Журнал скаутских руководителей "Опыт" №147 (апрель 2013)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt147.pdf1.15 МБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы.

СОДЕРЖАНИЕ
О конференции «Внешкольное воспитание в современной России»
Приветствия в адрес конференции
Борис Мартино и его вклад в российскую внешкольную педагогику – Г. Казаков
Вклад М.В. Агапова-Таганского в теорию и практику работы с детьми по скаутскому методу – А. Смутная
Государство и внешкольная работа – Р. Полчанинов

От редакции
15–16 декабря 2012 года в Доме русского зарубежья (Москва) состоялась конференция «Внешкольное воспитание в современной России», посвященная памяти Б.Б. Мартино. Организовали это мероприятие члены Объединения педагогических исследований им. Агапова-Таганского. Такое событие в жизни ОРЮР обойти нельзя, и поэтому мы по-свящаем ряд «Опытов» этой конференции. Надеемся опубликовать все доклады, а также приветствия, дискуссии и итоговые обзоры.
Редакция сердечно благодарит ски Григория Казакова за предоставленный материал, а ски Андрея Шолыганова за фотографии. Наряду с докладами, в «Опыте» найдется место для писем в редакцию, комментариев и статей на эту тему.
А. Аристова

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Редактор – скм А. Аристова astaristov@gmail.com
Технический редактор – ски А. Каркач scout@mail.ru
Страница журнала в Интернете: scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал.
«Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Материал просьба присылать за месяц до выпуска очередного номера.

Главная Квартира ОРЮР
№ 147, апрель 2013 г.
© SGPA 2013

О конференции «Внешкольное воспитание в современной России»

15–16 декабря 2012 г. в Москве в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына состоялась конференция «Внешкольное воспитание в современной России», посвященная 95–летию со дня рождения и 50-летию со дня кончины Б.Б. Мартино – видного руководителя, идеолога и организатора русской молодежи в эмиграции.
Организаторами конференции выступили Объединение педагогических исследований имени М.В. Агапова-Таганского и Организация российских юных разведчиков (ОРЮР) при поддержке Дома русского зарубежья имени А. Солженицына и благотворительного фонда «Русский Скаут». Информационную поддержку осуществляла газеты Скаутский мир».
Конференция стала продолжением Педагогической научной конференции памяти профессора скаутмастера М.В. Агапова-Таганского, проводившейся в Библиотеке–фонде «Русское зарубежье» в сентябре 2008 г.
В конференции приняли участие более 60 человек: представители детско–юношеских ор-ганизаций, школ, учреждений дополнительного образования, вузов, прессы, епархиальных отделов по делам молодежи Русской Православной Церкви, Института семьи и воспитания Российской академии образования из Москвы, Обнинска, Ногинска, Черноголовки, Санкт-Петербурга, Костромы, Волгореченска, Казани, Владивостока, Саратова, Воронежа, Черепов-ца, Курска, Бутурлиновки, Краснодарского края, Белгородской области, Мордовии, а также Вашингтона (США) и Парижа (Франция). Кроме того, доклады прислали заочные участники из Мурманска, Волгограда, Нью-Йорка (США).
Приветствия в адрес конференции направили председатель Синодального отдела по де-лам молодежи Русской Православной Церкви епископ Бронницкий Игнатий, проректор Международного славянского института профессор В.А. Владимирцев и писатель Е.П. Чудинова. Собравшихся также приветствовали директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, Старший скаутмастер зарубежной ОРЮР А.Ф. Захарьин и Старший скаутмастер российской ОРЮР И.И. Бездорнов.
Целью конференции было собирание небезразличных к проблемам молодежи педагогов, исследователей и представителей общественности для обмена опытом, анализа нынешней пе-дагогической ситуации и нахождения путей дальнейшего развития внешкольного воспита-ния в современной России.
Доклады, представленные на конференции, охватывали такие темы, как идейные, цен-ностные и педагогические основы внешкольного воспитания, история внешкольной педагогики, современная работа детско-юношеских объединений. Основное внимание было уделено теории и практике воспитания по скаутской системе. Новым словом прозвучали выступления об опыте применения скаутских внешкольных элементов для «оживления» преподавания общеобразовательных дисциплин (математики, истории, предметов начальной школы).
В заседании «Идейные, ценностные и педагогические основы внешкольного воспитания» прозвучали доклады «Вклад М.В. Агапова-Таганского в теорию и практику работы с детьми по скаутскому методу» А.В. Смутной, «В чём отличие “внешкольного воспитания” от “просвещения”, “образования” и “дополнительного образования” (в контексте педагогических метаморфоз в России за сто лет)» Р.В. Соколова, «Лидерство: способности и ответственность (методика воспитания личностной позиции как основы для формирования ответственности и принятия решений)» Е.Н. Смольяниновой, «Концепция воспитания в скаутском лагере» А.М. Аглямутдиновой, «Лесное имя в скаутских организациях» М.А. Морозовой, «Математика на скаутской тропе (или как оживить урок скаутским методом)» О.Н. Дмитриевой, «Занятия объединения дополнительного образования “Юные разведчики” как средство воспитательной работы с учениками 2-го класса» Е.В. Кузьминой, «Миссия к детям: скаутский метод» иеромонаха Димитрия (Першина).
В тематическом блоке «История внешкольной педагогики» Р.В. Полчанинов заочно представил доклад «Государство и внешкольная работа», Р.В. Ковшов выступил на тему «Создание И.Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России», Н.А. Александрова рассказала о 50 годах работы сектора истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Доклады чередовались с фрагментами фильма о помощи скаутов в тылу в годы Первой мировой войны, о педагогических инновациях И.Н. Жукова, о появлении организаций «юных коммунистов» и пионеров, об основании отрядов русских скаутов за границей, о деятельности юных разведчиков в лагерях для перемещенных лиц («Ди-Пи») в Европе после Второй мировой войны.
Отдельное заседание было посвящено памяти Б.Б. Мартино (1917–1962) – руководителя подпольной работы русских скаутов-разведчиков в Европе во время Второй мировой войны, с 1946 г. и до смерти – Старшего скаутмастера ОРЮР, ученика и последователя М.В. Агапова-Таганского, автора статей по идеологии и педагогике разведчества. После общего идейно-биографического доклада «Борис Мартино и его вклад в российскую внешкольную педагогику», личными воспоминаниями о Борисе Мартино поделились деятели русского зарубежья А.Ф. Захарьин, прибывший из США, и М.В. Жесткова, несколько лет назад переселившаяся из Парижа в Москву. Под конец заседания участники услышали голос самого Б. Мартино, записанный в 1956 г. во время церемонии у костра в лагере юных разведчиков.
Во второй день, который был посвящен современной практике внешкольной работы в детско-юношеских организациях, священник С. Торнаги предложил мысли на тему «Воспитание на высших идеалах» (из опыта работы казачьих кадетских классов), С.П. Серый рассказал о деятельности региональной организации «Уссурийские тигрята» в г. Владивосток, И.А. Булатов дал обзор возрождению скаутского движения в Саратовской области в конце ХХ – начале ХХI веков, И.А. Игошина поделилась опытом формирования исторического мышления у детей на примере деятельности дружины ОРЮР «Крутицкий вертоград». Интересной цепочкой выстроились выступления трех Старших скаутмастеров ОРЮР разных лет: «Воспитание русской молодежи в зарубежье как пример сохранения православия и русской культуры» А.Ф. Захарьина, «Возрождение разведчества в России. Совмещение несовмести¬мого: дореволюционные традиции, эмигрантский опыт, советская действительность» М.С. Дроздова, «Мысли об ОРЮР» И.Б. Ефремова. Выстраивая «мостик» из современности в будущее, А.А. Усанкин представил доклад о возможностях воплощения в современной России идей И. Ильина о русском православном рыцарстве.
Идейный тон заседаниям задавали песни курсов юных разведчиков «Взвейся выше, наше знамя», «Давно, еще в Павловском парке» и «В былом – источник вдохновенья», об-рамлявшие начало и конец рабочих дней конференции.
Во время конференции действовала выставка Музея истории российского скаутского движения (Скаут-музея) имени В.А. Попова.
Специально к началу конференции были изданы сборник «Скаутизм и идеал педагогики» (материалы конференции памяти М. В. Агапова-Таганского 2008 г. и последующие исследования) и 2-й выпуск «Сборника статей по скаутской педагогике» М.А. Агапова-Таганского. Статьи были переведены с сербохорватского языка и впервые опубликованые в России. На конференции также состоялась презентация книги И.А. Булатова «Олег Иванович Пантюхов – Старший русский скаут».
В рамках конференции был проведен письменный опрос с целью анализа современной педагогической ситуации. Участникам в форме анкеты было предложено высказать свое мне-ние об отличии внешкольного воспитания от других форм воспитания и образования, о дина-мике развития детско-юношеских организаций за последние годы, о примерах эффективной внешкольной работы. Результаты опроса были обработаны и оглашены в конце конфе-ренции.
В завершающей части конференции состоялся круглый стол – дискуссия на тему «Про-блемы и пути развития внешкольного воспитания в России», где каждый желающий мог по-дойти к микрофону и в течение двух минут высказать свое мнение. В ходе дискуссии были сформулированы основные проблемы, мешающие развитию внешкольного общественного педагогического движения, и высказаны предложения, как изменить ситуацию к лучшему. Все это вошло в итоговый документ конференции.
Заключительным торжественным аккордом конференции стало объявление решения о награждении серебряной медалью имени М.В. Агапова-Таганского «За вклад в развитие вне-школьной педагогики», которая была учреждена в 2012 г. Объединением педагогических ис-следований имени М.В. Агапова-Таганского для поощрения научно-методических изыска-ний, открывающих новые возможности внешкольной практической работы с детьми и молодежью. Медаль №1 была присуждена А.В. Смутной за переводы с сербохорватского на русский язык работ М.В. Агапова-Таганского по скаутской педагогике, благодаря которым русскому читателю теперь становится доступным педагогическое наследие ученого, медаль №2 – Е.А. Морозу за его книги «Дети на приходе» и «Малыши на приходе» как способствующие распространению успешных форм внешкольного воспитания.
Материалы конференции будут опубликованы на сайтах agapov-t.ru и scoutworld.ru , а впоследствии и отдельной книгой. Также будет выпущен компакт-диск с видеозаписями из-бранных выступлений.

