Журнал скаутских руководителей "Опыт" №55

pp055.htm     Журнал "ОПЫТ" № 55  (1966г.)

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ОРЮР-ОВЦЫ!

Поздравляю всех вас, почти по всему миру рассеянных, но надеюсь не расторгнутых, с праздником Рождества Христова и с Новым Годом. Желаю вам, братья и сестры, в первую очередь, здоровья, которое позволило бы устроить ваши жизни так,
  чтобы они не прошли даром. Мы должны исполнять в жизни три наших разведческих, простых и ясных, но очень больших и трудных, закона - служить Богу, Родине и ближним. Приступая вновь к исполнению обязанностей старшего скаутмастера, хотелось бы мне поговорить со всеми вами, руководителями и старшими членами нашей большой разведческой семьи, на тему уже давно меня волнующую. Мне кажется, нам надо сообща подумать над ней, и найти ответы, позволяющие сделать соответственные выводы. Знаю, каждый из нас, так или иначе, задумывался над вопросом о своем отношении к ОРЮР-у. Ведь этой организации мы отдаем свои чувства, мысли, силы и время, и, казалось бы, что она должна целиком заполнить ту часть нашей жизни, которая остается в нашем личном распоряжении. Естественно, что все мы заняты, служим, работаем, учимся и выполняем, как и другие люди, всяческие обязанности. Но, друзья, занимает ли ОРЮР в нашей жизни то место, которое мы могли бы отвести ему? Отдаем ли мы нашей организации, в которую мы добровольно включились, достаточно сил и времени? Насколько сильно ощущаем мы свою к ней принадлежность? Готовы ли мы служить ей, а через нее и русским ребятам сейчас, здесь, в эмиграции, а в будущем - я крепко в это верю - и "там", на Родине, многим миллионам русских ребят?
  Подчас мне кажется, что только немногие из нас обладают этим чувством полной слиянности с нашей организацией. За три с лишним года, когда я был старостой руководящего круга, председателем Совета и старшим руководителем, мне пришлось встретиться с немалым числом горестных и досадных явлений, свидетельствующих о потере чувства неразрывной связанности, принадлежности к нашей большой семье. Мы живем в мире, где эгоизм доведен до пределов. Люди живут только для себя, для своих личных выгод, удовольствий, благополучия, тщеславия и гордыни - в мире язычества, разрушающем государства, общество, семьи, церкви. Ведь из тысячи русских, живущих в том или ином месте, прихожанами православных храмов являются, обычно, только лишь сотня, другая. Мы живем в мире, в котором вообще не считается нужным чему-либо служить, исполнять какие-либо обязанности, чем бы то ни было стеснять себя.
  Плохо и в нашей разведческой семье. Отходят старшие, возникает немало трудностей с младшими, нарушается связь с руководителями /часто месяцами нет ответов на деловые письма/. Не всегда поступают сведения о работе с мест; произвольные действия руководителей нередко дублируют работу. Замечается
  нежелание соучаствовать в начинаниях необходимых для общего дела, делиться своими успехами или неудачами. Ведь рассказав о той или иной неудаче, можно предостеречь друзей, а сообщив об успехе какого-либо начинания можно подсказать друзьям удачные мысли. Приходится иногда наталкиваться и на хозяйственную и денежную безответственность и беспорядок.
  Не поддаемся ли и мы болезням современного общества? Не заражается ли окружающими? И если это так, то что надо нам, друзья, делать, чтобы предотвратить опасность нарушения нашей работы, и единствами целостности всей организации?
  Не следует ли нам энергичнее и внимательнее повсеместно противостоять упомянутым выше недостаткам, и, начиная с самих себя, уделить организации больше времени и сил? Не пора ли нам еще раз накрепко запомнить, что мы единая семья, связанная общими целями, прошлым, настоящим и будущим, что мы призваны следовать вере в то, что поднято на наших разведческих знаменах, и что нам дано вести за собой молодежь!
  Сокол.

ЧИТАЙТЕ "О П Ы Т"!      РАСПРОСТРАНЯЙТЕ "О П Ы Т " !
ПИШИТЕ В "О П Ы Т " !

  
ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 
БОРЬБА ЗА РУССКИЙ ЯЗЫК

Говоря о воспитании в национальном духе, нельзя не упомянуть о необходимости знания русского языка.
  Время изменяет вкусы, моду. Было время, когда необходимо было знать латинский язык. Был когда-то модным французский. Но все это уже пережито. Сегодня, на мировой арене доминируют два гиганта: Россия и Америка. И западный мир проявил вдруг интерес к русскому языку. С одной стороны заставила его политическая необходимость, с другой - русская наука, которая шагнула так далеко вперед, что, желая знать научные новинки, необходимо иметь переводы статей из первоисточников.
  Вот почему в школах сегодня вводится русский язык. При Брисбанском университете /Австралия/, кончающие среднюю школу, по желанию, держат экзамены по русскому языку. Отрадно отметить тот факт, что бывшие разведчики и разведчицы взяли русский язык, как предмет на аттестат зрелости.
  Когда у иностранцев начинает проявляться интерес к нашему языку, то стыдно нам, русским, его не знать.
  Иностранцы с трудом одолевают новый для них язык. Русские же дети имеют возможность овладеть им, не тратя на это ни времени, ни особых усилий, потому что в семьях наших говорят еще по-русски.

  ПРИЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ:
  При некоторых церквах, в больших городах, мы имеем воскресные школы. Долг каждого родителя посылать туда детей. Нам же, руководителям, необходимо им содействовать. Во многих школах наши руководители уже преподают историю и русский язык. Это дает возможность познакомиться с детьми и с родителями. Контакт с родителями благоприятно отражается на работе в отряде.
  Но никакая школа не даст полного познания языка, если ребята не будут разговаривать на своем языке дома. И тут лежит полная ответственность на родителях: привить ребятам навык разговаривать по-русски.
  РОЛЬ РУССКОЙ ПЕСНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:
  В скаутских лагеря, в "официальное" время, безусловно, царит русская речь. Но, увы, как только молодежь остается одна, она переходит сразу на английский. Не редко встречаются в лагерях портативные радиоприемники. Понятно, все свободное время ребята торчат у радиоприемников.
  Что делать?
  В одном из лагерем свободное время посвящалось ознакомлению с русской музыкой. Был патефон и русские пластинки. А вечером ребята пели у костра разученные по пластинкам песни, для этого не надо обладать особой музыкальностью. Труднее, конечно, когда руководитель не может петь. Но всегда же найдется запевала.
  Попадаются музыкальные ребята. Например, был отряд разведчиц в Гамбурге; большинство девочек пело в церковном хоре. Не удивительно, что каждый сбор, каждый костер, был "концертным выступлением". Мы делаем большое упущение, не используя такие певучие отряды. Напеть разведческие и народные песни на ленту не такая уж сложная техника. Надо только найти предприимчивого человека, чтобы осуществить это дело,
  Разве нельзя, оформив художественно наши основные песни, напеть их на пластинку? Сотни три таких пластинок разойдутся в нашей организации.
  Русская песня! Широкий, буйный ее напев, или заунывная глубокая тоска, разве она не захватит юные сердца?
  Молодежь живет сегодняшним днем. А сегодня царит "модерная" музыка. У молодежи есть любимые исполнители этой музыки. Необходимо и нам, наряду со старым репертуаром, иметь новые песни. Пусть даже на современный мотив. На популярную мелодию можно придумать свои слова. Ребята непременно перехватят русский текст. Тогда не нужны будут в лагерях радиоприемники.
  Есть же у нас музыкальные люди. Составляются слова лагерных журавлей. Почему бы не попытаться создать новые песни? Не надо бояться искать новых путей, новых способов борьбы за чистоту русского языка. И, безусловно, русская песня сыграет в этом не малую роль...

