Журнал скаутских руководителей "Опыт" №25

pp025.htm Журнал "ОПЫТ" № 25  (1957г.)

БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

Как вы все уже знаете, на Пасху от нас ушел /"призванный к высшему служению", как хорошо говорят английские скауты/ скм. Гавриил Павлович Жуков, "Кречет".
  В этом году Кречету исполнялось 70 лет, но он, несмотря на возраст и на тяжелую эмигрантскую жизнь, оставался на посту воспитателя до последнего дня. В своем последнем письме, за неделю до кончины, Кречет мне писал:
  "Креплюсь и я, и все же, несмотря ни на что, я в контакте с моими детьми - и большими, и малыми, и отошедшими от скаутской работы, и только входящими в нее... Как работал, так по мере сил своих и .буду работать с детьми. Буквы "НОРС" или "ОРЮР" - это ноль в сравнении с другими буквами:"Россия"...
  Сорок пять лет своей жизни Кречет посвятил делу воспитания русских детей. Господь Бог послал ему кончину легкую - он скончался внезапно, проснувшись утром и произнеся "Какой сегодня чудный день!" На похоронах его звучало торжествующее и радостное "Христос воскресе из мертвых..."
  Я надеюсь, что на страницах "ОПЫТА", и особенно у костров в наших лагерях мы еще не раз услышим про нашего Кречета и про его славное служение России.
  При жизни Кречета я не успел вынести решения по его предложению - ввести почетный значок для активных скаутов, которые отлично учатся в школе. На значке была бы изображена книга или сова на трехцветном поле. Эта мысль мне понравилась. У нас часто пренебрегают тем, как скаут учится в школе, лишь бы он успешно проходил свою разведческую подготовку. Это конечно неправильно. Мы не должны отрываться от воспитательной работы школы, хотя бы эта школа была и не русской.
  На днях я поднял вопрос значка отличным ученикам в разведческой компании. Реакция на мои слова была неожиданной: "За такой значок в школе будут бить!", "стыдно быть отличным учеником!", "я не хочу быть "штребером"!"... Я сперва пришел в недоумение. Последовала длинная беседа, в которой наши ребята - ученики немецких школ - мне объяснили, что у них учиться на отличные отметки можно только ценой отказа от товарищества. Первых двух-трех учеников в классе называют "штреберами" и глубоко презирают.
  "Штреберы" бояться испортить себе отметки и поэтому чуждаются товарищей, все время "выскакивают" вперед, когда другой ученик чего-нибудь не знает, со "штреберами" учителя советуются о поведении и учении других учеников. Способные ученики, не желающие стать "штреберами" нарочно понижают себе одну-две отметки, намеренно отвечают по какому-нибудь предмету на троечку... Мне кажется, что нашим руководителям следовало бы заинтересоваться, есть ли такая проблема в других странах, и сообщить о своих наблюдениях в "ОПЫТ". Ведь нам всем естественно хочется, чтобы русские дети в эмиграции отлично учились в иностранных школах во славу русского имени. Однако, не дай Бог, чтобы наши отличники стяжали славу плохих товарищей.
  В течение лет приходится время от времени возвращаться к тем же темам. Вот одна из них - руководители, не тормозите сдавание разрядов! Вредна не только одна крайность - признание разрядов даром, вредна и другая - чрезмерное усложнение сдавания разрядов до такой степени, что они теряют свой педагогический смысл. Как мы все знаем, разряды не цель, а средство. Разряд означает не абсолютную сумму знаний, но какой-то пройденный путь развития, причем пройденный правильно и во время. Затягивать получение разряда до того возраста, когда юноше уже не интересно заниматься разрядом т.к. он переходит на витязьскую работу - абсурд. Нормально 3-ий разряд надо сдавать в 11-12 лет, второй в 13-14, а первый в 15-16. "Опытный разведчик" и "разведчик Родины" /по мере растущей популярности сдавания специальностей надо будет восстановить и это звание/ должны по своим программам и требованиям подходить к 17-18-ти летним, не выше. Если же в некотором отряде /разряды сдаются в отрядах, не в дружинах!/ для того чтобы добыть 1-й разряд хорошему, интеллигентному разведчику надо сперва пять раз провалиться на испытании и дорасти до 20-ти лет, значит начальник этого отряда не понимает смысла разрядов и не знает психологических характеристик и круга интересов отдельных возрастов.
