Журнал скаутских руководителей "Опыт" №47

op47.htm Журнал "ОПЫТ" № 47 (1964г.)

  ПИСЬМО

  РУКОВОДИТЕЛЮ

  Дорогой брат!
  Извини, что отвечаю не сразу. Рождественские каникулы у нас, на южном полушарии, самая горячая летняя, а значит, лагерная пора. Мне приходится на это время оставлять свои обязанности Старшего Скаутмастера и брать на себя отряд или стаю, или быть начальником одного из лагерей отдела. Сам понимаешь, работа такого вида не очень много оставляет свободного времени, которое можно было бы использовать на писание писем!
  Со времени, что приступил я к исполнению обязанностей Старшего Скаутмастера, медленно, но верно удается все больше и больше списываться с братьями и сестрами по нашей разведческой семье, разбросанной по разным материкам. В первую очередь стараюсь наладить добрые отношения с молодыми руководителями, ведущими непосредственную работу в отрядах и стаях. Делаю это потому, что в ваших руках, молодые руководители, будущее нашей Организации, будущее всего нашего дела и смысл всех наших больших и малых начинаний. Сам понимаешь, что стоит наша работа в ГК, совете, отделах и секторах, если отряды наши будут спотыкаться на все четыре!
  Мне здорово понравился искренний, по-настоящему разведческий тон Твоего отчета. В нем всё до предела честно и ясно. Человеческий документ, за которым кроется и досада, и огорчения, и одиночество в желании настоящей деятельности во имя нашей идеи. Но вместе с тем, в нем звучит и своего рода юмор, без жалобы или обиды на кого бы то ни было...
  Нужно задуматься и сделать все возможное /и невозможное/, чтобы собрать отряд из новичков, захватить их идеей разведчества, в особенности путем практики и романтики - лагерями, походами, играми, соревнованиями;
  сбить их в крепкую семью. Это первое. Сразу же за этим, нужно набирать и набирать как можно больше младших -в стаи волчат и белочек. Только это даст вам жизнь. Ясно, одновременно с этим нужно работать над собой, работать и над теми старшими друзьями, знакомыми или нет с ОРЮР, которые смогли бы стать руководителями ребят.
  Буду очень рад, если Ты пришлешь мне свою фотографию и снимки ребят. Вы вот вскоре едете в лагерь... Передай всем своим лагерникам мои самые лучшие пожелания. Жми всеми силами на молодых помощников, на вожаков, на будущую руководительскую смену. Попробуй провести курсовую работу -живую, без мертвячины сухих разглагольствований, с песнями, играми, веселыми кострами, чтобы у ребят осталось после лагеря самое радостное настроение, чтобы в душах был след молодых, сильных переживаний!
  Читаешь ли Ты "Вестник рука"? "Опыт"? Находишь ли Ты в них то, что хотел бы найти? В частности, пишу ли я то, что нужно? Давай, искренне, без стеснений. Буду рад, если поможешь мне разобраться в сомнениях, которые часто одолевают и меня, как каждого человека, на которого неожиданно сваливается ответственность за столь важное и нужное дело. В общем, как только будет возможность, пиши. Я здорово занят, но это не помешает мне всегда ответить хоть кратко и без особой задержки.
  Поделись этим письмом с другими руководителями.
  Жму крепко руку. Всегда готов! За Россию!
  Искренне Твой
Сокол.

  Старший Скаутмастер рад будет вступить в личную переписку с каждой руководительницей, с каждым руководителем, с каждым витязем и дружинницей, готовящимися к руководительскому служению. Надо общаться, надо крепить дружбу и сотрудничество, учиться мыслить и действовать сообща, несмотря на расстояния.