  ЖУРНАЛ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ:
  Почти полвека существует русское зарубежье. Издаются политические журналы, газеты. Зарубежные писатели продолжают писать книги, строчить статьи, не замечая того, что с каждым годом все меньше становится читателей. А это потому, что в течение полувека ни церковь, ни общественные группировки, никто, не подумал о создании настоящего журнала для молодежи. Есть издательства, есть художники, писатели, есть молодежь. Нет только журнала.
  Были попытки на коммерческих началах, но не было настоящей любви к этому делу. Были скаутские журнальчики. Но они никогда не имели ни материальной ни моральной поддержки. А ведь каким сильным оружием борьбы за русское слово может быть журнал.
  Большинство нашей молодежи не читает по-русски, поэтому и неохотно берет в руки журналы. А русская книга не под силу. Нет навыка к чтению. Не хватает знаний русского языка.
  Навык к чтению надо развивать постепенно. Для этого необходимо предложить что-то интересное. И что лучше может быть журнала? Журнала молодежного, отражающего ее интересы.
  Представьте себе на страницах журнала увлекательный рассказ о Родине, о богатствах русских просторов. Соответствующие иллюстрации пополнят воображение юного читателя. А русское искусство? Мастера русской кисти? Имеются открытки-репродукции картин русских художников. В каждом номере журнала ввести страничку о русском искусстве.
  Много говорилось о религиозном воспитании. И это тоже должно отразиться в журнале. Религиозная статейка с иллюстрациями будет воспринята скорее, чем любой урок по Закону Божию.
  Офсет даст возможность произвести точные рисунки... Подумай, какую помощь может оказать такой журнал вожаку. И что для этого надо? - Маленькое усилие с твоей стороны. Объяви в твоей дружине коллекцию иллюстраций, вырезок из журналов. Поощряй всякие писательские начинания, привлекай ребят к сотрудничеству. Читай с ними на сборах журнал.
  В этой статье я не затрагиваю технической стороны издательства. Подчеркиваю только, что при всеобщем усилии журнал можно сделать интересным.

  ОРГАНИЗОВАННАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ
  Свою разведческую молодежь мы привыкли представлять себе в форме. Форма обязывает, подтягивает... Тогда слово "молодежь" звучит гордо, обещающе. Когда же этому самому коллективу мы дадим определение "подростки", оденем их в узкие, обтягивающие брючки, взлохматим длинногривую шевелюру, да прибавим к этому современную кошачью музыку, современный танец, то "молодежь" вызовет тогда удручающее впечатление.
  А ведь такая и есть повседневная молодежь! Поэтому насколько глубже следует вникнуть в смысл воспитания. И здесь, без участия родителей, мы беспомощны... В наших рядах - учащаяся молодежь. Книжные сведения им надоели в школе. Необходимо дать ей  развлечения.
  В Бризбане /Австралия/ создан кружок учащейся молодежи. Раз в месяц устраиваются вечеринки, танцы и товарищеские игры. Цель простая - оградить молодежь от плохого влияния улицы, от танцевальных клубов...
  Получилась дружная семья. Молодежь сама устраивает именины, чашки чая, пикники. Родители создали комитет старшин. Члены комитета дежурят по очереди. Практика показала, что присутствие дежурных родителей необходимо для устранения попыток вторжения в зал "рабочей" старшей молодежи...
  На вечеринках поощряются игры, где требуется разговорная речь, викторины, вопросники, точки, пятиминутные выступления на призы.
  Родители, оказав помощь, завоевали доверие ребят. В результате - обоюдное удовлетворение: молодежь получила увеселение, а родители, отпуская своих детей, спокойны за их судьбу...
  Таким путем разрозненная молодежь получила организационные рамки.
  Тихий Дрозд.


ВОЛЧАТА И БЕЛОЧКИ 

 ЦИКЛОВАЯ ИГРА В "ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ"