  Приближается время летних лагерей на северном полушарии. В прошлом году в "ОПЫТЕ" писалось много про лагерный опыт, и я надеюсь, что написанное не останется без следа в действиях наших руководителей. Мне хотелось бы подчеркнуть несколько соображений насчет лагерей, соображений хорошо известных и не так известных...
  - Поддерживаем ли мы в лагерях связь с местным населением? При всем нашем культе русскости, мы не должны быть дичками, прячущимися от других людей. Наша работа во имя свободной России должна быть известна иностранцам. Почему не пригласить на костер местных детей, молодежь, да и взрослых - спеть им русские песни, рассказать им о себе?
  - О помощи ближним у нас говорится много, а делается в этом отношении мало. Почему бы не дать в лагере ребятам переживание, которое останется сильный воспоминанием и свидетельством того, что помощь ближним реальная и осуществимая вещь? Провести нужную разведку, найти объект для помощи и оказать помощь то ли всем лагерем, то ли в порядке звеновых заданий, то ли.индивидуально...
  - Я заметил в прошлом году, что как ни странно некоторых разведчиков приходится учить играть. Предупреждаю руководителей, что самая интересная и хорошо подготовленная лесная игра может сорваться и кончиться разочарованием, если ее участники, или хотя бы часть из них не умеют играть в разведческие игры. Имейте это в виду. Начинайте с простых, легких игр, днем, в легко проходимой местности, и учите ребят вести себя при подкрадывании, беге, засаде и т.п.
  - Если нет возможности устроить отдельный волчатский лагерь /вернее колонию/, надо всячески отделять волчат от разведчиков в общем лагере. Уровень развития одних не подходит к другим, волчата и умственно, и физически слабее разведчиков. Не берите волчат на разведческие костры' Исключения могут быть сделаны только ради большого торжества. Вообще же волчатам на беседе для разведчиков скучно, песни разведчиков им слишком сложны и быстры, игры непонятны. Волчатские костры, или правильнее - "лампы" в большой палатке, должны устраиваться отдельно и отличаться. совершенно особенным стилем, подходящим к возрасту 8-10-летних.
  - Не поленюсь еще раз напомнить - лагерь для разведчика серьезное переживание. Разведчик должен чувствовать, что он из лагеря что-то вынес, что-то добыл в нем. Сознание своего продвижения вперед - необходимое условие успешности всей нашей воспитательной системы вообще. Если разведчик в лагере не сдал ни разряда, ни одной специальности,-у него не будет чувства, что он продвинулся вперед, стал лучше. В этом возрасте отвлеченные ценности совершенствования еще не ощущаются. У мальчика /девочки/ есть потребность внешнего доказательства своего успеха. Кстати, радость от сданного разряда, "глазки", специальности теряется наполовину, если после сданного испытания не выдается значок - заготовляйте к лагерям значки, руководители!
  - Напоследок, не забудем - разведчество - это,приключение!
  Расписание дня - великое дело и полезный педагогический прием, но ребят им не воодушевишь. Как можно чаще прерывать рутину лагерной жизни различными предприятиями - походами, тревогами, состязаниями, испытаниями силы, храбрости и находчивости; звеновой и индивидуальной варкой,   "олимпиадой", встречами с иностранцами; разведческими бегами, красивыми и веселыми церемониями и т.д. и т.п...
  Счастливой разведки!
  Ваш
pp0251.jpg

