Журнал скаутских руководителей "Опыт" №46

op46.htm Журнал "ОПЫТ" № 46  (1964г.)

  С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! С НОВЫМ ГОДОМ!

  На родине положение критическое. Не говорят больше ни о пятилетках, ни о семилетке; просто на просто обещают "догнать Запад через двадцать лет" - так легче скрыть провалы планов. А за этим кроется недостаток продуктов питания:
  подумать только, в Россию привозят хлеб с Запада! Все учащиеся средних школ обязаны провести два года на заводах и на стройках, прежде чем быть допущенными в вузы. Гонение на церковь вновь достигает чудовищных размеров. Методы переменились, но суть та же: план предусматривает постепенное закрытие всех храмов к 1967 году.
  Обо всем этом западная пресса помалкивает - незнание, недопонимание проблемы или политика невмешательства во "внутренние дела" "союзного государства". Рядовой гражданин, живущий на Западе, ничего обо всем этом не знает.
  Сестры и братья! В день, когда рождается "солнце правды" и сияет миру "свет разума", наши самые сердечные праздничные поздравления не могут не слиться с вопросом -как отражается в нашей жизни положение на родине? Как влияет оно на нашу работу с ребятами? Материальное благополучие, семейное счастье и уют, социальное положение, ученые звания и, главное, жизненная свобода - сознаем ли мы подлинную ценность и назначение того, что нам дано? Насколько мы кладем это в основу служения любви, действенной любви /иной быть не может/, к которому нас зовет нас ради рождающийся сегодня превечный Бог?
  Ерш.

  РАЗВЕДЧИЦЫ

  1914 - 1964

  Просматривая годовые отчеты Главной Квартиры о работе и составе нашей организации за последний десяток лет, легко убедиться в том, что приблизительно от 1/3 до 1/2 членов ее составляют белочки, разведчицы, старшие разведчицы, дружинницы и руководительницы, пятидесятилетний юбилей которых мы отмечаем в этом году.
  Пятьдесят лет - срок немалый! Почти что срок жизни человеческой прошел с тех пор, когда в Киеве, в 1914 году был основан доктором Анохиным первый отряд наших девочек - разведчиц.
  В годовщину этого события, хочется хоть кратко напомнить вам, сестры и братья, и побеседовать с вами о том, в каких условиях была начата разведческая работа женской половины нашей молодой семьи. Хочется вспомнить о тех трудностях, с которыми пришлось им сразу же столкнуться в жизни. Хочется рассказать о том, как они с этими трудностями справлялись с первых же дней своего существования.
  Если мысленно перенестись в те далекие года, когда впервые появились разведчицы, то мы сразу же увидим их на героическом пути, которым шла тогда русская женщина. Через первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, через годы жизни в СССР или годы жизни на чужбине до наших дней, они несли и несут свой крест борьбы за Россию.
  Если разведчикам были даны пять лет мирной жизни с 1909 по 1914 г., то нашим сестрам пришлось с первых же дней после своего основания с головой окунуться в омут начала лихолетья России.
  Помощь раненым и беженцам, работа на питательных пунктах и в госпиталях, сбор средств и отправка посылок на фронт, устройство детских приютов - вот первые дела наших первых отрядов разведчиц,
  Революция, гражданская война, фронтовые полосы, проходящие вдоль и поперек агонизирующей страны, потеря родных и близких, голод и болезни - вот обстановка, в которой росло первое поколение наших сестер.
  В этот период их можно было увидеть всюду, где нужна была помощь людям. В родных семьях заменяли они отцов и матерей, заботясь о своих младших. В неотопленных школах, промерзшие помогали  они своим друзьям и подругам. Старшие - в армии, в лазаретах и госпиталях, а то и на пулеметных тачанках, рядом со сражающимися офицерами и солдатами.
  Годы эмиграции для части из них не принесли облегчения. Немногие нашли спокойную жизнь - те же заботы, трудности в борьбе за существование, подчас - за кусок хлеба. Но несмотря на это, в наших первых заграничных дружинах почти половину всегда составляли девочки, подростки, "молодые руководительницы, смело взявшиеся за разведческую работу, загнанную сначала в подполье, а потом и совсем уничтоженную на родине.
  Годы шли. Росло новое поколение. Разгораясь, временами угасая, почти во всех уголках земного шара жила и живет наша семья. На смену первым разведчицам и разведчикам пришли новые. Среди них немало сынов и дочерей тех, кто когда-то первыми пошли в разведчество. Они в свою очередь, перестраиваясь и приспосабливаясь к новым условиям, ставя себе новые цели, продолжали и продолжают работу среди уже третьего поколения детей эмиграции. И вот тут стоит задуматься над той большой ролью, над тем значением, которое имеют в нашем общем деле разведчицы.
  Сестры, подруги, жены, матери - в их руках будущее, от них зависит физическая и духовная жизнь детей зарубежья. От них зависит знание первого русского слова, первой молитвы, первого чувства принадлежности к отчизне.
  Нам трудно теперь представить нашу организацию без разведчиц. Иначе пошла бы, наверное, и наша разведческая работа, если бы их не было. Они чаще всего скромно и незаметно помогают и поддерживают нас в том деле, ради которого мы должны жить. Мы должны сделать все возможное, чтобы как можно больше было бы у нас разведчиц. Нам, в свою очередь, нужно помогать им. Растить их смену. Нам нужно вместе искать пути, методы, способы для этого. Нам нужно хранить и беречь их, как самое дорогое, как сестер наших!
Поздравим же наших славных белочек, тянущихся к жизни подростков, разведчиц. Поздравим и старших, глубоко задумывающихся над своей судьбой - наших помощниц. Крепко пожмем руки сестрам-руководительницам, пожелая им помощи Божьей в самой ответственнейшей работе воспитания грядущих поколений русских детей, сначала здесь, на чужбине, а потом и там, на просторах России!
  Сокол, Ст. Скаутмастер.

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ СТАРОГО ВОЛКА
  На вопрос, в чем заключается русский национальный характер, Пушкин ответил словами Екатерины II: "В остром и скором понимании всего.

