростислав Полчанинов

 

Исх. 519/ 9.06.2014

Дорогие курсанты!

Все вы получили моё письмо от 29.05.2014. Первой на него ответила Наташа Александрова, вторым Андрей Штиль. Спасибо. Надеюсь получить ответы и от других.

Продолжаю отвечать на ваши вопросы. Начинаю с Пети Шмидта из Швейцарии: «Стоит ли «специализировать» зарубежную ОРЮР под специальные требования ситуации молодёжи в эмиграции? Если да, то в какую сторону? Сохранение русскости или адаптация в новом обществе? Самосовершенствование и работа с абстрактными социальными и этическими нормами?

Думаю, что все со мной согласятся, что у Зарубежной и Российской частей ОРЮР в чём-то общие цели, а в чём-то нет. Мы понимаем, что обстановка для работы ОРЮР в Австралии, Европе и США отличается от обстановки в России и в странах СНГ. Для работы в зарубежье, как в дальнем, так и близком, в Прибалтике и странах СНГ нужны другие цели. Петя видит три возможные цели: сохранение русскости, адаптацию и самосовершенствование.

Для самосовершенствования не надо быть членом ОРЮР. Для адаптации у нас нет места ни в Уставе, ни в программах разрядов, ни на сборах, ни в лагерях. Остаётся одно – сохранение русскости. Степень русскости может быть разной – от ничтожной, до полной. Лет 30 тому назад на КДВ я попросил курсантов, а их было 30 человек и все родились в США, честно ответить на вопрос, кем они себя чувствуют. Было предложено три ответа «Р» – только русским, «РА» – русским, и в то же время американцем и «АР» – американцем, но не забывающим своё русское происхождение. На бумажке надо было написать одну или две буквы. 2 человека написали «Р», 14 – «РА» и 14 – «АР». Члены ОРЮР должны быть лояльными гражданами своих стран, т.е. не нарушать их законы, и быть в то же время верными России. Вот почему прошлом письме я сказал: не сокращайте слова «Россия», не пишите ВГ!ЗР! Это не мелочь, это символика.

 

Гриша Левитский спрашивает:

«На сегодняшний день, вопрос перед нашими детьми «Где наша Родина?», становится весьма своевременным. В наших лагерях есть дети, приехавшие из России, но есть и русско-американцы второго, третьего и даже четвёртого поколения. Вопрос такой: можно (или даже нужно) ли говорить о долге перед Родиной, не только как перед Россией, но и как перед Америкой, страной приютившей нас, где мы родились и где наши родные и близкие?»

Ответ Пете Шмидту, одновременно является и ответом Грише Левитскому. Согласен?

Петя Шмидт спрашивает:

«Какое у Славы видение Скаутизма в России XXI века? Какие задачи он видит на первом месте?»

Это непростой вопрос. Постараюсь на него ответить отдельно.

 

Далее Петя Шмидт пишет:

«Есть ли/ будут ли какие-нибудь официальные предписания в уставах ОРЮР касательно общения и сотрудничества с другими молодёжными организациями? Есть ли тут полный запрет, свобода выбора или чёткий регламент?»

Отвечаю: Вопрос сотрудничества с кем либо, не тема для устава. Что касается сотрудничества с другими молодёжными организациями, то в отчёте Зарубежной ОРЮР за 2012 г. ничего нигде не сказано, а отчёта Российской ОРЮР за 2012 ни от Ст.скм. И. Ефремова, ни от составителя отчёта Р. Аленина я так и не получил, хотя мне было бы очень интересно знать, что обо мне написано как о члене ГК Российской ОРЮР. В зарубежной ОРЮР, в вопросе сотрудничества с любыми организациями полная свобода. Надо только держать начальство в курсе дел.

 

Петя Шмидт спрашивает также:

«В Европе в последние годы стали создаваться молодёжные церковные лагеря с акцентом на церковное воспитание, но с целым рядом конспектов, принятых от скаутской методики. Как себя вести по отношению к таким организациям, как выстраивать отношения, и есть ли централизованный орган внутри ОРЮР, который общается с церковью и обсуждает такие вопросы?»

Насчёт органа внутри ОРЮР ответ в ВеРу №617 за июнь 2013, где на с. 2—3 дан полный список сотрудников ГК Зарубежной ОРЮР, и там нет ни сектора, ни секции для связи с церковью.

 

Тала Фалкон-Скатт спрашивает:

«В 1910 г. Захарченко был командирован для осмотра юношеских организаций – ты не знаешь, почему же тогда его послали через год в Персию?» Очень просто, военное начальство сочло командировку в Персию (ныне Иран) более важным делом, чем его работа с разведчиками. В лекциях у меня о нём 6 строчек, в справочнике немного больше, а о нём и его вдове можно было бы многое написать. Постараюсь.

Второй вопрос Талы не менее сложный:

«Какой подход или метод ты считаешь более эффективным в преподавании разведчикам истории, а также Закона Божьего в наше время?»

И на этот вопрос придётся подробно отвечать. Прошу подождать.

 

«На какую тему делался основной упор на 1 КДР и по какому критерию был сделан такой выбор?» спрашивает Андрей Штиль.

Ответ простой: на все темы сразу. Мы использовали программу югославского КДР, кое-что сократив, а кое-что добавив. Каждый раз, вносились какие-то изменения. Об этом я тоже думаю написать отдельную статью.

 

На вопрос Нади Александровой:

« Как удавалось все годы вести документацию отряда, дружины, писать приказы и отчёты?»

Не трудно ответить. Писать приказы – необходимое, но и самое простое дело. С отчётами сложнее. Получила ли ВеРу №624, 625 и 626? Там полный отчёт Зарубежной ОРЮР. Жду такой же отчёт и от Российской ОРЮР.

 

Гриша Левитский спрашивает:

«Советская власть притесняла скаутское движение. Возможно ли повторение такого рода опять, и выживет ли скаутское движение? А если не открытое гонение, то возможно ли «мягкое» гонение со стороны либеральных Западных государств (напр. Америка и Франция), которые могут настаивать против христианских учений (напр. про аборты, однополые браки, развод и т.п.)? Придётся ли вернуться в подполье, если государство запретит в наших лагерях православное исповедание?»

Отвечаю: мне 95 лет и думаю, что до таких событий не доживу. Предлагаю поднять этот вопрос в лагере на курсантской неделе. США могут запретить ОРЮР в США, но не могут запретить работу других отделов. Думаю, что в США надо будет подчиниться и не уходить в подполье. Не стоит рисковать. Для ОРЮР всё равно – одним отделом больше или меньше. Организация этот запрет как-то переживёт. Другое дело было в годы войны, когда от организации ничего не осталось кроме подпольных отделов. Думаю, что если бы не было подпольной работы, то не было бы сегодня и ОРЮР за границей и в России.