Из книги скм. А. Каминского "Круг совета"

Скм. Александр Каминский один из самых видающихся руководителей польского скаутизма. В начале тридцатых годов он был инициатором реформы волчатской работы, которая дала блестящие результаты. Трилогия Каминского - "Антэк Цваняк" /рассказ о работе стаи в течение года/, "Книга руководителя волчат" /сборник игр, упражнений и идей для ручного труда/ и "Круг совета" /теория скаутской работы с детьми младшего возраста/ - представляет и сегодня очень большой интерес.
  Во время немецкой оккупации Каминский работал в подполье редактором одной из главных подпольных газет. В те годы им была написана книга "Камни на вал", описывающая борьбу польской молодежи против немцев. Сейчас Каминский возглавляет возрождающееся польское харцерство.
  Книга "Круг совета" - наиболее полная /если не единственная?/ книга о педагогике волчатской работы - обилует хорошими определениями скаутского метода и движения. Оттуда мы и заимствуем следующие два отрывка.
  Особенностей скаутской методики.
  Вот краткий перечень особенностей английского скаутизма, которые положительно влияют на наше разведчество:
  1. Мы считаем основной задачей нашей организации воспитание характера. Это воспитание характера проводится путем большой игры.
  2. Жизненный путь наших мальчиков и девочек указан в ясном и категорическом моральном кодексе, представленном в форме ТО и скаутских законов.
  3. Среди нас, скаутов, нет воспитателей и воспитанников, учителей
  и учеников, дающих и получающих. Мы все братья. Одни старше, другие моложе - но все мы братья. Мы все друг другу оказываем поддержку - от самого маленького волчонка и до начальника Главной Квартиры. Не место среди нас взрослым. которые бы иначе
  смотрели на наших самых младших мальчиков.
  4. В скаутизме никто никого не воспитывает с высоты своего авторитета. Вместо этого руководители и старшие скауты обязаны создать такую атмосферу, в которой как руководство, так и скауты и волчата ощущали бы неодолимую потребность самовоспитания.
  5. Скаутские упражнения и игры задуманы так, чтобы прежде всего пробуждать в мальчике самые прекрасные качества человека: радость жизни, уверенность в своих силах и самообладание, постоянную готовность к служению и помощи другим людям, чувство чести, лояльность, самостоятельность и личную инициативу.
  2. Международность и национальное служение.
  Для нашей организации характерна ее международность. Мы друг другу близки и дороги, независимо от того, на каких языках говорим и перед какими алтарями возносим молитвы Богу. Ни один народ, ни одна раса, ни, один общественный слой не исключаются из нашего понятия ближних. И надо подчеркнуть, что эти слова не пустой звук, не тщетная декламация. Мы - скауты всего мира - в повседневной жизни и в частых встречах с братьями-скаутами других наций доказываем, что реализация девиза данного нам нашим основателем на джембори в Гёдёле - "ищите друзей" - лежит в основе нашей нравственности.
Мы сочетаем международное скаутское братство с любовью к родине. Мы стремимся быть лучшими сынами своих отечеств и не только, когда этого требуют исключительные обстоятельства, но ежедневно служить им всем, что в нас имеется лучшего.
/перевод с польского/