Телерепортаж о конференции: http://tv-soyuz.ru/videonews/allvideos/9-moscoworthodox/32144-vneshkolno...
Фотографии конференции: http://vk.com/id1223424#/russian_scout?z=album-26898454_167149831

Приветствия в адрес конференции

От председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Бронницкого Игнатия

Дорогие братья и сестры!
Приветствую организаторов и участников конференции, собравшихся в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына для обсуждения проблем подрастающего поколения, обмена опытом и выработки стратегии внешкольного воспитания в современной России. Молодость — это особенно плодотворное время в жизни человека, когда он полон сил и энергии, это время исканий, свершений и саморазвития. Но имея стремление к са-мореализации, молодой человек не всегда способен взвешенно осмыслить свои поступки и спрогнозировать последствия своих действий, потому что внутренняя система ценностей еще не устоялась и не хватает жизненного опыта. Потому всем нам необходимо помнить, что работа с молодежью непроста и требует многих важных душевных качеств. Надо, прежде всего, научиться прощать, не раздражаться, запастись необъятным морем терпения. Наставникам молодых людей необходима христианская любовь и просто большая человеческая доброта. Нас многое смущает в нравах современной молодежи. Но будем снисходительны и терпеливы, как призывает к этому святой апостол Павел: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
Как отметил в одном из недавних выступлений Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «мы ответственны перед Бо-гом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа». Наша общая задача – приложить все силы в достижении главной цели: воспитания в молодых людях лучших черт характера и привлечения их к сози-дательному служению на благородной страны и ближних.
Отрадно видеть, что дело научного осмысления опыта внешкольного христианского вос-питания, начатое в 2008 г. Педагогической научной конференцией памяти М.В. Агапова-Таганского, делегатов которой приветствовал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, успешно продолжается.
Желаю всем участникам нынешнего форума плодотворной работы и взаимополезного об-щения, успехов и помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях, направленных на благо Российского Отечества и ближних.

Председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Игнатий

От Международного славянского института

Уважаемые участники конференции!
От имени ректората и Ученого совета Международного славянского института приветствую всех, собравшихся в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына на конференцию «Внешкольное воспитание в современной России», посвященную 95-летию со дня рождения и 50-летию со дня кончины Бориса Борисовича Мартино, выдающегося педагога и организатора скаутского движения русской молодежи за рубежом.
Актуальность рассматриваемых на конференции вопросов несомненна. Сегодня все российское общество остро волнуют проблемы организации внешкольного воспитания детей и подростков, их духовно-нравственного становления и развития. Обобщенные данные федеральной статистики свидетельствуют о том, что в 2011 году различные вне-школьные объединения в России регулярно посещало 11 миллионов ребят (или 65% от общего числа детей до– и школьного возраста). В стране зарегистрировано 15,7 тысяч организаций «параллельного» открытого образования, из которых 5,8 тысяч в системе культуры, 1,1 тысячи в области спорта, более 2 тыс. общественных организаций и т.д. Вместе с тем, про-граммы этих учреждений зачастую примитивны и охватывают главным образом дошкольни-ков и младших школьников, не учитывая интересов подавляющего большинства подростков, что коррелирует с уровнем нравственного оскудения и неуклонным ростом подростковой преступности.
Оглашая ежегодное Послание Федеральному Собранию, президент Российской Федера-ции В.В. Путин отметил, что российское общество испытывает «явный дефицит духовных скреп» – того, что «всегда нас скрепляло, и чем мы гордились». Поэтому необходимо «всеце-ло поддержать институты, являющиеся носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение».
В этой связи хотелось бы особо приветствовать 20-летний опыт развития скаутского дви-жения в постсоветской России, участники которого не на словах, а на деле традиционно слу-жат Богу, Родине и ближним. Скаутский метод обучения и участия в приходской церковной жизни доказал свои широкие возможности воспитания патриотизма, привития духовно нрав-ственных и культурных национальных ценностей и гражданского достоинства. Он показал реальные возможности воцерковления детей и подростков, воспитания достойных сынов России.
Хочу пожелать участникам конференции мудрости и решительности в деле дальнейшего развития традиций фундаментальной русской педагогики и скаутского движения. Ваш плодотворный труд и созидательная энергия заслуживают высокого общественного признания и искреннего уважения.

Проректор по развитию Международного славянского института,
председатель президиума Российского земского движения, профессор В. А. Владимирцев

От писателя Елены Чудиновой

С радостью в сердце хочу выразить уважение участникам конференции, поднимающей вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Опыт поколений показывает, что наиболее успешно справляется с внешкольным воспитательным процессом именно скаутское движение. Прежде всего, оно может и должно привить интерес к истории Отечества не только как к школьному знанию, но и как к смыслу собственной жизни, неотде-лимой от жизни всего русского народа. Оно может и должно дать ощущение индивидуального через общее, принадлежность к великому – к истории России, через малое – историю скаутизма.
Нынешние дети и подростки – зиждители завтрашнего дня. Они должны знать вчерашний день, ведь день грядущий – его отражение. Не имеющий прошлого не имеет будущего; это верно как по отношению к одному человеку, так и к жизни всей страны. Семь десятков лет из русских пытались сделать не помнящих родства Иванов. Раны, нанесенные русскому духу, еще кровоточат и болят. Чем раньше дитя сможет с помощью добрых воспитателей ощутить гордость за героические страницы истории, осознать себя прямым наследником доблестных предков – тем скорее наши беды отойдут в прошлое.
Когда звучат скаутские песни, пронесенные, как огонек, бережными руками через все бу-ри ХХ столетия, невозможно не верить в то, что завтрашний прекрасный день вырастет из славного вчерашнего – минуя сегодняшний, недобрый.
Успехов, Божией помощи, сил и удач в вашем славном делании!

