Журнал скаутских руководителей "Опыт" №91

Журнал "ОПЫТ" № 91 (1992 г.)

pp0911.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие
2. Честь Первая - Развитие Духовной Жизни
- Самостоятельное Самосознание Себя Христианином
- Развитие Души Ребенка
- О Воспитании Детей и Молодежи
3. Часть Вторая - Сокращенная Молитвенная Памятка
- Требования по Религии на Разряды 3й разряд 2й разряд 1й разряд Разведчик Родины
- Религиозные Специальности
4. Часть Третья - Курсовые Материалы из "Опыта"
Конспект краткого курса по истории РПЦ Вопросы Религиозного Воспитания Преподавание Закона Божьего

pp0912.jpg



Конспект краткого курса истории Русской Православной Церкви
Изучая историю России, мы часто забываем, какую огромную роль, в том или ином направлении, играла Православная Церковь. При изучении деятельности политических личностей часто забывается деятельность церкви в разные периоды русской истории, деятельности, очень сильно и глубоко влиявшей на сознание народа, а часто и на политическую жизнь страны. Чтобы исправить этот пробел, мы создали этот конспект.
Киевский период: 862 - 1240
Есть записи, что киевские князья Аскольд и Дир, пораженные чудом во время осады ими Царьграда в 862 году, приняли христианство. Уже в посольстве князя Игоря в Царьград были христиане, которые при клятве целовали крест.
Княгиня Ольга крестилась в Царьграде, и была образована Епархия, подчиненная Константинополю.
Боясь насмешек дружины и по собственному нерасположению, Святослав христианства не принял, однако и не препятствовал ему. Князя Владимира, после разгульной юности, тяготило язычество. Он, видимо, искал истинную веру, так как наводил справки о разных вероисповеданиях. Выбор им православия был под сильным влиянием того, что бабушка его, княгиня Ольга, приняла православие, будучи "мудрейшей из людей".
Крещение Руси св.кн.Владимиром произошло в 988 году в Киеве. Затем проводилось энергичное проповедование христианской веры во всех городах Киевского Государства. Однако, язычество было еще очень сильно, и вскоре появились первые мученики, канонизированные церковью, сыновья св.Владимира Борис и Глеб. Укреплению христианской веры очень много содействовал Ярослав Мудрый, строя церкви, открывая школы, заботясь о грамотности и о ведении летописей в первых монастырях. Во время между усобиц Церковь, оставаясь единой, содействовала объединению страны.
Кафедра Митрополита находилась в Киеве. В остальных больших городах были епархии, возглавляемые епископами. Самая большая епархия была Новгородская, возглавляемая архиепископом. Киевская Митрополия была зависима от Константинополя, хотя патриарх и не вмешивался во внутреннее управление епархии. Первым Митрополитом был св.Михаил, крестивший Русь при св.Владимире и много сделавший для духовного возрождения князя и его двора, давая тем пример народу.
Киево-Печерская Лавра. основателем был преподобный Антоний, передавший уже окрепшую обитель преподобному Феодосию. Лавра была образцом для других монастырей и дала русской церкви много святителей и летописцев.
Церковь во время татарского ига: 1240-1448
В 1240 г. Земля Русская была покорена татарами. Сперва северные, а затем и южные княжества были разорены и выжжены. Храмы и монастыри погибли вместе с городами. Русским архипастырям с большим трудом пришлось восстанавливать Русскую Церковь. Первыми мучениками, пострадавшими от Орды за православную веру, были князь Михаил Тверской и боярин Феодор.
Св. Благоверный князь Александр Невский
Разорив Русскую землю, татары не дошли до Новгорода, но православие там было под ударом католичества. Римский папа издал буллу, призывая к крестовому походу на Русь. Когда шведское войско высадилось на берегу Невы, князь Александр с дружиной на него напал. Видение св. Бориса и Глеба подняло дух войска, и была одержана победа, за которую св. князь получил имя Невского.
Вскоре Ливонский орден Меченоспев опять пошел на русских и взял город Псков. Св. князь опять вывел войско на бой и разбил их на льду Чудского озера в 1242 году.
Затем посылались в Псков и Юрьев католические кардиналы, но они не смогли насадить католичества, - православие уже глубоко укоренилось в русском народе.
Вызванный к хану Батыю, заставлявшему князя поклониться идолам, Александр Невский дипломатично согласился поклониться хану - "мощному владыке", но отказался поклониться идолам. Батыю это понравилось, и он отпустил князя. Несколько раз Александр Невский ездил в Орду, прося и выхлопатывая льготы. Возвращаясь из последней поездки, он заболел и, приняв схиму, скончался.
Защитниками, просветителями и ходатаями в Орде, поднимая дух и народное единство, были святители митрополиты Кирилл, Петр и Алексей. Перед своей смертью митрополит Алексей имел большое утешение видеть усиление Московского княжества и, во главе его, сильного князя Димитрия /Донского/.
Троице-Сергиевская Лавра
Основатель Лавры был преподобный Сергий Радонежский. Преподобный ушел в дремучие леса и в них устроил себе обитель. Много тяжелых и душевных искушений пришлось перенести ему. Но Божий покров был на нем, стала стекаться братия, и выросла обитель. Сначала бедность была предельная, - лучины, одежа из рогожи и хлеб из муки с березовой корой, - но слава о Святителе ширилась, стали поступать пожертвования, смогли выстроить церковь.
Великий князь Дмитрий чтил Преподобного, просил его благословения на борьбу с ханом Мамаем и получил: "Иди смело", - сказал Преподобный, "Надейся на помощь Божью" и дал князю двух монахов-воинов Пересвета и Ослабю, которые пали героями на Куликовом Поле. Преподобный отказался заместить скончавшегося митрополита Алексея, остался в обители и еще при жизни удостоился великих откровений и видений. Скончался он в 1382 году. Он один из величайших угодников Земли Русской.
В 15-ом веке на крайнем севере, на островах в Белом море, отшельники Зосима и Герман, в тяжелых условиях нищеты и суровой природы, основали Соловецкую обитель. Соловецкий монастырь был рассадником Православной веры на севере.
Московский период: 1448 - 1700
Галицкие князья хотели иметь своего митрополита и получили его от Константинопольского патриарха. Получилось очень вредное двоевластие. Византийская империя переживала кризис, страна была под угрозой захвата турками. Ища помощи Запада, император и епископы подписали Флорентийскую унию. Но народ не принял ее. Царьград поставил для русской церкви митрополита-униата, но великий князь Василий объявил его еретиком и изгнал, объявив московскую митрополию независимой и поставив первого независимого митрополита Иону. С тех пор Русская Православная Церковь стала самостоятельной.
В 14-ом и 15-ом веках в русской церкви появились ереси:
стригольники, отрицающие священнический сан, затем жидовствующие. отрицающие Христа, таинства и Новый Завет, признавая лишь Библию /особенного успеха ересь достигла в 1491 году, когда многие ждали конца мира/.
По настоянию митрополита, был созван в Москве собор, который осудил ересь. Еретики были казнены или сосланы в монастыри, и ересь прекратилась.
В 1552 г. Иван Грозный взял Казань. Там была открыта архиерейская кафедра, и первые святители Гурий, Герман и Варсонофий крестили татар. Успеху Православной Веры содействовала объявившаяся чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Во время опричнины, против казней, пыток, бесчинств и насилий царя Иоанна Грозного выступил митрополит Филипп. Иоанну надоели обличения святителя и его защита народа. Он был низложен, сослан в монастырь и там задушен главным палачом Иоанна IV Малютой Скуратовым. При царе Феодоре и его правителе Борисе Годунове Константинополь даровая России патриаршество. Первым патриархом был Иов. Он поддерживал Бориса и его сына Феодора, при воцарении Самозванца был смещен и заточен в монастырь. После смерти Самозванца, патриаршество было патриарху Иону возвращено.
Поляки осаждали Троице-Сергиевскую Лавру в течение 16 месяцев. В Лавре нашли убежище 2 1/2 тысячи ограбленных крестьян, они все защищали Лавру. Всю свою дорогую утварь Лавра отдала на освободительное ополчение и еще раз встала на защиту русского государства. При воцарении Михаила Федоровича Романова патриархом был сделан отец царя - Филарет. Власть и значение патриарха достигли большой высоты. Он навел порядок в расшатанной смутным временем церковной жизни, учредил первую епархию в Сибири и первую Духовную Семинарию.
Раскол Патриарх Никон: 1652-1661
Никон принял постриг в Соловецком монастыре. По делам обители его посылали в Москву, где он, вместе с царем Алексеем Михайловичем, участвовал по пятницам в раздаче помощи бедным. Он понравился парю и был возвышен в сан Новгородского митрополита. В этом сане он улучшил церковное чтение, учредил типографию и 4 богадельни, и во время голодного бунта кормил и усмирял народ. По смерти патриарха, Никону было предложено патриаршество, он согласился при условии, иметь власть улучшить положение церкви. Первые пять лет были исключительно плодотворны.
Карантин во время чумы, остановивший эпидемию. Исправление богослужебных книг, полных ошибок, было проведено решительно. Были собраны и свезены рукописи, переписаны, проверенные патриархом и собором, грамотные версии текстов. Старые книги стали сжигать.
Под сильным влиянием патриарха, Малороссия присоединилась к Московскому Царству.
Однако, реформы вызвали протест, патриарх был обвинен в искажении веры. Он поступил с оппонентами сурово. Протопопа Аввакума сослали в Сибирь.
Царя Алексея Михайловича настроили против Никона, оклеветавши его. Он был низложен и сослан. Перед смертью царь просил у Никона прощения и возвратил ему сан, и, хотя Никон умер по дороге в Москву, он умер патриархом. Никон был одним из великих русских патриархов, очень много сделал для России и пострадал напрасно. Исправленные им книги употребляются в церкви до сих пор.
Во время ссылки протопопа Аввакума, в русской церкви произошел раскол. Центром старообрядцев сделалась Соловецкая обитель, куда собрались раскольники и остатки войска Стеньки Разина. После восьмилетней осады, монастырь был взят, и все главные зачинщики, включая Аввакума, были казнены.
Последний раскольничий бунт был при царевне Софии, под предводительством князя Хованского и стрельцов. Бунт был усмирен, и князь Хованский казнен. После этого раскольники бежали в непроходимые леса.
Петербургский период: 1700 - 1917/18 /синодальный/
Десятый патриарх, Адриан, умер в 1700 г. Петр I первый решил упразднить патриаршество на Руси, чтобы взять управление церковью в свои руки. В 1721 г. он учредил Святейший Синод, который должен был заменить патриарха.
Синод состоял из: первенствующего /митрополит/, членов Синода и присутствующих в Синоде. Деятельность Синода:
I. Духовное просвещение: Семинарии /их было около 100/ и Духовные Академии /их было 4: Петербургская, Московская, Киевская и Казанская/;
2. Учреждение миссий для инородцев: Переводилось Евангелие и другие богослужебные книги на разные языки. Миссии были в Сибири /Тобольск/, в Китае /Пекин/, на Алтае, на Аляске, в Японии, на Кавказе, в Америке /Калифорния/.
В 1800 году большая часть старообрядцев присоединилась к Русской Церкви, сохранив лишь свои обряды;
3. Присоединение униатов:
Главные святители Петербургского периода:
Преподобный Серафим Саровский + 1831 г. Преподобный был Великий Подвижник, сподобившийся великих чудес и явлений, проведший высокий подвиг отшельничества, поста и всяких лишений. Он абсолютно не интересовался политическими событиями в России, и его личность чтится в русском народе, как идеал духовной высоты. Он основал обители "Саровская Пустошь" и "Дивеевскую Женскую Обитель".
Св. Праведный Иоанн Кронштадский: + 1909 г.
Это великий святой нашего времени. Всю свою жизнь и все силы он отдал бедным Кронштадского поста, потрясенный нищетой и пороками важного военного порта.
Слава его подвижничества и проповеди стала расти, и к нему шли люди со всех концов России, потекли и пожертвования, которые целиком шли беднякам.
Святой оставил нам книгу "Моя жизнь во Христе", читаемую по сей день.
В 1918 г. советская власть решила отделить Церковь от Государства. В Москве был созван Церковный Собор, восстановивший патриаршество. 11-ым патриархом бил выбран Московский митрополит ТИХОН /Белавин/.

