Журнал скаутских руководителей "Опыт" №43

pp043.htm   Журнал "ОПЫТ" № 43  (1963г.)

"ОПЫТ" 1947 - 1963

У меня нет первого номера "Опыта". Но номер второй, ставший теперь наверно библиографической редкостью, я бережно храню.
  Прошло 16 долгих лет с тех пор, как он был отпечатан и разослан рукам. На обложке в углу от руки нарисована лилия. Под названием надпись - "Журнал для руководителей". Внизу - "Мюнхен 1947"•
  В этом номере всего восемь очень бледно напечатанных на ротаторе, пожелтевших от времени страниц... Но стоит начать читать их и время исчезает. Вы снова, как будто это было вчера, переноситесь в те героические годы, когда рождалась наша разведческая семья, когда был создан ОРЮР.
  На первой странице передовица: "Праздники". Под ней подпись - Старый Волк. Он вспоминает в ней друзей, погибших и живых. Каждая фраза полна любви к ним, полна веры в то, что: "Они, ведь, наша главная поддержка в постоянстве, в вере в правоту, в успех нашего дела."
  Статья звучит теперь, когда Бориса уже нет с нами, как призыв, как заклинание - "берегите дружбу, братья!"
  Главная часть "Опыта" посвящена практической работе с ребятами:
  "Как составить план работы отряда". План разбит на три месяца и, когда читаешь его, поражаешься - да, ведь, он написан так, что его можно использовать для дела и сегодня!
  Вторая статья на тему: "Слабые стороны и нужды работы с разведчицами". Опять ценнейший материал, ценнейшие мысли - рецепты работы с девочками сегодня!
  Статья - "Швейцарский пример", "Разведчество в подполье" - не менее актуальны для нас и по сей день.
  В конце - "Наша жизнь", раздел "Знаешь ли Ты...?" и... адрес:
  "Борис Мартино. Розенгайм, Штадтишес Кранкенгауз / 13".
  Начало "Опыту" было положено человеком физически немощным, на больничной койке, в больничной палате. Но сильнейший духом и верою Борис дал толчок тому, что наш руководительский журнал существует и поныне!
  За 16 лет журнал стал лабораторией руководительской мысли, Он вел нас все эти годы и ведет и теперь по пути Разведчества. На его страницах мы находим нашу идеологию, методику, практические указания, мысли почти по всем отраслям нашей руководительской деятельности. Через него, наконец, мы чувствуем плечо друг друга.
  Из номера в номер "Опыт" служил росту плеяды руководителей ОРЮР. "Опыт через них служил сотням и сотням членов Организации - по крайней мере двум ее поколениям.
  В течение 16 лет менялись редакторы, менялись сотрудники. Чудом можно считать, что, несмотря на все трудности: материальные, технические, трудности порядка слабостей каждого из нас, "Опыт" стал теперь "Толстым Журналом", подобно которому нот ни в одной из молодежных организаций за рубежом! За эти 16 лет вышло 42 номера. Журнал особенно вырос за последние годы. Он обслуживает теперь Организацию особого типа - разбросанную на трех континентах! Последний номер 41-й уже содержит 5 разделов, на 45 страницах и может удовлетворить самый требовательный "вкус" любого руководителя - воспитателя.
  Главной ценностью "Опыта" является то, что журнал стал той связующей гранью, что проходит между Разведческой Организацией и Разведческим Движением. Он, обслуживая нужды Организации, служит большему - Движению, с определенной идеологией, историей и, даст Бог, большим будущим на просторах Свободной России.
  Не думаете ли вы, друзья руководители, что это последнее нас ко многому обязывает? Не от нас ли, главным образом, зависит дальнейшее существование журнала? Не мы ли должны быть участниками, сотрудниками, представителями, хранителями доброго имени и ценности источника живой, творческой мысли вечно дерзающего в борьбе за молодое, новое поколение, носителя идеологии Российского Разведческого Движения, руководителя - воспитателя.
  Сокол.