Вопрос к Марине Лукиной и З. Гончаровой: Получили ли вы мой отдельный ответ на ваши вопросы от 9 мая? Жду от остальных курсантов ответы насчёт ВеРу и русского языка.

Счастливой разведки. ВГ! За Россию!

Слава Полчанинов

 

Исх. 555/ 20.06.2014

Дорогие курсанты!

Это мое третье и последнее письмо, в котором постараюсь ответить на вашу критику и на оставшиеся вопросы.

 

Особенно мне нужна критика, и спасибо Зине Гончаровой, которая написала:

«Я думаю, что работа Славы чересчур длинная, но это можно исправить хорошим редактором. Особенно когда он прыгает с одной даты на другую и опять назад. Нужно работу лучше организовать».

Совершенно верно. В новом положении о курсах вместо 4 часов для предмета Разведчество оставлено только 3. Признаюсь, что не смог уложиться. Прошу Зину указать, что она считает нужным сократить. Прошу также Зину подыскать мне толкового редактора. Буду очень благодарен. Надо было бы, чтобы курсанты на следующем КДР получили хорошо отредактированные лекции.

 

Сергей Недельчев спрашивает:

«Какой был самый длинный период в истории ОРЮР и предшествующих организациях, когда не было расторжений, и почему? Пользуясь этим знанием, как можно предотвратить дальнейшие расколы?»

Начну по порядку насчёт предшествующих организаций. В России, с первого дня не было единой организации, а было их около 50. Организации не раскалывались, а возникали. Только в зарубежье О.И. Пантюхову удалось объединить несколько скаутских организаций в единую, и то не сразу и только благодаря помощи Бойскаутского интернационального бюро в Лондоне, которое заявило, что признает только одну организацию, во главе которой Пантюхов. Когда Богданович пробовал зарегистрировать свою организацию, ему было предложено договориться с Пантюховым о создании федерации. Богданович на это не согласился и порвал вообще со скаутизмом. Все мы люди грешные, и потому расколы были и, вероятно, будут. Предшествующих ОРЮР организаций не было, если не считать тех которые существовали до объединения в России. ОРЮР – это новое название для старой организации, которая с 1920 г. несколько раз меняла название: ОРС за г., ВНОРС, НОРС, НОС-Р и ОР.

 

Марина Лукина спрашивает:

«Как вы думаете, 1990 год был моментом, чтобы начинать ОРЮР в России? Или вы считаете, что лучше это было бы сделать позже?»

Думаю, что если бы мы не провели первый лагерь ОРЮР в России в 1990 г., то никакого ОРЮР сегодня в России не было бы.

 

Марина спрашивает:

«Какие предметы вы думаете, что помогли курсантам вести лагеря во время второй мировой войны?»

Если вопрос о лагерях, то ответ прост – лагерное дело.

 

Далее Марина спрашивает:

«Вы говорили о предметах КДР и как добавлялись новые предметы. Как вы думаете, как изменился первый курс КДР до сегодняшнего курса? Какие перемены вы должны были сделать?»

Об этом я напишу отдельную статью.

 

Последний вопрос принадлежит тоже Марине Лукиной:

«За все эти годы, что вам оставили курсы КДР, что вы никогда не забудете и что ещё исполняете?»

На вопрос, что мне оставил курс КДР, ответ прост. Записался на курс, не строя никаких планов, как теперь понимаю, планы были у Бори Мартино. Ему нужен был помощник, окончивший курс БКС, и он выбрал меня. Я был вожаком звена и не предполагал стать руководителем.

У КДР есть свой дух, который на разных людей действует по-разному. Одни, получив диплом, кидают его в мусор и вскоре уходят из ОРЮР. Другие, имеющие уже руководительскую должность, ждут от курса новых знаний, чтобы её лучше выполнять. Третьи, вроде меня, загораются желанием стать руководителем и принести пользу ОРЮР и через ОРЮР Богу, родине и ближним.

 

Отец Ярослав Беликов:

Объясни подробнее причины переименования организации в ОРЮР?

С 4 по 6 ноября 1945 г. в Мюнхене состоялся первый в зарубежье Съезд руководителей юных разведчиков, и было принято новое название ОРЮР.

Еще в 1941 г. Пантюхов дал новое название «Организация разведчиков», а я в 1942 г. утвердил название НОРР. Оба оказались не совсем удачными и Мартино придумал ОРЮР. Все согласились и приняли новое название без обсуждения.

В России не было единой разведческо-скаутской организации, а было движение. До 1914 г. организации назывались разведческими. Потом стали возникать организации, называвшиеся скаутскими. Подробнее об этом сказано в моём «Справочнике по истории ОРЮР».

ОИП в 1920 г. своим приказом объединил все русские зарубежные скаутские организации в одну Организацию русских скаутов за границей. В 1924 г. приказом № 146 он утвердил Устав и дал название Всероссийской национальной организации русских скаутов – ВНОРС, которую потом стал называть просто НОРС. В 1934 г. ОИП утвердил новый Устав и название НОРС–Р – скаутов разведчиков. Это компромисс между теми, кто пользовался названием «скаут» и теми, кто хотел называться по-русски – разведчиками, а таких оказалось большинство. В Шанхае 1 мая 1941 г. получили приказ ОИП о переименовании НОРС-Р в Организацию разведчиков. В оккупированной немцами Югославии этого приказа не получили, но мне об этом сообщили из Китая и я в феврале 1942 г. в приказе Инструкторской части об этом сообщил всем продолжавшим подпольную разведческую работу. Сообщение закамуфлировали, чтобы немецкая цензура не поняла в чём дело, и я решил, что нам надо называться Национальной организацией российских разведчиков.

Созывая на съезд, Мартино его назвал «съездом руководителей юных разведчиков», этим решив как назвать организацию. На съезде он предложил назваться ОРЮР, объяснив, что под этим названием организация зарегистрирована в Интернациональном бойскаутском бюро в Лондоне–- БСИБ, не зная, что НОРС-Р там больше не числится. Об исключении из членства в БСИБ мы узнали только в 1948 от Моннэ, представлявшего в Австрии и Германии БСИБ.

Отец Ярослав спрашивает «какие ещё предлагались альтернативы, и какие дискуссии были по этому вопросу». Никто никаких других названий не предлагал, дискуссии не было, руководители сразу согласились с предложением Мартино.

 

Екатерина Гончарова спросила:

Почему в 1957 г. ОРЮР приняла новый Устав, и какие в нём были изменения, которые привели к удалению Пантюхова как главы организации?

На этот вопрос трудно ответить, потому, что нигде и никто не объяснял причину, хотя многие догадывались, в чём дело.

Начнём с того, что зная на память адрес ОИП, Мартино послал ему письмо 6 июня через одного американца. Американцам было запрещено это делать, но нашёлся один, который согласился. Мне тоже, не без труда, удалось 1 августа отправить письмо. Ни Мартино, ни я ответов от ОИП не получили. ОИП знал Мартино, так как произвёл его в пом.скм., а меня наградил за работу с одиночками в Югославии «Белым Медведем» 2-й степени. Знал, но хотел узнать больше, а хорошо знал он только Темномерова, бывшего нач. Французского отдела.

