Журнал скаутских руководителей "Опыт" №30

pp030.htm Журнал "ОПЫТ" № 30  (1958г.)

БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

Приходило ли вам в голову, что в нашем разведчестве есть немало элементов традиционного порядка, заимствованных от флота/ несмотря на всю нашу сегодняшнюю сухопутность?/ Морская служба всегда увлекала юношество своей романтикой, трудностями, приключениями и флот везде, а в частности и в России, всегда был хорошей школой мужества, товарищества, порядка. Кто из нас не увлекался в детстве рассказами Станюковича? Кто не зачитывался описанием подвигов Нахимова, севастопольцев, моряков с "Варяга"?
  До войны в Прибалтике, а одно время и во Франции, у нас были отряды и дружины морских скаутов, со своими лодками, с морской формой и традициями. Даже сухопутные скауты в Югославии поднимали на мачту андреевский флаг, если лагерь был на море и назывался морским именем. И сегодня еще многое в нашем обиходе имеет "флотское" происхождение. Подъем и спуск флага в лагере, чистота в лагере, "как на корабле", исполнение приказов в лагере бегом /если кто это забыл, пусть припомнит/. Начальник лагеря должен первым прибыть на место лагеря и последним его оставить - как капитан корабля. Он несет всю ответственность за лагерь и имеет в лагере неограниченный авторитет. Открывая лагерь, он сообщает лагерникам имя лагеря и правила, по которым будет идти жизнь в лагере, как капитан объявляет свой первый приказ экипажу нового корабля. Дежурное звено в лагере - те же вахтенные, а дежурный руководитель по существу несет функцию вахтенного офицера /кстати, очень надо, чтобы наши дежурные руководители вели в лагере "вахтенный журнал" на дежурстве/. Таких моментов можно перечислить и придумать много. Я знал одного энтузиаста флота, который даже подавал команду к еде как к гребле: "Весла на воду!" /Ложки в суп/.- Греби! - все начинают "наворачивать".- Суши весла!" - прекращают еду.
  Во всем этом кроме занятности есть один ценный момент. В основе морской службы лежит морской устав, который неуклонно исполняется всегда, на любом корабле и даже в морских учреждениях /школах, казармах/ на суше. В основе нашей деятельности должен лежать наш устав и положения - всегда и везде. Мы не армия и не флот, мы свободная юношеская организация. Тем важнее для нас на началах добровольности, сознателности, традиции добиться безусловного исполнения нашего устава. И так, как во флоте устав исполняется не только на больших боевых судах, но и на каждом самом незначительном кораблике, какой бы тихоходный и слабый он ни был, так и у нас малочисленность и слабость отряда не может быть причиной отступления от наших уставных положений. Так же, как на самом маленьком тральщике действует морской устав и капитан и вахтенные исполняют свои обязанности, так и в самом маленьком отряде, самой слабой дружине должен быть тот же порядок с точным определением обязанностей руководителей, вожаков, с ведением книг и отчетности, со следованием обычаям и традициям проведении сборов, походов, празднования Юрьева дня. Не беда, если в походе мало скаутов, но беда, если они не ведут себя так же, как скауты всех прочих единиц, если нет плана, нет одного ответственного начальника, если форма не в порядке, поведение не подтянутое. Пусть хоть три человека салютуют при подъеме флага, но эта церемония всегда должна быть и всегда будет столь же торжественной и трогательной при любом количестве участников.
  Счастливой разведки!
pp0301.jpg

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ДУХЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Никто не станет отрицать, что дух, душевное настроение людей, важный фактор в успехе или неуспехе любой организации.
  Моральное настроение может быть очень высоким, может быть очень низким или находиться в разных градациях между вышеуказанными крайними. Это подчас невозможно окончательно определить ввиду нематериальной его сущности.
  Существует определение, что дух, моральное настроение в организации - это душевное состояние индивидуумов и организаторов. Иной бы сказал, что "дух" - это не поддающееся точному определению душевное настроение любого человека или определенной группы людей.
  Высокое моральное настроение /духовное настроение, если можно так выразиться/ в какой - нибудь организации означает больше, чем успех, оно означает, что все, принадлежащие к ней, будут счастливы в своем труде и это станет их долгим путем в счастливой, радостной жизни.
  Какие же основные факторы создают дух организации?
  Первый существенный фактор для создания и роста духа организации - вера всего кадра р идею и сознательное исповедание ее;
  второй - это вера в целостность и состоятельность руководства;
  третий - это проявление себя как единомышленника, как сотрудника, как товарища всеми и каждым в отдельности членами организации.
  Качество морального настроения в любом предприятии есть рефлексия его руководства /заданный тон/.
  К остальным факторам, содействующим созданию духа организации, можно приписать:
  а/ Ценность начинаний, одинаково полезных как для всего дела организации, так и для отдельных ее членов;
  б/ децентрализацию и делегацию ответственности и авторитета.
  в/ осведомленность всех членов о всем, творящемся в организации
  г/ постоянность и солидарность в структуре организации;
  д/ индивидуальную и групповую уверенность в возможности личного л общего роста /духовного и организационного/;
  е/ удовлетворение обстановкой, в которой члены организации работают и творят;
  ж/ чувство собственного достоинства и полезности;
  з/ чувство плеча.
  Истекая из вышеуказанных факторов, дух организации будет показателем братства, лояльности к организации, гордости за творимое, готовности к сотрудничеству и хорошей дисциплины.
  Джоган.

ПЕДАГОГИКА

А.С МАКАРЕНКО

/Краткая справка/
  Первые годы после революции были отмечены очень живым развитием педагогической мысли. Возможности педагогического творчества находились, естественно, в руках коммунистов. Однако, не смотря на это, советская педагогика дала в то время немало интересных, высоко интеллигентных и убежденных в своих идеях мыслителей. Развитие это было резко прервано в середине тридцатых годов. Сталин повел свой поход за истребление мыслящей интеллигенции. Вся советская педагогика была разгромлена без остатка. Не только исчезли имена Блонского, Иорданского, Медынского и других, но даже Крупская, которая еще в довоенной педагогической энциклопедии называется крупнейшим педагогом, была совершенно предана забвению. После войны ни в одной книге по педагогике Крупская, не смотря на свое положение при Ленине, даже не упоминается. Единственный авторитет из истории советской педагогики, на который указывается в современной литературе, - это Макаренко. Почему именно он?
  Антон Семенович Макаренко родился в семье рабочего в 1888 году. Отец его был маляром-полировщиком на железной дороге. Окончив четырехклассное городское училище в Кременчуге, Макаренко прошел одногодичный педагогический курс для подготовки учителей. 17-ти лет от роду он стал учителем. Во время первой мировой войны Макаренко окончил Полтавский учительский институт с трехгодичным курсом. После революции Макаренко было поручено организовать колонию для "малолетних правонарушителей". После восьми лет работы в этой колонии, которую Макаренко создал из ничего в условиях военного коммунизма, его назначили заведующим "Трудовой коммуны имени Дзержинского", организованной НКВД. И в колонии, и в коммуне Макаренко показал себя талантливым педагогом, проявил много правильной импровизации и интуиции. Спою работу он описал в двух книгах: "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях", которые имели успех, особенно первая из них. Когда во второй половине тридцатых годов советская педагогика была разгромлена, на пустом месте, оставшемся после разгрома, был выдвинут Макаренко как новая звезда на небосклоне сталинской педагогической науки. Его имя было известно по книгам, сам он был для НКВД своим проверенным человеком. Это, между прочим, он сам в своих выступлениях всегда подчеркивал, благодаря чекистов - он сам употреблял именно это слово - за покровительство и помощь в работе. Итак, Макаренко начинает выступать как руководящий педагогический работник. Он пишет "Методику организации воспитательного процесса" и "Книгу для родителей", читает множество лекций и докладов, получает орден Трудового красного знамени. Его лекции издаются как "Сборник избранных педагогических произведений" под заголовком "О воспитании молодежи".
  Однако, насколько Макаренко был успешен в своей колонии малолетних преступников, - а по существу, никакой другой работы он за последние двадцать лет своей жизни не вел, - настолько он был неудачен как "теоретик-педагогикик". Человек без высшего образования, практик в душе, он старался по указке партии создавать какую-то новую теорию педагогики. Однако поучалось нечто весьма примитивное. Языком зощенковских героев Макаренко вещает: "Иногда затрудняет наших работников, как быть с плевательницами? Ребят надо приучать к тому, что для человека здорового плевать вовсе не обязательно, что привычка плевать - просто плохая привычка... А очищать нос нужно обязательно при помощи носовых платков. Некоторые сотрудники часто и сами обходятся без носовых платков, и убеждены, что носовой платок вообще роскошь..." Вряд ли стоит издавать специальные научно-педагогические труды, чтобы высказать столь оригинальную и глубокую мысль! Главное, впрочем, что сверху приказано равняться на Макаренко. Вот как излагает Большая Советская Энциклопедия его так называемую педагогическую теорию: "Макаренко разработал ряд принципов и методов воспитательной работы, к ним относятся:
  участие воспитанников в общенародном труде, постановка перед ними общественно-полезных перспективных задач, развитие критики и самокритики, организация общественного мнения,... и т.д. Достигнув поставленной цели нельзя останавливаться, надо раскрывать перед коллективом новые перспективы движения вперед, вести его к еще более радостным целям. В этом существо "системы перспективных линий" выдвинутой Макаренко". Увы, свободный исследователь не видит во всей этой системе с громким названием ни одной оригинальной идеи. Все это имелось и до Макаренко. Однако Макаренко и в остальном проявляет такую же оригинальность. "Педагог должен быть хорошим организатором, владеть техникой воспитательной работы. Обязательное условие мастерства советских педагогов - их политическая сознательность, убежденность..." В области эстетики Макаренко заявляет:
  "Источник красоты - в советской жизни... Нравственный поступок всегда красив". Поистине значительное открытие в области педагогической теории!
  Б.

