Журнал скаутских руководителей "Опыт" №60

pp060.htm   Журнал "ОПЫТ" № 60  (1972г.)

В. ПИРОЖКОВА

Пути молодежи в СССР

Вне стран с тоталитарным режимом можно часто слышать мнение, что дети и молодые люди, выросшие в рамках режима, верят в него и в идеологию, потому что ничего иного не знают. Их с детства учат этой идеологии, внушают, что она единственно истинная и что советский режим - самый лучший в мире, и они, не имея сравнения, верят этому. Это широко распространенное мнение, однако, совершенно неверно. Людям, живущим в Советском Союзе, не нужно объяснять, отчего это мнение неверно. Каждый подросток в Советском Союзе знает то, чего вне коммунистических стран не знают многие ученые, политики и журналисты. Каждый подросток в Советском Союзе знает действительную жизнь в стране и разницу между пропагандой и действительностью. Относительно советской действительности вряд ли у кого из жителей Советского Союза могут быть заблуждения. И молодежь видит эту действительность и не может в ней ошибаться. Может быть, кое-кто еще верит в идеальный коммунизм и, не вдумавшись в теорию, полагает, что современные руководители искажают его. Но в самый режим в том виде, в каком он существует в действительности, верить трудно. В него могут верить наивные люди, живущие вне Советского Союза, но сами жители Советского Союза не могут верить в то, что режим создал им счастливую жизнь и что это самый лучший режим в мире.
  Но не означает ли это утверждение, что все теперешние коммунисты - только карьеристы, устраивающие свою жизнь и не верящие в идеологию коммунизма? В одной из прошлых статей мы как раз говорили, что все обстоит не так просто.
  Мы сейчас хотим сделать попытку анализировать психологию известной группы людей, живущих в Советском Союзе. Можно спросить, не слишком ли это смелая попытка со стороны человека, уже довольно давно живущего в свободном мире. Имеет ли это смысл? Ведь люди, живущие там, знают все это сами. Они сами лучше понимают, что они чувствуют и что руководит их поступками. На это следует ответить, что если они там многое знают и понимают, то не в состоянии высказать это вслух. Не все люди находятся в одной и той же ситуации. Те, кто находится в ситуации, разбираемой нами, не могут, даже если хотят, рассказать об этом другим. У всех в Советском Союзе во рту кляп. Но, кроме того, в условиях советской диктатуры, под давлением террора и тотальной пропаганды, многие могут чувствовать, но не умеют до конца анализировать свое же собственное положение. Я знаю это по своему личному опыту. И я смогла довести анализ до конца, только когда вышла из атмосферы советской диктатуры. Поэтому мы и пробуем сделать этот анализ, вполне понимая, что он необходимо должен остаться неполным и не может охватить все психологические нюансы.
  В Советском Союзе вся жизнь политизирована. Там нет ни одной жизненной области, лежащей вне политики. Тоталитарная система не оставляет человеку права избрать себе род деятельности, лежащий полностью вне политики. Полеты в космос, например, не имеют ничего общего с тем или иным политическим режимом. Их совершают как русские, так и американские космонавты, причем американцы первыми вступили на Луну. Но каждый успех русских космонавтов сопровождается трескучей пропагандой о преимуществе советского режима над свободными странами, о величии коммунистической партии и так далее. Даже такие политически нейтральные достижения науки и техники советские руководители пытаются политизировать и использовать для пропаганды режима.
  Молодому человеку с активным характером чрезвычайно трудно найти себе род деятельности, далекий от политики и все же удовлетворяющий его активные наклонности. Трудности начинаются уже с детского возраста. В свободных странах подросток может участвовать в самых различных молодежных группах и организациях, если у него есть желание быть активным. Есть молодежные организации, связанные с различными партиями. Но если подросток или молодой человек не хочет присоединиться ни к какому политическому направлению, он может участвовать в молодежной организации скаутов или же в церковной молодежной группе того или другого вероисповедания, или в любой другой группе, возникающей по инициативе самой молодежи. Выбор большой. Но в Советском Союзе и в других коммунистических странах нет вообще никакого выбора. Подростку и молодому человеку остается только или быть активным в пионерской и комсомольской организации, или же пытаться совсем подавить в себе свою активность. А это очень трудно. Убить в себе прирожденную активность и остаться в стороне от общественной жизни означает убить в своей душе нечто очень важное. Многие все же принуждают себя к этому, но не все это могут. Несправедливо было бы утверждать, что люди, уходящие с головой в политическую активную деятельность, - лишь карьеристы и честолюбцы. Есть и такие. Но среди активных немало и очень ценных людей. Чтобы как-то найти возможность действовать, они пытаются закрыть глаза на то, что видят, пытаются вопреки своему собственному опыту верить идеологии. Иначе нужно отказаться от деятельности. На Западе часто говорят о мимикрии или "двойных рельсах" жизни в коммунистических странах. Под этим подразумевается сознательное притворство. Человек на самом деле не верит ни во что, ни в идеологию, ни тезисам пропаганды, но делает вид, что верит. Однако такое двойное сознание не так легко выдержать. Человеку невольно хочется оправдать свою собственную деятельность, и он убеждает себя в том, что не может же быть все плохо в режиме, а особенно в идеологии, должно быть что-то хорошее и правильное. Активный человек спрашивает себя - не следует ли включиться в общественную деятельность и постараться преодолеть то, что еще плохо. Человек, старающийся оправдать себя, хочет верить, что дурное и отрицательное в режиме идет не от корня и его можно еще преодолеть в рамках существующей идеологии.
  Мы упоминали о двух рельсах или двух плоскостях сознания. Бежавший два года тому назад на Запад писатель Анатолий Кузнецов говорит даже о трех плоскостях в сознании многих людей в Советском Союзе. На самой внешней плоскости находится то, что эти люди должны официально высказывать и во что они совсем не верят. На, так сказать, средней плоскости еще до известной степени сознательно культивируемая вера в идеальный коммунизм, вера в идеологию, надежда, что душевные силы не были отданы чему-то ложному в самой своей глубине. И, наконец, есть самый глубокий душевный слой, тот, где человек чувствует, что вся идеология в самом ее корне порочна и ничего хорошего дать не может. Кузнецов надеется, что процесс прозрения, процесс как бы поднятия в верхние слои этого глубинного понимания, еще не осознанного до конца разумом, пойдет теперь у интеллигенции Советского Союза все быстрее. К этому желанию можно только присоединиться. Но нужно сказать, что такое поднятие глубинного прозрения в верхние слои сознания является уже вторичным, обратным процессом. Сначала молодому человеку надо было вобрать в себя идеологию и допустить, чтобы в его душе возникла хоть относительная вера в нее. Этот процесс восприятия происходит только в незначительной степени под влиянием словесной пропаганды. Сама жизнь слишком ясно на каждом шагу ее опровергает. И идеология столетней или даже большей давности, если в нее непредвзято вдуматься, содержит в себе столько противоречий и слабых мест, что не может увлечь молодого человека в Советском Союзе. Но большую роль играет необходимость жить и действовать. В зависимости от степени активности того или другого человека, от рода избранной им деятельности, а также от наличия у него честолюбия и карьеризма, восприятие идеологии внутрь себя может произойти более или менее полно. Многие молодые люди, может быть, намерены подлаживаться под режим только постольку, поскольку это абсолютно необходимо для их деятельности. Но думающие так наивны. Тоталитарный режим, как мельничное колесо, затягивает всякого, кто вступил на него хотя бы одной ногой. Такой человек или должен полностью приспособиться к его ходу, или он будет втянут и измолот. С тоталитарным режимом нельзя сотрудничать только отчасти, одновременно сохраняя свое внутренне "Я" и личную независимость.
  Молодые активисты, вырастающие внутри режима, могут вобрать в себя идеологию так глубоко, что они полностью к ней внутренне приспособляются. Тогда происходит то, о чем мы говорили в прошлой статье. Идеология, устройство личной жизни, жажда власти и карьеры сливаются в одно. Получается сплав, из которого уже невозможно выделить отдельные части. Так создается тип нового, современного коммуниста, аппаратчика, функционера. Конечно, и такой человек может еще прозреть и стряхнуть с себя всю вобранную внутрь ложь, но это чрезвычайно трудно. Этим объясняется, что некоторые бывшие коммунисты, ставшие сами жертвами режима, прошедшие тюрьмы и лагеря, все еще пытаются цепляться за идеологию, они все еще стараются уверить себя, что она хороша, только искажена теми, кто сейчас находится у власти. Эти попытки представляются жалкими и безнадежными. Но такие люди не в состоянии признаться самим себе, что посвятили свою жизнь служению чудовищу. У тех же, кто остается у власти, еще меньше возможности задуматься над вопросом, кому они служат и какой ценой куплены их личные блага.
  С молодым человеком, вырастающим в Советском Союзе, может произойти и обратное развитие. Мы предположили, что он сначала сознательно приспособляется к идеологии. Он ей не верит или же в ней сомневается, но, чтобы обеспечить себе возможность деятельности, старается к ней приспособиться. Затем она понемногу совсем затягивает его в свои сети, и он принимает ее внутрь себя. Но может быть и так, что молодой человек инстинктивно чувствуя, что иначе все пути ему будут закрыты, принимает идеологию сразу. Верит ей, или думает, что верит. Но как раз потом у него возникают сомнения. Деятельность, или даже достигнутая карьера, уже больше не удовлетворяет. Слишком быстро воспринятая в ранней молодости идеология представляется до такой степени ложной, что человек рискует не только карьерой, но иногда и жизнью, чтобы избавиться от ложного идола. Люди, шедшие этим путем, легче могут порвать с наскоро принятой в себя идеологией, но травма все же большей частью остается.
  В наше время появляется все больше энергичных молодых людей, выбирающих активную деятельность, но не в смысле приспособленчества и служения господствующей идеологии, а в смысле поисков истины и служения ей вплоть до жертвы. Наиболее ярким примером таких молодых людей является, думаю, Владимир Буковский. Перед их героизмом остается только преклониться и от души пожелать, чтобы их жертва не была напрасной, но пробудила бы широкое движение.
pp0601.jpg
  "ОПЫТ" - журнал разведческих руководителей. Издание Главной Квартиры Организации Российских Юных Разведчиков (О.Р.Ю.Р.).
  Год издания - двадцать шестой. Редактор - скм. В. Селивановский.