  психология

ЛИЧНОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 
/окончание/

  2. Факторы рaзвития личности
  Последнее определение личности нам явно показывает, что развитие личности неотъемлемо от влияния среды. Оно может быть положительным, как и отрицательным, но оно неизбежно - "человек это социальный зверь". Мы это влияние находим при самом рождении под видом наследственных факторов и в течение всей жизни под видом социальных факторов, к которым прибавляется влияние физического мира, составляя вместе окружающую среду.
  а. Наследственные факторы - Влиянию наследственности придавалось еще лет 30-40 тому назад огромное значение в формировании личности. Почти все психологи тогда считали, что ребенок получает при рождении большинство качеств и недостатков и что влияние воспитания мало значительно. В это время и многие педагоги считали, что ребенок должен развиваться сам, оставляя за собой лишь задачу находить ему поле действия, где он мог бы удовлетворить свои потребности. Почти единственные философы, педагоги и психологи, стоявшие за сильное влияние среды в процессе воспитания, были марксисты, до такой степени, что они верили в возможность создания "нового человека". Но и та и другая теория оказались ошибочными. Уже тогда несколько передовых психиатров /Фрейд, Юнг/ показали, что тот и другой фактор имеют определенное значение. В нашу же эпоху /кроме марксистов-коммунистов, которые остались при своей точке зрения/ все психологи и педагоги с этим согласились. Остается только определить точную роль каждого фактора.
  Это изучение в данный момент еще не закончено. Тем не менее можно утверждать, что наследственность оставляет свой отпечаток более или менее в каждой из сфер личности:
  - В физическом сложении и, в частности, в морфологических чертах/дети похожи на родителей, иногда на прародителей/ и при наличии некоторых болезней /напр., эмофилия/.
  - В темпераменте, где она играет очень важную роль.
  - В интеллектуальной сфере, где можно сказать, что ребенок получает при рождении потенциальные умственные способности, которые при помощи обучения полностью развиваются /однако эти способности не всегда имеют прямую связь с умственным уровнем родителей/.
  - В характере, хотя здесь среда играет основную роль.
  Однако почти невозможно определить точную роль наследственного влияния. Ведь ребенку суждено четверть /если не больше/ своей жизни провести со своими родителями, и некоторые черты его характера, которые кажутся наследственными, могут создаться под влиянием семейной обстановки. Это, в частности, мы можем сказать о характере, который не имеет в своей основе никакого биологического субстрата. Тем не менее надо считать, что ребенок не рождается абсолютно нищим, он уже при рождении имеет некоторые специфические черты, "свою личность" как часто выражаются родители. /Можно тут отметить, что некоторые, ныне еще редкие, ученые ставят себе вопрос, какое имеет влияние девятимесячный стаж ребенка во чреве матери - ведь это тоже среда и она, возможно, имеет огромное влияние, не только биологическое, а также психологическое на развитие зародыша/. Эти черты и должны дать направление воспитанию, цель которого раскрыть в ребенке все положительное. Конечно, руководитель начинает им заниматься после многих лет, проведенных под разными влияниями: по этой причине ему труднее уловить присущие черты личности ребенка. Ему, тем самым, необходимо иметь максимальную информацию о протекшей его жизни.
  б. Факторы среды - Мы уже отметили в начале этой главы, что влияние среды имеет два отдельных источника: физическая среда и социальная среда. Последнюю надо к тому же уточнить, разделив ее на семью - первая и главная социальная ячейка, в которой вращается ребенок - и на более обширные социальные группы как: школа, приход, отряд.., чтобы ограничиться самыми важными. Можно было бы конечно расширить эту среду на понятия как: нация, раса и т. д., так как безусловно между молодым французом, североамериканцем и китайцем есть существенные разницы. Однако мы не будем вдаваться в такие подробности. Руководители сами могут нанести к этому конспекту поправки, связанные с различием влияния среды в той стране, где они живут.
  1. Физическая среда. Мы на ней не будем долго останавливаться. Человек имеет такие обширные возможности приспосабливаться к климату, к местности, к пищи, что вряд ли физическая среда имеет такую значительную роль.
  Мы знаем, что климатические и географические факторы играют роль в социальных проявлениях народов, но это главным образом чувствуется у так называемых "примитивных народов". Однако в больших городах /это уже искусственный физический фактор/ люди более индивидуалистично настроены, чем в деревнях, где все происходит на виду у всех. По этой причине в деревнях люди более консерваторы, а в городах более свободолюбивы.
  Питание, тоже играет свою роль. Пример огромной страны как Индия нам показывает, что вегетарианцы более сдержанные, более терпеливые. Правда тут входят возможно и другие факторы, но ведь все знают, что мясо действует как возбуждающее, так как дает больше энергии организму.
  2. Семья. Среди факторов развития личности, семья /и, в частности, родители/ играет самую значительную роль. Это вполне понятно по той причине, что до школьного периода ребенок находится почти исключительно под ее влиянием. А первые годы его развития самые важные в его жизни, так как они дают ему первый импульс, первые навыки, которые останутся в основе его дальнейших приобретений.
  Но родители не только первые воспитатели ребенка. Для его всецелого развития они должны ему служить и примером. Мы уже говорили, что развитие личности происходит при наличии двух операций:
  приноравливанин и усваивания. В течение своего роста ребенок переходит /как бы пробуя/ от одной к другой. Он останавливается лишь тогда, когда ему удалось гармонически сочетать эти два противоположных точения. Это сочетание же будет возможно лишь при "идентификации" /уподоблении/.
  Если он мальчик, его идеал - стать "как папа", если он девочка "как мама". Без этого постоянного влечения он никогда не дойдет до зрелого возраста. Понятно, что если родители не будут им заниматься, он будет искать примера у других - среди учителей, старших товарищей, других членов семьи или знакомых. То же случится, если родители будут для него плохим примером. Или же в последнем случае, что еще хуже, он последует их плохому примеру /отсюда пословица: "Каков отец, таков и сын"/.
  3. Школа, отряд, приход... Помимо своей семьи ребенку очень рано приходится участвовать и в других социальных группах.
  - Школа и отряд: В плане социологическом школа и отряд имеют большие сходства. Это группа товарищей приблизительно того же возраста под надзором взрослого человека /учителя, руководителя/. Этот взрослый человек может играть роль заместителя родителей и стать тем примером, в котором дети нуждаются для идентификации. Однако в теперешнее время разведчество в глазах ребенка часто принимает более важный, более серьезный характер, по той простой причине, что школа часто не способна сыграть в его жизни воспитательной роли. Кроме того, его отношения со школьными товарищами могут быть глубокими лишь, если он будет с ними встречаться помимо уроков. В каком-то смысле школа не только не помогает его внедрению в социальную среду /что научно называется "социализация"/, но ему мешает. Ее дисциплинарные методы заглушают в ребенке всякую спонтанность. Поэтому все чаще и чаще приходится встречать "диких детей", которые чудятся среди ровесников, не имеют чувства плеча, а думают сперва о себе. Эти недостатки разведчество  может искоренить при помощи основных его методов; игра, которая возвращает ребенку присущую ему спонтанность, и звеновая система, которая ставит разведчиков в постоянное взаимовлияние и взаимоотношение.
  Но вернемся теперь к тому, о чем мы говорили выше: руководитель может служить разведчику примером для идентификации. Иными словами он может заменить родителей в одной из их основных ролей. Любой руководитель будет польщен таким доверием ребенка, иной будет немного встревожен. В какой-то мере естественно и нужно, чтобы руководитель служил примером разведчику. Тем не менее не желательно, чтобы его авторитет заменял полностью авторитет родителей. Бывают конечно безвыходные положения: разведенные браки, пьянство или просто смерть одного или обоих родителей. В таком случае желательно даже, чтобы руководитель или руководительница, физически или психологически заменили отсутствующее лицо. Но во всех других случаях необходимо, чтобы руководитель употребил весь свой авторитет на восстановление авторитета родителей. Он не должен забывать, что главные воспитатели - родители. Поэтому он может помогать, давать советы, делиться своим мнением, но ни в коем случае он не должен принимать все воспитание на себя. Если, например, разведчик поделится с ним о важном событии в своей жизни, он должен узнать: в курсе ли дела родители или нет... Если нет, он конечно не пойдет и не расскажет всего родителям /это был бы "донос", который сильно повредил бы его авторитету/, но всячески постарается убедить разведчика, что он должен сказать это и родителям, хотя бы, если нужно, в его присутствии.
  - Приход. Мы здесь не будем изучать приход с точки зрения его духовного влияния на развитие ребенка. Как и в изучении факторов семьи и отряда, нас сейчас приход интересует лишь как социальная ячейка, которая помогает ребенку расти - то есть приспособляться к среде взрослых людей.
  Он для социологов более схожий с семьей, чем школа и отряд. Его существование требует координированных усилий людей разных полов и возрастов под руководством священника /"отца"/. Последний и должен помочь ребенку стать полноценным членом прихода. Но  помимо священника ребенок будет сталкиваться с разными другими людьми, в сущности ему чужими. Некоторые будут ему помогать в развитии духовном как и в социальном - т.е. будут ему давать роль в приходе /например прислуживать/. Другие могут его, наоборот, оттолкнуть от церкви. Известно например, что кликушество - многих подростков удаляет от церкви и препятствует вообще их отношениям с пожилыми людьми.
  В заключение, можно приложить упрощенную схему разных влияний способствующих /иногда правда тоже препятствующих/ формированию личности. Эта схема нам показывает насколько сложен этот процесс. Она также составит, лучше чем можно это сделать словесно, синтез того, о чем мы говорили в разных отделениях этой второй главы.
  инс. Илья Коротков, пом. нач. 5 круга.
op471.jpg

 в помощь   РУКОВОДИТЕЛЮ

  ОБЩАЯ ЛАГЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И BOЖAKOB

  1. В условиях жизни и работы большинства дружин, летний лагерь - это своего рода смотр и завершение зимней работы в единицах; в таком лагере нет необходимости заниматься азами, элементарными понятиями разведчества; в таком лагере не может быть проблем в области утверждения подлинно разведческого духа.
  В наших условиях, когда зимняя строевая работа находится в упадке, когда в лагере преобладают одиночки и новички, на руководителях и вожаках лежит особая ответственность -личным примером продемонстрировать лагерникам все лучшее, что может дать человеку разведчество!
  Руководитель и вожак в лагере должен сознавать, что он на своем посту 24 часа в сутки и что в течение всего лагеря, в любое время дня и ночи, он должен быть для лагерников справедливым и отзывчивым старшим братом, старшей сестрой.
  2. Родители доверяют нам самое дорогое, что у них только есть - своих детей! Наш долг неустанно следить за благополучием этих детей в лагере. Дети никогда не должны оставаться без надзора - ни в лагере, днем и ночью, ни по дороге на кухню и с кухни, ни в вольное время, ни на пляже; во время купания дежурные по лагерям обязаны все время наблюдать за купающимися.
  3. Помните, что дисциплины невозможно добиться командирскими окриками и грубостью - лучше всего с самого начала ввести дисциплину посредством вожаков и звеновой системы, всячески укрепляя авторитет вожаков.
  Сразу же, с первого дня, с первой же недели лагеря, введите строгую, четкую дисциплину, подтяните ребят, научите их строю, рапортом; объясните ребятам, кто - кто, кто начальник лагеря, кто его помощник, кто вожаки, как и к кому обращаться.
  4. Во всех случаях лагерной жизни стремитесь укреплять
  звеновую систему, итак - не "эй, вы, пойдите сюда!", а "звено "Бобр" ко мне", или ""Дикобраз", приведи звено "Коршун" на поляну в I2.I5".
  5. Крайне желательно, чтобы руководители и вожаки готовились к проводимым ими занятиям, многие из наших лагерников  только в нашем лагере проходят систематически "Закон Божий" и "Родиноведение", и поэтому нам недостаточно давать детям лишь "взгляд и нечто", а необходимо в установленных программой рамках давать им полноценные сведения.
  6. Как и каждый год, подчеркиваю и на этот раз, что руководители и вожаки не имеют права без разрешения начальников лагерей покидать пределы лагеря; разрешения же на выход из лагеря следует давать лишь в исключительно уважительных случаях.
  7. В заключение хочу подчеркнуть, что ни один руководитель, каким талантливым и преданным делу он бы ни был, или самому себе не представлялся, не имеет права считать себя "солью земли", единственным исповедником разведческого правоверия, призванным навязывать свою волю и свои идеи другим руководителям, считая всех остальных, как бы руководителями второго сорта, пригодными в лучшем случае для работы с волчатами и белочками или копания "холливудов".
  Нас очень мало, все мы сообща творим важное, общее дело, все мы нужны, и не может быть делений в нашей среде на руководительскую элиту и руководительское "быдло." В лагере нет почетного и второстепенного труда - одинаково важно и не менее трудно талантливо заниматься и с волчатами, и с перворазрядниками и, скажем, жертвенно работать на кухне.
  Вся наша работа - "зимняя", а особенно лагерная - осуществима лишь, если все мы, члены руководящего кадра, будем действовать, обсуждать и решать все соборно, на равных началах, принимая во внимание общую линию, представляемую и проводимую старшими руководителями.
  Мудрая Сова, нач. друж. "Царское Село", НЙ.
  /из "ИСКРЫ" - листка для руков. и вожаков, издаваемого дружиной/