ВОЛЧАТА

ИДЕИ ДЛЯ ВОЛЧАТНИКА

  1/ От безделья
  Когда на сборе некоторым волчатам нечего делать, дай каждому по листу бумаги, чтобы каждый срисовал какой-нибудь предмет или пейзаж. Выбери самые лучшие и укрась ими стену в берлоге.
  2/ Что делать?
  Разыграй несколько сценок на тему внешнего поведения волчонка в трудных случаях. Например: волчонок нашел кошелек с деньгами, что он должен сделать. Задавай волчатам вопросы на эту тему и заметь, как волчата ответят.
  3/ Глухонемые
  Проведи часть сбора, не употребляя звуков. Все команды, беседа и разговоры замени сигналами и мимикой. Посмотри, насколько сообразительны твои волчата и насколько нормально будет продолжаться сбор.
  4/ Спасибо
  Когда тебе приходится писать благодарственное письмо за помощь, оказанную стае, задай это одному из старших волчат, пусть он напишет под твоим руководством. Взрослым гораздо приятнее будет получить благодарность от самих волчат. Это также помогает распространять шестой закон скаута.
  5/ Первая помощь
  Волчата, получившие двуглазку, должны быть всегда готовы оказать помощь пострадавшему. Они должны знать, где находится стайная аптечка и уметь ею пользоваться. Во время сбора можно устроить несколько "несчастных случаев": кто-нибудь порезал себе палец или ушиб колено. Волчонок под руководством одного из волков должен оказать первую помощь.
  6/ "Смотри в оба..."
  Объяви волчатам, что после игры на воздухе, у одного из руков произойдет изменение в одежде /напр. другой пояс, кольцо на косынке и т.д./. Кто из волчат первый заметит это? Ты будешь удивлен, насколько наблюдательны ребята в волчатском возрасте.
  7/ Учись у волчат
  Если ты начинающий волчатник и у тебя не всегда клеится сбор, или если ты хочешь проверить результаты работы, передай ведение сбора старшему волчонку или своему помощнику, сам же превратись в новичка-нежнолапку. Волчата очень любят учить других, и они с удовольствием будут объяснять и рассказывать о том, чему ты их учил.
  8/ На показ...
  Раз или два в году не плохо устроить выставку волчатских работ, приурочив ее к какому-нибудь скаутскому празднику. Пригласить родных как судей. Лучшие рисунки оставить в берлоге на память, а остальные можно пустить для лотереи в пользу стаи.
  9/ "Бить окна но выгодно..."
  Зимой, когда стая не может играть на воздухе, можно приготовить мячи, сделанные из тряпок или старых носков - они пригодятся для игр и состязаний в берлоге и сохранят в ней окна целыми!
  10/ "Пятилетка в один месяц..."
  Каждый волчатник работает по заранее разработанному плану. Хорошо, если можешь состарить программу работы стаи на полгода вперед, но ты во всяком случае обязан разработать программу хотя бы на месяц.
  шт.инс.Н.Аникин.

РАЗВЕДЧИКИ

КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ МАТЕРИАЛ ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ НА ЗВЕНОВЫХ СБОРАХ

Сбор звена проводится по установленной схеме: открытие сбора, звеновые дела, повторение и занятия, песни, игры, конец сбора. Сбор, начинается с поднятия флага и чтения законов. Строй в начале сбора успокаивает ребят и повышает дисциплинированность. Потом вожак записывает присутствующих и говорит о всех текущих делах /редактирование стенгазеты, звеновой флажок, альбом звена, обсуждение условий прохода и т.д./. Сбор оканчивается строем, молитвой и четким ответом на девиз. Подробнее обо всем этом см. Конспект КНЮ "Звеновая система" /изд. ГК ОРЮР, 1957 г./
  Распределить материал 3-го разряда для прохождения на сборах звена новичков можно следующим образом:
 
1 сбор  - беседа: что такое разведчик, доброе дело. Узелок доброго дела на значке и на платке, 3-я часть ТО, 3-й и 4-й закона 1-я, 2-я и 7-я заповедь, 11-й и 12-й обычай разведчиков. - строй: смирно, направо, налево, равняйся, вольно, разойтись. - песни: "Будь готов, Давно еще в Павловском парке, Мы с песней уходим далеко"... 
2 сбор  - беседа: "Служение Богу и родине". 1-й и 5-й закон, 9-я и 10-я заповедь, 8-й обычай. - молитвы: проверить знание "Отче наш". - узлы: плоский. - дорожные знаки: иди, спеши, беги. - строй: на первый, второй рассчитайся, в две шеренги стройся. - пение: повторение пройденного, "Коль славен", пение молитв. 
3 сбор  - беседа: Честность /2-й, 8-й и 9-й-закон-, 8-я заповедь/. - разведчество: знак Организации, салют, ТО. - узлы: плоский и шкотовый. - дорожные знаки: не жди меня, жди, свисти. - строй: зачем нужен строй, шеренга, команды. 
4 сбор  - беседа: Товарищество. 4-й закон, 3-я заповедь. - разведчество: история разведчества до гражданской войны. - узлы: выбленочный. - дорожные знаки: вода, непитьевая вода. - пение: повторить Коль славен, разучить "Взвейся выше..." - строй: сомкнись, разомкнись. 
5 сбор  - беседа: "Вежливость". 6-й закон, 9-й обычай. - разведчество: история разведчества полностью. - строй: кругом, полуоборота направо, полоборота налево. - повторение пройденного. 
6 сбор  - беседа: "Трудолюбие". 10-й закон, 4-я и 5-я заповедь, 1-й, 2-й и 7-й обычай. После этого, вожак может предложить звену взяться за изучение специальности. - пение: "Картошка" и ранее выученные песни. - строй: по порядку номеров расчищайся, оправиться. 
7 сбор  - беседа: Друг животных и природы. 7-й закон. - родиноведение: национальный флаг и герб. - узлы: полицейский. - дорожные знаки: звено, отряд, село, лагерь. - строй: на молитву шапки долой, накройсь, салют. 
8 сбор  - беседа: "Радость и оптимизм". 11-й закон, 10-й обычай. - узлы: сокращающий. - дорожные знаки: не иди, злая собака. - строй ряды вздвой, построение в три шеренги. - пение "У задумчивого леса". 
9 сбор  - беседа: "Скромность" /12-й закон, 11-я заповедь/. - разведчество: форма. - строй шагом марш, бегом марш, на месте, стой. 
10 сбор  - беседа: "Гигиена". 3-й. 4-й и 5-й обычай. - узлы: мертвая петля. - пение: "Вспоили вы нас и вскормили"... - строй правое /левое/ плечо вперед, кругом, равнение направо и налево. 
11 сбор  - повторение пройденного. - первая помощью дезинфекционные средства. - разведчество: схема организации. 
  По вышеприведенному плану легко подготовив к третьему разряду своих новичков любой вожак, даже 12-летний. С этим расчетом в предлагаемую программу не включены занятия по религиозному и национальному воспитанию, которыми будет ведать сам руководитель.
  П.


Каждому руку полезно будет ознакомиться с брошюрой "Б Е С Е Д Ы У К О С Т Р А" - серия зажигающих бесед для ребят, применительно к разведческим законам. Беседы составлены Старым Волком.
  Выписывать со Склада Главной Квартиры: Mlle. Helene GESTKOFF - 333, bd. St. Denis - COURBEVOIE (Seine) - France.

