Журнал скаутских руководителей "Опыт" №148 (июнь 2013)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt148.pdf572.85 КБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы.

Содержание
От редакции
Мысли об ОРЮР – И. Ефремов
Православное понимание патриотизма – А.И. Тучков
Создание И.Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России – Р.В. Ковшов
Концепция воспитания в скаутском лагере – А.М. Аглямутдинова

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Редактор – скм А. Аристова astaristov@gmail.com
Технический редактор – ски А. Каркач scout@mail.ru
Страница журнала в Интернете: scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал.
«Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Материал просьба присылать за месяц до выпуска очередного номера.

Главная Квартира ОРЮР
№ 148, июнь 2013 г.
© SGPA 2013

От редакции
Если подобрать подзаголовок данному номеру «Опыта», то самым подходящим было бы «Кто мы?» Нас часто спрашивают, чем мы занимаемся и что мы из себя представляем.
Был и такой ответ: «ездим в лагеря, ходим в походы, поем песни у костра…». К сожалению, это был ответ скаутинструктора. Не все дети знают, почему они стали скаутами, – мол, родители записали.
Каждый скаут-разведчик должен знать о «себе» о «нас», о нашем прошлом, о нашей идеологии. К этой теме как нельзя кстати подходят статьи СТС Ильи Ефремова «Мысли об ОРЮР». В этом номере в виде передовицы помещаем первую часть – «О нашей идеологии. Кто мы?».
Продолжаем печатать доклады, прочитанные на конференции «Внешкольное воспитание в современной России», состоявшейся 15–16 декабря 2012 года в Москве.
Лето в разгаре. Пора лагерей. Всем членом нашей большой семьи желаем СЧАСТЛИВОЙ РАЗВЕДКИ!
Скм А. Аристова

Мысли об ОРЮР
Часть 1. О нашей идеологии. Кто мы?
Дорогие братья и сестры!
Хочется с вами поделиться своими мыслями о нашей организации. Часто у каждого из нас в душе возникает вопрос – кто мы – скауты или разведчики? Мы отвечаем на него каждый раз по-разному – в зависимости от обстоятельств. Например, когда перед госорганами нам нужно подчеркнуть принадлежность к всемирному скаутскому движению, мы говорим, что мы скауты. Другой пример, в РПЦ многие негативно воспринимают слово «скаут» – тогда мы говорим, что мы юные разведчики. И так далее – подстраиваемся под выгодную нам ситуацию. Я никого не собираюсь обвинять – я сам так иногда поступаю. Просто хочу разобраться.
Мы всегда говорим, что на русский язык слово «sсout» переводится как разведчик, но это, мягко говоря, не совсем верно. Ведь в английском переводе наша Организация Российских Юных Разведчиков переводится как «Organisation of Russian Young Pathfinders», а не «Organisation of Russian Sсouts». Так кто же мы на самом деле?
Давайте честно ответим на этот вопрос без смущения и стеснения – мы не скауты, мы юные разведчики. Мы совсем другая организация, хотя и работающая по скаутскому методу. ОРЮР как национальная православная организация давно переросла скаутские «одежды». Да, когда наша организация зарождалась в далеком 1909 году, мы действительно были ещё скаутами. Хотя уже тогда основатели нашего движения задумывались над этим вопросом, и не зря книга О.И. Пантюхова называлась «Юный разведчик». Но именно в эмиграции наступил тот момент, когда наши братья и сестры осознали себя русской национальной организацией юных разведчиков. Если бы этого не произошло, скорее всего, наши отряды и дружины растворились в море национальных скаутских организаций тех стран, на территории которых они проживали – русские скауты стали бы американскими, немецкими, французскими скаутами, но уже не российскими. Для этих людей, с точки зрения логики, это было бы выгодно, т.к. решало бы кучу проблем. Оставаться русской организацией в чужой стране иногда было даже не безопасно. Но почему-то наши братья и сестры не пошли на это – они захотели остаться русскими. Поэтому и произошел процесс самоопределения, самоидентификации себя как Организации Российских Юных Разведчиков. Мы – русские, мы – Православные! Именно осознание этой мысли и позволило сохранить нашу организацию за границей и возродить её в России. На западе в скаутских организациях слабо развита идеология – они хорошо знают, как стать скаутом, но слабо понимают зачем. Сохранились, конечно, и скаутские организации с сильным идеологическим началом, но это, как правило, католические, с чуждой нам идеологией прозелитизма. В качестве примера здесь можно привести ФСЕ (Федерацию скаутов Европы). Интересно, что идеологи сближения ОРЮР и ФСЕ, вплоть до слияния в единую организацию, с презрением отзываются о многолетнем опыте нашей зарубежной ОРЮР , благодаря которой мы и сохранились как российская православная организация. Ведь ни для кого не секрет, что на западе в Православии видят главную причину того, что Россия до сих пор не развалилась, и именно на Православие сейчас обрушиваются все антихристианские силы. Так что выводы делайте сами.
Не надо бояться признаться себе, что к всемирному скаутскому движению мы не имеем никакого отношения, и что нам не надо вступать ни в какие международные и европейские скаутские организации, какими бы хорошими и добрыми они ни казались. Незачем. Что мы там можем приобрести? Только проблемы. Конечно, кто-то может с этого хорошо «поиметь» и себе оттяпать лакомый кусочек, а остальные? А наши дети? Им это зачем? Здесь речь не идет о методическом сотрудничестве со скаутскими организациями, так как мы всё же используем скаутский метод в воспитании наших российских детей, и методическая помощь нам иногда требуется. Хотя у нас такой богатый опыт в ОРЮР, что мы можем им поделиться и с более мощными организациями не только в России, но и за границей.
Опять же здесь речь не идет о том, что ОРЮР должна замкнуться в себе и пугаться каждого, кто постучит к нам в дверь. Мы открыты к сотрудничеству и даже, наверное, готовы объединяться с такими же национальными православными организациями, для которых на первом месте стоит «Любовь к Богу, Родине и ближним».
Пора отбросить всё смущение и открыто заявить всему миру – Мы юные разведчики! Мы Православные! Мы русские!
Часть 2. Кто виноват и что делать?
Извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» не обошли стороной и нашу любимую ОРЮР. Желание поделиться своими мыслями о внутреннем состоянии ОРЮР у меня возникло после очередного Совета ОРЮР, который прошел в феврале 2012 года. Что же у нас не так и как это исправить? – этот вопрос не дает мне покоя с самого первого дня, когда я пришел в ОРЮР. Для меня, прочитавшего 3 разряд, ОРЮР представлялась семьёй любящих друг друга руководителей и детей, где все братья и сестры, где нет ссор и противоречий, где царит дух разведческих законов, которых все неукоснительно придерживаются, и старшие являются положительным примером для младших. Идеалистическая картина, не правда ли? Вот в такую ОРЮР я и вступал (уверен, что многие вступали в ОРЮР с такими мыслями и чувствами). К сожалению, реальность оказалась не так радужна как мое представление об ОРЮР. С годами я все больше в этом убеждался. Постоянные ссоры между некоторыми руководителями огорчали меня. Были даже мысли уйти из организации, чтобы не касаться этой «грязи». Но я поступил по-другому (как и все те, кто сейчас читает мое письмо). То обещание витязя, которое я дал июльской ночью 2002 года, остановило меня. Мне стало стыдно за ту слабость, которую я проявил. Стыдно перед моими ребятами, перед руководителями, перед самим собой. Я понял, что несу ответственность за всю ОРЮР, пусть и в должности начальника отряда – ведь это самая главная и почетная должность в ОРЮР! Начальник отряда (стаи, круга) – это руководитель, который непосредственно работает с детьми, несет главную миссию организации – воспитывать своих младших братьев и сестер в духе данного Торжественного обещания! Именно начальники отрядов (стай, кругов) вместе со своими единицами являются тем фундаментом ОРЮР, на котором все держится. Это не громкие слова – это суть нашей работы!
