Журнал скаутских руководителей "Опыт" №40

Журнал "Опыт"№40.htm Журнал "ОПЫТ" №40  (1962г.)

С   НОВЫМ ГОДОМ!

С  РОЖДЕСТВОМ    ХРИСТОВЫМ!

... Начиная новый год, напомним себе, как всегда, о том, что для успеха, для победы необходимо решать важные задачи и не терять времени на пустяки. Необходимо углублять наши духовные основы, религиозные, идеологические. Необходимо все силы бросить на борьбу за русское воспитание ребят, за создание хоть какой-то русской культурной среды там, где ее нет. Необходимо всеми силами создавать кадры молодых руководителей - как из рядов разведчиков, так и привлекать людей со стороны. Надо работать над привлечением и объединением старшей молодежи. Надо искать контактов и сотрудничества с иностранной молодежью, чтобы не оставаться в изоляции и чтобы иностранцам давать правильное представление о России и русском вопросе. Все эти вилы работы дают много возможностей творчества для руководителей и служения для витязей.
  (из новогоднего приказа Старшего скаутмастера)


Обращение нового начальника ГК
  Вступая в 53-й год существования российского разведческого движения и 42-й год нашей деятельности в условиях эмиграции, мы неизбежно должны думать о тех трудностях, которые нам предстоит преодолеть в наступающем году, - а их немало!
  С каждым годом наша работа становится все труднее и труднее. С каждым годом падает процент "прироста" - количество новичков. С каждым годом все мы стареем, и все меньше и меньше появляется на нашем горизонте потенциальных кандидатов в руководители - наша смена. Что же делать? Что происходит? Неужели правы "пророки" из числа наших "интернациональных друзей", говорящих о нашей неизбежной гибели? Пессимисты в нашей среде скажут: "Да! Это и есть начало конца!" Но, слава Богу, в большинстве своем мы оптимисты, и как таковые должны видеть причины всех приведенных выше мрачных явлений, прежде всего в своих собственных ошибках и упущениях, и стремиться к их ликвидации. Постараемся перечислить ряд мероприятий, которые необходимо провести в течение предстоящего года, если мы хотим доказать западным "пророкам", что они не правы.
  1. Как Организация, разбросанная по четырем континентам, мы должны поднять на должную высоту СВЯЗЬ и побороть в себе чувство "бумагобоязни" т.к. бумага и перо - единственный доступный нам способ связи. Без тесной связи не возможны ни дружба, ни братство - те необходимые условия, на которых зиждется вся наша работа.
2. Во всех Отделах в течение этого года, сугубое внимание должно быть обращено на подготовку молодого руководительского кадра, путем проведения КНО и КЯР. Создание новых молодых руков - долг каждого руководителя!
3. Необходимо положить конец нашему "стыдливому" замалчиванию своего существования, и разрушить "китайскую стену" между нами и широкой российской общественностью - давать о себе знать через печать, сообщая регулярно во все местные газеты о нашей жизни, о системе нашей работы и наших идеалах. Без этого "выхода в свет" у нас нет никаких надежд на дальнейший количественный рост.
4. В программе борьбы с денационализацией и сохранения русскости мы должны обратить серьезное внимание на религиозное воспитание, памятуя, что православная Церковь - духовный остров в океане окружающего нас материализма, и "кусочек России" в эмиграции! Надо добиться такого положения, при котором в каждой единице был бы священник - духовный руководитель, заботящийся о духовной жизни ребят, и не на словах, а на деле!
5. Необходимо повышение качества нашей работы. Интересные, увлекательные сборы и походы, живое обсуждение с ребятами проблем сегодняшнего дня, ликвидация отсталости от реальной жизни, старомодности и боязни нововведений, только потому, что они новы, индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление к укреплению звеновой системы - дружбы ребят, поощрение всех видов самодеятельности и т.д. Все это - очень важные моменты в нашей повседневной работе, о которых забывать мы не имеем права. Во всех областях работы строевые руководители могут рассчитывать на всемерную поддержку и понимание работников Главной Квартиры, считающих своей основной задачей крепление братства и дружбы между руководителями, координацию и соблюдение единства во всех областях работы.
  Бог в помощь, сестры и братья!
    скм. Г.Кишковский, нач. ГК.