РАЗВЕДЧИЦЫ

ВОПРОС ВОСПИТАНИЯ РАЗВЕДЧИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Приводим обширные выдержки из скаутмастерской работы Е.Уртьевой, начальницы 1-го отряда "Тайга", дружины "Киев", Сан-Франциско. Это первая попытка на страницах "ОПЫТА" определения принципов автономной методики женской ветви. Ред.
  Разведчество, будучи живым, органическим движением, не стоит на месте, а развивается и решает все новые задачи, сообразно с требованиями времени и обстоятельств. Однако, главная его цель остается все той же: воспитать молодежь русской, любящей Россию и готовой ей служить и за нее бороться.
  Программа разведчества, как известно, составлена для мальчиков, так что нам необходимо выяснить, применима ли она как таковая для воспитания разведчиц или же должна быть изменена, и как именно.
  Учитывая своеобразие как психического, так и физического развития женщины /более раннее созревание и в том, и в другом отношении, одновременно "нелогичность", объяснимую менее рассудочным подходом к жизненным явлением/, руководитель должен сообразно с этим ставить границы между необходимым и желательным, возможным и невозможным, допустимым и недопустимым. Требования должны быть ясными, твердыми и обоснованными, но применяться с большой чуткостью и тактом.
  В духовном воспитании разведчиц важна личность руководительницы, ее серьезное и глубокое отношение к работе.
  Методы осуществления духовного воспитания разведчиц - беседы на религиозные темы, беседы на личные темы, как в индивидуальном порядке, так и групповые. Тем для этих бесед в жизни огромное количество - их можно почерпнуть из взаимных отношений, из отношений руководительниц -и разведчиц, в суждениях, мечтах, простых обменах впечатлениями, в спорах разведчиц. Не рекомендуется только начинать без всякого повода, чтобы беседы не превратились в нотации.
  В связи с этим, надо пытаться разрешать конкретные проблемы применением в жизни разведческих законов, поясняя их беседой, вскрывая их глубокий смысл и значение в жизни. Поговорить на тему добрых дел, об отношениях с родителями, о том, как надо относиться к обидам и так называемым "оскорблениям". Пояснить, что является мерилом для всех понятий добра и зла, правды и лжи... Приведем один пример, часто встречающийся среди девочек. Разведчицы поссорились... Неправильно будет одну наказать, а другую оправдать. В спокойном, даже полушутливом тоне надо так поставить дело, чтобы они сами ясно увидели, что обе одинаково виноваты, ибо нарушили правила взаимоотношений разведчиц. Предложить искренне помириться и продолжать общую работу. Доказательство виновности противницы никогда не принесет удовлетворения победившей; неприятное ощущение долго останется в душе, не смотря на то, что она "победила". Если же разведчицы помирятся, все сразу будет забыто. Детям свойственно прощать и забывать. Если даже ссора дойдет до потасовки и руководительница захочет наказать нападавшую, пострадавшая начнет плакать и просить: "Только не бей, не бей ее, пожалуйста!"
  Важным вопросом в воспитании разведчиц является отношение разведчиц и разведчиков. Как известно, девочки созревают раньше мальчиков. У них раньше появляется интерес к общению с последними. Мне кажется, что путь разъединения тех и других, изолирования их друг от друга, неправилен. Всю жизнь они идут бок о бок. Надо использовать это естественное тяготение и направить его по правильному руслу. Необходимо, чтобы оно приобрело с самого начала осмысленную духовную подкладку. Надо естественное, несознательное чувство сделать сознательным стремлением к товарищескому общению, моральным и чистым. Надо вести и разведчиков, и разведчиц по пути взаимного уважения, внимания, специфических для каждого. Разведчик для разведчицы прежде всего "брат" -помощник, товарищ, защитник; разведчица - "сестра", более слабая физически, но сильная духом, могущая заменить мать, помочь, научить, позаботиться, не оставить в беде.
  Ни презрительного отношения, ни, тем более, "ухаживания" в лагерях и во время разведческой работы допускать не следует. Просто разъяснить обеим сторонам братский дух организации и зорко следить за воплощением его в жизни. Все нежелательное умолкнет и будет считаться действительно недостойным. Обе стороны подтянутся, их отношения станут простыми, действительно приятными, чистыми. На этом пути найдется много общих интересов. Ребята дополнят друг друга, чего не могут разведчики, сделают разведчицы, и обратно. Много привести можно фактов, когда дружная совместная работа в результате выражается большей плодотворностью, чем работа порознь. Разведчицы всегда как бы смягчают и облагораживают до известной степени неотшлифованную натуру мальчиков.
  В пункте религиозных требований на разряды указаны требования, которые считаются необходимыми для разведчиков. Точно так же они необходимы для разведчиц. Этот пункт имеет значение и в умственном развитии. В каждом требовании: можно дать минимум и максимум, в зависимости от развития звена, отряда или личности, с которыми разряды проходятся.
  От руководительниц зависит, какие требования она предъявит, чтобы добиться наибольшего результата. Здесь для разведчицы открываемся широкое поле деятельности. По существу своему, она к вопросам религии относится серьезно и глубоко. Начиная с младших и кончая дружинницами, все разведчицы небезразличны к беседам на религиозные темы. Их заинтересованностью необходимо воспользоваться и постараться удовлетворить, их рвение на практике в виде помощи при уборке церкви перед праздниками, шитья церковных облачений, участия в благотворительной деятельности прихода. Много есть нетрудного для разведчиц и необходимого для церкви. Надо конечно, помнить, что к нам приходит девочка, уже получившая /при нормальном воспитании/ некоторую духовную закладку, и наша обязанность заключается только в продолжении, дополнении и помощи ей при дальнейшем ее развитии. Бывают, к сожалению, довольно часто случаи, когда к нам приходят уже с изломанной натурой: с такими девочками работа приобретает очень серьезный характер. Надо особенно следить, чутко и внимательно относиться к таким девочкам. Если же девочка не поддается - найти способ парализовать ее влияние на других. Если же это невозможно, то лучше всего ее удалить из отряда: плохая овца все стадо портит.
  Посмотрим, каким способом мы обогащаем и развиваем умственно разведчицу в самом ее восприимчивом возрасте? Главные занятия с разведчицами в дополнение материала, проходимого ими в школах, касаются ознакомления ребят с нашей родиной. Родиноведение также отвечает и национальному воспитанию, т.к. целью этих занятий является изучение прошлой и настоящей жизни России во всех ее проявлениях. Беседы на эти темы имеют у разведчиц большой успех, однако их привлекает красота изложения факта. Попутно о беседами им предлагаются работы на проходимые темы. Этим преследуются две цели: работая вместе, разведчицы участвуют в жизни отряда и пройденное укладывается значительно легче. Работы выражаются в ручном труде, в воспроизведении какого-нибудь костюма или его части /для себя или для куклы/, вышивки, предмета, характерного для времени проходимой темы, не говоря, конечно, о всяких коллекциях и альбомах вырезок и т.п. Не меньший интерес представляет разработка пьесок или выдержек из них. Заимствование всегда возможно из русской литературы, создавшей немало интересных и характерных картин из русской жизни разных эпох. Возможна разработка живых картин на те же темы, постановка басен, танцев; разучивание песен, стихотворений и т.д. Это развивает у разведчиц фантазию, предприимчивость, находчивость, художественное чувство, умение подобрать, смастерить и воспроизвести. Нельзя на это смотреть как на неподобающее разведчеству занятие. Сами занятия не суть
  цели, а только средства для достижения цели в данном случае - возбудить и воспитать в душе разведчицы любовь к русскому прошлому, несравнимому с больным, ненормальным настоящим. Конечно, всякие игры на темы обороны, нападения и т.д. не могут заинтересовать и увлечь разведчиц в той же мере, что и разведчиков.
  Разведчица - такой же член организации, как и разведчик, и поэтому знание истории разведчества, его девиза, заповедей, обычаев
  для нее так же обязательно и необходимо, как и для разведчика. Если она этого не будет знать, то она не имеет права носить форму разведчиц и состоять в их рядах. Законы должны заучиваться, как говорится, на зубок. Долгом каждой разведчицы должно считаться проведение их в жизни, сначала хотя бы в своей разведческой жизни, а затем и в течение всей жизни вообще. Неисполнение закона должно караться.Никаких прикрытий, спусков и оправданий допущено быть не может. Разведчица правдива и должна уметь смотреть правде в глаза, должна иметь достаточно нравственной силы, чтобы отвечать за свои поступки. Каждая разведчица должна помнить, что сама добровольно, в полном смысле этого слова, избрала разведчество своей путеводной звездой в жизни и что Торжественное Обещание это не шутка, не игра, не пустое слово, а обязательство, закрепленное крестным знамением и поцелуем знамени. Если разведчица, сживется с законами своей Организации с малых лет, то ей не трудно будет их исполнять на каждом шагу своей жизни. Кругом широкое поле для ее деятельности,во всякое время дня и ночи.
  Умственное воспитание разведчицы заключается еще в изучении ею различных специальностей. Мы на этом останавливаться не будем, т.к. ясно, что каждая разведчица выберет то, что ей по душе и к чему она имеет влечение.
  Осталось рассмотреть практическое воспитание разведчиц, самую живую и показательную часть программы, где каждый должен выявить свои качества на деле. Разберем каждый пункт в отдельности, т.к. не все они имеют одинаковую ценность в воспитании разведчиц.