И я принял для себя такое решение – как бы трудно и тяжело ни было, я должен приложить все силы, чтобы ОРЮР в России стала такой Организацией, в которой слова не расходятся с делом, а все, от нежнолапки до скаутмастера, стремятся жить по нашим законам, которые для нас не пустой звук, а руководство к действию. Чтобы мы гордились не только нашим прошлым, но и нашим настоящим (пусть меня не обвиняют в гордыни, т.к. речь идет не о личной гордости, а о гордости за свою организацию!).
Очень важно для исправления ситуации в ОРЮР все наши действия соотносить не только с нашими законами, но и Божественными заповедями (хотя наши законы основаны на христианских заповедях), и в целом со Священным Писанием и Священным Преданием. Мы не должны забывать, что мы в первую очередь – православные христиане, а уже потом руководители, мужья, жены, отцы и матери. А глаза православного христианина обращены не вовне, а внутрь себя, поэтому Господь и призывает нас не искать сучка в глазе брата своего, а пойти и вынуть бревно из своего глаза (ср. Мф.7:4-5; Лк.41-42). «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.» (Мф.7:1-2) – вот главный принцип наших взаимоотношений, как между руководителями, так и между нами и детьми . «А теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.13:13) – вот заповедь которую дает нам Христос через своего Апостола. «И потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Если мы стремимся быть учениками Христа, то на первом месте в наших отношениях должна быть истинная любовь, которая и есть Христос! (1 Ин.4:8; 1 Ин.4:16). Будем так же помнить слова блж. Августина, еп. Иппонийского: «В главном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь».
Однако есть опасность, что под видом любви мы можем оправдывать все наши безрассудные поступки. Некоторые утверждают, что и законов не надо, и уставом и положениями можно пренебречь ради любви – «…буква убивает, а дух животворит.» (2 Кор.3:6)». Это обман! Ведь Господь сказал «Не думайте, что Я пришел нарушить закон <…> не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Мф.5:17). Не зря святые отцы утверждали «Порядок – дело Божественное». Если не будет порядка – будет хаос, а хаос – это стихия сатаны. Наш Устав и наши Положения, наши законы – это есть механизмы для поддержания порядка и дисциплины. Там где нет дисциплины – жди беды!
Несколько слов о субординации. Иерархия была придумана не людьми – это Божие устройство для поддержания порядка как на Небе (Духовная или ангельская иерархия), так и на земле (церковная иерархия). Подчинение одних другим – есть важный механизм человеческих взаимоотношений. Но это подчинение не должно быть подчинением насильственным, когда слабый подчиняется более сильному. Должно быть добровольное подчинение, основанное на авторитете и передаче полномочий более опытному и уважаемому руководителю. Конечно, в наших отношениях не должно быть места хамству и высокомерию, авторитаризму и деспотизму. Ведь как только руководитель перестает считаться с мнением других, опираясь только на свое мнение и свои желания, тогда он теряет всякий авторитет и его власть заканчивается (просто ему перестают подчиняться). Хороший способ общения мы применяем в нашем Верхневолжском отделе – все руководители, не зависимо от званий и должностей, открыто высказывают свое мнение (не обязательно на руководительских сборах, но и наедине) друг другу лично (т.е. не в переписке), но с любовью и уважением, соблюдая такт и выбирая выражения, чтобы не обидеть своего брата или сестру .
Поэтому, если мы, руководители, будем строго придерживаться установленных в ОРЮР порядков (без фанатизма и узости), будем соблюдать субординацию в отношениях друг с другом в духе братской любви , тогда в ОРЮР будет гармония и стабильность. Только тогда мы сможем стать сильной и влиятельной организацией, которая будет примером для других и для нас самих.
Часть 3. ОРЮР и Церковь
Взаимоотношения ОРЮР и Русской Православной Церкви Московского патриархата требуют особого рассмотрения. На протяжении девяти лет я являюсь руководителем секции по взаимоотношению ОРЮР и РПЦ. За это время я смог накопить некоторый опыт в этом вопросе и имею представления о тех проблемах, которые возникают между нами.
Конечно, ОРЮР и РПЦ нельзя ставить на одну линию и сложно вообще сравнивать. Члены ОРЮР в большинстве своем – православные христиане, т.е. члены Церкви. Однажды в своем интервью один из руководителей ОРЮР сказал интересную вещь: «В Церкви и в ОРЮР – все братья и сестры, то есть мы две семьи, которые помогают друг другу». Я задумался над этими словами и у меня возник вопрос: «ОРЮР и РПЦ – это одна семья или это две семьи?». С одной стороны, мы, как я уже сказал, православные христиане, т.е. члены Церкви, а с другой, ОРЮР, как общественная организация не является структурным подразделением РПЦ (как например БПС). На мой взгляд, мы не две разные семьи, а, скорее всего, ОРЮР – это малая семья внутри большой семьи – Православной. РПЦ в данном случае понимается не как административный аппарат, как общность православный людей. Для того чтобы быть православной организацией, ОРЮР не надо становиться частью структуры РПЦ – это даже не полезно! Ведь наша Организация уникальна сама по себе и очень полезна РПЦ именно в том состоянии, в котором ОРЮР находится сейчас. Поясняю. По государственным законам религиозные организации (приходы, монастыри, братства, сестричества и т.д.) отделены от государства, в том числе и от системы государственного образования и не могут создавать свои представительства (отделения) в государственных и муниципальных учреждениях образования и молодежной политики. А ОРЮР, по Уставу являющаяся общественной не религиозной организацией, без всяких ограничений может сотрудничать с такими учреждениями и даже существовать при них. То есть, в отличие от церковных организаций мы можем создавать наши отделения при государственных образовательных учреждениях, учреждениях молодежной сферы и воспитывать там детей на традиционных православных ценностях, которые лежат в основе нашей идеологии. Такой союзник, в лице ОРЮР, РПЦ крайне необходим. Поэтому наша задача как можно быстрее убедить церковные власти, что именно ОРЮР, не словами, а делами ежедневно показывает, что является подлинно православной организацией, ведущей детей и молодежь к Богу.
К сожалению, в России нам приходится доказывать это регулярно, в отличие от зарубежья, где Русская Православная Церковь за границей давно признала роль ОРЮР в деле воцерковления детей и молодежи. Как ни странно, но именно тот факт, что ОРЮР-З активно взаимодействует с РПЦЗ, до 2007 года вызывал к нам недоверие со стороны православного духовенства в России. Нас здесь в России считали адептами РПЦЗ и мешали нам активно развиваться на приходах РПЦ. Но, слава Богу, в 2007 году произошло объединение РПЦ и РПЦЗ, между этими церквями установлено евхаристическое общение, РПЦЗ стала частью РПЦ, и отношение к ОРЮР в церковной общественности постепенно стало меняться к лучшему. К тому же наша работа с детьми наконец-то была оценена по достоинству, и в феврале 2008 года на имя руководства ОРЮР–Р поступил Поздравительный адрес с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на дальнейшую работу. ОРЮР в глазах РПЦ приобрела статус официально благословленной на работу с детьми и молодежью православной организацией, которая к тому же помогает «наводить мосты» и укреплять взаимодействие с РПЦЗ. Ведь ОРЮР de facto является международной организацией, имеющей свои отделения во многих странах мира.