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

Значение и место религиозного воспитания. Центральной идеей разведчества является идея служению определенному миру ценностей, хранителем образа которого являются руководительское братство. Всякий мир ценностей предвидит внутри себя определенную иерархию, во главе которой разведчество сознательно ставит Бога. Искажение этой иерархии, лишение ее главы и основы упраздняет ее окончательное осмысление, разрывает связь между отдельными ценностями. Так от стройного здания остаются лишь обломки стен. Более того, всякое искажение истинной иерархии ценностей, всякая замена Бога кумиром - преступна. Последствия такого акта мы отчетливо видим в хаосе политической жизни, когда мироощущения с искаженной иерархией ценностей принимаются и последовательно проводятся в жизнь целыми политическими системами, ведущими мир к самоуничтожению.
Прямым выводом из такой установки является утверждение религиозного воспитания, как первой по своему абсолютному значению воспитательной задачи. Религиозное воспитание - это венец нашего дела, наиболее ответственная и важная часть нашей работы. Она осмысливает и освещает все остальное, без него разведчество стало бы спортивным обществом или своеобразным комсомолом, оно утеряло бы основное оправдание своего существования, одним словом, перестало бы быть самим собой.
Необходимость методики религиозного воспитания. Однако, проблема религиозного воспитания в разведчестве не является вопросом разрешенным.
Основной инструмент воспитания религиозного в неопытных и самонадеянных руках является очень опасным инструментом, которым очень легко нанести порой непоправимый вред приводящий к поверхностному отношению, а иногда и ереси. В разведчестве этим руководит и дает на это право духовный руководитель.
Хорошо, когда в разведческом лагере есть походная церковь и священник, который совершает службы. Но, к сожалению, церковь и священник в лагере не всегда бывают. Однако, одних ежедневных лагерных молитв для религиозной жизни не хватает. По праздникам, в воскресенье всегда чувствуется потребность в особой религиозной активности. За отсутствием священника, таковой может быть устройство "религиозных сборов". Для этого нужно подыскать особое место. Это должна быть лесная полянка недалеко от лагеря, с которой не видно ни дорог, ни жилья, куда не проникают назойливые шумы цивилизации, где деревья, кусты и трава чисты, свежи незасорены, неосквернены никем. Тихо. красиво должно быть в таком месте, только пение птиц может звенеть над ними. Скауты приходят со знаменем /оно ведь и образ/, в полной форме и становятся полукругом спиной к ближайшей опушке и лицом к полянке. Программа религиозного сбора может быть различной. Важно в ней сочетать элемент религиозный и скаутский, важно, чтобы было как можно больше активных участников. Не только руководители и вожаки и рядовые скауты должны участвовать в проведении программы. Вот какие пункты могут быть, к примеру, в программе сбора:
1. Пение молитв хором - "Царю Небесный", "Отче Наш", "Верую" и т.д.
2. Чтение из Евангелия, на соответствующий день.
3. Короткая проповедь на тему прочитанного, но только если это подготовлено на основах Православной Церкви.
4. Молитва, пение или чтение.
5. Чтение законов разведчиков.
6. Короткая беседа на тему дня
7. Пение "Будь Готов" или "Коль Славен".
Все вместе займет около часа. После конца сбора скауты строем с песней возвращаются в лагерь. Отрывки для чтения, песни и молитвы, беседы можно подбирать к значению дня или праздника, когда сбор проводится. Религиозные сборы в Германии дали хороший опыт, прошли с успехом, при большом душевном подъеме и оставили на детей сильное и благотворное впечатление.
/Опыт №20: январь 1956 г./

ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ

Не может быть сомнения, что религиозное воспитание входит в круг наших задач, как руководителей. Под религиозным воспитанием мы понимаем, в первую очередь, приобщение разведчиков и разведчиц к сознательной и полноценной жизни в Церкви. Вопрос религиозного образования подчинен этой главной цели. Для того, чтобы полноценно участвовать в жизни Церкви, нужно в первую очередь, знать содержание этой жизни, ее состав и цели. Сообщение разведчикам и разведчицам таких знаний о религиозной жизни мы имеем в виду, когда составляем или совершенствуем наши программы разрядов.
Но может создаться такое положение, при котором религиозное образование, в более узком смысле этого слова, становится нашей задачей. Там, где русские дети, по тем или иным причинам лишены преподавания Закона Божия мы, конечно можем удовлетвориться тем немногим, что дают наши "разряды", которые задуманы лишь, как восполнение, а не как полноценная замена религиозного образования. Там, где нет церковных приходов или где эти приходы не заботятся о преподавании Закона Божия /увы, приходится наблюдать и такую аномалию!/, обязанность руководителя восполнить этот пробел.
Возможные возражения готов отвести заранее, указанием на интегральность стоящей перед нами задачи. Ведь мы обещали Богу, России и друг другу воспитать полноценных православных христиан и граждан Св.Руси.
Итак, преподавание Закона Божия может уже сейчас стать нашей задачей. То, что нам придется заниматься этим в будущем и в гораздо больших, чем сейчас масштабах, составляет предмет наших надежд. Поэтому мне представляется желательным поделиться некоторыми соображениями по этому вопросу. Те, кто не вынуждены обстоятельствами заниматься преподаванием Закона Божия вероятно извлекут из моей статьи некоторую пользу для своей работы в отряде или дружине.
Взаимоотношения со священнослужителями.
Церковное учительство стало, за последние века, монополией клира. Эта "клерикализация" Церкви, отразившаяся даже в нашей богослужебной жизни /одно выражение "прихожане" чего стоит! "Приходят и уходят"!/, является несомненным искажением церковной традиции. За это искажение римская церковь поплатилась движением-протестантизма.
При всей необходимости исправить этот недостаток нельзя, однако, впадать в другую крайность - утверждать "религию" в отрыве от священнослужителей и контроля. Поэтому первая задача - увязать преподавание Закона Божия детям с церковными "властями".
Преподавать детям Закон Божий без санкции священника недопустимо. Ведь мы делаем церковную работу, а не занимаемся "спасением душ" на манер Армии Спасения. Кроме того, наша задача вести детей в Церковь через храм, а не уводить их от храма только потому, что "с нашим священником не договоришься"...
Подготовка преподавателя
Здесь я буду говорить только о технической стороне дела. Личная вера, готовность быть примером - их необходимость очевидны сами собой. К каждому уроку необходимо готовиться и составлять план урока с учетом фактора времени.
Желательно также подумать о вопросах, смежных с темой урока. Дети имеют особенность - не всегда преподавателю приятную! - задавать вопросы. На вопросы необходимо отвечать - не позднее чем на следующем уроке, если преподаватель немедленно ответить не может или если ответ нарушит план урока. Внимание к вопросам детей укрепляет их доверие к преподавателю и стимулирует их собственное мышление.
Влияние инославных
Часто наши дети посещают уроки Закона Божия в инославных школах. Тут очевидна опасность, что детей могут незаметно увести от православия и привить им инославные установки. В процессе преподавания элементы такого инославного воздействия бывает нетрудно выявить. Нейтрализируя эти воздействия, надо проявлять большой такт и осторожность - не бороться и не "искоренять", а восполнять то, чего не достает инославным. чтобы быть православными.
Привожу пример. В протестантских школах очень силен "иконоборческий" момент. Почитание свв. икон протестанты склонны расценивать, как идолопоклонство. Для православных же детей, икона одно из первых религиозных впечатлений. Конфликт здесь почти неминуем. Преподаватель должен разъяснить детям, что мы лишь почитаем свв. иконы, а не поклоняемся им, ибо покланяться можно только Богу. Икона же напоминает нам живой образ Того, Кому мы поклоняемся или того, к кому мы обращаемся с просьбой о молитвенном предстательстве за нас. Икона напоминает нам что Христос стал человеком и жил на земле среди нас... Здесь можно также рассказать благочестивое предание о "нерукотворном образе", об "убрусе" св. Вероники. Из этого рассказа дети должны вынести убеждение, что икона обогащает нашу духовную жизнь в отличии от протестантов, которые сами себя лишили этого богатства.
С чего начинать преподавание?
Как правило, наши дети из иностранной школы приносят знание Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы "вплести" эти знания в общую картину жизни Церкви.
Естественной канвой для начала преподавания является, поэтому, Символ Веры. Все двенадцать членов Символа Веры подробно разобраны во втором томе учебника, на который я указывал выше.
Первый член Символа Веры дает возможность проверить знания детей в области Ветхого Завета и, если нужно, восполнить эти знания. Главные темы такой "иллюстрации" к первому члену Символа Веры это тема Единого Истинного Бога, в которого верил Израиль, священный смысл истории еврейского народа, понимание этой истории как подготовки всего мира к принятию Спасителя. Эпизоды Священной Истории дают возможность сделать преподавание живым и красочным. Необходимо читать детям мессианские места Ветхого Завета и объяснять их смысл. Тем самым готовя переход к разбору второго члена Символа Веры.
Второй по седьмой члены Символа Веры говорят о Христе. Тут необходим подробный разбор не только земной жизни Спасителя, но и Его учения. /Как правило, инославные и здесь склонны больше говорить детям о Священной Истории Нового Завета, а не о его вероучительном смысле/. Иллюстрация здесь совершенно необходима; образ, "икона" отдельных событий из жизни Спасителя и их значение для нас должны запасть детям в душу. Для младшего возраста очень рекомендую следующий метод. На квадратный кусок бумаги размером 50 см. на 5о см. рисуют картину из жизни Спасителя /перерисовать можно с любой иллюстрации/. Картину разделить на 25 квадратов по 10 см каждый и наклеить их на кубик соответствующего размера. На оставшиеся свободными три стороны кубика наклеить части трех других картин. Три комплекта таких кубиков дадут возможность самим детям составлять изображения всех двунадесятых праздников.
Объяснение девятого члена Символа Веры - о Церкви - дает возможность подвести детей вплотную к тому, что будет составлять следующий, после Символа Веры, раздел преподавания, - к богослужебной жизни. Объяснять устройство храма нужно, по возможности, в церкви. Кроме того, желательно иметь на стене схему иконостаса, с обозначением, какие иконы где находятся. Готовя такую схему, нужно сразу же сделать вторую, в которой места для икон остаются пустыми. По этой второй схеме можно проводить проверку, знают ли дети расположение икон, их смысл, житие данного святого и.т.д.
Наконец, преподавание Закона Божия не может проходить в отрыве от церковного годового крута. Праздники Церкви, их смысл и значение, необходимо объяснять не только тогда, когда до них дойдет черед в плане преподавания. К встрече каждого праздника дети должны быть подготовлены на предшествующем празднику уроке.
/Опыт № 32: Март 1959 г./