  ВОПРОСЫ РУКОВОДИТЕЛЬНИЦАМ

  Разведчество - по замыслу своему - организация, созданная для мальчиков. Однако дальнейшее его развитие охватило и девочек. Но несмотря на участие разведчиц на равных началах в нашей работе, у нас до сих пор нет, насколько я знаю, ни теоретически, ни практически разработанной системы работы с женской ветвью. Работа-то ведется... вот уже полвека, но как ознакомиться с ее методикой? Можно только научиться в уже действующем отряде. И то - все программы у нас рассчитаны на мальчиков, так что и в действующих женских отрядах приходится как-то приспосабливаться, каждый по-своему. Ну, а там, где этих отрядов нет, где не у кого научиться?
  Я столкнулся вплотную с этой трудностью, когда был начальником дружины. Появились девицы, появилась возможная руководительница - надо было основывать отряд разведчиц. Но как за это взяться мне? Как подготовить руководительницу?
  Исходя из требований программ и опыта работы с разведчиками, я позволяю себе привести ряд вопросов, с которыми мне пришлось столкнуться и прошу сестер-руководительниц откликнуться.
  1. В чем волчатская работа не подходит белочкам?
  2. Правилен ли для разведчиц возрастной раздел II - 15 - 18 лет?
  3. В чем выражается разница психологии отдельных возрастных групп, по сравнению с тем же возрастом у разведчиков: волчата/белочки, разведчики/разведчицы, ст. разведчики/ст. разведчицы?
  4. В чем сказывается разница психологического развития?
  5. Не чувствуется ли большей зрелости у девочки, чем у мальчика в период пубертета?
  6. В чем различны отношение мальчика к девочке от отношения девочки к мальчику в 10, 12, 14, 15, 18 лет?
  7. Как регулировать эти отношения в разных возрастах?
  8. По вашему мнению какая разница между кокетством и женственностью?
  9. Не опасно ли явление "солдафонства" у разведчицы? Как его избежать?
  10. Не следовало ли бы разработать в программе разрядов целый цикл - "облик русской женщины", подобрав соответственно интересам возраста примеры из русской истории, из истории церкви, из современной жизни? Можно было бы уменьшить ударение, делаемое в мужских отрядах на военных героях...
  11. Все ли пункты разведческой практики нужны разведчицам? Саперное дело, например? Не следовало ли бы кое-какие пункты изъять, кое-что приспособить? Что именно?
  12. Не стоило ли бы выработать специальные программы по таким отраслям как скорая помощь, уход за детьми, домашнее хозяйство, ручной труд?
  13. Не следовало ли бы больше развивать чувство эстетики - живопись, музыка, литература?
  14. В религиозных специальностях чем заменить прислужника?
  15. В повседневной жизни все больше и больше мальчики и девочки разведческого возраста находятся в постоянном контакте между собой. Как это отражается в разведческой жизни?
  16. Следует ли пересмотреть наш принцип полового раздела? В одной из французских скаутских организаций, например, шестерки волчат и белочек, а так же и звенья витязей и дружинниц - смешанные. Все это, конечно, с необходимой адаптацией в лагерных условиях.
  I7. Но можно смотреть и в обратном направлении: стоит ли вообще проводить, при теперешней нашей структуре, совместные занятия? Какие именно? Как правильно установить взаимоотношения при совместной работе? Каких занятий не стоит проводить совместно?
  18. В чем у разведчиц стоит ограничивать подражание мальчикам? В чем поощрять?
  Этот ряд вопросов не исчерпывает проблемы. Будут возникать и другие вопросы, которые также следовало бы опубликовать в "ОПЫТЕ". Ответы, как можно более обоснованные, так же как и новые вопросы прошу направлять мне через редакцию "ОПЫТА".
  скм. В. Кеппен.

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ "СТАРОГО ВОЛКА"
  Сегодня каждому человеку нужна одна молитва: "Разреши мне в Тебя веровать, о Господи, хотя я Тебя не вижу и не понимаю! Разреши мне увидеть невидимое в Тебе через видимость того, что Ты сотворил!" /Макс. Планк, перед смертью, 1944 г./
  "Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собой". /Достоевский/
"Все отвечают за всех и все во всем повинны". /Достоевский/

