Журнал скаутских руководителей "Опыт" №32

Журнал "ОПЫТ" № 32 (1959г.)

БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

Сестры и братья! Нам нужно больше скаутинструкторов! И вот почему. Наш руководительский состав состоит сейчас из 28 скаутмастеров, 26 скаутинструкторов, 20 инструкторов и 12 штаб-инструкторов. Однако из 26 скаутинструкторов только 7 строевых руководителей (10 рядовых, 9 штабных)! Между тем все инструктора, конечно, строевые руководители. Инструктор - звание временное, эрзатц-руководительское. Тот факт, что в этом звании продолжительное время находится два десятка активных руководителей - абсурд. В чем же дело? Почему у нас так мало новых скаутинструкторов? Возможны два объяснения - отсутствие охоты у самих кандидатов в скаутинструкторы и неумение старших руководителей выводить своих младших сестер и братьев в скаутинструкторы.
  Давайте начнем с того, что расчистим некоторые, мне кажется, запутанные понятия.
  Во-первых, инструктор - это не настоящий руководитель. Инструкторское звание особенной трудности в достижении не представляет. Строевая, руководительская работа, не менее 18 лет, знакомство с уставом и положениями - вот и все, что требуется. Долго сидеть в звании инструктора - позор, каждый инструктор должен как можно скорее стать скаутинструктором.
  Во-вторых, для того, чтобы стать скаутинструктором совсем не обязательно быть инструктором. Витязь и дружинница могут стать скаутинструктором как и инструктор.
  В-третьих, для того, чтобы стать скаутинструктором надо быть не моложе 18 лет, иметь не менее года опыта строевой руководительской работы, иметь первый разряд и сдать испытание на звание ски (желательно, но не обязательно КНО). В отношении требований на звание скаутинструктора важно отметить значение первого разряда. У нас часто пренебрегают значением разрядов. Между тем, нормальная скаутская лесенка выглядит не так:
3 разряд, КДВ, КНО.... а так: 3 разряд, 2 разряд, 1 разряд.
  Курсы вещь полезная, но только как дополнение к разрядам. Стало быть старшему руководителю, который хотел бы своих инструкторов вывести в ски, надо думать следующим образом: "Возраст есть, стаж работы есть, надо сдать первый разряд!" Больше заботиться об этом, чем о проведении КНО, который иногда и не осуществим. Напоминаю - и без КНО можно стать ски, сдав испытание, ответив на вопросы, написав сочинение, основываясь на своем опыте и здравом смысле.
  Теперь необходимо сказать несколько слов о настроениях тех, кому следовало бы быть скаутинструкторами. Среди них сплошь да рядом царит таксе мнение: "Не все ли равно, какой фон носить под лилией? Работать с ребятами это дело, а чинов добиваться - не интересно. Пусть честолюбцы сдают всякие там скаутинструкторские испытания..."
  И вот тут то они и ошибаются! И скромность их вредит их личной работе и всему делу пуще амбиции и гордости.
  Дело в том, что наши ребята внимательнее смотрят за нашим производством, чем мы сами. Для них звания, разноцветные фоны под лилией гораздо важнее, чем для нас. И они естественно и о правом хотят, чтобы их руководитель шел вперед, добывал старшее звание - ведь он же учит их, что надо подниматься по скаутской лесенке. Был случай, что Старший Скаутмастер получил письмо от разведчиков одного соединения с запросом, почему их руководитель все еще не скаутмастер?
  Так вот, друзья, инструктора и "кандруки", если у вас нет собственной (совершенно нормальной) амбиции стать скаутинструктором, помните о своих ребятах и ради них поднимитесь на следующую ступеньку скаутской лесенки.
  Вперед, к алому фону! Ваш
pp0321.jpg


1 9 0 9 - 1 9 5 9
пятидесятилетие российского  разведчества
  ВЫПИСЫВАЙТЕ СО СКЛАДА ГЛАВНОЙ КВАРТИРЫ И РАСПРОСТРАНЯЙТЕ
.юбилейные значки
.юбилейные марки
.юбилейные открытки .
юбилейные конверты
  По случаю юбилея предположено издать сборник материалов по истории разведчества. Принял ли ты участие в его составлении составлении?

ПЕДАГОГИКА

ЯН АМОС КАМЕНСКИЙ

28 марта 1532 в Нивницах, в Чехии родился основатель современной педагогики Ян Амос Каменский, большой ученый и весьма достопримечательный человек.
  Каменский принадлежал к евангелической секте "Чешских братьев", что и определило весь его трагический жизненный путь. Окончив университет, он работал учителем и пастором, пока не разразилась величайшая катастрофа его времени - тридцатилетняя война. Ему было 28 лет, когда ландскнехты Габсбургов победили чехов на Белой Горе и предали всю Чехию огню и мечу, истребляя все непокорное римской вере. Дом Каменского был сожжен, его жена и дети убиты; сам он чудом спасся и бежал за границу, найдя новую родину в Польше. Тут снова пришлось ему пережить ужасы войны, на этот раз - польско-шведской. Снова он остался без крова, снова бежал куда глаза глядят... За свою скитальческую долгую жизнь он побывал и в Германии, и в Швеции, и в Англии, а умер в Голландии, в 1670 году.
  Самое примечательное в жизни Коменского то, что несмотря на такие испытания, несмотря на общее озверение, вызванное бесконечной войной (ведь в то время в опустошенной Германии уже начинали питаться человечиной), - он не только создавал труды исключительной ценности, но ни на мннуту не терял веры в человека, любви к людям, горячего стремления преодолеть человеческое безумие и установить мир и Божью правду на земле. Вся философия и педагогика Каменского светится человечностью, любовью и стремлением к гармонии духа и тела.
  Каменский оставил большое литературное наследство, которое уже при жизни прославило его как педагога, хотя его принципы победили только в позднейших веках. Его педагогические теории были совершенно революционны. Подумать только, он требовал:
  "Не только дети богатых или дворян, но все одинаково, дворяне и мещане, богатые и бедные, мальчики и девочки, в городах и в селах, - все должны ходить в школу".
Для того времени это было неслыханным. Школа для крестьян! Школа для девочек! Ведь такого еще не было с сотворения мира. Но Каменский не интересуется веками сложившимся укладом городов, сословий, цехов... Он верит, что Бог дал разум каждому человеку для одинаковой цели: для изучения природы - творения Божьего и для развития собственных сил и способностей. Каменскнй говорил:
  "Из каждого человека можно сделать человека. Но для того, чтобы человек стал человеком его надо воспитывать".
  Однако революционность Каменского состояла не только в этом. До него в Европе существовали только латинские школы; латынь была языком науки и всех образованных людей, и вся программа школ состояла почти только из изучения латыни, как подготовки к университету. Все это относилось, конечно, только к абсолютному меньшинству детей.
  Каменский ставит требования учения на родном языке. Он считает, что каждый народ должен идти путем развития собственной культуры. Он говорит:
  "Послушайте меня мои родичи и соплеменники - чехи, моравы, поляки, словенцы и венгры. Неужели мы будем жаждать чужих книг, школ и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду?.. Или вечно будем мы, как нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки и отрывочки, и Бог весть что еще?"
  Каменский создал первый учебник на народном языке, который в то же время был первым в истории учебником с иллюстрациями. В его "Орбис пиктус" ("Мир в картинках") предметы изображены картинками, а пояснительный текст дан по латыни, по-немецки, по-чешски и по-польски.
  Заслуги Каменского как создателя дидактики, т.е. той части педагогики, которая говорит о методах обучения - огромны. Он первый ввел разделение учеников на классы. До него все дети в перемешку сидели в том же помещении, и учитель занимался то с одним, то с другим учеником. От Каменского пошли те принципы занятий, которые нам сейчас кажутся естественными, но которые совершенно не существовали в схоластических школах, построенных на одном авторитете учителя, на сухой зубрежке скучных латинских книг. Интересность занятий, поощрение учеников к лучшему учению, необходимость изучения природы, принятие во внимание особенностей отдельного ученика, облегчение учения наглядным показом изучаемых предметов, необходимость проходить изучаемый материал от легкого к трудному и от простого к сложному, наконец, требование учета гигиенических факторов при учении - смены труда и отдыха - все это впервые изложил в своей "Великой дидактике" триста двадцать семь лет тому назад основатель систематической науки о воспитании, замечательный славянский ученый Ян Амос Каменский.
  Б.