Еще одним не простым вектором взаимоотношений ОРЮР и РПЦ является наличие у РПЦ в структуре Синодального отдела по делам молодежи (далее СОДМ) своей собственной скаутской организации – Братства православных следопытов. Эта организация фактически была создана в 2000 году, хотя свою историю ведет с 1991 года. Наличие в структуре РПЦ своей собственной, хоть и малочисленной, скаутской организации спровоцировало не всегда здоровую конкуренцию между БПС и ОРЮР. Естественно с самого начала мы были в разных условиях – БПС имела полную поддержку РПЦ, и в ее создании непосредственное участие принимало православное духовенство при поддержке епархиальных властей на местах. ОРЮР такой поддержки не имела (к сожалению, даже были случаи принуждения руководителей ОРЮР переходить в БПС). Отношения между БПС и ОРЮР оставались крайне сложными, вплоть до смены руководства СОДМ в октябре 2010 года (несмотря на хорошие личные взаимоотношения с архиепископом Костромским и Галичским Александром, председателем СОДМ, который активно поддерживал ОРЮР в своей епархии, общий вектор отношений СОДМ и ОРЮР был сложным). С приходом в СОДМ в качестве председателя епископа Бронницкого Игнатия, викария Московской епархии и его заместителя Вадима Квятковского, ситуация стала улучшаться. ОРЮР входит в состав Совета православных детских и молодежных общественных организаций при Синодальном отделе по делам молодежи. Сейчас мы активно взаимодействуем в разных направлениях – участвуем в проводимых СОДМ мероприятиях (акция «Вифлеемский огонь», «Георгиевский парад на Поклонной горе» и т.д.), приглашаем на наши курсы в качестве курсантов представителей БПС (в том числе и на КНЕ и КДР под Костромой в 2011 г.) и т.д. Инструктора ОРЮР непосредственно участвовали в проведении курсов для БПС в Кемеровской епархии. В Краснодарском крае и Воронежской области проходят совместные лагеря ОРЮР и БПС. Скорее всего, мы и в дальнейшем продолжим курс на сближение наших братских организаций. Можно рассмотреть предложение о соотнесении и взаимном признании наших разрядов. Мое глубокое убеждение состоит в том, что во взаимоотношении с БПС мы просто обязаны забыть все обиды и взаимные претензии и строить наши отношения в духе братской любви и дружбы.
У ОРЮР сложились очень хорошие отношения с другим Синодальным отделом – Отделом по связям Церкви и общества, который возглавляет протоиерей Всеволод Чаплин. В результате такого сотрудничества, представители ОРЮР неоднократно приглашались участию в Общецерковных празднествах и мероприятиях. Во время празднования Дня славянской письменности и культуры (24 мая 2010 года) члены ОРЮР стояли в почетном карауле при встрече Вселенского Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Затем ОРЮРовцы, вместе с членами БПС, возглавили праздничное шествие от Храма Христа Спасителя до Васильевского спуска Кремля. Принимали участие и в Дне народного единства (в рамках которого, 4 ноября 2010 года прошла встреча членов ОРЮР со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом), а также и в других важнейших мероприятиях. Представители ОРЮР (ВВО и дружина «Москворечье») являются членами Совета православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.
Постепенно выстраиваются отношения ОРЮР и на местах. У многих единиц и дружин появились духовные руководители из числа местного духовенства, благословленного епархиальными архиереями. Не везде пока эта работа налажена и носит системный характер, но радует, что она вообще есть. Необходимо выработать методику работы духовного руководителя, т.е. помочь разобраться священникам, чем и как им необходимо заниматься с детьми в ОРЮР.
Большой проблемой для ОРЮР является не высокий уровень воцерковления некоторых руководителей. Такое положение мешает выстраиванию взаимоотношений ОРЮР и РПЦ на местах, где руководители своим поведениям иногда провоцируют разногласия и даже конфликты. К счастью, таких мест становиться все меньше и увеличивается количество регионов, епархий, где проблем во взаимоотношениях местного духовенства и отделений ОРЮР нет. Наша задача – помочь руководителям в их духовном росте через организацию специальных курсов, семинаров, личных встреч. Нам самим нужно серьезно следить за своей духовной жизнью, чтобы ни у кого и никогда не возникало соблазна обвинить нас в неискренности и фарисействе. Если сам руководитель не ведет активной духовной жизни, то даже наличие духовного руководителя в отряде не дает должного эффекта при воцерковлении наших разведчиков.
Думаю, что пришло время подумать о том, как адаптировать нашу ОРЮРовскую терминологию к более адекватному её восприятию со стороны церковной общественности (пример, ввести параллельную терминологию для обозначения младшей ветви ОРЮР – название «следопыт» параллельно волчатам и белочкам, вместе с названием «стая» ввести название «патруль», вместо глазок – ввести степени ). Решить вопрос по лесным именам (видоизменить терминологию, унифицировать церемонию). Не надо отталкивать церковную общественность от нас нашей терминологией, т.к. большое количество наших единиц формируется на церковных приходах.
Самое главное – все зависит от нас самих! Если мы будем активно взаимодействовать с духовенством на местах, активнее приглашать священников в лагеря для проведения литургий, молебнов, исповеди, бесед с детьми и взрослыми, наконец, взращивать будущих священников и диаконов из своей разведческой среды (как в зарубежье, где из ОРЮР вышло более 40 священнослужителей, в том числе и архиереев ), просить у церковных властей на местах закрепления за дружинами и единицами духовных руководителей (реальных, а не на бумаге), по возможности закреплять единицы за конкретными храмами и выходить на настоятелей храмов с просьбой предоставить помещения для сборов единиц, тгда мы сможем реально изменить положение и получить в лице РПЦ главного и надежного союзника.
Хочется закончить свое письмо цитатой из Священного Писания: «…жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». (Мф.9:37-38; Лк.10:2).
Всегда Готовъ! За Россiю!
Ст. скм. Илья Ефремов

Православное понимание патриотизма
Карамзин дал хорошее определение патриотизму: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его». То есть никакого естественного патриотизма не существует, он является плодом воспитания. Об этом необходимо говорить, потому что за свою историю Россия пережила три тяжелейших цивилизационных слома, из них два – в течение одного, двадцатого, века. И оба были связаны с атакой на сам патриотизм как явление общественно-политической жизни.
Большевики, пришедшие к власти в 1917 г. и укрепившие свою власть, выиграв широкомасштабную гражданскую войну, повели яростное наступление на само понятие патриотизма. Понятно, почему – безбожное и инородческое руководство партии большевиков не считало себя связанным ни с историей России, ни с её культурой, ни с защитой её государственных интересов. Россия была нужна этой публике только с точки зрения использования её как фитиля запала мировой революции. Отсюда и причина расстрела в Киеве в 1919 г. с обоснованием – «потому что патриот», введение в Красной армии любой символики, в том числе и религиозной (!) – мусульманской и буддийской, но не традиционной православной. Использовалась языческая «марсова звезда» как эмблема Красной армии (первоначально «рогами» вверх); чёрная «опрокинутая» звезда – откровенно сатанинский символ, а также изображения чертей в красной авиации; свастика для калмыцких подразделений; полумесяц для мусульманских...