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ

О РЕЛИГИОЗНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ РАЗРЯДОВ

Недавно, в Мельбурне, на очередном собрании местного круга "БКС" нач-к ГК скм. Г. Кишковский прочёл доклад об изменении религиозных требований в разрядах. Печатая ниже текст этого доклада, мы открываем дискуссию, в которой, надеемся, примут участие многие руководители. Редакция, со своей стороны, уже предложила некоторым своим сотрудникам, наиболее компетентным по этому вопросу, высказать своё мнение на страницах "ОП". Пока что, получен только один - правда, довольно объёмистый - отклик, печатаемый вслед за докладом скм. Г. Кишковского.
  Ред.
  Просматривая внимательно программы наших разрядов, и особенно их религиозную часть, создаётся впечатление какого-то нагромождения требований, абсолютно между собой не связанных. Чет чёткой последовательности от разряда к разряду, не видно цели.
  При всём нашем уважении к составителям программ разрядов, опубликованных в марте 1958 года, в "Опыте" № 32, нам кажется, что эти программы нуждаются в систематизации.
Как и во всех других разделах, в религиозных требованиях на разряды должен быть сделан упор на тот факт, что мы единственная юношеская организация в эмиграции, берущая на себя всестороннее воспитание детей. Никто больше, кроме церковно-приходских школ, этим не занимается - вернее не занимается систематически. Но, церковно-приходские школы - явление довольно редкое, и у них не хватает нужных педагогических кадров, нет у них единой системы, программы и опыта. Кроме того, хоть и церковная, и только раз в неделю, а всё же это школа! Там царит школьная атмосфера, дисциплина и учение по указанию. Как мы знаем, кроме всего этого, большинство детей в наше время ходит в русские школы не по своему желанию, а по решению родителей, и делает это не охотно.
  Мы же не школа. К нам подавляющее большинство детей приходит по своему собственному желанию. У нас нет "школьной" дисциплины и отношения "учитель-ученик". У нас ребята не "должны" ничего учить и сдавать. Учатся же они добровольно, друг у друга, стремясь ввысь по разведческой лесенке. Это учение среди сверстников, в звене или отряде часто творит чудеса. Не редки случаи, когда самые безнадёжные ученики в школе, у нас сдают все требования первыми.
  Мы должны дать ребятам основное понятие о Боге, Религии и Церкви, уложив эти понятия в наши разряды, и преподнеся их ребятам на простом, им понятном языке. Естественно, что там, где есть при наших соединениях духовные руководители - священники, вся ответственность за проведение этих программ в жизнь ложится на них. Где же их нет, или где священники не могут посвятить необходимое количество времени детям, начальники отрядов несут полную ответственность за религиозное воспитание детей. Нужно, однако, помнить, что воспитание это не должно заключаться в упрёках скаутам, что де они не умеют стоять в церкви, или не знают той или другой молитвы. Для того чтобы что-то любить нужно его знать. Если наши разведчики халатно относятся к церкви, то вина, прежде всего, родителей, затем духовенства и только потом наша. Все мы слишком мало времени и внимания уделяем нашей "смене", забывая при этом, что без неё у нас нет будущего.
  Нижеследующие требования на разряды, являются попыткой эти требования систематизировать, дав ребятам в самый короткий срок, основные понятия о Православии, не вводя их в сферы высшего Богословия. (Текст предлагаемых требований см. на стр. 7).
  Следует также оговориться, что соответственно этим программам, являющимся серединой разведческой лесенки, должны быть разработаны и первые ступени - программы волчат, и высшие - витязей. Кроме того, для тех, кто проявляет особенный интерес к религиозным знаниям, существует и может быть разработан целый ряд религиозных специальностей, с довольно широким диапазоном требований.
  скм. Г. Кишковский.


Не забудьте, что на страницах "Опыта" вы можете делиться вашим ОПЫТОМ


Редакция "Опыта" в 32-ом номере журнала опубликовала новые программы разрядов. В докладе, прочитанном в октябре прошлого года на собрании круга "БКС" в Мельбурне, скм. Г.И.Кишковский подверг раздел "религии" критике и предложил свой вариант, который я не могу оставить без возражений. Попутно хочу изложить некоторые мысли о религиозном воспитании в рамках нашей Организации.
  Начну с исходных положений. Следует ясно различать религиозное преподавание от религиозного воспитания. "Знание о Боге" и "знание Бога" - различные вещи, хотя и взаимосвязанные - второе немыслимо без элементов первого. Задача семьи, школы, духовенства - сообщить ребёнку первичную "азбуку" религиозных знаний, говоря образно - создать ту сеть порой тончайших проводов, по которым должен пробежать "ток" религии - личного богообщения, самого таинственного и возвышенного акта, на который способен человек. Пытаться привить душе религиозное состояние, минуя этап религиозного преподавания - бессмысленно, эта попытка заранее обречена на неудачу. В зависимости от возраста и умственного развития человека необходимо создавать более или менее сложную "систему проводов", приключая её к "альфе" и "омеге", к исходной и завершающей точке мироздания и каждой личной судьбы, открывая тот мир, который одновременно доступен ребёнку и исполнял трепетом Эйнштейна. Метод такого введения должен быть историческим, ибо Бог открывался человеку в истории, сообразуясь со способностью человека "вместить" Откровение. Для младшего возраста метод должен быть библейско-историческим (пластичность библейских образов!); для старшего - можно начинать с "диалектики" религиозных идей (Сторонником последнего метода был покойный Акела, который начинал не с Авраама, а с Платона, и уже с Акрополя переходил к Синаю и Голгофе )Методом историческим пользовался Христос, когда Он, на пути в Эммаус, объяснял "несмысленным и медлительным сердцем" ученикам историю нашего спасения не ссылкой на чудо Своего воскресения (именно это чудо еще не могли "вместить" ученики!), а "начав от Моисея и всех пророков". (Лк. 24,25-27)
  Задача юношеской организации должна была бы состоять в том, чтобы способствовать пробуждению религиозного чувства, дать толчок для того, чтобы "ток" побежал "по проводам". Поэтому, нужно, прежде всего, проверить наличие таких "проводов" и, если выяснится, что таковые еще не проложены, нужно оставить религиозное "воспитание" и взяться за религиозное "преподавание". Именно о таком случае, когда разведческому руководителю приходится брать на себя обязанности учителя Закона Божия, я говорил в статье "Преподавание Закона Божия" ("Опыт", номер 32). Делать это нужно, повинуясь голосу совести и долга. Но преподавание должно производиться вне рамок нашей разведческой работы, а в условиях той или иной "школы". Ибо преподавание имеет свою методику и законы; задачи преподавания - сообщать знания и проверять усвояемость. Смешивать "преподавание" с воспитанием не следует, преподавание от этого пострадает, а воспитание приобретет оттенок "школы".
  Если основные элементы религиозного "преподавания" заложены, можно переходить к "воспитанию". Я строго разграничиваю эти области в интересах методологии; в практической жизни часто одно переходит в другое: "преподавание" уже несет в себе элементы "воспитания", а "воспитание" восполняет пробелы "преподавания". Но, повторяю, браться за "воспитание" без учета преподавания не только неверно, но и опасно. Поясню примером. Мы требуем от кандидата на третий разряд, чтобы он "умел вести себя на молитве и понимал ее смысл". Вторая часть требования очень условна, как "проверить", понимает ли ребенок смысл молитвы или не понимает? Требовать, чтобы он "своими словами" объяснил бы свое состояние и смысл молитвы? Зато первая часть требования весьма "осязаемая", за ее несоблюдение можно угодить под мачту. Если мы будем требовать, чтобы ребенок внешне "благопристойно" держал себя на молитве, не проверив, что он знает о Боге и о стремлении человеческого сердца к Чему, как любящему и милующему Отцу, мы рискуем на первых же порах привить ребенку религиозное лицемерие. Он привыкнет к "условному рефлексу", будет стоять смирно, а думать о предстоящей игре... Исходя из вышесказанного, испытания на разряды по разделу религии представляются мне вдумчивой беседой руководителя с кандидатом на разряд. Меньше формальных требований - если предпосылка "преподавания" имеется - больше стимулов для религиозной воли и мысли. Такое постепенное восхождение, по моему убеждению, имеется в новой программе и мне совершенно непонятно, почему скм. ГИК считает вехи программы "нагромождением требований, абсолютно между собой не связанных". Я вижу очень ясную схему постепенного восхождения - от уразумения центральных праздников Рождества и Пасхи к пониманию важнейших событий в жизни Спасителя, от понимания "почему и как следует причащаться Святых Тайн" - к полноте жизни Церкви, от чтения, под руководством опытного человека, первых выдержек из Евангелия - к навыку ежедневного чтения... Это есть именно то восхождение, которое я имею ввиду, когда говорю о религиозном "воспитании" - это есть толчок, от которого "Формальные знания" начинают звучать, приобретают краски, начинают радовать и вдохновлять...
  Рассматривая проект скм. ГИК, я во многом с ним соглашаюсь. Разумеется, наше воспитание не должно носить школьного характера, чувство общности со сверстниками призвано играть решающую роль, ругать ребят за халатное отношение к Церкви - бессмысленно и вредно (ругать всякий может, попробуй лучше вдохновить и привлечь!).
  Но чем дальше, тем больше я расхожусь со скм. ГИК. "Там где есть при наших соединениях духовные руководители - священники, вся ответственность за проведение религиозных программ ложится на них" - пишет скм. ГИК. Мне представляется, что ничто не может избавить руководителя от обязанности вести религиозно - воспитательную работу, разумеется, опираясь на священника. Между священником и ребятами всегда существует дистанция, даже если священник молод и имеет опыт руководительской работы. Это чувство дистанции испытал пишущий эти строки, когда впервые приехал в лагерь не руководителем, а священником. Настоящие разговоры "по душам" получались лишь тогда, когда я снимал рясу и уходил со старшими ребятами в горы... Полностью согласен со скм. ГИК, что мы должны говорить с ребятами на религиозные темы на простом и понятном языке. Со значительными оговорками согласен и с тем, что "мы должны дать ребятам основные понятия о Боге, Религии и Церкви" - как я уже указывал, это задача преподавания, а не воспитания. Но то, что ски. ГИК предлагает, в качестве своего варианта программы, представляется мне предельно неудачным - это не преподавание и не воспитание. Как преподавание (если предположить, что кроме этого вообще ничего нет) это фрагментарно и эклектично. Если же это должно быть воспитанием, то предлагаемое скм. ГИК - сухо и "невдохновительно".
  Чтобы упростить дискуссию, пишу рядом текст программы (левая колонка) и вариант, предложенный скм. ГИК (правая колонка.)
 