  ИДЕОЛОГИЯ

  О НЕКОТОРЫХ  ХОДЯЧИХ  НЕДОРАЗУМЕНИЯХ

  Большинство людей, по пушкинскому определению, ленивы и нелюбопытны. Встречаясь с каким-либо явлением, мы склонны его оценивать в свете категорий, ставших нам почему-либо привычными, а не в свете сущности каждой вещи, тех законов, которые ее породили и придали ей ценность и своеобразие. Соприкасаясь с религиозной сферой мы видим, прежде всего, то, что мы привыкли видеть на первый взгляд: привычные нам с детства формы богослужебного культа и связанных с ним бытовых традиций. Эти бытовые подробности милы нам, мы немыслим нашей жизни без них, как немыслим пасхальный стол без кулича и сырной пасхи. Ведь это "русская, православная традиция!" Так, постепенно, вторичные формы проявления вещей заслоняют в нашем сознании их содержание, мы теряем способность отличать существенное от несущественного и забываем о "едином на потребу"...
  Мы любим пофилософствовать на ту тему, что "духовная сущность" России немыслима без православия. Утверждение бесспорно верное, как правило неверна лишь расстановка акцентов - ибо рассуждающий так часто имеет весьма смутное и доморощенное представление о том, что такое православие /это представление, так сказать, на уровне пасхального стола/ - но зато всем своим прославленным "нутром" ощущает, что такое Россия - эта та "громкая держава", которая показала всем иностранцам "кузькину мать" и еще покажет! Если указать такому собеседнику, что его национальный пафос, в том стиле, в котором он его проявляет, роднит его с Хрущевым, который в каждой своей речи вспоминает и мифического Кузьку и его мать и бережно хранит в своем сердце всю "идеологию" черносотенства - и русский "ура-шовинизм", и антисемитизм, и презрение ко всему иностранному, и даже какие-то элементы воспетого Шмелевым "бытового православия" - то собеседник сочтет себя глубоко обиженным. Но факт несомненен - национальное чувство нашего народа - как в России, так и в эмиграции - находится в состоянии серьезного духовного кризиса. Это есть гипертрофия, обусловленная в России уязвленным национальным самолюбием - спутники летают, а спичек нет и за границу нельзя ездить - а в эмиграции пренебрежением к "этим западным идиотам", которые, якобы, ничего не понимают и понять не могут.
  В менее острой форме, конечно, эти настроения проникают и в нашу организацию, у нас появляются элементы национального охранительства, ничего не имеющие общего с подлинным национальным воспитанием. Некоторые из наших руководителей склонны даже смотреть на религиозное воспитание, как на составную часть воспитания национального. Если поставить вопрос ребром, то никто в нашей организации не станет спорить, что религиозному воспитанию принадлежит первое место - конечно, мы строим здание, увенчанное крестом. Но каково взаимоотношение, в нашем сознании, между зданием и венчающим его крестом? Осознаем ли мы, что смысл самого здания в том, что его венчает крест, или же мы склонны обращать все внимание на здание, возникающее само по себе, по своим собственным законам и внутренне ничем с венчающим его крестом не связанное? Распространенная среди некоторых руководителей установка - религиозное воспитание должно служить борьбе с денационализацией и окружающим нас западным материализмом -представляется мне опасной и порочной. Опасной потому, что христианство по самой своей природе предполагает некоторую "денационализацию". "Плоть и кровь Царства Божия не наследуют", говорит апостол Павел - порочной же потому, что в бытовом православии, которым мы так часто ограничиваемся, не меньше материализма, чем в окружающей нас западной среде.
  Давайте вспомним, что мы рассказываем у костра ребятам хо-тя бы о преподобном Сергии Радонежском. Основал монастырь в северных лесах, его ученики осуществили мирную колонизацию русского севера, мирил князей, был советником великого князя, вдохновлял на борьбу с татарами... Ребята едва ли вдохновляются, но слушают и терпят - но нам должно было бы быть совестно! Стоит ли доказывать, что такое изображение подвига преп. Сергия - приниженная стилизация, которая свидетельствует лишь о том, что мы почему-то неспособны передать то, что составляет неповторимое, исключительное ядро его личности - тайну его святости? Заставить задуматься и, может быть, вдохновить может, по моему убеждению, лишь та сторона в жизни преподобного, которая у нас, по лености и духовному недомыслию, остается в тени. Но ведь мы можем и, следовательно, должны рассказать ребятам о том выборе, который он сделал в самом начало своей жизни - посвятить всю жизнь Христу, о его почти сверхчеловеческом подвиге молитвы, который преобразил всю его личность и вознес никому неизвестного отшельника на такую высоту, что к его голосу в конце его земной жизни прислушивалась вся страна, молчаливо избравшая его всероссийским игуменом и духовным отцом. Его национальное служение было таким плодотворным и спасительным именно потому, что он поднялся над национальной стихией и осознал всю ее относительность, потому, что он "денационализировался", став уже на земле гражданином Небесного Царства. Нужно идти в наших мыслях тем путем, которым протекало развитие самого преп. Сергия - от внутреннего озарения и преображения сердца личной встречей со Христом к тому, как это преображение проявило себя в его житии и в его воздействии на Россию его эпохи. В отличие от его ''заслуг", которые можно только почтительно регистрировать'', духовный подвиг преподобного вневременен и потому может быть примером: то, что пережил он, может пережить каждый человек, осознавший религиозную  недостаточность теплохладных "приходских" привычек и вставший на мужественный путь разумеющей веры.
  Вполне правильно, если мы ожидаем от членов нашей организации, что они активно участвуют в жизни своего прихода. Но считать, что добившись такого участия мы исполнили свой долг религиозного воспитания и ввели члена организации в тихую пристань, где уже ничто не угрожает его духовному облику - неверно.
  Нужно со всей ясностью сказать, что облик многих наших приходов определяют люди старшего поколения. Молодое поколение они принимают в той мере, в которой "молодежь" готова примкнуть к их миру, к тому комплексу меланхолических или ура-патриотических воспоминаний, при помощи которого они золотят горькую пилюлю своей эмигрантской старости. На нашей эмигрантской церковной жизни, и не только в силу изобилия панихид, лежит печать какой-то пепельной грусти, прямо противоречащая духу евангелия, вся сущность которого - в крестной победе Сына Божия над миром и его законом тления, победе, в которой мы соучаствуем. Мир постоянно тлеет и распадается, церковь тем отлична от него, что всегда молодеет, обновляется, покоряет людей своей вечно новой благой вестью, и тем самым изымает их из порочного круга исключительно земных, двухмерных чувств и мыслей... И только там, где веет этот ни с чем несравнимый дух нестареющего дня, церковь реализована во всей ее полноте. Наши эмигрантские приходы - это церковь в вероучительном и мистическом смысле, но не в смысле миссионерском и воспитательном. В силу этого большинство наших приходов даже не может почитаться достаточной защитой от денационализации, если вообще считать, что защита от денационализации входит в задачу церкви.
  Даже те, кто склонен считать "запад" гнилым, не станет отрицать, что он, пусть и гнило, а все-таки живет - и уже в силу этого запад окажется сильнее, чем самый возвышенный музей. Практика показывает, что большинство наших приходов может дать в лучшем случае любовь к богослужебному культу - а то, что этот культ осмысляет, что наполняет душу человека живым и трепетным религиозным содержанием приобретается вне прихода - в семье, в юношеской организации, путем чтения ценных книг, в дружеском общении с людьми, которые ощущают всю трагическую недостаточность приходских будней.
  Только в свете такого подлинного, а не конвенционально-приниженного, религиозного и духовного становления человека может быть в правильной перспективе поставлен вопрос о национальном воспитании. Вдохновлять может только то, что выражает вечное во временном. Весь облик России, все то, чем она дорога нам и привлекательна даже для иностранцев, возник из стремления религиозно осмыслить мир, и в свете такого религиозного максимализма духовные гении нашего народа судили и оценивали историческое бытие человека. Следует ли говорить, что путь этот бесконечно труден? Гораздо легче плыть по течению и ограничить религиозное и национальное воспитание пением "Коль славен" и "Скажи-ка дядя...". Но тогда не следует вспоминать ни преп. Сергия, ни св. Александра Невского. "Давайте лучше не будем..." Лучше честно умолкнуть, чем заниматься поверхностной болтовней.
  Свящ. Кирилл Фотиев.