Ввиду чрезвычайной важности этого послания А. Солженицына для духовной жизни нашей страны, мы помещаем его в виде передовой статьи нашего журнала. Письмо печатается без ведома и согласия автора.

Великопостное письмо А. И. Солженицына

Всероссийскому Патриарху Пимену - Великопостное письмо.
  Святейший Владыко!
  Камнем гробовым давит голову и разламывает грудь еще не домершим православным людям то, о чем это письмо. Все знают, и уже было крикнуто вслух, и опять все молчат обреченно. И на камень еще надо камешек положить, чтобы дальше не мочь молчать. Меня таким камешком придавило, когда в рождественскую ночь я услышал Ваше послание.* Защемило то место, где Вы сказали, наконец, о детях, может быть, первый раз за полвека с такой высоты: чтобы наряду с любовью к Отчизне родители прививали бы своим детям любовь к Церкви (очевидно, и к вере самой?) и ту любовь укрепляли бы собственным добрым примером. Я услышал это - и поднялось передо мной мое раннее детство, проведенное во многих церковных службах, и то необычайное по свежести и чистоте изначальное впечатление, которого потом не могли истереть никакие жернова и никакие умственные теории.
  Но - что это? Почему этот честный призыв обращен Вами только к русским эмигрантам? Почему только тех детей Вы зовете воспитывать в христианской вере, почему только дальнюю паству Вы остерегаете "распознавать клевету и ложь" и укрепляться в правде и истине? А нам - распознавать? А нашим детям - прививать любовь к Церкви или не прививать? Да, повелел Христос идти разыскивать даже сотую потерянную овцу, но все же - когда девяносто девять на месте, а когда и девяноста девяти подручных нет - не о них ли должна быть забота первая?
  Почему, придя в церковь крестить сына, я должен предъявить паспорт? Для каких канонических надобностей нуждается Московская Патриархия в регистрации крестящихся душ? Еще удивляться надо силе духа родителей, из глубины веков унаследованному неясному душевному сопротивлению, с которым они проходят доносительскую эту регистрацию, потом подвергаясь преследованию по работе или публичному высмеиванию от невежд. Но на том иссякает настойчивость. На крещении младенцев обычно кончается все приобщение детей к Церкви. Последующие пути воспитания в вере глухо закрыты для них; закрыт доступ к участию в церковной службе, иногда и к причастию, а то и к присутствию. Мы обкрадываем наших детей, лишая их неповторимого, чисто ангельского восприятия богослужения, которого в зрелом возрасте уже не наверстать и даже не узнать, что потеряно. Перешиблено право продолжать веру отцов; право родителей воспитывать детей в собственном миропонимании, - а вы, церковные иерархи, смирились с этим и способствуете этому, находя достоверный признак свободы вероисповедания в том. В том, что мы должны отдать детей беззащитными не в нейтральные руки, но в удел атеистической пропаганды, самой примитивной и недобросовестной. В том, что отрочеству, вырванному из христианства, - только бы не заразилось им! - для нравственного воспитания
  * Патриарх Пимен включил в свое Рождественское послание и обращение к детям русских эмигрантов иих родителям.
  оставлено ущелье между блокнотом агитатора и уголовным кодексом.
  Уже упущено полувековое прошлое, уже, не говорю - вызволить настоящее; но будущее нашей страны как же спасти? Будущее, которое составится из сегодняшних детей? В конце концов, истинная и глубокая судьба нашей страны зависит от того, окончательно ли укрепится в народном понимании правотасилы или очистится от затменья и снова засияет сила правоты, сумеем ли мы восстановить в себе хоть некоторые христианские черты или дотеряем их все до конца и отдадимся расчетам самосохранения и выгоды.
  Изучение русской истории последних веков убеждает, что вся она потекла бы несравненно человечнее и взаимосогласнее, если бы Церковь не отреклась от своей самостоятельности и народ слушал бы голос ее, сравнимо бы с тем, как, например, в Польше. Увы, у нас давно не так. Мы теряли и утеряли светлую этическую христианскую атмосферу, в которой тысячелетие устаивались наши нравы, уклад жизни, мировоззрение, фольклор, даже само название людей крестьянами. Мы теряем последние черточки и признаки христианского народа - и неужели это может не быть главной заботою русского Патриарха? По любому злу в дальней Азии или Африке русская Церковь имеет свое взволнованное мнение, лишь по внутренним бедам - никогда никакого. Почему так традиционно-безмятежны послания, .нисходящие к нам с церковных вершин? Почему так благодушны все церковные документы, будто они издаются среди христианнейшего народа? От одного безмятежного послания к другому в один ненастный год не отпадает ли нужда писать их вовсе? Их будет не к кому обратить, не останется паствы, кроме Патриаршейканцелярии.
  Вот уже седьмой год пошел, как два честнейших священника - Якунин и Эшлиман, своим жертвенным примером подтверждая, что не угас чистый пламень христианской веры на нашей родине, написали известное письмо Вашему предшественнику. Они обильно и доказательно представили ему то добровольное внутреннее порабощение - до самоистребления, - до которого доведена русская Церковь: они просили указать им, если что неправда в их письме. Но каждое слово их было правда, никто из иерархов не взялся их опровергнуть. И как же ответили им? Самым простым и грубым: наказали,за правду - отвергли от богослужения. И Вы - не исправили этого по сегодня. И страшное письмо двенадцати вятичей также осталось без ответа, и только давили их. И по сегоднявсе так же сослан в монастырское заточение единственный бесстрашный архиепископ Ермоген Калужский, не допустивший закрывать свои церкви, сжигать иконы и книги запоздало-остервенелому атеизму, так много успевшему перед 1964 годом в остальных епархиях.
