«Страницы истории разведчества-скаутизма» №139, июль 2009 г. «Сергей Иванович Бевад (1918–1943 гг.)»

«Страницы истории разведчества-скаутизма» №139, июль 2009 г. «Сергей Иванович Бевад (1918–1943 гг.)»

Сергей Иванович Бевад (1918–1943)

Сергей Иванович Бевад родился в 1918 году в городе Николаеве Херсонской губернии в семье морского инженера. Отец – Иван Владимирович Бевад (1886, С-Петербург – 1953, Прага), инженер-судостроитель. Мать – Наталья Васильевна Бевад, урожденная Огаркова (1888, С-Петербург – 1975, Мюнхен), юрист по образованию.
В 1922 году семья Бевад с двумя детьми (сыновья Николай, 1915 г.р. и Сергей, 1918 г.р.) эмигрировала в Румынию, проживала в городе Бухаресте, а в 1926 году переехала в Прагу (Чехословакия). В 1930 году родилась дочь – Марина (в дальнейшем она вышла замуж за болгарского инженера Владимира Неделчева, после войны проживала в Чехословакии вместе с родителями).
Сергей Бевад закончил в Праге русскую гимназию, затем Пражский университет и получил диплом инженера. Вместе с братом Николаем принимал активное участие в общественной жизни русской эмиграции. Вступил в Русский теннисный клуб и в Пражскую дружину витязей при РСХД, где вскоре стал одним из руководителей. В 1933 году стал членом НСНП (ныне НТС). В конце 1930-х гг. в Пльзене Сергей создал отделение НТСНП, которое и возглавлял до своего отъезда в Берлин. Членами Пльзенского отделения были: Петр Данилевский, Владимир Конява-Фишер, Дмитрий Введенский, Михаил Тарновский и др. После прихода немцев в Чехословакию, во время союзного собрания в Праге 14 апреля 1941 года было арестовано все руководство Чехословацкого отдела НТС, в том числе и Сергей Иванович Бевад. Под арестом в тюрьме Гестапо находился до 1 июля 1941 года, затем после ходатайства главного редактора берлинской русской газеты «Новое слово» В.М. Деспотули был освобожден и уехал на работу в Берлин. Бежал с работы и нелегально прибыл в Варшаву. Там поступил на работу в Министерство по делам оккупированных областей на Востоке (Восточное министерство Розенберга). Используя проездные документы этого Министерства, посетил целый ряд городов на территории СССР, где работали или создавались группы НТС. Попав под подозрение Гестапо, был арестован в Смоленске и препровожден в Варшаву, но за неимением улик, был вскоре выпушен. Летом 1943 года добровольно поступил в Русские Казачьи части Казачьего Стана в составе немецких вооруженных сил на юге СССР. В чине сотника служил адъютантом-переводчиком в Штабе Походного атамана Войска Донского С.В.Павлова, публиковался в казачьих периодических изданиях, в частности в газете «На казачьем посту».
Трагически погиб на Восточном фронте при невыясненных до конца обстоятельствах в конце ноября 1943 года и был похоронен на местном кладбище г. Проскурова (ныне город Хмельницк, Украина). По одной из версий, его убила женщина, румынка по национальности, которая была связана с советскими партизанами из-за его участия в распространении листовок НТС призывавших как к борьбе с большевиками, так и c нацистами. По другой версии, опасаясь своего ареста органами Гестапо, которое уже знало о его антинемецкой деятельности среди местного населения и русских добровольцев казачьих частей немецкой армии, покончил жизнь самоубийством.

С.М. Пушкарев

Ещё о С. Беваде

Имя руководителя С. Бевада было включено в список Верных уже в 1949 г. О нем было сказано: «убит большевиками 1944». Так у нас было до 2007 г. включительно, но в списке Верных (ВеРу 561 за май 2008) было сказано иначе: «убит немцами в 1944». Подобное разночтение было причиной, почему я обратился к заведующему архивом НТС Сергею Михайловичу Пушкареву во Франкфурт (Германия) и получил от него полную биографию Сергея Ивановича Бевада. Оказывается он погиб не в 1944 г., как мы думали, а в ноябре 1943 г. Кроме того обнаружилась еще и версия о его самоубийстве. О возможном самоубийстве я слышал и раньше, но родственники и знавший его хорошо Сергей Алексеевич Тарасов, категорически отрицали эту версию. По мнению С.Тарасова у С. Бевада была возможность скрыться и получить при помощи НТС фальшивые документы, как это было с рядом союзных руководителей, скрывавшихся от Гестапо.
Трудно сказать, как и зачем возникали «другие версии». Известно, что в том же списке Верных 1949 г. про Малика Мулича было сказано: «Малик Мулич замучен большевиками 1944», в то время как он цел и невредим оказался в Югославии и умер своей смертью в 1980 г.
Благодарю Сергея Владимировича Недельчева, племянника Сергея Бевада, за исправление некоторых ошибок, допущенных во Франкфурте.

Р. Полчанинов
Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941

R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net