  ПСИХОЛОГИЯ

  ЛИЧНОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

  I. Определение личности
  Просмотр методов по изучению личности /см. ОП № 38, стр.3/ нам может помочь определить, что такое личность. Она состоит из умственных, волевых качеств, из эффективности и эмоциональности, из разных комплексов... и т.д. Личность - это синтез человека -"это сумма всех наследственных и приобретенных опытом черт касательно: физического сложения, темперамента, ума и характера, которые помогают человеку приспособиться к жизни". /Это определение остается действительным конечно только в плане тех выявлений личности, над которыми наука может наблюдать. Оно нисколько не исключает интимно-духовный опыт человека, который не только нельзя изучить, но и передать можно очень неточно./

  а. Физическое сложение. В течение многих столетий физическому сложению придавали первенствующее значение в определении личности человека. Внешнее сложение помогает нам отличить человека от животного и различать людей между собой. Когда мы начинаем кого-нибудь описывать, мы сперва перечисляем его морфологические черты:
  цвет волос, глаз, кожи, форма лица, туловища, рост... и т. д. Только во второй фазе описания мы приступаем к психологическим чертам. Однако не те черты, которые самые явные, даже в организме, бывают самые важные. Неврология показала, что самый важный аппарат в организме - мозг, и что все органические функции способствуют его жизни. Тем не менее больная печенка, неправильное развитие грудной клетки, все болезни и несовершенства организма влияют на поведение человека и на его психику, как это показала психосоматическая медицина. По этой причине, руководитель должен следить за физическим состоянием разведчиков. Сборы, походы, игры не должны истощать организм, а его укреплять. Многие учителя знают, что в понедельник нельзя спрашивать урок у такого-то ученика, потому что он каждое воскресенье ходит на сбор и там чрезмерно устает. Также бывает, что разведчик возвращается из лагеря утомленным. Руководитель должен подмечать знаки усталости у ребят: сонливость, нервность и несдержанность, сильные упадки настроения /"брэк-даун"/ и т. д. Поэтому физический труд, спорт, игры должны быть соразмерны силам и возрасту разведчика. 14-летний разведчик может быть менее вынослив чем 12-летний, т. к. физический рост отнимает у него много энергии. Физическое состояние связано и с многими другими факторами /питание, состояние здоровья, тренировка.../.
 
б. Темперамент. Влияние физиологической деятельности организма на психику человека определяет разные темпераменты. Мы тут еще раз встречаемся с влиянием организма на психику. Но, тогда как физическое сложение меняется быстро в течение жизни человека, внутренняя деятельность органов /в частности гланд/ сохраняет определенный свой ритм, который меняется лишь в случае болезни.
  Этот индивидуальный ритм и определяет темперамент, который был разделен Гиппократом на четыре категории:
  - сангвиник: человек подвижной и переменчивый;
  - флегматик: человек устойчивый и спокойный;
  - холерик: человек порывистый и резкий;
  - меланхолик: человек медленный, но глубокий. Руководитель должен примерно знать, к какому из этих типов принадлежит разведчик /несколько типов могут конечно сосуществовать в человеке, но один из них обычно преобладает/, так как, в зависимости от типа, его педагогические приемы должны меняться. В частности, надо конечно пытаться возбудить энергию меланхолика и успокоить холерика. Но, в этой работе руководитель не должен забывать, что эти типы связаны с органическими особенностями и по этой причине он должен действовать постепенно и с особой осторожностью. Человек, у которого организм действует медленно и которого все время возбуждают и торопят, - быстро устает. Наоборот, человек с быстрым органическим ритмом, которого все время тормозят и успокаивают, рискует в какой-то момент взорваться. Первому нужен будет отдых, второму возможность употребить свою энергию в спорте, помощи ближнему и т. д.
 
в. Ум. Наиболее обширное определение ума, которое мы находим в современной психологии следующее: ум - "это возможность приспосабливаться к новым ситуациям". Это понятие включает одновременно ментальные способности и хитрость /которая есть ничто иное, как гибкость ума/.
  Руководитель легко поймет, что ум необходим ребенку для  самовоспитания, так как он позволяет нравственно правильное развитие воли при помощи самокритики. Дебилы /умственно отсталые дети, которые с трудом умеют писать и читать, и то при наличии специального обучения, и которые обычно находят свое применение в жизни лишь как чернорабочие/, например, отличаются от нормально умственно одаренных людей необыкновенной внушаемостью и неизбежно попадают под влияние - худое или доброе - не имея возможности ему противостоять.
  Руководитель должен знать, что его воспитание не увенчается полным успехом, если у разведчика умственные способности будут недоразвиты. Такого ребенка следует поместить в специальные группы, где воспитатель уже не простой руководитель, а специалист. Наоборот, умственно одаренного разведчика может быть легче воспитать. Ему часто достаточно /в зависимости тоже от возраста/ видеть перед собой хороший пример, чтобы быть способным своевольно следовать ему. Однако он тоже яснее ощущает педагогические ошибки, имея более развитой критический ум. Поэтому он может использовать слабости руководителя. Наконец, не надо забывать, что помимо ума, само воспитание играет играет большую роль в формировании воли. Крупные педагогические ошибки, постоянный плохой пример могут и умного ребенка "совратить с пути истины".
 