Ниже печатаемое вступительное слово скм.Е.Е.Поздеева и изложение общей схемы цикловой игры скм.М.И.Парфенова были записаны на пленку на общем собрании руководителей летних лагерей Европейского Отдела, в июле, 1966 г.
  Ред.
  Ж У К:
  Мне кажется, что успех этой игры зависит от того, знает ли каждый из руководителей находящихся в лагере, во что играют волчата, и какой смысл имеют все отдельные мероприятия: то, что здесь происходит, во что волчата одеваются, какие песни они поют...
  Нужно, чтобы каждый из нас разбирался во всем процессе, потому что иначе мы сами можем невольно разрушить тот миф, ту легенду, которая составляет основу игры. Так вот, для того, чтобы вы потом могли прослушать этот материал /а, может быть даже использовать его для скаутского журнала/, мы будем записывать этот разговор на пленку.
  Д Я Т Е Л:
  Я хотел бы с вами поделиться моими мыслями насчет общего плана этой цикловой игры.
  Общая идея игры в этом году такая: волчата здесь уже не волчата, а участники экспедиции открывателей новых земель, русских землепроходцев, которые обосновались на берегу Тихого океана и основали там маленький город, названный ими Охотск. По сути дела, вся игра проходит как экспедиция для освоения этого района Дальнего Востока, т.е. исследования района севернее Охотска - Камчатки, затем района, который выходит к Ледовитому океану Чукотского полуострова и области к югу от Сахалина и вплоть до Амура. Наши землепроходцы, в частности, попадут даже в Манчжурию, когда поедут в дальний поход.
  Основой игры является построение возле форта Охотск брига, на котором волчата будут дальше совершать свои путешествия и, в частности, для того, чтобы потом, в один прекрасный день, открыть Курильские острова, побывать там, встретиться с курильцами.
  Но, кроме постройки корабля, дальнейшего его оснащения, и учений на корабле, участники экспедиции должны от времени до времени иметь контакт с местными жителями и сталкиваться, и сталкиваться с их бытом. Это значит - превращаться в коряков, чукчей, курильцев или даже в маньчжуров, хотя маньчжуров будут, в основном, представлять разведчики, потому что попадать в Маньчжурию значит попадать в разведческий лагерь.
  В этом, в общих чертах, состоит наша цикловая игра. Теперь более конкретно: естественно, что когда ребята играют в моряков, которые учатся плавать на бриге, они становятся моряками. Надо им дать соответствующее ощущение того, что они моряки, т.е. надо будет им сшить бескозырки с ленточками. Корабль будем строить исторический, который был в русском флоте, и который сделал много открытий. Это - "св. Гавриил".
  Затем волчата и белочки, на какой-то период игры становятся охотниками. Обычно русские землепроходцы живут тем, что добывают, потому что никаких особых запасов не имеют. Поэтому ребята должны себе изготовить оружие, и в период, когда у них нет учений на корабле и, когда они не находятся в походе, они занимаются в местных лесах добыванием зверя, т.е. охотой. Мы в этом году хотим сделать уже не луки, потому что из них стрелять оказалось для ребят такого возраста трудноватым, а самострелы, из которых легче целиться. Вторая задача - приготовить, как в прошлом лагере, чучела зверей для охоты. Я за то, чтобы их приготовить больше. Надо, скажем, 18 соболей, три глухаря, четыре рябчика, чтобы каждому охотнику досталось основательное количество, чтобы он привез, показал папаше и мамаше, сколько он за время жительства в Охотске настрелял. Здесь вопрос только в добыче картона. Контуры нарисовать и вырезать - это дело довольно легкое.
  Строить бриг стая будет первую неделю. Затем часть времени будет уделяться учению на бриге, а часть охоте, и какое-то время будет проходить вне цикловой игры, т.е. когда руководитель ребятам скажет: вот теперь вы становитесь волчатами и белочками, давайте учить одноглазку и двуглазку.
  Детально программу мы еще выработаем, а сейчас я хочу поделиться с вами тем, как я себе представляю постройку брига.
  Я привез с собой порядочную пачку старых газет. Бриг строится сравнительно просто. Нужно себе представить, как бы выглядел бриг не воде. Он бы погрузился на две трети в воду, а одна его треть торчала бы на поверхности. У нашего корабля будет видна только та часть, которая обычно над водой, а совсем не надо, чтобы он стоял как высоченный корабль на суше. Нужно очертить площадь, какой она полагается по форме брига, потом забить колья высотой примерно в полтора метра. Это высота борта. Затем набиваются продольные планки или тонкие ветки, и получается каркас брига. Теперь приходит время класть газету. Газеты склеиваются в 5-6 слоев клейстером, который здесь очень легко достать, так как он употребляется для клейки обоев. Таким образом, получаются плотные листы, как плиты. Достаточно потом прибить эти плиты на остов гвоздями. Когда все будет закрыто плитами, надо купить большое ведро краски, но не масляной, чтобы ребята могли не только красить, но и отмыться. Красить они будут охотно, и пусть раскрашивают бриг в самые попугайные цвета, - зеленые, синие линии... Чем пестрей, тем лучше. Когда все будет закрашено, никаких газет не будет видно - клейкая краска очень плотно ложится. - И получится хороший, красивый корпус корабля. Затем нужно поставить две мачты. Мачты высотою примерно в 4-5 метров вкапываются крепко в землю, чтобы плотно стояли.
  Еще на земле плотно приделываются перекладины, первые для того, чтобы ребята могли лазать по ним, значит примерно до высоты в два метра. Выше может быть еще одна перекладина - для красоты. Нужно считаться с тем, что для волчонка три метра уже много - то, что для нас метров 15. Доступная высота должна быть два, два с половиной метра.
  Теперь нужно нам достать еще две простыни, чтобы была возможность поднимать паруса, и чтобы ветерком их надувало. Затем на корме брига построить выше борта платформу, которая со всех сторон закрывается как каюта.
  Еще одна деталь: на корабле должно быть минимум две пушки. Для пушек оставляются люки, из которых можно их выдвигать, и идеально было бы достать хлопушки, чтобы каждый день можно было устраивать учение, выкатывать пушки и - бах! Пушки строятся очень легко: надо найти два велосипедных обода, это будут колеса. Лафет сделать - это пару пустяков, а само дуло - еще проще: надо купить два куска линолеума, свернуть их и покрасить в хороший бронзовый цвет. Это будет выглядеть как настоящая пушка. Когда туда еще положить хлопушку, да поджечь, чтобы она выпалила, будет впечатление хорошей пушки. Идеально было бы ввести команды по выстрелу: пушка стреляет и тогда ребята идут на обед, и т.п.
  Бриг строят в начале лагеря. Это работа приятная, занимательная, потому что ребятам интересно клеить, колотить, красить. Затем, чтобы корабль им не надоедал, учения на корабле должны продолжаться максимум час в день. Наш большой луг позволяет создать иллюзию, что корабль стоит не возле берега, а на рейде. Поэтому ребята пешком к кораблю подходить не могут, поскольку он стоит уже в море. Они должны делать вид, что садятся в шлюпку. Ну и, пожалуйста, по лугу они будут грести до корабля. Подъехали, там следует приделать лесенку вроде трапа, при помощи которой они влезают на корабль. Потом сидят на корабле, проходят учение. Когда нужно спускаться снова с корабля, они тем же манером возвращаются на "берег". Мы даже думали, что когда им надоест эта процедура, то можно им разрешить добираться "вплавь".