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО  ВОСПИТАНИЯ

РЕЛИГИО3НЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Религиозные специальности - один из основных методов, которыми располагает руководитель в области религиозного воспитания. Если религиозные требования разрядов дают ребятам какой-то минимум элементарных понятий о христианстве и церкви, то специальности предоставляют им возможность углубить эти понятия и, в доступной им форме, включиться в церковное служение.
  Руководитель должен иметь ясное представление о задачах религиозного воспитания. Не надо думать, что если разведчик верит в Бога и обладает какими-то более или менее туманными знаниями "по религии",
  то этого уже достаточно и нам делать больше нечего. Верой конечно пренебрегать не надо, так как она находится в основе христианской жизни. Но "вера без дел мертва есть". Она неразрывно связана с жизнью. Вера воплощается в жизнь и преображает ее. И в нашей работе мы должны стремиться к тому, чтобы разведчик не только верил, не только бы назывался христианином, но чтобы он действительно и действенно им был. Жизнь православного христианина не мыслится вне церкви. Кроме того, даже если он активный член церкви, христианин не может этим довольствоваться.
  Нельзя правильно определить активность в церкви, не включив в нее момент проповедничества. Христос, дал всем членам церкви определенное задание: "Идите по всему миру и проповедуйте. Евангелие всей твари". Каждый из нас должен быть готов "дать отчет в своем уповании". Из этого можно заключить, что нашу религиозно-воспитательную работу мы должны проводить одновременно в трех направлениях:
  - развивать личную духовную жизнь у ребят, постоянно связывая ее с "делами", с конкретным проявлением "веры" в повседневной жизни;
  - готовить их и постепенно вводить в церковное служение, путем учасвия в церковной жизни;
  - готовить их и к проповедническому, к т.н. миссионерскому служению, чей они могут опять-таки заниматься уже сейчас, в своей собственной среде.
  В жизни христианина все эти моменты тесно связаны между собой. Мы их намеренно схематизировали и может быть немного искусственно разделили для того только, чтобы ясно изложить задачи стоящие перед каждым руководителем.
  Стоит только немного вникнуть в приведенные выше моменты жизни христианина, чтобы увидеть всю заложенную в них потенциальную активность. Есть отряды, в которых все связанное с церковью и религией синонимно для ребят скуке и мертвечине. Мы глубоко убеждены, что либо руководители в таких отрядах вообще ведут религиозную работу спустя рукава, либо они действительно имеют совершенно превратное представление о сущности этой работы. Ведь начиная с запечатленных в Евангелии и апостольских посланиях земной жизни Христа и деятельности его апостолов, и вплоть до нашего времени, вся двухтысячелетняя история христианства предельно динамична. Подлинное церковное делание несовместимо с пассивностью. И в нашей религиозно-воспитательной работе мы должны до мозга костей проникнуться этой динамичностью, столь свойственной нашим принципам активного воспитания и отвечающей потребностям разведческого возраста. Только тогда мы сможем успешно проводить религиозно-воспитательную работу.
  Предлагаемые требования по религиозным специальностям можно охарактеризовать следующим образом:
  - теоретическая часть сведена к минимуму;
  - теория сразу же применяется на практике, все теоретические знания соответствуют определенным заданиям;
  - каждая специальность связана с действительным служением разведчика церкви.
  Требования установлены соответственно среднему уровню разведчиков, с которыми нам сейчас приходится работать. Это не значит, что наши разведчики знают и умеют делать все, что требуется в программах. Но их легко можно этому научить. Так как религиозное воспитание получаемое ими в семьях очень часто находится не на должном уровне, то им может быть придется и попотеть перед тем, чтобы получить специальность. Но этого бояться не надо. Специальность нужно заработать. Руководитель и духовник должны помогать разведчику и поощрять его. Надо избегать формального подхода к сдаче специальностей вообще, а особенно к сдаче религиозных специальностей. Если разведчик действительно из кожи лезет вон, чтобы получить специальность прислужника /выучил все, что надо;
  регулярно прислуживает на литургии/, но по жизненным обстоятельствам не в состоянии ходить ко всенощной /напр. учится в интернате, откуда его выпускают только по воскресеньям/ и, следовательно, не знает этой
  службы, то надо постараться максимально использовать лагерные всенощные, но - при сдаче испытания на эту специальность - не требовать от него "исчерпывающих" знаний по этому пункту. Нужен личный подход. Наоборот же, если разведчик готовящийся к религиозной специальности стоит на высокой уровне и без того уже знает все, что от него требуется, можно требования увеличить. Специальность должна соответствовать действительному росту.
  В брошюре "Разведческие специальности" /изд. ГК ОРЮР, 1953 г./ упоминаются религиозные специальности, но программы испытаний не напечатаны. Поэтому мы их приводим здесь. Поскольку сейчас пересматриваются все наши Положения и готовится новое издание "Справочника руководителя", желательно было бы, чтобы руководители и духовники наших единиц высказались и по поводу этих специальностей.
  А. ПРИСЛУЖНИК.
  1. Знает основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии.
  2. Умеет приготовить все, что нужно для совершения этих богослужений: - облачения /какие? как их складывать? в каком порядке?/;
  - свечи, угольки, ладан, елей;
  - воду /для умовения рук, для теплоты/, вино, просфоры.
  3. Для походного храма умеет соорудить из подручного материала:
  - престол, жертвенник, аналой;
  - семисвечник, подсвечник для выносной свечи;
  - патенты для подвешивания кадила, для умовения рук и т.д.
  4. Умеет прислуживать на воскресной и праздничной вечерне, утрени и на литургии. Обучил этому другого разведчика.