  Седьмой год, как сказано в полную громкость - и что же изменилось? На каждый действующий храм - двадцать снесенных и разрушенных безвозвратно да двадцать в запустении и осквернении, - есть ли зрелище более надрывное, чем эти скелеты, достояние птиц и кладовщиков? Сколько населенных мест по стране, где нет храма ближе ста и даже двухсот километров? И совсем без церквей остался наш Север - изданное хранилище русского духа, и, предвидимо, самое верное русское будущее. Всякое же попечение восстановить хоть самый малый храм, по однобоким законам так называемого отделения, перегорожено для делателей, для жертвователей, для завещателей. О колокольном звоне мы уже и опрашивать не смеем - а почему лишена Россия своего древнего украшения, своего лучшего голоса? Да храмы ли? Даже Евангелия у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы, как наши проповедники везли когда-то на Индигирку.
  Седьмой год - и хоть что-нибудь отстояно Церковью? Все церковное управление, постановление пастырей и епископов (и даже - бесчинствующих, чтоб удобнее высмеять и разрушить Церковь) все так же секретно ведется из Совета по делам. Церковь, диктаторски руководимая атеистами, - зрелище, невиданное за два тысячелетия. Их контролю отдано и все церковное хозяйство, и использование церковных средств - тех медяков, опускаемых набожными пальцами. И благолепными жестами жертвуются по пять миллионов рублей в посторонние фонды - а нищих гонят в шею с паперти, а прохудившуюся крышу в бедном приходе не на что починить. Священники бесправны в своих приходах, лишь процесс богослужения пока еще доверяется им, и то не выходя из храма, а за порог к больному или на кладбище, надо спрашивать постановления горсовета.
  Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов есть наилучшее сохранение ее? Сохранение - для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение - чем? Ложью? Но после лжи - какими руками совершать Евхаристию?
  Святейший Владыко! Не пренебрегите вовсе моим недостойным возгласом. Может быть не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей русской Церкви земная власть - выше небесной, земная ответственность страшнее ответственности перед Богом. Ни перед людьми, ни тем более на молитве не слукавим, что внешние путы сильнее нашего духа. Не легче было и при зарождении христианства, однако оно выстояло и расцвело. И указало нам путь: жертву. Лишенный всяких материальных сил - в жертве всегда одерживает победу. И такое же мученичество, достойное первых веков, приняли многие наши священники и единоверцы на нашей живой памяти. Но тогда - бросали львам, сегодня же можно потерять только благополучие.
  В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства и христианский облик?
  АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
  Великий пост
Крестопоклонная неделя.
1972-й год.
  От редакции:
  Ввиду их чрезвычайной важности, мы воспроизвели на страницах нашего журнала две предыдущие статьи, заимствованные из журнала "Единение".
  Очень важно, чтобы все руководители ознакомились с содержанием письма Солженицина, так как он является одним из главных представителей Российского Демократического Движения - активного движения настоящих героев нашего времени, ежедневно приносящих в жертву Родине свое благополучие, служебные карьеры, свободу и жизни.
  Недавно поступили сведения из СССР, что в советском концлагере "умер от рака" редактор подпольного журнала "Феникс" Буковский. Буковскому было 33 года.
  Стиль Солженицина очень своеобразен, и возможно, что некоторым молодым руководителям будет трудно полностью разобраться в его значении. Хорошо бы было устроить специальные беседы о Солженицыне и его роли в Освободительной борьбе вообще и о роли его "письма" в частности, как в руководительской среде, так и в кругах витязей.
  Адрес редакции:
pp0602.jpg

В.В.Розенберг

С И Г Н А Л И З А Ц И Я

Сигнализация представляет собой один из важных отделов скаутской науки - скаут-практики. При сигнализации мы пользуемся азбукой Морзе, знание которой входит в программу Второго разряда. К слову сказать, азбука Морзе нужна не только при сигнализации, но также применяется при некоторых видах шифров.
  В дружине "Нижний Новгород" в числе ежегодных звеновых состязаний проводятся два состязания по сигнализации. Благодаря этому, разведчицы и разведчики, имеющие второй разряд, не забывают азбуку Морзе, а новички и третьеразрядники ее усердно учат.
  В состязании из каждого звена участвует команда из четырех человек - два на отправительном посту и два на приемном. Текст звенья получают написанный буквами. Они могут сигнализировать прямо с этого буквенного текста, но чаще они предварительно переводят его на азбуку Морзе. Вообще в сигнализации употребляются тексты от 30 до 40 букв. В дружине "Нижний Новгород" обычно текст состоит из 36 букв. В него входят все буквы русского алфавита, а четыре буквы повторяются дважды. Для примера, вот текст, который в 1971 году получило звено "Олень":
  [Оленьщхсйблриюжвщцтфчпшюажкгзкпуйцяим]