Под видом борьбы с «великорусским шовинизмом» шло наступление на русский язык – его даже намеревались перевести на латиницу, а Красная армия должна была учить искусственный язык эсперанто, как язык мировой революции. Был фактически отменён институт брака, активно пропагандировалась «свободная любовь» (видная большевичка А. Коллонтай даже выдвинула специальную «теорию стакана воды»).
Была отменена неделя – её заменила «шестидневка», была проведена многолетняя кампания по самому настоящему искоренению корней российского православного патриотизма во всех сферах жизни, от имён (имена Святых заменялись именами типа Вилор, Трозелина, Красармия и даже такими «образцами» благозвучия и высокого смысла, как Оюшминальд («Отто Юльевич Шмидт на льдине») и Цас («центральный аптечный склад») до преследования рождественской ёлки:

Только тот, кто друг попов,
Ёлку праздновать готов.

Следует отметить, что борьба шла именно с русским патриотизмом и его ядром – Православием. В союзных республиках проводилась политика «национализации», превратившаяся, между делом, в героизацию тех, кто воевал с русскими – от Салавата Юлаева до имама Шамиля. Так что у нынешних «самостийников», воспевающих предателей от Мазепы до эсэсовцев «Галичины», были весьма деятельные большевистские предшественники .
Некоторый откат в этой вакханалии начался только в середине 30-х годов, когда в средней школе начали изучать историю, в вузах появились исторические факультеты, а в 1940 г., «шестидневка», наконец-то, была заменена привычной неделей. Заодно в 1935-м реабилитировали и ёлку – правда, сделали её «новогодней», а не рождественской. Но все эти внешние, сугубо косметические послабления не касались основы – жесточайшего террора против носителей традиционной культуры, в том числе и культуры патриотизма – только в 1937–1941 гг. было арестовано 175800 служителей Церкви, из них расстреляли 110 тысяч 700 ! И даже всплеск патриотизма во время Великой Отечественной войны был использован идеологическим партийным аппаратом для формирования какого-то особого «советского» патриотизма.
Мало что изменилось и с началом «гласности» в конце 1980-х годов. Борьба за «историческую правду», против «тоталитаризма» превратилась в поход против отечественной истории вообще, в высмеивание и дискредитацию патриотизма. Не стало ни героев, ни подвигов, ни справедливых войн, ни истории как таковой – до сих пор издаются массовыми тиражами сочинения Фоменко и Носовского, вообще исключающие тысячу лет нашей истории, а заодно кощунственно отрицающие Личность нашего Господа и Спаса Иисуса Христа .
Существует, к сожалению, примитивное, пошлое, глупое понимание патриотизма, которое связывает чисто внешние, не относящиеся к духовной сфере явления (например, еду, питьё, одежду, музыкальные предпочтения) с высокими идеями. Эту пошлость поэт пушкинской поры И.П. Мятлев метко назвал «квасным патриотизмом». Термин прижился, но стал употребляться неправильно – «квасными патриотами» почему-то стали называть русских патриотов, хотя ни Пушкин, ни Карамзин, ни Достоевский, ни Ильин, - список можно продолжить, - ими как раз и не были. Интересно, а американский «патриотизм» такого вида как назвать? «Кока-кольным»? Ведь крутили во времена Рональда Рейгана по американскому ТВ ролик, в котором истинные американцы били бутылки с водкой и радовались, прижимая к груди бутыли с неким патриотическим напитком… С виски, надо думать. Впрочем, и у нас само понимание патриотизма именно с этой точки зрения временами становилось актом государственной политики, вспомним хотя бы преследования «стиляг» в 1950–60-е гг., когда о патриотизме молодых людей судили по ширине штанов – буквально:

Стиляга модный,
сам голодный,
штаны узкие
сам нерусский!

Тип такого «патриотизма» дошёл и до сего дня, его пытаются эксплуатировать некоторые политические партии. Поэтому стоит обратиться к первоисточнику. Как сам автор термина, И.П. Мятлев, трактовал «квасной патриотизм» в одноименном стихотворении? Ясно, чётко, не без ядовитой сатиры:

«Патриот иной у нас Манная, авек ле пенки,
Закричит: «Дю квас, дю квас, Ле морошка, лез опенки,
Дю рассольчик огуречный!» Поросёнок сюр ле хрен,
Пьёт и мается, сердечный, Ле кисель и ле студен, -
Кисло, солоно, - мове, Очень вкусно, но не в «етим»
Мэ се рюсс и вузаве, Ле патриотизм, заметим.
Надобно любить родное, Ведь он должен быть в душе!
То есть даже и такое, Кушанье ж – сетт ун пеше!»
Что не стоит и гроша.

То есть «кушанье – всего лишь грех» . Вполне православное понимание проблемы у человека, пережившего Отечественную войну 1812 года и наблюдавшему сцены подобного рода «патриотизма», описанные А. С. Пушкиным в «Рославлеве»: «Вдруг известие о нашествии и воззвание государя поразили нас. <…>… Народ ожесточился. Светские балагуры присмирели…<…> Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок; кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи… Все закричали о Пожарском и Минине…» И далее – чёткая характеристика этого явления – «проворная перемена и трусость», ведь совсем недавно дворянское общество, которое «было довольно гадко», любовь к Отечеству считало «педантством», а «молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием».
Это «квасное» понимание патриотизма прямо опасно – нельзя подменять мнимой значимостью бытовых явлений фундаментальные вопросы общественной жизни.
К сожалению, у нас практически забыто православное понимание патриотизма, что приводит к печальному извращению этого понятия, когда оно сливается с конкретной формой политической власти и даже с политическим режимом того или иного государственного деятеля, будь то Сталин, Пётр Первый или Иван Грозный .
Что же такое патриотизм в Православной традиции?
Надо отметить, что существует пять естественных начал нашего земного бытия, созданных Богом:
Личность (Быт. 2, 7),
Семья (Быт. 2, 18),
Нация (Быт. 11, 7),
Царство , то есть государство в его наиболее совершенной и Богоустановленной форме, кстати, потребованное у Господа самими людьми (1 Цар. 8, 4-7; Втор. 17, 15; Прит. 8, 15; Пс. 104, 15), и Церковь, не знающая ни национальных, ни государственных, ни классовых, ни расовых границ (1 Тим. 3, 15; Гал. 3, 26-28).
«Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание, должно быть православное воцерковление» . Царство здесь выступает как существенная составляющая Божественного Домостроительства : «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17).
Надо отметить, что Царство и Церковь связаны теснейшим образом. На горьком опыте истории замечено, что народ, отвыкающий молиться Богу вообще, а в частности – за Отечество, теряет могущественный способ возбуждать в себе силу для борьбы за свои интересы. Такой народ становится похож на психически больного, страдающего упадком воли. У него исчезает главное оружие, последнее на чёрный день – мужество, которое творит чудеса .
