"Страницы истории разведчества-скаутизма" №129, август 2008 г. «А.М. Шатерник (1902-1945)»

"Страницы истории разведчества-скаутизма" №129, август 2008 г. «А.М. Шатерник (1902-1945)»

А.М. Шатерник (1902-1945)

Мы, сараевцы, Б. Мартино, С. Пелипец, М. Мулич и я, считали А. Шатерника своим учителем. Как только кончилась война, и оказалось, что А. Шатерника нет с нами, я безуспешно расспрашивал всех знакомых из Болгарии о его судьбе. Было ясно, что он погиб, но, как и когда, можно было только догадываться. Я не прекращал поисков, и когда В. Баюканский, журналист из Липецка (Россия), в июле 2005 г. брал у меня интервью для газеты «Русские в Болгарии», то я под конец обратился с просьбой к читателям сообщить мне, что им известно о судьбе А. Шатерника, и указал свой адрес e-mail. Прошло почти три года, и о чудо, получаю я письмо от Александра Шатерника. Нет, не того, которого я знал, а от его племянника, названного Александром в честь своего дяди. От него я узнал много неизвестных ранее подробностей, которые считаю долгом довести до всеобщего сведения.

***

Александр Михайлович Шатерник был главным представителем национального течения в НОРС - Национальной Организации Русских Скаутов. Ему принадлежит текст устава, утверждённого О.И. Пантюховым в 1934 г., по которому организация стала именоваться НОРС-Р, т.е. скаутов–разведчиков и клич «За Россию!» заменил старый – «Помни Россию». А.М. Шатерник говорил, что Россию мало помнить, за нее надо бороться.
Об этом замечательном человеке, в сборнике «Русские скауты» (1969, С.131) писала, знавшая его близко Наталия Добророльская: «О Шуре Шатернике забыть невозможно, ведь еще в России он начал свою скаутскую карьеру, он был всюду и везде, был неутомим и себя всего, более всех, отдавал скаутской работе». В Белграде в 1935 г. на югославском скаутском слете Б. Мартино, М. Мулич и я познакомились лично с этим обаятельным человеком. Он знал Б. Мартино по переписке и из всех своих новых белградских знакомых только в нас почувствовал своих единомышленников.
А. Шатерник был не только одним из выдающихся русских ск.-разведческих руководителей но и одним из основателей болгарских младежи разузнавачи (юных разведчиков). Он родился в 1902 г. Его отец Михаил Васильевич жил и работал в Минске. Был главным ревизором Либаво–Ровенкой железной дороги. Его мать звали Софией.
Когда А. Шатернику было 16 лет, родители послали его на лечение в Крым, где он, сказав, что ему уже 18, записался в Добровольческую армию. После эвакуации оказался в Константинополе, где был произведен в п.скм - помощника скаутмастера. Приехав в Варну (Болгария), получил должность помощника начальника отряда, которым руководил Борис Уэльс. В Болгарии до приезда русских не было скаутской организации. Она была основана русскими руководителями Б.Уэльсом и А. Шатерником. Окончив прерванное войной образование, А. Шатерник стал преподавателем в русской гимназии в Шумене, а затем в Софии. Женился на болгарке Кичке (ур. Ганчева – 1916–1996), в 1944 г. у них родился сын Анастасий, ныне проживающий в Болгарии. В декабре 1944 г. А. Шатерник был арестован, вывезен в Одессу, и там расстрелян 9 мая 1945 г.
В марте 1932 г. в Софии стала выходить газета НСНП - Национального Союза Нового Поколения (ныне НТС) - «За Россию». Содержание газеты соответствовало взглядам А. Шатерника, он стал членом НСНП, и по его почину началось сотрудничество НОРС с НСНП. Газета «За Россию» стала регулярно помещать скаутские материалы. В приказе Ст.р.ск. О.И. Пантюхова №272 от 5 мая 1934 г. было сказано: «Газета Нац. Союза Нов. Поколения «За Россию» любезно предоставляет в каждом номере место для статей и заметок Русских Скаутов-Разведчиков. Советую выписывать эту газету во все отряды старых разведчиков».