  Время берется от момента передачи первого знака первой буквы и до первого знака сигнала "конец передачи", т.е. берется только время затраченной на передачу самого текста.
  При оценке сигнализации главное ее безошибочность, т.е. правильность передачи и точность приема. Скорость принимается во внимание при оценке только в тех случаях, если у двух или нескольких звеньев одинаковый результат, т.е. без ошибок или одинаковое число ошибок. Правда одно время в международных состязаниях употребляли другую оценку, а именно -за каждую ошибку добавляли десять секунд ко времени, затраченному на передачу. Эта система оценки явно не верна! Какой толк если звено сигналило очень скоро, ни сделало много ошибок, так что послание вообще нельзя прочесть?! В настоящее время, по-видимому, этот способ оценки больше нигде не применяется. Итак, главное - точность передачи и приема, а спорость играет второстепенную роль. Ясно также, что рекорды считаются только при безошибочных передачах и приемах.
  Ниже приводим рекорды в дружине "Нижний Новгород".
  Сигнализация флажками: рекорд принадлежит звену "Ласточка", который был поставлен в 1964 году (24 3/4 букв в минуту). Этот рекорд будет трудно побить, а возможно, что к этому и не стоит стремиться. При такой большой скорости очень легко допустить ошибку (особенно на приемном посту).
  Как пример, на Всемирном Джэмбори в Голландии английские скауты просигналили текст из 42 букв за одну минуту 29 секунд, т.е. 28, 3 буквы в минуту, но сделали одну ошибку - провалились!
  Можно сказать, что если звено всегда уверенно, без ошибок, сигналит и принимает со скоростью 18-20 букв в минуту, то к большему стремиться не следует.
  Сигнализация свистком: Рекорд принадлежит звену "Волк" и был поставлен в 1969 г. (19, 5 букв в минуту). Этот рекорд тоже трудно будет побить. Обычно бывает 15-16 букв в минуту.
  Сигнализация стуком: Рекорд принадлежит звену "Ласточка" и был поставлен в 1963 году. 16 букв в минуту - очень хороший результат!
  Сигнализация фонарем: В Лос-Анжелосе этот вид сигнализации как-то не выходил. Всегда было много ошибок, а если без ошибок, то страшно медленно - 8-9 букв в минуту. Рекорд звена "Медведь" (10, 6 букв в минуту), который был поставлен еще в Германии (Регенсбург) в 1948 году, оставался таковым 22 года. Только в 1971 году звено "Волк" побило этот рекорд с результатом 11, 3 буквы в минуту, конечно, это слабенький рекорд и его побить будет нетрудно.
  Одинокий Волк


Р. П о л ч а н и н о в

ВОЖАКИ, РУКОВОДИТЕЛИ И ИХ КОЛЛЕКЦИИ.

Помню, в методике, будь то по КДВ, КНО или КДР, всегда говорилось о принципе "рассказа и показа", и не только говорилось, но и демонстрировался курсантам тот минимум наглядных пособий, который они должны были иметь.
  Интересно было бы узнать, как этот вопрос был разрешен на КДВ и КНО в Европе летом этого года.
  О том, как у нас проходят практику разрядов следовало бы написать отдельно, но и с теорией у нас не лучше; во всяком случае, за последние годы я не встречал ни на зимних сборах, ни в лагерях комбинированного "рассказа и показа".
  Вот вымышленный пример одного из зимних сборов, но характерный для последних 12 лет. Сбор начался с беседы по родиноведению. Звено готовится ко 2-му разряду. В прошлом году вожак бегом сдал 2-й разряд, как - не знаю, но ему его признали и вот он готовит звено ко 2-му разряду. Все звено склонилось над картой СССР. Вожак произносит несколько географических названий и пытается их найти на карте. Звено с увлечением ему помогает. Может быть, это его ловкий педагогический прием? Увы, нет. Найдя что нужно, он или она раскрывает учебник 2 р. (то, чем мы пользуемся ведь именно учебник) и поминутно заглядывает в текст.
- А ты это без книжки сказать можешь?
Снова оживление.
  А вот пример невымышленный - лагерь Восточного района САО - 1970 г. Никаких наглядных пособий кроме вышеупомянутых учебников 2-го и 3-го разрядов нет. Разбившись на звенья, лагерь, в определенное для этого время, проходит теорию. Ни один руководитель не принес с собой никаких наглядных пособий. Потом, в частном разговоре, в тоне обвинения мне было сказано: "Это ты коллекционер, а мы не коллекционеры!".
  - Коллекционером можешь ты не быть, но иметь наглядные пособия обязан.
  Я бы давал без волокиты звание "инс." и зеленый галстук всем, кто ведет строевую работу, но прежде чем давать кому-либо "ски.", следовало бы посмотреть скаутскую библиотечку кандидата и его запасы наглядных пособий. Наглядные пособия и есть та коллекция, которую должны иметь и вожаки и руководители.
  В учебнике 2 р. есть точное указание, что должно быть в походной аптечке. Подобный же список-минимум должен быть выработан и в вопросе наглядных пособий.
  Вожакам и руководителям, если они намерены на сборах или в лагерях вести занятия по тем или иным пунктам программы, должны быть поставлены определенные требования. Если саперное дело нельзя проходить без инструментов, то и прохождение родиноведения и истории разведчества без наглядных пособий хороших результатов не даст.
  Все мы это хорошо знаем из методики, но и преподавание методики без наглядных пособий превращается в халтуру.
  Конечно, поздно начинать собирать наглядные пособия отправляясь на или готовясь к экзамену на руководительское звание. Наглядные пособия, без которых не может обойтись ни вожак, ни руководитель, надо собирать всем разведчикам н разведчицам при подготовке к 3-му и 2-му разрядам. Надо ребят приучать собирать коллекции и поощрять их. Мне кажется, что было бы справедливо при сдаче разрядов и экзаменов на курсах дать лишний пункт тем, кто продемонстрирует свои коллекции.
  Коллекции могут быть разнообразными. Не редкость и ценность предметов, а их прикладное значение в качестве наглядного пособия должно браться в расчет при оценке, а также и знания о собранных в коллекциях материалах.
  Я уже как-то предлагал ввести для всех категорий членов ОРЮР специальности "коллекционер" с упором, конечно, на темы относящиеся к программам разрядов. Собирание открыток, конечно, должно поощряться больше всего. Открытки по своему формату крупнее и потому лучше передают рисунок, чем марки, к тому же в лагерных условиях их проще хранить. Открытки следует собирать как иллюстрации к программам по родиноведению (это минимум), но собирание русских художников тоже следует всячески поощрять.
  Марки имеют свою привлекательность. Филателия самое популярное хобби в мире и демонстрация коллекции марок не может не привлечь всеобщего внимания.
  Хорошей темой мог бы быть мировой скаутизм на марках.
  СССР выпустил целый ряд серий марок (недорогих) на темы географии и истории России.
  Марки разведческой почты могут быть прекрасной иллюстрацией истории ОРЮР.
  Монеты и бумажные деньги могут быть тоже наглядным материалом для прохождения русской истории.
  Собрание скаутских значков всех стран мира - красивая и интересная коллекция. Лучшую коллекцию в ОРЮР имеет скм. Женя Бобров, начальник дружины "Нижний Новгород" в Лос-Анжелосе.
  Периодические и непериодические издания НОРС-ОРЮР, коллекция фотографий, подобранных как наглядное пособие для прохождения истории разведчества - все это интересные коллекции, которые можно использовать и при прохождении разрядов и для выставок.
  Малочисленность коллекций и коллекционеров в ОРЮР служит причиной малочисленности выставок, устраиваемых как для внутренней, так и для внешней пропаганды.
  Коллекции надо готовить заранее! Уже сегодня!
  Р. П о л ч а н и н о в

