Опубликовано пользователем Admin
"Страницы истории разведчества-скаутизма" №135, январь 2009 г. «Разведческая почта в лагере Фельдмохинг»
Разведческая почта в лагере Фельдмохинг
В отличие от Менхегофа в лагере Шлейсгейм-Фельдмохинге не было надобности в создании собственной внутрилагерной почты так как в лагере было отделение немецкой почты с двумя немецкими почтальонами, которые производили все почтовые операции. И было еще два русских почтальона, которые доставляли почту всем жителя лагеря на дом.
Поэтому разведческая почта в Фельдмохинге начала свое существование только с 22 ноября 1949 года, когда было решено создать разведческую авиапочту для связи с уехавшими за океан. В этот день из Фельдмохинга в Нью-Йорк была послана первая партия писем, написанных на временных аэрограммах трех сортов: целый лист тонкой бумаги с желтой маркой 8 на 24 пф. (всего было сделано 30 экз. по цене 80 пфенингов) и пол-листа тонкой бумаги с серой маркой 5 на 24 пф. (10 экз.) для бесплатной пересылки с надписью под маркой «служебная».
На этих аэрограммах были надписи чернилами от руки «Разведческая Авиа-Почта», «Место для адреса» и цена. Они не заклеивались, а только складывались либо пополам, либо в четыре раза (целый лист) и посылались вместе в одном конверте по одному адресу в Нью-Йорк по немецкой авиапочте. Разведчик, получивший в Нью-Йорке подобную посылку с письмами, рассылал полученные аэрограммы по адресам, указанным на каждом листе в своих конвертах, на которых сам надписывал адреса и клеил американскую марку в 3 цента. Прибыль от подобной почтовой операции шла через разведческую почту в кассу ОРЮР. За 80 пф. можно было послать от 5 до 8 аэрограмм. Марки на аэрограммах гасились старым штемпелем разведческой почты, с которого было срезано имя «Ганау».
Одновременно были заказаны в Мюнхене в типографии Л. Павловского авиапочтовые открытки, аэрограммы и марки для служебной почты. Так как весь запас марок состоял из трех номиналов – 2, 5 и 8 пф., надпечатанных уже на марках других номиналов, не представлялось возможности делать на них какие-либо новые надпечатки, и потому было решено часть запаса марок снабдить зубцами и продавать по новым ценам:
10 пф. зеленая марка в 12 пф. (Богдан Хмельницкий) перфорированных 800 экз.
20 пф. красная марка 2 на 84 пф. (Кремль) перфорированных 400 экз.
30 пф. желтая марка 8 на 24 пф. (Суворов) перфорированных 120 экз.
50 пф. серая марка 5 на 24 пф. (Суворов) перфорированных 56 экземпляров.
Зеленый и красный цвет для марок в 10 и 20 пф. был взят не случайно - 10 пф. было ценой пересылки открытки, а 20 пф. закрытого письма до 20 грамм. Зеленый и красный цвет был рекомендован Всемирным почтовым союзом для этих номиналов и немецкая почта их придерживается до сих пор. Правда, для марок в 30 пф. (заграничное письмо до 20 гр.) полагался синий цвет, но по техническим причинам эта рекомендация не была выполнена. Марки поступили в продажу 1 января 1950 г., а 3 января сделанные ручным способом открытки из белого чертежного картона с надписью «Разведческая почта», сделанной типографскими буквами черным цветом и маркой красного цвета с номиналом 10 пф. В моей коллекции сохранилась одна такая открытка с коллективным поздравлением, посланная мне группой разведческих руководителей, проживавших в лагере Фельдмохинг, и немецкая новогодняя открытка, посланная В. Тремль редактору журнала «Свисток». В Гану с зеленой перфорированной маркой с Богданом Хмельницким. Обе открытки погашены штемпелем «Разведческая почта» (без имени «Ганау») с датой 3.1.50.
Фельдмохингским разведчикам понравилась разведческая почта и на Рождество 1950 г. через почту прошло более 200 поздравлений, посланных не только членам организации, но и друзьям и знакомым, проживающим в лагере. Члены лагерного Русского комитета заинтересовались опытом разведческой почты, в результате чего Русский комитет лагеря Фельдмохинг с помощью разведчиков выпустил свои собственные марки. Эти марки были отпечатаны с клише для разведческих почтовых марок, на которых имя «Разведческая почта» было перепечатано словами «Лаг. Почта Фельдмохинг». Эти марки нельзя смешивать с марками разведческой почты и о них я как-нибудь напишу отдельно.
Заказанные у Л. Павловского аэрогроаммы, авиапочтовые открытки и марки для служебной почты, были готовы только 15 января 1950 г., т.е. после Рождества, хотя они были заказаны заблаговременно. Часть тиража (150 открыток) была сделана без надписи, так как предполагалось отправить эти открытки в лагерь Лансхаут югославским скаутам для их рождественской почты, но из-за опоздания заказ не был принят и приготовленные открытки остались неиспользованными.