  Строй - необходимое средство и метод для развития и поддержания дисциплины, порядка и внимания. Строй у разведчиков в большинстве случаев переходит в муштровку военного характера. Занимаясь с разведчицами строем, нельзя увлекаться и забывать, что не в наших целях сделать из разведчицы солдата... Увлечения строевыми церемониями к желанному результату не приводят. Бесконечные рапорты и повороты в строю у девочек трудно прививаются и, в конце концов, имеют мало смысла и становятся для них смешными. Поэтому, если строй для разведчиц должен иметь те же цели, что и для разведчиков, его все же не стоит превращать в военную муштровку.
  Разведка и подкрадывание, мне кажется, тоже в чистой их форме для разведчиц не подходят и не достигают своих целей. Представить себе девушку, о восторгом ползающую на локтях и на коленях где-нибудь в лесу, не возможно. Этот пункт может быть проведен иным путем: интересным выслеживанием лесных обитателей - животных, птиц, насекомых. Тихое, осторожное передвижение по лесу, чтобы ни единым шорохом, ни одним неудачным движением не спугнуть выслеживаемую "дичь". Это разовьет у разведчиц присущие им качества: внимательность, наблюдательность, осторожность.
  Нельзя себе представить разведчицу, не умеющую упаковать свой спинной мешок. Отрицать необходимость знания этого пункта нельзя и приучать к порядку в складывании вещей необходимо. Относительно же походов, требования к разведчицам будут, конечно, совсем иными. Во-первых, исходникам предлагается настоящая программа для их подготовки, проходить которую с разведчицами невозможно по многим причинам. Кроме того, возможность походов так мала, что навыка к ним у разведчиц развить никак не возможно. Поэтому приходится ограничиваться минимальным, посильным для них походом. Разговоры, что этим понижается ценность разведчицы, несправедливы. Поход сам по себе для разведчиц не малое начинание, а порой и непосильное. Если же мы будем требовать. непосильного и дальше - тянуть на спине громадные мешки, то мы можем лишиться много. Разведчица пойдет раз - другой, может быть, из-за самолюбия, но надрываться никому не интересно, пыл проходит, начинается критика и вместо удовольствия поход превращается чуть ли ни в наказание. Поэтому надо удовлетворяться походами без особой нагрузки. Тогда это начинание может иметь огромный успех в достижении своих целей. Лагерные походы можно применять как угодно для воспитания разведчиц: для изучения природы, наблюдений, изучения звериного царства, растительного мира... Едва ли найдется такая разведчица, которая бы скучала и не ожила к совершенно иной жизни во время таких походов.
  Относительно лагерей надо упомянуть, что они очень.успешны во всех отношениях. Ребята весь год о них мечтают и к ним готовятся. Если лагеря не должны быть совместными, что является и моим убеждением,
  то они обязаны быть одновременными, хотя бы для спокойствия руководителей и родителей. Это очень понятно. Примером может служить лагерь 1954 года. Волчата уехали, разведчики не пришли - в лагере 52 разведчицы и белочки и только две руководительницы. Случись что - они совершенно беспомощны. Присутствие вблизи лагеря разведчиков хорошая острастка для посторонних и поддержка для разведчиц. Значение и польза лагеря огромны во всех отношениях. В природе ребята смягчаются, открываются для всего хорошего, сближаются, делятся друг с другом гораздо легче и быстрее; посторонних развлечений и отвлечений нет и все соединяются в одну семью. Невозможность устраивать лагеря чаще - большой ущерб для нашей работы.
  Саперное дело мало подходит для разведчиц. Я отнюдь не хочу сказать, что девочке не надо уметь владеть топором или ножом. Все это очень хорошо, но в меру. Научить употреблению в силу необходимость, но устраивать состязания на тему саперного дела бесполезно и неразумно. Устройство вышек, плотов, столов - поле деятельности разведчиков, подобно тому как шитье рубах или курток - поле деятельности разведчиц. Разведчикам достаточно уметь держать иголку в руках и пришивать оборванные пуговицы и старить латки /как указано в программе/. Состязаться же с разведчицей в шитье разведчику, или разведчице в саперном деле с разведчиком совершенно невозможно и бессмысленно. Мачта, ворота, постановка палаток - все это лежит на обязанности разведчиц. Можно показать в случае необходимости постройку моста, но требовать хорошей постройки невозможно. Постройка ворот уже нелегкая
  задача для разведчиц и там, где разведчица употребит целый день, для разведчика достаточно одного часа. Ни сноровки, ни силы у разведчиц нет и не может быть. Это без тренировки, без практики не приобретается. Палатка, поставленная собственными руками, уже гордость для разведчиц и то, чтобы она стояла ровно, была натянута и колья стояли правильно - это все, что можно требовать от разведчиц, а скорость постановки, конечно, не может играть никакой роли. К ним предъявляют другие требования: чтобы в самой палатке был не только порядок, но и чистота, уют и красота, т.к. известно, что красота, уют и порядок на месте, где протекает жизнь человека, суть отпечаток его внутренних качеств.
  Разведение костра и варка обеда - это сфера разведчиц - хозяек. Они готовы сами возиться с толстыми бревнами, пилить и заготовлять все, что надо для поддержания огня, лишь бы обед был вовремя готов. В варке и стряпне изощряются и прилагают большие старания, чтобы было разнообразно и вкусно.
  Шитье также сфера разведчиц и, конечно, смешно ограничиваться пришиванием пуговиц и латками. Необходимо, чтобы каждая имела свою работу и не сидела, сложа руки, в дождливую погоду. Почти все разведчицы умеют шить на руках и на машине и необходимо им давать небольшие задания для практики и проявления своих способностей: например, сшить одинаковые блузки, юбки и т.д.
  Вязание узлов и умение их применять для разведчиц не так важны, но это вещь нетрудная и может заинтересовать их в другой сфере, а именно в вязании. Масса рукоделии связаны с этим видом ручного труда.
  Сигнализацию разведчицы охотно воспринимают, поскольку им интересно проводить тайно разные сообщения, выражать мысли без слов. Возможность применения сигнализации в.жизни у разведчиц очень небольшая. Но изучение ее, как всякое изучение, развивающее разведчицу, очень полезно и не составляет затруднения.
  Не смотря на то; что ориентация не требует физического труда, а основана исключительно на внимании и сообразительности, разведчицами она тяжело усваивается. Пользование компасом, зарисовка местности, запоминание обратного пути, чтение по карте - все эти занятия интересны и делают разведчицу самостоятельной, но сопряжены с частой практикой. Только практикуясь на месте, навыком можно достичь действительных знаний в этой области. Этой тактики у разведчиц нет и поэтому многого от них требовать нельзя.
  Скорая помощь весьма отвечает свойствам души разведчицы и вообще любой женщины. Потому-то по всему свету и распространены сестры милосердия во время войны и в мирное время. У них совершенно особый подход к этому делу, что, конечно, не умаляет их работы. При виде больного, страдающего говорят природные женские чувства, на первом месте человеколюбие, материнское чувство. И разведчица именно так и должна подходить к больному или пострадавшему и оказывать одновременно медицинскую помощь, понятие о которой она получила у нас. Разведчица должна быть первой там, "где тяжко дышится, где горе слышится". Практические занятия во всех этих пунктах очень интересны и многочисленны и приносят много пользы разведчицам.
  К играм и песням подход разведчиков разнится от подхода разведчиц. Насколько разведчики любят игры, настолько разведчицы песни. Песни для них предмет отдыха и удовольствия: разучивать их и петь как нельзя больше соответствует их желанию. Насколько разведчик любит возню, беготню, сражения, состязания, настолько разведчица любит потанцевать, поболтать, пофилософствовать, помечтать... Поэтому далеко не все игры пользуются успехом у девочек. Каждая игра имеет особую цель в воспитании ребят, а кроме того преследует цель доставления им удовольствия. Игры, касающиеся потасовки, борьбы, нападений не свойственны девочкам и не отвечают целям их воспитания. Поэтому они могут быть приемлемы только по желанию самих разведчиц. Игры в лагерях проходят совсем иначе - оживленнее и веселее. Это объясняется тем, что в лагерях дети отдыхают, они спокойнее и не завалены всякими другими обязанностями. Во всяком случае, при любых условиях очень полезна и поучительна игра Кима и другие игры в том же духе.
  Сделаем вывод и заключение из всего, сказанного выше. Мы видим, что цель воспитания девочки очень высока, но высоко и назначение женщины в жизни. Наша организация признает высшую цель, ставит на первое место - исполнять свой долг перед Богом, потому мы и должны внимательно и старательно воспитывать разведчиц, ибо они должны быть блюстительницами духовного начала в жизни, в семье. Необходимо, чтобы руководители ясно сознавали разницу в натуре разведчика и разведчицы и приложили все старания, чтобы в воспитании, в проведении занятий соблюдалась эта разница соответственно их натурам. Сильная духом женщина может оказаться в случае необходимости и физически сильнее любого силача и геркулеса. Непонимание этой разницы,а также отсутствие правильных взаимоотношений между разведчиками и разведчицами главная причина ухода разведчиц из наших рядов. И если бы с самого раннего возраста детям в нашей организации указывалась и учитывалась в работе эта разница, то наша организация сделала бы большой шаг вперед, облегчив этим одновременно воспитание разведчиц. Самое главное - иметь среди руководителей единение мысли в оценке цели воспитания разведчицы, и не только сухой оценки, а глубоко продуманной и сознательно принятой. Только в таком случае могут быть положительные результаты. Работа очень трудная, поскольку преследуемая цель диаметрально противоположна интересам и взглядам настоящего века.
  Но падать духом не в нашей задаче. Надо держать голову высоко и со словами: "C нами Бог!" продолжать работу, считаясь лишь с качеством, а не количеством. Ведь недаром говорится: "Мал золотник, да дорог."
  скм. Е. Уртьева.