Скм. В.В.Розенберг

ОЦЕНКА ЗВЕНОВЫХ СОСТЯЗАНИЙ

Начиная с 1956 года в дружине "Нижний Новгород" ежегодно происходят состязания на звание лучшего звена в дружине. За истекшие 16 лет это звание в 10 случаях завоевало одно из мужских звеньев, а в 6 случаях победителем выходило одно из женских звеньев.
  ПРОГРАММА ЗВЕНОВЫХ СОСТЯЗАНИЙ 1972 ГОДА В ДРУЖИНЕ "НИЖНИЙ НОВГОРОД".
  1.- Поход-состязание. Поход по дорожным знакам с различными препятствиями и заданиями.
  2.- Родиноведение. В этом году "География России и ее животный мир".
  3.- Сдача разрядов. Специальности будут засчитываться только в том случае, если у звеньев будет одинаковое число пунктов. 1-ый разряд - 8 пунктов, 2-й разряд - 4 пункта, 3-й разряд - 2 пункта.
  СОСТЯЗАНИЯ СО СРЕДНЕЙ ОЦЕНКОЙ
  1.- Сигнализация флажками.
  2.- Сигнализация свистком.
  В каждой сигнализации даетсятекст из 36 букв.
  От звена 4 человека - 2 на отправительном посту и 2 на приемном.
  3.- Разведческие шифры. 12 писем.
  4.- Первая помощь. 12 вопросов, три перевязки, носилки.
  5.- Неизвестное состязание. До начала состязания неизвестно из чего оно будет состоять.
  6.- Ручной труд. Украшение звеновых уголков.
  7.- Дневник звена. Оценка в конце года.
  СОСТЯЗАНИЯ С НИЗКОЙ ОЦЕНКОЙ.
  1.- Игра Кима. 24 предмета. Время для наблюдения - одна минута. Время на ответ - 10 минут. Играют все, но в каждом звене засчитываются четыре лучших результата.
  2.- Веревочная лестница. 12 ступенек, 50 футов веревки. От звена команда из трех человек. Каждое звено вяжет два раза и
  засчитывается лучший результат.
  3.- Стрельба из лука. Разведчицы получают вперед 15%, т.е. к выбитому ими числу пунктов добавляется 15%. От звена два человека. Их результаты складываются.
  4.- Спорт. Бег на 60 метров, прыжки в высоту и прыжки в длину. От звена два человека и их результаты складываются. Разведчицы получают вперед 15%. Это значит, что разведчики бегут 60 метров, а разведчицы 51 метр. В прыжках, если разведчицы прыгнули в высоту 1м.20см., то им засчитывается 1 м. 38 см. То же самое относится и к прыжкам в длину.
  5.- Форма. На все состязания разведчики и разведчики должны являться в формах. Если кто-либо явился без формы, то звено получает минус. В конце года подсчитывается сколько минусов получило каждое звено.
  Примечания.
  При сигнализации решает точность передачи и приема. Время принимается во внимание только в тех случаях, если два или несколько звеньев имеют одинаковый результат - без ошибок или одинаковое число ошибок.
  При выполнении "веревочной лестницы" предусмотрено штрафное время: за каждый неверный узел - 10 секунд. За каждую косую ступеньку -5 секунд. Штрафное время добавляется к показанному результату.


Ю. С е м е н ц о в

РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  РОДИНОВЕДЕНИЕ.

Я хочу предложить устроить специальную дискуссию на тему о преподавании русского языка и родиноведения в лагерях.
  Я считаю, что родители ожидают сейчас от русских лагерей преподавания и того, и другого в какой-то форме.
  Кроме того, учитывая, что зимняя работа, к сожалению, хромает, а также в лагерь обычно попадают дети, которые вообще не принадлежали к Организации и которых мы надеемся привлечь, мы не можем вести работу как, например, ее ведут американские скауты.
  Хорошо это или плохо, но и родители и даже дети (хотя и с некоторым сопротивлением) рассматривают лагерь не только как лагерь, но и как школу. Очень большая проблема заключается в том, что дети, ходящие в субботние школы, отличаются от тех, которые в эти школы не ходят. Вероятно, нам надо будет серьезно подумать над этим вопросом.



Скм. Р. П о л ч а н и н о в.

ПЕРЕСМОТР ПРОГРАММ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ВОЛЧАТ И БЕЛОЧЕК.