г. Характер. Несмотря на обычную тенденцию отдавать уму первенствующее место в развитии ребенка, мы присоединяемся ко мнению тех психологов, которые предназначают характеру не менее важную роль. Начиная примерно с двух с половиной лет, в детской речи появляется слово "я" и вскоре после него фразы: "я хочу", "я не хочу". Это первое утверждение его личности как чего-то особенного, отдельного от всех остальных личностей. По знаменитой фразе одного французского психолога "ребенок стоит тем, что он посторонним противостоит". Следовательно, если сочетание ума и воспитания потенциально достаточно для формирования воли у ребенка, следует еще добиться его согласия на построение этой воли.
  Пете 14 лет, он не хочет учиться, а занимается почти исключительно своим звеном. Понятно, что руководитель не хочет с ним расставаться. Но родители грозят, что они Пете запретят ходить на сборы и ездить в лагеря, если он не изменит своего отношения к учебе. Петя не глупый ребенок, уже в 13 лет он сдал 2-й разряд и сейчас успешно готовится на 1-й. Что делать? Просьбы, угрозы, приказания руководителя остаются без результата. Можно конечно сказать, что Петя упрямый, что у него "паршивый характер", а дальше что? Если руководитель не попытается изучить более внимательно его характер, он на Петю не воздействует. Наоборот, предположим, что он подметил, что Петя гордый и что он предпочитает разведчество учебе, потому что разведчество ему дает возможность иметь больше влияния среди ровесников. На него можно повлиять, сказав, например:
  "Хороший разведчик хорошо учится", или "Как ты хочешь быть хорошим вожаком, когда ты твоим ребятам показываешь плохой пример"?
  Или "было бы несправедливо дать тебе 1-й разряд, так как ты все твое время посвящаешь разведчеству, а твои товарищи работают и устают в школе, и тем не менее свободное время посвящают ему". Конечно, такие фразы недостаточны, нужно одновременно раскрыть ему горизонты будущего, заинтересовать постепенно тем или иным предметом, но дети разведческого или даже волчатского возраста часто чувствительны к такой простой логике.
  Мы не можем здесь останавливаться на всех характерологиях /т.е. классификациях характеров/, которые в более или менее сложной форме были предложены разными психологами и психиатрами. Для примера дадим лишь одну самую простую из них. Известный психиатр и психолог Юнг /который скончался в июне 1961 г./ разделил характеры на два основных типа - интраверт и экстраверт:

  - интраверт: человек, который преимущественно живет внутренней жизнью, не обязательно эгоист, но избегает обычно социальных контактов, ограничивая количество знакомых лишь малым количеством настоящих друзей. В своем поведении он максимально избегает влияния своих аффектов, подвергая свои поступки и мысли строгому контролю самокритики. Посторонние люди его считают суровым, неприветливым, тогда как он может быть очень добрым и духовно глубоким человеком.
  - экстраверт: человек обычно веселый, экспансивный, компанейский, с ним всякий может легко и быстро подружить, но его дружба обычно поверхностная. Он преимущественно подвергается своим аффектам и эмоциям и таким образом часто бывает переменчивым в своих вкусах и дружбах. Он избегает внутреннего мира и боится оставаться наедине. В своих суждениях у него не хватает объективности, а его интеллектуальные интересы всегда связаны с конкретными применениями.

  Как видим, эти типы явно противоположные: один глубокий, другой поверхностный, один тянется к абстрактному, другой к конкретному... В чистом виде тот и другой тип граничат с психопатологией и поэтому обычно мы встречаем в человеке смесь этих двух типов в разных пропорциях. В теории идеальный характер тот, который на 50% интраверт и на 50% экстраверт. Однако на практике доказано, что человек с таким характером часто в себе неуверен. Его личность раздирается между двумя противоположными тенденциями, и ему нужна большая сила воли, чтобы установить равновесие между ними. Это показывает нам, что сущность воспитания не есть  создание такого "среднего" типа характера в человеке.
  Но спросим себя, чего именно не хватает у каждого из двух типов, выдвинутых Юнгом? Интраверту не хватает спонтанности, ее надо будет развить приучая его общаться с разными людьми. Экстраверту, наоборот, не хватает постоянности. Ее можно развить при помощи разных заданий, начиная с самых конкретных /составить коллекцию, гербарий, поручить ответственность, которая будет требовать регулярного усилия, напр., дневник звена.../ и кончая более абстрактными /напр.: ежедневное размышление на какую-нибудь тему, которое он изложит на бумаге; заставлять его самому прийти к более объективному суждению говоря: "Ты сначала подумай, а потом вернешься мне сказать". Всегда быть с ним спокойным и не поддаваться его первому движению, а всегда заставлять его пересмотреть и передумать вопрос/.
  Теперь, что мы проанализировали личность, попытаемся сделать ее синтез. Напомним сперва, что она определяется как "...сумма черт..., которые помогают человеку приспособиться к жизни". Это приспособление состоит из двух динамических и взаимодействующих процессов: "приноравливание" и "усваивание".
  Приноравливание - это способность личности подделываться под влияние окружения, а усваивание, наоборот, - воинствующий процесс, который помогает человеку подчинить себе окружающую среду. При помощи этих двух процессов личность может сохранить свою индивидуальность считаясь одновременно с интересами остальных личностей. Они приводят человека к созданию своего "я", избегая его разрыва со средой. Таким образом мы можем уже синтетически определить личность как "все, что составляет индивидуальность человека и помогает ему развиваться гармонически в той  среде, в которой он живет".
  /продолжение следует/
  Инс. Илья Коротков, пом. нач. 5 круга, Париж.