Это и есть православная целокупность, противостоящая попыткам раздробить единого человека на какие-то «составляющие», «модусы» или вовсе – «роли», навязав ему новомодную «ситуативную мораль», а в идеале – некое «планетарное сознание», отрицающее нацию и государство, вкупе с сознанием «экологическим», которое должно способствовать удовлетворению потребностей в противозачаточных средствах. Как раз к этому призывает скандальный «Гуманистический манифест 2000» - антисемейный, антинациональный, антигосударственный и безбожный .
Говоря о православном понимании патриотизма, мы должны обратить внимание на следующие важные позиции.
Во-первых, православный человек лоялен к существующей государственной власти. Следуя Священному Преданию, православные люди только в двух случаях должны оказать неподчинение властям: если правитель побуждает их отречься от православной веры и если он принуждает совершить грех. Именно за этот подвиг неподчинения мы почитаем Св. Великомученика и Победоносца Георгия и Св. Маврикия с мучениками Фиванского легиона. Стоит вспомнить, что именно Св. Маврикий стал Святым покровителем рыцарства – сословия людей чести, а Св. Георгий – Российского христолюбивого воинства и скаутов.
Во-вторых, мы не должны смешивать Церковь и государство. «Благословляя государство в его существе, в его жизни и идеале, Церковь не спешит благословлять отдельные конкретные акты государства и не ниспадает до уровня политического фактора или средства. Если же и благословляет, то не самый акт в его смешанной природе, но доброе в нём» . Эти слова выдающегося русского философа помогают нам понять и такие сложные проблемы, как благословение, которое дал митрополит (и будущий патриарх) Сергий (Страгородский) на участие православных людей в войне безбожного СССР против оккультного «Третьего рейха», да и некоторые другие меры церковного священноначалия, предпринятые им в период гонений.
И конечно, надо помнить о присущей Православию чёткой иерархии ценностей. Наше земное государство и верность ему – это лишь необходимая ступенька к желанному для нас православных, государству, имя которому – Царство Божие. «А кто Отечеству своему не полезен, тот и Царству Божию не пригож».
Тучков А. И., к.и.н., начальник православной дружины скаутов-разведчиков «Пазори», руководитель отдела религиозного образования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии

Создание И.Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России
В последние годы педагогами и психологами замечено распространение среди детей такого явления, как прекращение связи ребенка с внешним миром при нахождении его за компьютером. Основная деятельность детей в это время – игра. Выбор ребенком игры, из различных видов компьютерной деятельности, обусловлен возможностью постоянно получать в ней положительные психические эмоции. Выход ребенка из данного психологического состояния на общение с другими людьми, учебу, еду, сон для него неприятен, поэтому он старается, как можно скорее, возвратиться обратно в игру.
Большинство школьников проводят за электронной машиной определенную часть своего свободного времени. Но отдельные подростки пытаются постоянно находиться в собственной компьютерной реальности, более привлекательной по сравнению с существующей действительностью. Особенно их привлекает в компьютерной игре то, что в отличие от традиционных коллективных игр в личном «цифровом» мире не надо подчиняться общим правилам, считаться с мнением других людей. Войдя во взрослую жизнь, данные индивидуумы часто теряются для общества. Они живут в своей особой реальности (виртуальной игре) и по своим законам – законам «геймеров» (от английского слова «game» – игра). Внешний мир взрослому «геймеру» не интересен. Он не создает семью. Ему все равно, какая у него профессия. Контакт «геймера» с родителями и обществом происходит только для получения от них финансовых и технических средств для продолжения существования в виртуальной реальности. Все его мысли посвящены текущей игровой ситуации. Психологи называют данное явление компьютерной (виртуальной) зависимостью.
Для того чтобы ребенок стал полноценным членом общества, родителям и педагогам необходимо ограничивать его время нахождения у компьютера. В тоже время государственным учреждениям образования, спорта, подростковым клубам и детским общественным организациям необходимо предложить ему творческие или спортивные коллективные игры, как альтернативную замену индивидуальной компьютерной игре. Выполнение данной задачи поможет социализации детей и подростков и позволит не допустить увеличения в молодежной среде прослойки людей, заменивших реальный мир на виртуальный.
О роли групповой игры на стимуляцию развития детей в обществе писали ученые, как в России, так и на Западе. Например, современный зарубежный ученный Р. Коэй, основываясь на исследованиях Ж. Пиаже, Э. Ньюсона и Дж. Ньюсона, делает вывод о том, что возможность игрового общения со сверстниками оказывает огромное влияние на усвоение навыков социального поведения и стимулирует умственное развитие детей.
В нашей научной литературе высказывания о положительном влиянии коллективной игры на развитие ребенка можно найти как в монографиях ученых-психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) , так и в трудах ученых-педагогов. Например, Константин Дмитриевич Ушинский видел большую воспитательную ценность творческой коллективной игры в том, что в такой игре формируются общественные отношения у детей, умение выступать в разных позициях — командовать или подчиняться .
Советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко придавали важное значение воспитательным функциям сюжетно-ролевой коллективной игры, которая помогает подготовиться ребенку к социальной и трудовой деятельности. В своих педагогических работах Макаренко подчеркивает значение игры в формировании качеств будущего работника и гражданина, а Крупская говорит о необходимости использования воспитательных и обучающих возможностей творческой игры в школе. Особо Н.К. Крупская отмечает социализирующую роль групповых игр: «В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других».
С середины 1950-х годов до настоящего времени в России проводятся исследования о выявлении педагогических возможностей ролевой игры и поиски целесообразных способов ее применения в детском коллективе. Работы психологов и педагогов (Л.М. Иванова, Т.Е. Конникова, Н.С. Лукин, Е.С. Махлах, Е.А. Немежская, Н.С. Панова, И.И. Фришман, С.А. Шмаков) показали, что дети испытывают большую потребность в творческой коллективной игре.
Ученые-психологи разработали важнейшие теоретические положения об игре.
Интересен вопрос о том, почему у ребенка в определенном возрасте возникает потребность в творческой ролевой игре. Психологи полагают, что эта потребность связана с тенденцией подрастающего ребенка (дошкольника) проявлять самостоятельную деятельность, но к ней он пока не подготовлен. Противоречие между потребностью ребенка действовать определенным образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции – с другой, является источником возникновения творческой игры.
В онтогенезе личности хронологически первой является имитационная ролевая игра, служащая источником формирования социального сознания ребёнка в дошкольном возрасте. Ролевая игра – это моделирование ребенком деятельности старших в тех проявлениях, которые ему доступны. В ролевой игре ребёнок отождествляет себя с взрослыми и воспроизводит их функции в специально создаваемых им самим условиях. Характерную особенность игровых условий составляет замещение реальных предметов, с которыми действуют взрослые игрушками. В процессе общения ребенка с социумом и накоплением жизненного опыта ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. Поскольку человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребенок вступает в коллективные творческие игры. Этим и объясняется динамика развития игры - от индивидуальной игры имитации функций к сюжетно-ролевой, основанной на коллективных действиях.
Дети, которые играют только в компьютерные игры, выпадают из социально-культурной программы игрового овладения навыками и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Развитые у них умения (уничтожать чудовищ, находить клады и т.д.) нужны только для «жизни» в их виртуальном мире.
Представляет интересным обнаружить историческую точку старта появления феномена длительной коллективной сюжетно-ролевой игры в мире и в нашем Отечестве.
Основателем данного феномена можно считать канадского писателя-натуралиста, художника Эрнеста Сетон-Томпсона, создавшего в 1902 году в США детское движение «Индейцы – знатоки леса», главная цель которого, игра подростков в природную и социальную жизнь индейских племен.