На третий разряд:  
I. Умеет вести себя при молитве, понижает ее значение. Знает молитвы: Отче наш, Богородице, Спаси Господи, до и после еды. Т. Умеет вести себя при молитве, понимает ее значение. Знает молитвы: Отче наш, Богородице, Царю Небесный, Спаси Господи, Вечернюю и Утреннюю, до и после еды.
2. Расскажет о значении праздников Рождества Христова и Пасхи и знает народные обычаи, связанные с ними. 2. Расскажет вкратце житие св. Георгия и св. Ольги и знает тропари этим Святым.
3. Объяснит, почему и как следует причащаться Св.Тайн. 3. Знает, когда празднуется день его Ангела и расскажет житие этого Святого.
4. Расскажет вкратце житие св. Георгия, небесного покровителя юных разводчиков. 4. Знает наизусть Заповеди Ветхого Завета.
На второй разряд: 
I. Расскажет о важнейших событиях в земной жизни Спасителя, прочитав о них в Евангелии.
I. Знает все Двунадесятые Праздники, числа (даты? К.Ф.),когда они празднуются и значение этих праздников.
2. Объяснит устройство храма. Знает основной смысл литургии и стремится регулярно в ней участвовать. 2. Знает Символ Веры и понимает его значение.
3. Знает утреннюю и вечернюю молитву. Символ Веры. 3. Знает Заповеди Блаженства и понимает их значение.
  4. Знает смысл и значение Литургии и регулярно в ней участвует.
  5. Знает устройство Православного Храма и его утварь.
На первый разряд: 

I. Приобрел навык ежедневного чтения Евангелия. Прочел одно из евангельских повествований.

I. Знает семь Таинств Православной Церкви и объяснит их значение.
2. Имеет понятие о Церкви (Церковь - тело Христово; иерархическое устройство; миссионерское значение христианина) задание? К.Ф.(, монашество). 2. Прочтет и перескажет одно из Евангельских повествований (по заданию).
3. Принимает активное участие в церковной жизни своего прихода. 3. Объяснит иерархическое устройство Православной Церкви.
4. На выбор: а)знает главные образы Христа в Ветхом Завете и покажет, каким образом Священная История Ветхого Завета подготавливает пришествие Христа и основание Церкви. 4. Расскажет о роли монашества на Руси.
б) Отметил в Евангелии, в Деяниях и Посланиях Апостольских главнейшие места, относящиеся к Церкви (Ее основание, призвание апостолов и их задача, установление Таинств и т.д.)Знает, чему они соответствуют в теперешней жизни Церкви. 5. Укажет в Священном Писании те места, где говорится о Церкви и ее основании.
в)Подробно изучил жития трех святых, собрав о них возможную документацию. С одним из них ознакомит ребят своего отряда (проведет беседу, устроит маленький монтаж или выставку) 6. Принимает активное участие в жизни своего, прихода.
  7. Проведет беседу с новичками или волчатами на религиозную тему, по собственному выбору.