ЛЕГЕНДА О СВ. ОЛЬГЕ

Рассказанная более пол века тому назад русским разведчицам Вел. Кн. Ольгой Александровной
Введение - Вел. Кн. было приятно узнать, что русские разведчицы считают св. Ольгу своей небесной покровительницей. Нося имя Ольги, она всегда чувствовала, что это имя накладывает на носительницу его большие обязанности. Существует историческая версия о том, что св. Ольга была крещена в Киеве до своего торжественного крещения в Царьграде.
После потери горячо любимого мужа, жестокой и страшной языческой казнью мстя за его смерть, при своим исключительном уме и высоконравственной природе, великая княгиня Ольга не могла не понять все убожество идолов и ложь языческого мировоззрения. Мучимая горем и сомнениями, как говорит легенда, она часто одна уходила в лес. Киев тогда был окружен лесами. В один из таких дней она сидела на бревне и горько плакала. Вдруг она почувствовала легкое прикосновение к плечу и увидела белую как снег ей неизвестную птичку. Ольга удивилась, а птичка вспорхнула на ветку и смотрела на Ольгу, как бы зовя ее. Она стала отлетать и возвращаться, как будто продолжая звать. С душевным трепетом Ольга встала и пошла за птичкой, которая вела ее, перелетая с ветки на ветку в глубь леса. Какая то высшая сила влекла Ольгу без страха диких зверей или опасности. Вскоре птичка подвела ее к тропинке. Несмотря на глушь и тень вековых деревьев, каким то нездешним светом озарялся путь. Ольга все продвигалась, как бы на крыльях, за птичкой. И вот - полянка, вся в белых цветах. На ней маленький сруб-церковка, наверху - деревянный крест. Белая птичка опустилась на крест. Из церкви вышел старичок в черной одежде и протягивая Ольге руки, сказал - „Я давно жду тебя, дочь моя!"
Много прошло лет после рассказа и я забыла про эту легенду. В 1992 году, в день празднования св. благоверной княгини Ольги, меня попросили провести беседу с очень юными слушателями. И вдруг - как бы какой то странной силой -из глубины подсознания ярко, точно, вплоть до голоса Вел. Кн., перенеслось все это в мое сознание. Это и дало мне уверенность поделиться легендой со всеми и больше не забывать.
скм. И.В. Халафова
pp0913.jpg

pp0914.jpg

Приказ по Богородскому скаутскому отделу ОРЮР
14 октября 1992 г.
Этим летом Богородским скаутским отделом или при его участии проведены: Всероссийский сбор круга БКС (под руководством Ст.Скм М. Данилевского), курсы для вожаков (нач. Л. Голева), скаутские лагеря "Костин хутор" (нач. В. Малое), "Ферапонтово" (нач. Г. Григорьева), "Борисоглеб" (нач. М.Дроздов), "Ново-Сергиево" (нач. Л. Алексеева), "Селигер" (нач. Л. Абашова).
Наши группы-делегации приняли участие в джембори ЦРО ОРЮР под Петербургом, на КДВ в Волхове. Группа юных разведчиков во главе с А. Потаповым и Е. Жуковой совершили поход по маршруту Борисоглеб - Углич -Москва. Разведчики А. Стаськов и А. Колосков посетили место первого лагеря ОРЮР в Горельце, а также Оптину Пустынь. Были и другие путешествия.
В общей сумме через курсы, лагеря и длительные походы прошло около 300 ребят, более 40 из них сдали на 3 разряд, трое - на 2 разряд.
Объявляю благодарность начальникам и духовным наставникам летних лагерей и курсов, всем руководителям и родителям, работавшим в этих лагерях. По представлению начальников лагерей особо выделяю и благодарю священнослужителя о. Виктора (п. Борисоглебский), руководителей и преподавателей Светлану Косолапову, Николая и Ларису Малышевых, Елену Жукову, Алексея Потапова, Фикрета Исмаилова, Анатолия Булаева, друзей ОРЮР Валерия Пилюгина, Анатолия Остапенко, Александра Рукина, Людмилу Бубнову, семейство Л.В. и С.А. Говорковых, А.Г. Вакуленко, Л.Г.Лакштанову.
За материальную подготовку лагерей и курсов выражаю признательность В.К. Грязнову, В.Л. Шарапову, Н.А. Осипову, С.Н. Малышеву, В.И. Исаеву, В.Н. Клочкову, У.И. Гольдшлегеру. Отмечаю, что успех летних мероприятий не был бы возможен без постоянной поддержки и внимания со стороны основателя и куратора БСО проф. В.В. Аристова.
От имени членов ОРЮР-новичков, родителей благодарю за неоднократную помощь в работе с детьми Черноголовский Поссовет, Фонд социального развития при Поссовете, Объединенный профком ННЦ, ИПТМ РАН, ИФАВ РАН акционерное общество "10Б", экспериментальные средние школы N 75 и N 82, в/ч 69767, Турклуб п. Дуброво.
Всем разведчикам и разведчицам новых интересных и полезных лагерей и путешествий! Счастливой разведки! На следующий год снова в лагерь!
Всегда готов! За Россию!
Начальник БСО ОРЮР инс. М. Дроздов.


