Журнал скаутских руководителей "Опыт" №49

pp049.htm   Журнал "ОПЫТ" № 49  (1964г.)

П Р И Р О Д А    И    М Ы

"Разведчик друг животных и природы".
  В настоящее время мы наблюдаем два противоположных течения. С одной стороны происходит бегство из деревни в город, в связи с этим все меньше и меньше людей живут на лоне природы и знают ее. Людей, которые с природой на "ты". В некоторых западных странах фермер живет в городе и выезжает в поле по мере надобности.
  Все большие и большие пространства отбираются человеком на сельскохозяйственные нужды и превращаются в "культурные пустыни".
  С другой стороны все настойчивее и тревожнее звучат голоса тех, которые хотят сохранить хотя бы, сравнительно, небольшие пространства, где животные и растения имели бы возможность существовать в привычных для них условиях.
  Где находимся мы? Каково действительное отношение наших скаутов к природе? К животным?
  Наблюдая ребят в лагере; расспрашивая их о степени их заинтересованности во всем, что связано с природой, проверяя их знание животного мира, приходишь к заключению, что подавляющему большинству наших разведчиков, сугубых горожан, природа ничего не говорит или, во всяком случае, очень мало. Не говорит по той простой причине, что они ее не знают. Короткого времени, проведенного в лагере недостаточно, чтобы возбудить в ребенке любовь к природе и желание к ее познанию.
  Но перед тем как продолжать, постараемся ответить на вопрос:
  почему мы, в разведчестве, придаем такое значение жизни на лоне природы? Ответ не так прост. Можно было бы ответить, что ребенок, вдали от города со всеми его удобствами, учится быть более самостоятельным; учится полагаться на самого себя. В лагере он обучается чисто практическим знаниям, как варке еды, ориентированию, изготовлению патентов и т.д. и т.д. Все это очень хорошо и важно с точки зрения воспитания. Но мне кажется гораздо более важным, возбудить в душе ребенка "душевный трепет" перед природой. Опять-таки: это очень индивидуально. Один ощутит себя внезапно, мгновенно, частичкой чего-то большого; почувствует свою связь с природой. Толчком к этому может послужить неожиданно открывшийся красивый вид, причудливая игра света и тени в лесу; нежданно негаданная встреча с каким-нибудь зверем или птицей. Другой так долго жил на лоне природы, так тесно связан с ней, что вне ее и не мыслит жизни. Будь это некрасовский дедушка Мазай, будь это индеец "Серая Сова".
  У городского интеллигента есть тенденция очеловечивать животных. Он хочет видеть в них порывы и чувства, которых у животных вовсе нет. К красотам природы - поверхностно-восторженное отношение.
  У крестьянина, за малыми исключениями, подход к природе часто утилитарный.
  Разведчество, развивая в ребенке уже с малых лет интерес и любовь к природе и животным, дает ему ту романтику, которой готов увлечься каждый ребенок. В лагере и походах мы должны учить разведчика тому, как жить и вести себя на лоне природы, но и тому, как понимать её законы и взаимную зависимость отдельных видов животные друг от друга и от растительного мира.
  Чем больше личных переживаний у человека, тем он богаче. Мир Божий, его величие, красота, многогранность, нигде так не раскрывается перед человеком, как в природе. /Вопрос довольно праздный, но все же: как писали бы Аксаков, Тургенев и Толстой, если бы они никогда не жили в деревне и не были бы одновременно страстными охотниками и любителями природы?/.
  Больше личных переживаний... Откуда их взять? И что рассказывать и показывать волчатам и белочкам?
  Если я вспоминаю собственное детство и спрашиваю себя, когда и почему я сам начал интересоваться миром животных, то я вспоминаю сказки и рассказы, которые мне читали. Причем - хорошо читали. Когда я научился читать сам, то я погружался в тот мир, который мне открывали книги Эрнеста Сетон-Томпсона.). Несмотря на такие прелестные нарисованные фильмы как "Бэмби", жизнь белки и другие;
  несмотря на целый ряд новых книг на эту тему - книги Сетон-Томпсона отнюдь не устарели. Остается лишь пожалеть о том, что наши разведчики незнакомы с его рассказами. Для наших малышей нужно, конечно, подыскивать такие фильмы и книги, в которых животные очеловечены". Для ребенка - элемент сказочности совершенно необходим. Поэтому было бы неправильно от, скажем, восьмилетнего волчонка требовать любви к природе, после того, как он видел такие фильмы, как напр., "Живущая пустыня", "Исчезающая прерия", "Белая глушь" и другие. Все это потрясающие фильмы, которыми Уолт Дисней воздвиг сам себе памятник, но это, так сказать, "для детей старшего возраста".
  Для малышей имеются, между прочим, сотни рассказов, хороших по содержанию, с хорошими иллюстрациями, изданных в Советской России. Большинство этих рассказов никакой пропаганды не содержит.
  Постепенно нужно переходить к книгам более серьезного содержания. Я сознательно не привожу ни авторов, ни названий книг: их слишком много. Делаю два исключения: Богданов и Паустовский. Книги первого достать трудно, но это рассказы должен был бы знать каждый русский ребёнок. Книги второго получить легче, но читать их следует "с опаской": наряду с замечательными и занимательными рассказами, есть и такие, в которых проводится грубая и весьма неостроумная


.)Эрнест Сетон-Томпсон /1860-1946/ писатель, художник и натуралист, родился в Англии, вырос в лесах Канады, учился живописи в Париже. Завоевал всемирную известность им же самим иллюстрированными книгами о природе и о животных. Он написал на эту тему свыше пятидесяти книг. С 1910 по 1915 г. он был Старшим Скаутом американских бойскаутов.


пропаганда. Но как бы там ни было - главное действующее лицо его рассказа "Ленька с Малого озера" можно считать идеалом разведчика.
  Если я придаю такое значение чтению книг, то делаю это потому, что у большинства людей нет достаточно фантазии, чтобы видеть в обыденных вещах что-нибудь достойное интереса, а быть может, и любви. Хороший писатель учит ребенка, что можно видеть в лесу, в поле, на речке. И тут уже начинаются собственные переживания ребенка, как только он покидает пределы города.
  Переживания могут быть вызваны очень простыми событиями. Первым таким "событием" для меня была встреча с водяной крысой!
  Это было еще в России. Наш отряд совершал один из своих походов с ночевкой. Утром, когда я, с двумя другими волчатами, шел на речку мыться, мы вдруг увидали - первый раз в жизни - посередине реки водяную крысу. Событие, как будто, не Бот весть, какое потрясающее! А запомнилось на всю жизнь. дело то, в конце концов, во всем окружении. Тихое, раннее утро. Кое-где, большими клочьями, висит туман, безмолвный еловый лес. Еле слышно журчащая речка... Не нужно быть художником или поэтом, чтобы ощутить всю красоту такого утра. Водяная крыса лишь дополняла эту картину. Но подготовляет к такому восприятию хорошая книга.
  Чтобы дать разведчикам возможность чувствовать себя в лесу, как дома, а не как в гостях, мы должны чаще устраивать походы, или даже просто прогулки, с небольшими группами разведчиков. Совершенно не обязательно иметь какую-то программу. Программа сводится к тому, что ребята имеют возможность провести известное время на лоне природы, не отвлекаясь играми и разными разведческими заданиями.
  Понимание природы играет большую роль в отношении ее сохранения. После катастрофических последствий, вызванных вырубкой лесов в Канаде и в некоторых областях Соединенных Штатов, правительства этих стран спохватились и теперь обращают большое внимание, на то, что они называют "консервешн". Американские, скауты тоже вносят свою лепту, принимая активное участие в сохранении и охранении природы своей страны. Наша Организация, как таковая, принять участие в такой деятельности не может. Но это, однако, не исключает возможности быть каждому из наших разведчиков в индивидуальном порядке, на деле, "другом животных и природы".
  скм. А.Амбургер, нач. Сектора Внутр. Работы ГК.


Братья и сестры руки! Д е л и т е с ь  с в о и м  опытом в "О П Ы Т Е"... ... присылайте в редакцию заметки о вашей деятельности

ВОЛЧАТА

К А К     Г О В О Р И Т Ь     Б Е С Е Д Ы ?

