"Страницы истории разведчества-скаутизма" №126, апрель 2008 г. «Русские скауты-разведчики за границей»

"Страницы истории разведчества-скаутизма" №126, апрель 2008 г.

Русские скауты-разведчики за границей

Юные разведчики в Нарве были основаны в 1912 г., а в Риге в 1917 г. Тогда ещё ни в Нарве, ни в Риге слово «скаут» не было в употреблении. И Нарва, и Рига были в то время частью России. Шла война и немцы 3 сентября 1917 г. взяли Ригу, запретили юных разведчиков, а начальника отряда Фогельмана расстреляли (1).
После большевицкого переворота 7 ноября 1917 г. Эстония объявила 24 февраля 1918 г. свою независимость, а Латвия 18 ноября 1918 г., уже после того, как немцы подписали перемирие и должны были прекратить оккупацию Латвии. Юные разведчики в Риге и других городах Латвии смогли выйти из подполья, но оказались также как и Нарвская дружина в Зарубежье. Русские в Эстонии и Латвии не были эмигрантами. Они никуда не эмигрировали, но оказались в Зарубежье из-за новых государственных границ. В Эстонии русские скауты до 1937 г. имели право быть членами НОРС-Р - Национальной Организации Русских Скаутов-Разведчиков, а в Финляндии, Латвии, Литве, Польше и Чехословакии (Подкарпатская Русь) русские скаутские отряды должны были входить на автономных началах в местные скаутские организации. Только Румыния, не только не разрешила своим гражданам русского происхождения создавать русские скаутские отряды, но, захватив 1918 г. Бессарабию, запретила работу русского скаутского отряда в Кишенёве и конфисковала знамя. Скауты Юра Зоти и братья Раевские, подделав ключи, выкрали у румын своё знамя и замуровали его в стене подвала одного из домов.
Первый русский эмигрантский скаутский отряд был основан на острове Проти (Принцевы острова, Мраморное море, Турция) в 1919 г. После эвакуации Новороссийска и Крыма в 1920 г., появились отряды в Константинополе и на других Принцевых островах. Ст.р. скаут Олег Иванович Пантюхов, с согласия всех руководителей, объявил 11 ноября 1920 г. о создании единой ОРС з.г. – Организации русских скаутов за границей.
В 1920 г. в Лондоне состоялся I всемирный скаутский джембори и I скаутская конференция, на которой было создано БСИБ - Бой-скаутское интернациональное бюро. 30 августа 1922 г. ОРСзаг. была принята в члены этого бюро как «член основатель», а перед этим 1 июля 1922 г. ОРСзаг. была принята в члены Славянского союза скаутов и гёрл-гайд.
При эвакуации из Новороссийска и Крыма, русские скауты создавали на кораблях «плавучие отряды» для помощи команде и пассажирам. Почти на всех кораблях, покидавших Крым, сигнальщиками были скауты, а скауты Севастопольского отряда морских скаутов привели из Севастополя в Бизерту (Тунис) морской транспорт «Кронштадт» с 4500 пассажирами.
К началу II мировой войны (1 сентября 1939 г.) русские скауты-разведчики вели работу, кроме упомянутых приграничных стран, во Франции, Югославии, Венгрии, Болгарии, Маньчжурии и Китае. В Германии русские скауты были запрещены в 1933 г. через полгода после прихода Гитлера к власти. Они тогда переименовались в «витязей», но в 1939 г. им пришлось самоликвидироваться.
В 1940 г. в Варшаве русские скауты возобновили работу как разведчики в составе НОРМ - Национальной организации русской молодёжи (не имея связи с Берлином), но в 1942 г., после запрещения разведческой работы ушли в подполье. В Югославии скауты-разведчики перешли на подпольное положение сразу после захвата страны нацистами в апреле 1941 г., и затем возглавляемая Б. Мартино Инструкторская часть распространила подпольную работу на Германию, на присоединённые к Германии части Польши и Франции, и на оккупированную нацистами Латвию и Псков.
В 1941 г. Ст.р.ск. О.И. Пантюхов переименовал НОРС-Р в Организацию разведчиков. В 1945 г. на съезде руководителей в Мюнхене (Германия) организация приняла новое название ОРЮР - Организация Российских Юных Разведчиков, оставаясь преемницей ОРСзаг., менявшей не раз своё название (ВНОРС, НОРС, НОРС-Р, и ОР).
Целью подпольной работы было сохранение кадров и подготовка вожаков и руководителей для послевоенной работы. Для этого, начиная с 1941 г. проводились подпольные КДВ и КДР. Последние подпольные КДВ были проведены мною в Нидерзахсверфене (Германия) буквально перед самым приходом американцев. Это дало нам возможность быть первыми, начавшими после конца войны в 1945 г. легальную разведческую работу в Германии, Австрии и Италии.