Разведческие памятные даты в 1959 году
  I0 лет тому назад в Германии состоялся слет сорокалетия и большой курсовой лагерь "Братство" (КДР, КНО, НДВ). Русские скауты, эмигрировавшие из Шанхая начали работу на Филиппинах (дружина в Тубабао).
  15 лет тому назад проведен VII КДР.
  20 лет тому назад скауты Эстонского отдела оказывают помощь при пожаре в Печорах. Проведен 11 КДР.
  25 лет тому назад, в 1934 году, скм.А.М.Шатерник составил новый устав НОРСР. Введены клич "За Россию!", термины "разведчик", "ст. разведчик"...
  30 лет тому назад русские скауты участвуют на 3 джэмбори в Арроу-парке. ОИП объезжает некоторые европейские отделы.
  35 лет тому назад, в 1924 году, основана НОРС (принят устав).
  40 лет тому назад - последние съезды в России, на которых О.И.Пантюков избран Старшим русским скаутом. В Англии основан первый постоянный курсовой лагерь. (Гилвель).
  45 лет тому назад, в Киеве доктором Анохиным создан первый отряд разведчиц. В том же году, в Петербурге основано "Общество содействия мальчикам - юным разведчикам "Русский скаут".
  50 лет тому назад, в 1909 году вышла книга "Юный разведчик", послужившая толчком к основанию первых отрядов юных разведчиков.

ВОПРОСЫ  РЕЛИГИОЗНОГО  ВОСПИТАНИЯ

ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ*

Не может быть сомнения, что религиозное воспитание входит в круг наших задач, как руководителей. Под религиозным воспитанием мы понимаем, в первую очередь, приобщение разведчиков и разведчиц к сознательной и полноценной жизни в церкви. Вопрос религиозного образования подчинен этой главной цели. Для того чтобы полноценно участвовать в жизни церкви нужно, в первую очередь, знать содержание этой жизни, ее состав и цели. Сообщение разведчикам и разведчицам таких знаний о религиозной жизни мы имеем в виду, когда составляем или совершенствуем наши программы разрядов.
  Но может создаться такое положение, при котором религиозное образование, в более узком смысле этого слова, становится нашей задачей. Там, где русские дети по тем или иным причинам лишены преподавания Закона Божия мы, конечно, не можем удовлетвориться тем немногим, что дают наши "разряды", которые задуманы лишь как восполнение, а не как полноценная замена религиозного образования. Там, где нет церковных приходов или где эти приходы не заботятся о преподавании Закона Божия (увы, приходится наблюдать и такую аномалию!), обязанность руководителя - восполнить этот пробел.
  Возможные возражения готов отвести заранее, указанием на интегральность стоящей перед нами задачи. Ведь мы обещали Богу, России и друг Другу воспитать не англосаксонских "пай-мальчиков", которые не обижают собак и переводят старых дам через дорогу, а полноценных православных христиан и граждан России.
  Пусть значительность этих задач и, особенно, наличие у нас "идеологии" воспринимается иногда нашими братьями - иностранными скаутами как претенциозность н "уклон" в опасный максимализм. Слава Богу, наша идеология не носит партийного характера - соблазны такого порядка мы благополучно преодолели. Но от целостного мировоззрения мы не откажемся только потому, что нашей современности было угодно обжечься на тоталитаризме. Одной "свободы совести" нам мало...


* см. того же автора "Школа и внешкольное воспитание", в ОПЫТЕ № 19.


Итак, преподавание Закона Божия может уже сейчас стать нашей задачей. То, что нам придется заниматься этим в будущем и в гораздо больших, чем сейчас масштабах, составляет предмет наших надежд. Поэтому мне представляется желательным поделиться некоторыми соображениями по этому вопросу. Те, кто не вынуждены обстоятельствами заниматься преподаванием Закона Божия вероятно извлекут из моей статьи некоторую пользу для своей работы в отряде или дружине.
  Взаимоотношения со священнослужителями
  Церковное учительство стало, за последние века, монополией клира. Эта "клерикализация" церкви, отразившаяся даже в нашей богослужебной жизни (одно выражение "прихожане" чего стоит, "приходят и уходят"!), является несомненным искажением церковной традиции. За это искажение римская церковь поплатилась движением протестантизма.
  При всей необходимости исправлять этот недостаток нельзя, однако, впадать в другую крайность - утверждать "религию" в отрыве от священнослужителей. Церковное учительство не может быть вне ограды церкви, вне ее направления и контроля. Поэтому первая задача - увязать преподавание Закона Божия детям с церковными "властями". Я знаю, как это трудно - особенно в условиях эмиграции, ее затхлого воздуха, подозрительности и ложного консерватизма. Руководителю, возможно, придется доказывать, что он не тайный масон и не космополит; вопрос об отношении руководителя к монархии бывшей и будущей также будет предметом длительных разговоров.
  Через все это придется пройти из любви к детям. Но преподавать детям Закон Божий без санкции священника - недопустимо. Ведь мы делаем церковную работу, а не занимаемся "спасением душ" на манер Армии Спасения. Кроме того, наша задача вести детей в церковь через храм, а не уводить их от храма только потому, что "с нашим батей не договоришься"...
  Подготовка преподавателя
  Здесь я буду говорить только о технической стороне дела. Личная вера, готовность быть примером - их необходимость очевидны сами собой. К каждому уроку необходимо готовиться и составлять план урока с учетом фактора времени.
  Желательно также подумать о вопросах, смежных с темой урока. Дети имеют особенность - не всегда для преподавателя приятную! - задавать вопросы. На вопросы необходимо отвечать не позднее, чем на следующем уроке, если преподаватель немедленно ответить не может или если ответ нарушит план урока. Внимание к вопросам детей укрепляет их доверие к преподавателю и стимулирует их собственное мышление.
  Пособия
  Как пособие могу указать учебник Закона Божия в пяти томах (последний том только что вышел), изданный ИМКА-Пресс в Париже. В нем есть все необходимое - элементарные понятия о крестном знамении, храме и богослужении; краткий обзор истории Ветхого и Нового Завета, несколько житий;
  более подробное изучение символа веры и литургии; жизнь и учение Спасителя; деяния апостольские и послания; история церкви до наших дней. Книга хорошо изданы, на плотной бумаге, крупным шрифтом, и снабжены множеством иллюстраций*.
  Для младшего возраста имеются прекрасные издания у католиков и протестантов


* Эти книги можно получить через склад ГК ОРЮР с 20 процентами скидки. (примеч.ред.)


- иллюстрации из жизни Христа, с несколькими строчками текста внизу: как правило - выдержки из Евангелия. В оглавлении имеются указания для преподавателя и примерная схема беседы на тему иллюстрации. Можно напечатать русский текст объяснений на машинке и заклеить им иностранный текст. Ценность таких наглядных пособий огромна. Ведь наша задача не только сообщить детям знания, но через эти знания вызвать в них любовь к Богу и желание подражать Ему и святым.
  Влияние инославных
  Часто наши дети посещают уроки Закона Божия в инославных школах. Тут очевидна опасность, что детей могут незаметно увести от православия и привить им инославные установки. В процессе преподавания элементы такого инославного воздействия бывает нетрудно выявить. Нейтрализируя эти воздействия надо проявить большой такт и осторожность - не бороться и не "искоренять", а восполнить то, чего не достает инославным, чтобы быть православными.
  Привожу пример. В протестантских школах очень силен "иконоборческий" момент. Почитание свв. икон протестанты склонны расценивать, как идолопоклонство. Для православных же детей, икона одно из первых религиозных впечатлений. Конфликт здесь почти неминуем. Преподаватель должен разъяснить детям, что мы лишь почитаем свв. иконы, а не поклоняемся им, ибо поклоняться можно только Богу. Икона же напоминает нам живой образ Того, Кому мы поклоняемся или того, к кому мы обращаемся с просьбой о молитвенном предстательстве за нас. Икона напоминает нам, что Христос стал человеком и жил на земле среди нас... Здесь можно также рассказать благочестивое предание о "нерукотворном образе", об "убрусе" св. Вероники. Из этого рассказа дети должны вынести убеждение, что икона обогащает нашу духовную жизнь в отличии от протестантов, которые сами себя лишили этого богатства.
  С чегс начинать преподавание?
  Как правило, наши дети из иностранной школы приносят знание Священной Истории как Ветхого, так и Нового Завета. Таким образом наша задача состоит в том, чтобы "вплести" эти знания в общую картину жизни Церкви.
  Естественной канвой для начала преподавания является, поэтому, Символ Веры. Все двенадцать членов Символа Веры подробно разобраны во втором томе учебника, на который я указывал выше.
  Первый член Символа Веры дает возможность проверить знания детей в области Ветхого Завета и, если нужно, восполнить эти знания. Главные темы такой "иллюстрации" к первому члену Символа Веры - это тема Единого Истинного Бога, в которого верил Израиль, священный смысл истории еврейского народа, понимание этой истории, как подготовки всего мира к принятию Спасителя. Эпизоды Священной Истории дают возможность сделать преподавание живым и красочным. Необходимо читать детям мессианские места Ветхого Завета и объяснять их смысл, тем самым готовя переход к разбору второго члена Символа Веры.
  Второй по седьмой члены Символа Веры говорят о Христе. Тут необходим подробный разбор не только земной жизни Спасителя, но и его учения. (Как правило, инославные и здесь склонны больше говорить детям о Священной Истории Нового Завета, а не о его вероучительном смысле). Иллюстрация здесь совершенно необходима; образ, "икона" отдельных событий из жизни Спасителя и их значение для нас должны запасть детям в душу. Для младшего возраста очень рекомендую следующий метод. На квадратный кусок бумаги размером 50 ом. на 50 см. рисуют картину из жизни Спасителя (перерисовать можно с любой иллюстрации). Картину разделить на 25 квадратов по 10 см2 каждый и наклеить их на кубик соответствующего размера. На оставшиеся свободными три стороны кубика наклеить части трех других картин. Три комплекта таких кубиков дадут возможность самим детям составлять изображения всех двунадесятых праздников.
  Объяснение девятого члена Символа Веры - о Церкви - дает возможность подвести детей вплотную к тому, что будет составлять следующий, после Символа Веры, раздел преподавания,- к богослужебной жизни. Объяснять устройство храма нужно, по возможности, в церкви. Кроме того, желательно иметь на стене схему иконостаса, с обозначением, какие иконы где находятся. Готовя такую схему, нужно сразу же сделать вторую, в которой места для икон остаются пустыми. По этой второй схеме можно проводить проверку, знают ли дети расположение икон, их смысл, житие данного святого и т.д.
  Наконец, преподавание Закона Божия не может проходить в отрыве от церковного годового круга. Праздники церкви, их смысл и значение, необходимо объяснять не только тогда, когда до них дойдет черед в плане преподавания. К встрече каждого праздника дети должны быть подготовлены на предшествующем празднику уроке.
  Вот те несколько мыслей, которые мне хотелось высказать. Пишите мне на редакцию "ОПЫТА". Честное руководительское - отвечу.
  инс.К.Ф., нач.13 отр.