/из материалов Европейского Отдела/
  I. Как проводить интересную беседу?
  а. Не надо проводить с волчатами идеологических бесед. Не надо им морали или наставлений, не надо страдать над объяснением законов и обещания, не надо пускаться в разъяснения почему волчонок должен быть правдив, честен и молодец. Не надо! Даже, если бы вам этого очень хотелось. Не беседуйте на идеологические темы. Ибо это сложные вопросы и позволить себе такую роскошь может только очень опытный руководитель с большим стажем.
  б. Темой беседы возьмите какой-нибудь простой, ясный рассказ. Это может быть былина или легенда, правдивый случай или фантастический рассказ, важно только одно: от самого начала до конца беседы, в ней должен ясно выступать облик героя, вокруг которого ведется вся акция.
  в. Вот подбор тем, которые всегда возбуждают интерес волчат:
  - Приключения и авантюры, отличающиеся живой акцией, массой происшествий, опасностями, борьбой и чудесными избавлениями.
  - Героические поступки, показывающие героя смелым, благородным, борющимся за правое дело, способным к невероятной жертвенности и геройству.
  - Звери, в особенности дикие, их борьба, обычаи, смелость, сноровка, проворность и умение жить в природе.
  - Чудеса механики и изобретения - тайны подводных лодок и самолетов, путешествия в ракетах на Марс и в специально устроенных колоколах на дно океана.
  - Путешествия на целинные земли, в неисследованные страны, к экзотическим народам. Во время подобных путешествий их герои, подобно Робинзону Крузо, ведут жизнь полную лишений, требующую изобретательности и умения делать все самому.
  - Рассказы о молодости народных героев, вождей, ученых и открывателей новых земель.
  - Легенды и предания о богатырях и их геройских поступках.
  г. Хорошо, скажете вы, это действительно интересные темы. Но откуда же нам взять содержание для приключенческих рассказов и героических подвигов людей или животных?
  Конечно из книг. Однако н е ч и т а й т е этих книг на сборах. Выбираете интересные эпизоды и р а с с к а з ы в а й т е их волчатам. Любую из также книг вы неверное найдете в школьной или городской библиотеке вашего города.
  Однако книги не являются единственным источником материала для бесед. Подумайте о собственных приключениях или переживаниях, припомните когда-то услышанные или прочитанные рассказы, которые заинтересовали вас самих, когда вы были в волчатском возрасте.
  Обратите ваше внимание на некоторые фильмы.
  2. Как вести хорошо беседу?
  а. Главное условие, определяющее качество беседы это ее краткость. Даже наиболее удачная беседа выигрывает, если будет краткой. Это совсем так же, как с едой пирожных. Одно пирожное - замечательно, два - очень вкусно, четвертое, в конце концов, можно осилить, восьмое невозможно. 10-15 минут - вот примерное время продолжительности беседы.
  б. Рассказчик может рассказывать только то, что ему самому интересно. Начальник стаи не должен рассказывать волчатам того, что для него самого стало скучным, во что он больше не верит. Надо искать так долго, пока не будет найдена тема интересная для обеих сторон: начальника стаи и волчат.
  в. Беседу следует тщательно и заранее подготовить и даже записать ее план в блокноте. Не может быть ничего худшего, чем припоминание себе самому во время беседы ее содержание. Это может смутить даже самого опытного рассказчика и привести его в полное замешательство.
  Самое плохое свидетельство выставляетсебе тот начальник стаи, который только на сборе начинает задумываться над тем, что ему следовало бы сказать волчатам. Даже наиболее способный оратор не должен импровизировать беседы, в особенности в последнюю минуту.
  г. Голос рассказчика должен способствовать настроению беседы и соответствовать ее содержанию. Веселые происшествия должны быть рассказаны живым и благодушным тоном, когда герой умирает - голос становится тих и медленен, он подражает шипению змеи, треску ломающихся досок в заборе или завыванию ветра. Увлеченные рассказом волчата должны услышать в голосе и почувствовать опасность, страх, который испытываешь ночью в бору и радостные фанфары победных войск.
  Об одном правиле, относящемся к голосу, никогда не забывайте: не кричите! Даже в самых важных местах беседы избегайте говорить так громко, чтобы вас слышали на улице.
  д. Лицо говорящего беседу должно быть подвижно и отображать настроение. Ибо рассказчик во многих случаях должен походить на актера и, как актер, играть лицом. Бровями показывать удивление или гнев, ноздрями - недовольство и возмущение, ртом - пренебрежение и радость. Естественно, что мимика должна быть мягкой и деликатной и ею не следует утрировать, в обратном случае легко стать смешным и быть высмеянным теми же, волчатами.
  е. Жесты помогают игре голосом и мимике лица во время беседы. При этом я не имею в виду бессмысленного и ничего не говорящего размахивания над головой руками. Дело заключается в умении чертить руками в воздухе образы, показывать размер предметов, которые описываешь или выражать жестами такие положения, как прислушивание к далеким звукам, отворачивание с отвращением, смотрение в даль.
  При этом обязывает принцип - не преувеличивать, лучше меньше жестов и жестикуляции, чем слишком много.
  Умелое употребление голоса и жестов сильно оживляет беседу и способствует оценке руководителя, как хорошего рассказчика. А что же делать такому руководителю, который еще не умеет пользоваться ни жестами, ни мимикой, ни речью? Упражняться, конечно! Одному будет легче научиться вести хорошо беседу, другому труднее, но каждый приобретет какой-то опыт, упражняясь в умении говорить. Такие упражнения бесспорно стоят времени на них затраченного, потому что уменье хорошо пользоваться речью может не одному из вас пригодиться в жизни.
  Вот два упражнения для начинающих Цицеронов.
  I. Речь перед столбом - Надо выйти в поле и стать перед телеграфным столбом /или, лесу перед деревом, или в пустой комнате перед лампой/и, посмотрев на часы, начать громко и отчетливо держать дёсятиминутную беседу на заранее подготовленную тему. Важно соблюдать принцип времени, т.е. чтобы беседа продолжалась ровно десять минут. Длинные перерывы недопустимы. Не забывайте о тембре голоса, мимике и жестах. Это упражнение повторите 15 раз.
  II. Два докладчика - Как видно уже из названия упражнения, вас должно быть двое. Идите в поле или закройтесь в пустой комнате. Один говорит другому: "Ты священник, выходишь на амвон и должен сказать проповедь о вреде кражи". После пятиминутной подготовки "священник" должен сказать проповедь, заботясь о том, чтобы говорить со смыслом и не забывать грамматических правил. Когда он кончит, что должно наступить точно после истечения, пяти минут и, после того, как он отдышится, он в свою очередь обращается к своему напарнику: "Ты нянька и должен рассказать сказку трехлетнему ребенку". Это упражнение тоже 15 раз.
  3. Как беседовать с пользой?
  Интересная и хорошая беседа - это не все. Беседы для волчат должны иметь еще одно интересное качество. Они должны воспитывать.
  Наивные могут рассуждать, о воспитательном качестве беседы свидетельствует мораль, которой заканчивается былина или рассказ. Неправда! Хороший руководитель никогда не кончает рассказа вдалбливанием слушателям в голову "морального смысла". Он заботится только о правильном подборе темы. Вот на чем упор! Соответствующий и правильный подбор темы.
  Так, например, герой - воришка, переживший десятки самых разнообразных приключений, не будет полезной темой для волчатской беседы. В то же время, мальчик - продавец газет, помогающий содержать из своего скромного заработка младших сестер и братьев, учащийся по ночам, чтобы выдержать экзамены в техникум, служит полезной темой.
  Так вот - пользу беседы решает подбор темы. Легче подобрать тему для идеологической беседы в скаутском отряде, труднее для волчат. Ибо дело заключается не только в том, чтобы найти полезные и ценные с педагогической точки зрения рассказы. Нужно также уметь оперировать ими в зависимости от потребностей данного отряда и от программы разрабатываемой специальности. Когда отряд распущен - надо сказать беседу о герое, характерными особенностями которого были бы дисциплинированность и спокойствие. Когда прорабатывается специальность "оруженосца", надо говорить беседы о смелых и правдивых людях, а также о рыцарях. Подбор соответствующей темы весьма труден. Тут приходится рассчитывать исключительно на интеллект и быстроту ума начальника стаи. Начальник стаи, который не сумел подобрать подходящей беседы /при помощи родителей, учителей или друзей/, выставляет себе этим самым неудовлетворительную оценку.
  Еще несколько общих замечаний, которые напрашиваются в связи с беседами.
  1. Вы должны узнать, какой вид бесед более всего подходит и нравится вашим волчатам. Это очень важно! Потому что, в зависимости от возраста, общественной среды и т.п. разные рассказы будут пользоваться большим и меньшим успехом. Совсем "различные темы будут интересовать восьмилетних и одиннадцатилетних мальчиков, разные темы будут подходить жителям гор и столицы. Когда вы определите интересы вашей стаи, тогда старайтесь подбирать как можно больше рассказов в том же духе.
  2. Совсем необязательно начальнику стаи заполнять своим рассказом все время, отведенное под беседу. Совершенно наоборот! Очень рекомендуется после каждой беседы предоставить волчатам возможность высказать свои мысли по отношению к герою или рассказать о похожих событиях из их личной жизни или из прочитанного. Задача начальника стаи притормаживать болтунов, а такие бывают в каждой стае, чтобы они не занимали слишком много времени.
  3. Прекрасно удаются общие соборные/ беседы волчат. Начальник стаи должен только заблаговременно предупредить их о теме беседы, чтобы мальчики могли ее хорошо подготовить. Вот несколько испробованных тем: "Самое веселое приключение в моей жизни", "Геройство моего папы", "Что я видел во время моей поездки", и т.п.
  Надо знать, что волчата охотно, хорошо и интересно рассказывают, однако часто склонны к фантазированию. Нужно умело и тактично отучать мальчиков от выдумывания.
  4. Существует очень показательный метод проверки качества беседы
  - это поведение волчат во время рассказа. Если рассказ их интересует - они сидят неподвижно, тихо, пристально глядя на рассказывающего. Когда беседа их утомляет, становится скучнее - они начинают вертеться, смотреть Б сторону. Никогда не надо искусственно останавливать мальчиков. Всякое "тише", "сидите спокойно", "ша" и т.п. напрасные и малоостроумные способы успокоения.
  Единственно действенным способом будет немедленно поднятие заинтересованности слушателей лучшим рассказом или переходом к более интересному эпизоду.
  скм. А.Каминский /перевод шин. Е.Поздеевой/