В ПОМОЩЬ   РУКОВОДИТЕЛЮ

РУССКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ

Редакция "ОПЫТА" благодарит проф. Н.И.Осипова за предоставленный им в наше пользование неизданный курс "Введение в русскую историю". Николай Иванович - верный друг ОРЮР, читавший в свое время лекции на КДР в Германии.
  Приводимые ниже отрывки интересны сами по себе - для руководителей. Кроме того, они могут быть использованы для бесед со старшими разведчиками и витязями. Ред.
  Русский империализм, поскольку о нем вообще может идти речь, резко отличается от классического империализма - связанного с колониальными захватами - Португалии, Испании, Нидерландов, Англии и позднего империализма Франции и Германии. Различие объясняется отчасти особенностями исторического развития России, отчасти вытекает из особенностей русского национального характера.
  Без величайшей натяжки нельзя говорить о русском империализме до начала ХIХ века. В ХШ веке Россия подверглась иностранному завоеванию. Одновременно ей пришлось выдержать тяжкую борьбу с агрессией Запада. Россия сложилась в единое и могущественное государство в борьбе с вражескими империализмами: татарским, шведским, немецким, литовским, польским, турецким. В этой борьбе Россия понесла неисчислимые тяжкие жертвы. Войны велись часто на ее территории (татары, поляки, Смутное время, Карл ХII, Наполеон). Москва была сожжена врагами 19 раз. Очень силен был в русских войнах оборонный элемент. Задача, которую ставили себе при этом русские государи, была. собирание исконных русских земель. Она была выполнена только к концу ХVШ века. После польских разделов Россия не получила ни пяди коренной польской земли. Вина России перед поляками заключается не в захвате польских земель, а в том, что она позволила захватить эти земли немцам.
  Огромное расширение России на Восток произошло в кратчайший срок (1584-1647) без войны. Это не империализм и не колониализм - это колонизация.
  Россия очень большое государство, но не империалистическое (до конца ХVШ века безусловно). Нельзя путать пространство с империализмом. Иначе пришлось бы признать империалистическим государством США и дореволюционный Китай и отказать в этом звании Бельгии и Голландии.
  За единственным и очень интересным исключением, о котором речь ниже, Россия никогда не переступала на Западе своих этнографических границ, при чем за пределами России так и осталась Галиция. Ни пяди английской, шведской, немецкой, французской, турецкой территории Россия никогда под своим владычеством не имела.
  До XX века русские войска были в Европе 6 раз:
  1) при Петре - собственно, в Польше: помогали одному польскому королю против другого; территориальных приобретений этот поход не принес;
  2) при Анне - в Польше, бессмысленный поход, который России ничего не дал;
  3) во время Семилетней войны - помогали Австрии против Пруссии, завоевали Берлин, ни клочка территории не приобрели;
  4) Суворовские походы - плод павловской романтики; империализма в этих походах не было и следа;
  5) в 1813-1815 гг., когда мы освобождали Европу от Наполеона;
  6) в 1848 году в Венгрии: в этом действии русского охранительного идеализма самый пристрастный взор не может открыть никаких империалистических стремлений.
  В результате войны с Наполеоном Россия, волею Европы, на Венском конгрессе приобрела часть собственно Польши, находившуюся ранее под властью Пруссии. Это было тяжелой политической ошибкой, что тогда же отметили некоторые проницательные русские люди. Это было плодом личной политики Александра I и его ложно направленного идеализма, и сама идея этого присоединения принадлежит полякам. Александр хотел исправить несправедливость, причиненную Польше. Он не только дал Польше конституцию (а Россия осталась без конституции), особое войско, монету, законодательство, но он намеревался уступить возрожденной Польше Литву и белорусские и украинские губернии, полученные Россией вследствие разделов Польши. Замыслы Александра касались не только Польши. Он решил уступить Финляндии Выборгскую губернию и присоединить к прибалтийским провинциям Псковскую губернию. Выборгскую губернию он успел отдать, но расширение Польши и уступка Псковской губернии не состоялись вследствие решительной оппозиции русского общества.
  О русском империализме можно говорить с некоторым основанием, как о явлении ХIХ и XX веков. Его приобретения - Кавказ и Туркестан в ХIХ веке; Внешняя Монголия и установление русского влияния в Северной Персии в XX веке. Таким образом русский империализм - явление исторически очень позднее. Уже одно это обстоятельство не сулило ему особого процветания. Второй признак русского империализма имеет еще более существенное значение: это империализм очень слабый. За столетие, с Венского конгресса и до первой мировой войны; Россия вела три больших войны:
  1) Крымскую (1853-1856), которая кончилась поражением России;
  2) Русско-турецкую (1877-1878), которая принесла освобождение балканским народностям и жестокое унижение России на Берлинском конгрессе;
  3) Русско-японскую (1904-1905), кончившуюся поражением. Важно и то, что война эта вызвала в русском обществе пораженческие настроения.
  Сколько нибудь влиятельной империалистической идеологии в России никогда не было ни в обществе, ни среди бюрократии. Зато резко отрицательное настроение к империализму было всеобщим. Русское национальное сознание совершенно свободно от империалистического соблазна.
  Н. Осипов.
  (продолжение следует)

МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ

СТУПЕНИ ЮНОГО ПИОНЕРА

29-30 июля в Москве состоялся II пленум Центрального Комитета ВЛКСМ (комсомола). Если большая часть времени была посвящена самому комсомолу (обсуждалось в частности участие советской молодежи на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, который состоится в 1959 г. в Вене), то тем не менее Пленум занялся также и пионерской организацией. Несмотря на недавние перемены, вызванные крупными неудачами в работе с пионерами, Всесоюзная пионерская организация по прежнему полностью зависит от ВЛКСМ: новоучрежденный Центральный Совет пионерской организации не может принять ни одного решения без согласия на то ЦК ВЛКСМ.
  Пожалуй что самым крупным нововведением, предусмотренным новым "Положением о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина", можно считать "Ступени юного пионера". Центральным Советом пионерской организации установлен список "умений и навыков", которыми должны овладевать пионеры. Введено три ступени, соответственно классам, рассчитанные каждая на два года.
  Ниже опубликованы эти требования. Не вдаваясь в подробный их анализ, можно все же отметить, что ступеньки нестолько представляют собой список ясных и конкретных требований, сколько просто набор разных идей для работы. Почти нигде не предъявляется определенных требований, как в наших программах на разряды и специальности.
  Система ступеней введена наспех. Это ясно видно из текстов. Кроме того, нигде до сих пор не указано, каким образом будет эта система проводиться в жизнь. С одной стороны, никаких испытаний не предусмотрено (что логично при отсутствии норм); с другой стороны, на страницах пионерской прессы говорится о том, что "пионер младшего возраста, выполнивший требования 1-й ступени получает специальный значок и переводится
  во вторую ступень"(Пион.Правда,1 авг.1958).
  Е.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ (для пионеров III и IV классов)
  Узнай, почему советский народ отмечает как большие праздники: 23 февраля, 8 марта, 22 апреля, 1-2 мая, 9 мая, 7-8 ноября, 5 декабря.
  Знай Гимн Советского Союза и Гимн своей республики.
  Знай, что означают Красное знамя, пионерский галстук, значок и салют юного пионера.
  Знай о замечательных делах пионерской организации, о подвигах пионеров-героев.
  Узнай о герое, чье имя носит твой отряд, твоя дружина, школа, улица, о героях-земляках.
  Знай песню юных пионеров Советского Союза.
  Узнай, в каких пособиях нуждается твой класс, и со звеном сделай необходимую вещь для учебной работы.
  Узнай, что нужно для пионерской комнаты, отрядного уголка, и вместе со звеном сделай необходимое.
  Помогай старшим в домашней работе: накрывай на стол, убирай в комнате, мой посуду; сделай одну-две вещи, полезные для дома.
  Посади деревце, разведи цветы, ухаживай за ними.
  Береги полезных птиц, сделай для них кормушку или скворечник.
  Умей отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых.
  Обслуживай себя сам: пришивай пуговицы, штопай чулки, чисти одежду, обувь, стирай носовые платки, носки, чулки, убирай постель.
  Делай ежедневно утреннюю зарядку, соблюдай режим дня.
  Умей быстро бегать, хорошо прыгать, попадать мячом в цель. Умей ходить на лыжах, плавать, научись переходить по бревну через канаву или ручей.
  Умей строиться на пионерскую линейку, ходить под счет, барабан и песню в строю, различать пионерские сигналы: "внимание", "сбор", "тревога".
  Умей играть не менее чем в три-пять игр (подвижных, настольных и игр на наблюдательность и смекалку).
  Прими участие не менее чем в двух однодневных походах. Знай, что нужно брать с собой в поход, умей правильно укладывать рюкзак; научись ориентироваться по компасу, разжигать костер, приготовить на нем пищу.
  Расскажи товарищам по звену о самом интересном, что ты узнал из книг.
  Умей исполнять со своими товарищами две-три пионерские песни, два-три массовых танца.
  ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (для пионеров V-VI классов)
  Знай памятные места, связанные с именем В.И.Ленина, с именами выдающихся деятелей Коммунистической партии или другие историко-революционные места в районе, где ты живешь.
  Знай о Государственном флаге и гербе СССР, флаге и гербе своей союзной республики.
  Узнай о трудовых делах района, города, имена передовиков производства.
  Знай о том, как пионеры помогают Родине, и расскажи об этом младшим товарищам.
  Знай революционные песни, знай и умей петь с отрядом "Интернационал".
  Заботься о школе, вместе со звеном сделай две-три нужные школе вещи (учебные пособия, игры, украшения, переплети несколько библиотечных книг или другое).
  Вместе со звеном сделай подарок для октябрят или подшефного детского сада: действующую модель, игрушки или другое.
  Вместе со звеном прими участие в оборудовании игротеки, игровой или спортивной площадки, в школе, во дворе дома.
  Сделай для дома: почтовый ящик, вешалку для платья, скамеечку, отремонтируй изгородь, простейший сельскохозяйственный инвентарь (по выбору).
  Производи полную уборку комнаты, чини и штопай белье и одежду, помогай в приготовлении пищи, убирай двор.
  Выращивай овощи, кукурузу, ухаживай за комнатными цветами (по выбору).
  Умей отличать культурное растение от сорняка; принимай участие в борьбе с сорняками и сельскохозяйственными вредителями.
  Принимай участие в работе отряда, дружины по выращиванию уток, цыплят, гусей, индеек, кроликов или заботься об обитателях школьного живого уголка (по выбору).
  Вместе с товарищами ухаживай за деревьями и кустарниками, принимай участие в озеленении улиц, дворов, дорог.
  Умей различать основные для местности, где ты живешь, породы деревьев, виды ягод, грибов, лекарственных трав, знай названия полевых цветов.
  Умей бегать: 60 м. (для мальчиков не более чем за 10,0 сек., для девочек - не более чем за 11,0 сек.); прыгать в высоту (для мальчиков не менее 105 см., для девочек - не менее 95 см.); прыгать в длину (для мальчиков не менее 3 м 10 см, для девочек - не менее 2 м 60 см); лазить по канату; умей проплыть любым стилем не менее чем 25 метров, пройти на лыжах не менее чем 2 км, пробежать на коньках не менее чем 500 метров.
  Научись играть в одну из спортивных игр: волейбол, баскетбол, малый теннис, ручной мяч, футбол, хоккей, шашки, шахматы.
  Проведи с младшими ребятами три-пять игр на наблюдательность и смекалку.
  Умей быстро собрать твое звено по цепочке, построить его, отдать рапорт.
  Прими участие в трех-четырех походах с ночевкой. Умей ходить по азимуту, ориентироваться по солнцу, луне, звездам, по местным предметам, знай несколько признаков предсказания погоды. Умей разбить бивуак. Знай азбуку Морзе и сигнализацию флажками.
  Умей оказать первую помощь при ушибах, порезах, ожогах и обморожении.
  Знай и умей исполнять со звеном или отрядом не менее трех песен народов СССР и зарубежных стран.
  Научись танцевать со звеном или отрядом не менее пяти массовых танцев.
  Знай о творчестве одного-двух из выдающихся художников, ознакомься с некоторыми его картинами, умей рассказать, чем они тебе нравятся.
  Прослушай вместе со звеном несколько музыкальных произведений, узнай, кто их написал.
  Участвуй в обсуждении художественных и научно-популярных книг, умей дать отзыв о прочитанной книге.

Умей разучить с группой октябрят игру, песню, танец, рассказать сказку, провести прогулку, научи их сделать простые игрушки(по выбору).
  ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ (для пионеров VII-VIII классов)
  Знай заветы великого Ленина молодежи. Ознакомься с речью В.И.Ленина на III съезде комсомола.
  Знай, каким должен быть комсомолец, ознакомься с Уставом ВЛКСМ.
  Знай о крупных стройках страны, примеры самоотверженного труда советских людей.
  Познакомься с достижениями промышленности и сельского хозяйства, науки и техники нашей Родины.
  Умей рассказать младшим пионерам, октябрятам о праздниках Октябрьской революции, 1 мая, а также о Дне советской молодежи, Дне рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.
  Знай и умей петь с отрядом несколько комсомольских песен.
  Умей рассказать товарищам по звену или младшим о новостях в жизни нашей страны и за рубежом.
  Подготовь одного или нескольких младших школьников к вступлению в пионеры.
  Вместе со звеном и отрядом принимай'участие в ремонте школы, школьной мебели, в радиофикации, электрификации школы, села или поселка. Изготовь для учебного кабинета, школьной мастерской, агроучастка или спортплощадки три-четыре полезные вещи: учебное пособие, инструмент, сельскохозяйственный или спортивный инвентарь (по выбору).
  Сделай со своими товарищами для пионерской комнаты стойку для знамени, книжную полку, самодельный эпидиаскоп, стенд для выставки или другое (по выбору).
  Умей находить и устранять неисправности в электронагревательных приборах.

Изучай мотор и по возможности учись управлять какой-либо машиной:
  трактором, мотоциклом, автомобилем и т.д.
  Умей фотографировать, пользоваться проекционным фонарем, киноаппаратом, эпидиаскопом (по выбору).
  Вместе с отрядом участвуй в закладке садов, ягодников, возьми шефство над деревьями и кустарником своей улицы. Борись с вредителями зеленых насаждений.
  Вместе со своей дружиной помогай взрослым в уборке урожая, на стройке или в других видах общественного труда.
  Сдай нормы на значок БГТО, участвуй в спортивных соревнованиях дружины, школы.
  Умей судить одну из спортивных игр, провести соревнование в звене, отряде, по легкой атлетике, спортивным играм (по выбору).
  Овладей ездой на велосипеде, научись грести, ходить под парусом (по выбору).
  Умей провести утреннюю зарядку с октябрятами или младшими пионерами.
  Прими участие не менее чем в трех-пяти походах, продолжительностью не менее трех-пяти дней. Умей ориентироваться по карте, определить расстояние до предмета, его высоту на глаз. Научись преодолевать встречающиеся на пути препятствия: переправиться через речку или широкий ров, взобраться на гору, спуститься с крутого склона.
  Знай, как оказать первую медицинскую помощь при укусах змеи и насекомых, солнечном и тепловом ударе, обмороке, переломах; умей остановить кровотечение, оказать помощь утопающему, сделать искусственное дыхание.
  Научись пользоваться каталогом книг, умей провести с младшими пионерами беседу о прочитанной книге, организовать литературную игру,викторину (по выбору).
  Собирай и записывай народные пословицы, поговорки, частушки, народные песни, сказки.
  Знай о жизни нескольких выдающихся художников, композиторов, писателей, познакомься с некоторыми их произведениями; расскажи о них своим товарищам.
  Знай памятники искусства района или города, где ты живешь; побывай в местном музее и узнай, что в нем экспонируется, расскажи об этом своим товарищам.
  Стремись получить звание пионера-инструктора.


ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

ЛАГЕРЬ "ПОРТ-АРТУР"

(выдержки из лагерного отчета 5-го отряда разведчиков "Ермак")
  1. Общие данные и состав лагеря
  Место лагеря: Бук'с лэк, Калифорния. Длительность: от 8 до 23 августа 1958. Лагерная песня: Есть море на Дальнем Востоке...
  Численный состав лагеря: нач.лагеря (ски)..................... 1
  пом.нач.лагеря (вит.язь)...., 1
  духовный руководитель - при лагере... 1
  разведчиков и старших р-ков......19 -22 чел.
  2. Задачи лагеря и их осуществление
  В этом году перед лагерем было поставлено больше задач чем обыкновенно. План предвидел особый упор на:
  а. спайку в отряде (чувство плеча, помощь младшим)
  б. укрепление новосформированного звена старших разведчиков
  в. родиноведение (в особенности русский язык)
  г. разведчество (законы, символика и т.д.) д. религиозное воспитание е. разведческую практику ж. физическое развитие
  Спайка отряда окрепла благодаря помощи старших, общим начинаниям, беседам у костра, хорошей работе вожаков, индивидуальным разговорам с руководством лагеря и ряду событий, происшедших в лагере и спаявших всех лагерников.
  Звено старших разведчиков окрепло структурно в лагере благодаря общим делам, работе для лагеря, девизу - "все для младших братьев", доброй воле членов звена.
  В этом году, благодаря работе над собой и доброй воле всех лагерников, проблема русского языка не давала себя знать так, как бывало раньше. На последней неделе почти нельзя было услышать английские слова. Беседы у костра, игры национального характера, новые песни - все укрепляло русский дух лагеря.
  Было обращено специальное внимание на исполнение разведческих законов... К сожалению, за две недели нельзя смыть налет циничности американской улицы, и поэтому в этом направлении больших сдвигов не было. Разведческая символика прогрессировала в этом лагере: постройка кресла начальнику лагеря у костра, изобилие кличей у костра, употребление лесных имен только в лагере, вырезание посохов всеми лагерниками и т.п.
  Религиозное воспитание в этом лагере достигло небывалых результатов благодаря присутствию в лагере духовника дружины. Он сумел завоевать доверие всех лагерников без исключения, и своим личным примером, а также и беседами у костра, добился того, что никто - впервые - не роптал на количество богослужений в лагере, а наоборот все максимально в них участвовали.
  Разведческая практика была на нормальном уровне. Лагерники показали умение в обращении с инструментами в лесу,и дальнейшее развитие в этой области зависит только от частого употребления навыков.
  В этом лагере большое внимание было уделено физическому развитию ребят. Зарядки были дольше, больше было упражнений... В лагере не было ни одного разведчика не научившегося нырять и плавать. Купание проводилось строго по плану и давало возможность всем научиться чему-нибудь. Подготовка к Олимпиаде и ее проведение дало возможность лишний раз заняться гимнастикой.
  3. Расписание
  Ниже приводится приблизительное расписание лагерного дня:
  7.00 побудка
  7.05 зарядка
  7.20 умывание, уборка
  8.00 смотр
  8.20 подъем флагов
  8.30 завтрак
  9.15 занятия, прогулка, игра
  12.15 купание, плавание, стирка
  13.15 обед
  14.00 мертвый час
  15.00 занятия, игры и т.д.
  17.00 купание, плавание
  18.00 смотр, вольно
  18.30 ужин
  19.15 спуск флагов 20.30 костер
  19.30 звеновой час, 21.30 молитва, спать по палаткам подготовка к костру 22.00 отбой.
  Три раза в неделю после отбоя недалеко от лагеря проводилось совещание старшего звена, у отдельного костра.
  Кроме двух смотров по расписанию, проводился еще неожиданный смотр, без построения.
  4. Игры, походы, занятия
  Игры проводились с национальной темой - все разведческие. Скомбинированы были так, чтобы ребята учились жить в лесу и употребляли разведческие знания.
  Благодаря заполненной программе лагеря сделано было только три похода за лагерь. В походах ребята, даже новички, научились ходить в природе. Самый большой поход не удался, так как не дошли до назначения из-за неправильной карты (что потом узнали от лесничего). Несчастных случаев не было.
  5 новичков сдали 3-й разряд, 6 разведчиков сдали 2-й разряд; по 1-му разряду занимались следующими предметами: кроки, глазомерная съемка, зарисовка пути, саперное дело, первая помощь, поход на 24 часа.
  Были сданы следующие специальности: санитар, лагерник, затейник, пожарный, лагерный мастер, три орлиных пера, спасатель, автомобилист, сапер-1, стрелок из ружья, пловец-1 и пловец-2.
  5. Дежурства
  Распределением дежурств заведовал старший вожак. Каждый день в лагере было дежурное звено, на котором лежали все наряды по лагерю и ночное дежурство (каждый разведчик дежурил по 1.20 мин. По лагерю дежурили все разведчики 3-го разряда и выше, по очереди.
  6. Песни и кличи
  Разучены следующие песни и повторены старые:
  Соловей Махорка
  Гулимджан Трубочка
  Есть море на Дальнем Востоке В 93-м годе
  Комарик Из-за леса, из-за гор
  Ермак Журавль
  Хороши весной в саду цветочки
  Разведчики сами составляли и учили новые кличи.
  7. Костры
  Костры в этом году были общие, лагерные, звеновые. Ниже приводится расписание костров и бесед:
 
9 авг. - лагерный - "Правила лагеря". 
11 -лагерный - "Русские герои". 
12  авг.- лагерный - "Дружба". 
13  - общий - "Приветствие с отрядным праздником". 
14  - звеновые костры. 
15  - лагерный - "Закалка в походе". 
16  - общий - "Братство". 
17  - лагерный - "Русское разведчество". 
19  - звеновые. 
20  - лагерный - "Порт Артур". 
22  - общий - "Наше будущее". 

На кострах проводились также короткие беседы духовника.
  8. Краткий дневник лагеря
 

6 авг.  - приезд квартирьеров. 
- перевоз вещей. 
- приезд лагерников, устройство места лагеря. 
- постройка лагеря и кухни. 
10  - лагерные работы. 
11  - лагерные работы. 
12  - открытие лагеря, постройка ворот. 
13  - День Ермака, посещение лагеря разведчицами. 
14  - Поход, нападение на отряд, игра. 
15  - Поход на целый день, игра - поход по Маньчжурии. 
16  - занятия, приезд родителей, общий костер, всенощная. 
17  - литургия, Олимпиада, отъезд родителей. 
18  - занятия, игра - прорыв КВЖД, всенощная,(под Преображение). 
19  - литургия, поход на водопад, игра - подкрепление в Порт-Артуре. 
20  - занятия, бег на 3-й разряд. 
21  - бег на 2-й разряд. 
22  - День памяти верных, панихида, упаковка. 
23  - закрытие лагеря. 

  9. Лагерь старших
  23-26 августа, после отъезда младших, старшее звено осталось на месте лагеря для того, чтобы основательно заняться первым разрядом. Со звеном оставались духовник и руководство лагеря. На второй день все пошли в поход на 24 часа.
  26 августа закрыли лагерь "В дружбе крепость". После лагеря, на частных машинах, навестили лагерь дружины "Нижний Новгород" (Лос-Анжелес).
  10. Общие замечания
  Первым делом надо упомянуть о прекрасном духе лагеря. Вызван он был многими обстоятельствами: место, состав лагеря, программа, питание, и многое другое.
  Опыт этого лагеря показывает, что есть для чего работать. Никакого разговора о конце нашей работы и быть не может. Есть возможность сделать многое для ребят воспитанных в Америке - надо только хотеть. Будут дут неудачи; но не взирая ни на что, надо продолжать начатое дело. Ребята ждут откровения, примера руководителя. Надо им это дать...
  Звеновой час, как и в прошлом году, вполне оправдал себя. В это время звенья повторяли пройденное за день, готовились к разрядам и костру, или просто собирались поговорить на любые темы. Этим вырабатывалась звеновая спайка и усиливался авторитет вожака...
  Разнообразность и обильность патентов в этом году указывают на сдвиг в лагерной практике отряда. Ребята чувствуют, наконец, что палатка - их дом на две недели, и ее надо как можно удобнее устроить.
  Из отрицательных сторон лагеря следует указать на несдержанность ребят - время от времени проскальзывает ругательство Правда, дело и здесь обстоит лучше чем в прошлых лагерях, но все же этот недостаток имеется. В будущем на это надо обратить больше внимания.
  ски.М.Данилевский, нач.5 отр.