  5. Обязуется предлагать свои услуги,в качестве прислужника, в своем приходском храме и везде, где будет в этом нужда.
  Б. ПЕВЧИЙ.
  1. Знает основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии.
  2. Имеет общие понятия о теории церковного пения, о разных, сложившихся на протяжении истории, "стилях" церковного пения. Объяснил это другому разведчику.
  3. Знает гласы и самые простые напевы негласовых песнопений воскресной вечерни, утрени и литургии.
  4. На клиросе лагерного храма соорудил из подручного материала
  аналой или патент для нот и богослужебных книг.
  5. Поет в церковном хоре своей дружины или в лагерном церковном хоре. Научил нескольких разведчиков или волчат, не состоящих в хоре, пению следующих молитв: "Царю небесный, Отче наш, Богородице дево, Достойно есть, символ веры.
  6. Обязуется увеличить свои знания по церковному пению, принимая участие в приходском хоре и предлагая свои услуги в этой области везде, где будет в том нужда.
  В. ЧТЕЦ.
  I. Знает основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии.
  2. Имеет представление о следующих богослужебных книгах, рассматривал их, может в нескольких словах изложить их содержание: типикон, часослов, октоих, минея /месячная, праздничная, общая/, триодь /постная, цветная/, апостол.
  3. Знает принципы церковного чтения. Исполнял обязанности чтеца на воскресных богослужениях. Умеет:
  - на вечерни и на утрени прочесть: Сподоби, Господи.., Ныне отпущаеши и трисвятое, шестопсалмие, кафизмы, канон;
  - прочесть часы /первый, третий и шестой/;
  - найти и прочесть положенный прокимен, апостол, аллилуарий.
  4. Научил другого разведчика читать по-славянски.
  5. В лагере соорудил из подручного материала складной аналой для чтеца.
  6. Обязуется постоянно упражняться в чтении на славянской языке, по возможности читать в своем приходском храме и предлагать свои услуги везде, где будет в том нужда.
  Г. ЭКЗЕРЕТ.
  1.Имеет основные понятия об эпохе написания и авторах четырех евангельских повествований. Может охарактеризовать каждое из них.
  2. Имеет Новый Завет и приобретает навык ежедневного чтения Евангелия. К моменту сдачи испытания, прочел целиком одно из четырех евангельских повествований.
  3. Смастерил из кожи или материи обложку /покрышку/ для своего Евангелия.
  4. Имеет общие сведения о географин Палестины и о жизни в эпоху
  Христа. Нарисовал по памяти карту Палестины. Рассказал и объяснил другому разведчику /или своему звену/ основные моменты земной жизни Христа, указав на карте места, где они происходили. 5. Помог другому разведчику подготовиться к испытаниям по религии на 2-й разряд. Обязуется и в дальнейшем помогать разведчикам в подготовке религиозных испытаний на разряды,
  Д. МИССИОНЕР /или проповедник, или знаток православия/.
  1.Имеет основные понятия о Церкви: ее основание, ее определение /по евангелию и в символе веры/, ее иерархическая организация
  /апостольская преемственность, епископат, священство; монашество; административная структура/. Православие в мире.
  2. Знает основные разницы между православием и другими вероисповеданиями.
  3. По своему выбору изучил основание и развитие одной из русских
  миссий /Китай, Япония, Корея, Палестина, Аляска, внутренние миссии.../. 4. Знает основы православного проповедничества. 5. Способен толково рассказать инославному - на языке той страны, в которой он живет, - что такое православие, каковы основы жизни православного христианина, что из себя представляет православное богослужение, каково положение православия в мире и церкви на родине. 6. Обязуется помогать духовнику и руководителю в проведении духовного воспитания в отряде.
  Подробно разбирать эти специальности мы не будем. Скажем только, что мы их привели в определенном порядке, начиная с самой "легкой" /прислужник/, с которой может справиться любой разведчик, и кончая двумя специальностями, которые, по всей вероятности, смогут осилить только старшие разведчики.
  Наравне с вышеприведенными специальностями можно было бы, в случае надобности, установить и другие, напр. - звонарь или иконописец. Но они затрагивают уже слишком особые отрасли и могли бы быть применимы только в редких единичных случаях. Мы не вводим также специальности церковного регента, так как на практике этим всегда занимаются либо витязи, либо руководители: для наших ребят это слишком сложно /нужно сочетать необходимые музыкальные данные с солидным знанием службы/. В некоторых скаутских организациях существует, или вернее существовала специальность историка церкви. Мы ее не ввели в наш список по тем же причинам, по которым она вышла из употребления в других организациях - слишком много теоретических знаний, трудно применимых на деле в разведческом возрасте.
  Из пяти религиозных специальностей, последние четыре вполне подходят и для разведчиц. Специальность же прислужника можно для них заменить другой, назвав ее, скажем - церковная помощница или еще как-нибудь /слово предоставляется женской ветви/. Требования относящиеся только к разведчикам можно заменить следующими:
  - умеет печь просфоры /в городской и в лагерной обстановке/;
  - принимала участие в шитье облачений или в вышивке по ним;
  - принимала участие в устройстве и украшении лагерного храма, умеет сооружать соответствующие патенты;
  - обязуется помогать по украшению и уборке храма в своем приходе и предлагать свои услуги по этой части везде, где будет нужно.
  Нам не хотелось бы закончить, не оговорившись и не выразив одного пожелания. Наравне с православным большинством, в Организации российских юных разведчиков есть и католики, протестанты, магометане и буддисты. Этим братским "сосуществованием" /в самом лучшем смысле слова/ и сотрудничеством, служащим нашему взаимному духовному обогащению, мы должны гордиться. Вспоминая славную Пфаффенхофенскую калмыцкую дружину, мы хотим обратить внимание всех руководителей, работающих с неправославными разведчиками, на то, что в их обязанности входить обеспечить религиозное воспитание этих ребят и установить надлежащие требования в программах на разряды и специальности.
  Ерш.