ВОЛЧАТА

ЦИКЛОВАЯ ИГРА "ПОГРАНИЧНИКИ"

План   (курсантская работа, XVIII КНО, Лос-Анжелос)
 
сбор  тематика  игры  подготовка сбора  задания на дом каждому волчонку принести 5 м веревки и 5 гвоздей 
первый  ознакомление с пограничниками - "Там, где волны Аракса шумят" - выбор места для игры  прятки "слепой олень"  заготовить слова песни для каждого волчонка 
второй  продолжение разучивания песни - постройка вышки и таможни  "переход границы"  найти дерево для постройки вышки (пилка, топорик) 
третий  обмен денег; таможня, обыск  "перенос контрабанды"  заготовить бумажн. деньги и документы  приготовить чемодан путешественника 
четвертый  объяснения к игре "контрабандисты"  "контрабандисты"  заготовить записки  принести перочинный ножик 

  Первый сбор
  Волчата рассаживаются вокруг руководителя, который начинает рассказывать им о пограничниках. В первую очередь необходимо рассказать, кто такие пограничники. Это те люди, которые несут охрану границ своей родины. Они проверяют документы каждого человека, переходящего границу в ту или другую сторону. Здесь следует рассказать о паспортах, визах и т.д. Пограничники проверяют также багаж каждого человека. Они смотрят, что он с собой везет. Не всякие вещи можно ввозить или вывозить. За некоторые товары нужно платить пошлину. Но есть люди, занимающиеся нелегальной перевозкой товаров из одного государства в другое. Они не хотят платить пошлины и тайно, часто ночью, переносят товары через границу. На этих товарах зарабатываются большие деньги. Такие люди называются контрабандистами. Также через границу переходят иногда и шпионы, которые стараются вынести в неприятельские страны важные сведения. Рассказать о военных чертежах, планах, фотографиях, важных в военном отношении объектов.
  Рассказать об удачном переходе границы ("Тайна старого монастыря" Б. Солоневича) и неудачном переходе ("Железом и кровью" Мордовцева).
  Главной задачей пограничников является задерживать каждого человека, который нелегально старается перейти границу.
  Раньше многие границы России охранялись казаками. И вот про этих то казаков и сложилась песня. Тут руководитель раздает заранее напечатанные им слова песни "Там где волны Аракса шумят". Каждый волчонок получает отдельный лист с текстом песни, а затем руководитель читает всю песню и предлагает разучить первые три куплета.
  Охраняющий границу должен всегда быть на чеку, быть быстрым и иметь "зоркий глаз", чтобы все сразу замечать. Ну, а теперь посмотрим, какие же зоркие у нас волчата. А для этого давайте сыграем в прятки.
  Один волчонок становится лицом к дереву и закрывает глаза. Он громко считает до тридцати, а затем открывает глаза и начинает искать других волчат. Все волчата уже спряталась, пока он считал. Как только он заметит кого-нибудь из спрятавшихся, то быстро бежит обратно к дереву, ударяет по нему трижды и кричит: "Раз, два, три. Петя!"(имя волчонка, которого увидел). Когда ищущий волчонок уйдет далеко от дерева, то прячущийся может бежать к тому же дереву и освободить себя. Следующий жмурится тот волчонок, которого увидали и застукали первым. Таким образом игра продолжается дальше. Не стоит слишком долго ее затягивать.
Пока волчата отдыхают после игры, руководитель рассказывает им о ночном охранении границы. Пограничники охраняют границу не только днем, но и ночью, a поэтому им необходимо иметь не только зоркие глаза, но и чуткие уши. Для развития этого, нужно сыграть в "Слепого оленя" (ом. сборник "Игры и состязания", изд. ГК ОРЮР). Руководитель объясняет волчатам правила игры и убедившись, что все они хорошо поняли, приступает к самой игре.
  Второй сбор.
  Сегодня волчата будут переходить границу. Руководителю следует рассказать волчатам, как можно интереснее и захватывающе, о различных способах перехода границы, о выборе подходящего места, о способах маскировки (листьями, ветками...) Необходимо показать, как нужно ползать на земле двумя способами - по змеиному и на коленях. Сам руководитель показывает на практике эти способы, а затем волчата повторяют за ним. Такое упражнение может вызвать у волчат много комического элемента.
  Игра "переход границы". Волчата, вместе с руководителем, отправляются к лесной, тропинке, которая и будет служить границей. На месте руководитель объясняет правила игры. Все волчата делятся на две группы, одна из которых будет изображать из себя пограничников, а другая контрабандистов. Задача контрабандистов - вынести "товар" из страны. Началом пограничной зоны считается расстояние в тридцати метрах от самой границы, т.е. тропинки. Контрабандисты имеют право переходить границу только на определенном расстоянии, которое указывается заранее всем участникам игры. Пограничники могут задерживать - пятнать контрабандистов только в пограничной зоне, но никак не за ее пределами или на самой границе, т.е. непосредственно на тропинке. Если контрабандисту удалось выбежать на тропинку, даже если его и заметили раньше, все равно он считается перешедшим границу. Выигрывают пограничники, если они поймали больше контрабандистов, чем пропустили. Контрабандисты выигрывают, если большинство из них перешло границу. Игру следует повторить, поменяв волчат лагерями: контрабандисты станут пограничниками и наоборот.
  После игры волчата усаживаются в круг и каждый из них достает слова песни, данные им на предыдущем сборе. Разучивается вся песня целиком.
  Потом пограничники устраивают замаскированную наблюдательную вышку. Вся ватага волчат направляется к заранее выбранному руководителем дереву. По дороге волчата собирают необходимый материал для постройки вышки и шалаша, предназначенного для помещения и смены дозорных. Придя к дереву, руководитель рассказывает волчатам, как строятся вышки и шалаши, а также и для чего они служат. Затем половина волчат приступает к постройке вышки, а другая - к сооружению шалаша.
  Третий сбор.
  Если не закончены вышка и шалаш, - необходимо закончить.
  К этому сбору руководитель приготовляет бумажные деньги двух цветов и различной стоимости, а также и документы (правильные и поддельные). Каждая шестерка должна принести "чемодан путешественника" или рюкзак с различными вещами.
  Руководитель показывает заранее приготовленные документы, по которым можно переходить границу. Из документов - два поддельных, которых руководитель не показывает; показывает и дает объяснения по другим. "Фальшивые" документы появляются у двух волчат, во время проверки документов в таможне, в следующей игре.
  Затем руководитель показывает волчатам, как нужно обыскивать человека, если есть подозрения, что он спрятал что-нибудь на себе. Во время игры можно прятать только в верхней одежде и в обуви.
  Руководитель объясняет волчатам о различной стоимости денег в различных государствах. На примере, из заготовленных денег, показывает обмен валюты, исходя, например, из соотношения 1 на 3. Это хорошая проверка умения волчонка производить простые расчеты в уме.
  После всех объяснений руководитель делит волчат на пограничников и путешественников. Часть путешественников въезжает в страну, а часть покидает ее. Путешественники, прибывающие в страну имеют при себе белые деньги разной стоимости, которые они должны обменять в таможне на другие, зеленые. Выбывающие из страны поступают наоборот. Путешественники приходят на таможенный пункт со своими вещами (чемоданом, рюкзаком). Там происходит проверка документов и багажа, а также обмен всех денег. Двое волчат хотят пронести деньги без обмена. Они прячут их. Таможенники не знают, кто из путешественников имеет спрятанные деньги. Деньги можно прятать в багаже и в верхней одежде. Пограничники обыскивают более тщательно подозрительных путешественников. Интересно, кого из путешественников пограничники найдут подозрительным (наблюдательность), а также, насколько хорошо путешественники, спрятавшие свои деньги, будут играть свою роль.
  Вся игра происходит как бы состязание между пограничниками и путешественниками. Двое путешественников имеют фальшивые документы, а двое проносят нелегально валюту. Сколько из них будет задержано чиновниками?
  Конец сбора - пропеть всю песню.
  Четвертый сбор.
Этот сбор, в виде исключения, посвящается проведению большой лесной игры в пограничников и контрабандистов. Для игры можно использовать ту же самую местность, где была проведена игра "Переход границы" (второй сбор). Это до некоторой степени может улучшить игру, ибо волчата уже точно знают расположение границы и пределы, в которых можно пересекать границу. Для проведения игры "Контрабандисты" руководитель дома приготовляет записки - секретные документы. Все записки абсолютно одинаковой величины. Шпионы, переносящие такие записки, не могут их разрывать на части, но имеют право складывать как угодно. Волчата должны принести с собой перочинный ножик.
  Руководитель объясняет правила и смысл игры. Шпионы несут донесения, контрабандисты - "запрещенный товар", в данном случае перочинный ножик. Все волчата делятся на две группы: шпионы и контрабандисты - одна группа, пограничники - другая. Однако не все волчата, переходящие границу имеют при себе шпионские донесения или контрабанду. Половина из них вообще ничего не имеет при себе.
  Пробраться через границу тихо и незаметно - требует некоторых усилий и смекалки. Но не так легко и пограничникам. Им приходится обыскивать каждого пойманного т.к. они не знают, кто несет донесение или контрабанду. Пойманного приводят в шалаш (построенный на предыдущих сборах), где и производится обыск. Прятать "вещи" можно только в верхней одежде и обуви.
  Пока происходит обыск, охрана границы тем самым ослабляется, это дает больше шансов контрабандистам и шпионам незаметнее и быстрее ее перейти. С другой стороны, охрана границы укрепляется, если уже поймано несколько человек.
  Оценка в игре может быть следующая:
 