Е. Чудинова
16.12.2012

Борис Мартино и его вклад в российскую внешкольную педагогику

Признано, что культура русского зарубежья является неотъемлемой частью русской куль-туры ХХ в. Однако если литература, изящные искусства и философия русской эмиграции получили освещение в отечественной науке, то русская зарубежная педагогика, особенно внешкольная, изучена пока еще мало [1].
В 2012 г. исполнилось 95 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Бориса Борисовича Мартино (1917–1962) – видного руководителя, и идеолога и организатора русской молодежи в эмиграции. Несмотря на то, что он сыграл значительную роль в истории русского зарубежья и всю жизнь горел идеей возвращения в Россию (никогда не видев ее в сознательном возрасте), его имя, драматическая жизнь и труды практически неизвестны в современной России за пределами Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) и Национальной организации добровольцев «Русь» (НОРД «Русь»), которые считают себя продолжателями его дела.
Б. Мартино родился 5 июня 1917 г. в Кронштадте в семье морского офицера. В результате революции и гражданской войны семья оказалась в г. Сараево в Королевстве сербов, хорва-тов и словенцев (с 1929 г. Югославия, ныне Босния и Герцеговина). Окончив русскую начальную школу, он поступил в местную гимназию и записался в югославские скауты. В Сараево в то время не было русских скаутов, но благодаря русскому руководителю в Югославии Ивану Семеновичу Светову, который разрабатывал собственную «семейно–уголковую» (одиночную) систему воспитания [2], Борис вместе с друзьями смог присоединиться к русской скаутской организации в качестве «одиночки» и с самого начала стал проявлять лидерские качества. В возрасте 15 лет он уже основал в Сараево отряд русских скаутов, а в 17 окончил югославские курсы для скаутских руководителей под девизом «Будем как солнце!» (БКС), созданные русским педагогом Максимом Владимировичем Агаповым–Таганским. По приглашению Агапова, заметившего его способности, Б. Мартино на следующий год уже, сам стал лектором на этих курсах.
В 1937 г. Борис переезжает в Белград, чтобы учиться на юридическом факультете Бел-градского университета. В югославской столице он принимает на себя руководство одним из отрядов русских скаутов и выводит его на новый уровень. Там же Мартино вступает в Национально–трудовой союз нового поколения (НТСНП, ныне Народно-трудовой союз – НТС) – политическую организацию русской эмиграции, целью которой было свержение большевизма, но не с помощью оружия и диверсий, а с помощью идей. НТС изучал обстановку в СССР, разрабатывал альтернативные по отношению к советской власти, способы решения государственных задач стоявших перед Россией, и посылал в Советский Союз литературу и своих агентов для пропаганды.
Переломным рубежом в жизни Мартино становится II мировая война. В 1941 г., после нападения Германии на Югославию, М.В. Агапов-Таганский передает ему свою должность заведующего Инструкторской частью (главным штабом) Национальной организации русских скаутов-разведчиков (НОРС-Р), где до того Борис был его помощником. В начавшейся войне Мартино видит возможность больших перемен и решает продолжать скаутскую работу под-польно, переосмысливая ее как подготовку молодежи для будущей России. Это был серьез-ный риск, поскольку и нацисты, и коммунисты преследовали скаутов (впоследствии от рук и тех, и других погибли более 70 руководителей) [3]. 1 ноября 1941 г. он выпускает письмо-приказ, в котором пишет:
«1. Скаутмастер М.В. Агапов стечением обстоятельств принужден отойти на время от ра-боты и передал должность начальника Инструкторской части и начальника [Югославского] отдела мне. <…>
3. Ввиду того, что всякая связь с Америкой прервана, а о деятельности заместителя Стар-шего русского скаута на Европу [В.Н. Колюбакина] ничего не известно, по слухам же он не в состоянии таковую вести, присваиваю себе, до момента восстановления связи со Старшим русским скаутом [О.И. Пантюховым] обязанность его заместителя на Европу, сочетая ее с должностью начальника Инструкторской части. <…>
11. Требую от всех совершенной осторожности, бдительности и неутомимости. НОРС–Р официально нет, но она живет в наших сердцах и доживет до победы на Родине» [4].
Стремясь пробраться в Россию, Борис отправляется якобы на работы в Германию, по до-роге бежит из транспорта и затем нелегально переходит границу Польши. Идти ему пришлось через лес по глубокому снегу, в результате чего он сильно простудился и у него открылся туберкулез. Продвижение на восток пришлось отменить, и Мартино остается работать в русском Доме молодежи в Варшаве, под прикрытием которого умудряется проводить запрещенные скаутские лагеря под носом у немцев.
Окончание войны позволило в секторах Германии, оккупированных американо–англо–французскими силами, вывести скаут-разведческую деятельность из подполья. До начала 1950–х гг. она сосредоточилась в лагерях перемещенных лиц – «Ди-Пи» (англ. Displaced Persons – DP), в которые были собраны как довоенные русские эмигранты, так и советские граждане. 4–6 ноября 1945 г. в Мюнхене состоялся Съезд руководителей юных разведчиков, который принял для организации новое название – Организация российских юных разведчи-ков (ОРЮР), наметил план развития послевоенной работы и избрал Б. Мартино заместителем Старшего русского скаута на Европу (в 1946 г. должность переименована в «Старший скаут-мастер ОРЮР»). На этом посту он успешно руководил организацией вплоть до своей смерти. В последующие годы он проживал в Баварии и работал на радио «Освобождение» (с 1959 г. радио «Свобода»).
Из-за тяжелой болезни Борис вынужден был целые месяцы проводить в больнице, откуда буквально «через дырку в заборе» иногда сбегал, чтобы побывать в лагере или прочитать лек-цию на курсах для руководителей. Не имея семьи, все свои силы и время он отдавал ОРЮР. Б. Мартино скончался 22 июля 1962 г. в возрасте 45 лет.
*****
Можно выделить три основных области, в которых Борис внес значительный вклад во внешкольную педагогику: это идеология, методика и организаторская деятельность.
Идеология. Для Б. Мартино идеология это не что-то внешнее, не государственная пропа-ганда, а внутренний идейный мир человека, определяющий образ его жизни.

«Каждый человек живет в кругу своих личных идей–мыслей. Эти идеи, убеждения, взгляды вырабатываются у него постепенно по мере накопления им жизненного опыта. <...> Личность человека и его жизнь есть явление единственное в своем роде и неповторимое. По-этому, несмотря на тесные связи каждого человека с окружающими его людьми и влияние на него последних, у каждого человека создается собственный, независимый идейный мир. Не только нет необходимости, но было бы и чрезвычайно вредно заставлять всех людей думать одинаково по определенному заранее образцу. Это препятствовало бы свободному развитию человеческой личности и всякому дальнейшему прогрессу человечества» [5].
Организация юных разведчиков, подобно рыцарскому ордену, имеет свои идеалы, этиче-ские нормы и внутренние правила, но не навязывает их, подавляя личность, а предлагает их свободному выбору человека. Только если ребенок принимает эту планку добровольно, она обретает для него нравственный смысл. «Разведчество не ставит своей целью внушение чле-нам организации какого-то списка идей, который надо принимать не рассуждая. Все же из самого существа разведчества, разрешающего задачи воспитательные, следует некоторое идеологическое воздействие на членов организации. В отличие от муштровки или массовой дрессировки, истинное воспитание должно знакомить человека с положительными дости-жениями всего культурного мира в области мысли, идеологии, стараясь, чтобы каждый смог легче и скорее построить себе свое собственное мировоззрение. Каждый настоящий разведчик и в этой области должен уметь сам находить правильный путь, сам все узнать, проверить или прочувствовать. С точки зрения педагогической, разведческая идеология есть опыт старших членов организации, руководящие вехи, которые должны помочь разведчику в его жизненной “разведке”. Заменить же собственную мысль разведчика идеология и не мо-жет, и не смеет» [6].