pp0915.jpg


Курсовая работа

РАЗВЕДЧИК ВЕРЕН БОГУ

(Первый закон разведчества)
ски Л. Джурджинович
Если в разведчестве на первом месте стоит вера в Бога, тогда естественно, что духовно-религиозное воспитание становится важнейшим заданием разведческой работы и основой нашей деятельности. Для многих ребят контакт с разведческой программой является первым контактом с формальным воспитанием в основных принципах религиозной жизни, а для других - вообще первым соприкосновением с чем либо религиозным.
В чем заключается эта важнейшая воспитательная задача? Во первых в нашей идеологии, законах и символике, а во вторых, в нашей программе разрядов.
Говоря о нашей идеологии, устав ОРЮРа указывает, что она основывается на христианском миропонимании, приверженности к историческим ценностям российской культуры и государственности и служении делу борьбы с мировым злом.
Под христианским миропониманием мы имеем в виду сознание Божественнаго вседержания и управления миром и нашей личной жизнью, любовь к ближнему и стремление к истине. Под приверженностью к историческим ценностям российской культуры и государственности, мы понимаем это как приверженность к той колоссальной роли, которую православная Церковь играла в жизни человека, а тем более, в жизни российских народов. Каждый разведчик знает, что его обязанностью является постоянная борьба со злом, в любом его проявлении и стояние в защиту правды.
В разведческих законах можно провести параллель между ветхозаветными заповедями и Заповедями Блаженства. Например, - первый закон гласит: разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам. Его легко сравнить с первой заповедью Господней "Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов кроме Меня". Также пятую заповедь: " почитай отца твоего и матерь твою" можно сравнить с пятый законом разведчиков "Разведчик исполняет приказания родителей и начальников". Дальше, второй закон разведчиков "разведчик честен и правдив" имеет параллель с заповедью Господней "не произноси на другого ложного свидетельства" и "блаженны, изгнанные за правду". Итак, мы видим, что законы разведчиков исходят из заповедей Господних и Ветхого и Нового Заветов. (смотри приложения).
Таким образом, разведчики впитывают в себя основы христианского понимания и стараются исполнять духовные наставления православной веры.
Разведческая символика также обращает юношеское внимание на духовно-религиозную точку зрения. Например, на нашем гербе, знамени и штандарте изображен наш небесный покровитель. Св. Великомученик и Победоносец Георгий, который является не только небесным покровителем , но еще и примером каждому разведчику, как защитник правды и борец против зла. Святые иконы, которые находятся на каждой мачте, в палатке и красных углах, также обращают юношеское внимание на тот факт, что мы православные и постоянно стремимся к духовной жизни.
Если мы немного задумаемся над разведческой программой разрядов, то увидим постепенное развитие духовно-религиозного воспитания и направление разведчика к постепенному же углублению и расширению его духовной жизни. Как пример возьмем молитвы и религиозное воспитание. От волчат и белочек при сдаче "глазок" ожидается умение перекреститься, знание таких молитв как "Отче наш", "Достойно есть", "Царю Небесный" и скаутской молитвы.
В требование третьего разряда входит знание молитвы "Спаси Господи", молитв до и после еды, утренних и вечерних молитв. Для сдачи второго разряда надо знать еще и Символ Веры, "Богородице Дево, радуйся", тропарь св. Великом. Георгию и иметь понятие о смысле и значении этих молитв. Чтобы сдать первый разряд, требуется уже общее понимание содержания Евангелия и Апостольских Посланий. Итак, мы видим, что юноши, которые поднимаются по разведческой лестнице разрядов, постепенно округляют свои духовные познания.
В программе разрядов также имеется и углубление знаний о земной жизни Господа, церковной истории, церковных обрядов, праздников, житий святых и бытовых обычаев. (смотри приложения). Разведческая духовно-религиозная программа в значительной степени следует точной программе катехизиса.
Самым важным и влиятельным двигателем духовной жизни является священник - духовный руководитель. Облик священника сразу оказывает влияние на юношеские впечатления. В этом облике он ищет тех примеров, которые он изучает в разведческой программе разрядов. Особенно желательно, чтобы духовник единиц участвовал не только в церковных начинаниях и программе разрядов, но и в сфере общей жизни единиц. Это тесное общение насыщает нас духовной жизнью и показывает добрый пример нашим младшим сестрам и братьям. Желательно, чтобы духовный руководитель был сам скаутом, но если такого нет, тогда нужно привлечь пастыря, интересующегося работой с молодежью и желающего вникнуть в суть разведческой задачи.
Если в единице нет священника, тогда нужно приложить все силы к тому, чтобы не прервать церковной жизни этой единицы. Например, - в разведческие праздники посещать церковь или монастырь и так справлять торжество. При единичных началах, сборах и т.п. или же в лагере, нужно строго придерживаться молитвенности, а именно начинать и кончать день молитвой. В лагерных условиях, в воскресенье и праздничные дни, нужно расширить молитвенную часть для строя и включить чтение из Апостола и Евангелия, а также тропаря и кондака.
Не забывайте, что своим духовным обликом каждый руководитель должен быть примером для младших!
Ски. Лазарь Джурджинович

pp0916.jpg


pp0917.jpg


pp0918.jpg


pp0919.jpg


ЧЁРНЫЙ МОНАХ /Мелодия: "На востоке заря, нам пора.../

Ясный месяц на небе висит
Ночь настала. Всё в лагере спит, но не зная ни отдых, ни сон, Ходит бродит монах Агафон.
Он бредёт по заросшей тропе, Охраняет он лагерь везде. Сам он тёмный, как ночь, Агафон Одеяния черны на нём.
Почему не находит покой Наш монах на прогулке ночной? Что-то хочет старик передать, Объяснить нам, открыть, рассказать.
Может тайну какую-нибудь, Очень хочет Старик отдохнуть, Он ведь знает, как клад нам найти. Расскажи, Агафон, не таи.

pp09110.jpg


22 ДЕК 91 г.
16.30 Приезжаем на место лагеря. День проводится устройством по палатам:
Стая в комнатах главного лома, звенья по так нами прозванным "гробикам", т.е. отдельным маленьким домикам, похожим на палатки, но из дерева. см. "Бабочку" места лагеря.
Само место находится на южном конце лесной полосы, которая походит на зелёный остров среди полей. Длина леса прим. 3 км, ширина от 400 м до 700 м длинная сторона с севера на юг. Сам лагерь принадлежит немецким скаутам :
Большой двухэтажный дом, снизу прохожая с голливудами, кухня, склады еды и инвентаря, и огромная столовая-игральная, костровая комната, набитая всякой скаутской всячиной: куда ни посмотришь, висят флажки, значки, гербы, памятки, рыцарские шиты, шлемы, маски, плакаты, фотографии, дорожные знаки, безделушки и всякое прочее барахло, в общем, дом "обжит". Сверху несколько комнат и огромная библиотека-штаб где опять-таки со всех сторон навстречу зрителю висит всякая утварь типа змеев, монстров-чудовищ не хуже покойного Франкенштейна, и всяческая ещё романтика. прилагается "бабочка" большого помещения.

pp09111.jpg 23 ДЕК 91г.
Весь лень проходит немного сумбурно: нужно устроиться поуютнее, всех поместить окончательно, приезжают последние опоздавшие лагерники. Конечный список:
РУКИ :
Векша НД Лебедь ЗНД Джейран НО Горностай ЗНС
КРУГ :
Балу СК.ЗНО
Серна ПНО
Морской Конёк ПНО / алиас Морконёк /
Заяц
Сорока
Тарпан ПНС
ОРЛЫ:
Лев В Кот ПВ
Миша Кавецкий Миша Беннигсен Митя Чепурный
ЛЕБЕДИ:
Вомбат В
Маша "Красная" Кынева ПВ Ева Лемберская Маруся Кавецкая
СТАЖ:
Амвросик Беккио Ваня Ракович
Никита Пяюнк Даша Чепурная Иса Чепурная Таня Кавецкая Яна Круглова
Всего 26 "штук".
Вечером первый "костёр-камин", назовём просто костром.
Гимн, следом наши традиционные три курсовые песни, уже пахнет обычной рутиной, "у кого есть точки"...
Но Яна самая наша маленькая начинает вопить, тыкая пальцем в сторону склада дров, такого длинного ящика. Все волосы без исключений, да даже опытные руководительские становятся дыбом, да действительно есть повод на истерику:
Из ящика полает тощая худощавая рука, сразу за ней из-под лавки вылезает чёрная мрачная безликая фигура, оглядывается, оборачивается и дёру даёт из комнаты, хлопает входная дверь, тишина.
Кто успел опомниться и перебороть накат лёгкой паники, бросается в увы уже бесполезную погоню: "духа" и след простыл. Однако Вомбат, Кот и Стая тащат к костру по клочку бумаги, видимо, потерянными злодеем. Оказывается, отрывки одного листа, и составив их, ошалелые ребята читают таинственную загадку:
ТРИ БРАТА НИЗОМ ПУЗОМ МЛАДШИЙ ГЛАСИТ СРЕДНИЙ ГРОЗИТ СТАРШИЙ КОСИТ"
Что за бред?
Звено Орёл как один встаёт и рвётся ... на кухню. Думая, очевидно, что там самая большая угроза. /?/ Вдруг шаги над головой. Все бегут наверх, но это лишь Балу в штабе проверял, нет ли там "духа"... Обратно к костру, теперь все начинают думать. Три брата, но нет у нас трех братьев, но все же мы братья, притом низом пузом, это ж ведь больно, кто у нас в очках косит, кто без очков, гласим мы все, причём тут, братья, грозят только руководители, и то редко и неэффективно, - хай стоит неописуемый. В конце концов Яна предлагает, что братья может быть не люди а "штуки" с круглым пузом книзу, не знаю, типа лодки?
Тут идею подхватывают и старшие:
Пошла, Яна, здесь лодок нет, а может что другое? И действительно, в зале с перекладины висят три громадных котла, средний даже грозит Даше на голову упасть, самый большой висит криво-КОСО, ну а самый маленький? Миша К. хватает стул, лезет в котёл и ... из него вытаскивает трубочку, свёрнутую в трёхцветную ленточку как на наших погонах. Разворачиваем. Оказывается, какая-то старая грамота, написана старым шрифтом, и кто измученно отворачивается, а кто начинает эту грамоту "раскусывать". Содержание следующее : / см прил.2 / Тарпан наконец справляется с расшифровкой. Клад, кой клад, хотим клад, клад надо, клад будет. В постель загнать эту банду почти невозможно.