Но, именно в России советского периода длительные коллективные сюжетно-ролевые игры получили наибольший масштаб развития и статус государственных мероприятий. Всесоюзные смотры, соревнования, игры («Марш пионерских отрядов», «Зарница», «Октябрята по стране Октября», тимуровское и коммунарское движение) охватили все подрастающее поколение СССР в 1960–1980-ых годах и стали особыми общественными и педагогическими явлениями.
В 1990–х годах с прекращением существования Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина завершилась организация государством длительных массовых сюжетно-ролевых игр для детей.
В советской педагогической литературе утвердилась аксиома, что первой, идею применить коллективную сюжетно-ролевую игру в воспитании детей, предложила Н.К. Крупская. Но, по нашему мнению, создателем идеологии и практики длительной массовой творческой игры в России являлся организатор отечественного детского движения, педагог и скульптор Иннокентий Николаевич Жуков (1875–1948).
Иннокентий Жуков родился в семье управляющего рудником в Забайкалье. Закончив читинскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. После его завершения, работал учителем географии в частных учебных заведениях Петербурга.
В годы работы в петербуржских школах у И.Н. Жукова проявился художественный дар. Он стал серьезно заниматься скульптурой. Его работы из глины и гипса хранятся в Русском музее, в музее Российской Армии, художественных музеях Москвы и других городов. В 1912–1914 годах Жуков-скульптор стажировался в Париже. Несколько его выставок привлекли внимание широкой публики и специалистов того времени.
Вернувшись в Россию, Иннокентий Жуков познакомился с деятельностью российского скаутского движения, сам создал скаутский отряд и стал ответственным секретарем Петроградского общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут». На этой должности Жуков начал развивать и пропагандировать альтруизм и рыцарство в противовес, существовавшему тогда среди скаутских руководителей, милитаристическому уклону. По его замыслу, в первую очередь надо развивать нравственные качества души ребенка, выраженные в разработанных Р. Баден-Пауэлом законах скаутов. Этика законов скаутов должна побуждать детей помогать ближним, утешать страждущих, приходить на помощь обездоленным. Главным для скаута-рыцаря должен быть нравственный долг перед людьми и Родиной.
Творчески используя европейские педагогические идеи и методы, И.Н. Жуков, фактически, стал главным идеологом и теоретиком российского движения скаутов (скаутизма) в годы I мировой войны. Главный аксиологический аспект воспитательной системы «скаутинг» для Жукова – это возможность, через игровую методику, привить ребенку нравственные ценности (служение Родине и всему человечеству; воспитание в характере мужества, воли, наблюдательности, активного альтруизма, моральной ответственности, чести) и укрепить его физическое здоровье. В понятной и привлекательной для русских детей форме он сформулировал, созданные основателем мирового скаутизма Р. Баден-Пауэлом, цели и задачи организации, ее законы и обычаи. Специально для русских скаутов им были разработаны нравственные заповеди, молитва скаута: «Боже, дай мне сегодня быть лучше, чем вчера», «железный закон» о хорошей учебе каждого члена организации. Проекты данных документов были приняты I (1915) и II (1917) съездами по скаутизму и изданы в брошюре «Русский скаутизм» (Петроград, 1916).
С 1917 по 1922 г. И.Н. Жуков учительствовал в Забайкалье. В эти годы он: преподает в школах города Читы; дополнительно учит лепке детей и создает скульптурные работы; организует работу скаутских отрядов Читы и летние лагеря; проводит методическую работу с педагогами. Его заслужено называли одним из энергичнейших работников Забайкалья.
Проблемы воспитания заняли особое место в педагогической деятельности И.Н. Жукова. Он пытался найти такие формы, методы воспитания, образования, которые «восполняли бы односторонний, рационалистический характер школы, способствовали воспитанию характера молодежи, чувству ответственности за других, изощряя органы чувства и развивая активные альтруистические наклонности». Суть новой системы внешкольного воспитания, по его мнению, заключалась в детской самоорганизации и самодеятельности, выражением которой на практике призвана выступать детская общественная организация, а основным методом – длительные игры. В своих работах «Родина и скаутизм» (Архангельск, 1918), «Новые основы социального воспитания» (Чита, 1921), «Мысль о воспитании» (Чита, 1922) Жуков высказывал новые воспитательные идеи, связанные с деятельностью детского движения: «Детская общественная организация (в том числе скаутская) должна учитывать естественную склонность детей к коллективизму-общинности, путешествиям-открытиям, самостоятельной деятельности».
И.Н. Жуков особо подчеркивал воспитательную ценность метода длительной игры, считая его «гениальным изобретением педагогики». Он существенно дополнил, развил этот метод. Длительную игру Жуков рассматривал как механизм создания детских внешкольных организаций, как способ включения детей в окружающую социальную действительность, как средство нравственного воспитания детей в совместной игровой деятельности (рыцарства, альтруизма, заботы, братства, взаимопомощи). Для него это метод, стимулирующий познавательную, творческую активность ребенка, полностью охватывающий жизнь ребенка, проникающий во все сферы его деятельности. Юные скауты-разведчики, тимуровцы, коммунары – играя в них, ребенок живет вместе со сверстниками в особой, воспитывающей лучшие нравственные качества, реальности.
Свои теоретические взгляды на роль игры в социальном воспитании детей он реализовывал на практике. В 1918 г. в Чите И.Н. Жуков организовал длительную игру по изучению родного края «Забайкальский экспедиционный корпус». В ней приняли участие около тысячи местных школьников. Дети распределились в отряды по специальностям, необходимым в экспедиции: разведчики, инженеры, ботаники, геологи, зоологи, сапожники, музыканты, санитары и прачки. Участникам игры Иннокентий Николаевич предлагал самостоятельно выполнить задания по природе и истории Забайкальской области. В летние периоды 1918–1920 годов в рамках игры состоялись краеведческие походы. Другим педагогическим опытом стал организованный Жуковым в 1922 году «Картофельный конкурс». Его поддержало Министерство народного просвещения Дальневосточной Республики. К участию в конкурсе приглашались все школьники Забайкалья. Желающие организовывали группы-объединения, выбирали участок земли, сажали картофель, обрабатывали, собирали урожай. 500 протоколов от коллективных участников поступило в Министерство.
Отдельное внимание И.Н. Жуков уделял работе с младшими школьниками. По его инициативе при приходских училищах Читы были созданы отряды «волчат» и «птенчиков». Данные структуры Жуков считал наиболее рациональной формой коллективного воспитания маленьких граждан Забайкальской республики. В их деятельности главной была придуманная Р. Баден–Пауэлом сюжетно-ролевая игра «Маугли», обучающая коллективной деятельности в «стаи» и одновременно развивающая индивидуальность личности ребенка 7–11 лет. Обобщение опыта длительных воспитывающих игр с младшими школьниками Иннокентий Жуков сделал в брошюре «Стаи волчат и птенчиков» (Чита, 1921).