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗРЯДОВ

/в порядке дискуссии/   В "Опыте" № 40 была напечатана очень интересная статья О.К.Фотиев Статья интересна не только потому, что в ней сопоставляются и сравниваются предложения программ испытаний по религиозному разделу наших разрядов; она интересна также и потому, что - без всякого намерения со стороны автора ее - она ставит под сомнение правильность нашего официального подхода к религиозному воспитанию разведчиков вообще.
  О.Фотиев подчеркивает, что он против зубрежки, которая, в лучшем случае, даст "знание о Боге", но не "знание Бога". Говоря о преподавании, О.Фотиев считает, что это "задача семьи, школы, духовенства - сообщить ребёнку первичную "азбуку" религиозных знаний". Совершенно согласен с этим.
  Наша организация должна давать эту "азбуку" только в том случае - и только в том - если в данном городе нет православной церкви и прицерковной школы. /Исключения должны быть сделаны, если мы имеем дело с ребенком, который дома или в местной школе не получил элементарных знаний по Закону Божий./ Поскольку в данном городе имеется наша единица, но нет русской школы - руководитель должен постараться организовать таковую. Но я решительно восстаю против того, чтобы наше разведчество видело в преподавании Закона Божия, а также и истории и географии России, чуть ли не цель своего существования.
  Мы - не церковная организация и не школа. Совершенно очевидно, что, находясь в эмиграции, мы должны обращать сугубое внимание на национальное и религиозное воспитание наших детей, но для этого мы не имеем права пользоваться нашими сборами, поскольку мы именуем себя разведчиками-скаутами. Наша организация должна воспитывать детей без малейшего намека на преподавание каких бы то ни было школьных предметов. Ведь это альфа и омега скаутизма, как метода внешкольного воспитания: прочь от школы! Повторяю: если в городе нет школы, то следует провести хотя бы краткосрочные курсы по Закону Божию и родиноведению, но вне занятий с детьми, как со скаутами.
  Что касается разрядов, то можно проверять знания разведчиков по данным предметам, исходя из того, что ребенок где-то уже приобрел необходимые знания и что "стыдно, мол, тебе, русскому разведчику, не знать таких вещей". Но тут, честно говоря, меня берут сомнения. Мы, как нецерковная организация, не имеем, фактически, ни малейшего права и основания предъявлять ребенку - при сдаче очень мирских испытаний, которые, к тому же, должны доставить ему удовольствие - такого рода требования: "стремиться регулярно участвовать в литургии"; "приобрести навык ежедневного чтения Евангелия"; "подробно изучить жития трех святых, собрав о них возможную документацию" и пр. и пр.
  Как все это нереально и далеко от действительных запросов ребенка! Неужели мы забыли то время, когда были сами детьми?
  Помимо того, что я вижу в этих требованиях большую долю лицемерия /многие ли из нас, руководителей, удовлетворят этим требованиям?/, я уверен в том, что мы - в лучшем случае - добьемся формальных знаний, т.е. "знаний о Боге" и ничего больше.
  Формальные требования по разделу религии наших разрядов должны быть сведены к абсолютному минимуму: предусмотренное в 3-ем разряде, плюс понимание литургии плюс понимание причастия Св.Тайн. Такое резкое снижение требований отнюдь не означает, что мы безразличны к "религиозному облику" наших разведчиков.
  Баден-Пауэль, говоря о том, как завлечь детей в Организацию, сравнивает руководителя с рыболовам: если рыболов воздет в виде приманки то, - что он сам любит есть, то он, вероятно, немного поймает рыбы. Мы должны давать детям все, что их интересует, все, что, так или иначе, может их увлечь. Но одновременно, разумеется, мы должны воспитывать детей в духе "прикладного христианства". Стараясь сами жить по законам разведчиков, мы должны следить за тем, чтобы и разведчики всегда и во всем помнили, что они скауты не только тогда, когда надевают форму и находятся на сборе. Для этого в нашем распоряжении беседы, наши законы и наш личный пример.
  В этом стремлении - воспитать просто-напросто хороших граждан и приличных людей - я, грешным делом, и вижу весь смысл существования разведчества.
  скм. А. Амбургер, Австралия.