Приказом №263 от 24 дек. 1933 г. Ст.р.ск. О.И. Пантюхов назначил скм. А. Шатерника, который был в то время начальником Квартиры одиночек в Болгарии (с марта 1933 г.) и редактором журнала «Разведчик» (с сент.1933 г.), «заведующим Инструкторской частью Русских Скаутов». А. Шатерник взялся за работу со свойственной ему энергией. Первым делом он составил для организации новый устав, который был утвержден к «временному исполнению» 17 августа 1934 г.
В Уставе определялись цели организации («развитие и укрепление религиозного чувства и духовного миропонимания по учениям святых отцов Православной церкви; развитие и укрепление самоотверженной преданности Отечеству – России; гармоническое (душевное и физическое) воспитание подрастающего поколения России; подготовка кадров активных, волевых и внутренне дисциплинированных работников и строителей Новой России, жертвенно преданных национальному делу») и средства ее достижения (привлечение духовенства в работу скаутских единиц; нравственно воспитательные, патриотические и общеобразовательные беседы; физические упражнения, игры, лагеря; скаутская практика; трудовые специальности; развитие и пропаганда движения» (цитирую по Ю. Кудряшов, «Российское скаутское движение», 2005, С.135). Всё это было совершенно новым для НОРС-Р.
Сразу с декабря 1933 г. А. Шатерник начал выпускать «Бюллетень Инструкторской Части», «Инструкции для руководителей», «Инструкции для вожаков», «Листовки общего характера» и т.д.
Как и Агапов, так и Шатерник, считали, что руководитель должен кроме практических обладать и теоретическими знаниями. И один и другой считали, что русская организация ск.-разведчиков, или просто - разведчиков, должна быть не развлекательной, а воспитательной организацией. Не зная об опыте Агапова, Шатерник свои принципы подготовки руководительского состава изложил в своем проекте устава. Вообще, Шатерник из Инструкторской части хотел создать центр организации, который бы был географически более близок к европейским отделам НОРС-Р, а их было большинство.
Ст.р.ск. О.И. Пантюхов поддерживал и высоко ценил деятельность А. Шатерника. В приказе №278 от 25 ноября 1934 г. в пар.6 было сказано: «Нач. Инстр. Части скм. А.М. Шатерник награждается орденом Могучего Белого Медведя 1-ой степени за его исключительно самоотверженную и плодотворную инструкторскую работу».
К сожалению, русские скаутские руководителей были либо сторонниками баден-пауэлловской школы в Гилвелле, а другие просто безразличными к вопросу подготовки руководителей. Даже те руководители, которые окончили у Агапова в 1920-х годах югославские БКС курсы, не проявили желания организовать такие же БКС курсы для русских. О.И. Пантюхов из далекой Америке, с которой в 1930-х годах не было авиапочтовой связи и письма плыли по полтора месяца в один конец, не мог оказать А.М. Шатернику необходимой помощи. Поэтому, А.М. Шатерник, приехав в сентябре 1935 г. на слет югославских скаутов в Белград, большие надежды возлагал на поддержку заместителя Старшего русского скаута О.И. Пантюхова на Европу генерала В.Н.Колюбакина. Надежды себя не оправдали. Генерал скаутскими делами не интересовался. Вернувшись к себе в Софию, А.М. Шатерник написал О.И. Пантюхову просьбу освободить его от должности, которую он, по независящим от него причинам, не может выполнять. Новым начальником Инструкторской части, приказом Ст.р.ск. №295 от 1 августа 1936 г. был назначен М.Агапов.
А. Шатерник от разведческой работы не отошел. В столкновениях, которые начались между старшими и младшими руководителями, он был на стороне молодых, но всячески старался оказывать на них положительное влияние.

Р. Полчанинов

Примечание:
Кроме четырех упомянутых были еще листовки: Волчата, Разведчики, Скаутские игры, Скаутские игры – волчатские, Старшие разведчики, Стенография и Умение говорить.

Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net