МЕЖДУ НАМИ

Вместо фельетона

ЦЕЛЫЙ ФОНТАН ЛЕСНЫХ ИМЕН

Задумался я как-то о лесных именах. Сижу в редакции "Опыта", уж все ушли, а у меня из головы не лезет такая мысль. Ведь в каждом лагере под конец растерянные руки ходят с записочками в руках и ломают себе голову - какие же лесные имена давать? Волк? Олень? Сокол? Белка? Пчелка? Серна? Чайка? Все было, все есть, все то же самое каждый год. И каждый год сердятся руки на самих себя. Ведь природа полна живых существ, их сотни, по крайней мере! Почему же нам приходят в голову все те же лоси, барсуки и куницы!
  Отяжелела моя голова от больших дум, опустилась на руки, задремал я как будто. Только вдруг смотрю - появляется предо мною некое маленькое, вертлявое, остренькое существо. "Ты кто такой?"- спросил я в недоумении. - "Столовой",- уверенно ответила фигурка. - "Это что же такое?" -"Лешего знаешь? Домового знаешь? Вот и столовой бывает. Особенно в редакционных письменных столах. Я, брат, все знаю, что за этими столами происходит и на них пишется. Вот ты голову ломаешь о лесных кличках, а я тебе лучше Брема всех зверюшек и пичужек перечислить могу". Я с сомнением посмотрел на хвастунишку. "Гм. Что же ты нового можешь предложить?" Столовой переменил мину на деловитую и, почти не задумываясь, начал: "Ну вот, например, возьмем романтические берега Арктики - самый скаутский ландшафт: льдины, ледоколы, бесстрашные исследователи, северное сияние, белые медведи..." - "Моржи, киты и тюлени,- перебил я,- все уже известно".
  "Не все-с, далеко не все-с",- зачастил уязвленно столовой. - "Вот, например, какие там птицы имеются: кайры... гаги... гагары... гагарки... ипатки... хохлатые канюки... белобрюхие канюки... старики... бургомистры... морики... чистики... тупики..." Мысль, как известно, движется быстрее, чем язык и я успевал думать: "Интересно, что будет с руком, который разведчицу окрестит белобрюхой канюкой... тупики, м-да бывают... чистиков вот маловато... "Нет,- сказал я,- что-то эти птицы не подходят, слишком у них имена того, арктические". Столовой нисколько не огорчился и продолжал: "Зато в тундре! Чего там только нет - и померник, и подзорожник, и пуночка, и качук..." - "Качук...",- задумчиво процедил я. "В тайге, конечно, выбор еще больше. Там живут, например, копытный лемминг, свиристель, летяга..." - "Этот верно из каждого отряда вылетает",-попробовал я мрачно сострить. "А вот еще большая интересная птица -бородатая неясыть". - "Ну нет, пусть так называется Саша Цуриков, если хочет,- запротестовал я,- хотя и он уже бороду сбрил". - "...А в степях российских водятся пищуха, пеструшка, желтобрюхий полоз, байбак, стрепет..." - "А разведчик бравый стрепет руков всех приводит в трепет",-сложился у меня в голове журавель. Голос столового бубнил как будто тише, но неутомимо: "Зеленушка, дубонос, полуденная песчанка, гребнепалый тушканчик, ушастая круглоголовка, сцинковый геккон..." Моя голова пухла, трещала от невероятных, чудовищных имен. "Да, пожалуй, дойдем и до ушастых круглоголовок и сцинковых как их там... времена такие, что не приведи..." - "А вот еще чудесное лесное имя,- с подъемом воскликнул столовой,- есть такая птица - чекан!" - "Что?" - "Чекан?"- в ужасе вскричал я и проснулся...
  Хромой Комар.

ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

Мысли вслух об "Опыте" № 25

Меня поразила заметка Старого Волка о лучших учениках в немецких школах. Значит, в этих школах неверный психологический подход к детям. Не наблюдается этого в австралийских школах. Здесь экзамены проводятся в школе с самых младших классов по системе набора очков. Даются ученикам письменные задания. Оценивается задание скажем в 50 очков. За каждую ошибку сбрасывается очко. И так по всем предметам. В конце экзамена подсчитываются очки. Победителю дается звание первого ученика. Отрадно отметить тот факт, что русские дети здесь учатся хорошо. Я много знаю отличников. Среди студентов многие русские получают стипендии. Многие мои скауты уже окончили высшее образование...
  Читая заметку о лагерях мне вспомнился лагерь "ДП-скаутов". Там каждый день проводился в жизнь лозунг. Один день внедрялась "чистота", другой - "бережливость", третий - "братство" и т.д. На тему лозунга были соревнования между палатками. На тему дня было слово при подъеме флага, а у костра - краткая заключительная беседа с результатах, итоге дня.
  Идея не плохая. Продумать заранее программу лагеря, и провести под лозунгами по дням.
  "Пионерская дружина". Статью следует не только просмотреть, но и изучить. Такого рода статьи дают многогранные познания:
  1) знакомят с положением на родине;
  2) дают возможность сравнить воспитательную работу у пионеров и в скаутской организации;
  3) вырабатывается критический взгляд: с чем же придется нам бороться? На это отвечает заключительная фраза статьи: "...пионерская организация - политическая самодеятельная организация детей"... В этом основная разница положений. Эта "политика по приказу партии" отравляет всю жизнь детей, делает пионерские сборы сухими и скучными.
  А вообще многому надо и нам поучиться у них. Их размах. Их пафос. И сильная хватка. Многочисленные и интересные экскурсии. Спорт. Родиноведение и жажда знаний.
  Само собой разумеется, что такие статьи как "Пионерская дружина" и "Детская железная дорога" не должны восприниматься читателем односторонне. Руководитель отнесется к ним критически.
  И совершенно правильно поступила редакция "Скаут-Разведчика" поместив к статье "В джунглях Прибалхашья" как бы пополняющую ее статью "В советской школе" (см.СКР № 13).
  Тихий Дрозд, Бризбейн.

Об "Опыте" № 27

Впервые почувствовал в № 27 "Опыта" живую полемику. "Академизм" исчезает и почти каждая статья своей искренностью затрагивает. Критика дружелюбна. Юмор с перцем, но без уксуса.
  Не со всеми идеями могу согласиться, но должен признать, что аргументация всегда солидна и, видно, глубоко продумана.
  Возьмем вопрос о звеньях. При нашем совершенно особенном положении было бы ошибочно устанавливать узкие рамки. Природное звено имеет много преимуществ в отрядах, насчитывающих много звеньев. У иностранцев вопрос проще, состав отряда однороднее и по развитию, и по социальному положению.
  У нас же всегда еще нужно учитывать "русскость" или степень денационализации детей.
  Мне кажется, что этот признак должен стоять на первом месте при формировании звена. Звено должно всегда составляться так, чтобы в нем преобладал наименее денационализованный элемент.
  Примером могут служить наши приходские школы, где в одном классе можно увидеть и десяти- и пятнадцатилетних. Они силой обстоятельств "ступенчаты".
  Многое можно сказать в защиту ступенчатых звеньев:
  а) дольшая жизнь звена, отмирающего сверху и возрождающегося снизу;
  б) развитие чувства покровительства у старших и подтягивания младших, т.е. до некоторой степени атмосфера многодетной семьи;
  в) ступенчатое звено менее рискует превратиться в "шайку" с атаманом во главе;
  г) новичку легче в таком звене чем в однородном, крепко спаянном;
  д) теоретически в таком звене новичок через три года должен стать вожаком или помощником, а каждый год двое старших должно выбывать либо в старшие разведчики, либо в круг.
  Теперь о старших разведчиках. Мне кажется, что работа с 15-18-летними юношами и девушками должна носить совершенно иной характер чем работа с разведчиками до 15 лет.
  Могу только говорить о молодежи во Франции, но думаю, что кое-что общее найдется и с. другими странами русского рассеяния.
  С 15-16 летнего возраста ребята начинают задумываться и о своем будущем, присматриваться к жизни и стараются утвердить свою личность, а главное, начинается период сердечных увлечений.
  С этого момента работа должна принимать скорее "кружковский характер"
  Вопрос количества перестает играть роль, резкое отделение женской ветви от мужской скорее вредно.
  Руководитель должен все больше и больше становиться просто тем что французы называют "аниматер", т.е. вдохновитель.
  Ребят можно удержать только заинтересовывая их безо всякого принуждения; приказы и дисциплина должны быть заменены предложениями и общепринятыми постановлениями.
  Роль начальника единицы старших разведчиков должна свестись к выработке программы работы на год вперед и на каждый месяц, к распределению деятельности и к соблюдению принятых правил и решений.
  У начальников единиц старших разведчиков могут быть помощники по разным областям: скаутская практика, социальная работа, искусство, информационный отдел о высших учебных заведениях и возможных карьерах, музыка, связь с единицами младших (отряды, стаи) и помощь их руководителям.
  Не менее раза в месяц надо проводить поход или экскурсию с осмотром исторических достопримечательностей. Часть собраний может быть проводима совместно со старшими разведчицами. На некоторые собрания можно пригласить и молодежь, не состоящую в ОРЮР.
  Может быть проведена очень интересная анкета в каждой стране, нас приютившей о вкладе русских эмигрантов и их детей в местную науку, искусство, литературу, собрана и отпечатана документация.
  Такого рода деятельность не может не заинтересовать молодежь этого возраста, а кроме того это позволит вытащить из нафталина некоторых руков, отошедших от работы (обремененных семьей или недугами), но способных раз в месяц или в 6 месяцев провести экскурсию или собрание, посвященное определенной теме.
  Такая система работы поможет нам не растерять старших ребят и кое-кого из них, после периода увлечения флиртами и танцами, снова включать в работу - на руководительских постах.
  О привлечении новичков. Русские живут очень разбросано. Многие родители не посылают своих детей в организацию просто потому что не знают о ее существовании. Пополнение рядов юношеских организаций происходит или совершенно случайно, или за счет детей бывших членов этой организации. Хорошо было бы издать брошюрку со всеми полезными сведениями об ОРЮР...
  Кенгуру, Париж.