pp09112.jpg


pp09113.jpg


24 ДЕК 91г.
Утро проходит тихо, занятия по разрядам, все за ночь успели кто успокоиться от вчерашнего, кто просто забыть о нём. Не тут-то было : после занятий на двери каждого звена и стаи появляются записки ещё позагадочней :
Это рисунок, незакрытый жирный круг с очевидными осями ветровой розы, к тому ещё загадочные буквы Б С К и 3 и маленькая чёрная фигурка в нижнем правом углу, которая уж очень напоминает вчерашнего "вия".
pp09114.jpg
pp09115.jpg
Весь рисунок вообще напоминает план такого на месте существующего здания, где можно устраивать летом костры на человек 500, если не больше, к тому ещё под дождём, потому что кругом покрыто крышей, а по середине под открытым небом. И факт, в эту "беседку" вход с юго-юго-запада. Записки одинаковы у всех, с одной малейшей разницей: У Лебедей висит на синей кнопке, у Орлов на зелёной, у Стаи на белой, а у Круга на красной.
Все тупы. И смотри, точно на севере от центра находим маленький белый конвертик, в котором письмо:
" Стая будь тут в два часа "
Похожие письма находят Лебеди на западе в синем конвертике, Круг на юге в красном конвертике, и Орлы на востоке в зелёном. В каждом конвертике, кроме обращения, тот-же текст, и та-же подпись. Чёрный монах. Бр-р-р А мы как белки в колесе.
14.00
Мы опять тут после мёртвого часа. Стая на севере,/белые/ Лебеди на западе, /синие/. Круг на юге, /красные/, и Орлы на востоке, /зелёные/. С этого момента все будут так и называться. Белым:
Дорожный знак, стрелка в лес, с белым конвертом. Синим:
Надпись в синем конвертике, "вверх по речке, на одной из охотничьих вышек". Красным:
"вниз по речке, у мельницы источник", в красном. Зелёным:
Стрелка в лес, на восток.
pp09116.jpg

К полднику каждая группа возвращается с цветным конвертиком. И в каждом кусочек картона разной формы, а на картоне линии и буквы, видно какая-то зашифрованная клетка. Авось ещё какая-то грамота в кусочках, которая нас доведёт до клада Стеньки Разина? Вечером костёр, но уже никакой Агафон из сундука не выползает.

pp09117.jpg
pp09118.jpg



25 ДЕК 91г.
Никаких особых происшествий до обеда. Игры-занятия на дворе холодно, мы ещё с ночи не согрелись. Молитва, садимся обедать, вносят Векшину вкуснятину. Все сосредотачиваются на содержимое своей тарелки, только Кот на то, что остается в котле для добавки. На дворе топот. Кусок сосиски чей-то падает обратно в тарелку. Кот его съедает. Остальные зырят в окно. Оббегает дом чёрная фигура. За ней гонется Балу. В ярости. Вскоре возвращается, рассказывает : Догнал Агафона, схватил за хламиду, тот из неё выскочил, на пол упало четыре конвертика /разноцветные / лицо злодея не удалось разглядеть, на голове у него чёрный был чулок. Все задумчиво жуют холодные сосиски. Красные обсуждают, что же делать с этими конвертиками. Так давать, как-то пошло, значит выкуп требовать ? Но какой ?
Звеньев вызываем на лесную игру :
Вызов после мёртвого часа висит во входной./ пр. 2а/ Красные зарываются в лес. Там перекресток трёх дорог. Образует посередине островок с тремя березами. Что крепость. На каждой березе висит конвертик. Вокруг располагаются 6 "красных": Лебедь, Серна, Морконёк, Балу, Заяц и Джейран. Весь остальной лагерь нападает. Кто проберется в круг, должен вынести максимально одно письмо. Дёшево и вкусно. Не тут-то было:
Увы, играют они как пенсионеры : лес редкий, прятаться негде, нет чтобы они быстро "гурьбой" взяли крепость "на ура"...
Нет, они крутятся, и крутятся, и вертятся вокруг "крепости" бабочка игры:
pp09119.jpg
После двухчасовых колебании наконец решаются, пользуясь тем, что из "красных" кто заснул от скуки, а кто замёрз от холода и недвижения. А кто вообще закрыл глаза, чтобы не видеть таких бед.
Естественно, нападающие свои письма получают. Фыркая "красные" идут в лагерь, а при полднике другим взбучка:
Детская литература полна малолетними гениями и вундеркиндами а тут что?
Вундеркинды наши моментально поникают головой и тщательно изучают печения и булки перед тем как совать себе их в рот.
Слава Богу во время обеда у вундеркинда Яны появилась опять идея. Откуда у неё они? вот в чём :
" А что, если мы бы написали Агафону письмо?" Все в восторге.
Но почему-то во время мёртвого часа написали ему только "красные", предлагая ему встречу и хламиду, в обмен за информацию о кладе, и получают, ко всеобщему изумлению, ответ:
pp09120.jpg
pp09121.jpg
pp09122.jpg
pp09123.jpg
После отбоя, значит, без остальных ? "Красные" довольны, отбой у нас в 9 часов... Но Вундеркинды увы всё пронюхали... Они уже готовят контратаку, во время ужина идёт активная конспирация, все шушукают, что-то готовится. В 9.30 "красные", каждый со свечкой в руке, друг за другом, молча надвигаются на "колизей"... Ставши в центр круга, с пафосом и неудержимым крещендо начинают скандировать:
pp09124.jpg
Примерно на десятый " Брат Агафон " в глубине колизея что-то начинает двигаться.
Вскакивает белый призрак с чёрным лицом, хватает хламиду и удирает. "Красные" оглядываются, где же клад ? Разочарованны, идут обратно в лагерь. Но вдруг со всех сторон на них набрасываются, сколько их! Рычание, Хрип, крик, шипение, плач, скрежет зубов. В этом базаре не разобраться. После боя оказывается, что "белые, синие, зелёные", пронюхав о встрече с Агафоном, решили ночью быть на месте при свидании, и спрятались у входа в колизей до прихода "красных", с целью отнять у них клад или что-либо дал бы им Агафон.Все в дом, пить шоколад, который стоял уже готовым при уходе "красных" на свидание с Агафоном, странно, странно...
Но где же Балу, только что его ещё зелёные держали?
Пьём шоколад, малышня засыпает, хотим её спать послать, на сей раз окончательно, тут появляется Балу, тащит письмо "красным" от Агафона! действительно, у "красных" в мешочке не достаёт одного кусочка таинственного "пузля".