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СЛАВЯНИН" В ЛАГЕРЕ

Из письма:
  ... При установлении программы постарался учесть местность, в которой будет расположен лагерь, на берегу Дуная. Будем играть в славян, поселившихся после разгрома, учиненного их племенам гуннами, на берегу Дуная. Прибежали - приехали они с разных мест, поэтому каждый в разное время должен поведать о землях и народах, среди которых жил до "бегства".
  Под руководством "Деда-всеведа" /нач. лагеря/ беглецы устраиваются на новом месте. Первые дни проходят в постройке городища. Затем по ходу игры устраивается "капище", "игрище", "гончарня", "восточный базар" с ремесленниками. На "игрище" будут устроены поле для лапты, поле для городков, поле для тренировки в стрельбе из лука и пращи. Хочу ограничиться, по возможности, старыми русскими играми: городки, лапта, чижик, горелки, прыжки через костер, "кулачные забавы", хороводы...
  "Восточный базар" нужен для разрядки в шуме и стуке. Для этого нужно запастись известным количеством жестянок и молотков. "Базар" должен поставлять нашим славянам вооружение: мечи, щиты, кольчуги, шлемы. Всё это будут мастерить сами ребята под руководством "Деда-всеведа", когда из мирных славян, щеголяющих в длинных белых рубахах превратятся в полуголых восточных ремесленников и торгашей.
  Я продумал разные возможности подбирать подходящий материал. Например, на "шлемы" пойдут пластиковые подставки от цветочных горшков, которые будут обтянуты полосой брезента, а затем покрашены серебряной краской... Чтобы устроить из старого брезента или старых простынь эффективный "частокол" вокруг городища, нужно будет килограмма два краски.
  Для создания атмосферы я хочу построить в "городище" коптильню и коптить в ней помаленьку селедки исало. Это даст постоянный "душок", который будет неплохо воздействовать на психику.
  От наших "игрищ" будет, конечно, польза и разведчикам, которые смогут там ознакомиться с традиционными русскими играми...
  Дятел, лагерь ЕО 1964 г.


  БИБЛИОГРАФИЯ

Н.М. Пржевальский. Путешествия /Детгиз I958 г., 314 стр./
  В этой книге соединены многотомные труды Пржевальского. Даны описания его пяти путешествий - уссурийского и четырех центрально азиатских. Книга написана простым языком и снабжена хорошими иллюстрациями. Это издание Можно рекомендовать для ознакомления наших разведчиков с русским Дальним Востоком, его населением и природой, а также с приключениями знаменитого исследователя.
  Oliver. L. Austin. Birds of the world (The Reprint Society, Aldershot) Первоклассно изданная книга с 300 превосходными, цветными иллюстрациями Артура Зингера. Дано описание всех семейств существующих птиц. Всего описано 700 видов. Многочисленные карты дают представление о распространении и перелете пернатых. Книгу можно рекомендовать каждому любителю природы.
  АЮА

волчатники!
прошлый номер "ОПЫТА" содержит сборник игр для стаи.
выписывать можно в любом количестве.

  РАЗВЕДЧИКИ

ПРОГРАММНАЯ КОМИССИЯ

НА ПРОГРАММНОМ ФРОНТЕ   Со времени своего основания, Программной Комиссии Совета ОРЮР удалось собраться несколько раз, чтобы выяснить, как она будет действовать, каковы точные ее задачи и какими материалами она располагает. Попутно мы начали разбирать и классифицировать представленные в Комиссию проекты и пожелания и все материалы, касающиеся разрядов, которые удалось собрать нам самим. Над этой работой проведено четыре встречи, продолжительностью каждая от полу дня до двух дней /учтите, что члены Комиссии живут на расстоянии 650 миль друг от друга!/.
  Рассмотрены следующие материалы:
  - пожелания и мнения членов Совета, содержащиеся в ВС. Просмотрены также все материалы, касающиеся программ разрядов, помещенные в ВС до создания Комиссии;
  - критические замечания и пожелания руководителей, представленные непосредственно в Комиссию /их, к сожалению, пока что довольно мало!/;
  - материалы, содержащиеся в "ОПЫТЕ" ив листке сектора внутренней работы;
  - программы нескольких иностранных скаутских организаций.
  Наконец, тщательному анализу подвергнута действующая у нас сейчас программа /ОП № 32, стр.12/
  Итоги проделанной до сих пор работы наводят нас на следующие мысли:
  1. Внести некоторые изменения в наши программы кажется нам действительно желательным. Например, бесспорно стоит пересмотреть религиозные требования, в частности на первый разряд.
  2. Конкретные предложения, полученные до сих пор от руководителей, вносят лишь довольно незначительные изменения, вроде следующих:
  знать восемь молитв вместо пяти; учить ли разведчикам житие св. Ольги или предоставить это только разведчицам; требовать ли на первый разряд 12 узлов или 16, или даже 18. В большинстве случаев все, эти предложения приемлемы, но не ясно, чем мотивируются предлагаемые изменения. 12 узлов или 18 - можно сказать, что "на вкус и цвет товарища нет".
  3. Интересные мысли высказаны относительно сущности системы разрядов, самого понятия программы и ее формулировки.
  4. Программа разрядов не может состоять из сопоставления отдельных не зависящих друг от друга и не ясно обоснованных требований. Совокупность требований должна представлять собою нечто целостное, вытекающее из мировоззрения и основных идеологических и педагогических установок нашего руководительского кадра и принимающее во внимание настоящее положение на местах. Отсюда - необходимость развернуть широкую дискуссию, в которой примут участие все руководители. Без такого общего обмена мнениями нет почвы для каких бы то ни было изменений, и дальнейшая работа Комиссии бессмысленна.
  5. Такого рода дискуссия может затянуться на некоторое время. Это не должно быть предлогом, чтобы от нее отказываться. Эта дискуссия нам нужна не только в связи с переработкой программ разрядов. Она неотделимо связана с попытками осмыслить больные вопросы работы, с пересмотром установок нашего национального воспитания в свете настоящего положения и с очередной проверкой соответствия нашей работы основам разведческой идеологии.
  6. Продолжительность дискуссии не принесет ущерба строевой работе. Гораздо больше пострадала бы работа от поспешных и необоснованных изменений, смысл и сущность которых не были бы ясны всем руководителям. В отрядах следует придерживаться той программы, которая у нас сейчас в силе /см. ОП № 32/, руководствуясь здравым смыслом и применяясь к местным условиям. "Семь раз отмерь - раз отрежь", а не наоборот.
  Мы просим всех руководителей и руководительниц, которые остро переживают недостатки нынешних программ, всех дружинниц и витязей, неудовлетворенных нынешними формулировками и желающих внести новые предложения, словом - мы просим всех кто хочет и может
  КАК МОЖНО СКОРЕЕ изложить на бумаге свои идеи и советы. Все ваши мысли, даже несистематизированные и разрозненные, будут приняты с интересом и благодарностью. Мы отлично сознаем, что у каждого свое понимание программных вопросов и свой метод мышления. Поэтому пишите как думаете и не стесняйтесь.
  Но, между прочим, у нас самих тоже свое понимание и мы хотели бы получить ваш отклик на него. Почему бы вам не взять, например, статью, помещенную в "ОПЫТЕ" № 45 на 7-ой странице и не ответить на затронутые в ней вопросы. Этим вы бы включились в прямой разговор с нами, т.е. с вашими "программниками". Ведь мы не только ценим и уважаем ваше мнение по вопросам, которые еще никем не затронуты, но и очень ждем вашей реакции. Может быть, вас вдохновит какой-нибудь из вопросов, разбиравшихся на руководительском совещании Европейского Отдела /см. ОП № 47, стр.22 и ОП № 49, стр.17/. Мы, члены Комиссии действительно живем этими вопросами и жаждем с вами контакта и разговора. А через "ОПЫТ" вы вступите в широкую, всеобщую дискуссию. "ОПЫТ" разнесет ваши мысли через континенты и океаны, доведет их до ваших единомышленников и оппонентов.
  Итак, садитесь, думайте и пишите!
  Ерш и Жук.