  Вот, практически, одна из деталей цикловой игры: устройство корабля, учение, поднятие парусов. Каждый день на корабле можно еще поднимать флаг, затем можно еще придумать сигнальные флажки. Размеры корабля должны быть такие, чтобы ребята могли все влезть в него спокойно и загорать на солнышке... так что будет он примерно метров 10 длиною и метра 3-4 шириною.
  Второе, кроме корабля, чем ребята постоянно, каждый день, должны заниматься, это общение с окружающими. Они будут сталкиваться с ними на охоте; один раз, скажем, встретятся с коряками. Двое из них станут коряками; будут тоже где-то охотиться и в лесу устроят нападение. Нужно будет найти в книгах конкретные, аутентические ситуации для этих эпизодов.
  В известной степени я хочу использовать для игры одну книгу. Это книга Башилова: "Моря и земли неведомые". Она дает много бытовых деталей. Там, по-моему, очень хорошо описано, как члены экспедиции встречаются с таинственным племенем коряков. Другая деталь, когда они уже будут открывать Курилы - встреча с курильцами. Эта книга может быть использована для рассказов и можно из нее просто читать, для того, чтобы ребята перенеслись своей фантазией в те края.
  Лагерная обстановка позволяет нам вырыть хижину типа курильских. Это может быть яма, покрытая сверху жердями или слоем земли или веток. Затем, другая мысль - основать селение чукчей, чтобы ребята сами его устроили, а потом в игре на него натыкались.
  Каждую неделю будут походы в разведческий лагерь, чтобы стая могла провести время в лагере у общего костра, и участвовать в Богослужениях. Походы в лагерь будут походами дальними, в Маньчжурию. И для того, чтобы это было не просто так, что вот пошли себе по знакомой дорожке - это скучно, дорога должна быть дальняя, лесами.
  В Маньчжурии происходит столкновение. Ребят наших берут в плен, приводят пленными в лагерь. Первый вечер они проводят как пленники, сидят под охраной у костра, и видят, как проходит костер чужого народа. А затем их сажают в палатку, на солому, все еще как пленников, под охраной. Утром кто-то из местных приоткрывает им палатку и говорит: стража заснула - бегите! На рассвете они удирают из плена, а, возвратившись к себе, они могут отоспаться. Так проходит первое пребывание волчат в лагере старших.
  Второй раз они приходят уже как торговцы. Их принимают как гостей, иначе, чем в первый раз. Они уже как бы равные, как гости участвуют на костре, и проводят в Манчжурии целый день. Желательно, чтобы такие походы были с ночевкой в лагере разведчиков. Волчат и белочек наверно можно как-нибудь распределить, дать им, как гостям, одну из палаток, и соответственно за ними поухаживать, показать им лагерь. Разведчикам нужно просто объяснить, что вот появятся такие басурманы, которых нужно принять. На прием уйдет не больше 20-ти минут.
  Последний приход на третьей неделе лагеря, нужно будет обставить торжественно. Мы с вами еще придумаем конкретную ситуацию. - Значит, всего три больших похода в лагерь разведчиков. А если будут у нас богослужения чаще, то волчата могут прийти просто по дорожке. Тогда можно не вводить никаких элементов игры.
  Я очень заинтересован в том, чтобы построить пушки; тогда можно будет в поход ходить с пушками. И еще: походники могут начать стрельбу. Достаточно одного звена разведчиков, чтобы устроить короткий бой, с переменным успехом. Если один раз послать разведчиков, они тоже охотно сыграют.
  Это основные моменты, которыми я хотел сейчас с вами поделиться. Поскольку такого рода цикловые игры кое для кого новы, я повторю некоторые принципы, которых желательно придерживаться.
  Руководитель, который проводит цикловую игру, должен хорошо подготовить ребят. Это значит - передать им атмосферу, в которой происходят разыгрываемые исторические события, и переключить их фантазию на обстановку, в которой будет протекать их "новая жизнь". Конечно, надо предварительно им рассказать, что вот, пришло из Адмиралтейства, из Петербурга письмо. Нам указание: завтра или послезавтра разведать в таком-то направлении совсем дикую и непокорную землю, куда ходило уже 4 казачьих экспедиции. Все они там погибли. Все были перебиты. Вот теперь на нас ложится такая задача. Хватит нас или не хватит для этого? Испугают нас предстоящие трудности и опасности или не испугают?
  Вот таким языком надо говорить с ребятами. И дальше нужно рассказать, что, мол, нечего скрывать, по донесению сотника такого-то, коряки хорошие стрелки, коварные, прячутся хорошо, всегда с ними бывают всякие неожиданности. Ухо надо держать востро. Но когда группа идет хорошая, сплоченная, не спит, то они с этим считаются и уходят. Так что, берем на себя задачу или надо писать в Петербург, что мы, мол, отказываемся? Ну и, конечно, ребята скажут: берем на себя! Тогда и идти. Вот у нас такой-то маршрут, выступаем завтра; надо подготовиться, взять с собой пистолеты, самострелы и что-нибудь такое. Все снаряжение нужно проверить, а потом выступать.
  Так руководитель должен подготовить волчат к игре. Фантазия у ребят горячая, очень быстро загорается, но ее нужно все-таки зажечь. Я приведу пример из одного зимнего лагеря: когда пришла "телеграмма", что Порт-Артур пал, то волчата ходили и говорили:
  "Дятел, Ты знаешь, пришла телеграмма, что Порт-Артур пал".
  А во-вторых, важно, конечно, в меру возможностей, не стесняться бутафории. Вот в одном из лагерей мы для наших казаков изготовили папахи. Достали старый кусок американского одеяла, картонку и красную жатую бумагу, и вот получались папахи. Два дня работы, а ребята хранят их второй год. На сей раз мы сделаем бескозырки. Нам нужен для этого картон, еще самая дешевая скрепалка, белая жатая бумага и синие ленты. На ленте надо будет сделать надпись - "Св.Гавриил" - золотой бронзовой краской, и на ее хвостиках можно нарисовать якоря. Получится хорошая бескозырка:
  белый верх и синяя лента с хвостиками. Будут волчата ходить, красоваться. Некоторым мы сделаем еще шапки, чтобы они почувствовали себя коряками и немного отличались от других. Шапки тоже из бумаги.
  Вот такая бутафория для ребят играет большую роль. В этот раз не требуется ни кольчуг, ни шлемов. Русские землепроходцы ходили в зипунах подвязанные поясом, за который можно засунуть нож и, в лучшем случае пистолет, и, конечно, топор.
  Теперь еще о нескольких деталях. Если на бриге между мачтами протянуть веревку, на которой экспедиция сушит рыбу для дальних походов, это создаст известную романтику. Ребята могут собирать ягоды и грибы, а также заготовлять "дичь", которую приносят с охоты. Кроме этого нужно обставить и жилища землепроходцев так, чтобы они чувствовали, что это их острог, где они живут.
  Вот что, в общих чертах, предвидено для нашей волчатской колонии на наступающие три недели.
  Дятел.