ВОПРОСНИК РОДИТЕЛЯМ - ПОСЛЕ ЛАГЕРЯ

  Дорогие родители!
  Для того, чтобы мы могли еще улучшить наши летние лагеря, нам очень важно знать Ваше мнение о нашей работе и отзывы Ваших детей о нашем лагере. Будем Вам очень благодарны, если Вы не сочтете за труд заполнить и прислать начальнику дружины нижеследующую анкету:
  1. Общее Ваше мнение о лагере.
  2. Что в лагере оставило самые лучшие воспоминания у Ваших детей?
  3. Что, по Вашему мнению, следовало бы внести в лагерную программу?
  4. Что можно было бы улучшить или изменить?
  5. Считаете ли Вы, что в лагере слишком строгая, слишком слабая дисциплина; слишком много или слишком мало занятий, слишком много или слишком мало спорта?
  6. Считаете ли Вы, что детей в лагере кормят достаточно, мало или много?
  7. На что в лагере, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание?
  8. Считаете ли Вы, что плата за лагерь достаточна, низка или высока?
  9. Готовы ли Вы порекомендовать наш лагерь своим знакомым?
  10. Считаете ли Вы, что нам лагерь лучше всего устраивать на 2 недели, или на 4 недели, или на 6, или на 8 недель?
  11. В какое время, по Вашему мнению, нам лучше всего устраивать лагерь: в июле, в августе, или две недели в июле и две в августе?
  12. Особые примечания.
/из материалов нью-йоркской дружины "Царское Село"/

  БИБЛИОГРАФИЯ

  ПУТЬ НА ГРУМАНТ. Автор - Константин Бадигин, исследователь Арктики. Повесть знакомит нас с жизнью поморов-жителей крайнего Севера после петровского времени.
  Повесть может стать настольной книгой вожака. Юнга Ваня и три моряка вынуждены прожить шесть лет на необитаемом острове. Любая страница - отдельная беседа о родиноведении, о дальнем севере. Описание природы. Полярная ночь. Мужество и смекалка. Находчивость в тяжелые минуты. Робинзонада и умение приспособиться к тяжелым условиям жизни.
  ПОГОВОРИМ О НАШИХ ДЕТЯХ, под редакцией Е. Волковой, Москва", 1959 г., 365 стр. В книге собраны беседы ученых, педагогов, родителей, врачей. Очерки на темы воспитания. Раскрываются психологические особенности детей разных возрастов. Освещаются вопросы трудового, нравственного, умственного, физического воспитания, взаимоотношения между детьми и взрослыми.
  Книга предназначается для родителей, но и нам не лишним будет познакомиться с ее содержанием, тем более что она читается легко. В ней нет теории, нет "научных выводов". Описываются факты из жизни и сразу видно, где правильный воспитательный подход, а где ошибочный.
  По моему мнению, книга эта была бы как бы иллюстрацией, своего рода дополнением к нашей теории.
  ЛФА.
  ДЕЛИТЕСЬ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЧИТАННЫХ ВАМИ КНИГ -
  - ПРИСЫЛАЙТЕ НАМ КРАТКИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 ОБОГАЩАЙ ЯЗЫК РЕБЯТ

  Судя по тому, что пишут с мест, труднее всего применять скаутскую методику в занятиях по тому, что наши программы называют "теорией".
  Постараемся в ближайших номерах продолжить начинаемую здесь серию игр по обогащению языка ребят и по родиноведению. Тут есть игры и для волчат, и для разведчиков, и даже для витязей. Ред.
  1. ПЕРЕМЕНА БУКВЫ
  Руководитель произносит вслух односложное или двусложное слово и предлагает заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово /имя существительное/. Например:
  дом - том, ком, лом, сом, ром, жом; дым, дол, дог, Дон. гора - кора, пора, нора, горн, горе. кочка - дочка, бочка, мочка, ночка, почка, точка; качка;
  кошка, конка, корка.
  бок " кок, док, рок, сок, ток, шок; бак, бук, бек; боб, бор, бот.
Выигрывает тот, кто подберет наибольшее количество слов.
  2. ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ
  Превратить "волка" в "козу", изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Ответ: волк - полк - пола - поза -коза.
  Таким же образом:
  превратить "реку" в "море": река - рука - мука - муза -

луза - лоза - поза - пора - гора - горе - море; превратить "ночь" в "день": ночь - ноль - соль - соло -
  сило - сено - сень - день;
  превратить "тесто" в "булку": тесто - место - месть -масть - пасть - паста - каста - каска - качка -пачка - палка - балка - булка.
  3. МЕТАГРАММЫ

Со звуком "С" я не вкусна, С "К" я в школе на стене, Но в пище каждому нужна. Горы, реки есть на мне. С "М" берегись меня, не то С "П" от вас не утаю -Я съем и платье и пальто. Тоже в школе я стою. /соль, моль/ /карта, парта/
  Хоть и мала я, но взгляни:
  Весь мир в себе я отражаю. Но "К" на "Ц" перемени -Я по болоту зашагаю. /капля, цапля/

  С "П" я в доме, с "В" я в поле, С "Ц" я в море, с "Г" - в футболе, С "К" вбивают, с "Т" взрывают, С "Д" долину называют.
  /пол, вол, мол, гол, кол, тол, дол/
Я цвет одинаковый часто имею:
  И с "Г" зеленею, и с "К" зеленею. Но с "К" вам со мною рискованно быть:
  Могу и до слез довести, и убить. /луг, лук/