Приехав в Германию на работу в конце 1945 г. Темномеров, который не знал, что в Германии во многих Ди-Пи лагерях уже ведётся разведческая работа, стал искать какого-нибудь старого русского скаута, чтобы помочь ему начать эту работу. Ему не пришлось долго искать, так как ему сразу указали на Мартино. Мартино рассказал Темномерову, что мы в годы войны работы не прекращали, что в Мюнхене 4–6 ноября был съезд руководителей юных разведчиков, что организация приняла новое название – ОРЮР, что создана Главная квартира, и, что сам Мартино был выбран заместителем Старшего русского скаута на Европу. Все это неприятно удивило Темномерова и он спросил Мартино, было ли на это согласие Пантюхова.

Мартино ответил, что и он и я писали Пантюхову, но ответа мы не получили. Тогда Темномеров сказал, что надо было ждать, а Мартино ответил, что надо было не ждать, а действовать. Темномерову не понравилось и новое название, и избрание Мартино заместителем Ст.р.ск., а может быть и то, что работа была начата не по его почину.

Одним словом, вскоре после встречи Темномерова с Мартино стало вырисовываться деление на «мы» и «вы», причем «мы» – это были Темномеров, ОИП и Бобровский, которому Темномеров помог начать в Париже работу с русскими скаутами, и «вы» – все остальные. Бобровский составил новый Устав НОРС, не зная, что ОИП дал новое название – Организация разведчиков, а ОИП его утвердил. Новый Устав давал в руки ОИП всю власть, предоставляя начальникам отделов быть только исполнителями воли Старшего русского скаута ОИП. Будь ОИП в Германии, такой Устав быть может и был бы приемлем для ОРЮР, но ОИП жил в США, с которыми у Германии ещё не было почтовой связи. Решения надо было выносить на местах и без замедления и потому ОРЮР в 1947 г. выработала Временное уложение, своего рода устав, к котором ОИП предоставлялось только возглавление ОРЮР, утверждение начальников отделов и награждение Белым Медведем и медалью за спасение погибающих. Если Устав Бобровского давал ОИП слишком много прав, то Временное уложение ОРЮР никаких прав ОИП не давало. Несмотря на это ОИП утвердил, но только временно до выработки единого Устава, и одно и другое. Начались безнадёжные переговоры, в которых ОИП был определённо на стороне Бобровского, которого назначил своим заместителем на Европу. Всё это привело к разрыву между возглавляемым ОИП НОРС и ОРЮР, которая в Уставе 1957 г. упразднила целиком всю главу о Пантюхове.

 

Е. Гончарова спрашивает:

Кто заведовал ОРЮР, и какая была у неё цель?

Заведовал (вернее возглавлял) ОРЮР Ст. скм. Б.Б. Мартино. Тогда ОРЮР вместе с другими скаутами-эмигрантами добивался признания у Бойскаутского интернационального бюро в Лондоне. Нас в 1957 г. пригласили на джембори. Мы продолжали вести русскую национальную пропаганду среди иностранцев. В моём справочнике подробно говорится о нашем участии на джембори в 1951 г. (с. 62–64).

Одновременно ОРЮР готовила руководителей для возвращения разведчества на родину после падения большевизма.

 

Е. Гончарова:

Что происходило в ОРЮР с 1957 г. по 1979 г.?

Об этом говорится в моём справочнике в главах «В Европе после разъезда в 1947 г.» с. 66-67 и «ОРЮР в заморских странах (по странам)» с. 67–71. Справочник получат все руководители как настольную книгу по истории ОРЮР. Буду рад, если у руководителей возникнут вопросы. Вопросы свидетельствуют об интересе к затронутым темам. Постараюсь всем ответить.

 

Е. Гончарова добавляет:

Считаю полезным составить хронологию всех знаменательных дат.

Был рад услышать такое пожелание. В «Страницах истории» № 10 от 15 февраля 1990 г. напечатано 10 страниц летописи организации. Готов добавить события последних 24 лет, но на это нужно время. У Кудряшова в книге «Российское скаутское движение» (А. 2005) есть глава «Даты и события из жизни русских скаутов», которая занимает с. 547–570. К сожалению не все имеют этот замечательный труд историка, с указателем, иллюстрациями и более чем 400 биографиями на 593 страницах.

Вопросы курсантов насчёт ВОСД

Екатерина Гончарова задала вдумчивый вопрос:

Почему ВОСД и С. Ботраченко были настроены против ОРЮР и всех связанных с нами?

Спасибо! На этот вопрос в двух словах трудно ответить. Начнём с того, что значат буквы ВОСД. Они обозначают Всемирную организацию скаутского движения (World Organization of the Scout Movement)

Почему ВОСД была против ОРЮР догадаться не трудно. Приехали ВОСДовцы в Москву на съезд, который должен был положить начало возрождению скаутизма в СССР с готовыми планами, что делать и как делать и неожиданно для них они встретились с представителями ОРЮР, как местными, так и приезжими. Они рассчитывали стать учителями для советской молодёжи, не знающей скаутинга, а встретились с ОРЮРовцами, которые до них успели провести разведческий лагерь и совсем не так, как это хотелось ВОСДу. С. Ботраченко была народным депутатом, которая, как и большинство советской номенклатуры люто ненавидела русскую эмиграцию. Всё это было в 1990 г. до развала СССР и присутствие русских эмигрантов было для ВОСД и С. Ботраченко неприятной неожиданностью.

 

Павел Микрюков спрашивает:

Что отличает движение от организации?

У организации имеется вертикаль власти: начальник организации – начальники отделов – начальники дружин – начальники отрядов – вожаки звеньев. Руководство идёт сверху вниз, а отчётность снизу вверх. Движение – это несколько крупных или небольших организаций, существующих одновременно и параллельно, не связанных организационно между собой, не подчиняющихся единому центру с руководителем во главе. У движения может быть основатель, он же и глава движения, и у него могут быть последователи, но ему никто не подчиняется. Организация, если она развалится, может, прекратив своё существование как организация, превратиться в движение, а движение может, объединившись, стать организацией.

Поясню примером. Сегодня в России существует более десятка больших и малых организаций скаутского типа, признающих более или менее эту связь со скаутизмом или полностью её отрицающих. Национальная организация витязей – НОВ отрицает свою связь со скаутизмом и старается не вспоминать, а иногда отрицает, что её основатель Н. Фёдоров был первоначально начальником Эстонского отдела НОРС, затем переехав в 1926 г. в Париж, основал там 5-й отряд русских скаутов и в 1928 г., порвав с Пантюховым, основал сперва витязей при РСХД, а затем в 1934 г. порвал с РСХД создал свою собственную Национальную организацию витязей – НОВ. При этом не говорится, что в других странах: Чехословакии, Германии, Латвии, Эстонии, Болгарии и Маньчжурии витязи продолжили сотрудничество с РСХД. Витязи превращаются в движение, которое в то же время становится частью российского скаутского движения и им в истории Ю. Кудряшова уделяется соответствующее место. Сегодня движение витязей перестало существовать, осталось только НОВ, которое можно рассматривать как часть скаутского движения в России, а можно и не рассматривать. Всё зависит от точки зрения наблюдателя. Одним словом, организация имеет чёткие формы, а движение – туманные.