В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕД

"СЛЕДОПЫТ" - "ЯЗЫК ТАЙГИ"   Нижеследующие выдержки из книги "Рассказы Байкова", думаю, лишний раз подтвердят, что наша разведческая практика, до какой-то степени, напоминает то, о чем пишет автор.
  Н.А.Байков, русский путешественник и охотник в Манчжурии, умер в 1958 г. в Брисбене, в Австралии. Жаль, что он не приводит подробностей о "языке тайги", но это понятно, т.к. он сам пишет, что знаков у таежников больше сотни, что перечислить их нет возможности и, что для этого нужно было бы написать отдельную книгу. Но наши разведческие дорожные знаки могут положить начало чему-то подобному, если бы мы захотели придумать еще новые. Может быть, кто-либо из ребят захочет заняться этим? Было бы очень интересно составить свой "таежный язык" и использовать его в лагере.
  Пусть попробует кто-нибудь, проявить инициативу и поделиться своими идеями с другими через "ОПЫТ".
  Сокол.
  I. "С Л Е Д О П Ы Т"
  Изучение следов старо как мир. Оно ведет свое начало с отдаленных времен, когда на земле господствовал хищный зверь. Человек, отстаивая свою жизнь в борьбе с ним, изощрял свой ум в изыскании средств и способов одоления этого могучего и беспощадного врага.
  Единственным помощником человека в борьбе был прирученный волк, т.е. собака, которая своим тонким чутьем или обонянием дополняла недостатки человека и способствовала тому, чтобы он вышел в этой борьбе победителем.
  Таким образом, современное человечество очень многим обязано собаке. Не даром в древнейшей книге всех времен и народов, под названием "Зендавеста", сказано, что "умом собаки держится мир"! Человек и собака дополняют друг друга во многих случаях и поэтому могут считаться самими верными товарищами.
  Никакое другое животное на земном шаре не пользуется сейчас такой привязанностью и любовью со стороны человека, какие издавна заслужила себе собака, и никто не может подтвердить это с такой уверенностью как охотник или крестьянин.
  Знаменитый Кювье говорит, что собака - это самое замечательное, совершенное и полезное приобретение, какое, когда-либо сделал человек.
  В деле распознавания следов собака, без сомнения, приносит огромную пользу своим совершенным обонянием, помогая не только охотнику, но и на розыскной полицейской службе, в военном и санитарном деле, а также в скотоводстве. О значении собаки в жизни кочевых народов полярных стран мы говорить не будем, так как это общеизвестно.
  Следопытство или умение распознавать следы важно не только на охоте, но и во многих других случаях человеческой деятельности, для охотника же изучение этой науки даже существенно необходимо. Не умея распознавать следы, охотник действует вслепую, несмотря на помощь и содействие собаки; ведь собака руководствуется только чутьем, в то время как от охотника требуется, чтобы он координировал свои действия, сопоставляя свои личные, зрительные и другие впечатления, с поведением собаки.
  Природа - это прекрасная, мудрая книга, которую надо изучать внимательно. Только для того она будет открытой и понятной, кто не поленится прочесть каждую ее страницу.
  Где бы в природе не находился человек, он всюду может увидеть следы пребывания различных животных, на основании которых можно узнать о нравах, привычках и биологических особенностях животного миро этой области.
  Охотник должен быть особенно наблюдательным и уделять внимание всему, что происходит и творится вокруг него. Ничто не должно ускользать от его зоркого глаза; одним взглядом он должен уловить то, что в данный Момент самое важное; но это не значит, что мелочи могут остаться незамеченными.
  Такая особенность человеческой наблюдательности и изощренность внешних впечатлений дается, конечно, только многолетним опытом и практикой; есть, однако, люди, одаренные от природы этими качествами, и они быстро и легко усваивают эту науку и становятся настоящими "следопытами".
  Каждый охотник должен быть в большей или меньшей степени следопытом, как и каждый человек вообще, должен быть наблюдательным и всегда готовым; иначе он не будет иметь успеха в жизни и в борьбе за существование. В юношеском возрасте мы все увлекались героями романов Купера и Майн Рида, которые поражали наше воображение не только своими выдающимися нравственными и духовными качествами, но, главным образом, своей острой наблюдательностью и прекрасным умением распознавать следы. Все эти герои - "Кожаные Чулки" и "Следопыты" - взяты из действительной жизни. Они существуют и в наши прозаические дни в тех странах, где сохранились еще дикие, первобытные леса, беспредельные степи и пустынные скалистые горы, где борьба за существование носит еще первобытный характер.
  С умением различать следы тесно связана еще способность "ориентирования", без которой человек может заблудиться, как говорят, "между трех сосен"!
  Существует много способов ориентирования, т.е. верного определения сторон света без компаса. Перечислять здесь мы их не будем, но надо отметить, что есть люди, обладающие большими способностями в этом деле.
  Я знал таежников, безошибочно определявших в незнакомой тайге верное направление пути, без всяких видимых признаков, только на основании какого-то шестого чувства. Эта способность у человека врожденная, она не дается даже многолетней практикой. Неумение ориентироваться погубило немало людей в лесах и пустынях, а в переносном смысле и в "море житейском". В жизни, как в лесу или в море, человек совершенно теряется, если не может найти верного направления и обречен на "блуждание" и гибель.
  Под названием "следы" но надо разуметь только голые отпечатки ног животного или человека; это понятие имеет более широкое значение и является совокупностью всех оставшихся на поверхности земли, в воде, на снегу, на растительности, на камнях и в воздухе признаков пребывания живых существ. Кроме отпечатков ног и лап следом можно назвать: примятую траву, сломанную ветку, перевернутый камушек, ободранную кору, сбитые капли росы, клочок шерсти или перо, взбаламученную воду, экскременты, капли крови или слюни и множество других признаков.
  Заметить все эти следы не так трудно, но, главное, надо в них разобраться, сопоставляя факты и делая безошибочные выводы в кратчайшие срок.
  Следы изучаются тоже полицией при уголовном розыске, но там они исследуются с точки зрения криминалистики и психологии.
  Все это имеет другую цель - расследование преступлений и поимку преступника.
  Изучение следов зверей и птиц способствует познанию природы. Оно открывает человеку сокровенные тайны органического мира и заставляет его внимательно относиться ко всему окружающему, не упуская малейших признаков нарушения общей гармонии. Это сближение с природой делает человека умнее, сердечнее и серьезнее и, самое главное, развивает его самосознание. Изучая и анализируя факты, он невольно анализирует и себя и окружающих его людей, что облегчает ему познать самого себя и своего ближнего. Это благотворное влияние природы сказывается на тех, кто к ней стоит близко.
  II. "Я3ЫК ТАЙГИ"
  Тайга - слово татарское. Так в Сибири называют первобытный лес, покрывающий обширные площади в сотни и даже тысячи километров. Название это перешло в наш уссурийский край из Манчжурии. Там тайгой называют сплошные девственные леса обоих Хинганов, а также роскошные, напоминающие джунгли тропиков, горные леса Восточной Манчжурии.
  Тайга - это особый мир, где "царит зверь, а не человек; где нет места людям слабым духом и телом, где человек поставленный в примитивные условия существования, должен напрягать и совершенствовать все свои природные данные, чтобы не погибнуть в борьбе за существование.
  Тайга - это стихия полная жизни, где совершаются бесконечные биологические процессы, возникают и погибают различные формы; где смерть сменяет жизнь и жизнь зарождается в смерти, на основании вечных мировых законов, установленных волею Творца вселенной.
  В таежном мире выработался особый кодекс неписаных законов, опирающихся на своеобразные обычаи, ведущие свое происхождение с древнейших времен, когда человечество не знало еще общественной жизни, и социальный строй его находился на самой низкой ступени развития. Этот "Закон Тайги" дает право на жизнь сильнейшему, отметая все слабое.
  Кроме законов, тайга выработала и свой особый язык, называемые жителями лесов Восточной Манчжурии "Шу-Хуа", что означает "Лесной язык". Происхождение его надо искать в глубине веков, когда первобытный человек, не зная письменности, выражал свои мысли в виде простых, несложных знаков и изображений на окружающих его предметах. Этот способ, без сомнения, является началом письменности; он сохранился до сих пор в диких первобытных лесах, в горах и пустынях, где жизнь человека всецело зависит от окружающей его природы.
  В маньчжурской тайге, лесным языком часто пользуются при переходах с одного места на другое, для указания направления, для предостережения и т.п., словом, когда это становится необходимым для человека, а также ради других заинтересованных лиц. В большей или меньшей степени язык этот известен всем таежникам. Его условные знаки выработаны по определенному шаблону, практическим путем, на основании известных традиций. Количество знаков этого языка сравнительно велико и, вероятно, достигает нескольких сот. Все эти знаки по их значению можно разделить на две группы: I. знаки общего значения и 2. знаки специального значения.
  Первые известны всем обитателям тайги и употребляются всеми, вторые - только лишь отдельными группами, занимающимися каким-либо определенным делом. Таким образом, в каждой профессии люди кроме общих знаков применяют еще свои особые знаки, имеющие специальное значение. Так, кроме общих, звероловы употребляют свои знаки, рыболовы - свои, искатели женьшеня /целебная кора/ - свои, хунхузы /лесные разбойники-китайцы/ - свои, дровосеки свои, и т.д.
  По существу все условные знаки можно разделить на следующие виды: I. затесы на деревьях; 2. заломы ветвей; 3. завязки ветвей;
  4. срезы ветвей; 5. зарубки на стволах и ветвях; 6. лоскутки одежды на ветвях; 7. знаки на древесной коре; 8. особая укладка камней, и т.п. Самые распространенные виды знаков здесь перечислены.
  Язык тайги, характерно выражающий психологию лесных обитателей, заслуживает всестороннего изучения, не только с точки зрения практической жизни, но и с точки зрения чисто научной, как древнейший письменный язык человечества. Знание этого языка, необходимо каждому углубляющемуся в лесные дебри, так как без него он будет чувствовать себя беспомощным, тогда как ознакомление с ним может в известной степени гарантировать безопасность. Я знаю несколько примеров гибели русских охотников, не знавших языка тайги: одни из них попали в зверовые ямы /Лу-да-вей/ и там погибли, другие были убиты настороженными заряженными стволами, оставленными на звериной тропе. Если бы они были знакомы с условными знаками - "Шу-Хуа", то успели бы своевременно свернуть с тропы, прочитав условное и понятное каждому таежнику предупреждение.
  Необычайно тяжелые, условия жизни в тайге, сопряженные с опасностями, угрожающими здесь на каждом шагу, выработали особый тип лесного обитателя, соединяющий в себе культуру человека и чувства, и инстинкты окружающего животного мира. Этот тип человека гармонирует с лесной стихией и соответствует тем требованиям, которые предъявляет сама жизнь в первобытных условиях. Хитрость лисицы, выносливость тигра, чутье собаки, глаз сокола, ухо зайца - вот характерные качества старого лесного бродяги, приобретенные и усовершенствованные в тайге. Передвигаясь по тайге, он весь превращается в зрение и слух, ничто не ускользает от его внимания. Он всегда "начеку", всегда готов к борьбе. Связанный неразрывно с лесом и его обитателями, таежник изобрел общий условный язык знаков, мудрый "язык тайги".