  С "Б" мучительной бываю, С "Ц" одежду пожираю, С "Р" актеру я нужна, С "С" для повара важна.
  /боль, моль, роль, соль/
  4. ЦЕПОЧКА
  Вожак произносит вслух любое имя существительное в начальной форме /напр.: ракета/ и указывает на одного из разведчиков. Тот обязан быстро сказать слово, начинающееся последним слогом предыдущего /напр.: тарелка/, и указать на следующего разведчика. В случае задержки вожак имеет право указать на другого участника, который возобновляет "порвавшуюся цепочку".
  5. ОДНИМ СЛОВОМ
  Руководитель зачитывает краткое толкование существительного, а участники игры записывают отгаданное ими слово. За каждое правильно записанное слово засчитывается очко, а за удачный пример - из литературы или собственный - еще одно. Можно играть по звеньям или индивидуально.
  Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.
- Зевака: "...за слоном толпы зевак ходили" /Крылов/.
  Тот, кто любит сласти.
  - Лакомка, сластёна.
  Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.
  - Левша.
  Необразованный, мало сведущий человек.
  - Невежда: "...невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк" /Крылов/.
  Ненасытный, прожорливый человек.
  - Обжора: "Отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут" /Пушкин/.
  Тот, кто любит болтать вздор, пустяки.
  - Пустомеля.
  Неловкий, рассеянный человек.
  - Растяпа: "Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря /пословица/". Растяпа, сколько ни храбрись, в нужде рассудок потеряет... /разведческая песня/.
  6. БЕЗ ЗАПИНКИ
Вожак читает вслух указанные ниже слова и, называя по очереди ребят, предлагает им сидя сказать фразу, в которой указанное слово было бы в творительном падеже единственного числа /например.:
  багаж - везут тележку с багажом/. В случае ошибки или задержки виновник встает и продолжает стоять до тех пор, пока не даст правильного ответа. Выигрывает тот, кому ни разу не приходилось вставать.
  Багаж, блиндаж, вещь, врач, выигрыш, гараж, горечь, грач, детеныш, дочь, душ, ёж, камыш, ключ, ковш, коклюш, ландыш, латыш, марш, матч, мелочь, меч, молодежь, морж, муж, мышь, мяч, нож, ночь, падеж, паралич, патронташ, печь, плащ, плюш, пляж, помощь, прыщ, репортаж, рожь, рубеж, саквояж, стаж, сторож, тираж, ткач, товарищ, уж, фарш, финиш, чертёж, шалаш, шарж, экипаж, этаж.
  7. ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ
  Паренек под облаками ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это?.. /Верхолаз/.
  И на земле, и на снегу я зверя выследить могу по следу лапок и копыт:
  на то ведь я и... /следопыт/.
  Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда, двойное "р" содержит он и называется... /перрон/.
  Загадка эта нелегка:
  пишусь всегда через два "к";
  и мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я - ... /хоккей/.

  Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полет наш любимый... /вертолет/.
  Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор:
  несъедобен... /мухомор/.
  На большие расстояния мчится он без опоздания;
  пишется в конце два "с", называется... /экспресс/.
  В конце двойное "л" пиши, а как зовут меня - реши:
  без мастера граненым стал блестящий, правильный... /кристалл/.
  Эти игры и загадки составлены по книге Арсирия и Дмитриевой "Материалы по занимательной грамматике русского языка", ч.1, Москва 1963, которая интересна как для работы в отрядах, так и для преподавания в русских школах.
  При подготовке и проведении вышеизложенных игр рекомендуется руководителю иметь при себе словарь русского языка /напр., словарь Ожегова/. Большие услуги может также оказать, в частности, для игр типа "метаграммы" или "превращение слов" - один из недавно изданных словарей, в которых слова расположены в алфавитном порядке начиная с конца слова.
  Мы убеждены, что подобного рода игры представляют немалый интерес и для нас, руководителей!
  Ё.
  Входит ли в твой план работы задача подготовить себе заместителя?


 ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

ЛАГЕРНЫЙ ОТЧЕТ И ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

  5-ый отряд, как известно, славится своей исправной отчетностью и планировкой. Недаром долголетнему его начальнику была поручена ответственная административная должность секретаря САО.
  Мы уже имели случай печатать некоторые материалы, присланные "Кабаном". Приводимые ниже в отрывках лагерный отчет отряда и план годовой работы представляют хотя бы двоякий интерес: помимо чисто фактических данных о жизни отряда, в них можно найти кое-какие идеи для работы в отрядах, а с другой стороны они могут послужить образчиками при составлении подобных бумаг. Ред.

  ЛАГЕРНЫЙ ОТЧЕТ   1. Общие данные
  Место: Тринити Леук. Калифорния.
  Длительность: 3- 17 августа, 63 г.
  Название: "Адмирал Нахимов".
  Лагерная песнь: "Моряки" /"Нелюдимо наше море..."/
  Герб лагеря: Якорь, проходящий сквозь белый спасательный круг,
  с надписью "Адмирал Нахимов". Одновременно, в той же местности были расположены на определенном расстоянии друг от друга отрядные лагеря других единиц дружины "Киев".
  2. Состав лагеря
  I скм., I витязь, 7 старших р-ков II разряда, 2 р-ка II разряда, 7 разведчиков III разряда, I новичок - итого: 19 чел.
Из этого состава: - двое старших р-ков II разряда были в лагере лишь с 9 авг.;
  - двое были из 10-го одиночного отряда /Сеэтельское звено/,
  - двое, не указанных в учете лагерников, приезжали лишь на субботу - воскресенье.
  3. Задачи лагеря
  а. Укрепление звеновой системы и воспитание вожаков. б. Обучение и подготовка новой руксмены и ответственных членов
  штаба отряда.
  в. Чувство плеча и братства, как в отряде, так и между единицами.
  4. Выполнение намеченных задач
  а. За лагерь звенья окрепли и вожаки встали на ноги. Это было достигнуто максимальным давлением на проведение всех начинаний по звеньям. Звенья даже дошли до того, что сами готовили новичков к испытаниям на разряды, а также сами проходили вместе свои разряды.
  б. Вся лагерная нагрузка и начинания велись пом. нач. лагеря, ст. вожаком и членами штаба, под непрестанным наблюдением нач. лагеря. Результат - хорошая практическая школа для них, которая дает возможность предполагать их самостоятельную работу в следующем году.
  в. Благодаря близости лагерей, особенно мужских, удалось восстановить настоящее братское отношение между отрядами, не в ущерб отрядной жизни. Таких хороших отношений и желания объединить игры, состязания и другие начинания не было с самого начала существования другого отряда /23 отр. им. "Ген. Скобелева"/...
  5. Общее расписание
  0730 Побудка
  0735 Зарядка
  0745 Умывание, уборка
  0830 Утренний смотр
  0845 Подъем флагов
  0900 Завтрак
  1000 Занятия, работы
  1200 Купание, стирка
  1315 В лагерь
  1330 Обед
  1400 Отдых
  1500 Занятия, игра, задание-поход
  1700 Купание, стирка, уборка
  1845 Вечерний смотр
  1900 Ужин
  1945 Спуск флагов
  2000 Звеновой час
  2100 Костер
  2200 Молитва
  2215 По палаткам
  2230 Отбой
  6. Занятия
  III разряд, II разряд, практика I разряда и специальности. Занятия проводили: III разряд - в звеньях, II разряд - пом. нач. лаг. и ст. вожак, I разряд и спец.: нач. лаг.
  7. Игры
  Игры в этом году проводились совместно с 23. отрядом и состояли главным образом из обороны лагерей, как от нападений членов дружины, так и от туземцев. Игры очень украсили купленные отрядом радио-передатчики "воки-токи", благодаря которым удалось проводить успешно все игры. В играх проводилась практика разрядов - напр. на I. разряд были сделаны карты местности, которые употреблялись в игре.
  8. Походы
  Из-за неудобности местности и очень сильной жары удалось провести только три похода: звеновой /2 день лагеря/, 2-разрядников, и на I разряд /совместно с 23. отр./.
  9. Песни и кличи
  Эта область работы провелась удачно в этом году, особенно ввиду того, что в лагере была гармошка-баян.
  10. Костры
  В этом лагере проводились самые разнообразные костры: спевки, лагерный, общий с 23. отрядом, общий с разведчицами, звеновые. Все руководство лагеря участвовало Б подготовке и в проведении костров.
  11. Состязания
  В лагере проводилось звеновое состязание, которое дало толчок работе звеньев. Пункты давались за лучшую палатку, отношение звена к работе, подготовку и участие в костре, дежурство. Одновременно проводилось и состязание на звание лучшего лагерника по почти тем же пунктам.
  12. Общие замечания
  а. Отсутствие в этом году духовника лагеря сказалось в отсутствии богослужений /был только водосвятный молебен на I Спас/, а также привычной духовной работы с детьми. Надо надеяться, что в будущем в лагере будет духовник.
 б. Местность лагеря, особенно отсутствие свежей питьевой воды, удручающе действовала на лагерный дух. Пыль, зной заставили увеличить купание и утром и вечером до двух часов, и перевести игры на вечернее и ночное время. Поездки дважды в день в соседний городок с баками за водой не только связывало одного из руков по очереди /были только две частные машины/, но и действовало на психику ребят. Местность не давала возможности делать намеченные походы из-за отсутствия походного ландшафта. Можно было, правда, на машине забросит ребят за 15 миль от лагеря в местность удобную для походов, однако наличие одной 6-местной машины в каждом лагере /по 19 чел./ исключало возможность отрядных  походов, а также отрывало бы нач. лагеря от лагеря на чересчур большой промежуток времени.
  в. Отсутствие дружинного транспорта а также одного лишнего рука сказалось в следующем: нач. лагерей по очереди должны были ездить за продуктами /из-за дороги не давали никому управлять своими машинами/, отрываясь от лагерной жизни;  при неприятностях и нападениях местной молодежи отрывались чересчур далеко от лагерей, и не могли проводить вечерних бесед, при погрузке, разгрузке на месте оба нач. мужских лагерей были заняты в качестве перевозчиков и распределителей инвентаря, опять-таки отрываясь от отрядной жизни в день, когда их присутствие особенно важно в лагерях.
  г. Идея занятий для старших разведчиков, начатая нач. 23 отряда, привилась и общими усилиями обоих мужских лагерей проводилась в жизнь. После отбоя старшие разведчики обоих лагерей собирались на кухне 23 отряда, и им или давались читать статьи из наших изданий /"Опыт", "ВеРу", "СкР", "Свисток".../ или проводились короткие беседы или курс умения говорить. Все охотно принимали участие в этом начинании, и следует надеяться, что в будущем эта практика продолжится.
 

  ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА /на период 14 сент,. 63 - 13 сент., 64г./

  1. Положение
  а. Звено старших разведчиков в данное время находится в стадии переформирования, и неизвестно, будет ли оно существовать при отряде.
  б. Звено "Филин" нуждается в новом вожаке, так как настоящий не справляется с задачей.
  в. 2 звена в хорошем состоянии.
  г. Инвентарь и касса отряда находятся в лучшем состоянии, чем когда-либо раньше.
  д. Разведческий дух и исполнение законов нуждается в большом сдвиге вперед для того, чтобы отряд стал настоящей разведческой единицей.
  е. Предположения:
  - Отряд в этом году не получит пополнения из стаи.
  - За год в отряд поступит 5-6 человек и уйдет 1-2 человека.
  - Летом 64 года будет проведен съезд САО.
 
2. Задание и цель
  а. Продолжать налаженную жизнь отряда, обращая особенное внимание на внутренний рост и работу над собой.
  б. Подготовить звенья и отряд в целом к Съезду и состязаниям.
  в. Более активно принять участие в начинаниях дружины.
  3. Выполнение
 
а. Основные положения:
  - Сборы отряда проводятся раз в две недели /к плану приложен и календарь/.
  - Походы отряда: минимум раз в месяц.
  - Звеновые сборы или походы не реже двух раз в месяц. План сбора или похода подготавливается на отрядном совете -одинаковый в основном для всех звеньев - и сдается нач. отряда на ближайшем отрядном сборе.
  - Сборы отрядного совета: I раз в месяц. Штаб отряда собирается заранее, обсуждая чисто административные и воспитательные дела, затем при вожаках обсуждаются результаты штаба и текущие планы звеновой и отрядной работы.
  - Основной удар работы на беседы со звеньями и отдельными
  разведчиками для поднятия чувства разведческой идеи, а также на полное освоение пройденных разрядов и специальностей.
б. Координирующие инструкции:
  - Каждый план отрядного сбора содержит в себе теорию, практику, состязания и игры. /Приложение № 2 - план отр. сбора/.
  - Религия и духовное воспитание, по возможности, проводится на звеновых сборах с духовником дружины.
  - Дух соревнования между звеньями поддерживается путем годового звенового состязания /Приложение № 3 - Годовое звеновое состязание/.
  - На каждом сборе, дежурное звено выносит знамя при начале и конце сбора, говоря при этом законы. Дежурное звено ответственно за чистоту в штаб-квартире.
  - Задание к весенней выставке дается звеньям в конце ноября 63 г., по получении темы выставки от начальника дружины.
 
4. Администрация и хозяйство
  а. Штаб отряда:
  - Должности в штабе совмещаются со строевой работой в отряде.
  - В течение года надо подготовить зав. кухней, казначея, секретаря и зав. хозяйством.
  б. Касса:
  - Сбор членского взноса делается на каждом сборе.
  - Штаб отряда должен постараться получить старые долги от круга витязей.
  - Касса отряда обслуживает нужды звена: инвентарь и т.д.
  в. Личный состав:
  - Список отряда.
  - Продолжает существовать три звена.
  - Во время года проводится акция по привлечению новых членов.
  г. Отчетность, планы и рапорты:
  - План сбора звена, он же и отчет сдается на следующем отрядном  сборе.
  - План работы звена составляется на 3 месяца на отрядном совете.
  5. Руководство и связь
  а. Руководство:
  - Подготовка рук. кадра отряда, начатая в прошлом году, продолжается посредством все более и более самостоятельного проведения работы кандидатами.
  - Не позже дня Св. Георгия 1964 года настоящий пом. нач. отряда принимает отряд, а ст. вожак становится его помощником.
  - В настоящем плане распределение ответственности за определенную область работы таково:
  Пом. нач. отр.: теория, состязания, строй и воспитание. Ст. вожак: практика, игры и хозяйство.
  б. Связь:
  - Связь внутри отряда - обязанность ст. вожака.
  - Связь с родителями
  Выпуск извещения посылаемого на адрес родителей. Еже-возможный контакт лично или по телефону. Обязательный контакт в случае пропуска сбора или задолженности членского взноса более двух месяцев.
  Приложение №3

ГОДОВОЕ ЗВЕНОВОЕ СОСТЯЗАНИЕ

  1. Общие данные
  а. Состязание начинается I окт. 63 г. и кончается после лагеря 64 г.
  б. В состязании принимает участие каждое звено в составе не менее четырех человек. При упадке численности на три человека, звено не получает пунктов за период, пока не достигнет численности в 4 человека.
  в. Потеря косынки или другое наказание равносильно потере этого человека, плюс звену отсчитывается 5 пунктов в месяц.
  г. Подсчет пунктов делается в конце каждого месяца и указывается на отрядной доске.
  2. Состязание
  Состязание делится на пункты единовременные и каждодневные.
а. Единовременные пункты: /засчитываются в конце состязания/
  - Посещение начинаний отряда, дружины звена  выше 80% 20
  - Звеновая книга 10
  - Из звена выделено другое 30
б. Нарастающие пункты:
  - За каждый сданный план-отчет сбора-похода  5
  - За каждый поход   10
  - За каждый смотр на сборе  до 2
  - Состязания на сборах 1место 2, 2место 1
  - За каждого приведенного нового члена ОРЮР 15
  - Специальности: почетная и ст. р-ков 10, обыкновенная 5
  - Звеновая книга на отр. сборе или совете 1
  - Разряды: 1 -15,  2-10, 3-5
  - Участие на сборах до 5
  - Выговор на сборе  -5