В программе на третий разряд, скм. ГИК полностью отказывается от требований, чтобы кандидат объяснил, почему и как следует причащаться Св. Тайн, но вводит 10 Заповедей. Вопрос о Св. Тайнах кажется мне необычайно важным не только в силу объективной роли, которую играет Таинство Евхаристии в нашей церковной жизни. Дети, В том возрасте, когда они должны сдавать испытания на третий разряд, уже приступают к Чаше. Совершенно необходимо, чтобы это, уже совершающееся религиозное действие, было осмысленно, чтобы оно покоилось на том знании, из которого призвана родиться вера. Что касается знания 10 Заповедей - это полностью принадлежит к области "преподавания". Важен не формальный момент - знает, и обязательно знает все десять заповедей подряд и в разбивку. Ребенок 10-12 лет едва ли склонен нарушать шестую заповедь, нарушать же седьмую он физически неспособен. При всех условиях считаю, что лучше в беседах объяснить дух заповедей, а не требовать их "знания".
  В программе на второй разряд скм. ГИК ставит требования, чтобы кандидат знал все Двунадесятые Праздники и их даты. Опять формальный момент зубрежки дат, что находится в противоречии с принципом, который выдвигает сам скм. ГИК и который я полностью разделяю - мы не "школа". Лучше знать и внутренне понимать важнейшие события в жизни Спасителя, чем требовать от ребят того, что можно узнать, взглянув в любой календарь.
  Наконец, в программе на первый разряд я решительно отстаиваю требование навыка ежедневного чтения Евангелия, тут предложение скм. ГИК - по заданию пересказать одно из евангельских повествований - представляет собой совершенно недопустимое снижение уровня. Важнее иметь понятие о Церкви, как Теле Христовом, чем знать "семь таинств Православной Церкви". Отмечу, что ограничение таинств числом семь - есть совершенно механическое, условное деление, заимствованное из семинарских учебников догматики. Главное, центральное таинство - есть сама Церковь и это важнее всего понять.
  Очень надеюсь, что скм. ГИК не обидится на меня за эту братскую критику. В таких важных вопросах нужно говорить начистоту. Пользуюсь случаем, чтобы через журнал послать скм. ГИК сердечный привет - мы познакомились с ним в лагере в 1946 г. - разведчики, о воспитании которых мы теперь спорим, в то время только появлялись на свет...
  В заключении хочу сказать - формальные знания столько же приводят к Церкви, сколько могут и уволить от нее. Пример последнего - поколение наших отцов, которые получали, в "казенных" гимназиях и кадетских корпусах, пятерки от доброго законоучителя. Они до сих пор знают наизусть и Заповеди Моисея, и Блаженства и Символ Веры. Но при соприкосновении с некоторыми представителями этого поколения я неизменно прихожу в ужас от их религиозного облика. "Знание о Боге" - есть, "знание Бога" отсутствует начисто. Религия - привычная условность, рефлекс, придаток к быту и проявляется эта "религия" на полковых молебнах и панихидах
  Пример не для подражания! Общество, отожествлявшее религиозное воспитание с "преподаванием Закона Божия" и ограничивавшееся последним, очень эффектно обанкротилось - нам в назидание.
  свящ. Кирилл Фотиев.