за переход границы шпионом или контрабандистом 2 пункта, 
за переход границы  без донесения или контрабанды 1 пункт, 
за пойманного шпиона или контрабандиста.  2 пункта, 
за пойманного без донесения или контрабанды  1 пункт, 
за пойманного, на кот. не нашли донесения или контрабанды.  1 пункт. 

Игру можно ограничить временем (1 час), а затем повторить, переменив волчатам роли.
  инс.Игорь Тимохович, нач.4 круга.


РАЗВЕДЧИКИ

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ РА3РЯДОВ

Ниже печатаем новые программы испытаний на разряды, извлеченные из положения о разведчиках, вступающего в силу в 1959 году. Полный текст этого как и других Положений будет отпечатан в новом издании "Справочника руководителя".
  Требования испытания на ТРЕТИЙ РАЗРЯД
  А. РЕЛИГИЯ
 
1.  Умеет вести себя при молитве, понимает ее значение. Знает молитвы: Отче наш, Богородице, Спаси Господи, до и после еды. 
2.  Расскажет о значении праздников Рождества Христова и Пасхи и знает народные обычаи, связанные с ними. 
3.  Объяснит, почему и как следует причащаться Святых Тайн. 
4.  Расскажет вкратце житие св. Георгия, небесного покровителя юных разведчиков. 

Б. РОДИНОВЕДЕНИЕ
 

1.  Объяснит, почему разведчик, живя за границей, остается русским и к чему это его обязывает. 
2.  Покажет на карте Россию, назовет ее площадь и число жителей. Знает, с какими странами граничит Россия, какие моря и океаны ее омывают. Покажет на карте Урал, европейскую и азиатскую часть России. Покажет на карте Волгу и Днепр, Киев, Москву и Петроград, и объяснит коротко значение этих городов. 
3.  Расскажет о древних славянах и начале Руси, о крещении Руси, о татарском иге и о св. Александре Невском. 
4.  Нарисует и объяснит российский и андреевский флаг. Объяснит значение российского герба. Поднимет флаг и споет первый куплет "Коль славен". 

  В. РАЗВЕДЧЕСТВО
 

1.  Расскажет, кто такой юный разведчик. Знает и объяснит законы, ТО, девиз и знак Организации. Споет "Будь готов". 
2.  Объяснит, что такое звено, отряд и дружина и знает, в каких он состоит. 
3.  Объяснит форму и знаки различия разведчика, вожаков и руководителей отряда. 

Г. ПРАКТИКА
 

1.  Правильно исполняет строевые команды, подаваемые голосом, свистком и руками. 
2.  Умеет сложить рюкзак, ведет себя правильно в походе, прошел в походах не менее 20 километров. 
3.  Выполнил спортивные нормы соответственно возрасту. 
4.  Знает не менее 15 дорожных знаков, умеет найти путь по ним и проложить след пользуясь ими. 
5.  Поставит вместе с другим новичком палатку из двух полотнищ или построит шалаш. Сделает сам колышки для палатки. Разожжет костер. 
6.  Умеет вязать и применять узлы: плоский, шкотовый, штык, зацепку, скользящую и мертвую петлю. 
7.  Перевяжет порезанный палец, применив дезинфекцию. 
8.  Пришьет пуговицу. 
9.  Знает адреса и телефоны, и умеет провести от своего дома к ближайшей аптеке, врачу, больнице, почте, полицейскому участку, аппарату для пожарной тревоги. Исполнит задание в городе. 

 

Требования испытания на ВТОРОЙ РАЗРЯД   А. РЕЛИГИЯ

1.  Расскажет о важнейших событиях из земной жизни Спасителя, прочитав о них в Евангелии. 
2.  Объяснит устройство храма. Знает основной смысл литургии и стремится регулярно в ней участвовать. 
3.  Знает утреннюю и вечернюю молитву, Символ Веры. 

Б. РОДИНОВЕДЕНИЕ
 

1.  Объяснит смысл борьбы с коммунизмом и расскажет, как русские люди ее вели и ведут. 
2.  Покажет на карте и расскажет о важнейших реках, озерах, горах и городах России. Расскажет о животном и растительном мире России. 
3.  Расскажет об освобождении от татар, Иване Грозном, Ермаке, Минине и Пожарском, Богдане Хмельницком и запорожцах, о жизни и трудах Петра Великого, Суворова. 

В. РАЗВЕДЧЕСТВО
 

1.  1. Расскажет об основании скаутов и важнейшие события из истории разведчества. 
2.  Знает схему организации, объяснит форму и знаки различия всех ее членов. 
3.  Имеет понятие о местной скаутской организации и о скаутском братстве. 