. ДВУХДНЕВНАЯ  ИГРА  "П А Р Т И З А Н Ы"

В летнем лагере Е.О. 1965-го года удалось провести большую игру для разведчиков и разведчиц, о котором я хотел бы сейчас рассказать.
  Игра заключалась в следующем: во время войны 1812-го года в районе деревушки Иваново, поставил свой лагерь отряд французских войск /пункт "Б" на карте/. Иваново было беспрепятственно занято оккупантами, но точное расположение соседнего села /Васильки/ им было неизвестно, и поэтому французы решили на него напасть только на следующий день. А пока они принялись за укрепление своего лагеря.
  Тем временем им донесли, что партизанский отряд, находившийся в пункте "А", направляется к Василькам, чтобы принести помощь жителям и получить провиант.
  Французы посылают вслед за отрядом разведчиков, чтобы определить где Васильки и узнать, где партизаны разобьют срой лагерь /Г/.
Ночью партизаны, совместно с крестьянами из Васильков, нападают на лагерь французов, место которого им было приблизительно указано.
Утром, на второй день игры, происходит атака Васильков /В/ французами; село защищают его жители и партизаны.
После обеда, когда французы возвращаются в свой лагерь, партизаны нападают на них, устроив засаду у пункта "Д".
В нашем лагере французами были два звена разведчиков, крестьянами - два звена разведчиц, а партизанами - одно звено
разведчиков.
Для того чтобы взять в плен во время ночной атаки, надо было завязать косынкой плоский узел на левой ноге противника, а в другие моменты игры - содрать косынку с левого рукава.
  Каждая группа игроков получила карту, подобную нижеследующей /смотри рисунок/.
  Местность, где проводили игру, была покрыта густым смешанным лесом. Только центральная деревня Иваново /Швабинг/ находилась среди полей.
  Игра прошла, в общих чертах, неплохо. Этому способствовало, в основном, два факта:
  - постоянное присутствие руководителей в районе действий; причем, для связи, у них было два мотоцикла;
  - подготовка ребят, в течение лагеря, к отдельным моментам игры /ориентировка в лесу, подкрадывание и т.п./; в какой-то мере, игра представляла из себя совокупность нескольких ранее проведенных игр.

pp0551.jpg


И Г Р Ы

1."ТРИ ФЛАЖКА"
  Для игры нужно: найти место в лесу, где на расстоянии 300-400 метров один от другого можно поставить три лагеря в виде треугольника, приготовить три флажка; выбрать способ пятнания.
  Разведчики делятся на три группы. Во главе каждой из них становится руководитель. Он отводит свою группу на предназначенное ей место и остается там в качестве судьи. Разведчики, не зная, где находятся противные два лагеря, должны их найти и унести флажки. При этом они должны сохранить свой собственный флажок. Выигрывает та группа, которой первой удалось принести все три флажка четвертому руководителю, находящемуся в известном для всех пункте.
  2. "КРИЧИ ПОСИЛЬНЕЕ"
  Ребята делятся на три группы и выстраиваются в три параллельные шеренги на расстояние 10 метров одна от другой. Первая и третья шеренги стоят лицом к лицу. Разведчики второй шеренги могут поворачиваться в ту или другую сторону. Первая шеренга должна передеть третьей фразу длиной примерно в десять слов. Ребята второй шеренги должны помешать этой передаче своими криками. Если после нескольких минут третей шеренги не удалось уловить текст передачи, вторая шеренга выигрывает и становится на место первой. Если же передача удалась, третья группа, в свою очередь, передает фразу первой, и т.д.
  Рекомендуется проводить эту игру, когда ребята в возбужденном настроении.
pp0552.jpg
  3. ПОЛЕВАЯ ИГРА
  Для этой игры нужно иметь два флажка. Разведчики делятся на две группы, которые становятся вдоль одной черты. Расстояние между группами примерно в пять метров. Перед каждой группой, на расстоянии 50 метров, вбит флажок.
  Один разведчик из группы "А" выбегает в сторону флажка противника, чтобы унести его в свой лагерь. Разведчики группы "Б" бросаются за ним в погоню, и если им удается его тронуть, он останавливается и должен стоять на месте. Тогда группа "Б" возвращается на свое место, и из нее один разведчик выбегает в сторону флажка группы "А". В свою очередь группа "А" бежит его ловить. Выбежавший разведчик должен не только стремиться унести флажок противника, но может также освободить из плена своих товарищей, притрагиваясь к ним рукой.
  Выигрывает тот лагерь, который первый принес флажок противника в свой лагерь.
pp0553.jpg
  4. ПОДКРАДЫВАНИЕ
  Заготовить десять полосок картона. На каждой из них написать слово из 5-6 букв, размером в 4 сантиметра каждая.
  Судья становится в лесу. Вокруг него по кругу радиусом в три метра расставляются картонные полоски. Разведчики подкрадываются. Они должны разобрать и запомнить как можно больше слов. Тот, кого судья узнал и назвал по имени, выходит из игры на 5 минут. После получаса руководитель собирает ребят. Выигрывает тот, кто запомнил наибольшее количество слов.
  5."ТЯЖЕЛАЯ ВОДА"
  Игра происходит в лесу, где протекает ручей или находится озеро или пруд. Предварительно нужно расчертить участок вдоль берега, который будет из себя представлять завод, вырабатывающий "тяжелую воду". Надо также заготовить определенное количество бутылок, продумать условия пятнания и заготовить соответствующий материал.
  Разведчики делятся на два равночисленных лагеря. Один защищает завод. Другой, база которого находится в 500 метрах от завода, нападает на него с целью наполнить бутылки водой /количество бутылок равняется 2/3 количества нападающих игроков/.
  Если защищающему завод удается поймать противника /при помощи пятнания/, он у него отнимает одну жизнь и выливает воду из бутылки, цели таковая уже наполнена. У каждого нападающего две жизни. Если у него отнимают первую жизнь, то он должен возвратиться в свой лагерь, прежде чем снова принимать участие в атаке.
  За каждую взятую жизнь считается 1 пункт, а за каждую наполненную бутылку - 3 пункта. Выигрывает группа, у которой наберется больше пунктов.
  Пример расчета: в группе "3" /защищающих/ 12 человек и в группе "Н" /нападающих/ - тоже 12. У группы "Н" 8 бутылок; если участникам удастся наполнить все бутылки, они получают 24 пункта. Если же, наоборот, группе "3" удастся отобрать все жизни у членов группы "Н", у них тоже будет максимальное количество пунктов, т. е. - 24 пункта.
pp0554.jpg