СТАРШЕЕ РАЗВЕДЧЕСТВО

РАБОТА   СО    СТАРШИМИ    РАЗВЕДЧИКАМИ

Ниже помещаем работу ски. М. Данилевского, представленную им Старшему скаутмастеру, в порядке испытаний на звание скаутмастера.
  Предисловие
  В "Опыте" № 27, Старший скаутмастер задал вопрос: нужны ли старшие разведчики? Этот вопрос приходится просматривать и анализировать любому начальнику отряда, работающему с ребятами 15-18 лет. Наверно не раз приходилось такому руководителю размышлять о возможности отдельной работы с такими старшими.
  Настоящие заметки и мысли собраны в результате 7 лет работы с отрядом разведчиков и предназначаются, главным образом, для помощи начальникам отряда, особенно в то время, когда несколько членов отряда достигают этого критического возраста. Постараемся осветить немного этот очень важный вопрос и ответить на те вопросы, которые были поставлены Старшим скаутмастером в "Опыте" № 27.
  Предварительно необходимо заметить, что статья касается главным образом разведчиков в Америке, однако, многое из указанного ниже можно применить к мальчикам и в других частях света, а также, до некоторой степени, и к девушкам.
  Введение
  Проблема старших разведчиков и работы с ними возникла не только у нас. В Англии создана особая ветвь скаутов "сениор скаутс", которая вполне оправдала свое существование. В США не так давно основана ветвь "эксплорер-скаутс", которая действует как совсем отдельная особая ветвь. Франция создала "рейдеров", а в Германии "пфадфиндер" - настоящий разведчик, а до этого возраста - "юный разведчик". Эти примеры доказывают возможность отдельной ветви, и о том, что эти государства взяли "быка за рога", столкнувшись с этой проблемой. До этого Польша и Югославия начали эксперимент работы со старшими, но дальше этого не пошли.
  В каждом отряде разведчиков, при наличии более трех человек "опасного" возраста - от 13 до 18 лет, возникает проблема работы со старшими. Неоднократно приходилось слышать от начальника отряда, что вот Ваня не заинтересован работой, у него пропадает интерес, да нет времени заинтересовать его, т.к. тогда можно потерять более младших, и от отряда ничего не останется. Это мнение в корне неправильно. Каждый старший разведчик - потенциальный витязь, и очень возможно - руководитель. Каждый начальник отряда обязан сделать работу интересной для всех, иначе невозможна наша цель - всесторонне гармоническое воспитание, которое занимает весь период времени разведческого возраста.
  Трудность и раздумье такого руководителя можно понять, приняв во внимание тот факт, что в нашей разведческой литературе почти ничего не говорится о работе с этим переходным возрастом. Работа со старшими разведчиками - не работа с витязями, а должна быть как бы мостком между этими двумя ветвями. В этом возрасте мальчик еще не готов к служению витязей, но его можно постепенно выводить на дорогу самостоятельной работы.
  Характеристика возраста
  Для того чтобы полностью понять проблемы работы со старшими разведчиками, необходимо дать характеристику этого возраста, коснувшись психологии и окружающей среды.
  Несмотря на то, что проблемы юношества (старших разведчиков) стары как мир, благодаря водовороту и трудностям жизни в наше время, они особенно подчеркиваются и становятся острым вопросом. Юноши посещают более многочисленные школы, круги знакомств у них гораздо обширнее, чем у их родителей, и им приходится встречаться с людьми разных интересов и культур. Больше приходится делать выборов и решений. Моральные устои, с которыми они соприкасаются, равны двум полюсам - от самого строгого до полной разнузданности... Все вышеуказанное заставляет родителей, школу и внешкольные организации приложить все силы для помощи этому поколению.
  Юношество - нормальный период развития человека - во время которого юноша переходит от детства к существу взрослому, полноценному члену мира. Этот период полон контрастов: от чисто детских замашек до совершенно взрослого мышления. Разболтанность, разбросанность и бунтовство - признаки этого возраста. Они не должны вызывать особой тревоги, кроме уже явного хулиганства, которое не прекращается и не изменяется. Одновременный рост в шести областях (тело, ум, индивидуальность, стремление к общественной жизни, карьера и положение в жизни) увеличивает трудности этого возраста.
  Физическое развитие идет скачками, совершенно не гармонируя с развитиями остальных областей. Часто приходится видеть атлетического сложения юношу, который еще рассуждает по-детски, и наоборот. В это время юноша начинает обращать внимание на физическое развитие, на внешний вид, и начинает вырабатывать комплекс неполноценности при малейших недостатках. Интеллектуальное развитие притупляется в начале этого периода, из-за эмоций переходного возраста, но впоследствии обостряется, и юноша начинает проявлять определенные интересы. Индивидуализм проявляется желанием выйти из под родительского крыла и самостоятельно проявить себя. В это время особенно важно не задавить юношу и его стремления, а дать ему возможность расправить свои крылья и "встать на ноги". Это не значит, что надсмотр кончен - он только подменяется незаметным руководством, особенно в области моральных вопросов. Это период заинтересованности другим полом, во время которого надо дать правильные указания, а энергию отвести в другие сферы жизни. Проявления и стремления к общественной жизни следует поддержать. Юноши стремятся к знакомству вне семьи, к вращению в большом круге таких же существ, к переходу от замкнутости и эгоцентризма к чувству плеча и принадлежности к обществу. В это время выясняются коленные интересы, и юноша начинает серьезно готовить себе карьеру и жизненный путь. Не всегда этот путь остается неизменным, однако, проявления таких мыслей интересно и показательно. Несмотря на то, что временами юноши кажутся беспечными, они все же серьезно относятся к своему положению в жизни. Пробуждение совести и собственного достоинства показательны, и в это время особенно нужен совет и умелое руководство старшего.
  Среда, в которой живет, вращается и воспитывается юноша, играет большую роль. Психология этого возраста зависит всецело от этой среды.
  В наше время, с самого раннего детства, вводятся во всех отраслях учения и школьной жизни идеалы равноправия, демократии, свободы и т.д. Повести, рассказы и биографии революционеров и борцов за свободу занимают большую часть времени ребенка. Такое влияние, конечно, сильно поднимает дух самоценности, свободы, противоречия. Рано дети, а потом юноши, начинают подрабатывать себе, при полном согласии и даже поощрении родителей. Этого требует среда и общественное мнение. Идеал Карнеги, с детства работой пробившегося в миллионеры, преподноситься каждому ребенку, в ореоле героя. Валюта в руках юношей открывает дотоле невозможные перспективы. Утрачивается и притупляется совесть и чувство меры - доллар всесилен. Система обучения, обращающая все больше и больше внимания на общественную жизнь и самовоспитание посредством ответственности, вырабатывает чувство ответственности перед обществом и будущих деятелей этого общества. Какие бы чувства и навыки не привились, среда играет очень важную роль в этом возрасте.
  Методы работы
  До сих пор в нашей литературе не было уделено достаточно внимания этому вопросу. Причин много: особенность работы, недавнее прошлое, непонимание некоторыми руководителями этого вопроса, недостаточно разработанная тема и т.п. Возможно, что благодаря этому, создалось мнение, что заняться этим делом не важно, и в отряде надо как-нибудь задержать старших, а если некоторые и уйдут, то это будет отсеивание. Парадокс в том, что не мог юноша провести больше 4 лет в отряде, а потом вдруг сообразить, что это его не интересует и не интересовало. Причины тут более глубокие: руководитель не подметил симптомов переходного состояния и не подошел к юноше с немного другой стороны, чем раньше. От этого произошел маленький разрыв в прежнем понимании друг друга, начинается охлаждение между ними и образуется ров, через который оба уже не перейдут.