Название ВОСД либо неграмотное, либо умышленно затуманенное. К организациям, которые являются членами ВОСД, центр ставит определённые требования, предоставляя им только некоторую автономию.

 

Вопрос А. Штиля:

Что является главной идеей ВОСД и какое влияние оказывает признание ВОСД на существование той или иной организации?

Этот вопрос можно считать самым важным из всех заданных мне вопросов насчёт ВОСД. У меня есть буклет ВОСД «Скаутизм это…», «Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера», Женева 1992, 112 стр. с илл. и «Скаутинг Книга для скаута», Женева 1993, 176 стр. с илл. В книге «Что есть скаутинг» на с. 14 сказано: «Скаутинг является определённым организованным институтом, имеющим определённую цель», но какую цель нигде не говорится.

ВОСД оказывает определённое влияние на скаутские организации. Если бы этого не было, не было бы и раскола в ВОСД, и с 1 января 1952 г. не было бы Федерации скаутов Европы – ФСЕ, объединяющей скаутские организации в 20 странах, в том числе и в России, и не было бы Всемирной федерации независимых скаутов ВФНС, основанной в 1996 г. По данным Википедии она охватывает 32 страны, в том числе и Россию.

 

П. Шмидт спрашивает:

Стоит ли искать Зарубежной ОРЮР сближения с ВОСД?

На этот вопрос был дан ответ БСИБ в 1951 г., когда нам сказали, либо вы вступаете в местные скаутские организации, либо мы вас больше не считаем скаутами. Наш Германский отдел в 1951 г. вступил в Союз немецких пфадфиндеров и, таким образом, получил право участия на Всемирном джембори в Австрии. Об этом у меня говорится подробно в Справочнике на с. 62–64. Сближение с ВОСД возможно только на условии записаться в местные скауты и забыть, что существует ОРЮР.

 

Марина Лукина спрашивает:

Почему Бойскаутское интернациональное бюро хотело, чтобы Агапов отказался от девиза «Будем как солнце!»

Собственно говоря, БСИБ было не так против девиза, как против всей программы курсов БКС, которая не совпадала с программой Гилвеллских курсов. Делалось это довольно мягко. БСИБ ничего не требовало, но в Югославии отделы Хорватия, Словения и Босния и Герцеговина готовили своих руководителей по программе Агапова, а в Белграде была «Лесная школа», созданная курсантами Гилвелла, которая хотела быть единственной законной. Белград не мог ничего запретить, но призывал к единой программе для руководительских курсов. Это кончилось компромиссом в смысле программы и отказом Агапова от девиза БКС.

 

Вопрос Е. Гончаровой:

Почему Ассоциация возрождения российского скаутизма – АВоРС была ликвидирована в 1991 г. и заменена Федерацией скаутов России?

На этот вопрос ответить не трудно. Ассоциация возрождения была задумана как временная организация для выполнения определённого задания. Спустя год в 1991 г. в России скаутизм возродился. Следовательно, Ассоциация своё задание выполнила.Из неё надо было создать федерацию из нескольких возникших скаутских организаций и включить их в ВОСД. Морейлльону, бывшему в Женеве, казалось, что в ФСР надо было бы ещё включить ОРЮР, принять их в ВОСД и задуманное дело было бы закончено, но Бондарь, почему то воспротивился, несмотря на то, что М. Данилевский и А. Захарьин выполнили все требования ВОСД.

 

Павел Микрюков пишет:

Чувствуется какая-то предвзятость и личное мнение в событиях мирового скаутинга.

До сих пор меня в ОРЮР упрекали за слишком дружеские отношения к не очень дружеским скаутским организациям. Помню в «Опыте» мне влетело за статью «35-летие украинских пластунов» в «Вестнике Гросс-Гессенского отдела» № 5 от 27 октября 1946 г. В другом журнале (не буду его называть) влетело мне за то, что я иногда приезжал на международные съезды руководителей как представитель не русских, а югославских скаутов. У ОРЮР было кого послать, а югославам было трудно, и они просили меня. От этого была польза и ОРЮР и югославам. Короче говоря, прошу Павла указать, где он заметил предвзятость и я готов исправить положение и готов ли он принять участие в работе ОРЮР с иностранными скаутами?

Мне кажется, что про ВОСД, ФСЕ и ВФНС следовало бы включить во 2-й разряд и написать о них более подробно для руководителей. Что думают курсанты?

Жду от каждого из вас ответ, что вам дал XXXI КДР, и что вы внесете нового в вашу руководительскую работу? Моё мнение о вас будет зависеть от ваших ответов на мои вопросы, если они будут. Предлагаю каждому из курсантов, подумать какой из него выйдет руководитель, и стоило ли ему ехать на курс?

 

Счастливой разведки. Будем как солнце!

Всегда готов! За Россию!

Скм. Ростислав Полчанинов

 

 

 

Курсанты XXXI КДР в час досуга


Установление отношений со священником

Священник на приходе должен исполнять очень много ролей. Батюшка и молитвенник–аскет; и служитель алтаря – совершает богослужения и таинства в храме, дома, на кладбище; и богослов – постоянно занимается духовным самообразованием; проповедник; администратор – возглавляет свой приход, а часто помогает и в епархиальном управлении, и исполняет архиерейские поручения; работает с детьми – возглавляет приходскую школу, преподает Закон Божий; психолог – разбирает тонкие личные проблемы и проблемы отношений между людьми; работает со стариками – посещает их дома и в больнице, напутствует их в вечную жизнь; миссионер – несет слово Божие отошедшим от Христа, также как еще не просвещенным; общественный деятель…

 

А разведческий руководитель должен уметь делать все!

 

Интересная параллель. Мы понимаем, что руководитель должен уметь все, но, реально говоря, у каждого «рука» свои интересы, свои таланты, и лучше, чтобы начальник ставил на определенную работу тех, кто к данной работе имеет особые способности, особый интерес.

 

В то время как священник тоже должен быть всем для всех, в действительности ни у кого нет способностей исполнять все виды работ. Поэтому мы встречаем одних священников, у которых блестяще поставлено детское образование в приходе, к другим батюшкам люди тянутся на исповедь, третьи главным образом пишут богословские труды и постоянно печатаются в журналах и в Интернете, а иные постоянно сопутствуют архиереям. И каждый на своем месте нужен, но не каждый успевает делать все, особенно все остальное, что от него ожидается.