Г Р У Ш И Ц А

pp0555.jpg

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО МОРЗЕ

Ниже мы печатаем серию из пяти задач, составленных скм.Е.Бобровым с целью проверить знания разведчиков по Морзе. В задачах были допущены авторам некоторые ошибки, с целью проверить наблюдательность ребят.
Ред.

pp0556.jpg
  ИМЯ и ФАМИЛИЯ ДАТА
  ЗАДАЧА № 2
pp0557.jpg
pp0558.jpg
  ИМЯ и ФАМИЛИЯ ДАТА
  ЗАДАЧА № 3:
pp0559.jpg
pp05510.jpg
  ИМЯ и ФАМИЛИЯ ДАТА
  ЗАДАЧА № 4:
pp05511.jpg
pp05512.jpg
  ИМЯ и ФАМИЛИЯ ДАТА
  ЗАДАЧА № 5:
pp05513.jpg
  ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ - ПОКОРИТЕЛЬ СИБИРИ
 


ИМЯ и ФАМИЛИЯ ДАТА
  ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ ПО АЗБУКЕ МОРЗЕ ЗАДАЧА № 1:
  1. Давайте повторим азбуку Морзе.
  2. Подниматься вверх по разведческой лестнице - долг каждого разведчика.
  3. Интересует ли тебя разведческая практика?
  4. Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт.
  ЗАДАЧА № 2:
  1. Ребята изучают карту России.
  2. Разведчик друг животных и природы.
  3. Москва столица России.
  4. В лагерях ребята проходят практику.
  5. Новичок Вася сдал третий разряд.
  ЗАДАЧА № 3:
  1. Разведчики сегодня пошли в поход.
  2. Ока - приток Волги.
  3. В августе наша дружина устраивает летние лагеря.
  4. Девочки разучивают русские песни.
  5. Разведчики уселись вокруг костра.
  ЗАДАЧА № 4:
  1. Табличный Ким развивает память и наблюдательность.
  2. Севастополь - военный порт России.
  3. Петя сдал специальность пловца.
  4. Река Волга впадает в Каспийское море.
  ЗАДАЧА № 5:
  1. Разведчики и разведчица должны знать дорожные знаки.
  2. Ребята изучают следопытство.
  3. В разведческих состязаниях ребята стремятся занять первое место.
pp05515.jpg
  скм.Е.Бобров


  
МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ 
 ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ВОЖАТЫХ

Министерство просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ решили в этом году вопрос об открытии пионерских отделений в педагогических училищах и в пяти педагогических институтах. В первых - подготовка "старшего пионервожатого школы" в четырехлетний срок на уровне учителя начальных классов, во вторых - "методиста по пионерской и комсомольской работе" на уровне учителя средней школы с обучением в течение пяти лет.
  В ожидании первых выпусков будут проводиться десятимесячные курсы вожатых при средних школах /см. "Вожатый" № 9 и 10 за 1966 г./.
  Началом профессиональной подготовки пионерских работников надо считать 1962 год, когда при четырех педагогических институтах были созданы пионерские отделения. Первый выпуск состоялся в июле 1966 года в составе 50 человек /см. доклад С.П.Павлова на ХV съезде ВЛКСМ, "Вожатый",№ 6 - 1966 год/. В пионерской прессе мы нашли, что в костромском институте из 25 поступивших, 18 человек успешно закончили курс обучения /см. "Вожатый" № 10 - 1966 г./.
  В настоящее время в большинстве дружин старшие вожатые - выпускницы средних школ. Из 79 000 только 19 000 имеют высшее и незаконченное высшее образование. В числе последних находятся будущие учителя, которые, окончив педучилище проводят год или два с пионерской дружиной.
  Интересно отметить, что в Латвийской ССР республиканская школа старших пионервожатых существует с декабря 1944 года. В нее направляют на один год 75 комсомолок, только что окончивших десятилетку. В № 10 журнала "Вожатый" за 1966 год приводится программазанятий.
  Лось.

МЕЖДУ НАМИ

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бывает такое положение - открывать лагерь, а завхоза не найти. Руков не хватает - жаль их на такое дело, а витязи становятся завхозами, пожалуй, реже, чем окончившие "БКС". Выручают обыкновенно родители или взрослые друзья организации, жертвующие часто для этого своим отпуском. Честь им и хвала!
  И действительно, чего же можно желать лучшего? На посту лагерного эконома - опытная домашняя хозяйка. И в продуктах разбирается, и закупки необходимые сделает, а порой и дежурному звену на кухне поможет.
  Иногда, правда, не обойдется и без неожиданностей. Так, в один прекрасный день, к одному из наших лагерей стали ни с того ни с сего стекаться туземные жители, кто с банкой консервов, кто с пакетом макарон или килограммом сахара. А кто и подержанную одежду приносил. Бедный начлаг ничего не понимал. Что за чудеса?! Откуда они про наш лагерь знают? И, главное, почему вдруг "благодарное население" стало нас даром снабжать едой и одеждой?
  Оказалось, это труды нашей милейшей "мамаши-завхозницы". Выискивая самые выгодные цены и выторговывая наибольшие скидки на продукты, она всем твердила, что это для "бедных русских ребят", стоящих лагерем в лесу" и, в конце концов, убедила в этом всю округу. После лагеря узнали мы даже, что в местной газете появилась статья растроганного журналиста с призывом о помощи голодающим русским детям. Что называется, реклама для лагеря. Как бы не попалась эта статья в руки родителей ребят!
  Говорят, что у ребят меньше инициативы стало, чем в доброе старое время". Однако ж... Только собрались руки трубить побудку, как находят под мачтой запечатанное письмо! "Брат начальник лагеря! Сегодня день старших. Мы отправляемся в поход. Ищите нас по знакам". Написанное соответствовало действительности: все старшие разведчики и вожаки ушли из лагеря на день. Вечером явились с рапортом о благополучном окончании похода.
  Что оставалось делать руководителям: сделать взлет за самовольное отлучение из лагеря или приветствовать проявление инициативы?
  А месяц спустя встречаю разведчицу.
Что тебе больше всего понравилось в лагерной программе?
- День старших! - отвечает она без запинки.
  Архаромеринос.

"У ЗАДУМЧИВОГО ЛЕСА, НАД ЖУРЧАЩИМ РУЧЕЙКОМ..."