  Основные вехи нашей работы - всестороннее, гармоничное воспитание, нисколько не меняется в применении к этому возрасту. Однако подход и метод работы совсем другой. В то время, как для разведчика все преподносится в виде игры, в работе с этим возрастом уже можно переходить на более серьезный подход: беседы, задания, в которых проявятся интересы и стремления, а такие воспитается чувство общего дела и созидания, предоставление возможности творчества и, наконец, начало руководительской работы, скажем, как вожак, старший вожак и т.д. Во что бы то ни стало надо понять среду и окружение юноши, чтобы повлиять на него. Влияние и критика среды и ее увлечений ни в коем случае не смеет быть слепым отрицанием, но ввиду усугубленного чувства личности в этом возрасте, особенно важно изучить тенденции и интересы молодежи этого поколения, и только в серьезном споре-дискуссии, лучше всего в индивидуальном порядке, указать на недостатки и неправильное направление того или иного интереса или проявления, иначе грозит беда: юноша причислит руководителя к "учителям и старикам", и бессознательно будет отрицать всё советы и сбрасывать влияние.
  Для того чтобы вовремя поймать перемену в разведчике, и переменить подход, необходимо познакомиться с симптомами перехода в этот критический возраст. Определенной возрастной грани нет - она находится где-то между 13 1/2 и 15 годами. Приведенные симптомы не являются исчерпывающими: каждый начальник отряда может установить, при усилии, более подходящие для его страны"
  Одно из первых проявлений этого возраста - подавание совета в работе звена и отряда. Часто приводится видеть, что в частной беседе или на совете отряда некоторое ребята начинают, не всегда толково, стараться дать совет в работе и как-то показать себя в жизни отряда. Это желание надо поощрять, т.к. при невнимательности, или еще хуже нежелании принять совет к сведению, совет перейдет на критику, а затем на ропот, что подорвет каким-нибудь образом налаженную работу отряда. Критика - один из признаков перехода, и ее надо использовать; к тому же, иногда ребята дают хороший совет для работы. Просыпается чувство инициативы, иногда застающее руководителя врасплох - не всегда оно полезно. Однако и тут опытный руководитель может эту инициативу повернуть в пользу работе, дав подходящую должность или дело разведчику. Проявление "свободных" мыслей, как противление нажиму или даже дисциплине, не следует обрывать при всех и этим обижать в глазах всех юношу, а нужно, в частной беседе, как с равным, объяснить нужность мероприятия, с который он был не согласен. Частные беседы и разговоры на равных началах очень полезны: они дают чувство полноценности разведчику и доводят его до раскрывания потаенных мыслей, которые руководитель может направить по правильному пути. Часто наблюдается падение интереса к работе и более или менее халатное отношение. Это важный признак, так как он говорит руководителю, что юноша уже не интересуется игрой "только, и его надо серьезнее занять. К этому перечню симптомов можно добавить и другие, но они достаточны, чтобы определить переходный возраст.
  Определенного рецепта для работы с этим возрастом нет, однако можно привести несколько разных видов работы со старшими разведчиками в отряде и в дружине. Возможны следующие категории: индивидуальные старшие разведчики в отряде и в дружине, звено старших разведчиков с вожаком, и наконец отдельное звено или группа старших разведчиков.
  Самый легкий способ работы со старшими разведчиками - несколько (3-4) человек при отряде. Если число их превышает четыре, то следует серьезно подумать о создании звена, т.к. ввиду возраста и стремлений, они все равно наверно вместе держатся. Если же звено почему-либо нельзя создать (различие характеров, отсутствие дружбы и т.п.) то следует подумать о переводе некоторых в другие единицы на руководящие посты (пом. нач. стаи, старший вожак другого отряда) или в штаб дружины (пом.зав.хоза, редакция журнала и т.п.). Держать таких ребят в звеньях не стоит, т.к. они будут недовольны и будут действовать разлагающе на более младших разведчиков. Если кто из них уже вожак, то следует задуматься над возможностью дать ему штабную должность в отряде (зав.хоз. казначей, летописец) или руководящую, как старший вожак, заведующий спортом и гимнастикой. В лагере это легче, так как существует много специальностей и должностей, в которых можно себя проявить: зав. кухней, зав. транспортом, пожарный, заведующий купаньем, санитар и т.д. Иногда, в случае медленного продвижений разведчика, к этому времени ему можно дать вести звено, если он к этому способен. Особенно подходит звено новичков, скажем только что переведенных волчат. Можно также, не меняя его роли в отряде, чаще прибегать к его советам, давать отдельные трудные задания - в общем, дать ему проявить себя и играть роль. В это время может выясниться, в чем он может дать больше всего, и на это дело его надо направить. Если он член штаба, старший вожак, или даже помощник начальника, то необходимо ему дать разработать отдельные этапы годовой работы и, проверив их, дать ему провести. Для начала придется строго следить за проведением, позже можно только поверхностно наблюдать. Этот метод в конечном итоге помощь начальнику отряда: вырабатывается новое поколение руководителей, новая смена. Все вышеописанные идеи трудны в начале - надо хорошо запланировать подход, но затем, правильно начав дело, начальник отряда увидит, что этим он себе облегчил работу, т.к. приобрел дельных помощников, и в будущем, заместителей.
  Создание звена старших разведчиков в отряде гораздо более трудная и ответственная задача. Один факт выделения старших в отдельную группу, говорит о том, что для этих юношей в отряде будет проводиться особенная работа. Кроме того, это первый шаг создания будущего круга, который будет создан из такого звена. Теперь рассмотрим все варианты отдельной работы.
  Самое легкое дело - собрать такое звено в отряде. Для этого надо немного присмотреться и увидеть ребят, перешедших в этот возраст. Это дело немудреное. Однако приходится столкнуться с вопросом вожака. Очень возможно, что в первый год работы такого звена, руководитель не сможет выделить одного из среды звена для возглавления его. В этом случае руководитель становится сам вожаком звена и несет лишнюю нагрузку, как в подготовке программы, так и в проведении увеличенного количества сборов. Программу надо изменить: можно придерживаться общего плана работы отряда, однако подход и преподнесение предметов совсем другой; элемент 100 % игры отпадает. Тут уже можно ввести систему казачьего круга: все дела звена обсуждаются всеми. Беседы, дискуссии, споры, занятия определенными вещами, как механикой, электроникой, фотографией, спортом и гимнастикой - очень уместны в такой среде. Более серьезно, без игры, можно подчеркнуть важнейшие этапы родиноведения, пройденного раньше, на этот раз раскрыв более широкие горизонты вниманию разведчиков. Прохождение практики разрядов можно свести в область специализации и показа старших младшим на сборах отряда. При современных возможностях и технике, можно практику разрядов подготовить на ять и снять на фильм для более наглядного обучение других членов отряда. С таким составом, при этом особенном возрасте, возможны дола, доселе простому звену не так подходящие: вечернее посещение церковной службы и затем беседа с духовником за чаем, коллективное посещение пьес, выставок и других начинаний, походы звена с целью найти место для следующего лагеря и т.д. Все эти приемы дадут чувство созидания, полноценности, пользы другим и духовный вклад. Обязательно прививание чувства помощи другим: как посредством доброго дела, так и посредством помощи в работе отряда или дружины. Отдельные члены звена могут исполнять должности в отряде и в дружине - однако из звена их не следует брать, чтобы не разрушать цельности и спайки компании. Нужно внушить всем, что работа вожаком, в отряде или в дружине - самая почетная, чтобы этих ребят в звене не загружать заданиями и не дать им почувствовать себя тружениками - отщепенцами. Этот прием также может подвести и других к решению взяться за какую-нибудь работу в единице. Очень важно в отрядной работе немного рекламировать и превознести такое звено: это и ребятам приятно (чувство выделенного или отмеченного в разведческом возрасте очень сильно), и для младших назидательно (в будущем каждый себя представит в таком звене), и полезно - старшие при таком подходе ответят подтянутостью, поддержкой и хорошим примером исполнительности. Однако, как сказано выше, для начальника отряда такое звено - лишнее бремя.