РАЗВЕДЧИКИ

ТЕОРИЯ РАЗРЯДОВ В РАЗВЕДЧЕСКИХ ИГРАХ

  Школа есть школа и ее методы преподавания служат в течение всего года. Разведчики, живущие в нормальных условиях на своей Родине вполне могут довольствоваться этой школьной программой для того, чтобы узнать все то, что от них требуется в познании страны, в которой они живут и скаутизму этим заниматься не приходится, и потому в программах занятий французских или немецких скаутов мы редко встречаемся с той теорией, с которой нам, русским разведчикам, приходиться иметь деле.
  "Преподавать" Историю, Родиноведение, или предметы, как русская литература в те часы, когда ребята приходят к вам для того, чтобы отдохнуть от школы, или во время каникул в лагере, дело трудное и не благодарное. Ребята выполняют это как скучное обязательство, или вообще избегают этих занятий. В лагере еще их можно "заставить" принять ежедневно порцию науки, зимой на сборах это труднее и часто это является причиной пропусков сборов, и потому надо пытаться найти выход из этого положения так, чтобы, как говорится, были "и волки сыты и овцы целы".
Самый лучший и безболезненный метод прохождения такого вида познаний может оказаться просто-напросто ИГРА, такая, которая заставит ребят незаметно для себя пройти созданную нами программу.
  Для этого можно, во-первых, переделать или вернее приспособить целый ряд уже существующих игр исходя из самого простого и добираясь до более сложного.
  Применение занятий по ТЕХНИКЕ ПЕРЕДАЧИ Морзе и семафором может вполне совмещаться с прохождением некоторых точек теоретической программы: вместо того, чтобы передавать в начале изучение Морзе слова как: дурак, апельсин, картошка, разведчик, закон, и т.д..., почему не передавать слова вроде: Москва, Минск, Орша, Новгород, Волга, Днепр, Ангара, для того, чтобы далее перейти на более сложные фразы содержания вроде: 1240 год Александр Невский победил Шведов, или Ереван столица Армении, или Байкал самое глубокое озеро в мире /1741 метр/. Успех по Морзе будет не хуже, а знания о России увеличатся без особых лекций.
  Помимо этого способа довольно ограниченного в своих возможностях из-за краткости самих передач, но который можно усложнить тем, что сигнализируется вопрос на который надо сигнализировать ответ, при этом модно пустить и соревнование: какое звено скорее подаст правильный ответ. Приведем ниже небольшое количество игр, в которых станут необходимы знания теории разрядов.
  Затрону здесь только те игры, которые применимы конечно и на зимней квартире, но лучше их. проводить в лагере. Это в основном игры, проводимые на кострах, в период отдыха или подвижные связанные с бегом и физическим усилием.
  Как общее правило стремиться проводить эти игры так, чтобы все звено /все звенья/ в них участвовали, так, чтобы эти игры были бы межзвеновым соревнованием.
  Для начала, пока еще ребята не освоили достаточно теорию разрешается пользоваться во время игра имеющимся материалом по разрядам, дальше это разрешение не будет больше даваться.
  Хорошо, когда игра будет проходить не только на "пунктики" но и на призы, при чем нет совершенно необходимости делать дорогостоящие призы, они могут быть просто шуточные, или сводиться к выдаче одной плитки или двух шоколада, или фруктов, или грамоты в звеновую летопись, иногда при большом состязании может разыграться более значительный приз: нож, топор, фонарь, звеновой котел, брезентовое ведро и т.д.
  Не плохо также и переходной кубок, который остается в конце игры победители дня и остается в конце лагеря звену, набравшему наибольшее количество пунктов в таких состязаниях.
  Для подготовки таких игр, большого материала не требуется, но важно их заранее продумать, и иметь заранее заготовленный большой запас допросов и ответов, так, чтобы по возможности вопросы повторялись бы редко и при этом в разной форме.
  Все основные вопросы должны находиться в программах разрядов, для того чтобы ребята могли там их вычитать, другие вопросы могут быть взяты из подробностей пунктов программы и ответ на них следует уже искать не в программах, а в литературе или в учебниках или в том, что составит беседы руководителя /внимание к его беседам/.
  Вот несколько таких игр.

  ВДВОЙНЕ ИЛИ В РАСЧЕТЕ
  Эта игра хорошо известно многим французским радиослушателям. Участники: отдельные разведчики или звено сообща /если звено, то вопросы задаются более трудные/. Наибольший успех ее обеспечивается, если разыгрывается в ней, например, веревка, которой надо для случая иметь большой моток /метров 500-IOOO/. Выступающему задаются вопросы, идя от легких к более трудным и доходя до очень трудных, за каждый правильный ответ отмеряется мерка веревки, которая с каждым неправильным ответом теряется, после первых пяти вопросов перед задачей следующего надо получить согласие играющего вопросом "вдвойне или в расчете?" - если вдвойне, то игра продолжается, если в расчете, то играющий получает выигранную им меру веревки /удваивая ее при каждом вопросе можно дойти до очень значительных размеров/.
  Если играющий не смог ответить на заданный вопрос, то он теряет право на раньше выигранное количество, однако если он дошел до, например, 100 метров, то он от выигранной суммы получает 10% /при ста метрах веревки 10 метров/.
  На каждый ответ дается I или 2 минуты - хронометрировать, по истечении данного срока удар в гонг, после которого играющий должен дать ответ или проигрывает.
  Играть можно либо "на разряд", то есть совокупность всех теоретических знаний 3, 2, или I разряда, либо по отраслям теории, при которых три стадии трудностей: а/простые вопросы - 3 разряд, б/ более сложные - 2 разряд, в/ самые трудные - I разряд.
  Вместо веревки можно просто играть на пункты с тем, чтобы определенный набор пунктов давал право на приз.
  Не исключается и возможность при: этом, особенно если играет одно лицо, при определенном наборе пунктов /очень высокий/ в игре "на разряд" и выдача "теории разряда", после которой играющему остается лишь сдать технику для того, чтобы его получить.