Борис Борисович Мартино

Отправной точкой в «идеологическом творчестве» Бориса (как он называл выстраивание системы ценностей и взглядов) становятся идеи его учителя в скаутизме М.В. Агапова-Таганского. Отдавая должное своему наставнику, Мартино пишет: «Агапов определил как ос-новные идеи нашего движения: автономию человеческой личности, кооперацию в отношении личностей между собой и функциональность взаимоотношений личности и общества, идею свободного творческого труда и полного выражения личности в радостном переживании. Все это живет в наших идеологических исканиях и сегодня…» [7]. Вслед за Агаповым, пи-савшим, что «скаутизм – это христианство в действии, выраженное в конкретных формах соответственно условиям места и времени и применительно к интересам и особенностям нашего подрастающего поколения» [8], Мартино также подчеркивает основополагающую роль христианства в разведческой идеологии: «…мы стремимся нашу идеологическую мысль приблизить к источникам нашего духа, к глубоким личным, духовным переживаниям каждого из нас. Именно исходя из этого мы решаемся пойти дальше признания нами евангельской этики и утверждать неотъемлемость всего учения Христова при обосновании всего нашего движения» [9].
Однако Агапов писал свои «Идеологические основы скаутизма» [10] для югославов, а особое положение русской молодежи в эмиграции и новые, послевоенные условия требуют продолжения идейных поисков: «наша задача идти дальше, развивать, дополнять то, что было сделано Агаповым» [11]. Пройдя горнило подпольной работы во время войны, разведче-ство изменилось, поднялось на новый уровень, и перед ним теперь стоят новые задачи. Пони-мание разведчества как высшей, одухотворенной формы скаутского движения – ведущая тема в размышлениях Б. Мартино. «Разведчество за сорок лет своего существования развилось из примитивных форм внешкольного отдыха для детей, допризывной военной подготовки и ори-гинального педагогического эксперимента в широкое общественное движение юношества… <…> Если отряды юных разведчиков, некогда создаваемые для детей взрослыми любителя-ми-педагогами, могли для своих игр–занятий вполне удовлетвориться несложными програм-мами и основными этическими правилами, наше движение теперь, привлекающее все больше старшей молодежи и руководимое самой молодежью, нуждается в разработанной идеоло-гии, оправдывающей наше существование, поясняющей наши цели и стремления, отвечающей на принципиальные вопросы, волнующие современную, испытанную в страданиях молодежь. Если мы эту молодежь выводим из рамок детских игр и призываем к труду и борьбе за высо-кие цели, если мы с этой молодежью собираемся перестраивать страну и видим в ней буду-щую интеллигенцию нашего отечества, – мы обязаны изложить и разъяснить молодежи, куда мы ее хотим повести, во имя чего и какими путями…» [12].
На практике это воплотилось в том, что во время и после II мировой войны в ОРЮР под руководством Б. Мартино на первый план, вместе с задачей религиозного воспитания, была выдвинута задача борьбы с денационализацией (сохранения русской идентичности) и дея-тельной подготовки к возвращению в Россию после падения большевизма. Можно сказать, что именно на этом этапе сформировалась идеология российского разведчества (сам этот тер-мин стал предпочтительнее слова «скаутизм») как системы воспитания «в национальном и ре-лигиозном духе», основанном на «христианском миропонимании, приверженности к истори-ческим ценностям российской культуры и государственности, служении России и делу борь-бы с мировым злом» (из Устава ОРЮР).
Формулой этой идеологии стал девиз руководительских курсов «Будем как солнце!», пе-ренятый Борисом у М.В. Агапова. Руководитель призван быть как солнце – излучать добро и отдавать себя детям; тепло этого солнца должно будет согреть будущую Россию.
В общественно-политической сфере Б. Мартино разделял идеи солидаризма, разработан-ные НТС, главные из которых: уравновешивание интересов личности и общества, принцип сотрудничества вместо классовой борьбы в отношениях между людьми, акцент на поддержку естественных групп (семья, приход, микрорайон, творческое или профессиональное объеди-нение, в разведчестве – звено) для формирования здоровой жизни общества.
Методика. В области методики творческая личность Бориса проявилась, с одной сторо-ны, в проведении разведческих лагерей и непосредственной работе с отрядом подростков, ко-торой он не прекращал до конца своей жизни; с другой – в развитии воспитательных принципов и приемов разведчества и их преподавании на руководительских курсах.
С точки зрения методики Мартино настаивает на приоритете звеновой системы, кото-рая заключается в относительно самостоятельной работе звеньев – малых групп подростков (4–10 человек), возглавляемых их сверстником – вожаком, при опосредованном руководстве взрос-лого начальника отряда (отряд состоит из нескольких звеньев). Цель звеновой системы – че-рез ступенчатое управление обеспечить индивидуальную вовлеченность каждого из ребят и сделать возможным самовоспитание, когда нравственные ценности, предлагаемые взрослым руководителем, не воспринимаются как нечто навязываемое извне, а становятся внутренней нормой среды сверстников. «Звеновая система характеризует разведчество организационно и педагогически. Организационно это обязательное разделение основной единицы – отряда, на естественные группки – звенья. Педагогически звеновая система дает возможность осу-ществить идеи самовоспитания, активного участия всех ребят в воспитании. Мы не можем представить себе разведчество без звеновой системы» [13].
Другим предметом особого педагогического внимания Бориса была работа со старшими разведчиками (от 16 лет), для которых до войны не было специальных программ. В 1940 г. он формулирует эту проблему: «развитие мальчика во время пубертата [14] и перемены в его психике требуют новых интересов в его жизни. У каждого разведчика наступает час, после 5–6 лет его разведческой жизни, когда предыдущая работа в организации его не удовлетво-ряет. Этот переломный пункт бывает обычно в 16 лет, иногда позже, редко раньше. Юно-ша не удовлетворяется ролью в движении, романтикой, состязаниями и игрой в самодея-тельность в кругу звеновой работы. В нем развивается сознательное критическое мышле-ние, большое свободолюбие, желание самостоятельного творчества, выноса своих пережи-ваний из игры в жизнь. Для того чтобы задержать в организации юношу, привязанного к ней, любящего разведку, ему необходимо дать материал, подходящий к его интересам и нуждам его возраста, иначе он отойдет и ограничится воспоминаниями о прошлом» [15].
Мартино не останавливается на констатации проблемы, а предлагает проект ее решения: создать в скаутской организации особую ветвь старших разведчиков, которые объединялись бы в круги «ушкуйников» [16], действующие на принципах равенства и самоуправления, и занимались различной общественной деятельностью по своему выбору.
Вкладом Б. Мартино в методику разведчества–скаутизма следует также считать разъясне-ние многих конкретных вопросов практической работы с юными разведчиками (проведение лагерей, сдача испытаний на разведческие звания и др.), а также распространение в ОРЮР традиций, изначально возникших в Югославии в сараевском отряде НОРС-Р и на руководи-тельских курсах «Будем как солнце!» М.В. Агапова (например, давать в конце лагеря обеща-ние «в следующем году снова в лагерь», менять на курсах все галстуки на желтые с алой кай-мой – под цвет солнца) или введенных Борисом после войны (традиция посвящать один день в лагере памяти верных, т.е. погибших членов организации), что поддерживало единство ор-ганизации, разбросанной по разным континентам.
Весь смысл разведческого воспитания, как его понимал Борис Мартино, можно увидеть в следующих его словах: «…мы, юные разведчики… на сборах и в лагере… готовимся служить России. Мы закаляемся заранее в наших разведках, чтобы потом не было трудно на большой, ответственной разведке, которая продлится всю жизнь. Кто сейчас не боится лишений в походе, того потом не испугают лишения в жизни. Кто сейчас привык думать о своем звене, а потом о себе – тот не будет в жизни никогда черствым себялюбцем. Кто сейчас на мо-литве в лесу и у костра под мерцание звезд полюбит Бога и Россию, тот никогда им больше не изменит» [17].
Организаторская деятельность. Перечисление заслуг Б. Мартино как организатора сле-дует начать с создания им вместе с Р. Полчаниновым русских Курсов для руководителей по БКС-программам М. В. Агапова (сам Агапов проводил их для югославской скаутской организации с 1924 г.), первые из которых прошли в 1938 г. в Югославии [18].
Школой организаторской деятельности стало для Бориса руководство подпольной скаут-разведческой работой во время войны, главный упор в которой он делал на подготовку кад-ров, что дало руководителей, сумевших в послевоенный период распространить работу из Европы на далекие страны (США, Австралия, Аргентина, Марокко и др.) и придать ей новый жизненный импульс.
В полной мере его организаторское творчество смогло развернуться при выстраивании работы ОРЮР в 1940–1950-е гг. в должности Старшего скаутмастера. Основной задачей этого этапа он полагал создание общеорганизационного центра – Главной квартиры, которая обеспечивала бы единство организации и направляла ее развитие с помощью регулярной связи, выпуска печатных изданий (здесь, прежде всего, нужно назвать журнал для руководителей «Опыт», в котором и опубликованы большинство сочинений Мартино) и подготовку методических программ. Борис лично разрабатывает систему педагогических квалификаций и званий для руководителей, редактирует «Опыт», проводит курсы.
Но самой монументальной его инновацией, явилось, пожалуй, учреждение «Круга БКС» как добровольного объединения руководителей, главным образом преподавателей и выпуск-ников курсов БКС, целью которого является развитие идеологии и методики разведчества и совершенствование руководительских кадров. Преамбула к Уставу Круга стала, по сути, де-кларацией осуществления агаповской идейно–педагогической линии в российском разведче-стве. «Агапов стремился, чтобы скаутские руководители становились настоящими педаго-гами и получали для своей работы с юношеством не только практическую, но и идеологиче-скую, методическую и психологическую подготовку. Курсы БКС были новым словом в ска-утизме. Их значение для нашего разведчества огромно. Наши русские курсы для руководите-лей, основанные в 1938 г., подготовили руководителей, проведших Организацию через тяже-лые годы войны и оккупации и ведущих ее сейчас, когда празднование нашего сорокалетия [1949 г.] свидетельствует о духовной силе и бодрости молодежи на фоне небывалого еще морального упадка старшего поколения. В течение многих лет курсы БКС стали целой си-стемой руководительской подготовки… и распространителем новых идеологических, мето-дических и программных исканий. Знак БКС является самым почетным знаком на разведче-ской форме. БКС – синоним жертвенного служения, серьезной школы характера и всесто-роннего руководительского образования. В условиях нового нашего распыления по новым континентам значение курсовой подготовки будет еще больше, чем до сих пор. Она будет гарантией единства Организации, она будет условием ее дальнейшего развития, т.к. только отличные руководители смогут вести работу в новой обстановке» [19].
*****
Обзор проявлений творческой личности Б. Мартино был бы неполным без упоминания дара предвидения, которым он обладал и который проистекал, вероятно, из его стратегического мышления и чувствительности к тенденциям времени (интересно, что этим даром обладал и М.В. Агапов, предрекший судьбу самого Бориса). В качестве иллюстрации приведем картину социальной жизни в постсоветской России, которую он рисует в одной из своих статей в 1955 г.
«Освобождение России – труднейшая задача, но восстановление ее будет еще более ги-гантским делом. Молодой стране сразу будут угрожать многие опасности. Одна из этих опасностей – политическая необразованность и уродливое советское воспитание масс. И сейчас порой можно наблюдать, как убежденный антикоммунист, несмотря на свое настроение, думает, рассуждает и действует по-марксистски. В России же, несомненно, множество, даже большинство общественных деятелей рьяно возьмутся за построение де-мократического государства и общества, и сами не будут замечать, как их методы и прие-мы будут отдавать тоталитарным режимом. Опыты и политическая культура придут не сразу, а ничего другого кроме теории и практики советского режима они не будут знать. Другая опасность – слепое подражание западу, “американизация”, которая, несомненно, охватит особенно молодежь. Ведь и сейчас с этим борются в Москве и сателлитах. Что же будет, когда свободно хлынет американский товар, пресса, мода в Россию? Третья опас-ность – узкий национальный шовинизм, в котором некоторые будут искать защиты от “американизации”. Четвертая опасность – уход в быт. Несомненно, много людей увлекутся улучшением жизни, обогащением, будут упиваться непривычной свободой. Отвращение к общественной жизни, надоевшей под большевистским ярмом, будет всеобщим. От работы в организациях, от проповеди служения будут отмахиваться. Начнется временное увлечение индивидуализмом. А кроме этого, слабая новая Россия будет раздираться экономическими бедствиями, партийной борьбой, сепаратистическими тенденциями... На фоне всего этого, под угрозой всех этих зол будет жить и расти российская молодежь – будущее нации. О ней должна быть наша мысль и забота» [20].
*****
Заканчивая очерк о Б. Мартино, нельзя не заключить, что во всех областях своего творче-ства (за исключением, пожалуй, политической деятельности в НТС), он был последователем М.В. Агапова-Таганского, проводя через всю свою разведческую работу линию своего учите-ля: разведчество–скаутизм как этическое движение молодежи, основанное на христианских ценностях и сочетающее в себе высокий идеализм с практическим подходом к жизни, имеет большой потенциал для влияния на общество и может сыграть стержнеобразующую роль в воспитании молодого поколения граждан постсоветской России, когда дети и молодежь будут всеми брошены; жизнеспособность и развитие разведчества держатся, прежде всего, на кадре совершеннолетних руководителей, которые призваны не только сами соответствовать заявленной нравственной планке, но и быть широкообразованными и вдумчивыми педагогами, видящими цель своей работы и умеющими к ней идти (Борис предлагает такой «рецепт» идеального руководителя: «55% “педагога”, 35% “организатора” и 10% “теоретика”») [21].
Как это ни горько, учитель пережил своего ученика. В своей статье на смерть Б. Мартино М.В. Агапов писал: «пусть и впредь сказ о Борисе вдохновляет русскую молодежь. Он ей, мо-лодежи, посвятил всю свою недолгую, но яркую и динамичную жизнь. Пусть на его примере русские юноши и девушки убедятся, что и в тягчайших условиях жизни, будь то война, окку-пация, социальные сдвиги или будь то погоня за материальными благами и массовое глубокое падение морали, сознательный, гуманный и культурный человек не смеет отрекаться от принципа “духа не угашайте” и от служения “Солнцу правды” и высшим интересам ближ-них. <…> …Последние двадцать лет своей жизни Борис был тяжко болен – злой недуг разъ-едал его организм. Жизнь все время висела на волоске, который каждую минуту мог обо-рваться». Но, несмотря на это, «его не покидало воодушевление и преданность любимому делу. …Он работал… так, как не работали бы на его месте и самые здоровые люди», про-должая «до самого последнего момента оставаться на капитанском мостике ОРЮР. В этом и заключается его беспримерный подвиг. <…> …Вложив все знания свои и мудрость, он неутомимо работал во имя Идеи, с убеждением, что “ярко, как солнце, сияет идея, и ей суждено победить”» [22].
После смерти Бориса прямым продолжателем дела Агапова и Мартино остался его бли-жайший товарищ Ростислав Владимирович Полчанинов (род. в 1919 г.), ныне проживающий в США.
В 1990 г. ОРЮР смогла вернуться в Россию, принеся с собой дух и опыт 70 лет работы в зарубежье. Б. Мартино не увидел того события, к которому стремился всю жизнь. В своих «Беседах у костра» он написал, что если удастся «хотя бы одного мальчика или одну девочку воспитать в русском духе и для России» [23], он сочтет свой труд вознагражденным сполна. Борис сумел воспитать для России сотни мальчиков и девочек. Его жизнь прошла не зря. Но он принадлежит не только прошлому. Идеи Бориса Мартино еще прозвучат живым импуль-сом в современной российской внешкольной педагогике.