  
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В процессе работы над текстами программ разрядов, мы нашли весьма желательным предварить изложение самих требований рядом вводных замечаний, касающихся условий сдачи испытаний на разряды и раскрывающих сущность разведческой лесенки.
  А. Наша Организация в лице своих руководителей берет на себя право и обязанность выносить этическое суждение о воспитываемых ею разведчиках. Исходя из этого, мы сами определяем, может или не может быть разведчик допущен к испытанию на очередной разряд. И решение этого вопроса вовсе не зависит от того, может или не может мальчик ответить на все вопросы предлагаемой программы, а от того, насколько он работает над собой /для третьего разряда - готов ли он работать над собой/ в духе скаутских законов и ТО. Таким образом, первое мерило есть мерило этическое и психологическое /работа над собой, сила воли, идеализм, постоянство, бодрость и энергия, одним словом "разведческий дух"/, а не знание и умение.
  Сразу возникает вопрос, кто выносит это суждение? Естественно, что такого рода решение должен выносить взрослый руководитель. Это может быть начальник отряда. А в духе нашей методики было бы правильно, чтобы он привлек к участию в вынесении этого решения вожака разведчика или даже совет отряда. Можно было бы также для каждого разряда конкретно сформулировать определенные требования в этом направлении.
  Б. Чтобы разряды не стали оторванными друг от друга отдельными достижениями разведчика, а превратились в ступени единого процесса внутреннего роста, необходимо связать разряды в систему строго последовательных ступеней. Только тот, кто твердо стоит на достигнутой уже ступени, может быть допущен к испытаниям на достижение следующей ступени. Разведчик третьего разряда не есть разведчик, сдавший когда-то испытания на третий разряд, а разведчик, сдавший эти испытания и постоянно находящийся на уровне третьего разряда. Сдача второго разряда не есть только сдача испытаний по программе этого разряда, - но повышение уровня, естественно подразумевающее и сохранение уровня, прежде достигнутого. Из этого вытекает, что один из первых пунктов испытания на всякий разряд должен состоять в проверке знаний на предыдущий разряд и в оценке развития разведческого духа. Это не значит, что надо полностью повторить испытание на предыдущий разряд, но разведчик должен знать, что все требования предыдущего разряда остаются для него обязательными, а руководитель должен в общих чертах в этом удостовериться, либо проверкой отдельных пунктов, либо наблюдениями над повседневной жизнью и работой скаута.
  Предлагаемое нововведение, было уже испробовано и полностью себя оправдало в одной из наших единиц. Перед испытаниями на следующий разряд ребята повторяли все требования предыдущих разрядов. Помимо этого, эти требования проверялись периодически каждые три или шесть месяцев путем большой игры или маневра.
  Такой пункт программы - "знает все, что требуется на предыдущий разряд" - содержится и в программах некоторых скаутских организаций, в частности у немецких разведчиц.
  В. Нередко приходится слышать сетование на то, что наши отряды замыкаются в узком кругу ребят и не получают пополнения из окружающей среды и сами на эту среду не оказывают влияния. В этом нам видится отражение и программного недостатка. Только в требованиях на первый разряд у нас появляется пункт "подготовка новичка на третий разряд". Но даже и здесь не сказано, что этот новичок найден и привлечен самим разведчиком. Для воспитания в наших ребятах чувства ответственности за динамику развития нашего движения мы включили бы, в виде предварительного условия допущения к испытанию на второй разряд, следующее требование: "привлек в Организацию новичка", а на первый разряд - "привлек и подготовил к испытанию на третий разряд". Применяясь к местным условиям и возможностям, этот пункт можно было бы сформулировать: "вступил в переписку с одним мальчиком и познакомил его с Организацией", или заменить другим испытанием из области пропаганды разведчества, если местный руководитель находит, что привлечение новичка в данных условиях невыполнимо.
  Г. Желательно, нам кажется, установить определенный период времени, в течение которого руководитель может удостовериться в действительном росте, происшедшем в разведчике с момента получения предыдущего разряда. Для таких наблюдений можно считать показательным период времени, непосредственно наступающий после сдачи испытания и продолжающийся от 6 до 18 месяцев. Трудно думать, чтобы в нормальных условиях работы педагогический эффект сказался ранее чем за 6 месяцев. С другой стороны, трудно предположить, что этот эффект станет заметен только через два года. Это не соответствовало бы темпам психического развития разведчика. Отсюда нам кажется целесообразным предложить установление некоего минимального и максимального стажа для допущения разведчика к испытанию на следующий разряд. Это могло бы быть:
  - для допущения ко второму разряду: минимум 6 месяцев и максимум год по получении третьего разряда;
  - для допущения к первому разряду: минимум год и максимум 2 года по получении второго разряда.
  Жук и Ёрш.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ОБОГАЩАЙ ЯЗЫК РЕБЯТ
  /см. ОП № 47, стр. I2/
  I. СПРЯТАННЫЕ СЛОВА
  Вписать в клетки слова с двойными согласными, обозначающие следующие понятия:
  1. Небольшое художественное произведение в прозе.
  2. Теплая погода зимой или весной, когда тает снег.
  3. Помощь.
  4. Наострить на точильном камне.
  5. Растение с сухими, невянущими цветками; сухоцвет.
  6. Состояние, когда человеку не спится.
  7. Слабый, не имеющий сил.
  8. Вступительная, вводная часть к книге.
  10. Последователь каких-либо взглядов.
  11. Ответ на вопрос о т ч е г о?
  12. Исчезновение без следа /о пропаже/.
  13. Необычайный, вызывающий недоумение.
  14. Молодые растения, выращенные в парниках для пересадки в грунт.
  15. Имеющий большую длину.
  16. Наказание путем поселения; отправление в отдаленные места.
  17. Покоробился, сжался от пересыхания.
 


pp0491.jpg
 

Ответы:  
1. Рассказ 10. Сторонник
2. Оттепель 11. Оттого
3. Поддержка 12. Бесследно
4. Отточить 13. Странный
5. Бессмертник 14. Рассада
6. Бессонница 15. Длинный
7. Бессильный 16. Ссылка
8. Введение 17. Ссохся
9. Рассол  

2. КТО О ЧЕМ ПОДУМАЛ?
  Ребята держат наготове карандаш. Руководитель громко произносит одно из приведенных ниже слов, после чего играющие должны немедленно записать краткое предложение или сочетание слов, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова.
  Например, если руководитель произнес слово "корень", один разведчик может записать корень растения, другой - корень слова,
  третий - корень математический, четвертый - корень зуба, волоса, пятый - корень зла /причина зла/.
  Затем ответы записываются, и руководитель в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, математиком, врачом и т.п.
  Список слов: корень, поле, гнездо, единица, крыло, ядро, фигура, узел, связь, путем, порода, площадь, печать, очередь, марка, линия, курс, команда, земля, полотно.
 