Для нью-йоркского отделения разведческой почты в Мюнхене была заказана новая печать с надписью по кругу «Разведческая почта - Нью-Йорк», по образцу Ганау и с пустым местом для даты, которая проставлялась отдельным штемпелем, на котором месяцы обозначались арабскими цифрами. В коллекции Э. Марковича имеется раннее гашение почты Нью-Йорк с датой «24.1.50». С самого начала разведческая почта в Фельдмохинге пользовалась старой печатью, с которой было срезано имя «Ганау». Но 2 марта 1950 г. на пустое место была приклеена большая буква «М» (Мюнхен) и этой печатью гасилась вся разведческая почта из Фельдмохинга до сентября 1951 г.
Как сказано выше, 3 января 1950 поступили в продажу 120 открыток, сделанных ручным способом. Печатались они разведчиками в четыре приема: черной краской - надпись заглавными буквами «Разведческая почта» и 3 горизонтальных полосы, а красной краской - сама марка и отдельно красной же краской - цифра «10». Было еще 150 недоконченных открыток, на которых были отпечатаны только 3 черные полосы. Было решено напечатать на них типографским способом текст и марку, а цифру «10» вставлять ручным способом. Эти открытки поступили в продажу 8 февраля 1950 г. В моей коллекции есть одна открытка из этого выпуска без цифры «10». Всего же открыток с ошибкою было не более пяти штук.
В мае 1950 г. Русский комитет лагеря Фельдмохинга сделал заказ типографии Л. Павловского в Мюнхене отпечатать марки для лагерной почты с клише разведческой почты. Для марок Комитет предоставил типографии американскую канцелярскую бумагу (конечно, без клея). Чтобы сэкономить на типографских расходах, было решено присоединить к заказу Комитета также и заказ марок для разведческой почты. Часть бумаги была получена в редакции разведческого журнала «Свисток», а другая – у друзей, работавших в канцеляриях лагеря. Это тоже была американская канцелярская бумага, но разных сортов. Кроме того было куплено 26 листов светло-желтой бумаги с клеем и 45 листов мелованной бумаги без клея. Комитет предполагал выпустить марки трех достоинств: 5 пф. - синего (Медный Всадник), 10 пф. - зеленого и 20 пф. - красного цвета, обе с портретом Пушкина. Разведческая же почта заказала еще отпечатать синим цветом и марки с портретом Суворова.
Вместо того чтобы сделать как было заказано, типография все перепутала. Спорить было бесполезно и пришлось брать марки так, как они были напечатаны. Машина и типография Павловского не имела автоматической подачи. Бумаги вкладывались вручную, из-за чего положение оттисков на бумаге не всегда совпадало. Поэтому было очень трудно делать перфорацию, было много брака и половина всего тиража осталась вообще без перфорации.
В каждом клише было 8 марок, которые занимали менее половины листа, таким образом, в два приема печаталось 16 марок на каждом листе, причем нижние ряды образовывали так называемый «тэт-бэш» (один ряд нормальный, другой вниз головой). Надпечатка новой стоимости тоже проводилась в два приема, но так как у каждой номинал был указан дважды, то приходилось делать надпечатки двух цифр на каждую марку. Из-за недостатка знаков одинакового шрифта цифры «5» на последней марке нижнего ряда были в несколько раз больше и толще остальных, а многие двойки в цифрах «20» более или менее отличались друг от друга.
1 июня 1950 поступила в продажу серия из трех марок, зубчатых и незубчатых, с номиналом 5 на 18 пф., 18 пф и 48 пф - все малинового цвета. Остальные марки, по мере надобности, с разными надпечатками, поступали в продажу в разное время. 8 июля 1950 г. была выпущена серия с фиолетовой резиновой ручной надпечаткой в три строчки:
Филателистическая
Выставка
Фельдмохинг 8.7.50.
В серии было три номинала 5 - 18, 10 - 12 и 20 - 48.
7 ноября была выпущена серия с высоким номиналом для авиапочты с ручной надпечаткой черного цвета по диагонали в три ряда: «7 ноября День Непримиримости» и нового номинала - 50 пф., 60 пф. и 80 пф.
1 мая 1951 г. была выпущена серия из двух марок - 20 - 48 пф. и 48 пф. с лиловой ручной надпечаткой по-немецки в две строчки: «СССР не Россия - русский не коммунист».
Эти марки были последней серией разведческой почты, выпущенными в ДиПи лагере. Следующие две серии были выпущены 3 авг. 1951 г. как филателистический сувенир для 7 Всемирного скаутского джембори в Бад-Ишл (Австрия), а дальнейшие марки, в связи с ликвидацией ДиПи лагерей, стали печататься в США.
Р. Полчанинов
Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 2464 просмотра