 

РАЗВЕДЧИКИ

ЗВЕНО-ЯЧЕЙКА, КАК ОСНОВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 
/продолжение/.

Переходим к конкретному примеру.
  Первое - фиксирование ячейки. "Определить" ячейку не трудно. Поговорим с разведчиком^ зададим ему ряд вопросов: есть ли у него друг, как проводит он с ним время... И нам станет ясно, имеем ли мы дело с ячейкой или со случайной группой.
  Второе - изучение ячейки. Для составления ориентировочного плана работы с ячейкой, нам прежде всего нужно изучить группу: как они проводит время, чем занимаются, что их интересует?.. На первый вопрос мы получим ответ, если составим "графикон времяпровождения" наших разведчиков /по дням и по часам/. Добавим к этому расписание уроков общие вопросники - ряд вопросов о семейном положении, материальных возможностях родителей, жизни на улице, в кинематографе; тематические вопросники, охватывающие постоянно развивающиеся интересы разведчиков: музыку, театр, литературу, или временные увлечения - филателия, авиация и т.д. Этих материалов будет нам вполне достаточно для начала работы.
  Третье - составление ориентировочного плана. Этот план потому и называется ориентировочным, что в нем еще допустимы ошибки, и только постепенно знакомясь с жизнью ячеек вносятся исправления: таким образом ориентировочный план превращается в рабочий план, разбиваемый потом на трехмесячные и месячные планы работы. Анализируя "графикон времяпровождення", нам видно, в какие дни и часы разведчик свободен. Дополнительными вопросниками мы устанавливаем пробелы в образовании, однообразие развлечений, ограниченность кругозора... И в свой ориентировочный план мы вносим соответствующие пункты, напр.: современная история, ознакомление с игрой в шахматы, выпиливание шахматных фигур из фанеры или вырезывание их из картона и т.д.
  Из всего сказанного /начало см. в № 24/, сами собою напрашиваются следующие выводы.
  1. Звено не является основной воспитательной единицей. Звено -это уже высшая организационная форма. Как отряд состоит из звеньев, так и звено состоит из одиночных двоек и троек.
  2. Основными воспитательными единицами являются одиночки, двойки и тройки /маленькие группы/. Их нужно рассматривать, как самостоятельные организационные единицы, и сливать в звенья, при наличии благоприятных условий. Можно поднять вопрос о том, следует ли узаконить правилами организации существование этих ячеек, как самостоятельных единиц.
  3. Характерные особенности ячейки - естественность, дружба /интимность/, а вся работа связана с домашней обстановкой, включая и улицу, школу, кино и пр.
  4. Работа с ячейками не только не идет в разрез со звеновой работой, но наоборот удачно ее дополняет.
  5. Специфичность работы с ячейками требует оформления особой мотодики и специальной подготовки руководителей.
  При такой организационной структуре чувствуется естественная, непрерывная связь от разведчика к ячейке, от ячейки к звену и так далее, а сама разведческая система приобретает свою логическую законченность и цельность.
  скм. И.Светов.

ВОЛЧАТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "МОРЯК"

пример разработки цикловой игры 

сбор  схема программы и тема  игры  что приготовить руководителю?
1-й сбор постройка корабля и первый выход в море. "Слепой пассажир" "Колесо", в запасе: "Море волнуется". Русск. и андреевск. флаги бескозырки, веревку, бумагу; подготовить помещение.
2-й сбор рыбная ловля "Удочка", "Невод", "Гарпун". Книги и иллюстрации о рыбах и морском дне, мешочки и веревку, палки и веревки для удочек, бумагу для "мельницы", разноцветные флажки.
3-й сбор корабль в доке "Круговая веревочка", "Плотники". Веревку и весь строительный материал, и инструменты для постройки "кораблей".
4-й сбор нападение пиратов. "Перестрелка", "Борьба в цепи", "Пиратам клада не давай!". Подготовить участие "пиратов", приготовить андреевские флажки и вырезанные из бумаги якоря.