Г. ПРАКТИКА
 

1.  Умеет оказать скорую помощь при: ушибах, потертостях, растяжении связок; порезах, царапинах, ссадинах; укусах насекомых, ожогах, кровотечении из носа, обмороке, занозе и засоренном глазе. Знает средства дезинфекции. Умеет бинтом и скаутским платком перевязать кисть руки, ступню, локоть, колено. Покажет один способ переноски раненого вдвоем. Сделает простые носилки. Составил себе личную походную аптечку. 
2.  Поставит вместе с другим разведчиком звеновую палатку. Провел не менее 7 ночей под палаткой. Умеет обращаться с ножом и топориком. Сделает койку и патенты для палатки. Умеет вязать и применять следующие узлы: выбленок, полицейский, пожарный, сокращающий, рыбацкий и двойную мертвую петлю. 
3.  Знает разные типы костров. Разожжет костер не более, чем двумя спичками и сварит себе на нем обед из двух блюд. 
4.  Умеет ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам и природным признакам. 
5.  В игре Кима, после минутного наблюдения, запомнит 18 предметов из 24. 
6.  Знает и опишет главных представителей растительного и животного мира своей области. 
7.  Сигнализирует (передает и принимает) системой Морзе свистком, флажком и фонариком. 
8.  Сделает произведение ручного труда достойное быть помещенным в звеновом уголке. Выстирает свою форму. Зашьет порванную по шву рубашку. 
9.  Пройдет в походах не менее 100 км. Вдвоем с другим разведчиком проведет в походе 15 часов (без ночевки), пройдя не менее 15 км. Исполнит в походе задание-разведку, проявив находчивость и расторопность. Представит устный рапорт о походе. 
10.  Выполнит спортивные нормы соответственно возрасту. 

Требования испытания на ПЕРВЫЙ РАЗРЯД
  А. РЕЛИГИЯ
 

1.  Приобрел навык ежедневного чтения Евангелия. Прочел одно из евангельских повествований. 
2.  Имеет понятие о Церкви (Церковь - тело Христово; иерархическое устройство; миссионерское значение христианина; монашество). 
3.  Принимает активное участие в церковной жизни своего прихода. 
4.  На выбор:
а. Знает главные образы Христа в Ветхом Завете и покажет, каким образом священная история Ветхого Завета подготавливает пришествие Христа и основание Церкви. 
или б. Отметил в Евангелии, в Деяниях и Посланиях Апостольских главнейшие места, относящиеся к Церкви (Ее основание, призвание апостолов и их задача, установление Таинств и т.д.). Знает, чему они соответствуют в теперешней жизни Церкви. 
или в. Подробно изучил жития трех святых, собрав о них возможную документацию. С одним из них ознакомит ребят своего отряда (проведет беседу, устроит маленький монтаж или выставку...) 

Б. РОДИНОВЕДЕНИЕ
 

1.  Разъяснит в дискуссии различия между жизнью в СССР и в свободных странах; объяснит разницу понятий "русский" и "советский". 
2.  Расскажет о природных богатствах и хозяйственной жизни России, укажет ее главные промышленные центры. 
3.  Назовет главные народы России и расскажет о их культурных ценностях. 
4.  Расскажет о войнах России с Наполеоном, о великих реформах Александра II, о том как Россия достигла своих границ XX в., о царствовании Николая II и о революции 1917 г. 

В. РАЗВЕДЧЕСТВО
 

1.  Подробно знает историю разведчества. 
2.  Расскажет о жизни молодежи в СССР. Объяснит различия между разведчеством и пионерской организацией. 
3.  Скажет беседу на разведческую тему звену новичков. 

Г. ПРАКТИКА
 

1.  Умеет оказать скорую помощь при: шоке, отморожении, простых переломах, тепловом и солнечном ударах, отравлении газом, истерике, падучей, боли в ухе. Умеет оказать помощь вытащенному из воды и из-подо льда, применяет искусственное дыхание. Знает, как помочь при простуде, боли горла, головы, при засорении желудка. Имеет понятие об артериальном и венозном кровотечении. Обьяснит опасность проникновения в раны возбудителей болезней. Умеет перевязать, пользуясь платком и бинтом, все части тела. Покажет 4 способа переноски раненого - 2 в одиночку и 2 вдвоем. Объяснит, почему опасно переносить или перевозить раненого с невыясненными повреждениями. Умеет составить звеновую аптечку. 
2.  Умеет выбрать место для звенового лагеря и разместить его. Проведет под палаткой не менее 30 ночей. Поставит полевую кухню и сварит на ней обед из трех блюд для звена. 
3.  Срубит дерево диаметром не менее 12 cм. Построит мост через канаву из подручного материала. Умеет связывать перекрещенные бревна верёвками и сращивать концы канатов. 
4.  Бегло читает карту. Сделает панорамный снимок, кроки, глазомерную съемку пути. 
5.  Зашифрует и расшифрует разные тексты, применяя пять видов шифра. 
6.  Пройдет по искусственно проложенному следу. Сделает гипсовые отпечатки трех разных следов. 


Каждому руку полезно будет ознакомиться с пособием
БЕСЕДЫ У КОСТРА
- ряд зажигающих бесед для ребят, применительно к разведческим законам, составленных Старым Волком. Выписывать со склада "Главной Квартиры".

7.  Сигнализирует семафором или передает и читает на глаз 16 букв в минуту по Морзе. 
3.  Прошел в походах не менее 200 км. Вдвоем с другим разведчиком совершит поход на 24 часа, пройдя не менее 20 км, питаясь захваченными припасами. Выполнит задания и представит письменный отчет с чертежами, зарисовками и т.п. 
9.  Выполнит спортивные нормы соответственно своему возрасту. 

ОПЫТНЫЙ РАЗВЕДЧИК

1.  Разведчик 1 р. может быть представлен к производству в звание опытного разведчика после того, как он полгода активно вел скаутскую работу и всем своим поведением доказал верность данному им ТО. 
2.  Для получения звания Опытного разведчика разведчик 1 р. должен иметь шесть специальностей, среди которых "санитар" и "лагерник". 
3.  Свидетельство о производстве в звание опытного разведчика выставляет начальник отдела на основании представления от начальника отряда и отзыва о кандидате от совета отряда, заверенных начальником дружины. 

РАЗВЕДЧИК РОДИНЫ

1. Готовясь к званию "разведчика Родины" опытный разведчик должен исполнять ответственную должность в совете отряда или дружины и показать пример исполнения скаутского долга. 
2. Для того, чтобы получить звание "разведчика Родины" опытный разведчик должен сдать еще шесть специальностей и иметь среди своих специальностей "Родиноведа" и одну из религиозных. 
3. Свидетельство о производстве в звание "разведчика Родины" выставляет Старший скаутмастер на основании представления от начальника отряда и отзыва с кандидате от совета отряда, заверенных начальником дружины и начальником отдела. 

  Внимание!
  . Новичок может быть допущен к испытанию на третий разряд после того, как он доказал всем своим поведением твердое желание стать разведчиком.
  . Новичок, сдавший испытание на 3 разряд, допускается к Торжественному Обещанию, после которого имеет право носить знак организации и платок.
  . Разведчик 3 р. может быть допущен к испытанию на 2 р. после того, как он доказал своим поведением, что он на деле старается осуществлять данное им ТО.
  . Разведчик 2 р. может быть допущен к испытанию на 1 разряд после того, как он:

а. не менее года вел активную разведческую работу;
б. подготовил новичка к испытанию на.З разряд.
в. всем своим поведением показал исполнение разведческого долга служения Богу, родине и ближним, которое можно поставить в пример младшим.
. Спортивные нормы в соответствии с возрастом будут даны особо.

БОЛЬШИЕ ИГРЫ

Большая игра - "эпопея", в которой разведчик следует по стопам исследователей, путешественников, великих полководцев, золотоискателей и проч. В большой игре используются все знания и умения ребят, на деле применяется разведческая практика, умение пользоваться саперными инструментами; в ребятах воспитывается расторопность, ловкость, смекалка, жертвенность, вкус к преодолению определенных-трудностей, любовь суровой жизни в природе. Таким образом, польза от большой игры очень значительна, потому что всесторонняя сна полезна для здоровья, Дает новые знания, возбуждает дух служения, укрепляет характер, воспитывает рефлексы. Все эти стороны превращают большую игру в единый и неделимый воспитательный комплекс.
При устройстве больших игр, придерживаться двух основных принципов:
 
1. Реализм.  Избегать искусственной тематики. Игра должна использовать и направить воображение разведчика, предоставив ему полную возможность свободно развиваться. Чаще всего тема будет взята из реальной жизни или из истории России. 
2. Простота.  Простая тематика (краткий эпизод, избегать запутанных историй). Ясно определенная задача. Малочисленные, понятные, осуществимые правила. 

Общие установки
  Игра не самоцель. Это воспитательное средство, употребляемое для достижения определенной цели, которая и определяет выбор игры. Вся разведческая работа ведется под видом игры. Игра входит в кадр определенной программы, как ее неотъемлемая составная часть. Правила игры должны устанавливаться в соответствии со внешними условиями: климат, время года, возраст и физическое состояние игроков.
  А. ПОДГОТОВКА ИГРЫ может производиться только после тщательного исследования местности. Часто от ландшафта будет зависеть тип игры, тема и даже правила.
  Подготовка игры делится на три части, имеющих каждая свое особое значение и порядок которых отнюдь не установлен раз и навсегда.
 