  НА ВСЕ СТО
  Это другой вид игры с вопросами и ответами; состязаются два или несколько звеньев, их располагают на расстоянии не менее 5 метров друг от друга, руководитель может либо находиться на расстоянии, либо их обходить.
  Каждое звено дает ему записку, в которой оно нанесло цифру соответствующую определенной категории вопросов /вопросы могут быть на 10-15 или 20 пунктов/,/самые трудные конечно вопросы на 20 пунктов/.
  Руководитель передает звеньям соответствующие вопросы, на которые звено должно ответить за 3-х минутный срок. За правильный ответ руководитель наносит в тетрадь соответствующее количество выигранных пунктов, за неправильный ответ руководитель отчисляет количество разыгранных пунктов.
  Другие звенья могут знать на сколько пунктов играют вопрос другие, но не знают какие были ответы и какает у каждого звена сумма.
  Выиграло звено первое достигшее или перешедшее 100 пунктов.
  После чего читаются вопросы и ответы /поясняя какой ответ правильный/, /вопросы на 10, например, одинаковые, так что два звена выбравшие играть на 10 получают тот же вопрос.
  В игре, по мере ее продвижения, вопросы по категориям, то есть по разведчеству, по истории, по географии.

  ЛГУНЫ
  В игре могут участвовать как одно звено, так и несколько. Ведут игру руководитель с тремя помощниками.
  Руководитель задает вопрос, на который его три помощника по очереди дают ответ, но из трех ответов только один правильный, а остальные два, хотя и звучат правдоподобно, но ложные.
  После того как даны эти три ответа, звеньям дается минута времени для того, чтобы решить "чья правда", звенья или участника /если одно звено/ высказываются по очереди. Когда все высказались, руководитель объявляет, кто из его помощников дал правильный ответ, звено правильно определившее получает один пункт.
  Выигрывает то звено, которое первое набрало 10 пунктов.
  Эту игру можно изменить, поставив на расстоянии 100 метров от места игры три флажка или столбика привесив на каждый пачку соответствующих номеров /1,2,3/. После минуты раздумья, по удару в гонг, звено отправляет своего посыльного сорвать выбранный номерок /соответствующий ответу 1,2 или 3 помощника/ выигрывает пункт то звено, которое первое донесло до начальника правильный номер.

  КУРЬЕРЫ
  Игра ведется попарно /можно несколько пар/, то есть два, 4 или 6 звеньев играющие попарно.
  2 звена располагаются на расстоянии 300 метров одно от другого /можно тоже сделать так, чтобы звенья были запрятаны или в трудно поступком месте/.
  Каждое звено заготовит 10 допросов в виде записок /хорошо, если по Морзе/.
  При начале игры каждое звено посылает другому курьера с заданным вопросом, курьер этот должен вручить допрос, дождаться ответа на него и вернуться в свой лагерь, принеся ответ и следующий исходящий от противного звена вопрос.
  Выиграло звено, которое: а/первое разделалось с 10 заданными вопросами, б/при разборке ответов дало наиболее правильные и наибольшее количество правильных ответов, при чем 5 из 10 возможных неправильных ответов определяют проигрыш.
  Остающиеся пары состязаются между собой до выявления "чемпиона".

  ПОИСКИ ОТВЕТОВ
  Заготовить столько же маршрутов сколько участвующих звеньев /2-3 километра замкнутым кругом - по возможности но перекрещивающихся./
  При выходе на игру каждое звено получает конверт, в котором:
  А. Исходная точка и маршрут.
  Б. 20 вопросов по теории разрядов /для 2 и I разрядов по Морзе или шифром/.
  Играющие имеют право решать вопросы как им угодно, но обязаны дать ответ на каждый из них; в пути помимо писем с заложенными практическими заданиями находятся пункты, в отдалении от которых /30-50 метров/и по возможности в трудно доступных условиях лежит ответ на каждый вопрос. Пункты эти обозначаются особым знаком и дают указания, как найти место, где лежит ответ. Звено не знающее ответа на тот или иной вопрос должно разыскать и расшифровать ответ /если Морзе или шифр/.
  Выигрывает звено, первое вернувшееся с правильными ответами и исполненными заданиями - при принятии звена руководитель смотрит ответы и если попадает неправильный, то звено возвращается в лес для того, чтобы разыскать правильный ответ, на заданный вопрос.
  Знак места нахождения "ответа" может быть ромб с указанием цифры соответствующей № заданного вопроса. Ответы эти могут для осложнения игры быть спрятаны не по порядку но № их указан на ромбе так, что звено, найдя ромб, например, с меткой "5" знает, что тут где-то заложен ответ № 5, но на следующем этапе может натолкнуться на ромб с № 10, а не 6.
  Письма могут быть спрятаны в любом месте, либо просто на земле, но до них дойти можно лишь найдя сначала два других письма, либо на верхушке дерева, либо на плоту в речке /или в закупоренной бутылке, и т.д.
  Такого типа задания могут так же даваться и на поход, если располагать мотоциклом, с которым развозят "ответы" на трудные вопросы в определенные места маршрута звена.
  Не знать ответов не страшно, важно то, что звено, которое хорошо потрудилось, для того чтобы найти на него ответ будет хорошо его знать, на будущее и этим достигается наша цель.
  Такого вида игр можно выдумать большое количество, к чему вас братья руки и призываю. Давайте на страницах нашего журнала помещать плоды ваших размышлений и опыта.
  Шип, Париж.