Автор выражает свою признательность Р. В. Полчанинову за ценные замечания по тек-сту статьи.
Ски Григорий Казаков
Примечания
1. Данный доклад является продолжением серии очерков о малоизвестных в современной России деятелях ска-утского движения и русской эмиграции, начало которой положила статья «Профессор М. В. Агапов-Таганский как подлинный феномен творческой личности в культуре», опубликованная в сборнике IV конфе-ренции «Феномен творческой личности в культуре» (Т. 2. М.: ФИЯР МГУ, 2011. СС. 23-34).
2. Одиночная система воспитания заключалась в изучении характера, интересов и условий жизни ребенка и оказании на него воспитательного воздействия посредством систематической личной пере-писки, дистанци-онных заданий (чтение книг, собирание вырезок из периодики и составление аль-бомов по определенной те-ме, выпуск рукописных журналов, ведение календаря наблюдений), ред-ких встреч с руководителем из др. города и участием раз в год в летнем лагере.
3. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. Архангельск, 1997. С. 241.
4. Полчанинов Р.В. Молодежь русского зарубежья. Воспоминания 1941-1951. М., 2009. С. 46.
5. Мартино Б.Б. Смысл и развитие идеологии [из неизданного конспекта КДР «Идеология» 1947 г.] // журнал «Опыт» (ОРЮР), №41, 1962.
6. Там же.
7. Там же.
8. Агапов-Таганский М.В. Педагогические основы скаутизма [работа 1920 г.] // журнал «Православный вест-ник» (ОРЮР), №12, 2006. С. 37.
9. Мартино Б.Б. Смысл и развитие идеологии…
10. Работа М.В. Агапова-Таганского, напечатанная на сербохорватском языке в Белграде в 1932 г. Союзом скаутов Королевства Югославия. На русском языке в переводе П.В. Тарутина на конец 2012 г. были опубликованы два отрывка из этого труда: «Наше “я”, его роль и условия его ценности» («Скаутский мир», №45, 2008) и «Будем как солнце!» («Православный вестник», №14, 2011). Полный текст работы в переводе П.В. Тарутина под редакцией Р.В. Полчанинова и А.В. Смутной готовится к печати.
11. Мартино Б.Б. Смысл и развитие идеологии...
12. Там же.
13. Мартино Б.Б. Звеновая система. 3-е изд. Париж, 1957. С. 1.
14. Пубертат – период полового созревания.
15. Мартино Б.Б. О работе старших разведчиков (проект-положение) // Вестник инструкторской части НОРС-Р, №2, 1940. Белград. С. 2.
16. Ушкуйники – вольные вооруженные дружинники, промышлявшие в походах по рекам на Руси до XV в.
17. Мартино Б.Б. Беседы у костра [брошюра ОРЮР; место и год издания не обозначены]. С. 3.
18. В современной России в 2011 г. под Костромой состоялись XXX Курсы для руководителей ОРЮР.
19. Мартино Б.Б. Устав Круга БКС [машинопись]. 1949. В наше время преемником Круга БКС стало Объедине-ние педагогических исследований им. М.В. Агапова-Таганского, созданное в Москве в 2010 г.: agapov-t.ru
20. Мартино Б. Б. Беседа Старого Волка // журнал «Опыт» (ОРЮР), №20, 1955.
21. Мартино Б. Б. Что же такое руководитель? (в порядке свободной трибуны) // журнал «Опыт» (ОРЮР), №18, 1955.
22. Агапов-Таганский М.В. Борис Борисович Мартино (несравненный руководитель и его беспримерный по-двиг) // журнал «Опыт» (ОРЮР), №44, 1963.
23. Мартино Б. Б. Беседы у костра… С. 26.

Вклад М.В. Агапова-Таганского в теорию
и практику работы с детьми по скаутскому методу
Вклад выдающегося российского и югославского педагога М.В. Агапова-Таганского в теорию и практику работы с детьми по скаутскому методу действительно значите-лен, но до последнего времени у широкой общественности не было возможности оценить этот вклад, поскольку многие работы Максима Владимировича в России оставались неизвестными. Из-менить эту ситуацию решил Григорий Казаков, отправившись в 2010 г. в исследовательскую поездку в Сербию и Хорватию по местам, связанным с жизнью и деятельностью Агапова-Таганского, с целью собрать и привезти в Россию новые, прежде неизвестные работы педаго-га, а также материалы о нем.
Агапов в письме Старшему русскому скауту О.И. Пантюхову от 14 ноября 1940 г. писал, что опубликовал к тому времени 26 работ по педагогике и психологии. Но в России до по-следнего времени были известны лишь немногие из них, так как фактически все работы Мак-сима Владимировича были написаны и опубликованы на территории бывшей Югославии, где он жил с конца 1920 г., когда ему пришлось эвакуироваться из Крыма вместе с частями Белой армии ввиду наступления большевиков. Агапову повезло сразу же получить работу. Максима Владимировича направили в хорватский город Огулин преподавать латинский язык в местной гимназии. Проработав в Огулине всего лишь три месяца и едва изъясняясь по-хорватски, талантливый педагог сумел организовать из местных детей скаутскую дружину, ставшую вскоре лучшей в стране. Впоследствии Максим Владимирович занимал в югославской скаутской организации различные высокие посты и был почитаем как «идейный вождь югославского скаутизма». Для югославской скаутской организации он разработал систему подготовки скаутских руководителей и назвал ее словами из стихотворения Бальмонта «Будем как солнце». Смысл этой системы заключался в том, что «скаутские руководители должны быть не просто профессиональными туристами, которые умеют жить в природе и обучать детей каким-то практическим навыкам, но настоящими педагогами, понимающими цель работы» .
Но вернемся к работам Агапова-Таганского. Итак, вследствие поездки Г. Казакова в Сер-бию и Хорватию в Россию были привезены многие важные труды выдающегося педагога, написанные на сербохорватском языке. Привезенные работы М.В. Агапова-Таганского мож-но разделить на две большие группы. Это скаутские и нескаутские работы, то есть труды на скаутскую тему и научные публикации по психологии и педагогике. Опираясь на тему своего доклада, здесь я представлю именно скаутские работы Максима Владимировича, которые сейчас находятся в распоряжении Объединения педагогических исследований имени М.В. Агапова-Таганского:

1. «Что такое скаутизм?»,1923 г.
2. «Идеологические основы скаутизма», 1932 г.
3. «Основы скаутской работы», 1923 г.
4. «Каким должен быть руководитель», 1924 г.
5. «Работа в отряде и дружине», 1925-1926 гг.
6. «Курсы для руководителей», 1928 г.
7. «Значение скаутизма в построении нормальной городской жизни», 1932 г.
8. «Лагерный сезон», 1932 г.
9. «Организация работы в дружине (с педагогической точки зрения)», 1932 г.
10. «Открытый сбор», 1933 г.
11. «Обучение скаутов на III, II и I разряд (методологические рекомендации для руководите-лей)», 1933–1934 гг.
12. «Когда появились скауты», 1934 г.
13. «Животрепещущий вопрос», 1934 г.
14. «Отчет о работе Огулинской дружины разведчиков за время с 16 марта по 26 ноября сего года», 1921 г.
15. «Отчет секретаря Огулинской дружины разведчиков», 1922 г.
16. «Приветственное письмо русских скаутов съезду Союза [скаутов Королевства Югосла-вии]», 1931 г.
17. «Смотри немного дальше своего носа», 1928 г.
18. «Memorabilia (из воспоминаний скаутмастера)», 1925 г.
19. «Что скауты говорят о своей выставке», 1935 г.
20. «Приветствие русских скаутов», 1932 г.