1. Выбор игры. Игра выбирается в зависимости от преследуемой воспитательной цели и избранного раздела разведческой практики: ориентировка, топография, наблюдательность, подкрадывание и т.д. 
2. Тема игры. Используя увлечение разведчиков всевозможными неожиданными приключениями, а также и воображение ребят, тема игры должна направить их к определенному открытию, убеждению. Ребятам, например, раскроется история определенной области; или предстанет перед ними страничка из русского прошлого; или они убедятся в интересности определенных приемов, какой-нибудь отрасли разведческой практики. Тема игры должна обеспечить играющим: - полную свободу в выборе средств и тактических приемов (развитие инициативы); - неопределимый заранее исход, игры; - свободу воображения. 
3. Правила игры будут влиять на характер ребят и будут составлены с целью развить то или другое качество: самообладание, спайку, честность, уверенность в себе. Правила игры должны всегда развивать в ребятах дисциплинированность и жертвенность на благо общего дела. 

  Б. ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ. Руководитель развивает тему игры перед ребятами. Для
  большей ясности,иногда м.б. придется заранее объяснить во всех подробностях правила игры вожакам или начальникам партий, которые сами уже разъяснят своим ребятам, потратив на это все необходимое время. В случае надобности, такого рода подготовкой можно заняться и за несколько дней до игры.

При объяснении игры ясно определить границы, способы взятия в плен и служебные сигналы (начало игры, конец игры).
  В. ДЕЙСТВИЕ В ИГРЕ. Смысл большой игры в том, чтобы заставить действовать
  звенья - в одиночку или совместно. В игре каждое звено составляет отдельную единицу, руководимую вожаком. Начальник партии обсуждает план действии с вожаками и распределяет задания между звеньями.
  Руководитель может участвовать в игре. Это бывает даже желательно. Но он не должен вмешиваться во внутреннее руководство звеньями. Это дело вожаков. Руководитель может иметь особое задание (обход с тыла...) или играть определенную роль (исследователь, шпион, десантник...) - совместно с 1-2 ребятами (витязями, одиночками). Для выполнения своего особого задания руководитель может взять о собой нескольких ребят (напр. будущих вожаков), которые, действуя вместе с ним и под его руководством научатся тем самым играть.
  Если руководитель участвовал в подготовке игры, то он не принимает в ней участия и исполняет обязанности судьи.
  Как бы то ни было, в течение всей игры руководитель должен иметь возможность наблюдать за тем, как действуют его ребята.
  Г. КOНЕЦ ИГРЫ должен быть ясно отмечен. Заранее определяется время игры и час окончания. Строго придерживаться решенного часа.
  В игре должен быть победитель. Критическое обсуждение игры необходимо. Все ребята в нем принимают участие, но руководитель оставляет за собой руководство прениями.
  Воспоминания, остающиеся у ребят о больших играх оказывают хорошее влияние и укрепляют дух отряда.
  Игровая тактика
  Всякая большая игра представляет собой определенный маневр, определенную тактическую задачу, подлежащую разрешению: надо добиться определенных результатов, соблюдая известные условия времени, пространства, методов - установленные руководителем. Весь маневр можно определить, как комплекс движений, руководимых начальником игры или партии и координированных связистами - для максимального использования имеющихся данных (количество и способности игроков) в самых выгодных местах.
  Большие игры устраиваются для отрядов разведчиков. Поэтому мы и указали выше, что:

- основную тактическую единицу составляет звено:
- в рамках своей партии (своего подлагеря) каждое звено получает определенные задания;
- руководители не должны вмешиваться в дела звена, руководство которым лежит всецело на вожаке.
В игре есть некоторые условности, диктуемые различиями, существующими между реальностью и самим маневром. В каждом отряде есть некоторое количество постоянных, традиционных условностей (напр. правила взятия в плен, скрывание шифрованных писем и т.д.). Есть и другие условности, относящиеся к каждой отдельной игре.
  Тактические принципы
  Успех часто достигается концентрированном преобладающего количества средств на определенном важном участке. Все искусство заключается в том, чтобы скрыть свои передвижения от противника, скрыть свои планы и намерения, пытаясь установить планы и тактику другой партии.
  Обыкновенно нападающий имеет преимущества в движении и в выборе средств (группировка сил, средства передвижения...).
  У защищающей стороны преимущество в том, что она лучше знает местность (которую она сама м.б. и выбирала) и может наблюдать за нападающими, оставаясь незамеченной.
  Каждая сторона пытается ограничить преимущества противоположной стороны. Этого она добивается, посылая "разведчиков". В уравновешенном маневре самыми интересными, с точки зрения воспитательной, надо считать именно действия "разведчиков": наблюдать, понимать, доносить о своих наблюдениях, пробираться незамеченным, преодолевать препятствия, быть всегда начеку.
  Истребление противника не самоцель; к схваткам прибегать только на худой конец (т.к. они сопряжены с потерей времени и возможностей), если действительно можно добиться существенной выгоды.
  У ребят всегда должна быть возможность защищаться иначе чем бегством. Надо отбросить принцип игр, в которых не предвидено взаимное взятие в плен.
  Рогатик.

О СТУПЕНЧАТЫХ ЗВЕНЬЯХ

(из письма - по поводу статьи Лобо в н. 27)
  ...Ступенчатые звенья хороши в идеале. Они распространены во французских отрядах и могут применяться и у нас, но в отдельных случаях. Ни наш подход к звеновой системе, ни их подход не идеальны, ибо ни один из них не может быть применим в любом случае. Верно, что русский человек совсем другого склада чем, скажем, француз. Но нельзя забывать и то, что русские дети, из коих некоторые принадлежат уже ко второму заграничному поколению, приняли в себя немало чуждых элементов. Так что в данном случае настаивать на специфичности русской натуры не приходится. Ведь наша звеновая система, якобы подходящая русскому человеку, тоже терпит немало поражений. Она не всюду оказывается столь успешной, сколько можно было бы ожидать. Я лично думаю, что здесь самую большую роль играет руководитель. От него зависит, какую систему применять в работе. Руководитель должен знать своих ребят, должен знать их внескаутскую жизнь, чтобы не требовать насильного содружества. Звено не только собрание разной публики, делающей то, что говорит вожак; звено - единица, думающая, делающая и проявляющая какой то общий интерес. Вожак не должен быть обязательно самым старшим в звене. Вожак должен быть затейником, на которого всегда может расчитывать начальник отряда. Не должен вожак всегда быть и умнее, в теории, своих разведчиков... Итак, о ступенчатых звеньях скажу, что это очень дельное и уместное приложение к запасу знаний каждого рука. Но требовать от руководителя применения этой системы, также как требовать от него применения и нашей системы - только лишь на основании рассуждении нельзя. Надо учитывать местные условия.
  ски.П.Уртьев, друж. "Киев".