В годы гражданской войны Восточная Сибирь переживала постоянную смену власти. Каждому новому правительству Жуков предлагал новые педагогические проекты, считая, что воспитание подрастающего поколения должно быть важно для любого политического строя. Для органов просвещения Советской России И.Н. Жуков также выдвинул множество оригинальных педагогических идей. Наркомпросу он предложил несколько универсальных воспитательных проектов, основанных на длительной сюжетно-ролевой игре: «Экспедиционный корпус учащихся», «Морской корпус – экспедиция в Африку» и «Фантастический проект создания при Наркомпросе должности Р. Крузо и Пятницы». В 1922 году в статье «Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики» он высказывает мнение, что во главе центральных ведомств просвещения должны стоять лица, близкие и дорогие духовному миру детей школьного возраста – литературные герои. Они возглавят длительную игру по всей стране: «...деятельность таких выдающихся работников просвещения, как т. Луначарский, импонирует лишь взрослым гражданам, оценивается только ими».
В 1921–1922 годах И.Н. Жуков являлся признанным идеологом и практиком движения «освобожденного от буржуазной идеологии скаутинга». В 1921 году в своих статьях он разработал и опубликовал основы методики преобразования существующих отрядов скаутов в структуры, которые могли бы работать в новых условиях советского строя. Им были предложены новые законы скаутов и торжественное обещание, в которых требовалась от ребенка верность трудовому народу и сценарии длительных игр, основанных на революционных и трудовых сюжетах. Нарком просвещения А.В. Луначарский, вспоминая об этом периоде его деятельности, называл Жукова – «инициатором нового, советского, красного бойскаутизма». В декабре 1921 года на заседании Научно-педагогической секции Государственного ученого совета под председательством Н.К. Крупской он выступил с докладом «О бойскаутизме», в котором пытался убедить ученых-педагогов (П.П. Блонский, А.Г. Калашников и др.), в том, что нужно сохранить скаутское движение в Советской России, преобразовав его в соответствии с новыми условиями страны.
Оставаясь скаутмастером, Иннокентий Жуков включается в разработку идеологии, педагогики нового детского движения - пионерского. Именно И.Н. Жуков в январе 1922 года в журнале «Костер» в статье «Открытое письмо скаут-организациям. Обращение к РКСМ» первым произнес наименование «пионер», как возможное для обозначения члена нового детского движения: «Слово «скаут», ненавистное РКСМ, пока еще малосведущему в вопросах педагогики, должно быть сохранено или, в крайнем случае, заменено словом «пионер» (культуры)».
Весной 1922 г. некоторые символические и методические предложения И.Н. Жукова (законы, обычаи, разряды, патрульная система, сюжетно-ролевая игра) были использованы членами Бюро по созданию детского коммунистического движения, при создании ими «Временного устава отрядов юных пионеров имени Спартака». Жуков помогает переходу части руководителей скаутских отрядов Москвы в пионерское движение. В сентябре 1922 г. по предложению Съезда московских скаутмастеров его утверждают членом Центрального бюро юных пионеров (1922–1924).
На V съезде РКСМ (октябрь 1922 г.) была утверждена разработанная И.Н. Жуковым концепция «длительной игры в пионеров нового общества». В ней Жуков ратует за детскую организацию, способную охватить своим влиянием массы детей, в том числе беспризорных и верующих. По его мнению, ей не стоит копировать «взрослые политические структуры». Назначение новой детской организации – в воспитании гуманного, честного гражданина новой России. Реализацию потенциала воспитательной игры он видел в постоянном проведении соревнований, конкурсов, смотров для пионеров. Для малышей сохранялась длительная сюжетно-ролевая игра «Маугли».
Конкурсная система, как метод развертывания детского движения, были реализованы И.Н. Жуковым в качестве члена Центрального бюро в 1923 г. в организации и проведении программ массовых игр среди пионеров: «Лучшее звено каждой губернии», «Морской конкурс».
Последние «пионерские» статьи Жукова относятся к 1924 году. С 1923 по 1932 гг. он работал учителем географии и вожатым пионерского отряда в Москве. В 1929 году Московский комитет партии и Моссовет выделили И.Н. Жукову студию для работы, квартиру и персональную пенсию, после чего он целиком посвятил себя скульптуре.
Педагогические идеи Иннокентия Николаевича Жукова оказали большое влияние на символику и методику работы пионерского движения Советского Союза и ее преемников – современных детских общественных объединений.
В последние годы органы образования и молодежной политики вновь обратили внимание на воспитательную роль творческих игр и начали оказывать поддержку детским общественным организациям в их проведении среди детей и молодежи. Возрождаются старые массовые сюжетно-ролевые игры – «Зарница» (Всероссийское движение военно-спортивных игр «Зарница»), появляются новые – региональная краеведческая игра «Наследники-хранители» (Региональная детская общественная организация «Союз юных петербуржцев»). Отдельные детские общественные объединения, образовательные учреждения, летние оздоровительные лагеря разрабатывают и внедряют в воспитательный процесс длительные сюжетно-ролевые игры, но в образовательных стандартах начальной школы для данной формы воспитания в урочном и внеклассном процессе место не нашлось, как и не выпускается отдельная методическая литература по этой проблематике.
Сохранение и развитие государством и педагогической общественностью феномена длительной массовой сюжетно-ролевой игры, основоположником которого в России является И.Н. Жуков, создание и внесение ролевых игр в образовательные стандарты, программы дополнительного образования, остается важной предпосылкой создания социально-активной гармоничной личности будущего гражданина российского общества.
Р.В. Ковшов

Концепция воспитания в скаутском лагере
Повседневная жизнь несется с огромной скоростью, и ребенок не успевает получить те эмоции, навыки и ощущения, которые ему положено получать, в силу возраста, и свойственных каждому возрасту по-своему жажды ощущений, любопытства и любознательности. Новые технологии и образовательные стандарты загоняют разум в тупик, заставляя ребенка запоминать и усваивать информацию, которую он не может ни проверить, ни прочувствовать на личном опыте. Именно этот личный опыт всегда являлся для человека основой его характера и силы воли. Только точно зная, в чем истина или будучи уверенным в правильности своих поступков и моделей поведения, человек приобретает силу характера и волю к достижению своих целей. Прописные истины, заученные с чужих слов, и знания, вызубренные без применения на практике, никогда не делают человека более опытным и уверенным в себе. Как площадка для приобретения опыта в различных областях жизни, в том числе общения и личностного роста, в последние годы появилось такое явление, как профильные смены в детских лагерях.
Детские оздоровительные лагеря, профильные смены в них, в современном социуме, стали определенной субкультурой. Пытливые детские умы находят здесь применение своей жажде знаний, которая не ограничена ни школьной программой, ни строгими стандартами ГИА и ЕГЭ. Ребенок погружается в атмосферу лагеря с головой, и его повседневная жизнь с обычными проблемами и заботами уходит на дальний план. И эти оазисы необходимы нашим детям, так как общество в суете забыло о своих маленьких членах и их потребностях. От ребенка требуется многое – сдавать сложные и ответственные экзамены, начиная уже с 4 класса, удовлетворять требования строгих учителей по программам, которые усложняются с каждым годом, и еще много требований, которым ребенок успешно удовлетворяет. Но требовательные взрослые забывают, что природа ребенка такова, что ему для полноценного развития нужна забота и поддержка окружающих, обратная связь от требовательных старших, учителей, родителей. Но нигде не предусмотрено такой обратной связи от взрослых. Школа перестала нести воспитательную функцию, слишком много у нее времени и сил занимает образовательная функция. Именно эту функцию выполняют детские общественные организации. И, как показывает опыт, именно в лагерях происходит применение всех воспитательных принципов в полной мере.
