Судьба молодежного движения в России - обращение к Президенту России В.В. Путину

[img align=right]http://www.scouts.ru/uploads/img42c9153770ad2.gif[/img]
30 мая 2005 года в г. Москве прошла научная конференция "Молодежное движение и молодежная политика: 15 лет перемен". Ее участники выразили глубокую озабоченность состоянием дел в области молодежной политики в России. По итогам конференции были было подготовлено Обращение к Президенту России Владимиру Путину с пояснительной запиской, которые мы представляем вашему вниманию.


ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИНУ В.В.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

В России сегодня сложилась критическая ситуация в молодежной сфере, характеризующаяся тем, что:

1. Разрушена система органов по делам молодежи, регионы ликвидируют свои структуры по работе с молодежью и целевые программы для молодежи.

2. Заканчивается федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001-2005 годы). Никаких ФЦП на последующие годы не принято, а это значит, что государство перестает выделять средства на молодежную политику.

3. Процесс разграничения полномочий между уровнями власти оставляет молодежную политику вне сферы деятельности органов государственной и муниципальной власти (согласно федеральным законам 131 и 184).

4. Больше года в структуре федеральной власти нет органа межведомственной координации по работе с молодежью.

5. В результате внесенных в 2004 году поправок практически выхолощен федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», а базовый закон РФ «О молодежи» так и не появился.

6. Вокруг реальной позитивной молодежной политики сформировался «информационный вакуум», в результате обществу и самой молодежи преподносится только негатив и криминал.

7. Каждодневная содержательная работа молодежных общественных объединений все чаще подменяется созданием громких, дорогостоящих, не приносящих пользы фантомных организаций.

Просим лично Вас взять ситуацию под контроль и поручить подготовить вопрос о государственной молодежной политике для рассмотрения на Госсовете, как вы это планировали в 2003 году.
Уверены, что в современном обществе не обойтись без сильной и целостной молодежной политики, приоритетность которой должна быть определена Президентом России.

Мы, руководители федеральных и региональных молодежных общественных объединений и государственных органов по работе с молодежью, готовы выполнить все необходимое для успешной реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

30 мая 2005 г.
г. Москва
Участники Всероссийской конференции «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К Обращению, направленному Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину участниками научно-практической конференции «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен»

Обращение к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину участников научно-практической конференции «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен», проходившей 30 мая 2005 года, отражает озабоченность тем разрывом между властью и молодежью, который в последние годы не сокращается, а увеличивается. Хотя, по результатам многочисленных исследований, среди молодых россиян больше (в сравнении со старшим поколением) тех, кто поддерживает реформы, Президента, Правительство, но это не повод для отнесения проблем молодежи на периферию политического курса. По данным тех же самых исследований от трети до почти половины молодых, имеющих право голоса, не удовлетворены жизнью и на выборы сегодня не пошел бы каждый пятый из них. Речь идет о миллионах граждан нашей страны. Пока у нас считают, что с молодежью все в порядке и она подождет своего часа, ею всерьез и масштабно занимаются иностранные государства и международные фонды.

Около полувека назад спецслужбы Запада сформулировали цели такой войны против России, которая ведется не в окопах, в небе и под водой, а сфере духовной, культурной жизни, в сфере повседневности. Это цели масштабной битвы за ресурсы путем завоевания населения, и эффективность их достижения прямо связывалась с тем, насколько молодое поколение россиян утеряет связь с духовными корнями своего народа, насколько среди молодых станут нормальными цинизм и пошлость, предательство и ненависть, насколько западные ценности в их создании заместят ценности национальные. Цели эти в значительной мере достигнуты. 10–15 лет назад иностранные фонды открыто вошли в российскую школу, оплатив переписывание учебников отечественной истории в духе «дегероизации» прошлого и антипатриотизма. Они обеспечили прорыв в компьютеризации российских вузов, особенно в провинции, организовали десятки и сотни тысяч студенческих обменов, стажировок вузовских преподавателей в западных университетах, создали экономические предпосылки для колоссальной «утечки умов» из страны. Они заказали масштабные исследования настроений молодых россиян, влияния на них политических сил, степени организованности, доверия власти. Запад имеет мощные рычаги ежедневного влияния на миллионы молодых россиян через каналы телевидения и интернет. Сегодня должно быть ясно, что соединение внутренних социальных проблем и внешней манипуляции общественным сознанием молодежи создает достаточные условия, чтобы в любое время и в любой точке — и прежде всего в столице — была спровоцирована «цветная революция» с самым активным участием молодежи.

На наш взгляд, молодежная политика в этих чрезвычайных условиях есть политика национальной безопасности, более того — центральное звено обеспечения национальной безопасности и сегодня, и в перспективе. На вызов, брошенный России, необходимо дать адекватный ответ. Цель молодежной политики должна быть осознана в новых исторических масштабах как защита будущего России, как взращивание российского народа. От решения задач молодежной политики при такой постановке вопроса зависит судьба России как суверенного государства.

Задача в подобных формулировках уже обсуждается и готовятся соответствующие проекты документов, однако на практике власть последовательно освобождается от всяких обязательств перед молодежью своей страны, добровольно отдает «будущее России» любому, кто не поленится взять такой дар.