А Устав ОРЮР даже требует не обременять строевых «руков» административной работой – пусть работают с детьми, не отвлекаясь. И хороший начальник отдела, начальник дружины, будет распознавать таланты «руков», чтобы поставить каждого туда, где он лучше себя проявит, где он будет работать и своим энтузиазмом принесет максимальную пользу общему делу.

Повторяю – в то же самое время каждый «рук» должен уметь делать все.

И то же самое со священниками. У каждого свои интересы и свои таланты, но они должны уметь делать все.

После такого предисловия, приступим к теме нашей беседы: все понимают, что начальнику нужно установить хорошие отношения с приходским священником. Это нужно сделать новому руководителю, когда новый священник назначен на приход, или когда начинаем развивать новую разведческую единицу.

Многие священники совершенно не знакомы с ОРЮР, и в первую очередь следует им кратко рассказать нашу историю, цель и методику работы. При том очень важно, во-первых, дать батюшке понять, что наша идеология основывается на Православном Христианстве, во-вторых, что наша организация ни в коем случае не стремится заменить собою Церковь, и наконец, что нашей единице нужна помощь Церкви, помощь священника. Обратите здесь внимание на то, что если сказать, что организация хочет помочь священнику и Церкви, это может быть неправильно понято, и получить нежелательную реакцию, поэтому именно наоборот – организации нужна помощь Церкви через священника.

Очень просто установить отношения со священником, который любит работать с детьми, который к ним тянется, а ребята его любят. Если ему правильно объяснить нашу работу, он может стать замечательным духовником единицы: будет посещать сборы, мероприятия, лагеря; будет приглашать разведчиков помогать в приходе; и даже будет поддерживать организацию и рекомендовать ее родителям.

Что же получается, когда не повезло, и в приходе моего отряда священник не имеет таланта работать с детьми, мало заинтересован в работе с разведчиками?

В таком случае нельзя ожидать невозможного, что священник будет идеальным духовником единицы, и тогда самому «руку» нужно стать духовным воспитателем. К сожалению, бывают такие случаи, когда батюшка может начать препятствовать работе «рука», а иногда и организации в принципе. Поэтому следует очень осторожно поступать: приводить всю единицу в храм на богослужения (предупредив настоятеля и спросив, можно ли ребятам прийти в форме, со знаменем), приглашать священника на скаутские праздники (предложить ему сказать слово, но не настаивать, если он откажется), на мероприятии его поблагодарить, потом поблагодарить его лично. Здесь главное – чтобы батюшка почувствовал и понял, что наша организация не пытается заменить собою Церковь, а наоборот, нуждается в Церкви, и правильно подходит к религиозному воспитанию молодежи. Если батюшка неправильно поймет «рука», то может враждебно отнестись к нам, и может нанести такой вред, что не только работать с ним будет невозможно, но и вся работа в пределах этого прихода может быть сорванной.

Хуже всего, если священник по какой-либо причине относится враждебно к организации. К сожалению, очень мало чего можно сделать для улучшения его отношения к нашей работе. В таком случае, кроме того, что «рук» должен проводить религиозное воспитание, он должен относиться с большим уважением к священнику, и какие бы ни были у него личные чувства к нему, должен внушать и воспитывать у молодежи уважение ко всему духовенству, и прикрывать от ребят, насколько возможно отрицательные чувства батюшки.

Можно попытаться привести примеры множества зарубежных священнослужителей, которые активно поддерживали разведческие организации (напр. св. Иоанн Шанхайский, архиепископ Нафанаил или протоиерей Серафим Слободской).

Но не надо особенно печалиться, когда не устанавливаются добрые отношения с приходским священником, так как есть много священников, замечательно работающих с молодежью, поддерживающих нашу организацию. К ним всегда можно обратиться за советом, можно пригласить к себе (и он приедет даже за тридевять земель!), и получить поддержку. А самое главное – редко когда у нас в лагере нет своего духовника. С ним можно спокойно поговорить, посоветоваться о своей духовной жизни, о методах и трудностях воспитания, о том, как подойти к настоятелю своего прихода. Пользуйтесь этой уникальной возможностью!

Прот. Ярослав Беликов,
XXXI КДР


Каким должен быть педагог (мысли вслух)

Многие люди прежде ставили вопрос о том, каким должен быть педагог, т.е. что должен представлять собой человек, который будет прикасаться к хрупкому миру души ребенка. Позволю и себе высказать некоторые мысли.

Прежде всего, педагог должен быть личностью. Тот, кто будет влиять на формирование внутреннего мира детей, должен сам быть содержательным человеком с целостным характером и мировоззрением. Такому человеку есть что рассказать и чем поделиться с учениками, с ним будет интересно.

Педагог должен быть культурным человеком с разнообразными интересами и широким кругозором. Он любит узнавать что-то новое, вдохновляясь мыслью, что культура – это то, что возвышает человека над животным состоянием. Ограниченный, ничем не интересующийся, замкнутый в своей рутинной работе человек это не идеал педагога.

Педагог должен быть психологом – уметь учитывать особенности возраста и природные способности своих воспитанников, чутко вести себя с ними, находить конструктивные способы разрешения конфликтов, выстраивать доброжелательные отношения между людьми.

Педагог должен быть руководителем молодежи, иначе сказать, лидером, т.е. не поддаваться давлению внешней среды, а, наоборот, воодушевлять других, вести их за собой и преображающе влиять на окружение.

Педагог должен быть идейным человеком, способным ставить стремление к высокой и прекрасной идее выше повседневных забот и сиюминутных желаний. Движение же к идеалу является залогом постоянного роста над собой. Только такие люди завоюют доверие и уважение лучшей части нашей молодежи, смогут ее вдохновить и увлечь за собой.

Педагог должен быть хорошим организатором и уметь так выстроить работу, чтобы каждый занял в ней место, соответствующее его призванию и способностям. «Все лучшие идеи, все добрые намерения пропадут даром, если жизнь будет плохо организована»[1].

Педагог должен быть творческим человеком: проявлять в полезном деле свои дарования и помогать детям раскрывать их таланты. Он должен уметь творчески, с открытым сердцем подходить к трудным ситуациям, не бояться инициативы и привлекать молодежь к созидательной деятельности. Совместное творчество – высшая и самая радостная ступень единения.

Педагог должен любить детей, т.е. уважать их, желать им добра и делать им добро – это первое условие успеха любой воспитательной работы. Только проявляя к детям любовь, можно научить их самих любить и сочувствовать, ведь личный пример – главное педагогическое средство. Именно любовь побудит ребенка подражать своему педагогу (а тот должен быть готов служить образцом для подражания). К этому нужно добавить, что в нынешнее время, когда общественная среда вне дома агрессивна, а многие подростки не получают достаточно любви в общении с родными и со сверстниками, на педагога зачастую ложится дополнительная задача – заполнить, по возможности, эту эмоциональную дыру.