pp09125.jpg
26 ДЕК 91г.
После завтрака сразу начинаются поиски "там, где искали утром" т.е. очевидно идёт речь о том где было занятие по наблюдательности, игра "спрятанная спичечная коробка" один прятал, другие искали, кто находил садился молча. Тут уже не занятия, а серьёзно ищем клад, причём, "кто найдёт, тому будет".
Ищем, ищем, не находим. Тут ВОТ ОН кричит Амвросик, и вытягивает кусочек из щели в 30 см от пола в столпе в углу, в том, северо-восточном, с восточной стороны, совеем там, где не видно, и потому там никто не искал.
Дальше день вез особых приключений: Спевка, обед, мёртвый час, занятия по изучению азбуки Морзе / на 2ой Р./
всё без Агафона, и спокойно. После ужина всегда даётся пол часа на изготовление точек, а тут, входят в 7.30 "белые, синие и зелёные" в зал к костру и ... никого нет. Только окно открыто. А в зале в юго-восточном столпе, у самого камина, торчит огромный нож. Этот нож держит следующую записку:

pp09126.jpg

pp09127.jpg
Звенья и Стая дружно бросаются спасать "красных", по подписи Агафона ясно, где они.
Около "колизея" существует круг, поменьше, из деревянных столбов, напоминающий английский Стонгенч, и там "красные" к столбам привязаны. Кто бросается их освобождать, а кому важнее сначала найти у кого из них на лбу приклеены конвертики. И находят, у Векши на лбу зеленый висит, у Лебедя синий, у Морконька белый.
pp09128.jpg
В конце концов, Маруся развязывает Балу и Джейрана, Амвросик и Ваня Зайца, Серну, Морконька и этим Векшу, а Никита спешит спасать Лебедя. Уф, все свободны, идём устраивать костёр. Все воспряли духом, у "белых" уже 4 кусочка, у "зелёных" 3, у "синих" 3, а у "красных-задавак" до сих пор только один. В 21.оо отбой.

pp09129.jpg 27 ДЕК 91г.
Встаём рано, детвора довольна, а "красные" просужены. Объясняем, что Агафона не видели, что он нас из комнаты выманил каким-то гипнозом. всё это дело всё темнее и темнее, тем более, что дети только об Агафоне и говорят.
Главное, было бы у руков столько же авторитета, как у Агафона! Написал бы Агафон им например весь дом перечистить, или картошку весь день, или голивуды до ночи, так будут, и с благодарностью ещё, лишь бы получить до других кусочек какой-то клетчатой неразберихи. Утро, как часто, занятия, сегодня учимся бесшумно двигаться. Эта игра называется "ходьба по канату" или "преврати медведя в балерину":
Растеливается 5 метров алюминиевой фольги, и по ней любым способом нужно пройти, как можно тише. Попробуйте. Обед, мёртвый час.
К концу мёртвого часа, Стая обнаруживает записку на входной двери. Странной формы: Агафона. А там опять Морзе. Идти в зал к камину и быть тихими. Стая будит звенья, но почему-то не "красных". Сидят как приказано и молчат. Вдруг стук с потолка:

pp09130.jpg Значит, реванш за позавчера.
Их 18 человек охраняют крепость. Нападают 6 "красных". Так как хотели от младших: гурьбой, бегом, кто пройдёт - пройдёт.
Короткая игра: за 2о минут Кот и Миша К. берут Джейрана, Ева убила Балу, Иса Лебедя. Зайца не поймаешь. Тем временем, Серна и Морконёк спокойно и словно незаметно пробираются в "крепость", берут письмо и тихонько уматывают.

pp09131.jpg 28 ДЕК 91г.
"Красные" утром сообщают остальным, что никаких существенных указаний по поводу клада в письме Агафона не оказалось, что полная неразбериха, что не понимают, что слишком глупые, и что помощь остальных нужна, ах какие мы бедненькие, и что придётся всем пойти в поход за указаниями, что мол собирайтесь, сразу после завтрака всем поскорее выходить.
Все бросаются готовиться в поход. EXIT "бело-сине-зелёная детвора". "Красные" отправляются в "культурный" поход по франкфуртским музеям, по которым их ведёт здесь живущая Сорока. После чего их Векша подбирает в церкви, после всенощной.
Вечером остаётся лишь время поужинать, а потом спать, завтра литургия, рано вставать. Один Никита из "белых" уверяет, что во время похода, на мостике, увидал издали Агафона.
29 ДЕК 91г.
Утром, на электричке, весь лагерь отправляется на литургию. Вся процедура занимает 4 1/2 часа, всё равно приходится из церкви смываться по-английски, между причастием и крестом чтобы попасть на поезд, который ходит только каждый час. Из-за этого, так запаздываем, что АгаФона все почти забыли.
Но...в церкви Яна стояла скверно, за что влетает всем белочкам, плач, рёв, скандал. В стае проявляется что-то неприятное, здесь к детям разумом уже не подойти, никак не объяснить, что злость ни к чему, что лучше терпением. Не берёт, у белочек "раскол".
После спуска флага пробная тревога, по трубе. Всё бежит, кричит, орёт, гласит, сколько им не тверди, что в случае тревоги надо тихо, и быстро, как с гуся вода. Ужин, Яны нет. Старшие и вожаки идут её искать:
в комнатах, в голивудах, в "гробиках", в шкафах, в мусоре, нет её и нет. Наступает некое волнение, и, у некоторых,
не совсем чистая совесть. После ужина. Векша едет в полицию, хотя бы предупредить её, что, дескать, "пропал" ребёнок. Остальные садятся у костра настроение у всех, ясно, подавленное. Что ж, приходится их упорно веселить, дух быстро поднимается После этого было бы грех не воспользоваться ситуацией, закатить всем беседу, по теме что такое "братство", как им пользоваться, что обозначает третий куплет "Будь Готов" " Тем позор, кто в низкой безучастности Равнодушно слышат брата стон, Не страшись работы и опасности, Твердо верь, что с Богом ты силён " что такое семилетний ребёнок, даже невоспитанный, даже если похож на десятилетнего.
Звенья медленно начинают соображать, что во всём этом может быть какая-то доля правды и ...намерения?
Возвращается Векша, мол, полиция предупреждена. Крутим дальше колесо. Тут на дворе, в окне, появляется свеча а за ней..."АГАФОН !", орут дети. В этот момент Тарпан с грохотом падает со стула, на спину и затылок / по звуку / так просто, назад, и начинает корчиться и извиваться, закатывает глаза, и загробным голосом начинает рычать : " Я Агафон, реку чрез Тарпана, лукавый среди вас, дружбы не хватает, а клад без дружбы не найти, сплачайтесь немедленно, а то вам Яну не отдам".
Да так убедительно рычит, что даже "красные" в ужасе, больно хорошо Тарпан роль играет, да вообще тут несколько в эту конспирацию замешанных заслуживают "оскар" уже с ужина...
Санитар даже уже на месте, всё что в голову пришло, это "лечить" Тарпана от припадка при помощи большого чайника холодной воды, внешне, прямо сверху на голову Тарпана. Тарпан как удаленный подскакивает и головой даёт ... по чайнику, из которого его только что спасали, падает обратно, и медленно это дело становится похоже на сцену из "Маркс-Брозерсов", но поабсурднее. В результате, рана на лбу, кровь течёт, а Тарпан уже давно потерял счёт, не знает, плакать ли или смеяться. Тем временем санитарная компашка уже изобретает следующее "Тарпаново спасение", на сей раз, если дать им волю, вероятно утюгом. Атмосфера как на рыбном базаре, но громче. Однако некие уже рванули "спасать" Яну из лап Агафона, и вытаскивают её из орлиного "гробика", где она сидит, спокойно, привязана к ... Сороке, которой исчезновение никто из этих "скаут-разведчиков" за весь вечер не заметил. Вот народ!
Вот вам и "разведческая смекалка"... Яна и Сорока несут какую-то муру, дескать их похитил Агафон но кто он , так и не разобрали, ВСЕ в то время были в доме а Сорока не может им быть, не то Яна сразу бы заорала, что мол. Сорока Агафон, держи её, пусть выдаёт клад. Ладно, Яну нашли, и смотри чудо, белочки, хоть её ещё не целуют, хотя бы ей уже улыбаются. Костёр кончаем "в полном составе". Но опять укладывание детей смахивает на цирковой номер дрессировки диких опасных зверюг типа всяких там Львов, Котов, и прочих не рекомендуемых особ. Терпение и труд...