  В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
 /окончание/

  РАЗВЕДЧЕСКИЙ БЕГ

  Разведческий бег - это, собственно говоря, разведка, во время которой звенья должны выполнить ряд заранее подготовленных  задании или преодолеть ряд естественных препятствии.
  Подготовленные задания могут быть взяты из области разведческой практики, общеобразовательных знаний, применения физической силы и т. п.
  Наряду с техникой выполнения требуется проявление инициативы, смекалки, деловитости и сноровки. Вместо слова "бег", которое в данном случае не совсем подходит, было бы лучше употреблять слово "состязание", дающее более точное представление об духе игры, тесно связанной с желанием победить, стремлением к самосовершенствованию, деловитостью, постоянным движением, а также с напряжением тела, мысли и воли у всех участников состязания. Выражение "бег" применяется здесь как слово, определяющее движение, сопровождаемое переменой места и стремлением к достижению определенной цели.
  Виды разведческого бега: разведческий бег - это типичное испытание по проверке технических знаний и духовных достоинств ребят /группы/. Вопрос осуществления контроля во время бега имеет основное значение. Присутствие судьи на всех пунктах совершенно необходимо. Однако ответственность за оценку результатов бега падает на главного руководителя.
  Обязанности судьи:
I. Придумать и подготовить препятствия.
2. Собрать необходимые пособия и присмотреть, чтобы их имели все группы.
3. Разбить основное задание на ряд мелких, чтобы иметь возможность легче оценивать успешность бега.
4. Записывать оценки бега.
5. Судья должен постоянно пребывать на проверочном пункте.
6. Засечь время продвижения каждого отдельного "звена и точно высчитать время предназначенное на преодоление данного препятствия.
7. Иметь: записную книжку, карандаш, часы, и столько конвертов, сколько бегущих звеньев, а также носить специальную отличающую его повязку.
 Программа бега должна быть многосторонней и разнообразной. Заданья должны вырабатывать активность, предприимчивость и основываться на практике, а не на теории. Условия прохождения пространства между отдельными препятствиями должны быть осуществляемы на основании: устных инструкции судьи, писем полученных от судьи или найденных /все письма нормально шифруются/, сигнализации, набросков, карты, компаса /если дается угол направления/, определения глины дорога, или времени нужного, чтобы его пройти.
  Способы передвижения: ходьба, бег, разведческий шаг, /частичное ползание/, плаванье, лодка, езда лошадьми, езда на велосипеде, спуск на санках, бег на коньках, лыжах и т. д.
  Препятствия должны не только проверять звенья, но так же учить, расширять и утверждать их знания. Если мы стремимся к тому, чтобы разведческий бег принес пользу, мы должны выполнять четыре следующих условия:
  - Отряды, принимающие участие в беге, не должны иметь в своем составе более десяти человек. Большее количество вызывает: снижение интереса к игре, б. уменьшает внимание ребят, в. увеличивает трудности, стоящие перед руководителем. Большое число ребят в группе вообще не целесообразно для задания служащего методом проверки технического уровня и духовных ценностей.
  - Разница в возрасте ребят не может быть большой. Физические силы и умственное развитие ребят в группе должны быть более или менее равны.
  - Уровень знаний должен быть равный, так как только при том же уровне знаний можно говорить о равной и благородной борьбе.
  - Оценка будет справедливее, борьба за первенство благороднее; работа точнее, радость ребят более общей, если мы не будем выявлять самой лучшей группы и если первых, хороших групп будет несколько. Например у нас десять препятствий. За преодоление каждого препятствия дается максимум десять пунктов. Значит можно получить сто пунктов, как максимум. То звено, которое получит 85 пунктов, получит название "очень хорошего", выше 70-и "хорошего", выше 50-и "сравнительного", ниже 50-и "слабого".

  Примеры разведческого бега.
  Указанные ниже примеры подобраны в порядке постепенности, от легких до более трудных; они позволяют читателю сориентироваться в методе их применения, дают основу творческой изобретательности, облегчают приспособление надобного метода к нуждам отдельных отрядов и единиц.