  3. "СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ"
  Порядок игры тот же, с той разницей, что выигрывает тот, у кого окажется больше слов с таким значением, которое не пришло в голову другим ребятам. Например, если руководитель прочитал слово крутой, большинство разведчиков подумает об основном его значении - обрывистый, почти отвесный /крутой берег/. Но такой ответ не будет способствовать выигрышу, так как окажется у многих участников игры. Следует подобрать самое неожиданное значение, например, крутой кипяток /сильно кипящая, клокочущая вода/, крутой характер /суровый, упрямый, своевольный/, крутое яйцо, тесто / т.е. очень плотное, густое/ и т.д.
  Список слов: крутой, жесткий, жидкий, редкий, сухой, частый, низкий, мелкий, легкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, темный.
  4. КТО БОЛЬШЕ
  Руководитель говорит одно из приведенных ниже слов и предлагает ребятам записать побольше словосочетаний или кратких предложений с различными значениями этого слова /значения не должны повторятся/.
  Например: прилагательные мягкий:
 

I. мягкий мох /основное значение, нежесткий/
2. -"- воск /нетвердый/
3. " свет /нерезкий, приятный для глаз/
4. " характер /уступчивый, легко поддающийся чужому влиянию.
5. " наказание /нестрогое, несуровое/
о. " климат /теплый, не суровый/
7. " вагон /с мягкими спальными местами/
8. " вода /легко растворяющая мыло/
9. " знак /название буквы ь/ ...
Слова для игры:     
мягкий  нести  история 
новый  нанести  источник 
острый  оставить  карта 
тупой  принять  картина 
прямой  пробиться  корпус 
пустой  пройти  лицо 
свежий  слушать  масса 
свободный  считать  оборот 
слабый  тянуть  операция 
тонкий  ходить...  партия 
тяжелый    план 
холодный    полоса 
чистый...    пробка 
    род 
    свет 
    степень 
    язык. . . 

  5. ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Какой иглой не сошьешь рубахи?
  - Патефонной, хвойной, иглой ежа, дикобраза.
  2. В каком магазине ничего не купишь?
  - В магазине винтовки, фотоаппарата, улья.
  3. Что можно набрать, ничего не беря в руки?
  - Номер телефона, шрифт на линотипе.
  4. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?
  - отрезать в значении: резко оборвать кого-либо, ответить кому-либо.
  5. Что можно собрать без помощи рук?
  - Собрать лоб в морщины, собрать силы.
  6. Можно ли считать, не имея в виду чисел?
  - Считать в значении расценивать, воспринимать /мы считаем это решение правильным/ или, читая, сверить текст с оригиналом /корректор считал текст набора с рукописью/.
  /составлено по книге Арсирия и Дмитриевой "Материалы по занимательной грамматике русского языка", ч.1, Москва 1963../