  Если при создании старшего звена в отряде есть человек, с престижем, продвинувшиеся в разведчестве, который живет в компанки этих юношей и влияет на них, то дело назначения вожака куда легче. Обыкновенно такой человек или помощник или старший вожак. В этом случае начальник с вожаком проходит план работы и дает ему указания для работы. Особенно ценна продолжительная предыдущая работа обоих вместе - тогда возможно понимание и совместная кооперация в их работе. Начальнику отряда остается только время от времени проверять работу такого вожака и звена, посредством посещений сборов и бесед с вожаком. Вожак этот может оставаться на настоящей должности в отряде, однако надо ему приискать заместителя, ввиду его предстоящего ухода со звеном в отдельную единицу - круг. Пребывание его на ответственной должности в отряде только принесет пользу: пример для ребят старшего звена, а также престиж для звена в глазах отряда. Звено, во главе с отдельным вожаком, также становится возможным на втором году работы звена с начальником отряда - к этому времени он сможет присмотреть ведущего юношу. Принципы работы те же, что и в новосозданном звене с вожаком, только нужно будет больше присмотра и кооперации в начале, т.к. наверно, начальник отряда не совсем уверен в вожаке. Все приемы и меры в подходе к ребятам, описанные выше, подходят к работе с таким звеном.
  Существует также возможность создания отдельной группы старших разведчиков. При большом количестве, скажем больше 12 человек, такую группу можно назвать отрядом, так как наверно образуется несколько ячеек - компаний в составе такого отряда. Однако существование такого количества старших ребят в дружине вне единиц - утопия, и посему говорить будем только об отдельной группе. Возможно, что при дружине, в качестве "сателлитов" кружится некоторое количество старших, отошедших от активной работы в единицах, по тем или иным причинам. При правильном подходе и знакомстве, можно опытному руководителю опять возбудить интерес их к работе, т.к. кое-что у них осталось, иначе они не были бы в орбите дружины. Особенности работы такой группы: будучи отдельной старшей группой, особенно при неимении круга, придется выполнять задания витязьского типа. Это может вредно повлиять на работу группы, чересчур рано поставив их на дорогу круга. Нельзя забывать принципа: как волчатам нельзя давать разведческой жизни, для создания особой атмосферы и интересности при переходе в разведчество, так и старшим разведчикам нельзя давать много примеров витязьской работы. Остальные принципы работы и подхода, а так же и идеи занятий, указаны выше.
  Работа со старшим звеном, как отдельным, так и в составе отряда, должна придерживаться принципа постепенного отделения от отрядной работы и перевод на жизнь витязей. Такая работа планируется на три года, принимая во внимание, что старший разведчик становится таковым в 15 лет, а переход в круг происходит в 18 лет. За эти три года проводится постепенное отделение от отрядной жизни и работы, и переход на самостоятельную работу круга. В первый год жизни звена проводится формирование его, выявление способностей и интересов членов его, и выдвижение кадров звена. На втором году работы, начинается постепенный выход на самостоятельную работу в контакте с отрядом. В третьем году работы, звено начинает жить самостоятельно, несет ответственную работу уже в дружине, и принимает участие в отрядных начинаниях только в торжественных случаях. В конце третьего года предвидится переход на положение круга.
  Еще хочется коснуться принципа перевода разведчика в звено старших разведчиков. Как сказано выше, возраст трудно определить точно - все связано с ростом юноши во всех сферах. Предполагается, однако, что возраст старшие разведчиков 15-18 лет, в редких случаях 14 лет. Все же нельзя придерживаться перевода на основании возраста и развития разведчика. Для увеличения престижа члена старшего звена, и для заинтересования прохождением разведческой лестницы, которое в эти годы еще интересует ребят, как преодоление препятствия и получение какой-то степени, предлагается требовать 2-й разряд перед переводом в это звено. В н которых случаях приходится делать исключение: юноша пришел поздно в отряд, и он уже никак не подходит к младшим в отряде. В таких случаях можно перевести условно, с требованием сдачи разряда к следующему лагерю. Ни в коем случае не следует давать звену новичка, т.к. звено потеряет время обучая его и многие потеряют интерес в этом процессе. Советуется также поставить условие: пройти по разряду в год каждому члену звена. Для примера: разведчик 2-го разряда в течение первого года сдает 1-й разряд - за второй год - становится опытным разведчиком, ив третьем году -разведчиком родины. Такая программа, при выполнении, создаст для будущего пример старшего разведчика, достойный подражания любому члену отряда.
  Заключение
  Первым делом хочется ответить на вопрос Старшего скаутмастера: старшие разведчики нужны!! Теперь, как никогда раньше, существует проблема работы с особым поколением, юношами от 15 до 18 лет. Вся среда обращает внимание на этот возраст, называя его критическим. Не может же разведческая организация, как часть этой среды, обойти молчанием этот вопрос. Особенность психики этого возраста заставляет найти особенные методы работы с такими разведчиками. Определенной методики не создано, каждый начальник отряда или отдельный руководитель применяется к условиям, типичным в его окружении.
  Вопрос создания отдельной ветви в настоящее время не является острым. Старших разведчиков надо выделить, как по форме, так и методике работы, но не обязательно их выделять в отдельные единицы, как в некоторых других странах.
  Ввиду всего вышесказанного, хочется предложить изменение в Уставе и Положениях. Старшим разведчиком следует называть разведчика второго разряда с I5 лет (в исключительном случае с 14 лет). Ни в коем случае нельзя называть старшим разведчиком и давать изменения в форме третьеразрядникам, так как это понижает престиж старшего разведчика. Перевод в звено старших разведчиков, или создание такого, разрешается с 15 лет (в исключительном случае с 14 лет) для разведчика или старшего разведчика 2-го разряда. В виде исключения можно перевести условно, дав задание пройти 2-й разряд к лагерю.
  В заключение можно сказать, что работа со старшими разведчиками не легка, и является вызовом способностям и расторопности руководителя - начальника отряда. Много нужно идей, новых планов, умения приспособления к новой области работы, и конечно много жертвенности. Однако, имея ввиду важность этого возраста, как источника потенциальных витязей, и затем руководителей, необходимо обратить внимание на эту отрасль нашей работы, и ни в коем случае не запускать ее.
  ски. М. Данилевский нач. 5 отр.