Наконец, педагог должен быть верующим человеком, потому что без религиозного миропонимания теряют свои основы все нравственные требования и становятся бессмысленными высокие идеи. Человек, который сам не ищет и не находит ответов на вопросы о происхождении Вселенной, о предназначении жизни, о тайне смерти, не сможет помочь молодым людям найти свое место в мире.

Если собрать все это вместе, то можно сказать, вслед за М.В. Агаповым-Таганским, что педагог должен БЫТЬ КАК СОЛНЦЕ, т.е. не ждать услуг от других, но сам излучать радость и согревать окружающих доброжелательностью и оптимизмом. Слава Богу, в мире и в России есть такие люди. Чем больше их будет, тем счастливее будут дети, а значит – будущее.

Скм. Григорий Казаков

Скаут Aлександр Александрович Сольский
Убит большевиками в 1927 г.

Александр Сольский заслуживает нашего внимания своей глубокой любовью к Родине и сильным желанием ей служить. Саша, сын офицера лейб-гвардии, родился в 1904 г. в Петербурге. Двух лет отроду претерпел трагедию – остался круглым сиротой и раннее воспитание получил в семье дяди. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в кадетский корпус, жаждал служить России на военном поприще. Однако, после Октябрьской революции в 1917 г. корпуса был закрыты, Саша оказался на улице и ему пришлось пробираться к родным в Финляндию.

Общеизвестно, что Финляндия, где проживало много русских людей, была в свое время частью российской империи на правах автономии. Однако, в течение нескольких месяцев после революции в России Финляндия объявила независимость и русские в Финляндии оказались за рубежом.

Прибывшему в Финляндию Саше вскоре удалось поступить в русскую гимназию св. Алексея в финском поселке Перкъярви. На основе гимназии там образовалась дружина скаутов под руководством директора гимназии А.А. Колокольцевой, которую Старший Русский Скаут назначил начальницей отдела русских скаутов в Финляндии. Вскоре после поступления в школу Саша вступил в наши ряды.

Сверстники и старшие Саши вспоминали его как выдающегося, развитого и умного юношу, любившего литературу, с музыкальными способностями, имеющего веселый и открытый нрав и пользовавшегося любовью товарищей. Неудивительно, что Саша быстро выдвинулся на видное место в организации.

 

Перед парадом скаутов в Финляндии

После окончания гимназии в 1925 г. Саша поехал на работу в Хельсинки, главный город Финляндии, в котором вскоре тоже развернулся сильный скаутский отряд. Однако Сашу тянуло на Родину помогать народу, которого, по его мнению, притесняло правительство – в особенности после голода 1921–1923 гг., вызванного насильственной конфискацией зерна в Поволжье и на Украине, и о котором было достаточно широко известно в мировой прессе.

«Вот другие, кто старше, успели внести свою лепту», говорил Саша, «они боролись, страдали, послужили России, а что мы? ... что мы сделали?»

В 1927 г. он знакомится с Марией Владиславовной Захарченко-Шульц, патриотом и анти-большевиком, сильной женщиной и истинной красавицей, которая после смерти мужа в Первой мировой войне сама пошла на фронт и затем воевала в рядах Белого движения и в подполье. Вдохновленный ею, Саша совместно с другими проникает в Россию с целью защитить народ от произвола чекистов.

Но многого сделать Саше так и не удалось. Не то Сашин отряд предали, не то на него сами наткнулись большевицкие отряды, однако в течение каких-то двух дней после перехода границы члены отряда включая Сашу были один за другим обнаружены и арестованы.

20 сентября 1927 г. Саша был передан Военной коллегии Верховного суда. На суде он с жаром говорил о любви к России и бросал вызов судьям, прокурорам и подобранной аудитории большевицких агентов. Но конечно его слова были тщетны. Сашу приговорили к расстрелу 23 сентября. Саша погиб в возрасте всего лишь двадцати трех лет.

Скм. Александр Таурке

Дом-птица и птица в доме –
из истории русской избы

(Дополнение к цикловой игре «Славянин» Скм. Оксаны Сутягиной – «Опыт» №152)

Испокон веков, наблюдая за птицами, люди восхищались их привязанностью к своему гнезду, речке, озеру, и пр. Первое появление в весеннем небе стай, вернувшихся на гнездовья перелётных птиц, люди с давних времён отмечали как праздник, возвещавший о наступлении нового цикла активной жизни. Неслучайно человек посвятил птичьим сюжетам немалые разделы народного быта и декоративно-прикладного искусства. Да и первые жилища Северного и Среднего Урала — прикрытые широкими скатами крыш избы — можно назвать избами-птицами.

С конца XI века Урал начали активно заселять славяне. Об этом процессе историк В.О. Ключевский говорил: «По условиям исторической жизни и географической обстановки оно (славянское население — Л.Б.) распространялось по равнине не постепенно, путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые».

Корни древнего населения Северного и Среднего Урала находятся в краях, изобилующих птицами, — на берегах рек Северной Двины, Пинеги, Мезени, Ижмы, Печоры. Эту землю в России издавна называли Поморьем. Если отталкиваться от образного определения Ключевского, становится понятным, почему в народном обиходе (прежде всего у первопоселенцев) распространены понятия «присаживаться» и «садиться». Их использовали не только по отношению к народам и поселениям, но и к семьям, и даже к отдельным людям, облюбовавшим для дальнейшей жизни участок суровой североуральской земли.

Оказавшийся на Северном и Среднем Урале русский человек как будто и не вышел за пределы привычной для него климатической зоны с длинной, суровой зимой. Однако совершенно новыми для первопоселенцев здесь стали обильные годовые осадки у подножия Каменного Пояса, барьером вставшего на пути влажных северо-западных атлантических ветров. Вот по этим-то обстоятельствам поморский человек и вынужден был «садиться» на Урале по-особому, создавая местный, пермский, вариант своего обиталища.

Первые пермские крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами крыш, словно крыльями. Такой тип жилища известен здесь ещё со времён ломоватовской культуры, существовавшей в Верхнекамье в середине первого тысячелетия нашей эры. Она оставила после себя высокое металлургическое искусство, предметы мелкой пластики из меди, так называемые обереги, изображавшие разнообразных животных, начиная от ископаемого ящера и кончая лосями и птицами. Обереги прикрепляли к одежде и дорожным вещам.

Одним из главных символов этой культуры была большая птица с распахнутыми крыльями и с человеческим ликом на груди, призванная защищать дом и очаг.

Ставили, или, как говорят, рубили, избы мастеровитые крестьяне-плотники, виртуозно владевшие главным своим инструментом — топором. Для одной простой избы надобилось около 150 брёвен — в старину их называли «деревами». (И у слова «деревня» тот же корень. В древности деревни возводили группы людей, обживавшихся в лесной зоне). Строители избы в народном понимании именовались «строители мира».