28 апреля 1945 г. в Нидерзахсверфене был сбор дружины, на который, окончившие КДВ пришли со своими звеньями. День св. Георгия, совпавший с Пасхой, был отмечен парадом, на который были приглашены американские офицеры, бывшие ранее скаутами. Они сказали мне, что прошли с боями через всю Францию и половину Германии и нигде не встречали скаутов. Меньше всего они думали встретить скаутов в Германии, к тому же, русских. На параде в строю были знамёна Сараевского и 2 Белградского отрядов. Первое было сшито в 1932 г., второе в 1938 г. Сараевское хранилось у меня, а белградское у Андрея Доннера. Помню, как американец сказал мне, что из-за дружбы США с СССР нам могут не разрешить вести разведческую работу, на что я ответил, что мы этого не боимся, так как имеем некоторый опыт. Американцу мой ответ очень даже понравился. Эти офицеры-фронтовики из армии Паттона симпатиями к Сталину не страдали.
Но неожиданно, симпатии к Сталину проявило БСИБ. На заседании Бойскаутского интернационального комитета в Лондоне 15 ноября 1945 г. рассматривался пункт 12 «Русские скауты (национальная организация)». Было решено исключить НОРС-Р из Бойскаутского интернационального бюро по следующей причине: «Комитет хотел бы в особенности избежать любого обстоятельства, которое могло бы скомпрометировать возможную скаутскую организацию внутри СССР, которая могла бы в конечном итоге стать членом мирового скаутского братства».
Выйдя из подполья, было решено устроить первый в Зарубежье «Съезд руководителей юных разведчиков». Прервавшаяся в годы войны связь со Ст.р.ск. О.И. Пантюховым ещё не была восстановлена, и потому Б.Мартино, возглавлявший все годы войны подпольную работу, был избран заместителем Ст.р.ск. Было принято новое название ОРЮР, Инструкторская часть, которая в годы войны руководила подпольной работой, была расформирована, а вместо неё была создана Главная квартира ОРЮР.
На этом съезде присутствовали только руководители, проживавшие в Германии, да и то не все могли приехать в Мюнхен. Не было руководителей из Австрии и из Франции, где работа в то время ещё и не началась.
В Болгарии, Венгрии, Маньчжурии, Китае и Финляндии, которые не были оккупированы немцами, разведческая работа продолжалась все годы войны, но после конца войны, в Финляндии прекратилась по требованию советского правительства, а в Болгарии, Венгрии и Маньчжурии после захвата власти коммунистами. В Китае разведческая работа (слово скаут не было в употреблении с 1941 г.) прекратилась в Пекине вскоре после 7 декабря 1941 г., в Тяньцзыне 1 ноября 1942 г., а в Шанхае 6 мая 1945 г. после несения почётного караула у Плащаницы.
Во Франции русские скауты подпольной работы не вели и потому, хоть Париж и был освобождён союзниками 24 августа 1944 г., скаутская работа (слово «разведчик» во Французском отделе НОРС-Р не употреблялось) началась только в конце 1945 г. со скаутской ёлки, которая была устроена 26 декабря в Париже. В других городах работа вообще не возобновилась. По этой причине никто из Франции не мог принять участия в съезде, но в то время как руководители в Австрии признали решения съезда, руководители во Франции решений съезда не признали. Мало того, начальник Французского отдела Г.А. Бобровский, которого О.И. Пантюхов сделал своим заместителем, потребовал подчинение себе всей ОРЮР.
В Германии и Австрии по официальным данным на 30.06.1948 г. было 984 членов ОРЮР, а на 31.12.1949 – 492 человека. Сокращение было за счёт выезда за океан.
В Нью-Йорке разведческую работу начал А. Ильинский, собрав 11 января 1948 г. небольшую группу, приехавших из Европы членов ОРЮР. Он поспешил сообщить Ст.скм. Б. Мартино, что у него в Нью-Йорке уже дружина и на основании этого, приказом Ст.скм. №17 от 20.01.1948 г. был назначен начальником Нью-йоркской дружины. Работа ОРЮР постепенно распространилась на Марокко, Австралию, Аргентину, Венесуэлу, Бразилию, Канаду и Чили и велась где более, а где менее успешно.
К возвращению ОРЮР на родину в 1990 г. работа ОРЮР велась в США, в Западной Европе (в основном в Германии), в Австралии, а также в отколовшейся в 1979 г. Аргентине (в основном) под названием ОРЮР в Южной Америке.
После развала СССР в 1990-х годах стали возникать русские скаутские отряды в Латвии, Литве и Эстонии, имевшие, или не имевшие связь с зарубежной ОРЮР, но это уже другая тема.

Примечание:
Юные разведчики–скауты в Латвии // Стр. истории разведчества-скаутизма №46, сентябрь 1996. С. 1.
Р. Полчанинов

Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net