  Скм. М. Данилевский, нач. 5. отр., член Совета ОРЮР

  - Подобного типа отчет о лагере и годовой план работы не так уж трудно составить - особых литературных талантов не требуется, а сколько интересных идей и поучительного материала!
  - Несколько пожеланий, которые смогут пригодиться в будущем:
  - Какие игры? Какие были разработаны походы? Какие песни поются? Какие новые разучены? Какие употребляются кличи? Интересно было бы знать тематику костров, а может быть и план того или другого из них.
  - Такого рода новшество как систематические вечерние занятия со старшими разведчиками тоже нуждается, для читателей "Опыта", в более пространных комментариях.
  - Что касается плана работы, то особый интерес представило бы наверно опубликование приложения № 2 - плана отрядных сборов.
  Ред.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА

  "Вот проблема из жизни. Таня - единственная дочь у матери. В детстве была хрупкой, болезненной девочкой, поэтому мать во всем ей уступала. Девочка подросла, стала требовательной, капризной, наглой... Поступила в отряд разведчиц. Девочки ее не взлюбили:
  "Или мы, или она!",- заявили они. Что делать? Отряд, ведь, не только для благородных девиц? Не принять - сознательно толкнуть Таню идти по ложному пути. А принять - значит взять тяжелую обузу на свою голову...
  Как бы поступил ты? Как вернее подойти к такого рода ребенку?
  Кто ответит на это письмо, недавно полученное редакцией? Ответы можно посылать непосредственно мне или через "Ерша".
  скм. Л. Артемьев.

  РУКОВОДИТЕЛЬСКАЯ ДИСКУССИЯ

  Это было в ноябре прошлого года. Телефонный звонок из Парижа.
  - У нас здесь масса вопросов, о которых мы должны серьезно поговорить. Можно ли к вам нагрянуть? Нас будет несколько человек, еще не знаем сколько - кто сможет освободиться на 2-3 дня.
  Так начался этот разговор, так много давший каждому из нас.
  Инициатива исходила от самых молодых, от тех, кто горячо переживает живые корни нашего движения, неизменно ездит в лагеря, непосредственно руководит ребятами, ближе всего стоит к их эмоциям.
  Разговор был деловой, конкретный, серьезный и волнующий. Приехали с готовой повесткой, от плана не отступали, почти все записывали на пленку - словом, получилось руководительское совещание, или, если хотите, конференция круга "БКС" .
  Очень жаль, что мы были не в полном составе. И еще очень жаль, что нет сил полностью перепечатать на бумагу все записанное на пленку.
  Вот в конспективной форме наши темы и высказывания:
 
РЕЛИГИЯ
Что для разведчика обозначает религия?
  - Религия для ребят разведческого возраста еще мало понятна, но обыкновенно их притягивает. У многих мальчиков есть идеал служения добру, и они чувствуют, что в церкви происходит что-то хорошее, хотя не обязательно прямо связывают этот идеал с религией. Им интересно участвовать /напр., в роли прислужника/ в том определенно хорошем и таинственном, что происходит во время богослужения.
  - Однако, если ребенок не участвует активно в богослужении, ему скучно в храме, так как он смысла богослужения еще не понимает, и это может даже дойти до чувства отталкивания от Церкви и религии.
  - Часто разведчик связывает религию с русскостью. Цель религиозного воспитания
  - Развить религиозное самосознание /дать пережить, что значит быть христианином/, связать религию с повседневной жизнью /тут играет большую роль знакомство с евангелием/.
  Как заниматься религиозным воспитанием?
  - Главный метод религиозного воспитания - как и воспитания вообще - личный пример руководителя. Рук. для разведчика часто герой и большой авторитет, и он во всем старается ему подражать. Кроме того, рук., по первому закону, обязан быть активным верующим.
  - Если руководитель чувствует себя неспособным проводить религиозное воспитание, он должен стараться заполнить свои пробелы. Религиозные знания он может подзубрить. Если же он в каких-то вопросах веры сомневается, он должен во всяком случае серьезно к этому относиться и стремиться усовершенствовать свою веру. Разведчик тогда почувствует уважение рука к этим вопросам.
  - Бывает, что разведчики задают вопросы на религиозные темы, на которые рук. не знает, как ответить. Тогда лучше прямо сказать, что не знаешь ответа. Разведчик поймет, что руководители не могут быть совершенными. Главное - дать почувствовать искреннее и глубокое отношение к религии.
  - Обрядную сторону сводить к минимуму. Главное - проводить для всех понятную молитву. Лучше петь утром только "Отче наш", но зато объяснить каждому точный смысл и дать возможность действительно молиться этими словами. Опять-таки пример руководителя на первом месте.
  - Посвящать со временем в смысл литургии, как центрального момента всей религиозной жизни. Давать всем активно участвовать в литургии - прислуживать, читать, петь /с пением осторожно: у т. н. "профессиональных" хористов часто бывает не очень серьезный подход, и они могут плохо повлиять/. Устраивать литургии специально для отряда или дружины: на них никто не мешает активно участвовать всем ребятам. Все они могут себя самостоятельно проявить. Наивысший же вид участия, увенчивающий всю нашу работу по религиозному воспитанию, или, лучше сказать, - всю религиозную жизнь отряда это, конечно, причастие Святых Тайн, не как "обязательное говение раз в год", или как "красивый русский обряд" /!/, а как нормальная духовная пища каждого христианина.
  - Спевки для подготовки литургий можно использовать для объяснения богослужения.
  - У каждого ребенка есть личные религиозные переживания, о которых мы ничего не знаем, и не должны знать, т. к. они касаются только его одного, составляют сферу его интимной религиозной жизни. Хорошо было бы как-то связать основные этапы внутреннего совершенствования скаута с религиозными символами, например -дарить ему в какой то момент иконку, крестик или евангелие, чтобы помочь разведчику в становлении его внутренней жизни на основах веры.
  - Каждому давшему ТО, мы давали евангелие в русском переводе. евангелие важно потому, что в наших программах на разряды предусмотрено постепенное раскрытие его. Третий разряд - разведчик получает евангелие; второй разряд - знакомится с основными событиями жизни Христа, а первый - это навык его чтения.
  - Давать иконку тоже очень хорошо, надо найти подходящий момент, когда ребятам ее давать, м. б. ко второму разряду. Каждый третьеразрядник должен иметь нательный крест; мы могли бы его дарить, но обязательно золотой... Родители не всегда могут или хотят купить ребенку крест. С третьим разрядом связать осмысление ношения креста.
  - Дачу креста надо связать с определенной подготовкой, объяснить ребятам символику креста, так же, как мы объясняем салют и скаутскую символику, и давать его так же, как и лилию.
  - Надо бы давать крест не при ТО, а на Обещании волчат и белочек, или делать это вне разрядов - для ребят, которые подготовляют 3-й разряд: кто не имеет креста - поговорить с каждым в отдельности, а кто имеет - объяснить смысл ношения креста.
  - Можно давать крест в одно время с лилией.
  - Дарить евангелие или иконку при сдаче Торжественного Обещания.