Подбирая заглавие к краткому описанию летнего лагеря дружины "Нижний Новгород" /Лос-Анжелос/, я не могла придумать более подходящего названия, чем это.
  Наш лагерь находился на восточных склонах горного хребта Сьерра-Невада. Там мы провели две недели - с 14 по 27 августа. Всего нас было 53 человека. Лагеря - "Урал" /мужской/ и "Остров Буян" /женский/ были расположены на вулканической почве, поросшей редкими деревьями, на берегу веселого ручейка. Следует заметить, что женский лагерь, действительно, находился на острове, окруженном вышеупомянутым ручейком, а так как название его было взято из русского фольклора, то и палатки решили назвать соответствующим образом: "Жар-птица", "Конек-горбунок", "Тугарин", и т.д.
  Окружение всегда влияет на живущих в нем. Эта биологическая истина относилась и к нашему лагерю. Возьмем, к примеру, высоту в 2.220 метров. На такой возвышенности дышится с трудом. Особенно это было заметно в течение первых дней, когда мы еще не успели привыкнуть и когда нам особенно много приходилось работать по устройству лагеря. Ребята быстро "скисали", многих все время клонило ко сну, болела голова, но все же приходилось спешить с работами. Главные работы по лагерю были закончены в течение первых трех дней, потом остались только второстепенные, которые мы делали уже не спеша. За первые три дня были поставлены все палатки. Разведчики и разведчицы успели смастерить себе койки, поставили мачты, ворота, а в "Урале" построили вместо ворот замечательную башню с помостом, с которого дежурный обозревал всю окружающую местность.
  Другое обстоятельство, влиявшее на нашу жизнь в лагере - это редкая растительность. В связи с условиями почвы деревья не растут близко одно от другого: это нам мешало проводить лесные игры. Какая тут игра, когда нападающего видно за 50 метров, а сухая почва, усыпанная хрустящей хвоей, трещит под ногами так, что если даже нападающего не видно, то, во всяком случае, слышно.
  В Америке, в государственных лесах, места для лагеря назначаются лесничим, который и является местным представителем власти. Лесничий встретил наших квартирьеров весьма недружелюбно и сразу заявил:
  "Рубить деревья нельзя. Если я найду хоть одну срубленную ветку с листьями на ней - вы будете оштрафованы!"
  Можно было пользоваться только валежником, но в американских лесах, где готовят только на газе и электричестве, этого валежника такая масса и такое разнообразие, что мы мастерили из него мосты, умывалки, заборы, а за хворостом не приходилось уходить далеко - он валялся повсюду. Нет, этот запрет не был страшным, смутила нас больше всего неприкосновенная вода. В нашем ручейке нельзя было мыться, и нельзя было его загрязнять, т.е. даже нельзя было ходить по воде.
  "Чтобы в воде не было ни капли мыла!" - рявкнул лесничий. И нам пришлось черпать воду тазиками, мыться, выливать грязную воду под куст, опять черпать, мыться, выливать, снова набирать свежую воду, стирать выливать, и так - до требуемой чистоты. Редкий лес, в котором был поставлен наш лагерь переходит ниже, у подножья гор, в самую настоящую пустыню. Поэтому в лагере было страшно сухо; и пыль покрывала все, палатки, вещи и нас самих. Вот почему мы мылись и стирали так часто, а канитель с тазиками задерживала все дело. Но... привыкли и к этому, главное, привыкли к ледяной воде ручья, в которой по утрам до боли коченели руки. На второй неделе лагеря обнаружили речку, в которую впадали горячие источники. Вода в речке была приятно теплая, а местами такая горячая, что в нее невозможно было войти. Речка была далеко от дороги, и лесничий нам ничего про нее не сказал, да и ехать до нее автомобилем надо было минут 25. Так в этой речке мы и стали мыться, да еще с мылом... Такой роскоши не бывает в каждом лагере.
  До этого мы ездили купаться через день на озеро. У самого берега вода была не такой ледяной, и можно было просидеть в ней целых 10 минут.
  В здешних лесах часто бывают пожары. Трава, если и есть, то быстро вытаптывается или выгорает. Так что костры разжигать можно только в обозначенном месте. Такое место указал нам сам лесничий. Указал только одно, у мужского лагеря, а про женский забыл, хотя обещал и там предоставить место для костра. Правда, он поставил нам 5 столов со скамейками и 3 совершенно новых печки. Обещал сделать и мостики, но пока он раскачался, наши руководители сами построили мостики в самых стратегических переходах через ручьи.
  Дни проходили быстро и весело. Мы занимались спортом, устраивали состязания - по кипячению воды и сигнализации. В первом состязании звено "Волк" побило собственный рекорд.
  Совершались нас прогулки и походы. Поход девочек длился часов 8, включая остановки и передышки. Разведчицы прошли за это время 29 километров и посмотрели на местное чудо природы - огромные базальтовые кристаллы, образовавшиеся миллионы лет тому назад. Ледники обнажили эти кристаллы, которые до тех пор покоились в недрах земли. В данное время виден обрыв, состоящий из огромных серых колонн, которые напоминают собой колоссальный орган. Для того чтобы увидеть это чудо пришлось спуститься в ущелье. Здесь мы передохнули, закусили и напились воды... пить хотелось больше всего. Самое трудное было карабкаться наверх по рыхлой пемзе, чтобы посмотреть на базальтовые кристаллы сверху. Отсюда они выглядят как шестигранный кафель, которым выкладывают пол. Вернулись разведчицы в лагерь к ужину. Конечно, все устали за день, а ноги и спины продолжали болеть еще несколько дней.
  В тот же день совершили поход и разведчики. Они прошли 26 километров за 6 часов. Шли они "на глаз" - увидели каменистый хребет и взобрались на него, что было весьма трудно, так как вулканические камни остры, режут ноги и легко выскальзывают из-под ног. Но все же кряж был покорен, а сверху ребята увидели ряд кратеров, тоже вулканического происхождения и решили идти к ним. Забрались на самый высокий край одного из кратеров, а трое старших даже спустились в один из них, и выкупались в грязноватой, но прохладной воде.
  Затем смотреть на те же кратеры ходили волчата и белочки, и хотя они в них не купались, но на самый высокий край забрались. Конечно, их подвезли на машине к самим кратерам, а там они уже отмахали шесть с половиной километров, что для их возраста вполне достаточно. Ведь идти по рыхлой почве было трудно, не хватало дыхания, так как поднялись еще выше, а колючие кустарники царапали ноги и руки.
  Приблизительно каждый второй вечер были у нас костры. Были общие, были и костры "дружбы", устраиваемые исключительно для женского или для мужского лагеря.
  К концу лагеря приехал лесничий и, увидя все построенное нами, вернее скм. Евгением Бобровым с его лагерниками-уральцами, пришел в восторг; решил, что эти места навсегда будут отведены под лагеря, и уж наверно в следующем году он встретит нас с распростертыми объятиями, если мы захотим воспользоваться этим местом.
  Так прошел девятнадцатый лагерь нашей дружины; лагерь, в котором мы мерзли по ночам и коченели по утрам, моясь в холодной воде. Лагерь, в котором мы стоя засыпали, покрывались пылью, но в котором нам было очень весело. Теперь вспоминаем его как самое лучшее время года и ждем не дождемся следующего лета, когда опять можно будет поехать в лагерь!
  друж. Аста Аристова.