1-ый сбор.
  Из стульев, стола, ящиков и т.п. устраивается корабль. Нужно придумать ему имя, назначить рулевого, назначить час "отплытия". Научить волчат паре морских команд. Заранее приготовить матросские бескозырки /можно из крепкой бумаги/. Импровизировать мачту корабля можно по-разному в крайнем случае гвоздь в стене и протянутая веревка будут изображать мачту. В определенный час, когда подготовка закончена, когда руководитель рассказал волчатам о разных видах кораблей, о жизни матросов, тогда торжественно происходит отплытие корабля, скажем "Петр I", но на корабле едет "слепой пассажир" и нужно его поймать.
  Игра "Слепой пассажир". Все завязывает себе глаза платком. Один из играющих - "слепой пассажир". У него завязаны руки, а в руках колокольчик или что-либо другое. В этой игре бывают забавные моменты. Играющие с завязанными глазами слышат шорох и устремляясь на звук, ловят друг друга, тогда как играющий с колокольчиком искусно лавируя, уходит от них.
Но колокольчик иногда и подводит, т.к. при неосторожной движении он звенит, и "слепого пассажира" можно легко поймать. Кто поймал "слепого пассажира", сам становится пассажиром. Но не затягивайте игры!
  Затем руководитель прекращает игру для того, чтобы волчата немножко отдохнули и сажает их вокруг себя. Он достает бумагу и показывает им, как из бумаги делается лодочка /см. рисунок/.
  Но вскоре "главный кочегар" корабля сообщает, что мотор остановился. Временно нужно заменить мотор. Нужно двигать главное колесо.
  Игра "Колесо". Волчата делятся на две группы, равные по количеству. Одна группа образует круг, взявшись за руки. Каждый из играющих второй группы становится о внешней стороны круга и левой рукой берется за руки стоящих в кругу. По указанию руководителя начинают ходить по кругу, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, наконец, - бегом. Руководитель ритмует бег хлопанием в ладони или счетом. Через 15-20 секунд бега, руководитель подает команду "поворот!". Находящиеся с внешней стороны круга быстро перехватывают руки и вместе с остальными волчатами, успевшими повернуться кругом, бегут в обратную сторону. Спустя 15-20 секунд руководитель говорит:
  - Тише, тише, не спешите.
  Колесо остановите,
  Как услышите слова:
  Остановка! Раз и два!
  Все разбегаются при последнем слове.