pp09132.jpg
30 ДЕК 91г.
В 11.00 после занятий визг из стаи: все к белочкам. Агафон прямо к ним в комнату пришёл, дал им белоснежный
лист бумаги, и опять ему удалось не узнанным удрать. Прибегают, конечно, разведчики, выдирают, конечно, лист из рук стаи и уже Миша К. несётся по лестнице в столовую и горланит СВЕЧУ МНЕ, СВЕЧУ! как из Шекспира, только без коня.
А над свечкой действительно появляются за словом слово.

pp09133.jpg


Стая рвётся в поиски. Амвросик кричит У МАЧТЫ, все бегут туда, а там висит белый конвертик, в нём два кусочка клетки и три других конвертика, красный, синий и зелёный. Стая с Тарпаном спешит готовить, как уже полагается, игру за выкуп этих конвертиков. Возвращается вскоре Тарпан, мол ищите "гробик" Агафона. Ищем, и находим, это самый последний, на нём от Стаи две записки: " Гробик Агафона "/ тут мы знаем что нашли / и просьба зелёным искать у себя, синим тоже и т.д Каждый ищет у себя, а стая довольна ходит улыбается, мол никогда не найдут.
Через 10 секунд крик "зелёных" ЕСТЬ, ещё 5 , "красные" кричат ЕСТЬ, секунду после и у "синих" ЕСТЬ. Каждому выпадает по двум кусочкам, только "красным" четыре. Итого пока
"белым" 6
"синим" 5
"красным" 5
"зелёным" 5

pp09134.jpg 31 ДЕК 91г.
День проходит спокойно : все готовят встречу Нового Гола. Все временно забыли про Агафона, но он нас не забыл. Итак, во время костра, является чёрная, уже знакомая фигура. Не успели испугаться, как она скидывает хламиду и появляется Джейран, говорит "я не Агафон, только что его наружи видел, и он мне дал для вас письмо". В письме загадка :
" Ищите там, где духи " Все рвутся...в души. Но не там. Один - опять - Амвросик догадывается : Там, где духи, это...в духовке. И там от Агафона всем подарок к новому году. Отбой в II. 30.

pp09135.jpg


pp09136.jpg I ЯНВ92Г.
С НОВЫМ ГОДОМ !
Во время мёртвого-часа кричит Векша. : На двери ножом пришпилен лист. Белый.
Просто белый. Появляются Орлята. Решают, что опять написано лимоном. Греют лист. Ничего не получается. Значит, другая Агафонова штучка. Прибегают остальные. Им объясняют Орлы, что на сей раз не тайное чернило, а "поумнее и по тоньше".

Кто-то замечает, что на самом листе хоть не написано, но что в нём продавленны буквы, будто на нём другой лист лежал, на котором Агафон писал своё послание. Вундеркинды проводят по листу карандашом и читают:

pp09137.jpg Пока все ещё копаются, "красные" утке в лесу. Некоторые бегут к речке. Там ничего нет. Все за ними следом, они опять в лес. И в лесу в проруби, в ловушках для жуков-короедов, которые действительно похожи на открытые КНИГИ, находятся конвертики, а в них кусочки клетки. "Красным", первым на месте, З, "белым" и "зелёным" по одному, а "синим" последним, ничего. Становится Агафон всё строже и строже. Почти вся клетка составлена, не достаёт лишь одного кусочка. Вечер без Агафонских происшествий.

pp09138.jpg
2 ЯНВ 92г.
Во время мёртвого часа, незаметно в почти готовой клетке, появляется последний кусочек "змейки", которую уже вчера "белые" и "синие" попытались раскусить. Тут выходит.
pp09139.jpg
Т.е.: "Дорогие скаут-разведчики-цы, волчата и белочки, пишет вам инок Агафон из Кирилло-Белозерского монастыря, в миру Георгий Разин, брат Степана, донского атамана-разбойника. Прошло 233 года с моего первого вам послания. Поздравляю вас, этот срок вы пробежали за неполных 10 дней. Такое достижение заслуживает награду. За это я открою вам тайну места где находится клад. Ищите остров, на нём три берёзы, там указатели. С приветом искренне ваш Агафон."
Все дружно в лес, всем ясно, что речь идёт о бывшей "крепости" ставшей "островом". Там роют, и Никита находит банку. В ней конфеты. Четырёх разных цветов. Раздача слонов. Немного все разочарованы, неужто это клад? Тем более, что этот "клад" пахнет лёгким издевательством, везде висят "указатели": КЛАД, РОЙ ТУТ, НЕ ЗДЕСЬ НЕ ЗЕВАЙ, и тому подобное. Возвращаемся в лагерь, а тут на двери находим, наконец настоящий клад Стеньки Разина, т.е. его брата Георгия, т.е. Агафона:

pp09140.jpg


pp09141.jpg Этот сборник - первая хроника одного из наших лагерных циклов. Это не "отчёт о лагере", ибо происходило в этом лагере много других вещей, о которых здесь не пишем: мы пели, мы учились понимать и любить Россию, мы ставили даже целые оперы у костра.
Нет, это просто хроника о том, что происходило у нас побочно, "проходя". Это был наш пятый цикл. С первого, т.е. с "Красного Солнышка" 1988г., система углубилась и, главное, оправдалась. Разведчество, это гра, значит, игра, что разведчество. Дрозд, Тебе спасибо. Ты знаешь, за что. Особое спасибо тем, кто нёс эту игру и её своей силой, свежестью и своим энтузиазмом обогатил:
спасибо ЗАМ ПОМ ПОМ, Лебедь, Балу, Серна, Морконёк, Сорока, Зайчик и Тарпан. Вы действительно "КРАСНЫЕ". До следующей легенды, Счастливой разведки ,
pp09142.jpg


ПРИМЕЧАНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1.- "БАБОЧКА"
Термин взят у Баден-Пауэлля, основателя скаутизма. Будучи английским офицером и агентом, он делал зарисовки турецких крепостей Босфора, которых он умело прятал в рисунки "безобидных" бабочек.
2.- "АГАФОНЫ"
Их было всего 6, если считать "Лжеагафона" - Джейрана 31-го вечером /духи в духовке/. А именно, в порядке действия:
I/ Из ящика полз Заяц, он же и оббегал дом.
2/ Белым призраком ночью при встрече с "красными" был Горностай.
3/ В лесу, во время "реванша" против "красных", на вышке близ игры держался и наблюдал Фриц.
4/ Похищал Яну Фома Брандмайер, Векшин муж.
5/ Белоснежный лист стае принесла Серна.
3.- "ПРЕССА"
О нашем лагере, и про Агафона писала веста серьёзная "Франкфуртер Алгемайне Цайтунг" 5-го января 92г. на детских страницах, даже с фотографией.
4.- "НАШИ БРАТЬЯ НЕМЕЦКИЕ СКАУТЫ"
Попросили у меня "подарить" им Агафона для собственного употребления. Я охотно согласился. Значит Агафон продолжает ночью по лесу бродить и клад таить.
5.- "ОЦЕНКА ИГРЫ"
Она велась и по группам, и лично. Всю приводить не буду. Выиграли группой "Белые", т.е. стая, и это так и надо, так как цикловые игры предназначены преимущественно ей. Лично по порядку выиграли Амвросик, за тем Никита, за тем Ваня. Им ура.
6.- "ЖУРАВЕЛЬ"
Наш Тарпан оказался стихоплётом, из него стихи прямо струёй текут. Не удивляйтесь, что на необычную мелодию: она нам до тошноты надоела. Да здравствует фантазия и свежий воздух !
СТ
pp09143.jpg