ТРЕБОВАНИЯ ЗНАНИЯ ПРИРОДЫ

Создавая скаутское движение, БП имел ввиду в первую очередь городскую молодежь, которая, живя в перенаселенных местах, очень мало соприкасалась с природой. Вводя скаутов так сказать в лоно природы, скаутизм отрывает детей от городской жизни, давая им здоровый, полезный отдых на свежем воздухе. Городские ребята, окунувшись в природу, сразу наталкиваются на массу затруднений. Как город, так и открытая природа, поля, воды, леса, имеют свои неписаные законы. Не зная этих законов можно даже поплатиться жизнью.
  Надо знать окружающую природу для того, чтобы она приносила нам пользу, а не вред. Природа нам дает много удовольствия. С уничтожением ее мы лишаемся многого. Вот почему скаутов воспитывают любить ее.
  Российское Разведчество и тут натолкнулось на непредвиденные затруднения. Вводя в разряды знание природы, мы, находясь в разных уголках земли, соприкасаемся с местной природой и вот эту то природу и надо изучать с ребятами.
  Вожаки австралийских звеньев должны рассказать ребятам насколько опасно купаться в одиночку в океане. Были случаи, когда прожорливые акулы нападали у берега, на полуметровой глубине, когда купающихся обжигали медузы, когда морское течение уносило неосторожных в океан.
  Из австралийских "хищников" опасны только змеи. Вожак должен рассказать ребятам о первой помощи после укуса змеи.
  Любовь к природе в австралийских условиях выразится в осторожном обращении с огнем. Лесные пожары - бич Австралии.
  Говоря о мире животных, переходим к основному: не будем же мы в погони за "национальным направлением" воспитания, изучать с ребятами плакучую березку, милую белку, или серого золка. Это было бы очередной оторванностью от реальной жизни.
  Ребята должны знать какое дерево годится к постройке лагеря, дома, какие опасности они могут встретить в окружающем их лесу, а не где-то там, "а сказочной, северной стране".
  Переходя к конкретному проявлению "любви к природе", мы будем давать примеры из окружающей нас жизни. В Квинсланде я наблюдал "кормление пернатых". К определенному времени сотнями слетаются попугаи. Их кормят хлебом, размоченным в медовой воде. Попугайчики настолько ручные, что не боятся людей и садятся им на плечи, головы, тарелки...
  Я знаю австралийца, который регулярно кормит кукабарру и прочих, местных птиц. Надо медленно приручать птиц. Я видел у одного прирученного кенгуру-воллаби.
  Рыбы. Почему бы не поехать звеном на рыбалку? Поймать хоть одну рыбешку, подержать ее в руке, ощутить! Пройтись по берегу, заглянуть под камни, собрать ракушки. В крайнем случае иллюстрировать беседу картинками. Волшебный фонарь могут ребята сделать сами.
  Говоря о природе, мы в первую очередь будем говорить с ребятами о практическом применении, о конкретном ощущении ее, а не будем дести отвлеченных разговорников. Больше реальности на сборах, больше соприкосновении с природой и как можно меньше теоретических рассуждений.
  Тихий Дрозд, нач. 27 отр.