  Идеи для лагеря
  - Надо сказать, что религиозная настроенность у ребят есть.
  В лагерях они с большой серьезностью присутствуют на молитве. Тут тоже не надо пренебрегать воспитательным моментом, если в лагере молитва всегда будет происходить в церкви, у ребят получится впечатление, что вне церкви молитвы не может быть. Надо, конечно, приучать детей к церковной молитве, а с другой стороны развивать привычку молитвы личной, т. е. вне церкви. Например, вечернюю молитву читать в палатке, очень краткую утреннюю - в церкви, а перед зарядкой - самую краткую на площадке. Таким образом, молитва всегда будет связана с повседневной жизнью.
  - Проводить краткую утреннюю молитву сразу после подъема, даже до зарядки, чтобы действительно начинать с нее день, и не проводить ее в строю, как часть парадной церемонии, а у креста или в церкви.
  - У ребят есть ощущение, что если нет вечерней молитвы день не окончен.
  - Самое лучшее время, чтобы проводить с ребятами индивидуальные разговоры, вечером, после вечерни. Тогда на них влияет вечерня, а кроме того ночь сближает.
  - Рано утром, когда еще тишина, тоже можно хорошо говорить с ребятами. Например, при последней смене ночного дежурства.
  - В этом году, в лагере утром шли в церковь и после - на подъем флага. Но у нас была другая идея, если церковь устроить подальше от лагеря, то в лагере поставить только крест и вокруг креста собираться.
  - Очень большое впечатление на ребят производит зажженная лампада или свеча перед крестом, водруженном на территории лагеря. Хорошо, если дежурный разведчик должен следить за этой лампадой или свечой.
  - Хорошо также один раз за лагерь устроить литургию ночью, например после костра: Торжественное Обещание, а потом литургия. Костер, естественно, в этот вечер будет серьезным!
  - К сожалению, в нашей работе с ребятами почти отсутствует романтика, а это очень важный момент в воспитательной работе. Литургия ночью или ТО ночью произведет гораздо большее впечатление, чем днем.
  Отношение к священникам.
  - В Европе три священника относятся хорошо к разведчеству и его знают. Остальные его не знают и безразличны к нему, или относятся отрицательно - тоже его не зная.
  - Отношение ребенка к священнику в большой стопени зависит от отношения к нему взрослых, окружающих ребенка. Наше дело -внушить разведчику уважение к священнику, как к духовному лицу и создавать авторитет священника перед ребятами, независимо от отношения к священнику родителей ребенка.
  - Никогда не критиковать духрука перед ребятами, чтобы не разрушать доверия и уважения ребят к нему. Без этого он не может но них влиять. Наоборот, всегда стараться создать авторитет священника.
  - Отношение священников бывает плохим или безразличным, потому что у них нет постоянного контакта с нами - они просто нас не знают.
  - Можно бы посылать священнику, с которым мы должны работать журнал, который мы думаем издавать для родителей. Иногда, может быть, священник даже нуждается в педагогических советах. Но их надо давать очень осторожно, и не как советы...
  - Во всяком случае, нам всячески надо стремиться создать хорошие отношения со священниками и обеспечить их участие хотя бы в каком то минимуме разведческой работы: служение литургии специально для разведчиков. Но далеко заходить с этим нельзя; не следует, чтобы священник принимал активное участие во всей разведческой работе, потому что он ее не знает и при близком контакте неизбежен конфликт.
  - У нас, в принципе, в каждой единице должен быть духовный руководитель. Наше дело - помочь священнику стать таким полноценным духруком. Надо стремиться к тому, чтобы в каждой единице был бы духовный руководитель и чтобы он стопроцентно участвовал в ее жизни.
  - Не следует делать из священника исключительно "требоисправителя". "Мы, мол, не можем, батюшка, без Вас отслужить литургию, будьте добры приехать к нам послужить, и, ни в коем случае, не прививать этого ребятам.

  /Продолжение следует: православие и русскость -считают ли ребята себя русскими? Какие конфликты
  возникают у русских ребят в иностранной среде? На каком языке читают книги? Русский язык, идеи для национального воспитания, идеалы современной молодежи, каким должен быть положительный герой, профессиональные интересы, родители, игры и практика и т. д. и т. д./


  МЕЖДУ НАМИ

  Испытания на разряды часто связаны с совершенно неожиданными ответами. Особенно смущаются обыкновенно новички - не привыкли еще.
  - Какой знак у юных разведчиков? Ответ ясен:
  - Лилия. Рук продолжает:
  - А что изображает наш знак? Новичок долго думает:
  - Лилия изображает три лепестка пальмы!
  На второй разряд вопросы бывают потруднее. Тринадцатилетний бравый молодец весьма толково объяснил, в чем смысл его служения России. Отлично знал, в общих чертах, и то, как русские люди боролись с коммунизмом во время второй войны. По своей инициативе подобрал даже серию фотографий, чтобы иллюстрировать ответ.
  Руководители решают ограничить этим испытание по родиноведению и, зная кандидата, не касаться дальнейших пунктов.
  - Ну, скажи нам еще, на какой реке стоит Ростов на Дону? -спрашивает, для очистки совести, начальник отряда, снисходительно улыбаясь.
  Следует гробовое молчание. Разведчик краснеет, пыхтит, испуганно озирается ища откуда-нибудь помощи. Решается все же признаться:
  - Не знаю!.. У меня очень плохая память на географические названия!
  - На смотр! Вылетай!
  Волчата выстроились перед койками. Смотр проводит приехавший в гости начальник круга. Для волчат это незнакомый дядя, не знаешь, что будет осматривать.
  - Вот молодец! Форма в порядке, койка постелена, все чисто вокруг. А сам то ты как? Покажи-ка руки.
  Руки оказываются подозрительно серого цвета.
  - Гм... гм! А уши? Да, брат, в правом ухе хоть картошку сажай, а в левом смотри, чтобы ворона гнезда не свила... Волчонок смущен.
  - Ты вообще мылся сегодня?
  Полное недоумение, но чувство какой-то смутной виновности. Ответ еле слышен, уже сквозь всхлипывания и глубокие вздохи:
  - Я ведь не свинюшка, чтобы каждый день мыться...
  В Европе часто во время весенних /"пасхальных"/ каникул устраиваются маленькие лагерьки, на недельку, скажем. Так как это часто совпадает с нашим постом, решено было однажды отслужить в лагере литургию "Преждеосвященных даров". Это была одна из задач лагеря, с которой связали целый комплекс занятий. Саперы строят престол из березы. Петя и Саша, два четырнадцатилетних второразрядника, готовящихся к специальности "прислужника" /к сведению программной комиссии и наших теоретиков по религиозному воспитанию, в некоторых отрядах эта специальность еще существует, и ребята, хоть и не "бурсаки" и не "дьячки", но ею заинтересованы!/ мастерят кадило, собирают смолу и изготовляют ладан. Проведена была спевка. Вожаки объяснили разведчикам смысл Поста, поговорив прежде об этом с руководителями.
  ...После службы один перворазрядник подходит к начальнику отряда и говорит с вдохновением:
  - Оригинально, все-таки, выражено чувство смирения: "Я -крокодил пред Тобою". Поэтично даже...
  - ...? ...? ...?! Откуда это? - спрашивает изумленный руководитель.
  Оказывается - "...яко кадило пред Тобою"!
  Вопрос ценности и понятности славянского языка вне компетентности скаутской организации. Вспомнилось только, как меня когда-то спросил волчонок относительно символа веры:
  - Что значит: "Наш радио-человек"? Оказалось - "нас ради человек". Двадцатый век, ничего не поделаешь!
  Автобус мчится из лагеря. "Быстроногий Олень" вынимает из мешка совершенно новенький тюбик зубной пасты.
  - Ах! забыл выдавить до отъезда. А ведь папа наверно посмотрит, чистил ли я зубы в лагере. Вот влетит!
  Один из членов редколлегии встречает руководительницу, не из несимпатичных, приехавшую из другого отдела. Знакомятся, разговор естественно переходит на разведческие темы. Новая знакомая рассказывает о своих впечатлениях после года руководительской работы. Из разговора как будто вытекает, что не несимпатичная руководительница, ставшая к тому времени уже весьма симпатичной /!/, наверно плохо просматривает "Опыт". Довольный тем, что он может чем-то ей помочь, член редколлегии восклицает:
  - Так об этом же недавно писали в "Опыте"!
  - "Опыт"? Что это такое?
  Оказывается - я не шучу! За год руководительской работы, кроме "Справочника разведчика" и двух старых номеров "Свистка" никакой иной литературы наша новая знакомая, молодая руководительница одной из крупных наших дружин, не видала. Спрашивается, как налажено распространение пособий и о чем думает нач. друж.?
  Напоследок, из серии "Кто бы подумал?" Иносектор ГК получил письмо следующего содержания:
  "Дорогой г-н начальник иносектора! Я студент последнего курса Н-ского университета, специализируюсь по-русски. Выбрал темой своей выпускной диссертации: "Организация Российских Юных Разведчиков". Могли бы Вы прислать мне всю информацию, которую сочтете возможной и желательной? С совершенным почтением..." Стоит ли добавить, что это произошло в Америке?!
  Архаромеринос.