Р У К О В О Д И Т Е Л Ь С К А Я    Д И С К У С С И Я

/продолжение/
  Православие и русскость
  - Для русского человека Православие и русскость нераздельны, но сводить православие к русскости - это первая опасность. С ней нужно бороться. Вторая опасность - м.б. она не касается нашей Организации - это денационализация детей, вследствие которой происходит отход от религии.
  - По мере изучения Евангелия и вникания в него, понятие религии у детей будет расширяться. Но не следует искусственно отделять православие от русскости - вся наша культура связана с православием. Вопрос только в том, чтобы не сводить православия к русскости. Если религиозный момент тесно связан с национальным и разведческим, и не имеет своего автономного бытия и совершенно ясного места в иерархии ценностей разведчика, то религиозный момент может совершенно исчезнуть с выходом разведчика из Организации, оставаясь лишь приятным /или неприятным/ воспоминанием среди прочих воспоминаний детских годов.
  - Надо, чтобы и православие, и национальный момент возводились на степень самоценности, путем разведчества, но нельзя, чтобы они были только частью разведчества.
  - Если религиозная работа ведется правильно и ребенок ее серьезно воспринимает, то опасности отхода от религии при денационализации не возникает.
  - В некоторых местах, полноценной религиозной работы нет. Там разведчик, не получая религиозного воспитания по существу, автоматически связывает религию только с русскостью. Ценность религии при током неправильном подходе заключается в том, что она - часть национального воспитания. Церковь, как один из лучших методов сохранения ребят русскими! К сожалению, многие даже и не понимают карикатурности такого представления!
  РУССКОСТЬ
  Считают ли ребята себя русскими?
  - В этом плане ребят можно разделить, пожалуй, на три категории:
  во-первых, дети, воспитанные родителями в русском духе; во-вторых, дети, говорящие по-русски, но никакого национального воспитания не получающие, в-третьих, окончательно денационализировавшиеся ребята.
  Самая продуктивная работа - с детьми первой и второй категории. Детей третьей категории редко удается воспитать в русском духе:
  тут уже необходим коренной перелом.
  - Мне кажется, что обыкновенно ребята первой и второй категории, в разведческом возрасте, чувствуют себя русскими по мере того, как они живут в русской среде и участвуют в захватывающей их разведческой работе. Были бы они в туземной скаутской организации, возможно, что они также себя чувствовали бы туземцами. Ведь в 11-12 лет вопрос для них не ставится в такой же плоскости, как и для нас... А вот по мере того, как разведчик растет, втягивается в жизнь страны, в которой он живет, появляется у него чувство некой "раздвоенности":
  с одной стороны русский, с другой стороны - француз. Это чувство совершенно естественно. Его не надо приглушать; скорее наоборот - показать его естественность, и помочь разобраться в самом себе. От руководителя тут требуется большая чуткость.
  Какие конфликты возникают у русских детей в иностранной среде?
  - Чувство малоценности, стыда или наоборот, чувство гордости, в зависимости от того, как к ним относятся иностранцы. Сейчас все больше и больше развивается интерес к России, так что наши ребята даже бывают в привилегированном положении.
  - Русские ребята редко находят хороших друзей среди туземцев, потому что, все-таки, чувствуется разница национальности. Так как они часто живут разбросано, одиночками, может легко появиться чувство одиночества.
  - Не знаю, насколько этот вопрос ставится теперь. В тридцатых годах, и в первые послевоенные годы, на этом держалась вся наша работа с одиночками. Но теперь обыкновенно происходит просто ассимиляция такого одиночного русского мальчика, почти неизбежно приводящая к денационализации.
  - Наши ребята живут в двух разных мирах. Один мир - русский /родители/, другой - немецкий /школа/. Они любят своих родителей и, тем самым, русское им дорого, но они хотят также общаться со своими товарищами. Трудно связать эти два мира - остаться русским и, все же, суметь вжиться в иностранную среду.
  На каком языке читают книги?
  - Главным образом читают книги на туземном языке, потому что:
  .. непривычно и трудно читать по-русски;
  .. многим трудно достать русские книги;
  .. мало русских книг, которые одновременно интересны, современны и подходят для молодежи.
  - Обыкновенно родители заставляют читать классиков, которые далеко не всегда понятны и могут заинтересовать разведчика довольно редко.
  - Весь вопрос в выборе авторов и произведений. Нужно непременно составить список классических и современных произведений, подходящих для чтения в том или ином возрасте. Это нам облегчит дело. Кроме того, отметить, какие книги ребятам можно давать читать самостоятельно, а какие нуждаются в объяснениях со стороны рука.
  - Почему у нас до сих пор нет своих библиотек? Можно ведь, скажем, в Париже составить библиотечку - выбрать, купить и распространять интересные и подходящие книги. Например: "Вокруг света на ястребе", "Дорогие мои мальчишки", "Севастопольские рассказы", "Юрий Милославский", рассказы Гайдара и т.д.
  - Можно было бы пойти и дальше - помогать родителям в выборе книг для подарков их детям. Опять-таки посредством того же списка.
  - И наоборот, родители и педагоги могут помочь в составлении такого списка.
  - Ребята не стремятся читать по-русски. Но если начать книгу на сборе или рассказать интересную беседу про книгу, они сами будут продолжать читать. Нужно только затронуть их интерес.
  Русский язык
  - Самое большое влияние на разговорный язык ребят имеют родители. Нужно с ними поддерживать связь и стараться влиять в этом отношении.
  - Кроме того, посылать детей в русскую школу. Насущнейший долг начальника отряда об этом побеспокоиться и за этим следить. Каждый разведчик должен посещать русскую школу. Без этого теряет смысл вся наша работа. Это, кажется, ясно!
  - А там, где школ нет, там руководитель должен содействовать их созданию, в крайнем случае, взяв даже на себя инициативу или используя родительский комитет. Если ни в коем случае нельзя смешивать разведчество и школу, то и разведчество и школа одинаково необходимы и дополняют друг друга.
  - Как "заставлять" ребят говорить по-русски?
  - Прежде всего, самим руководителям всегда говорить по-русски. Это у нас, слава Богу, реально! Можно друг другу напоминать и друг другу помогать. Это требует усилия, но необходимо.
  - Можно придумать игру. Например, "трубочка". Рук вручает трубочку, или палочку, первому разведчику, которого он застает говорящим по-туземски. Тот стремится ее передать кому-нибудь другому. И так далее, в течение еды, или в точение игры, или в течение всего дня. Таким способом пользоваться умеренно, чтобы не наскучило. Можно это проводить очень весело.
  - В начале дня каждое звено получает по тридцать купонов. Руководитель или разведчик, слышащий разговор не по-русски требует себе один купон и вкладывает его в фонд своего звена. Каждый вечер купоны подсчитываются. Результат входит в общую оценку звеньев.
  - Можно учредить коэффициент, благодаря которому звенья не могли бы, в межзвеновом повседневном лагерном состязании, миновать вопрос русского языка.
  - Главное, такие и подобные им мероприятия проводить весело, в шуточном форме, чтобы не чувствовалось никакой навязанности.
  - Установить ступени знания русского языка, с каким-нибудь почетным значком для каждой: I. толмач, 2. переводчик, 3. литературовед...
  - В конце лагеря раздать всем дипломы и награды /интересные книги/, в соответствии со степенью знания языка. Объявить, что для сдачи очередного разряда нужно сдать очередную ступень по знанию языка.
  - Надо было бы и специальность "переводчик" переработать и ввести в число почетных специальностей. Зато можно снизить требования на "родиноведа" - они слишком высокие.
  Идеи для национального воспитания
  - Главное, что мы хотим дать ребятам в нашей Организации это чувство русскости, любовь ко всему русскому, представление о современной России, тактические знания - по родиноведению и по языку -должна давать русская школа. Мы должны идеологически ориентировать и создавать эмоциональные переживания. Не наше дело читать методический курс русской истории, но мы можем в беседах использовать тот или иной эпизод, рассказать о том или ином герое -ради педагогической ценности и идеологического содержания рассказа. Школу интересует знание как таковое. Ученик может блестяще окончить школу, знать историю и литературу, и совсем не чувствовать себя русским, не гореть идеей служения родине. Таких примеров сколько угодно!
  - Следует особенно подчеркнуть, что родиноведение никак не может исчерпываться прошлым. Оно не должно сводиться к истории. Мы не должны создавать впечатления, что Россия это - "славное прошлое", и всё. история России не оканчивается трехсотлетием дома Романовых! Русский народ живет сейчас, в определенных условиях, совершенно конкретных и актуальных! Мы - часть этого народа, живущая в несоизмеримо лучших условиях и единственным смыслом своего существования, как русских, считающая служение всему народу. Надо, для занятий с ребятами и на курсах, разработать подробнейшим образом современное родиноведение. Это, в частности, надо принять во внимание и при просмотре программ на разряды. Конкретное пожелание для Программной комиссии.
  - В "Опыте" № 16 есть статья о Методике национального воспитания. Использовать и продискутировать на руководительских собраниях.
  - В виде исторической справки - до сих пор не готов конспект "Методика национального воспитания". В 1959 г. один руководитель взялся составить такой конспект на основании имеющегося у него старого конспекта, самых послевоенных времен, и пространного конспекта лекций по этому предмету, читавшихся на одном из европейских КНО. Мы так и не смогли до сих пор ни узнать, сделано ли что-нибудь или нет, ни, хотя бы получить соответствующий материал. Может быть, начальник Отдела или ГК могли бы что-нибудь сделать в этом направлении?
  - Общее направление национального воспитания в младшем разведческом возрасте можно было бы охарактеризовать следующим образом. Ребята ищут скаутской среды главным образом ради веселой компании сверстников. Поэтому надо им дать побольше игр, песен, походов, создать веселую атмосферу. Постепенно, путем разведческой методики, воспитывать сознание русскости и любовь к России. Но не выделять искусственно национальное воспитание в виде особого "занятия". - Рассказывать ребятам про жизнь их сверстников в СССР /эмоциональный момент/, показывать фотографии, вырезки из газет, монтажи на эту тему. - Беседы у костра о России.
  - Надо давать ребятам проявлять себя. Например, доклады в местных школах, перед своим классом, по какому-нибудь вопросу, касающемуся России. Ведь с этим связано и конкретное служение.