ЛАГЕРНЫЕ ЗАМЕТКИ

/Из записной книжки руководителя/   I/ До начала каждого похода, каждой игры, и т.д., требовать, чтобы палатки, одежда, материал были в отличном состоянии.
  2/ В лагере можно быть очень требовательным, но в этом случае, нужно уметь дать развлечение и радость тем, от которых требуешь, и это вопреки своей усталости.
  3/ Старайся быть всегда в хорошем настроении, приличным, спокойным: это чтобы показывать пример.
  4/ Поменьше приказов - не говори: "Пойди за X", а скажи - "будь добрый, пожалуйста..."
  5/ Расположение лагеря
  - Для доставки провианта, доступ в лагерь должен быть удобным.
  - В лагере должна быть безукоризненная чистота: тщательная уборка палаток /не исключая и руков/, чистый флаг, чистые и остриженные ногти; у всех лагерников должна, быть уставная форма /зажим, значки.../.
  6/ В лагере
  - Обсуждать, слушать, учить, - должно быть исключено из нашей программы - это хорошо для лагеря взрослых - а мы, будем готовить, жечь, рубить, плавать, шить, карабкаться, лечить... Не нужна теория, не нужны учебники в руках скаутов. Не выдавать второго разряда кому-либо, потому что наизусть знает "теоретически" ориентировку, а на практике не знает. Все делается на практике.
  7/ В самом начале лагеря, нужно объявить скаутам правила и обычаи лагеря.
  8/ Краткое "Вече" состоится до подъема, напоминающее программу дня и инструкции в связи с этой программой.
  9/ Разряды являются наградой испытанных знаний: утверждение того, что действительно было сделано с определенной или нужной целью. Долой сдачу разрядов под палаткой.
  10/ Конкурсы должны быть тем более краткими, чем больше в них
  испытаний. Беспрерывные конкурсы утомляют ребят, только смотр и кухня могли бы подойти к такой форме испытания. Во всяком случае, конкурс имеет официальное начало и конец с наградой.
  11/ Чтобы сдавать разные пункты разрядов, звать в любой момент разведчика и побеседовать с ним.
  I2/ Игра
  - Она должна быть привлекательная для ребят.
  - Тема должна быть ясная и точная.
  - Правила игры.
  - Усилие должно быть вознаграждено. Усилие должно быть возможным и, главным образом, необходимость усилия должна быть очевидной ребятам.
  13/ Состязания
  Лучше, чтобы одно звено помогло другому, а не "топило" бы его, чтобы выйти на первое место. Например, член старого звена покажет как делать патенты, новому.
  I4/ Оценку звеньев делают вожаки, а руководитель направляет. Они должны понять, в чем звено "провинилось".
  I5/ Для всяких традиций навязывание не желательно: объяснить, зачем то или иное делаем, и ребята тогда согласятся.
  I6/ Объявления всему лагерю не делать у мачты, когда все в строю, а после кофе, когда все кончили /после молитвы/ и во всяком случае, не во время еды.
  I7/ Нормально, подъем флага должен являться большим почетом. У нас, у мачты "говорятся" законы и этого разведчики боятся: и нормальное явление, что они не хотят поднимать флаг. Надо добиться, чтобы ребята поняли, что подъем флага - почет; но с другой стороны не забрасывать "чтение" законов. Можно ли у мачты в красивой форме написать законы /на коже, на коре.../?
  ТУР, нач. 29 отр., Париж.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ 
 
  И Г Р Ы   И    У П Р А Ж Н Е Н И Я

/продолжение/
  ПОИСКИ КЛАДОВ
  Этим делом не надо пренебрегать при полевых играх, игры этого типа приучают ребят к бескорыстной работе для других и связывают одновременно (школу) организацию с общественностью. Возможной формой, для каждой степени обучения, будут добрые дела, исполненные группой, например:
  Подмести дворы или деревенские улицы.
  Уборка.
  Вычистить собачьи будки (своих собак).
  Понянчить маленьких детей и умыть их.
  Выровнять дорогу, засыпать рытвины.
  Сделать кормушку для птиц(зимой). Руководитель оценивает лучшую работу и время ее исполнения, записывая ее открыто и объясняя почему.
  Собирать майских жучков
  Какая группа насобирает их больше всего, за определенное время.
  Для оценки можно их взвесить или сосчитать.
  Собрать бумаги
  Нормальным и некультурным явлением служит засорение ближайших от города рощ бумагами. Указание, что не должно так делать, хорошо и полезно на будущее. Поручаем собрать бумажки, разбросанные по лесу. Ребята, могут, группами, собирать их в одно место. С точки зрения гигиены, нельзя позволять собирать руками. Нужно сделать каждому ребенку палку с острым концом - можно собирать только палкой. Выиграет та группа, которая, за определенное время, насобирает больше бумаги. Развитием игры может быть сожжение бумаги или ее закапывание.
  Переноска больных
  а) при помощи "стула", сделанного из рук двух ребят.
  б) с помощью спасательного приема.
  в) при помощи носилок, сделанных из заранее подготовленного материала.
  Выиграет та группа, которая первая перенесет своих больных (при переноске бегать нельзя) на известное расстояние. Ставить отрицательные пункты за: крики, падение больного (если испортится стульчик или носилки) и за беготню,
  Забрать раненых с поля битвы
  На определенном пространстве размещают раненых, в разных местах, более или менее спрятанных. В каждом месте находится столько раненых, сколько групп принимает участие в игре. Каждый раненый принадлежит к определенной группе и имеет билетик или какой-нибудь знак" О перевязочного пункта выходят санитарные патрули, цель которых, найти своих раненых и перенести их на перевязочный пункт. Патруль состоит из четырех ребят. Патрули могут пользоваться носилками, ими самими сделанными. В сотрудничающих группах может быть несколько патрулей.
  Собирать отравленных газами
  Процесс игры такой же, как и в предыдущей, только идущие на помощь исполняют свою работу в противогазовых масках. Отравленным газами нужно одеть маски.
  На помощь летчику
  Две неприятельских группы, разделенные закрытой местностью, получают сведения, что на их территории упало два самолета. Задача каждой группы - добраться до места падения самолета, подать летчикам первую помощь (перевязка головы, рук, ног) и перенести их на свой бивак. Нужно соблюдать правила осторожности, т.к. на толе может находиться неприятель. Выиграет отряд, первый нашедший летчиков. Ранеными летчиками могут быть специально назначенные ребята. Допускается возможность отбить летчика. Отбить его может более сильное числом звено (отряд, для скорейшего отыскивания, может быть разделен на звенья). Можно местонахождение летчика отметить углом направления.
  Ряд упражнений, в которых ребята должны показать знание скорой помощи можно ввести в виде сотрудничества звеньев. Для этих игр нужно подготовить соответствующее количество перевязочных, дезинфекционных средств и т.д. После раздачи материала, звенья по сигналу руководителя начинают действовать. Нужно стремиться к тому, чтобы все члены звена имели какую-нибудь работу. При оценке нужно обратить внимание на качество и подробность сделанной работы, и быстроту ее исполнения. Время от времени нужно применять инсценировку, устраивая такие моменты, когда первая помощь становится естественной необходимостью.
  Спасение горящих
  Сделать две куклы или больше, изображающих детей. Облить некоторые их части бензином и поджечь. Звенья должны проделать настоящий акт спасения. Оценка работы производится соответственно спасательным действиям, описанным, в книжках.
  (продолжение следует)
  перевод с польского шт. инс. О.Меер.