Все перечисленные работы Агапова были написаны на сербохорватском языке. На дан-ный момент 14 из них переведены на русский язык. Четыре работы («Каким должен быть ру-ководитель», «Организация работы в дружине», «Лагерный сезон» и «Открытый сбор») во-шли в 1-й «Сборник статей по скаутской педагогике» М.В. Агапова-Таганского, изданный в 2011 г. Работа «Курсы для руководителей» была напечатана в №№61–62 (2011 г.) журнала «Русский фронт», издаваемого Национальной организацией добровольцев «Русь». Восемь ра-бот («Что такое скаутизм?», «Когда появились скауты?», «Значение скаутизма в построении нормальной городской жизни», «Основы скаутской работы», «Работа в отряде и дружине», «Обучение скаутов на III, II и I разряд», «Животрепещущий вопрос», «Лагерь-мистерия») во-шли во 2-й «Сборник статей по скаутской педагогике», вышедший в декабре 2012 г. Работа «Идеологические основы скаутизма» переведена, отредактирована и готова к изданию. В мой приведенный выше перечень не вошли еще две скаутские работы Максима Владимировича: «Педагогические основы скаутизма» и «Лагерь–мистерия», поскольку они изначально были написаны на русском языке.
Я бы хотела подробнее рассмотреть наиболее важные работы Агапова-Таганского, чтобы дать о них какое-то представление, тем более что многие работы были изданы в России не-давно, а иные не изданы до сих пор. Начну с двух знаковых, на мой взгляд, трудов: «Педаго-гические основы скаутизма» и «Идеологические основы скаутизма».
«Педагогические основы скаутизма»
Свою первую серьезную работу, посвященную скаутизму, Максим Владимирович пишет еще до эмиграции, находясь в Алуште. Это действительно исключительный труд, созданный в 1920 г., т.е. 92 года назад, но не потерявший свою актуальность и по сей день. Среди всех трудов Агапова-Таганского эта работа, пожалуй, самая известная в России, поскольку она была изначально написана на русском языке. С ней можно ознакомиться в №12 журнала «Православный вестник» за 2006 г. (это первая публикация данной работы в России). В «Педагогических основах скаутизма» Агапов-Таганский впервые сформулировал педагогические и психологические причины эффективности скаутского метода воспитания, а также основные принципы работы с детьми по скаутскому методу. Это действительно бесценный труд выдающегося педагога, в котором даются базовые основы скаутской педагогики. Сейчас, в XXI веке, эти основы кажутся нам, разведческим руководителям, неоспоримыми постулатами. Например, работа с детьми по звеновой системе. Агапов в связи с этим пишет: «Основа скаутской организации – звено – дает полную возможность индивидуализации воспитания, предоставляя в то же время большие плюсы коллективного воспитания» . Или педагогическая ценность такой формы работы с детьми, как игра. Вот слова Агапова: «Много пищи для чувств дается в скаутских играх. Они возбуждают соревнование, но без зависти, т.к. соревнование происходит между друзьями. Они дают исход избытку юношеской энергии и устраняют возможность засорять свое воображение нечистыми образами» . «Полезно также вводить в самой широ-кой мере игры, развивающие сообразительность и способность к импровизации» . Знание этих и других основ не раз выручало нас в нашей работе с детьми, но как же важно было тогда, 92 года назад, выделить и сформулировать их, чтобы воспитание по скаутскому методу стало не просто веселым времяпрепровождением, а серьезной и эффективной фор-мой воспитания детей. Труд Агапова-Таганского «Педагогические основы скаутизма» в том же 1920 г. был принят съездом скаутских руководителей Крыма, а затем Старшим русским скаутом О.И. Пантюховым и Советом скаутмастеров в Константинополе как теоретическая основа русского скаутизма.
«Идеологические основы скаутизма»
Другой не менее значимой работой М. В. Агапова-Таганского является его труд «Идеоло-гические основы скаутизма». Эта работа, в отличие от предыдущей, была написана уже в эмиграции и на сербохорватском языке. Переведена на русский язык она была лишь в 2008 г. П.В. Тарутиным. В 2012 г. перевод был отредактирован и, в принципе, готов к изданию. Надеюсь, что в скором времени у руководителей появится возможность познакомиться с этим трудом. В данной работе Агапов-Таганский строит свое рассуждение об идеологических ос-новах скаутизма на анализе идей Р. Баден–Пауэлла и его последователей. В ходе этого рас-суждения Максим Владимирович выделяет следующие основы скаутизма:
1. дух товарищества;
2. признание ценности нашего «я»;
3. признание права личности на самоопределение в границах гармонии между интересами личности и коллектива;
4. рыцарство и гуманизм, служение ближнему в духе Евангелия;
5. признание труда и преодоления трудностей нормальными функциями человека;
6. значимость радости и оптимизма;
Каждый из перечисленных пунктов Агапов подробно объясняет в своей работе. Напри-мер, относительно 3-го пункта даются разъяснения о том, какие существовали взгляды на проблему отношений личности и общества на протяжении истории, и какую позицию по это-му вопросу занимает скаутизм. В отношении 5-го пункта в работе присутствует интересное рассуждение о роли труда в жизни человека, о том, как менялось отношение человека к труду в разные эпохи и опять же какую позицию по отношению к труду занимает скаутизм. Объ-единяя все перечисленные основы скаутизма в одну мысль, Агапов-Таганский в своей работе дает очень емкое определение скаутизма: «…скаутизм – это особый вид коллективного дви-жения, он представляет собой кооперацию старших и младших в целях коллективного труда для личного совершенствования, служения ближним, а также строительства новой, лучшей и более светлой, жизни» .
Эти два труда Агапова («Педагогические…» и «Идеологические основы скаутизма») от-носятся к теоретическим работам скаутмастера. Вообще все скаутские работы Максима Вла-димировича можно условно поделить на теоретические и практические.
Теоретические работы
В своих теоретических публикациях Максим Владимирович затрагивает и развивает те-мы, касающиеся идеологических и педагогических основ скаутизма, его сути и основных принципов, происхождения и предшественников скаутского движения в России и мире, влияния скаутского метода воспитания на развитие личности ребенка. Кроме того, в них он дает обзор психических свойств, явлений и особенностей детей и подростков, знание которых, безусловно, поможет руководителю правильно построить свою работу со звеном, отрядом, дружиной.
К теоретическим скаутским работам Агапова можно отнести следующие его труды:
1. «Идеологические основы скаутизма»
2. «Педагогические основы скаутизма»
3. «Что такое скаутизм?».
4. «Основы скаутской работы».
5. «Каким должен быть руководитель».
6. «Значение скаутизма в построении нормальной городской жизни».
7. «Животрепещущий вопрос».
8. «Смотри немного дальше своего носа».
Рассмотрим некоторые из них: В работе «Что такое скаутизм?» Агапов-Таганский фор-мулирует четыре основные задачи скаутского воспитания, выводя их из того, что школа не дает ребенку должного всестороннего развития, не воспитывает его как всесторонне разви-тую личность, а лишь тренирует его разум. Агапов пишет: «В школе ученик имеет хорошую гимнастику для интеллекта и ничего больше. Его остальные психические способности остаются без достаточного внимания, хорошего воспитания и правильного развития, так как о них никто не заботится» . Кроме того, Максим Владимирович считает, что школа не учит детей заботиться о себе. По его словам, он видел многих гимназистов, которые оказывались в затруднительном положении, так как не умели приготовить себе еду, обогреть комнату, разжечь костер и даже почистить свои башмаки. По этому поводу Агапов замечает: «…наша школа не может подготовить детей к тому, что необходимо каждому в практической жизни» . Помимо этого, Агапов-Таганский говорит о недостаточности физического воспитания молодежи в школе: «Два часа занятий по физкультуре не есть физическое воспитание. А кто не знает старого мудрого правила: mens sana in corpore sano (в здоровом теле здоровый дух)?» . Исходя из всего вышесказанного, Максим Владимирович делает вывод, что «школу необходимо или радикально реформировать, или нужно ввести что-то, что может ее дополнить и исправить. Эксперименты русских большевиков показали, что невозможно за короткое время изменить облик школы. Для новых программ необходимо найти и новых людей, новых учителей и новых учеников. Итак, остается только один путь – прийти школе на помощь, а именно позаботиться о внешкольном обучении и воспитании молодежи. В этом смысле скаутизм является самым лучшим институтом» . После приведенного выше рассуждения Агапов в своей работе «Что такое скаутизм?» выводит четыре основные задачи скаутского воспитания, цель которых – восполнить недостатки школьного образования:
1. Воспитание твердого, серьезного, нравственного и хорошего характера, воспитание того, что философ Кант называл Guter Wille (добрая воля, или воля к добру, причем все-гда активная, т.е. желание творить добро, основанное на внутреннем императиве).
2. Предоставление хорошей душевной пищи для чувств, «чего особенно в нашей совре-менной школе не хватает. Ведь действительно, где и чем ученики наших реальных гимна-зий удовлетворяют чувства? Они ходят в кинотеатры, театры, на развлекательные мероприятия и концерты, не делая выбора между хорошим и плохим развлечением. Они читают Ната Пинкертона и другие книги, которые привлекают их непристойными ве-щами. Скаутизм же ведет молодежь в лес, в горы, на берег моря или реки, учит пони-мать красоты природы, дает ей возможность жить на лоне природы» .