  ИЗ ПИСЕМ

  "ОПЫТ" - журнал для руководителей. Обмен теоретических мнений. Научный подход к вопросу воспитания молодежи. Рассчитан на узкий круг специалистов. Все это понятно. Но вот беда в том, что читают "ОПЫТ" от корки до корки - единицы... Один из последних номеров я заставил себя с трудом прочитать страница за страницей. Материал ценный, но язык - тяжелый, слишком уж "умный" для рядового руководителя.
  Как-то надо составлять тематику номера по другому: одна, две статьи серьезных, "тяжелых"... и тут же дать что-то полегче, учитывая уровень знания большинства читателей.
  Тут можно запротестовать - не по низам, мол, равняться. Но игнорировать низы тоже нельзя. Я считаю, что "ОПЫТ" на высоте по содержанию, но тяжеловат по языку. Если мы хотим привлечь читателей из старшей молодежи, надо стремиться этот же материал преподносить на более понятном языке.
  /Австралия/.

  ...Возьмем любой "ОПЫТ". Все, что там написано - важно и понятно нам, старикам. Но все эти длинные, умные слова и выражения для молодого поколения мало понятны. И чтобы понять их, они должны брать в руки энциклопедию, искать там объяснения, или закрыть журнал и взяться за чтение "Любовника леди Чатерлей"!
  /тоже Австралия/.

  Бывают неудачи. Не всегда только взлеты - бывают и падения. В такие минуты появляется сомнение, пропадает вера в ребят.
  Вот, к примеру, такое сомнение возникло у одного руководителя:
  "...Последнее время я все чаще и чаще стал задумываться, а на кой ляд мы работаем и ломаем себе головы? Ребята у нас на глазах денационализируются и все, что дорого нам, для них, если не непонятно, то чуждо.
  Растет новое поколение, которое живет и мыслит эгоистически. Интересы их далеки от тех интересов, которые мы имели в их годы. Главное, что меня пугает, это то, что они сами не знают, для чего они живут. Россия для них - пустой звук. СССР тоже им не по душе, ибо там нет возможностей, создав материальное благополучие, блеснуть им в обществе. Австралия для них отсталая страна, а что они знают вообще, чтобы так говорить? ... Новая жизнь, новые люди мне непонятны, хотя я и стараюсь их понять..."
  Нам приходится работать действительно в тяжелых условиях. Много разочарований. Еще больше трудностей. И зачастую результаты нашей  кропотливой, жертвенной работы кажутся ничтожными.
  Но зато в награду служит нам огонек радости в детских глазах после удавшегося сбора, после хорошо проведенного лагеря. Эти минуты переживаний у ребят не останутся без последствий. Какой-то след они оставят в сметенной душе сегодняшнего поколения.
  Как иллюстрацию к этому привожу отрывок из письма одной мамаши, которое, по странному совпадению, я получил одновременно с письмом "павшего духом" руководителя:
  "Скаутский лагерь произвел на ребят необычайное впечатление и этот месяц, что они были там, оставил более ценный отпечаток в их душах, чем все предыдущие каникулы, поездки, развлечения и все прочее, что мы здесь, сломя голову, им предоставляли...
  То, что они похудели немного, что их покусывали комары, все это пустяки в сравнении с тем, что дал лагерь их душе и формированию их характера. Честность, порядочность, дружба, послушание старшим - вот черты, которые прививала им там старшая молодежь: вожаки и руководители. Я просто раскрывала глаза от изумления: откуда здесь в наше время, когда сплошь везде грабежи, насилия совершаются большей частью молодежью, где программы телевизоров и пьес в бродвейских театрах учат молодежь разврату и бандитизму, и вдруг среди всего этого - как розы среди бурьяна - такая молодежь!
  Где и кто сохранил ее такой? Просто не верится глазам! Как с другой планеты. И вот такая молодежь занималась с нашими детьми.
  Про девочку я не говорю. Она у нас особенная. Но вот мальчик. Казалось его не прошибешь ничем. Казалось, кроме телевизора его ничего не интересует. И вот этот мальчик в лагере преобразился: выучил массу русских песен /приехав домой и взяв аккордеон в руки, он сразу проиграл их все без тренировки/, выучил законы, сдал на третий разряд и загорелся скаутизмом. Словом мы очень рады, что послали ребят туда. Вернувшись уже ждут следующего лагеря. Девочка плакала горькими слезами, прощаясь с подругами. Все жили как одна дружная семья. Столько романтики - подумать только. Поход-ночевка на сеновале у фермера, костры с точками, олимпиады, ночные игры с факелами, занятия и сдача норм, купанье в чистой как слеза реке, лес полный зверюшек и птиц. Разве в состоянии одна семья дать столько детям, сколько дал этот орюровский лагерь? Начальник лагеря, скм. Ильинский, молодец. Честь ему и слава!
  /еще Австралия/.

  "ОПЫТ" № 44 - что сказать про содержание? Мне понравилось. Составлен удачно. Хорошая статья брата Максима. Максим бросил мысль создать сборник всех высказываний Бориса. Мысль правильная. Но как ее осуществить? Высказывания Бориса все-таки мы имеем отдельными статьями в нашей прессе, в переписке. А вот такая величина как брат Максим для многих остается неизвестным. А ведь должны быть  где-то его труды?! Как их собрать? Где они? По всей вероятности имеются какие-то материалы на сербском языке, поскольку он работал с сербскими скаутами. Как получить сербские скаутские журналы того времени? У нас есть кому перевести...
  /опять-таки - Австралия/.

  От Редакции.
  Вот оригинальный способ, придуманный одним руком в Австралии. Пишет он регулярно нам, но не только от себя: он методически собирает и пересылает нам все, что могло бы заинтересовать читателя или быть полезным редакции.
  К вопросу о материале, помещаемом в журнале, о его уровне и интересности, о языке мы вернемся вскоре. Но хотелось бы знать конкретно, что думают и другие братья и сестры, и чем они могут помочь.
  Почему бы в каждой дружине не последовать примеру австралийского нашего друга и не взяться бы одному руку /из рядовых, например/ быть корреспондентом "ОПЫТА"?



  "ОПЫТ"
  - Редактор: скм. Иоанн ЧЕКАН.
  Всю переписку по делам редакции направлять по адресу: Jean ТСНЕКAN 12, rue Daru - PARIS /8/ - FRANCE
  - Техническим редактор этого номера:
  ст. р-ца I р. Ольга ПОЗДЕЕВА
  - Представители "ОПЫТА" на местах:
  - в Австралии: N. DONNER - 66 Kintore ave. - PROSPECT /S.A./
  - в Аргентине: B. JASTRZEMBSKI - Calle 47, entre 12 у 13 - BERAZETEGUI
  - в Германии: O. POSDEEFF - OBERAMMERGAU - Gullion Siedlung 8/B
  - во Франции: W. TICHONICKI - 9, rue Chanez - PARIS /16/
  - в США /Калифорния/: P. URTIEW - 1469 17-th ave. - SAN-FRANCISCO. CALIF. - в США /восточн, поб./: A. ILYINSKY - 24-46 29-th - ASTORIA, L.I., N.Y.
  Цена отдельного номера: 35 центов, 2.05 австрал. шилл., 15 пезо, 1.25 ДМ, 1,50. НФ, - или три почтовых международных купона.