  - А почему не устроить в штаб-квартире специальную стенгазету - "На родине сегодня". Ею могло бы руководить звено старших разведчиков или круг. Помещать наиболее важные данные о жизни в СССР, обзор событий, стетографии, вырезки из газет. Таким способом можно весьма оживить национальное воспитание, в отряде.
  - Не пренебрегать никакими возможностями связи с современной Россией; пресса, встречи, радио, кино, рассказы очевидцев...
  ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  - В Париже мы говорили между собой на эту тему и пришли к заключению, что в разведческом возрасте идеалов фактически нет, а скорее есть какой-то герой, которому разведчик старается подражать. Было бы полезно установить каков должен быть этот герой?
  - Чем являются, например, для ребят современные французские "идолы" - молодые певцы или киноартисты? Они не представляют для ребят цели жизни. Это просто известная мода, которой можно увлекаться до того возраста, когда сам человек реализует, что такого рода героям грош цена, и отпадают они сами по себе.
  - Как должен к этому относиться руководитель? Возможно несколько вариантов. Можно увлечение такого рода героями поощрять или просто не обращать на него внимания в надежде, что оно пройдет само собой. Можно, не отрицая "модного героя", стараться увлечь подлинным героем. Можно, наконец, отрицать "модного героя" и стараться ориентировать вкус ребят на положительные ценности.
  - С наличием "модного героя" нельзя не считаться. По всей вероятности надо идти путем замены "модного героя" подлинным героем, в нашем смысле слова. В журнале "Компас" введен специальный раздел "Жизнь - служение", где даются примеры людей, которым следует подражать. Увлекать можно общеизвестными героями - доктор Швайцер, Том Дули, Елена Келлер. Современные русские герои: генерал Миллер, генерал Меандров, мать Мария, Вики Оболенская... Много сведений можно почерпать из книги Варшавского "Незамеченное поколение" /Чеховсвое изд./.
  - Надо бы найти современных молодых героев. Им скорее будут подражать ребята.
  - Процесс создания идеала или героя, моральному авторитету которого ребенок будет следовать - процесс довольно долгий, и то, что мы посеем, может дать восходы только через несколько лет, когда встанет, например, вопрос о выборе профессии и о всем "стиле" жизни. Тут может сказаться то, к чему подготовило разведчество.
  - Тема искания идеала представляется нам наиболее важной. Она волнует людей, как на Западе, так и за Железным Занавесом. Мы же, русские, оказались в очень трудном положении: живя за пределами родины, мы не знаем о подлинных наших современных героях, тогда как западные нам ближе, а советские, естественно, неприемлемы. Герои же исторических времен так далеки, что подражать им не всегда есть желание или возможность. Героев-современников нашей молодежи найти почти невозможно. В СССР, молодежь, настроенная не коммунистически не находит себе идеалов среди своего поколения или немного старше. В эмиграции, утерявшей в целом свои смысл и оправдание своего существования, происходит тоже самое.
  - Надо уметь сочетать героев другой нации с нашим национальным воспитанием. Лица типа доктора Швайцера становятся известной силой для всех и могут стать авторитетом и для молодых. Таким же авторитетом стал в России Пастернак.
  - Очень часто для разведчиков II-I2 лет самым главным героем является сам начальник отряда.
  - На героев всегда есть мода. Меняются они с каждым пятилетием, если не чаще. Сейчас эти модные "герои" довольно низкого качества. Ноесть герои безвременные, олицетворяющие какой либо идеал, йода овладевает людьми, когда у них нет идеала. Однако, если воскресить какой-нибудь очень древний идеал, затрагивающий вечные ценности, и дать ребятам возможность подражать этому идеалу, т.е. соответствующе его преподнести и ввести основным стержнем в структуру педагогического процесса, то ребята бы противостояли моде, которая действует путем рекламы, кино к проч. Наша задача ясна: осознать эти безвременные идеалы, выбрать определенные типы для подражания им, и раскрыть их перед ребятами. Этого никто не делает в достаточной мере.
  Каким должен быть положительный герой?
  - Надо найти идеалы, которые наибольшим образом подходят к нашей работе. Они могут олицетворять служение родине, вере, человечеству, природе и т.д.
  - Как найти людей, которые служили этим идеалам и как представить их в какой-то образной форме?
  - В Германии для подростков и молодежи создается определенная почва для нахождения таких идеалов. 3 двух юношеских журналах есть специальная рубрика, описывающая те или иные подвиги, пусть даже незначительные. Постоянно об этом читая, молодежь создает себе тип определенного человека. Нашим ребятам полезно было бы рассказывать от времени до времени о каком-нибудь человеке, совершившем подвиг, например, самопожертвования, для детей необходимы герои, олицетворяющие какой-нибудь идеал. Надо этих героев найти и говорить о них не как о мертвом лице, независимо от того, живы ли они или нет. Надо, чтобы герой жил в воображении детей; чтобы они все время о нем вспоминали. В наше время найти героя, подобного Александру Невскому невозможно, но ребенок сам будет приписывать своему герою черты и качества, которые ему хотелось бы в нем видеть.
  - Важно знать, какие идеалы мы хотим прививать нашим детям. Лет до 15 мы можем говорить ребятам о человеке или группе людей, олицетворяющих этот идеал. Потом же, у подростков, появится свой идеал на основании того, что они усвоили в раннем возрасте.
  - Герой для разведчика II-I2 лет не должен кончать жизнь трагически, а должен всегда побеждать.
  - На каких героев прошлого можно указать и как совместить их с героями современными? Главное, это узнать, чего ищет молодежь в идеалах, которым она поклоняется - геройство, славу и т.д. -, и тогда найти "наших" героев, которые обладают этими качествами,
  - Во Франции появление модных "героев" очень легко объяснить. Мода создается искусственно людьми, которые на этом зарабатывают крупные деньги. Успех у ребят обеспечивается и тем, что такому модному "герою" легко следовать. Это не требует никакой ответственности, никакой творческой энергии.
  - Есть еще одна вещь. Скажем, в школе, если ты не видел последнего матча или не слышал последней пластинки Джони Халлидея, то на тебя смотрят, как на болвана. Конечно, парнишка одиннадцати лет купит такую пластинку и будет ее слушать. Так создается мода.
  - Надо добиться того, чтобы ребята не стыдились сказать, что их герой не какой-нибудь футбольный чемпион, а кто-то другой. Надо, чтобы у них было мужество это сказать. В этом смысл нашей воспитательной работы.
  - Я бы сказал даже не так. Пусть увлекается футбольным чемпионом, в чем он будет находить общее со своими товарищами. Но при двух условиях. Во-первых, путь увлекается им не на правах болельщика, а стараясь ему подражать в его физическом развитии. А во-вторых, пусть увлекается не только им, но и другими положительными героями, отображающими в их совокупности всесторонность наших идеалов. Стало быть, разведчик не будет контрировать вкусы своих товарищей и не будет от них отделяться. Он будет разделять интересы своих товарищей, стараясь их восполнять и положительно ориентировать.
  - Такой подход конечно богаче и может быть плодотворнее во всех отношениях. В частности, воспитательный момент тесно здесь связан с моментом служения ближнему. В этом бесспорное его достоинство.
  - Один немецкий студент мне рассказывал, что он состоит в круге протестантских витязей, занимающимся, в частности исканием положительных идеалов, которым можно было бы следовать. Очень многие витязи этого круга становятся миссионерами или врачами...
  - Трудно найти русских героев - современников нашей молодежи. Указывать на Гагарина и других не следует, т.к. это герои временные; а кроме того, может впоследствии выясниться, что кто-нибудь из них даже не летал, а просто был выставлен как фигура, для выгодной рекламы. Но примеры героев можно найти и в советской прессе. Вот пример. Один молодой человек кончил школу и поступил в духовную семинарию. Через год он отбывал воинскую повинность. Его заставили отказаться от веры и поместить письмо в "Красную звезду", где он заявлял, что он порывает с верой и поносил духовные учебные заведения. Год спустя, еще в армии, он снова прислал письмо в газету, с утверждением, что он по-прежнему верит в Бога и признает неправильным все то, что он писал раньше под влиянием военного начальства. Конечно, этот молодой человек пострадал за свою честность и смелость. Это, конечно, герой, который жертвовал своей свободой и рисковал жизнью.
  А вот другой пример, из той же газеты. Несколько новобранцев пришли в часть с нательными крестиками. Начальство заставило их снять крестики. Они исполнили приказание, но после этого пошли к татуировщику и выжгли у себя на груди крест.
  - Есть еще молодые поэты, которые не подчиняются власти и твердо стоят за свои убеждения.
  - Трудность наша еще и в том, что живя вне нашей страны, нам нелегко найти для ребят русского героя, который был бы им "своим" человеком. Но у нас есть арсенал героев, которыми мы до сих пор пользовались и которые звучали каким то призывом для ребят самого разного возраста. В записной книжке Старого Волка наверно есть 20-30 имен людей, о которых он беседовал. Его беседы были очень увлекательны и производили колоссальное впечатление. Следовательно, нам не нужно искать исключительно новых героев. У нас есть целый список старых героев, раскрытие которых зависит исключительно от нашего таланта.
  - Но надо найти и современных героев. Сейчас тяготение ко всему, что модно и всех увлекает.
  - Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что нельзя препятствовать тому, что какой-нибудь разведчик интересуется модным молодым певцом, но надо параллельно дать ему понятие о настоящем герое, и он сам увидит, что важнее и лучше. Навязанное противопоставление разведчик не примет, но если постоянно ему говорить о наших безвременных героях, в большинстве случаев он сам сделает вывод.
  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
  - Развитие техники приводит, как кажется, к тому, что все больше и больше ребят ею увлекается. В связи с этим меняются интересы ребят; меняется и их интеллектуальный профиль. Что касается гимназистов, то у многих из них также, в часы досуга, заметно увлечение разными отраслями техники и ручного труда. Есть у нас много скаутов и из рабочей молодежи, тогда как раньше преобладали скорее гимназисты.