  Бег № 1.
  1. Пришить пуговицу. 2. Влезть на дерево. 3. Написать несколько слов азбукой Морзе. 4. Наблюдать за муравейником и доложить о том, что видели. 5. Развести костер, потушить его и уничтожить все следы.
  Бег № 2
  1. Перенести раненого с помощью "стула" из рук. 2. Сбить две доски, загнуть гвозди, потом вынуть их. 3. Звеном пропеть песню, указанную или выбранную. 4. Перескочить через канаву. 5. Связать две веревки. 6. Попасть в цель камнем. 7. Спечь картошку.
  Бег № 3
  I. Построить кухню. 2. Вскипятить в котелке воду. 3. Найти спрятанное письмо и прочитать его /письмо может быть зашифрованным или написанным азбукой Морзе/. 4. Обозначить стороны света, руководясь природными явлениями или приборами /компас, сектант, карта/. 5. Найти сорта деревьев, получив их листья. 6. Переправиться через ручей. 7. Сделать игрушку из коры дерева, каштанов или бумаги.
  Бег № 4
  I. Прочесть отрезок карты. 2. Пройти дозорным маршем. 3. Нарубить дров. 4. Вскопать грядку в чьем-нибудь саду. /доброе дело/. 5. Бросить камень на расстояние. 6. Перепрыгнуть через забор. 7. Обозначить прямой угол от указанного места.
  Бег № 3
  I. Вычистить ружье. 2. Разобрать ружье. 3. Бросить гранату /камень/ в воронку. 4. Стрелять в цель. 5. Уметь рисовать определенное количество топографических знаков. 6. Перевязать палец.
  Бег № 6
  I. Измерить ширину реки. 2. Переплыть через нее. 3. Сварить два яйца всмятку. 4. Провести несколько игр в своем звене или с младшими детьми. 5. Обозначить данный угол направления и идти, руководясь им.
  Бег № 7
  I. Уметь найти цветы по указанным названиям. 2. Сделать топографическую съемку дороги. 3. Построить мостик через ручей. 4. Поставить палатку. 5. Разобрать и сложить телегу. 6. Переправиться через реку. 7. Уметь применять искусственное дыхание.
  Бег № 8
I. Заострить колышки и отпилить кусок доски.
2. Перелезть через забор, высотою в два метра.
3. Набрать топлива для костра с высокой сосны, с помощью веревки /влазить на сосну нельзя/.
4. Приготовить чай /чаинки не должны плавать/ в дырявом котелке /приготовить все нужное для паяния/.
5. Понять иностранца /англичанина/ и помочь ему.
6. Перейти, не теряя равновесия, по дереву, переброшенному через ручей /препятствие с судьей в засаде/.
7. Связать несколько коротких веревок и бросить их, так связанных, на помощь утопающему.
  Бег № 9 /для старших р-ков/
I. Разбить бивуак для звена.
2. Нажарить блинчиков для всего звена из приготовленного теста.
3. Переправиться через реку на лодке, управляя одним веслом.
4. Сделать зарисовку дороги /I км/.
5. Оказать первую помощь разбившемуся велосипедисту и починить его велосипед.
6. Сбить камнем письмо, висящее на нитке на ветке дерева.
  Бег № 10 /для старших р-ков/
  I. Наблюдать за пойманным ежом /рассказать о нем/.
2. Суметь прочитать депешу, передаваемую судьей, находящимся в расстоянии одного километра, и содержащую инструкции относительно пути по закрытой местности /звено должно так идти, чтобы судья его не видел/.
3. Спуск целого звена с обрыва при помощи каната /применить/ спасательным узел/.
4. Убрать с дороги стекло от разбитых бутылок /препятствие с судьей в засаде/.
5. Спасти отравленных в отравленной газами местности и перенести их на расстоянии 250 метров.
6. Собрать грибов /в лесу с большим количеством грибов/ и поджарить их.
7. Обеспечить безопасность во время купания. 8. Исследовать брод через реку. 9. Уметь обороняться при нападении /применить джиу-джитсу/.
  Бег № 11
I. Быстро перебросить звено на расстояние I км /два велосипеда на звено/.
2. Обозначить углы направления на перекрестке /при помощи компаса, двух компасов на звено/ и нанести их на бумагу в виде наброска /два наброска на звено/.
3. Расставить часовых около бивуака. 4. Сделать упражнение по газовой тревоге /все имеют  маски/.
5. Разбить звено на три группы /у всех есть карты/ и дать приказ идти прямой дорогой по трудно проходимой местности до назначенного пункта /длина пути до 5 км/.
6. Стрелять из ружья -сделать три выстрела на расстоянии 100 метров.
7. Ползти на расстоянии 25 метров.
8. Лежа забинтовать себе кисти рук /маленький бинт для каждого участника.
  Бег № 12 /на снегу/
  I. Быстро надеть и снять лыжи.
2. Развести огонь и вскипятить воду из снега.
3. Сделать защиту от ветра на бивуаке.
4. Перейти ручей на лыжах.
5. Наложить лубки на сломанную ногу.
6. Идти, руководясь углом направления, по "очень холмистой местности".
7. Сделать набросок дороги для заблудившегося лыжника.
8. Починить горные санки.
  Бег № 13 /на воде/
I. Притянуть лодку к берегу.
2. Залатать или законопатить щели в лодке.
3. Сигнализировать с лодки на берег.
4. Грести одним коротким веслом /сломанным/ или шестом.
5. Нырять, чтобы достать со дна затонувший ранец /мешок с камнями/.
6. Исследовать берег.
7. Плыть, руководясь компасом.
8. Войти в лодку из воды.
9. Сделать удочку, наловить рыбы, почистить и поджарить ее.
10. Проплыть 200 метров, не нарушая тишины и замаскировавшись.
  Бег № 14 /в городе/
I. Послать короткую телеграмму на заданную тему /самому заполнить бланк/.
2. Найти по рисунку фасада интересное и известное в городе здание.
3. Найти указанное здание, руководясь данным углом направления и воздушным расстоянием.
4. Запомнить номера шести первых автомобилей, стоящих на углу.
5. Запаковать несколько больших пакетов.
6. Влезть и слезть с пожарной лестницы,
7. Починить электрические предохранители в квартире.
8. Указать, где находятся трамвайные или автобусные остановки в городе.
  Бег № 15
I. Починить камеру велосипеда.
2. Сделать велосипедные носилки из двух или трех велосипедов и перевезти раненного товарища. 4. Найти место, находящееся в расстоянии 10-15 минут езды и устно передать приказ. 6. Проехать по узкому мостику без перил.
  /Перевод с польского шт. инс. О. Меер/


  ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Слова А. Пушкина Музыка А. Алябьева /1799-1837/ /1787 - 1851/ op462.jpg   По дорого зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно громит.
  Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика -То разгулье удалое, То сердечная тоска.
  Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне.
  ИЗ ПОД ДУБА, ИЗ ПОД ВЯЗА
  3. В зубах несет вязеницу, Не былую небылицу, Ой, калина! Ой, малина!
  4. Не былую небылицу Про красавицу девицу. Ой, калина! Ой, малина!

  ЧИТАЙТЕ И РАСПРОСТРАНЯЙТЕ НАШИ ЖУРНАЛЫ -"КОМПАС И "В РАЗВЕДКУ"


  НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА

op463.jpg

  2. Там девицы гуляли,
  Там красные гуляли. Ну что ж, кому дело гуляли! А кому какое дело, гуляли!
  3. Калинушку ломали,
  Малинушку ломали. Ну что ж кому дело, ломали! А кому какое дело, ломали!
  4. Во пучочки вязали.
Во пучочки вязали! Ну что ж кому дело, вязали! Ну кому какое дело, вязали!
  5. На дорожку бросали.
  На дорожку бросали! Ну что ж, кому дело, бросали! Ну кому какое дело, бросали!
  ЧИТАЙТЕ, РАСПРОСТРАНЯЙТЕ,

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА "ОПЫТ", "ПИШИТЕ В "ОПЫТ".


  ПО СОЛНЫШКУ, ПО СОЛНЫШКУ...

op464.jpg

  "ОПЫТ"
  - Редактор: скм. Иоанн ЧЕКАН.
  Всю переписку по делам редакции направлять по адресу: Jean ТСНЕКAN 12, rue Daru - PARIS /8/ - FRANCE
  - Техническим редактор этого номера:
  ст. р-ца I р. Ольга ПОЗДЕЕВА
  - Представители "ОПЫТА" на местах:
  - в Австралии: N. DONNER - 66 Kintore ave. - PROSPECT /S.A./
  - в Аргентине: B. JASTRZEMBSKI - Calle 47, entre 12 у 13 - BERAZETEGUI
  - в Германии: O. POSDEEFF - OBERAMMERGAU - Gullion Siedlung 8/B
  - во Франции: W. TICHONICKI - 9, rue Chanez - PARIS /16/
  - в США /Калифорния/: P. URTIEW - 1469 17-th ave. - SAN-FRANCISCO. CALIF. - в США /восточн, поб./: A. ILYINSKY - 24-46 29-th - ASTORIA, L.I., N.Y.
  Цена отдельного номера: 35 центов, 2.05 австрал. шилл., 15 пезо, 1.25 ДМ, 1,50. НФ, - или три почтовых международных купона.