ИДЕИ ДЛЯ САПЕРНЫХ РАБОТ -   ДВЕ СИГНАЛЬНЫХ ВЫШКИ

pp0322.jpg

МОЛОДЕЖЬ  НА РОДИНЕ

НОВОЕ В ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЕ

Изменения с 1922 по 1954 г.
  Возникший в феврале 1922 года в Москве первый отряд пионеров, опыт которого послужил для основания 19 мая 1922 г. на Всероссийской конференции комсомола организации пионеров, использовал для своей работы многие скаутские методы, а также девиз "Будь готов!". Но постепенно методика изменяется, и пионеры теряют характер внешкольной организации. Уже с конца 1923 г. отряды организуются не при рабочих клубах, заводах и фабриках, а при школах. К 1930 году это приняло окончательные формы: каждая школа составляет дружину, класс - отряд. Даже разбивка на звенья стала часто производиться просто по школьным партам, а не по желанию самих ребят. "...Вся работа в пионерской дружине должна проводиться по согласованию с директором школы. Директор школы присутствует на заседаниях совета и сборах дружины... Педагогический совет школы обсуждает отдельные вопросы работы пионерской дружины" ("Пионерская организация имени Ленина", 1950 г.) Сборы отрядов происходят в классах, сразу после окончания уроков, причем часто присутствуют учителя, заменяющие иногда отрядного вожатого при проведении сбора. Доклады и отчеты, читаемые пионерам, нередко составлены вожатым. Походы стали редкими, лагери скаутского типа фактически больше не проводились. Вместо этого возникли два новых типа лагерей - колония, располагающаяся в деревенских школах (см. "Опыт" н.26) и городские лагеря, т.е. организованные занятия на весь день, проводимые в городском парке или школе, на ночь же ребята возвращаются домой.
  В результате всего этого, интерес к пионерской работе стал постепенно падать. Ища для себя более интересных занятий, ребята часто стали создавать свои собственные тайные группы, выдумывая себе правила и законы, оборудуя укромные места для сборов. В своем рассказе "Тимур и его команда" талантливейший писатель Аркадий Гайдар вывел такую тайную группу. Книга имела огромный успех. Подражая ее героям ребята организуют группы тимуровцев. Военная обстановка способствует их распространению. Основная деятельность тимуровцев - помощь слабым, старикам, детям, семьям, отцы которых ушли на фронт. Но поскольку это движение стояло вне рамок официальной организации и было трудно контролируемо, то по окончании войны его постигла та же участь, что и другие тайные группы - его попытались ликвидировать, что однако полностью не удалось.
  Съезд комсомола в 1954 г. и его последствия
  Послабление партийного гнета после смерти Сталина немедленно отразилось на пионерской работе. XII Сьезд ВЛКСМ, состоявшийся в марте 1954 г., вносит изменения в текст обещания и призыва, который из "За дело Ленина и Сталина будь готов!", а еще раньше бывший "За дело рабочего класса...", становится теперь "За дело коммунистической партии будь готов!". Главное же, Съезд постанавливает ввести в работу больше практических занятий и предлагает вожатым на местах искать новых форм работы. Особое ударение делается на кружки самодеятельности - форму работы, которая по-видимому не потеряла интереса у ребят. Для пионеров, принимающих в них участие и выполнивших ряд условий, были введены специальные значки "юный техник", "юный натуралист" и "юный турист", дополнившие тем самым два уже существовавших испытания, дававших право на ношение специальных значков - БГТО, т.е. "будь готов к труду и обороне СССР" (спортивное испытание для ребят 13-14 лет) и ГСО - "готов к санитарной обороне", хотя эти два последних и не были специфически пионерскими, а предназначались для всей молодежи СССР (Изображение значков и требования можно найти в "Книге вожатого", изд. ноября 1954 г. стр.176, и в журнале "Вожатый", н.11 за 1954 год.).
  Многие вожатые на местах по-видимому немедленно воспользовались предоставленной им свободой в работе, хотя долгое время официальная пресса об этом почти ничего не сообщала.
  Первые новости сообщила эстонская газета "Сяде", затем журналы "Пионер" н.4 за 1957 год и "Вожатый" н.9 за тот же год. Оказывается, летом 1956 года ЦК ВЛКСМ Эстонии ввел звание "пионер-инструктора", предназначенное для ребят, овладевших каким-либо мастерством и передающим свой опыт другим. Это оказались просто-напросто специальности скаутского типа. Было разработано 40 специальностей, сдав которые пионер получал для ношения на рукаве значок "пионер-инструктора" 1 степени - зеленый круг и в нем рисунок на белом фоне - символ соответствующей специальности, как и у скаутов всего мира. Подготовив же еще трех своих товарищей, пионер получал знак второй степени. с красным кругом вместо зеленого. Нет никакого сомнения, что это новшество скаутского происхождения. На это указывает как вид значка, так и содержание испытаний. Показателен и факт возникновения этого в Эстонии, где скаутизм был очень широко распространен. Нововведение имело немедленный успех: с середины до конца 1956 года, в Эстонской ССР было выдано 5000 значков 1-ой степени.
  В других местах начали вводить нечто вроде испытаний на разряды, проводить походы и лагеря в природе, шире применять практику жизни в природе. Но самое главное это то, что работу стали выносить за рамки школы и класса. Начали создаваться первые группы по местожительству - из ребят одной улицы, одного двора, проводящих свои сборы и занятия.
  Последние нововведения
  Состоявшийся 28 и 29 ноября 1957 года VIII Пленум ЦК ВЛКСМ должен был санкционировать эти нововведения, придав им официальный характер. Важно отметить, что пионерская пресса открыто признает, что нововведения шли от вожатых, а не от руководства организацией. В результате вынесено постановление из 11 пунктов (см. "Вожатый" н.1 за 1958 г.), в которых говорится, в частности, о необходимости:
  1) работать формами и методами отличными от форм и методов учебной работы в школе и не замыкаться только в рамках школы.
  2) соединять воспитание с трудом рабочих и крестьян, а не запираться в школах и ограничиваться чтением книг и брошюр, использовать сложившиеся в организации традиции, праздники, проводить слеты, воспитывать пионеров в духе дружбы народов, проводить ежегодный Международный детский день. Больше приводить игр и других мероприятий на воздухе, проводить игры на местности, развить детский туризм.
  3) ввести "ступени", т.е. своего рода разряды (см. "Опыт" № 30) и звание "пионер-инструктора".
  4) устраивать соревнования между отрядами.
  5) выводить работу за рамки школы, создавая отряды не только в школе...
  7) шире использовать ТО, девиз, символику, ввести "законы юных пионеров", изменить возраст приема в пионеры.
  8) восстановить октябрятские группы при отрядах и дружинах пионеров.
  9) ввести курсы для вожатых...
  10) создать Центральный совет пионерской организации, являющийся руководящим органом; создавать советы друзей при дружинах.
  Затем выработаны "Положение о старшем пионерском вожатом" и "Положение о центральном совете" (см. "Вожатый" № 1 и 2 за 1958 г.).
  15 апреля 1958 года в Москве состоялся ХIII Съезд комсомола. В 12 пункте своего постановления Съезд изменил § 43 Устава ВЛКСМ, касающийся структуры пионерской организации, во главе которой отныне стоит Центральный совет пионерской организации, работающей согласно новому "Положению о Всесоюзной пионерский организации имени В.И.Ленина" (см."Комсомольская правда" от 19.4.58).
  В следующей нашей статье мы кратко рассмотрим это новое положение и отметим главнейшие нововведения и изменения. В дальнейшем мы сможем разобрать другие вступившие в силу положения и сведения о проведении в жизнь всех этих новшеств.
  Лось, нач.Европ.отд.

ДЕЛИМСЯ  СВОИМ    ОПЫТОМ

ИЗ ЖИЗНИ ЮБИЛЕЙНОГО ЛАГЕРЯ "КРЫМ"