Какие же воспитательные принципы скаутская организация применяет в лагере и вообще в своей деятельности? Это пять базовых принципов:
 Учеба через игру,
 Работа в малых группах,
 Жизнь на природе,
 Прогрессивно-стимулирующие программы,
 Законы и обещание.
Каждый из принципов применяется во всех мероприятиях организации, но именно в лагере можно увидеть реальный ощутимый результат. Полученные в течение года навыки и знания получают свое логическое завершение именно здесь. Именно в лагере возможно эффективно научить ребёнка каким-либо навыкам через моделирование ситуаций, в которых он получит личный положительный опыт применения этих навыков.
Наиболее органичным видом деятельности для ребёнка является игра. Следовательно, обучение должно происходить преимущественно в игровой форме. Игра способна увлечь и окрасить даже самые сложные задачи в радужные краски. Благодаря игровому подходу ребенок получает доступ к ресурсам своей личности, которые до этого блокировались страхом неудачи и возложенной ответственностью за результат. Игра учит ребенка выигрывать и проигрывать. Как показывает практика, умение проигрывать необходимо ребенку в повседневной жизни. Именно игровая практика учит его безболезненно принимать как отрицательный, так и положительный опыт.
В условиях лагеря все переживания ребенка происходят в коллективе, и он не остается один на один со всей проблемой, и это облегчает проживание проблемных ситуаций. Внутри-групповое сплочение происходит эффективнее при совместном преодолении трудностей. Работа в малых группах – разделение большой группы на микрогруппы для более эффективного управления процессами в лагере. Дети разделяются на патрули – группы из 6–8 человек. Эта группа становиться на протяжении лагеря его единомышленниками, соплеменниками, друзьями. Именно малые группы дают ребенку ощущение дружеского плеча и возможность решения всех возникающих проблем на месте, и воплощение возникших идей в микроколлективе. Ученые установили, что именно 6–8 человек – оптимальное количество для воплощения идей и близкого плодотворного общения и деятельности.
Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для воспитания лучших качеств личности в ребенке. Хотя это и не всегда доступно, особенно в урбанизированной среде, скаутские мероприятия, в основном, должны проводиться на природе.
Однако использование природы как базовый принцип воспитания в лагере предполагает больше, чем деятельность, проводимую на природе. Это включает развитие конструктивного контакта с природой, полное использование уникальных возможностей для обучения, предоставляемых природным миром, чтобы содействовать развитию молодежи.
Что касается леса, то видение Баден Пауэллом природы как воспитательного инструмента можно обобщить следующим образом: «Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, лес – это одновременно лаборатория, клуб и храм…»
Иными словами, на природе ребенок более открыт для духовного и душевного воспитания, т.к. природа напоминает человеку, что он небольшая, но неотъемлемая часть чего-то большого и живого.
Во-первых, в скаутском лагере нет привычных для нас спальных корпусов, столовых, многочисленных вожатых, воспитателей, завхозов и прочего персонала. Скаутский лагерь - это просто поляна в лесу, на которой стоят палатки. Каждый патруль здесь находится на полном самообеспечении. Дети сами организуют свой быт, сами готовят еду. Задача взрослых – наблюдение за обеспечением мер безопасности, общелагерные хозяйственные вопросы, в основном инструкторская работа. Все остальные присутствующие в лагере взрослые выполняют вспомогательные функции, которые вполне можно поручить и детям.
Во-вторых, в отличие от привычных нам лагерей, имеющих в основном развлекательно–оздоровительную направленность, скаутский лагерь больше напоминает спортивные тренировочные сборы. Основная задача скаутского лагеря – проверить знания и навыки детей, полученные за время учебы в реальных условиях, и научить их самостоятельно применять их на практике.
Каждая возрастная категория детей решает свои задачи. Младшие скауты учатся жить по законам лагеря в полевых условиях. Еще одна задача для них в первое время кажущаяся невыполнимой – полностью самостоятельно жить в лагере. Нельзя узнать у мамы, где носочки или платочки, когда они нужны, некому сложить спальник. Но малыши успешно справляются с этим. Непосредственно скауты едут в лагерь, чтобы научиться всему на практике и получить следующий разряд. Одна из задач скаутов – это опекать новичков и младших. Есть такая категория скаутов как роверы – это скауты старше 15 лет. Их задачи в лагере обычно бывают более глобальные и требуют подготовки и обдумывания заранее. Они обычно готовят программу лагеря или отвечают за какую-то часть ее. Одной из задач возложенной на роверов является техническое обеспечение лагеря, то, что называется технический стафф. Такое распределение основных задач каждой возрастной группы дает возможность воплощению в жизнь воспитательной концепции скаутского лагеря. Она заключается в привитии детям самостоятельности на каждом возрастном промежутке, в соответствии с особенностями возраста.
В скаутских лагерях ребята не просто отдыхают. Хотя есть и время для отдыха, но, тем не менее, все эти приспособления (от умывальника до шалашей) ребята устанавливают или изготавливают сами. Причем, так, чтобы не вредить природе. Вы никогда не увидите, чтобы использовались гвозди. Нет, только веревка и дерево. Причем строить ребята любят. Опытные скауты могут построить мачту для флага, стол и даже мост! Все это они изучили задолго до лагеря на скаутских сборах. В лагере царит самообслуживание: ребята сами готовят еду, сами оборудуют лагерное место. Так они закрепляют свои навыки скаутской практики, полученные ранее на занятиях в городе.
В скаутских лагерях можно сдать испытания на различные специальности. Существует система скаутских специальностей и разрядов, на которые дети с удовольствием сдают, как на занятиях в течение года, так и в лагере. Система разрядов позволяет ребенку понять структуру организации: кто за что отвечает и что ждет его через год или два. Она ясно дает ребенку понять, почему этот мальчик или девочка может командовать им, и чем он это заслужил. Прогрессивно-стимулирующие программы позволяют ребенку строить как короткие, так и стратегические планы своего развития в организации, с четким описанием пунктов, которые нужно выполнить для достижения того или иного результата.
Для духовного развития и приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям и самодисциплине существует скаутские законы и обещание скаута. Это те принципы, которые ребенок обязуется выполнять или стремиться к этому, будучи членом скаутской организации. Выполнение всех пунктов скаутского закона дело не простое, только в скаутском лагере можно это прочувствовать. Будучи бок о бок 24 часа в сутки не получится, что-то скрывать или лукавить. Зоркий глаз товарищей по патрулю обязательно увидит неискренность и ложь. Это относится не только к детям, взрослые с «двойными стандартами» тоже не приживаются в скаутских лагерях.
Именно поэтому, вернувшись домой, наши дети с гордостью показывают, появившуюся у них на скаутской форме, нашивку с эмблемой прошедшего лагеря. За эти дни они многому научились, хорошо отдохнули, стали дружнее, самостоятельнее, увереннее в себе и даже, кажется, как-то взрослее
Лагерь – это главная часть скаутской работы. Это финал и итог всей деятельности скаутского отряда за истекший период, практическая проверка всего того, чему научился каждый скаут. Так как лагерь является итогом работы в течение года, его воспитательная концепция – это сконцентрированный опыт и наработки, а так же отражение всех основных акцентов в деятельности организации и в воспитании.
Айгуль Мудаpисовна Аглямутдинова
Литература
Бондарь Л. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других взрослых. – Женева, Швейцария, 1997.
Климова К. Из скаутов в пионеры и обратно. Воспитание школьников. – 1994 - №2.- С. 29-30.