  О БЕЛЫХ ГОЛУБЯХ И ВЕРБЛЮДАХ

  Скм. С. пишет: "Точка "Три белых голубя" /ОПЫТ № 41/ оскорбительна для мусульман. Мы, которые пишем, что в наших рядах могут быть разведчики различных вероисповеданий, в нашем центральном органе насмехаемся над магометанством. Хотел бы я видеть, что случилось бы с нашими разведчиками, если бы они поставили эту точку у костра в Малайи, где 75% скаутов - магометане".
  В Европе мы эту точку ставим в ином варианте. К костру выходит бедуин и медленно, в полном молчании начинает шествовать вокруг костра, под общее пение какого-нибудь псевдоарабского напева -"Дзум-бала-бала-бала-дзум-бала-бааааала... Ахмет обдул Абдула..." или что-нибудь в этом роде. Бедуин продолжает свой путь по пустыне и от времени до времени делает знак тому или иному из присутствующих, вызывая его на середину. Вызванный становится в затылок бедуину и ходит за ним, нагнув вперед высшую половину туловища и руками почти достигая земли. Следующий, кого вызовут так же становится в затылок предыдущему. Таким образом постепенно получается внушительное шествие. По знаку руководителя пение прекращается, и он торжественно провозглашает: "Так шествовал по пустыне наш бедуин со своими верблюдами!"
  В этом варианте комическое ударение бесспорно падает на верблюдов. Вряд ли менее ясно, что в инкриминированной версии оно также падает на ослов и ослиц. Как говорят англичане - "Honni Soit qui mal y pense". Однако настаивать на педагогической ценности этой точки мы не будем. В Малайи же действительно может быть "Трех белых голубей" не поставили бы, так же, как и в Израиле наверно отнеслись бы более внимательно к постановке того или иного еврейского анекдота и не пели бы т. н. "иерусалимской версии" известного "Петуха".
  Редакция.

  НЕСКОЛЬКО ПАМЯТНЫХ ДАТ

  400 лет тому назад:
  - родился Галилео Галилей /15 февраля 1564/
  - умер Микеланджело /18 февраля 1564/
  - вышла первая печатная русская книга - "Апостол", в типографии нашего первопечатника диакона Ивана Федорова.
  - родился Уильям Шекспир /23 апреля 1564/.
  250 лет тому назад:
  - Петром Великим основан первый русский музей /2 июля 1714/.
  200 лет тому назад:
  - основан Эрмитаж, крупнейший художественный и культурно-исторический музей в Петербурге.
  165 лет тому назад:
  - родился Пушкин /6 июля 1799/.
  150 лет тому назад:
  - родился самый известный украинский поэт Тарас Шевченко /9 марта 1814/.
  - родился М. Ю. Лермонтов /15 октября 1814/.
  - русские войска стоят лагерем на Елисейских полях в Париже.
  125 лет тому назад:
  - родился М. П. Мусоргский /21 марта 1839/. - родился один из наиболее известных русских исследователей и путешественников Н. М. Пржевальский. 

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ "СТАРОГО ВОЛКА"
  Только для абсолютного существа, для Бога самосознание есть самодовольство и неизменность, есть жизнь. Для всякого же ограниченного бытия, следовательно и для народа, самосознание есть необходимо осуждение и жизнь есть изменение. Поэтому истинная религия начинается с проповеди покаяния и внутренней перемены.
  /В. Соловьев/.
  Когда вы хотите осуществить качественные ценности, красоту, справедливость, то они могут осуществиться лишь тогда, когда средства, которыми вы хотите осуществить, проникнуты этими ценностями.
  /Бердяев/

  ОТ РЕДАКЦИИ

  - Материалам программной комиссии будет посвящен не этот номер /см. ОП. 45, стр. 27/, а один из следующих. Вопрос в том, чтобы дать возможность наибольшему количеству руководителей высказать свои мысли по поводу программы разрядов.
  - Давно уже намечен выпуск тематического номера, посвящённого национальному воспитанию. Проблема, стоящая и всегда стоявшая в центре нашего внимания. Проблема предельной трудности, с крайне неустойчивыми, постоянно меняющимися и трудно определимыми данными.
  Если всматриваться в прошлое, то более или менее ясными становятся, в общей перспективе нашего служения России, задачи и методы довоенного периода, времен войны, эпохи "ди-пи лагерей". Но вот уже 15 лет как мы действуем в совершенно новых условиях. Не пора ли оглянуться, просмотреть пройденный путь, подвести итоги и наметить план дальнейших действий? К чему мы стремимся? Ставим ли мы перед собой те же конкретные задачи в области национального воспитания, что и 5, 10, 15 лет тому назад? Какие существенные изменения произошли за это время? Как мы представляем себе национальное будущее наших ребят? Как они сами себе его представляют? Как все это отражается - или не отражается -в нашей работе?
  Актуальность темы нам кажется очевидной. Не менее очевидна и деликатность ее разработки. Для достижения более или менее существенных результатов необходимо иметь ясное представление о положении на местах, в каждой дружине, на каждой возрастной ступени. Отсюда - просьба ко всем руководителям, в индивидуальном порядке или через круги "БКС":
  - поделиться своим опытом и опытом окружающих их братьев и сестер;
  - постараться нащупать, сформулировать и разобрать основные встающие в этой области вопросы;
  - выразить, мнения и чаяния местного руководительского состава.
  Все мы в этом очень нуждаемся. Кстати, это поможет и работе программной комиссии.
  - На очереди у нас еще два тематических номера: один должен быть посвящен старшим разведчикам, на работу с которыми обращает наше внимание Старший Скаутмастер в ноябрьском ВеРу, другой должен быть посвящен женской ветви, которой несмотря на ее развитие и действенность, не посвящено у нас ни одного ценного труда, за исключением статьи скм. Е . Уртьевой /ОП. 30, стр. 9-15/. Сестры руководительницы! Без вашего участия вряд ли когда-либо этот номер увидит свет. Почему не приурочить его выпуск к вашему юбилейному году?
  Ерш.