ИНОСТРАННЫЕ СКАУТЫ

СКАУТСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШИ

Итоги работы летних лагерей

Не безынтересным будет, хотя бы мельком взглянуть на скаутскую жизнь сегодняшней Польши. Базируясь на докладе начальницы их Гл. Кв., читатель пусть сам сделает некоторые выводы.
  "Мы создали в лагерях отдых не только для скаутской молодежи. Лагеря этого года были новаторством в скаутской практике: под руководством скаутских вожаков было охвачено более 650.000 школьников, вне скаутской организации.
Движение, которое смело можно сказать превзошло наши ожидания, вылилось в проблему "опеки над детьми".
Отрадно отметить, что старшее разведчество принимает все большее участие там, где нужен почин, инициатива и руководство. Обсуждая вопрос: насколько скаутская деятельность приносит пользу обществу, мы проявили желание работать не только для детей, но и о детьми, т.е. воздействуя на них, привлечь к этой работе самих детей.
Другими словами использовать метод вожачества широко за пределами самой организации.
Исходя из этого, следует сделать переоценку и самого понятия "скаутского движения". Мы идем, в поисках новых форм общественного служения, воспитания детей, широко используя насущные общественные проблемы.
  Принимая участие в общественной жизни, молодежь переживает свои первые победы и неудачи. Этот труд расширяет их умственные горизонты и общественные способности.
  Из замкнутой жизни в единицах, где переваривались в своем собственном соку, мы широко шагнули сегодня за рамки наших дружин. Благодаря этому растем. Час уже более 800.000. Растет и наша популярность.
  Искание новых идейных и общественных форм труда захватило и старших скаутов, бывших доселе без применения.
  Новые проблемы воспитания переродили и нас: сегодня мы уже не та организация, какой мы были пять лет тому назад..."
  (по руководительскому журналу "Дружина" Варшава, 1961.)

Человек в Космосе

Спутники окутали земля своими орбитами. Новые данные о луне. Человек преодолел пространство. Фантазия стала действительностью.
  Как же на это реагирует молодежь? Анкетами Педагогического Института и Гл. Кв. Харцеров (Польша) были опрошены ученики в школах и скауты в отрядах.
  Одни восхищаются полетами. Сам полет - героика. Железная воля астронавта. Пренебрежение страхом. Слава и радость.
  Но, однако, но это интересует большинство молодых людей. В первую очередь они сами хотели бы побывать в космосе, собственными глазами посмотреть как это ТАМ.
  - Есть ли там органическая жизнь?
- Какова эта жизнь?
- Населены ли планеты разными существами?
- Может ли там оклиматизироваться человек?
  Сравнивая анкеты 1958 и 1961 годов, оказывается, что заинтересованность космическими полетами удвоилась.
  Молодежь не только дала правильные ответы технического порядка, но и поставила ряд интереснейших вопросов в области астронавтики.
  Если это так, то следовало бы задуматься над тем, что должна предпринять скаутская организация, чтобы удовлетворить заинтересованность молодежи?
  Скаутское движение имеет возможность обсудить те животрепещущие проблемы, которые школа не успевает, хотя бы уже из-за неподвижности своих программ.
  Проблема борьбы за освоение пространства не чужда детям. Они говорят о технике, об астрофизике, астробиологии, космической медицине, даже обсуждают политическое значение.
  При этом бросается в глаза диспропорция между заинтересованностью молодежи и пассивностью скаутской организации.
  А ведь скаутизм - молодежная организация, задача которой и есть вводить своих членов в области современных проблем, указывать новые широкие возможности науки и перспективы ее развития, особенно, когда это касается новых путей развития человечества.
  (по журналу "Дружина" Варшава, 1961.) Тихий Дрозд, нач. 27 отр.