  - Из всего этого можно, пожалуй, сделать два вывода. Нам надо, в нашей работе, усилить элемент ручного труда и ввести, под тем или иным видом, элемент техники. Второй вывод - это увлечение техникой дает нам возможность ознакомить ребят с целым рядом интересных профессий и тем самым может быть используемо в порядке профессиональной ориентации. Для гимназистов же, техника и ручной труд будут полезной отдушиной в их интеллектуальной гипертрофии и раскроют   пород ними множество новых горизонтов, устраняя ту однобокость в мировоззрении, которую часто дает гимназия, Ручной труд и техника во многом могут уравновесить "интеллектуала".
  - Мы слишком часто равняемся, в разведческой работе, по гимназистам, не учитывая, что у ремесленников и подмастерьев иной уровень и иные потребности. Занятия теорией им, скажем, даются очень трудно.
  - Нужно учитывать также, что эти ребята раньше взрослеют, т.к. с I5-I6 лет они уже самостоятельно зарабатывают. Гораздо раньше они сталкиваются с жизнью. Трудно бывает руководителю найти с ними общий язык и завязать личную дружбу, так как сам он из другой среды и не имеет подобного жизненного опыта. Нужны были бы руководители из той же среды.
  - Наличие в отряде гимназистов и ремесленников открывает перед нами новые возможности. Занятия по теории, например, проводятся у нас более или менее интересно, в зависимости от эрудиции руководителя и от его умения рассказывать, но они никак не иллюстрируются. Мы могли бы использовать технические интересы ребят для того, чтобы нашу теорию сделать более доходчивой. К любой теме или любому циклу родиноведения ребята-"техники" могли бы составить целый ряд таблиц и диаграмм, могли бы смастерить макеты, или сфотографировать необходимые иллюстрации, которые можно демонстрировать во время беседы /проекционный аппарат или экспонаты/. Можно составить серии диапозитивов, иллюстрирующих и историю России, и историю Разведчества, и житие св. Георгия, и религиозный материал наших разрядов...
  - Таким образом, в занятиях широко используется принцип наглядности, благодаря сочетанию моментов интеллектуального и технического. Ребята-"техники" проявляют свои таланты, облегчая этим же прохождение теории самим себе и другим.
  РОДИТЕЛИ
  - Очень часто родители смотрят на разведческий лагерь как на колонию, в которой их сын может хорошо провести лето. Записывая мальчика в лагерь, они совсем не подходят к разведчеству с точки зрения того воспитательного влияния, которое оно может оказать на мальчика. Из-за этого страдает зимняя работа. Отпустить разведчика на сбор равносильно /и хорошо еще, когда это равносильно!/ тому, что его отпускают в кино или ведут в гости к бабушке или на именины к тете Мане. Если принес хорошие отметки, то - в награду - пойдешь на сбор.
  - Желательно в лагерь брать только ребят, участвовавших в зимней работе, которая есть подготовление лагеря. Как правило, не записывать ребят в лагерь, как записывают в любую колонию.
  - Но часто бывает, что ребята привлекаются в Организацию именно через участие в лагере.
  - Если лагерь притягивает ребят, то можно, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы они записывались за несколько месяцев до лагеря и обуславливать участие в лагере участием в сборах до лагеря.
  Таким образом, новичок уже постепенно втягивается в стиль разведческоЙ жизни, находит свое место в звене, начинает представлять себе, хоть в общих чертах, с чем связано его пребывание в лагере. А родителям это дает возможность присмотреться к Организации.
  - Мы же можем присмотреться к новичку, к его интересам, семейным и школьным условиям.
  - Помимо всего, родителей нужно информировать. При записи в Организацию нужен разговор руководителя с родителями. До Торжественного Обещания состоится еще несколько таких разговоров. Родители должны ознакомиться и с третьим разрядом, и с нашими журналами. Хорошо было бы, если бы они прочли некоторые статьи из "ОПЫТА", освящающие идеологические и педагогические установки ОРЮР. А перед самим ТО нужна как бы заключительная беседа, в которой родители согласятся на участие их сына в разведческой работе, на вступление его в Организацию, на дачу им Торжественного Обещания. Родители должны обязаться пускать разведчика на сборы, в походы и лагеря, а также следить за тем, чтобы в случае необходимого отсутствия вожак был предупрежден.
  - Было бы хорошо ввести у нас "ТО родителей", по примеру американских скаутов. Когда новичок дает ТО, его родители тоже дают обещание в том, что не будут препятствовать его скаутской деятельности и, наоборот, сознавая пользу разведческого воспитания, будут ему всячески содействовать на пути его восхождения по разведческой лесенке. Это можно сделать путем письменной декларации.
  - Связь с родителями необходима для успешного развития педагогического процесса. Руководитель должен знать семейное положение и жизненные условия своего разведчика. Он должен интересоваться тем, что родители думают об их сыне и о его воспитании. Многому руководитель может научиться именно у родителей. А многому может и их научить. Руководитель, например, может постараться повлиять на родителей, чтобы в семье говорили только по-русски, чтобы больше полагались на самого разведчика и тем самым развивали и ориентировывали его самостоятельность и проч.
  - Связь с родителями может осуществляться всевозможными способами:
  .. посещение родителей на дому
  .. случайные встречи
  .. связь по телефону
  .. поздравления к праздникам, к именинам...
  .. родительские собрания
  .. выпуск информационного листка для родителей.
  - К вопросу о связи с родителями надо бы присоединить и вопрос об информации вообще. Не говоря даже о пропаганде, мы не делаем совершенно никакого усилия для информации общественности о ношей Организации, иного родителей совершенно не знают о ее существовании. Афиши и плакаты при церквах, в русских центрах, в русских школах, использование местной русской прессы - всё это нужно организовать.
  ИГРЫ И ПРАКТИКА
  - Заметно, что в последнее время игры не пользуются больше таким успехом у ребят как раньше. Играют без удовольствия, а кроме того, не умеют играть. Может быть, последнее влияет на первое. Среди причин такого упадка можно отметить следующие:
  .. руководители недостаточно тщательно подготавливают игры;
  .. во время зимней работы с разведчиками проводится слишком мало игр, - отсюда отсутствие опыта и умения играть;
  .. тематика игр недостаточно интересна.
  - Не будем забывать принципа постепенности в проведении игр. Начинать с более легких, краткосрочных, основанных лишь на одном-двух элементах. Далее, постепенно включать новые элементы и подводить тем самым под устройство большой игры или маневров.
  - Многое в успехе игры зависит от того, как она объяснена ее участникам. Объяснить игру могут по очереди двое руководителей. Потом надо предложить пересказать правила игры кому-нибудь из ребят, причем не одному из самых бойких и смекалистых. Далее, задать несколько вопросов наугад: "Что ты сделаешь, если увидишь другое звено?" Или: "Что ты должен сделать, если у тебя отобрали платок?" и т.д.
  - Может быть, следовало бы переменить тематику игр. Игры с национальной, вернее исторической тематикой больше подходят для волчат. Разведчик уже не вживается так спонтанно в игру, не отожествляет себя с Ермаком или войском Суворова. Нужно выбирать более реальную и современную тематику.
  - Возможно, что такой взгляд следует принять во внимание. Хотя многое тут зависит от самого руководителя; несколько он сам знает и понимает историю, и видит в том или ином герое воплощение тех или иных вечных ценностей. В положительном случае, руководитель любого разведчика вдохновит Александром Невским, Дмитрием Донским, Суворовскими чудо-богатырями, Ермаком и покорением Сибири.
  - Следовало бы поговорить и о воспитательном значении игры. К сожалению, на это уже не хватает времени. Можно посоветовать ознакомиться со статьей "Большие игры" в "ОПЫТЕ" и с конспектом КНО "Игры" /изд. ГК/.
  - Нам надо было также поговорить о разведческой практике, но и на это, к сожалению, не хватает времени. Предлагается все конкретные пожелания относительно изменения программ непосредственно направить в Программную комиссию. Однако не хотелось бы закончить не призвав руководителей но превращать практики в теорию. Учение узлов на ботиночных шнурочках, дорожных знаков на черной доске, Морзе на бумажке - все это превращает эти занятия в полную бессмыслицу. Аргументировать тут не приходится - можно только призвать к действию!
  Выводов делать мы не будем. Все эти высказывания, а в особенности некоторые конкретные предложения приняты во внимание. Штаб Европейского отдела ими руководствуется в проводимой им работе. Не надо, конечно, придавать дискуссии, большого значения, чем, она на самом деле имеет. Кое с чем соглашаешься, кое-что принять трудно, а многое надо проверить на деле; над многим подумать, кое-что усовершенствовать, уточнить, а кое-что отбросить. Дискуссия не есть инструкция. В этом то и ее, ценность. Дискуссия - откровенная, честная дискуссия, уважающая противоположное мнение, открытая к новым перспективам, всё подчиняющая исключительно подлинному интересу ребят, - такая дискуссия действительно обогащает и объединяет ее участников.
  Для нас, в Европейском отделе, эта встреча имела большое значение. Впервые в истории ЕО, была провентилирована за три дня такая обширная программа. Вообще такой стиль дискуссии был нам ранее незнаком. Этих тем касались на совещаниях Отдела, но им не посвящали многодневной встречи. Теперь же такие совещания входят в обычай. Последние три дня летнего лагерного слета были посвящены руководительскому совещанию на тему "Проблемы работы женской ветви". Не исключена возможность совещания, посвященного исключительно вопросам техники, ручного, труда и разведческой практики.
  Ценность такого рода дискуссий стала очевидной. Но надо было начать! И отправной толчок, первичная инициатива тут принадлежит, как мы отметили уже в прошлом номере, молодым строевым руководителям. Посовещавшись с вожаками Отдела, в последний вечер лагеря 1963 г., они усмотрели желательность такой встречи, они установили программу.
  В дискуссии приняло участие 12 человек. Собрались все, кто ведет непосредственную строевую работу с ребятами, за исключением одного человека, который на этот раз не смог прибыть за дальностью расстояния. Наглядное доказательство, что такие встречи возможны, несмотря на занятость, несмотря на финансовые трудности, несмотря на географическую разбросанность Отдела.
  Из двенадцати участников дискуссии, восьми, было между 18 и 24 годами, и четырем за 25 лет. Стоит отметить, что в течение всей встречи совсем не вставала проблема "отцов и детей". Житейская мудрость и жизненный опыт одних гармонически сочетался с Дерзновением и пламенностью других. Значит и это возможно!
Думается, что кое-что из этой дискуссии сможет для своей работы извлечь каждый руководитель. И, во всяком случае, она ярко отображает то, чем живут и о чем думают наши европейцы.
/запись с магнитофона - ОЕП и АВФ редактирование - ЕЕП и НАЧ./