3. Физическое воспитание и воспитание практических навыков.
4. Воспитание духа, основанное на скаутском законе «Скаут весел и не падает духом».
Мысль о том, что школа не в состоянии воспитать человека всесторонне развитым, под-хватывается и раскрывается в еще одном теоретическом труде Максима Владимировича, ко-торый называется «Основы скаутской работы», где Агапов пишет: «…мы видим, что ска-утизм стремится дополнить школу. Он не требует отмены школы или ее резкого реформи-рования. Скаутизм исправляет недостатки нашей школьной системы, дополняет ее тем, что в ней отсутствует, и, наконец, тем, что школа вообще не в состоянии дать: полнотой и совершенством душевной жизни и солнечной радостью» .
Также в этой своей работе Агапов-Таганский формулирует основные принципы скаут-ской деятельности, которые должны соблюдаться руководителями, если они хотят получить достойный результат от скаутского метода воспитания. Среди главных принципов Максим Владимирович называет принцип добровольности, принцип личной ответственности и прин-цип самостоятельности. Что касается первого принципа, то смысл его в том, что «никого нельзя заставлять быть скаутом: любой юноша может быть в отряде, пока он сам этого хочет. Принцип добровольности дает гарантию, что в скаутских рядах всегда будет присутствовать воодушевление и героический энтузиазм» . Второй принцип говорит о том, что каждый «скаут отвечает за свои действия и поведение не только перед своими начальниками, но и перед своим окружением, перед судом чести, состоящим из товарищей» . Наконец, третий принцип заключается в том, что скаут пытается самостоятельно выполнить поставленную перед ним задачу, он сам находит для этого пути, руководствуясь своей креативностью. Агапов пишет, что «самостоятельная работа является основой скаутской практической деятельности» .
В еще одной своей статье, которую я отнесла к теоретическим, Агапов-Таганский в свой-ственной ему возвышенной манере пишет о том, каким должен быть скаутский руково-дитель. Работа так и называется – «Каким должен быть руководитель». Это, собственно говоря, лекция, которая была прочитана Максимом Владимировичем на 1-х руководительских курсах Союза разведчиков и разведчиц Королевства сербов, хорватов и словенцев в Загребе в 1924 г. В ней Агапов рисует образ идеального разведческого руководителя. Он пишет о том, что руководитель должен обладать твердым характером, умением командовать; он должен любить детей, хорошо знать основные предметы скаутского обучения и уметь доступно их донести до разведчиков; руководитель должен быть нравственным человеком, должен быть увлечен скаутской идеей, а также должен уметь жертвовать и временем, и средствами, и силами, и всем, что он имеет в своем распоряжении. В общем, требования довольно высокие, но современные руководители должны стремиться к этим высоким планкам, которые М. В. Агапов-Таганский поставил еще тогда, в 1920-х гг.
Заканчивая обзор теоретических скаутских работ Агапова-Таганского, я бы хотела ска-зать еще пару слов о работе с довольно интересным названием «Смотри немного дальше своего носа», опубликованной в №62 газеты «Скаутский мир» за 2011 г. Это небольшая притча на тему смысла скаутского воспитания, который, по мнению Агапова, заключается не в том, чтобы научить ребенка профессионально вязать узлы или хорошо знать азбуку Морзе, но в том, чтобы постараться воспитать его достойным человеком и гражданином, который в будущем сделает свой достойный вклад в построение лучшего мира.
Практические работы
Вторая группа скаутских работ Агапова-Таганского – это практические работы. К этой груп-пе можно отнести следующие труды педагога:
1. «Работа в отряде и дружине».
2. «Лагерный сезон».
3. «Курсы для руководителей».
4. «Организация работы в дружине».
5. «Открытый сбор».
6. «Обучение скаутов на III, II и I разряд (методологические рекомендации для руководите-лей)».
7. «Отчет о работе Огулинской дружины разведчиков за время с 16 марта по 26 ноября сего [1921] года».
8. «Отчет секретаря Огулинской дружины разведчиков».
В данной группе представлены те работы Максима Владимировича, которые будут осо-бенно интересны строевым руководителям, то есть руководителям, ведущим непосредствен-ную работу с единицами. Сведения, представленные в этих сочинениях, будут одинаково по-лезны как для опытных руководителей, которые смогут упорядочить и структурировать свою работу с детьми, опираясь на статьи Агапова-Таганского, так и для начинающих руководите-лей, которые почерпнут из статей скаутмастера азы работы с детьми по скаутскому методу, а именно: как правильно провести сбор, на что надо обратить особое внимание во время прове-дения сбора, надо ли составлять план и программу работы с детьми и как это правильно сде-лать, какие факторы надо учитывать при составлении годовой программы работы с еди-ницей, для какого возраста какие виды лагерей полезны, как правильно провести открытый сбор, какие формы занятий с детьми характерны для того или иного сезона и многие другие полезные сведения.
Например, в статье «Организация работы в дружине» Агапов приводит примерный план работы дружины на год, в котором он ставит вид занятий скаутов в четкую зависимость от времени года. План работы дружины здесь приводится в виде таблицы, поделенной на че-тыре сезона. Максим Владимирович дает описание каждого времени года и предлагает виды деятельности для таких единиц, как звено, отряд и дружина осенью, зимой, весной и летом. Например, в течение зимы, которая, по его словам, является «мертвым сезоном», он предлага-ет делать упор на ручной труд, совместное чтение книг и журналов, благотворительную дея-тельность, игры в помещении и сдачу умственных специальностей. Весной же, когда проис-ходит «пробуждение природы», а у детей возникает «душевное волнение, стремление к пере-мене места и героическим подвигам», Агапов-Таганский советует проводить походы и про-гулки, занятия и игры на природе, сдачу на физические специальности, а также бег на III раз-ряд. Летний сезон Максим Владимирович в своей таблице называет «лагерным»; в это время не проводятся ни звеновые, ни отрядные сборы, а вместо этого устраиваются лагеря и слеты. Проведению лагерей Агапов посвятил отдельную работу, которая называется «Лагерный се-зон». В ней скаутмастер рассказывает, как подготовить и провести лагерь, какие нюансы надо учитывать при проведении разного рода лагерей (на море, в горах, в лесу), какие виды лагерей подходят для того или иного возраста детей.
Свою мысль о зависимости вида занятий скаутов от времени года Агапов продолжает и развивает в своем рассуждении об обучении скаутов на разряды. Он подчеркивает тот факт, что не каждый сезон подходит для такого обучения. «В весеннем сезоне обучение не должно быть слишком интенсивным. Предшествующий сезон заметно уменьшил запас душевной энергии и физическую сопротивляемость, а пробуждение природы вызывает волнение и стремление к перемене места. <…> Между тем осенний и зимний сезоны просто созданы для звенового обучения» . В помощь руководителям в упомянутой уже статье «Организация работы в дружине» Максим Владимирович дает подробный план проведения скаутского сбора, делит его на пять основных частей, расписывая, чему должна быть посвящена каждая из этих частей и как долго она должна продолжаться. Важным, на мой взгляд, является утверждение, сформулированное М. В. Агаповым в его работе «Обучение скаутов на III, II и I разряд», что в скаутском обучении, в отличие от школьного, «воспитание является глав-ной целью, а образование играет вспомогательную роль. <…> Узлы, сигнализация, первая по-мощь, лесные знаки и т.д. для настоящего руководителя не являются фетишами. Эти или любые другие предметы мы ценим только как средства, которые могут быть удачно ис-пользованы для развития у наших скаутов скаутского духа, скаутских качеств и характе-ра» . М. В. Агапов-Таганский пишет, что «материал III, II и I разряда служит в качестве вспомогательного средства… суть скаутского обучения не в материале, а в самом процессе или способе, при помощи которого дается данный материал» . Осознавая это, любой руко-водитель сможет грамотно организовать скаутское обучение, делая акцент на том, что по-настоящему важно. В помощь руководителям, ведущим работу с единицами, Максим Влади-мирович в своих работах «Обучение скаутов на III, II и I разряд» и «Курсы для руководи-телей» приводит сведения из психологии, знание которых будет хорошим подспорьем для руководителя при работе с детьми.
Ценность практических скаутских работ М.В. Агапова-Таганского заключается в том, что они являются фактически единственным в своем роде методическим мате-риалом, оставшим-ся из того времени, а также представляют обширный обобщающий материал по работе с детьми на основе скаутского метода. Я знаю, что многие руководители, особенно начинаю-щие и пришедшие в ряды организации уже взрослыми, испытывают недостаток в методиче-ском материале. Ведь представьте, как сложно провести самому скаутский сбор, лагерь, со-ставить программу занятий для единицы, если ты никогда не был разведчиком. Не знаю, как в других организациях, но у нас в НОРД «Русь» сейчас как никогда стало появляться много именно таких руководителей, которые, просто случайно познакомившись с системой воспи-тания детей на основе скаутского метода, решили, что они видят в этом воспитании путь своего служения Родине, и захотели вступить в ряды организации. Для таких руководителей статьи М.В. Агапова-Таганского будут серьезной помощью в организации правильной работы с детьми на основе скаутского метода.
Инс. НОРД «Русь» Анна Смутная