Предпринятый сейчас скм. Олей Астромовой пересмотр преград испытаний для волчат и белочек, требует сейчас, по-моему, большого и глубокого пересмотра. Волчата 1972-го года -это не те волчата, для которых составлялись существующие ныне программы.
  Во-первых, следовало бы пересмотреть возраст приема в волчата/белочки. Правильно ли считать волчатами/белочками детей от 7 до 12 лет? Теперь дети поступают в школу не в 7, а в 6 лет. Почему бы нам не охватить работой 1-й класс, а не ждать год, пока дети не перейдут во 2-й класс и дорастут до произвольно установленного возраста?
  Конечно, волч./бел. шестилетки не должны допускаться к испытанию на "одноглазку" через 3 месяца, но я бы, лично, не позволял и семилетним сдавать "одноглазку" после трех месяцев пребывания в стае. Может быть, дети семилетнего возраста могут осилить всю программу за 3 месяца усиленной подготовки, но зачем их усиленно подготавливать, а потом не знать, что делать с ними дальше.
  Другое дело, если волч./белочке 10 лет, и он или она не может, не сдав "одноглазки", сдавать "двуглазку" и "таежного" волчонка/белочку. Тут нужен другой подход, и это надо ясно оговорить в программе.
  Я бы предложил следующие условия сдачи "одноглазки":
  а/. К сдаче "одноглазки" допускаются в/б не моложе 8 лет, участвовавшие не менее чем на 12 сборах и говорящие по-русски. Если в шестерке дети разных возрастов, то к экзамену допускаются все, равняясь по возрасту большинства. б/, "Нежнолапка", вступивший в шестерку, в которой все уже имеют "одноглазку", может (но не должен) сдавать экзамен в ускоренном порядке.
  При нормальной сдаче (а) экзамена, часть экзамена сдается в торжественной обстановке, именно как экзамен, но другая часть сдается предварительно в обстановке игр и состязаний на сборах или в колониях. Я нарочно употребляю слово "колония", так как я считаю, что брать волчат в лагеря не следует, а нужно для волч./белочек устраивать особые колонии. Поэтому программу надо делить на две части - на ту, которая сдается предварительно, и на ту, которая сдается в порядке формального экзамена.
  К сдаче "двуглазки" я бы допускал не раньше, чем 9 лет и с той же оговоркой, изложенной под (а). При этом я бы уточнил, что из двух специальностей хоть одна должна быть "цикловой", а другая может быть "индивидуальной".
  К сдаче на "таежного" в/б я бы допускал не раньше 11 лет с оговоркой, изложенной под (а). После сдачи этого последнего волчатского экзамена, в/б больше нечего делать в шестерке стае и их надо (вернее всю шестерку) переводить в разведчики-разведчицы.
  Сдача "таежного" в/б, по-моему, не обязательна и можно переводить в р-ки/цы сдавших только "двуглазку", но подходящих по возрасту. Причем я бы принимал в р-ки/цы 11-летних.
  Великое испытание храбрости - очень хорошая вещь, но, конечно, не обязательная для всех в/б.
  Что касается религии и родиноведения в в/б программах, то они должны соответствовать требованиям церковно-приходских школ для данных возрастов.
  Для тех, кто посещает эти школы весь экзамен был бы формальностью, что и должно быть прямо сказано волчатам и белочкам. Думаю, что это будет способствовать лучшему посещению и более прилежному учению в наших церковных школах. Для тех, кто не посещает приходских школ, увы, это должно быть настоящим экзаменом, а не игрой. Если родители, почему-либо, не могут отправить своих детей в приходские школы, то они должны взять на себя труд обучения детей дома, придерживаясь наших и школьных программ, чтобы их дети в религиозном и национальном отношении не отставали от своих сверстников. Конечно, мы не можем включить в наши программы для в/б слишком много пунктов по религии и родиноведению, но, безусловно, должны расширить то, что у нас было раньше.
  Все это, конечно, только мои мысли высказанные в порядке дискуссии.


Тина Рышко

ИГРА В КАРТЫ:

Ж и в о т н о е, п т и ц а, р ы б а.
  Для того, чтобы белочки знали русские названия животных, я придумала следующую игру:
  В универмагах продаются детские карты. Среди них я нашла карты с картинками животных и птиц. Они так и называются - "Анимал, бёрд, фиш кард гейм" - марки "Эд-ю-кардс" и стоят они 29 центов. Лучше иметь две колоды и их смешать.
  Речь идет о "пятицентовых" магазинах в США. Редакция.
Мы играем так: садимся все в круг и кладем всю колоду посередине, картинками вниз. Считалкой устанавливаем кто начнет игру, т.н. все хотят начинать. Начинающая игру белочка берет сверху одну карту, смотрит на нее сама и показывает всем остальным, при этом она должна сказать как называется это животное, рыба или птица по-русски. Если она не может вспомнить, то мы медленно считаем до трех. Если она и после этого не знает, то я говорю название, а белочка кладет карту обратно под колоду. Если белочка правильно скажет название, то она оставляет карту у себя. Когда карты из колоды разойдутся, все считают сколько у них карт. У кого больше всего карт, та белочка и выиграла, и она начинает следующую игру.
  Перед тем как начинать игру с белочками, руководительнице придется заглянуть в словарь, чтобы самой знать все названия по-русски. Хорошо также, если она во время игры расскажет интересные особенности некоторых зверей, птиц и рыб.
  Начиная в первый раз игру с белочками, сначала нужно показать им все карты и сказать как, что называется по-русски. Они, конечно, сразу всего не запомнят, но так как некоторыеназвания они уже знают (слон, белочка, лиса, медведь), то можно сразу начинать игру, подсказывая им названия, которых они не знают и не заставляя их первые три игры класть в колоду карты, названий которых они не знают.
  Мои белочки очень любят эту игру, стараются заполнить все названия, но так же быстро их и забывают. Поэтому мы играем в эти карты почти на каждом сборе, и некоторые белочки все еще не знают всех названий.
  Карты можно сделать или вырезать из толстой бумаги и приклеить на них картинки животных цветов, деревьев, рыб, насекомых, грибов.
  При теперешнем плохом знании русского языка, эта игра могла бы быть полезной и для разведчиц - разведчиков.
  В 59-м номере "Опыта" много места посвящено работе с волчатами и... все это совершенно не относится к работе с белочками! Прямо хоть пиши отдельный справочник! И психология и интересы волчат и белочек совершенно разные.
  Ни игра в "Маугли", ни "казаки и разбойники", ни удаль молодецкая белочек не интересуют, и поэтому я не играю с ними в цикловые игры, которые я и сама не понимаю.
  В следующем письме напишу о том, как мы проводим сборы и во что играем.
  Тина Рышко.

ЦИКЛОВАЯ ИГРА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "С Л А В Я Н К А "