Следующий номер  выходит в июле  --- он будет посвящен памяти Старого Волка


pp0431.jpg

  ЗАМЕЧЕННАЯ ОПЕЧАТКА - В № 41, на странице 20, 21-я строчка снизу, вместо "материал" следует читать "минерал".

Мы шли ряды у нас редели.
Геройски умирал казак,
Но мы сдаваться не хотели,
И как траву косил нас враг.

Мы отступали, враг за нами
Толпами тысячными шел
И поле устилал телами,
И кровь струилася ручьем,

И снявши голову с героя
Злодей к седлу ее вязал,
Чтоб похвалиться после боя,
Как он с лежачим воевал.

Но вот вдали уже блеснули
Родные русские штыки.
И все свободнее вздохнули,
Перекрестились казаки.


Н Е С К О Л Ь К О   Т О Ч Е К

1. Начальник станции - заика
  Мамаша и две девочки спрашивают у начальника станции, который час. Тот, заикаясь, отвечает. Так повторяется несколько раз. Каждый раз он отвечает, но постепенно выражает неудовольствие. В конце концов, терпение лопается, и он спрашивает, почему им каждую минуту надо знать, который час. Ответ мамаши; потому, что девочкам нравится, как Вы отвечаете.
  2. Маяк
  Сидит каланча и крутит фонарь над головой, изображая маяк. Смотритель поднимается по винтовой лестнице и считает этажи (7 этажей). За ним поднимается разбойник, тоже считает этажи. На седьмом этаже разбойник убивает смотрителя и спускается. Дочь смотрителя потихоньку поднимается, тоже считает этажи. Доходит до убитого смотрителя, пугается и бегом спускается вниз (считая этажи). Зовет полицию. Полиция (несколько человек) бегом поднимается (считая этажи), забирает труп и медленно спускается вниз.
  3. Набожная старушка.
  Русская старушка спрашивает американку, где русская церковь. Та не понимает. Бабушка начинает объяснять - руками; крест, молитву и т.д. Та не понимает, тут бабушка орет: "Иди к черту"! - "Ah! Church! church!" - всполошилась американка - и начинает объяснять, где церковь.
  4. Разведка или засада
  Из штаба посылают двух разведчиков, чтобы поймать какого-нибудь языка в плен. Первый возвращается и приводит одного пленника - вдруг слышен крик второго. Его спрашивают: "Сколько?" Ответ издали: "50!" - "Так веди их сюда!" - "Не пускают!"
  собрал ски. П. Уртьев.

 МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ

ЧТО ДАЛА МНЕ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ?

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ?   На Всесоюзном съезде пионеров в Артеке (Крым), делегатам было задано два вопроса:
  1. Что дала Тебе пионерская организация?
  3. Каким должен быть вожатый?
  Приводим некоторые ответы:
  "Организация (пионеров) научила правильно смотреть на вещи. Отмечать главное и интересное от ненужного и пустого. Видеть в каждом, прежде всего, человека. Всегда приходить на помощь людям. Воспитала чувство дружбы, товарищества.
  Я очень благодарен организации за то, что научила она меня петь много хороших песен...
  Когда я был маленьким, я впервые услышал: "У Тебя есть Родина. Родину надо любить". В ту пору... я не очень понимал, что такое Родина и как ее надо любить...
  Ходили в походы. Побывал везде... Встретил много хороших людей. Научился трудиться.
  И понял, на всю жизнь, что любить Родину, значит работать для нее, делать ее краше, отдавать ей все силы, все знания...
  ... организации я обязана очень многим. Чертами характера:
  - она воспитала во мне честность, твердость. Дружбой; - походами и лагерями. Солнечным, незабываемым Артеком. Всем, всем хорошим, что было в жизни...
  Хочется, чтобы пионеры были еще активнее. Чтобы исчезли такие слова, как "неактивный", "трудновоспитуемый"...
  ... А ведь здорово все делать самим, когда трудно! Бывали и неудачи, не всегда же гладко. Но так, по-моему, вырабатывается настойчивость, воля, закаляется характер... Взрослые! Мы очень любим тех из вас, кто занимается с нами... Но не интересно, когда все готовое, - интересно самим. А вы помогайте нам в главном: понять, что мы у себя в дружине хозяева..."
Понятно, что в ответах были и стандартные, типично партийные фразы. Но мы привели только те высказывания, которые нам показались, характерны для сегодняшней молодежи.
  (Журнал "Вожатый",октябрь 1962) 