Строительство избы начинали с изготовления и установки «стульев» — больших чурбаков из ствола лиственницы; их ставили вертикально в землю по четырём углам избы. На стулья «садилась» изба, точнее, её сруб, называвшийся «стопой» или «клетью».

За многие века жизни на севере, в непосредственном соседстве с вечной мерзлотой, русские крестьяне научились строить защищенные от холода жилища на достаточной высоте над землёй.

Первые пермские крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами-крыльями крыш. Такому типу строительства способствовала и потребность северного человека жить на свету, не заслоняемом ни высоченными снежными сугробами, ни соседними избами, ни возвышениями рельефа.

Вот почему, начав рубить избу, плотники «садили» на стулья не жилое помещение, а «подызбицу», или «подклеть» (место, затем используемое для хранения припасов и инвентаря). И только потом, над «мостом» из половых кедровых плах почти метровой ширины, рубили собственно избу — «истопу». Наибольшее пространство в ней занимала огромная и универсальная по своим возможностям русская печь — её называли «хозяйкой жилища». Она долго держала тепло, обогревая дом, в ней пекли хлеб, готовили пищу, которая до вечера оставалась горячей, на ней сушили одежду и валенки, а зимой спали.

Венец за венцом плотники сплачивали стены избы, заботясь о том, как стены будут держать огромную тяжесть заваленной сырым снегом крыши, укрывающей дом и его обитателей от всевозможных напастей, в том числе и от разъедающей дерево сырости, принесённой обильными весенне-осенними дождями. Плотники постепенно начинали наращивать размеры бревенчатых венцов таким образом, чтобы крыша опиралась не только на вертикальные стены, а ещё и на продолжавшие их бревенчатые карнизы, которые назывались «повалами». Выпуски же брёвен по фронтонам именовали «помочами», потому что стены как бы помогали тяжёлой крыше, нижние края которой, по замыслу её создателей, выступали за стены (то есть свешивались) на расстояние часто больше человеческого роста.

А это «курицы» — держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод. XVIII век.

Над бревенчатым, со специальной засыпкой, потолком по верху стен возводили две большие треугольные опоры для крыши из «брёвен-самцов». В самцы врубали слеги, образующие продольный каркас крыши, а поперечный её каркас состоял из стволов молодых елей. Их заранее заготавливали, отбирая деревья с мощными односторонними корнями (нередко корневые концы обрабатывали в виде птичьих голов). Еловые стволы комлями вниз врубали в слеги. Получались «курицы» — держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод. Их называют также водотечниками или потоками.

На решётчатый каркас слег и «куриц» укладывали в один или два слоя тесины, нижний конец которых опирался на дно водотечника. Верхние обрубы тесин по всей длине крыши прижимались особым массивным бревном-охлупнем, коньком или шеломом. На тяжёлом лицевом конце этого бревна издавна вырубали голову птицы, коня или какого-нибудь покровительствующего дому чудища, на спине у которого восседал, тоже высеченный из дерева, человечек-всадник.

Предметы так называемой ломоватовской культуры, обнаруженные археологическими экспедициями Пермского государственного университета. Название культуры произошло от села Ломоватово, где жили предки современных коми-пермяков. Слева — птицевидный идол VI—VIII веков. На его груди изображено человеческое лицо. Справа — трёхголовая летящая птица: вытянутое туловище, крылья и хвост покрыты орнаментом. Такие фигурки VI—VIII веков подвешивали как оберег к одежде.

Пермская изба никогда не стояла сама по себе. Она обрастала хозяйственными постройками. Суровые природные условия заставляли подводить двор и помещения для скотины под одну крышу с избой. Иногда, двор создавали рядом с избой, под отдельной крышей, но не меньших размеров, чем крыша избы. В этих случаях говорили о «доме под двумя, тремя», а то и «четырьмя конями».

Ко дворам примыкали огородная земля, или «усад», «удворная земля» (пашня), выгоны для скота, сенокосные, лесные, водные угодья. Крестьяне Северного и Среднего Урала занимались земледелием и скотоводством, лесными, рыбными и другими промыслами, а также множеством ремёсел.

Со временем горнозаводская «цивилизация» вобрала в себя уральское народное жилище и обычай жизни. Пермские крестьянские избы вместе со своим установившимся бытом переехали в новые прикамские города и образовали первые городские улицы, обусловили усадебный характер застройки не только крупных поселений при соляных промыслах, но и городов-заводов.

У русских старожилов земли Прикамской всё традиционное и символическое вокруг дома и внутри него пребывало в особом почёте. Почти все основные предметы домашнего обихода и украшения — деревянные, матерчатые, глиняные, железные, медные, костяные, кожаные — выдолблены, вырезаны, отлиты, откованы, разрисованы, расшиты изображениями птиц и зверей, деревьев и трав. Народный быт издавна хранил богатство символов, связанных с птицей. С наибольшей выразительностью они представлены в резьбе по дереву, в керамике и в медной пластике, так называемого пермского звериного стиля.

Поэтому и сам дом, до краёв наполненный разнообразным отображением жизни, казался живым. У него неповторимое, непременно обращенное к восходящему или полуденному солнцу лицо, или, как говорили, свой лик, своё чело.

У древней пермской избы на фасаде обычно два окна, как два глаза — взгляд изнутри дома наружу. Через окна, по народному поверью, «душа дома» созерцала красоту мира, ею жила, ею лечилась, ею наслаждалась. Окна в старину назывались «окончинами», а делали их особые мастера — оконишники. Оттого что у дома был свой лик, появились и такие названия деталей избы: наличники, очелье, причелины, подзоры, шелом и пр.

 

Уральская изба с двумя окнами на фасаде, словно два глаза, глядящих в мир. XVIII век.

 

У каждого дома — свой лик, своё очелье. XIX век.

 

Образ птицы Сирин как символа добра и благоденствия был на многих калитках старых крестьянских усадеб.

 

Сова на калитке — оберег от чужого сглаза, от разбойничьего нападения...

Талант крестьянского мастера признавали лишь тогда, когда его дом со всех сторон смотрелся пропорционально сложенным бревенчатым монолитом. Каждый плотник с топором в руках стремился вырубить из бревенчатой массы силуэт, способный украсить деревню — особенно в пасмурную погоду. При солнечном освещении игра света и тени на больших бревенчатых и тесовых плоскостях, причудливые световые и теневые пятна на выступающих частях, свесах, водотечниках и коньке могут остановить прохожего — полюбоваться красотой ручной древодельной работы. Ритмы венцов, ритмы изб и хозяйственных построек в поселении не только веселили глаз, но и радовали душу видом обихоженного человеческого жилья.