Этот цикл предназначается для лагеря. Далеко не все эпизоды можно разыграть в городе. Нужен простор. Но, конечно, кое-что можно употребить в городе.
  Подготовка к игре.
  Приготовить "машину времени", т.е. особые ворота, проходя через которые белочки молодеют на тысячу лет и получают славянскиа имена как: Яна, Рогнеда, Любава, Василиса, Марика, Елена, Избрана, Млада, Даница, Злата, Цвета, Анея, Ильмена, Мирена, Милица, Привета, Оснельда, Людмила, Светлана. На воротах с входной стороны написан текущий год, а на внутренней стороне - "800 год".
  Построить "городище", в котором держать всю "славянскую" утварь, оружие, товары для торговли с греками. "Машина времени" может стоять у входа в городище или быть входом в него.
  Приготовить изображение Перуна или просто рисунок, который потом прикрепить к какому-нибудь красивому пню. Перед Перуном славянки совершают свои пляски. Перуна можно поставить в городище.
  Построить курган, в котором будут зарыты доспехи славянского воина: седло, лук, нож красивая чаша и т.п.
  Приготовить луки для охоты, а также животных из картона, в которых будут стрелять славянки. Разрисовать животных. Сделать это еще в городе, до лагеря.
  Приготовить товары для торговли с греками:
  разрисовать шнуры животных из фетра, купить меду, воску. Приготовить также ткани, вина, специи, которые славяне получали в замен от греков.
  Ручной труд.
  Луки, стрелы, топоры (в расщепленную толстую палку вставить плоский камень и привязать его лозой), колчаны (можно сделать из норы или картона), пращи (в расщепленную палку вставить камень и метать его в цель).
  Венки на голову. Желательно плести из злаков или сухих трав, чтобы они не завяли.
  Модели сруба и землянки, в которых жили славяне. Из пластилина сделать посуду. Плести циновки, корзины, низать бусы. Делать игрушки из шишек, коры, ягод.
  Игры.
  Охота или стрельба из лука в картонных животных. Засчитывать пункты в зависимости от размеров или ценности животного: заяц, лисица, фазан, куропатка, ласка, куница, медведь, зубр.
  Метание или попадание в цель. Упражнение в ловкости, столь необходимой для славянского быта.
  "Что славяне делали". Водящий должен угадать, что делают остальные. Те показывают, как славяне ловили рыбу, сшивали шнуры, разводили огонь. Если водящий угадал, он громко кричит: "Разводите огонь!". Если он отгадал, все остальные должны бежать. Тот, кого он поймает, становится водящим.
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  Рассказать о том, как славяне пришли из-за Карпат и решили поселиться в лесах (около рек) будущей Руси. Рассказать об их быте. Как они выглядели, где жили, как одевались, чем питались. Они были высокими, сильными, со светлыми рыжеватыми волосами. Были славяне выносливы и неприхотливы. На войне пользовались хитростями. Были очень гостеприимны. Отказать гостю в ночлеге и не накормить его было позором. Славяне хорошо обращались с рабами и часто отпускали их на волю. Смертной казни у них не было. Славяне беспрекословно подчинялись своим старшинам. Слабостью их было несогласие: они все держались противоположных мнений и никто не уступал другому.
  Жизнь их была трудной, так как им все приходилось делать самим. Питались они мясом, рыбой, ягодами, лесными фруктами, орехами, медом. Позже славяне научились сеять хлеб, разводить скот. Приходилось им делать большие запасы пищи на зиму. Одевались сначала в шкуры животных, потом научились делать ткани (гораздо позже). Жили славяне в землянках и позже в хатах-срубах. Разные опасности заставляли славян объединяться в поселения, которые они укрепляли, строя вокруг них ограды из заостренных бревен. Славяне делились на племена. Обычаи были различны у разных племен.
  Так, например, древляне "умыкали" невест, а поляне меняли или покупали за определенный выкуп или "вено". Племя состояло из родов. Род состоял из большого количества семей родственных друг другу и живших вместе. Род управлялся родовым старшиной, который имел большую власть в своем роде. Старшины собирались на совет - "вече", где решали дела всего племени. Славяне не понимали сил природы и, боясь их, поклонялись им. Главным божеством было солнце, дающее жизнь. Его называли Дажь-богом. Отцом Дажь-бога было небо - Сварог. Бог ветра - Стрибог. Перун - бог грома и молнии. Велес был богом, подающим благосостояние. Верили славяне также в существование таинственных хозяев своих жилищ - домовых, хозяев леса - леших, воды - водяных. Славяне верили в бессмертие души и в загробную жизнь и поэтому высоко чтили память умерших предков. Праздники, посвященные воспоминаниям об умерших предках, назывались тризнами. Особыми праздниками славяне отмечали смены времен года. Они приветствовали "поворот солнца на лето", сжигая соломенное чучело зимы, встречали, радуясь, весну на "красной горке". Отмечали праздник "Купалы" - проводы леса. У славян не было ни храмов ни жрецов. На открытых местах они ставили грубых идолов и приносили им жертвы - еду. Славяне, защищаясь от кочевников, приходивших из степей, строили городища, в которых отсиживались от врагов. Расселяясь по рекам, славяне завязали торговлю с черноморским и каспийским рынками. С развитием торгового движения стали возникать большие города как Киев, Смоленск, Полоцк, Новгород. Охрана товаров в складах и на пути требовала вооруженной силы. Так образовались военные дружины, во главе которых стояли князья.
  ЭПИЗОДЫ
  1. Поклонение идолу. Приношение жертвы в виде цветов и фруктов. Можно устроить состязание по шестеркам - кто больше соберет и красивее устроит свое приношение, тот будет торжественно "приносить свою жертву". После приношения даров славянки надевают венки на голову и начинают пляски перед идолом. Все становятся в круг, наклоняют головы над скрещенными на груди руками и начинают медленно раскачиваться в такт напеваемой без слов песни. Потом медленно опускают руки, берутся за руки и начинают медленно двигаться по кругу большими шагами (плавными). Ускоряют шаг почти до бега, затем начинают замедлять все больше и больше, начинают приседать и, наконец, падают ниц перед идолом.
  2. Охота на медведя всей стаей. Сначала надо найти берлогу, а потом поймать и самого медведя (переодетую разведчицу). Точно указать правила охоты, чтобы не поранить "медведя". Но пользоваться палками, а пятнать или окружить. О близости медведя можно судить по встреченному медвежонку (плюшевому, сидящему на дереве).
  3. Путешествие вниз по Днепру к грекам. Желательно ехать на лодках или плотах по мелкому месту. Взять с собой все накопленные в городище товары. При встрече старшие из "греков" и славян берутся за руки и, стоя лицом друг к другу, говорят: "Да будет торг наш миролюбив и честен". Греки уходят со своими товарами раньше и ждут в условленном месте.
  4. Умыкание невесты. Стая делится на два рода, живущих отдельно; один род отправляет сватов к другому роду выбрать и увести невесту. Сваты не знают, какие славянки невесты, и должны опознать их по какому-нибудь общему признаку:
  кольцо на пальце, букет в руках, бусы, отличающие невест от других членов рода. На месте сваты решают какую невесту выкрасть, подают ей знак и пытаются убежать с ней. Весь род препятствует этому. Если невесту удалось увести, то устраивается свадебное шествие и пир. Если невесту нельзя было увести, старшины рода требуют "вено". Можно повторить эпизод, чередую умыкание невесты.
  5. Нападение печенегов на городище. Печенегов отбивают и берут в плен несколько человек. Вскоре обменивают их на своих пленных. Печенеги нападают с криком и визгом. У них намотано что-нибудь на голове и намалеваны усы, спадающие вниз. Защищая городище, славянки не выходят за его пределы, а защищаются, бросая мешки из пластмассы, наполненные водой или поливая нападающих тонкой струей воды из мягких бутылок, сделанных из пластмассы. Не должно быть драк между славянками и печенегами, т.к. это опасно - дети входят в большой азарт. Взятие в плен нужно "подстроить" и хорошо за всем наблюдать, чтобы несколько человек не набрасывалось на одного.
  6. Встреча с водяным или лешим (в зависимости от возможностей). Славянки идут искать клад, по дороге встречают лешего или водяного, который их пугает и мешает им найти клад.
  7. Нападение хазар пли половцев. Они нападают с визгом и в большом количестве. У них вымазаны краской лица, замотаны головы. В руках у них ногайки - они, как полагается кочевникам, якобы на конях. Они медленно приближаются издалека - должны быть видны и страшны издалека, но они ничего, кроме того, что разрывают курган, не делают. Славянки не знают их замысла и защищают только городище.
  8. Славянки отправляются на ярмарку в Киев. По дороге на них нападает Соловей-разбойник (он страшно свистит в лесу) и уносит одну белочку (нетрусливую). Ее нужно спасти, но никто не знает как. Выручает Илья Муромец, убивающий Соловья-разбойника.
  9. Поиски страшного чудовища - Змея Тугарина, который беспокоит славян. Он издает странные звуки и крадет людей. Его нужно искать по заранее приготовленным следам. Найти его в логове в виде чучела, которое потом торжественно сжигается или сбрасывается в воду.
  10. Весенние празднества славян. Прыганье через костер, пускание венков по воде, сжигание соломенного чучела, символа зимы. Пир с блинами или оладьями.
  1971 г.
"Б е р е з к а"

