"Страницы истории разведчества-скаутизма" №112, сентябрь 2006 г. «Конференция ОРЮР в Менхегофе 1946 г.»

"Страницы истории разведчества-скаутизма" №112, сентябрь 2006 г.

Конференция ОРЮР в Менхегофе 1946 г.

Съезд руководителей юных разведчиков, состоявшийся в Мюнхене 4-6 ноября 1945 г. был совершенно необходим для работы организации в новых условиях. На нем был дан отчет о работе ИЧ - Инструкторской части в годы войны 1941-1945, но на нем было слишком рано обсуждать вопросы работы в новых, послевоенных условиях. С. Пелипец и я, хоть и получили приглашения, но по разным причинам не смогли в нем участвовать, и потому С. Пелипец поднял вопрос созыва II съезда с более подготовленной программой. Б. Мартино дал согласие, но не на устройство съезда, а только на устройство конференции. Мне с самого начала не было понятно, почему Б. Мартино не дал согласия на проведение съезда, да и сам Б. Мартино иногда называл грядущую конференцию съездом. Согласие на конференцию Б. Мартино дал с условием, что вся подготовка будет проведена С. Пелипцом и мною.
Если на первой конференции присутствовало много случайных людей, то на конференцию в Менхегофе, которая состоялась 17-21 февраля 1946 г., хоть и только через несколько месяцев после I съезда, приехали, главным образом те, на которых, держался ОРЮР. На нем присутствовал, хоть и очень коротко, представитель О.И. Пантюхова В.Л. Темномеров, который передал устный привет от О.И. Пантюхова и сделал доклад об «Отце скаутизма Баден-Пауэлле и его гениальной педагогической системе». Зная наше критическом отношение к «Отцу скаутизма», он, вероятно, хотел своим докладом указать нам путь, по которому мы должны идти.
В начале 1920-х годов в Константинополе, Темномеров был представителем национального течения в скаутизме. Я помню его остроумную сценку для спектакля «Увлечение английским», в которой был карикатурно выведен немолодой скаутмастер с книжкой Баден-Пауэлла под мышкой, пересыпавший английскими словами, и назвавший новичка, которого привел отец чтобы записать в скауты - «молодым тендерфутом». Сценка кончалась словами отца: «Ваня, мы не туда попали». Темномеров показался мне, и всем нам, оторвавшимся от жизни стариком, и его доклад не пошел на пользу О.И. Пантюхову, которого он представлял на конференции. Мы от него и от О.И. Пантюхова ожидали, по меньшей мере, моральную поддержку. Наши духовники о. Митрофан Зноско и о. Георгий Бенигсен, хоть и были старше Темномерова, были по своему духу моложе его, и то о чем они говорили, было ближе нам и понятней.
Среди гостей присутствовали начальник лагеря К. В. Болдырев, представительница ЮНРРА бывшая французская скаутская руководительница О. Дамар-Лежен, директор гимназии имени Ломоносова, в здании которой состоялась конференция С. Е. Безрадецкий и инспектор гимназии Ю. О. Дункель.
В своей вступительной речи Б. Мартино сказал: «Из всех организаций нашего типа, наша была самая обиженная. Олег Иванович Пантюхов и его сотрудники в 1909 году, наверное, не предполагали, какими трагическими путями пойдет их детище. Первая мировая война, Гражданская война, лишения эмиграции <...> В эмиграции много реакционеров, утверждающих: «молодежь должна слушаться и подчиняться, а больше ничего не нужно». Такие люди никогда не поймут глубоких принципов наших воспитательных методов и не поддержат нас <...> Вторая мировая война отняла у нас более 65 человек руководителей и старших. Многие расстреляны или погибли в застенках. Вот почему нам так тяжело встречать бездействие некоторых наших руководителей. Они забывают наших мучеников. Память о Малике, Былинском и других меня связывает как непоколебимый долг. Мне кажется, что когда они умирали, они не могли не вспомнить, что где-то остаются люди, которым дороги те святые идеалы, за которые они отдают свою жизнь. Не помнящие этого, совершают преступление измены мертвым» (1).
Главным на конференции был доклад Мартино «О руководителях и их обязанностях», затем шли доклады о. Г. Бенигсена «Религиозное воспитание», Е. Поздеева «Методика», С. Пелипца «Что мы должны дать теперь нашим ребятам», И. Халлафовой «Вопросы работы с разведчицами» и другие (2). Говорилось о значении работы Главной квартиры для организации. Говорилось, что организация только тогда организация, если у нее есть дееспособный центр. Все 8 резолюций конференции заканчивались словами: «Конференция рекомендует Главной квартире...» (3).
«Прекрасно работал секретариат. Протоколы ночью переписывались, дополнялись, а на следующий день Кирилл Фотиев, не спав три ночи напролёт, представил участникам съезда готовый «Бюллетень» с докладами, дискуссиями, решениями. 13 страниц бюллетеня! А за 5 минут до отъезда он примчался с напечатанными резолюциями» (4).
От имени конференции были посланы две телеграммы, одна Митрополиту Анастасию и вторая Ст. р. ск. О.И. Пантюхову. Изучая документы конференции Ю. Кудряшов пришел к выводу, что «в 1946 г. никто в ОРЮР не ставил вопроса о создании другой скаутской организации, ОРЮР воспринимала себя как логичное продолжение старой традиции под новым именем» (5).
Участники конференции снялись, но не все. Всего, не считая Темномерова, было 33 человека, а на снимке 30. На снимке в первом ряду сидят: (вполоборота) В. Гальской, В. Лейдениус, ?, Д. Порхаев. Во втором ряду сидят: Р. Полчанинов, о. Г. Бенигсен, ?, М. Сагайдаковская, ?, О. Безрадецкая, ?, Л. Гижицкий. Стоят: В. Кейзеров, Е. Поздеев, ?, А. Поремский, А. Короленко, С. Шауб, ?, Б. Мартиро, Н. Доннер, ?, Ю. Амосов, И. Халафова, ?, С. Пелипец, ?, Ю. Месснер и стоит выше других Б. Лузин.

Примечания:
1. Разведчик. Менхегоф. 1946, №2. С.32-33.
2. Там же С. 34.
3. Там же С. 36-37.
4. Там же С. 34-35.
5. Ю. Кудряшов. «Российское скаутское движение», Архангельск 2005. С. 283.

Р. Полчанинов

Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net