Государство и внешкольная работа
Император Николай II обратил внимание на необходимость внешкольной работы. В своей записной книжке 8 января 1908 г. он писал: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату». Знал ли об этом инспектор народных училищ в Бахмуте (в советское время Артемовск, Донбасс, Украина) А.А. Луцкевич или нет, мы не знаем. Известно только, что он в том же году основал «Народный класс военного строя и гимнастики имени наследника цесаревича Алексея Николаевича». Он одел мальчишек в военную форму, роздал им деревянные ружья и организовал духовой оркестр. Об этом было сообщено императору Николаю II, который 22 мая 1910 г. провёл в Царском Селе смотр этому классу. Узнав об этом, капитан Семеновского полка С.Н. Назимов организовал при полке роту потешных и взялся за подготовку всероссийского Высочайшего смотра потешным. Смотр прошёл в Петербурге 28 июля (9 августа) 1911 г. с подъёмом и большим успехом. Назимов был произведен в подполковники. Движение потешных получило всеобщее одобрение и стало быстро распространяться по России. Надо полагать, что в России в 1911 г. было более 100 тысяч потешных, судя по тому, что только в одном Одесском школьном округе было около 70 тысяч. Расходы по обмундированию и снабжению мальчиков деревянными ружьями ложились частично на родителей, частично на полки, при которых создавались роты потешных, или на школьные власти.
Получив в 1908 г. из Англии книгу Р. Баден–Пауэлла (Baden–Powel) «Scouting for Boys», император Николай II приказал Генеральному штабу перевести и издать её. Книгу издали в конце 1909 г. под названием «Юный разведчик». Император решил, что эта книга пригодится тем, кто уже начал работу с потешными. Значит, работа уже началась, и об этом было извест-но императору.
Незадолго до Высочайшего смотра потешных в «Ученике» №31 от 2 (15) апреля 1911 г. было сообщение, что «в Петербурге организуется общество объединения всех отрядов юных разведчиков и потешных в России». Организаторы: Янчевецкий – редактор журнала «Ученик» и начальник легиона юных разведчиков в Санкт-Петербурге, Пантюхов – начальник дружины юных разведчиков в Царском Селе, и фон Эксе – начальник роты потешных в Вильне. Несмотря на успех всероссийского Высочайшего смотра, потешные разрешения не получили. Почему?
Почему в 1912 г. не было всероссийского смотра потешным, а только небольшой смотр ученикам Петербургского школьного округа? Почему в 1913 г., когда отмечалось 300–летие дома Романовых, не было никакого смотря детям и юношам?
В правительстве была создана должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи. Первый Съезд по скаутизму в России состоялся в его канцелярии и на нем присутствовал его помощник В.И. Срезневский и правящий канцеляри-ей Главнонаблюдающего Я.Н. Репнинский, бывший в то же время и секретарем общества «Русский Скаут». Вероятно, только благодаря Репнинскому, Главнонаблюдающий предоставил помещение для съезда. Правительство царской России не проявляло интереса к внешкольной работе, несмотря на интерес к ней императора, и не оказывало ни моральной, ни материальной помощи.
Только в годы гражданской войны белые правительства Дона, Кубани и Северного Кавказа обратили внимание на скаутов. Офицеры, руководившие скаутскими отрядами, получали жалование и освобождались от других обязанностей. Ген. П.Н. Врангель предлагал Старшему скауту России полковнику Пантюхову создать в Крыму скаутский центр и материальную помощь. План не осуществили, но со стороны правительства белого Крыма желание было.
Советское правительство после конца гражданской войны запретило в 1923 г. все детско-юношеские организации и взяло всю внешкольную работу под контроль коммунистической партии. Пионервожатые получали жалование за свою внешкольную работу наравне с учите-лями за работу в школах. Примеру коммунистов последовали фашисты в Италии и национал-социалисты в Германии.
После развала СССР правительство РФ должно было бы обратить внимание на работу ОРЮР, рассматривая её не только как одну из скаутских организаций, но и с точки зрения её успехов и возможностей в работе в странах СНГ. В пример можно поставить в высшей степе-ни успешную поездку Г. Казакова в 2012 г. во Львов. В странах СНГ ныне проживает около 25 миллионов русских. Не надо думать, что правительства стран СНГ будут оказывать мо-ральную и материальную помощь русской внешкольной работе. Забота о русских детях и юношестве ложится полностью на РФ.
Франция не стеснялась в расходах на поддержку французского языка в своих бывших ко-лониях. Германия в 1930-х годах тратила большие деньги на внешкольную работу с немецки-ми детьми в США и Южной Америке. В Югославии, в Сараево, служащий консульства посе-щал старшие классы средних школ для бесед на немецком языке. Это же делал и французский консул. И французский, и немецкий языки изучались в средних школах Югославии, и их раз-говоры были дополнением к урокам. В Сараево был Немецкий дом, куда приглашали школь-ников, изучающих немецкий язык. Английский клуб, существовавший на средства британского консула, предлагал бесплатные курсы английского языка. Франция, Британия и Германия давали стипендии студентам, желавшим учиться в университетах их стран. России есть с кого брать пример и у кого поучиться.
Помощь, которую оказывали отряды харцеров польским вооруженным силам в годы польско-советской войны 1920–1921 гг., была причиной моральной и материальной поддерж-ки харцерства правительством. По той же причине в Югославии оказывалась поддержка со-кольству (молодежной массовой гимнастической организации, имевшей большие заслуги в борьбе сербов с Австро–Венгрией и создании в 1918 г. единого Королевства сербов хорватов и словенцев), но некоторая поддержка оказывалась и Союзу скаутов Королевства Югославии. Правительство оплачивало помещение Главного правления Союза, оплачивало по неполной ставке двух штабных работников и оказывало материальную помощь издательской деятель-ности. Всё это делалась ради международного престижа. Союз скаутов нужен был правитель-ству Югославии, чтобы не потерять лицо в глазах союзников и покровителей – Франции и Великобритании.
По этим же соображениям международного престижа правительство Албании поддержи-вало работу единственной на всю страну скаутской дружины в Тиране, официально насчиты-вавшей в 1929 г. 200 человек.
В Венгрии разведчики (по-венгерски «черкес») пользовались и моральной, и материаль-ной помощью правительства. И Польша, и Венгрия, придерживаясь национальной линии внутри организаций, умело пользовались в своих национальных интересах международными скаутскими начинаниями. Венгрия в 1933 г. была местом Всемирного джембори, предлагая иностранным гостям туристические маршруты по стране. Венгерские черкесы углубляли и расширяли культурные связи со скаутами венгерского происхождения в Югославии. Вполне возможно, что были венгерские скауты, входившие как меньшинственные отряды в состав Союза чехословацких скаутов. Правительство Чехословакии оказывало материальную по-мощь, как соколам, так и скаутам.
В США, чтобы основать отряд, руководитель должен пройти курс для руководителей и иметь материального покровителя в лице церковного прихода или общественной или коммерческой организации, которые одновременно несут ответственность за моральное состояние отрядов. Правительство США не поддерживает ни скаутов, ни иные детско-юношеские организации.
Во Франции и в Германии скауты находятся под покровительством католической церкви (одна организация), протестантской церкви (вторая организация), и есть третья организация, работающая при материальной поддержке антиклерикальных кругов. Все три образуют феде-рацию, которая входит в ВОСД.
В Швеции и некоторых других странах существуют скауты при «Имке» (YМСА), кото-рые, вместе с «неимкоовскими» организациями, объединяются в федерации для вступления в ВОСД.
Пользуясь опытом российской истории и других стран, в сегодняшней России нужно со-здать координационный центр, который будет вырабатывать планы внешкольной работы с русскими в СНГ. Нужно устраивать детско-юношеские слёты, проводить в России курсы для руководителей и оказывать материальную поддержку этим начинаниям. Нужно организовать распространение русской детско-юношеской литературы в СНГ.
Скм. Ростислав Полчанинов