Австралийскому отделу, благодаря занимаемому им географическому положению, выпала честь открытия первого юбилейного слета. Австралийцы действительно оказались передовиками, т.к. лагеря свои они начали еще до начала самого юбилейного года, в декабре 1958. В лагере, "как всегда" (на южном полушарии!.), встречали Рождество и устраивали елку... под неимоверным солнцепеком.
  Месяц спустя начался юбилейной слет Аргентинского отдела, продолжавшийся тоже три недели. Подробную информацию об этих двух слетах, также как и о всей жизни ОРЮР, ты найдешь в "Вестнике руководителя" (см., в частности, №№. 75 и 76). Ниже же мы помещаем несколько забавных, а порой и поучительных эпизодов из жизни аргентинского слета, только что полученных от скм. Игоря Шмитова.
  Ребята долго мечтали о хорошей ночной игре. Однажды после костра начальникам лагерей было объявлено, что в полночь они будут разбужены и смогут устроить тихую тревогу в своем лагере - поднять всех и от двенадцати до часа ночи нападать на противный лагерь. При этом задание - выкрасть звеновые флажки, которые нельзя прятать; можно брать пленных.
  Игра началась в полночь, тихо и бесшумно но, как это часто бывает, быстро страсти разгорелись. Неопытные лагерники вместо того, чтобы подкрадываться, побежали на пролом к противнику. Были захвачена первые пленные, которые стремились сбежать. Поднялся крик и шум. Руководителям, наблюдавшим за ходом игры, приходилось вмешиваться, чтобы предотвращать применение просто грубой силы. В то время, как поднимался крик и шум, к мужскому лагерю, перейдя через речку, подкрадывалась одна дружинница. Незаметно она прокралась в палатку, где лежал волчонок Леня, накануне повредивший себе слегка ногу. Заметив "врага", Леня завопил, но его голос, взывающий о помощи, не был услышан среди шума и неразберихи. Дружинница, в отчаянии, пригрозила его придушить, если он не перестанет кричать, он умолк. Тогда она ему перевязала рот косынкой и, схватив на руки, вытащила и пошла с ним на руках в брод по речке. Картина была незабываемая...
  Игра вскоре окончилась. По рупору начальник лагерей приказал вернуть пленных и оставить только звеновые флажки как трофеи. Всех вскоре нашли на своих местах. Но Леня исчез. Начались поиски. Нашли его лежащим в женском лагере под кроватью. Он не реагировал на окружающее, и все испугались, что с ним что-то случилось. Две девочки отнесли его в штаб, где при свете лампы его начал осматривать наш лагерный медик.
  Все реакции оказались нормальными. Наконец Леня открыл глаза.
  - Что с тобой, Леня? - спросил Миша. И получил достойный ответ:
  - Я морально убит - меня "бабы" украли!
  Наш лагерь был в местности, где поселилось довольно много русских дачников из Буэнос-Айреса и было еще помимо нас довольно много русских детей. Нечего и говорить, что все они бредили разведческим лагерем. Они строили шалаши из веток и играли в лагерь. Когда проходил строй разведчиков, они примазывались сзади и шагали под бравую разведческую строевую песню.
  Впрочем наши песни распевали не только они, но даже наши соседи - члены "Нац.Орг.Витязей".
  Среди отдыхающих на лоне природы детей жил такой Андрюша, десятилетний, очень симпатичный мальчуган. Он был на некоторых кострах, но особенное впечатление произвел на него последний лагерный костер, где давали ТО и лесные имена.
  Он долго нас расспрашивал, трудно ли сдать третий разряд и что нужно, чтобы получить лесное имя. Явно ему очень хотелось в лагерь и в разведческую организацию. Но он с горечью и вздохом сказал:
  - Папу моего я легко мог бы уговорить и он бы меня пустил в лагерь. Но дедушка ни за что не согласится, я знаю. Но, ничего, если дедушка умрет или что-нибудь похожее случится, я сразу же запишусь в разведчики и поеду в лагерь!
Можно ли разрешить этот конфликт детской души без смерти дедушки?
  У нас 10 февраля был очень удачный костер. Способствовала этому известная подготовка и распределение ролей. Один рук. заведовал хором, другой подготавливал точки, а третий следил за программой, предупреждая, какую песню петь, какой крик пускать, какую ставить точку. Все шло без запинок, одно за другим. Гости были довольны. Такая "закулисная" режиссерская работа конечно хороша только на кострах для гостей, показных, но теряет задушевность и тот самотек, который должен быть, по моему, на своих интимных кострах, и превращает костер в заранее продуманный спектакль. Но на кострах с гостями это необходимо.
Среди всевозможных точек, на этом костре мы показывали и кинохронику.
  1) Въезд Фидель Кастро в Гавану. Наши витязи себе отпустили в лагере бороду (как на подводной лодке - без усов) и выглядели в этой точке совсем как революционеры в Кубе. Верхом на одном из витязей въехал один рук. с ружьем, в жокейском защитном кепи - совсем как Кастро. За ним шли остальные "бородачи".
  2) Взрыв в Канаверале. Ракету изображали поставленные один на другой баки, а сверху штабной рупор. Разведчики пустили разведческую ракету и при последнем "бум!" баки рассыпались на составные части.
  3) Топка лодок (старая точка), в одеялах.
  4) Сценка из лагерной жизни - как ребята стоят на литургии. Рядом с лагерем есть русская часовня, где по субботам и воскресеньям были службы. Из-за жары (доходило до 42 градусов в тени) три-четыре человека обязательно падали в обморок. В точке вышло шесть разведчиков. Стали падать один за другим, как будто в обморок.
  Рядом с нашим лагерем стоял лагерь армянских скаутов - "арменов", "армяшек" или "армянцев", как их называли в лагере.
  Однажды мы предупредили их начальника лагеря: "Идем на вы!". Наши старшие ребята были посланы в ночное нападение. К утру они принесли трофеи: ложки и вилки всего лагеря, доску для расписания дня, койку. Не успели ребята вернуться и вздремнуть, как началась контратака армян. Наш тринадцатилетний дежурный. Сима услышал подозрительный шорох в кустах, подошел и плюнул туда, справедливо предполагая, что если это человек, а не животное, то он выскочит оттуда. Действительно оттуда выскочил здоровенный детина, начальник их лагеря. Симка вскочил на него и он, соблюдая правила, без драки и борьбы, сдался ему. Таким образом у нас оказался пленник. Услышав шум, другой наш разведчик выскочил из палатки и с криком "вазэ! вазэ!" кинулся к мужскому лагерю. "Ваээ!" - по-армянски значит "беги!". От земли отделилось три или четыре фигуры и дали ходу... Так была отбита контратака.
  С этих пор у нас новый крик. "В - А - 3 - Э ! Вазэ, вазэ, вазэ!"
  Черный Орел, нач. 7 стаи.

МЕЖДУ НАМИ

Один наш рук. вернулся из большой и интересной заграничной поездки. Ему предлагают придти на сбор и рассказать что-нибудь. Он удивляется: "Да что же я им буду рассказывать?" Другой рук приехал в Европу из-за океана. И попал в лагерь. Его послали провести беседу у костра. Потом ребята разочарованно говорили, что было невероятно скучно. Рассказчик мычал, не знал, о чего начать, говорил: "Что же мне вам рассказывать... ведь вы это все знаете". В чем дело? Происходит какая-то значительная перемена. Прошлые поколения говорили и рассказывали значительно больше и легче. Хотя личных впечатлений у них было меньше, а бывало и вообще не о чем было сказать. А теперь, когда наши люди как птицы порхают из страны в страну, с континента на континент, они потеряли дар речи. На сборах, у костров все меньше бесед. И когда удивляешься этому, наши путешественники в свою очередь удивляются и не понимают, что может детей интересовать: "Ну, что же рассказывать про Нью-Йорк? Он так и выглядит как в кино... Везувий - это несерьезно. Он даже не дымится!"
  Развитие наблюдательности и запоминания относится к основным задачам разведческого воспитания. Следовало бы предполагать, что у руководителей это качество естественно развито лучше чем у ребят. Однако "Хромой Комар" давно (конечно!) заметил интересные мелочи, которое опровергают это предположение. Один пример: в "Справочнике волчатского руководителя" есть такое требование, предъявляемое к волчонку: ловить и бросать мяч на 100 (сто!) метров. Дорогой читатель! Попробуй поймать мяч, брошенный тебе с расстояния ста метров. Тогда ты поймешь, что значит это требование предъявлять к девятилетнему ребенку. Очевидно не 100 метров, а 10. Но почему же до сих пор этого никто не заметил?
  Другой пример - в номере 61 (октябрьском!) "Вестника руководителя" за 1957 год, передовая призывает руководителей участвовать в дискуссии о смысле нашего дела. В этой передовой цитируется чье-то ироническое мнение, что может быть "мир идет под собаку, да еще дохлую и движущуюся со скоростью 29000 км. в час. " Однако спутник с собакой в октябре 1957 г. еще не был пущен.
  Что-то давно не писал "Хромой Комар" о форме. Пожалуй напишем. Раньше мы отмечали разнобой в фopмe, собственным нововведения на местах. То, о чем скажем теперь, в том же духе, но хуже. Кое-где проявляются попытки носить форму иностранных скаутов. Из одного города пишет рук: "Неудобно, неэтично, мол, живя в чужой стране, носить свою форму, лучше носить форму местных скаутов. Да и трехцветных знамен не надо (!!!). К счастью, эти глубокомысленные теории остались фантазией и не былы осуществлены.
  В двух других городах (на разных континентах) "низкопоклонство перед западом" проявилось конкретно. В городе А... разведчики не хотят носить пилотки и носят береты, а в городе Я... волчата не хотят носить береты и носят пилотки. В городе А... некоторые, ставят вопрос: "А почему мы не носим скальпов и нашивок на карманах как иностранные скауты?" В городе Б... скальпы-висюльки на плече и вожацкие нашивки на карманах введены без запроса и оповещения нашего центра. Дело, в общем, не такое уж и важное - пилотки ли, береты ли, не все ли равно. Но, что важно, так это психологическая установка данных руководителей. Если есть нажим со стороны, конечно можно и надо менять наши внешние формы. Однако такого нажима нет. Чем же оправдываются изменения? "Ребята хотят береты как у парашютистов". "Ребята не хотят береты как у девочек". "Нашивки на карманах нужны, чтобы иностранцы понимали, что это вожак..." Слабо! Слабо!
  Нашим руководителям необходимо:
а) понимание того, что своя особенная форма есть важный элемент борьбы за свое особое, национальное лицо;
б) быть твердо уверенными в нашей правоте;
в) быть непоколебимыми в наших установлениях.
Если ни на какие разговорчики (что хочется и что не хочется, понимают ли туземцы нашу форму или нет и т.п.) не пускаться и вступающим в наши ряды ребятам авторитетно говорить - русская скаутская форма такая и никакая другая, то все будет ясно, спокойно и просто. Именно так поступают наши братья по эмиграции, например, поляки. Именно так поступаем и мы -   повсюду, кроме двух городов.
  Хромой Комар.