  --- А вот несколько ответов на второй вопрос: "Каким должен быть вожатый?"
  "Алла Даниловна очень хороший человек. Веселая. И глядя на нее обязательно улыбаешься. Добрая. Отзывчивая... Увидит мальчишку или девочку с расстроенным лицом - и никогда не пройдет мимо. Остановится, расспросит - она умеет расспрашивать неназойливо, мягко, так что сам все выложишь. И смотрите - бежит тот мальчишка уже повеселевший...
  ...Алла научила меня работать самостоятельно. Она часто говорила мне: "Подумай!" и сама помогала думать...
  Каким должен быть вожатый? Не знаю. Их так часто меняли, что я даже их разглядеть как следует не успел. Они должны быть более постоянными.
  Мы любим свою вожатую. Зовут ее Тамара. А любим за то, что очень много знает и очень хорошо умеет рассказывать. Пойдешь с ней в поход - столько узнаешь: и о птицах, и о звездах, и о растениях. Это очень важно, когда вожатый знает и много рассказывает. С таким интересно.
  Раньше была у нас вожатая, так она нам только нотации читала. Сейчас новая. Мы её уважаем. Она улыбаться умеет. И поет хорошо. Вожатый обязательно должен уметь улыбаться и петь. Иначе будет скука.
  Вожатый должен быть таким, чтобы с ним хотелось делиться самым сокровенным. Другом настоящим должен быть. К учителю не всегда пойдешь. Учитель - это учитель. А с вожатым можно и петь и играть. Он ближе к нам, к ребятам.
  Вожатый должен быть:
  - во-первых, веселым;
  - во-вторых, не кричать на ребят, учить, объяснять, показывать;
  - в-третьих, не зазнаваться;
  - в-четвертых, не считать себя слишком взрослым, а ребят - слишком маленькими;
  - в-пятых, уметь танцевать;
  - быть спортсменом...
  Среди учителей много замечательных людей. Но есть еще учителя, для которых мы, ребята лишь получатели отметок. Получает паренек пятерки - умный, хороший мальчик, четверки - тоже ничего, тройки - неважный парень.
  А быть может, этот пятерочник - эгоист и жадюга, а троечник, как раз, хороший парень.
  Вожатая Нина в первую очередь ценила человека, независимо, пятерочник он или троечник...
  Есть вожатые, которые любят заниматься с послушными, тихими ребятами. А от ершистых, непоседливых бегут как от огня. Нина не такая. Она шла и к трудновоспитываемым.
  Пришла я в отряд, с которого сбежали уже четыре вожатых. И я боялась к ним идти.
  А сейчас живем душа в душу! Чем я их завлекла? Просто умею кое-что и сама делать. Рисовать, спортом заниматься. Много игр знаю. Ну и стала я их всему учить... Вожатый, который сам много умеет, всегда сможет найти общий язык с ребятами.
  Когда вожатый идет с ребятами работать - это хорошо. Но если ребята работают, а вожатый следит и командует - плохо. Надо все делать с ребятами и трудиться вместе о ними.
  Иногда вожатый стремится выполнить за ребят всю работу. В такой дружине ребятам отводится лишь роль исполнителей и зрителей. И ничего трудного, конечно, в такой дружине нет.
  Вожатый - командир. Он взрослый (по сравнению с ребятами). Ему подчиняются, потому что он сильнее, выше. Так вот, если вожатый командир только потому, что он взрослый, то плохой он вожатый. Быть ребячьим, командиром - значит заслужить это звание не возрастом, а уважением и доверием ребят".
  Мы опять-таки привели высказывания самих ребят: какими, по их мнению, качествами должны обладать вожатые.
  В наших пособиях, на лекциях КДВ и КНО много говорится о качествах вожака. Вообще приведенные высказывания самые новые. А главное, это не теоретические слова "лектора", а живые слова живых ребят. И эти высказывания ни в чем не противоречат нашей теории. Значит, полагать можно, что и наши вожаки, очутись они на родине, найдут "общий язык" с ребятами.
  Тихий Дрозд.