И ещё несколько забытых понятий и названий

 

Матица, матница, матка – название толстого поперечного бруса или бревна, врубленного поперёк здания в верхние венцы сруба внутри дома и поддерживавшее накат из брёвен или их половинок (плах). Матица врубалась таким образом, что торцы бревна с улицы не видны. Направление матицы всегда параллельно входной двери. При необходимости в середине, а то и в двух местах матицу подпирали стойками. Иногда к стенам и матице пришивали гвоздями тёс, образующий чистый потолок.

Установка матицы сопровождалась обрядами. Под концы ее (как и между двумя нижними венцами переднего угла) клали серебряные монеты. Установив матицы, хозяин угощал плотников в свежевозведённом срубе.

Поскольку матица разделяла жилище на две части, то осознавалась как граница двух миров — внутреннего (переднего) с божницей и обеденным столом и внешнего (заднего). Для отпугивания болезней между матицей и потолком закладывали можжевельник или чертополох.

Воронец. Горизонтальный брус, врубаемый в избе в столб, поддерживающий матицу. Использовался в качестве балки, на которую опирали полати. Воронец ставился перпендикулярно матице. При наличии в избе «стряпущей» (кухни), доски, которыми отгораживали её от основного помещения избы, также прибивали к воронцу. В домах побогаче для украшения помещения на воронец ставили блестящую медную посуду, то есть использовали его как полку.

Воронцом называли и полку, идущую вдоль стен. В курных избах дым, расстилаясь по потолку, всегда опускался до определённого постоянного уровня. Воронцы проходили как раз по этому уровню, отделяя светлую, нижнюю, часть избы от чёрного верха. С этим и связано происхождение названия полки: закопчённая часть - цвета воронова крыла.

Курица, кокора, куричина – деталь крыши дома, поддерживающая дождевой жёлоб, именовавшегося в народе потоком, водотечником, водомётом или застрехой. Иногда так называли пни, которые использовались в виде опоры венца дома (см. рисунок избы).

 

Все фотографии крестьянских усадеб XVII—XIX веков сделаны в старинном уральском селе Нижняя Синячиха, которое ведёт своё летосчисление с 1680 года. И именно здесь благодаря подвижничеству главного землеустроителя Алапаевского района Свердловской области Ивана Даниловича Самойлова возник уникальный для тех мест музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства. Создавая его, Иван Данилович спас множество памятников отечественной деревянной архитектуры, находившихся в аварийном состоянии. Сегодня музей находится под патронатом ЮНЕСКО.

Лев Баньковский
Кандидат географических наук (г. Березники)
Фотографии и рисунок Владимира Литвинова


Практика
Воздушный змей

Вариант 1

Один несложный в изготовлении воздушный змей – это плоский прямоугольный воздушный змей. Лонжероны простого прямоугольного воздушного змея изготавливаются из подручных средств. Можно приобрести углепластиковые трубки (например, в авиамодельных хобби–магазинах) или использовать «хлысты» от углепластиковых удочек. Но если этого нет под рукой, то в ход могут пойти сосновые палочки, штапики из хозмага, отрезки линеек.

Для обтяжки лучше всего использовать кальку. Это полупрозрачная бумага, которую можно купить в магазине канцелярских товаров. Она очень легкая и устойчивая к внешним воздействиям. Можно использовать и пленку от мусорных пакетов, благо их можно купить любого размера.

Немаловажная деталь, хвост змея, изготавливается из той же бумаги или пленки. Можно использовать и канцелярский скотч, но его надо складывать вдвое липкой стороной друг к другу, иначе будет сплошное мучение.

В качестве леера (лески) для небольшого змея площадью до половины квадратного метра можно использовать обычные нитки. Однако лучше сделать змей больше и использовать тонкий капроновый шнур или рыболовную леску. Леска бывает разного диаметра и удельного веса.

Для изготовления змея потребуется 3 стержня или планки. Две планки длиной 750 мм соединяем крестом и фиксируем нитками. Верхняя планка длиной 450 мм крепится к двум предыдущим, она нужна для того, чтобы змей сохранял форму. При большой площади воздушного змея необходимо сделать еще одну посредине – на чертеже она обозначена пунктиром. Жестко следовать размерам не обязательно, можно увеличить или уменьшить, необходимо только сохранять пропорции

Пленку или бумагу необходимо по контуру проклеить канцелярским скотчем. Обычно рекомендуют вклеить нитку, но скотч крепче на растяжение, липнет и к пленке и к бумаге и к тому же предотвращает износ краев воздушного змея.

Края змея к планкам-рейкам крепим нитками.

Для полетов змею нужна уздечка, ее делаем из трёх отрезков нашего леера. Длина нижней (центральной части) равна половине высоте змея. V образная верхняя часть должна касаться своей серединой центра змея.

При запуске, возможно, придется увеличивать длину хвоста, можно сделать на хвосте кармашек и класть туда утяжелители – например, камешки. Чем сильнее ветер, тем тяжелее должен быть хвост змея.


Вариант 2

Ещё одна инструкция по изготовлению простого воздушного змея для детей. Дети в возрасте от двух лет будут с радостью запускать этого змея и смотреть, как он парит в небе. Изготовление данного воздушного змея не займет много времени.

Материалы: лист полиэтилена (целлофана); 2 бамбуковых шампура для барбекю длиной около 30 см (можно заменить чем-нибудь похожим, но обязательно легким); скотч; леска или прочная нить (катушка ниток); линейка; маркер; ножницы.

Этапы изготовления воздушного змея

Возьмите две бамбуковые или деревянные палочки.

Отметьте на каждой середину, а на одной из них еще и 1/4.

Разложите целлофан на рабочей поверхности так, чтобы он лежал ровно и на нем поместились палочки.

При помощи маркера отметьте все крайние точки основания нашего змея. После этого соедините все точки по контуру, чтобы получилось очертание змея.

Обрежьте целлофан ножницами по контуру.

Отрежьте от скотча прямоугольник приблизительно такого размера, как выделено на рисунке красным. Сначала приклейте скотч к внутренней части, а затем к наружной. Сделайте это аккуратно, чтобы палочки были под скотчем.

Из целлофанового пакета вырежьте ленту. Длина ленты должна быть приблизительно в 10 раз больше одной палочки. Если края ленты будут неровные, то змей будет летать лучше.

Привяжите ленту к концу воздушного змея и закрепите скотчем.

Там где палочки пересекаются, проделайте маленькое отверстие в целлофане и привяжите прочную нить. Длина нити должна быть не менее 15 метров. Постарайтесь надежно закрепить нитку, чтобы она не развязалась. Можно закрепить узел скотчем.

Оставшуюся ленту можно намотать на деревяшку или плотный картон. Теперь ваш змей готов к полету, – конечно, в хорошую погоду!

Когда нет ветра, дети младшего возраста могут повеселиться, бегая и буксируя воздушного змея. Взрослые могут придерживать его за «голову».

Автор неизвестен. Прислала скм. Оксана Сутягина



[1] Заповеди организатора // Скаутский мир, №3 (56), 2010. С. 6.