"С Л А В Я Н И Н"

Цикловая игра в лагере.
  Первая неделя. Первое знакомство стаи с жизнью древних славян.
  Постройка "машины времени" - так называлась маленькая, обтянутая со всех сторон брезентом будка, которую мы построили между волчатским лагерем и лесом. Она обладала волшебным свойством, про которое знали только волчата. Тот, кто проходил через "машину времени", переносился на 1300 лет назад, получал славянское имя, жил жизнью славян.
  Постройка двух городищ. Младшие волчата и белочки превратились в полян. Старшие волчата -древляне. Они жили в замаскированных берлогах в лесу или устраивались на ветках.
  Изделие оружия - луков и стрел. С этим пунктом можно связать много игр. Мы устроили состязание на право ношения лука (Состязания у нас состояли из коротких эстафет, бегов, игр). Потом играли в охоту: на деревья вешались разные птицы и звери из картона (белки, сычи). Задачей волчат было попасть в них из лука. Эта игра становится интересной, когда волчата уже хорошо стреляют. Можно договориться с заведующим хозяйством, что волчата будут приносить ему свою "добычу" и за это получать что-нибудь в обмен.
  Знакомство с лесной природой. Славяне учились находить себе пропитание в лесу (ягоды, грибы, орехи). Знакомились с целебными травами и особенно с красивыми растениями. Одновременно можно составлять гербарий.
  Вторая неделя. Нападение печенегов на древлян и полян (волчатам начинает надоедать спокойная жизнь в городищах).
  Прогулка волчат на пароходе по Дунаю. Во время прогулки мы рассказали про то, как славяне разъезжали по рекам и вели торговлю, рассказали про ловлю рыбы. По дороге обратно в лагерь волчата нашли следы печенегов, заранее подготовленные руководителями.
  По возвращении в лагерь - подготовка к нападению. Игры по подкрадыванию, наблюдательности, зрению, слуху. Поиски следов печенегов около лагеря. Заодно можно познакомить ребят со следами некоторых зверей.
  Укрепление городища (высокие стены из веток, запас шишек для защиты, вышка, ворота и т.д.). В это время происходили короткие стычки с печенегами (печенеги - звено разведчиков. Мы договорились с одним из разведчиков, что он сдастся в плен и поможет волчатам строить крепость. Потом он убежал, в то время как руководитель отвлекал внимание волчат).
  Большая битва с печенегами. Печенеги разрушили почти всю крепость, но к концу битвы славяне, все-таки, победили. Часть печенегов сдалась в плен, остальные убежали. Потом велись переговоры о мире и выкупе пленных.
Праздник победы у полян и древлян. Во время празднества устраивались игры и состязания. Кроме этого, древляне пекли хлеб на костре, угощали черникой, земляникой, малиной.
  Устройство коптилки. Под коптилкой должен был постоянно поддерживаться огонь. В ней можно было коптить куски сала, хлеба и т.п., чтобы иметь запасы на случай новой осады городища. Идея коптилен оказалась очень удачной. Хотя в построенной нами коптилке трудно было что-либо скоптить, волчата любили сидеть вокруг нее, когда у них не было другого дела.
  Третья неделя. Под конец лагеря нужно было как можно красочнее развить жизнь в городищах, чтобы у волчат остались хорошие воспоминания о лагере. Игра в славян закончилась большим испытанием храбрости.
  Базар в городищах (этот пункт программы нам не удалось полностью провести в лагере. Каждая ватага должна была подготовить разные товары для базара: бусы из шиповника, посуду из глины, лодочки из коры, гербарий). Кроме того, предполагался маскарад. Каждый волчонок должен был переодеться так, чтобы его не узнали. За лучший костюм и за лучший товар выдавать призы.
  Создание дружины. После нападения печенегов было решено создать дружину для защиты. Снаряжение дружины состояло из шлемов (см. спец. "Дружинник" скм. И.Шмитова), кольчуг и сабель. Сабли покупались готовые из пластмассы. Было проведено состязание на право поступить в дружину. При малейшем проступке волчат исключали из дружины на определенный срок, чтобы показать, что быть дружинником - честь.
  Большое испытание храбрости. Игра в славян закончилась походом дружины (в полном снаряжении) против лесного чудовища, которое в последнее время тревожило местных жителей. Чудовище (один из старших, переодетый до неузнаваемости), издает страшные крики. Дружина должна была идти по следам чудовища, после чего была с ним битва. После победы дружинники праздновали торжественное возвращение в лагерь.
  С к и. О. П о з д е е в а

НОВОВВЕДЕНИЯ   У АМЕРИКАНСКИХ СКАУТОВ

Американские скауты постепенно "модернизируются" - галстуки носить не обязательно, береты вместо пилоток, брюки нового покроя и вместо названия "бой-скауты" будут просто "скауты". Кроме того, руководительницы волчат могут носить "мини-юбки" и "хот пэнтс".
pp0603.jpg
  Дорогие Братья и Сестры Руководители!
  По примеру прошлых лет, помещаем пополненный индекс, по категориям, всех статей, напечатанных когда-либо в "Опыте".
  Так как многие статьи не утратили своей ценности и до сих пор, многим из вас, не имеющим старых номеров "Опыта", было бы полезно с ними ознакомиться и использовать в вашей руководительской работе.
  Нам было предложено или переиздать старые номера "Опыта" или собрать все статьи по категориям и издать их в виде отдельных сборников. Однако, такой способ снабжения немногих молодых руководителей материалами из старых номеров "Опыта" нам кажется неэкономным.
  Вместе этого, мы помещаем в этом номере полный индекс статей, имеющихся в "Опыте" от № 1 до № 60.
  Мы предлагаем всем, кого интересует какая-либо статья, запросить ее или в редакции или у начальника Главной Квартиры и получить ее в виде отдельной копии (по себестоимости копирования и пересылки).
  Заказы и денежные переводы следует направлять по одному из следующих адресов:
pp0604.jpg