В целом ни на одном из направлений государственной молодежной политики, основы которой были утверждены высшим органом законодательной власти в 1993 году, не достигнуто хотя бы удовлетворительного положения. Имевшаяся в советский период мощная инфраструктура воспитательной работы с молодежью и ее самоорганизации отдана бизнесу и ничем не восполнена.
Структуры, занимающиеся на федеральном уровне реализацией государственной молодежной политики, за 15 лет менялись 7 раз, их статусс сегодня находится на самой низкой отметке за прошедшие 15 лет. Фрагментарной остается правовая база государственной молодежной политики. А в самое последнее время даже ранее решенное отменено или искажено до неузнаваемости. Так, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» был по своей сути и механизмам направлен на передачу государством средств для ведения деятельности среди молодежи ей самой — ее организациям. Впервые в российской правовой системе закреплялся оправдавший себя в мировой практике принцип субсидиарности. Внесенные недавно поправки в Закон сделали его бесполезным в применении, так как молодежные и детские общественные объединения теперь лишены гарантий поддержки и специфических форм взаимодействия с государством там, где их роль в решении задач государственной молодежной политики могла бы быть существенно более значительной. Наивность и непрофессионализм предложений в вопросах, которые требуют серьезных государственных решений, остаются характерными чертами многих подготовленных и готовящихся проектов и программ.

В этой связи актуальными становятся следующие предложения и меры в области молодежной политики:
1. Главное звено. В центре внимания государства и общества должны оказаться гражданственность, патриотизм молодежи, ее нравственное и физическое здоровье, национальные духовные ценности. С этих позиций должны быть пересмотрены главные направления государственной молодежной политики и опре-делены критерии и показатели оценки ее эффективности. Необходимо произвести доработку и концепции национальной безопасности России, которая среди приоритетов должна утвердить защиту и социальное развитие молодежи.

2. Инвестиции в молодежь. Следует пойти на решительное увеличение и перераспределение средств на цели молодежной политики. При всей значимости мер социальной поддержки слабых слоев молодежи важно переместить акцент в государственной молодежной политике на создание условий для самореализации молодежи, поддержку ее инициатив. Именно так формулируются цели государственной молодежной политики в ранее принятых документах, но эта установка пока — лишь слова. Молодежь, не склонная к отклонениям от социальных норм, чаще всего оказывается за пределами государственного интереса и внимания. Это один из главных пороков реализации государственной молодежной политики сегодня. Власти необходима опора на национально ориентированную, граждански, патриотически настроенную часть молодежи. Должна стоять задача формирования из такой молодежи высшего духовного слоя российского общества.

3. Общественная молодежная политика. Органам власти необходимо осознать молодежь и молодежное движение как ресурс гражданского общества. Молодежная политика должна стать постоянным делом политических партий, общественных объединений, и в интересах государства поддерживать эту деятельность имеющимися средствами на принципе субсидиарности: в отношениях с молодежью власть должна идти по преимуществу путем передачи средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти, тем общественным объединениям, другим организациям, которые способны обеспечить конкретный результат по заявленным проектам. От программной гигантомании следовало бы переходить к множеству социальных проектов, отвечающих на многообразные потребности молодых россиян и учитывающих территориальные различия нашей страны. Эти проекты должны проходить конкурсный отбор и гласное обсуждение.

4. Эффективная занятость. Важнейшее звено государственной молодеж-ной политики сегодня — содействие такой трудовой занятости молодежи, которая позволяла бы ей проявлять самостоятельность при решении повседневных проблем и видеть жизненную перспективу. Создание рабочих мест для молодежи как государственная задача и посредничество в трудоустройстве должны с самого начала учитывать лучшую готовность значительной части молодежи к работе в новой коммуникационной среде. Необходимо продумывать пути трудоустройства учащейся молодежи, особенно подростков, без прерывания учебы.

5. Непрерывное образование. Образовательные пути молодежи следует укрепить перспективой повышения образовательного уровня и переобучения в соответствии с потребностями рынка труда. Важно, чтобы непрерывность образования обеспечивалась не только формальной, но и реальной доступностью тех или иных ступеней образования. В этой связи необходимо дать широкую дорогу идее университетских комплексов, объединяющих на одной территории образовательные учреждения различного уровня — от школы для вуза и послевузовских форм обучения.

6. Управление в сфере государственной молодежной политики. Необходимо вновь рассмотреть вопрос о структуре органов, обеспечивающих решение задач государственной молодежной политики с учетом их многообразия и их масштаба. Молодежная политика не должна зависеть от изменений в структурах исполнительной власти. На федеральном уровне она нуждается в прямом руководстве со стороны Президента России. В этой связи имело бы смысл воссоздать Совет по делам молодежи при Президенте России, пересмотрев его функции.

7. Контроль над СМИ. Следует реализовать систему мер, защищающих молодое поколение от растлевающего влияния ряда СМИ. Для этих целей не обязательно вводить цензуру, у государства немало других способов воздействовать на те СМИ, которые разрушают нравственные основания жизни молодых россиян. Нужны специализированные программы для молодежи на государственных каналах телевидения.

8. Поддержка молодежных и детских общественных объединений. Необходимо увидеть в этих объединениях существенный ресурс осуществления задач государственной молодежной политики, даже если сегодня они по большей части слабы. Нужны меры по совершенствованию законодательной базы, чтобы упростить регистрацию и создать благоприятные условия для деятельности молодежных и детских общественных объединений.

9. Исследования молодежи и молодежного движения. Ограниченность аналитической информации по проблемам молодежи ведет к утере контроля над эффективностью предпринимаемых государством мер в области государственной молодежной политики. Следует поддерживать исследования, проводимые не какой-то одной, а разными организациями, не подчиненными непосредственно структурами, заказывающими исследования. Наряду с государственным докладом о положении молодежи должны рассматриваться органами государственной власти с целью принятия управленческих решений и альтернативные (общественные) доклады по разным проблемам молодежи, молодежного движения, молодежной политики.

По информации Хеймер-оол Ооржака,
Ответственного секретаря Нацсовета России
www.youthrussia.ru
тел. (095) 206-89-34


Вы можете загрузить эти документы в виде файлов MS Word:
Обращение к Президенту
Пояснительная записка