pp0252.jpgpp0253.jpg



pp0254.jpg
  Корабль приближается к берегу. Нужно бросить якорь. Для этого моряки должны уметь обращаться с веревкой. Нужно им показать, как завязывается канат на "банках" /см. рисунок/. Также разделив их на две партии, можно перетягивать канат. Пусть будет много шуму и даже мало толку. Не нужно устраивать настоящих состязаний, особенно с младшими.
  Конец сбора: приближаясь к берегу, на мачте поднимается андреевский флаг. Все волчата салютуют флагу. Если при этом разучить хотя бы один куплет какой-либо морской песни /напр., первый куплет "Варяга"/, то сбор можно при этом окончить песней.
  Примечания к рисункам срт. 12:
  1. Складывается бумага и сгибается.
  2. Сгибаются концы А к центру.
  3. Загибаются нижние части В.
  4. Выворачивается вся фигура изнутри.
  5. Затем по сгибу загибается опять нижняя часть В с обеих сторон и получается фигура 6. 7. Концы В и В' растягиваются вправо и влево, расправляя угол Е. Так мы получаем окончательную фигуру 8.
  2-ой сбор.
  Сегодня наш корабль выходит на большую рыбную ловлю в океан. Руководитель должен волчатам рассказать как можно интереснее о жизни морских рыб. Хорошо, если он подберет интересные цветные репродукции или рисунки таких рыб. Затем рассказать им о рыбной ловле удочкам, сетями и гарпунами. Иностранная литература в этом отношении богата материалами -природоведческие журналы и специальные книги. Каждый волчонок сам себе изготовит удочку. Нужно показать, как делается самая простая удочка.
  Корабль выходит в открытое море на ловлю рыб. Снова создать для каждого иллюзию, что он что-то делает для корабля: рулевой стоит за рулем /что-то круглое/, один или двое стоят "на вахте" и смотрят в подзорные трубы. Сегодня корабль может двигаться на веслах - все должны в такт делать вид, что гребут. Остановившись на месте, где "много рыбы", начинаем ловлю.
  Игра "Удочка". Играющие образуют круг. Расстояние между ними 1-2 шага. Все становятся лицом к центру круга. В качестве "удочки" служит прочная веревка. К окончанию веревки привязан мешочек с опилками. Ловящий выходит на середину круга и кружит веревку таким образом, чтобы мешочек проходил под ногами ребят, стоящих в кругу, слегка касаясь земли. Волчата прыгают через веревку стараясь ее не задеть. Кого чаще всего заденет веревка, тот считается пойманным "китом", которого связанным несут на корабль.
  Но вот корабль начинает кидать во все стороны... Волны... Сильный ветер. Нужно определить направление ветра. Для этого каждый моряк себе изготовляет особый "инструмент" - "мельницу", которая кружится по направлению ветра. Делается это из бумаги /см. рисунок на стр. 14/.
  Можно устроить потом бег с этими мельницами. Это очень займет волчат. Выучить песню "Эй, ухнем!".
  Затем продолжается рыбная ловля. Сейчас рыбу ловят "неводом".
  Игра: Двое играющих - рыбаки с неводом, остальные - "рыбы". Рыбы разбегаются. Рыбаки их ловят, стараются окружить рыбу и замкнуть круг. Рыбаки бегает взявшись за руки. Пойманную "рыбу" уводят, и она включается в сеть. После каждого улова "невод" разрастается. 2-3 рыбы не попавшие в сети к концу игры выигрывают. Если, в течение игры, сети у рыбаков прорываются, их нужно чинить. Но для этого надо уметь вязать определенный узел /если волчата постарше, научить их шкотовому узлу; маленьких можно научить прямому узлу/.
  А вот еще одна игра - "Гарпун". Рыбу бьют гарпуном. Гарпун у нас будет мяч. Все опять становятся в круг на довольно большом расстоянии друг от друга. Начинают перебрасывать друг другу мяч, называя по имени:
  "матрос Ваня" или "матрос Петя!" и т.д. Названный ловит и в свою очередь вызывая другого матроса перебрасывает ему мяч. Кто не поймал мяча на лету, должен схватить его с земли и бить в одного из играющих. Каждому, в кого попали мячом засчитывается 2 очка, если в него не попали -3 очка. Если бросающий забыл сказать слово "матрос", ему засчитывается 1 очко. Кто больше всего набрал очков за 10 минут игры, тот - убитая рыба.

pp0255.jpg   Украсив мачту разноцветными флажками, "с большим уловом" корабль возвращается в свою "гавань" до следующего сбора.
  3-ий сбор.
  Сегодня нельзя выйти в море - после бури во время рыбной ловли, корабль находится в починке в доках. Расскажите волчатам, какие виды кораблей существуют, покажите им снимки разных кораблей. Расскажите о том, как строят и чинят корабли. При постройке кораблей нужно быть очень
  внимательным.
  Игра. Все берут веревку, длина которой зависит от числа играющих, считая на каждого по 50 см. Связывают концы веревки. Все играющие становятся кругом, держась обеими руками за веревку. Один из играющих становится внутри круга и старается ударить кого-нибудь по пальцам. Пойманный сменяет его в кругу. Если играющий успел заметить, что его хотят ударить, он отпускает веревку, но как только опасность миновала, он должен опять взяться за нее.
  Также при работе в доке нужно быть быстрым и ловким. Игра. На расстоянии 20 шагов друг от друга проводится черта мелом.
  За чертой расположены две группы играющих. Они заняты разный строительным делом. Одни как будто бы "забивают гвозди", другие "пилят" /делают вид, что пилят/. Руководитель ходит и приговаривает: "Бей - пили, бей - пили" /в такт/. Затем добавляет неожиданно: "Раз, два, три!" Тогда обе группы плотников бегут на противоположную сторону. Выделенный заранее "мастер" наблюдает за "работой". Он ловит бегущих платком. Ловить он может только между чертами. Тот, кого он ударил платком должен остановиться. Ему засчитывается руководителем одно очко - "штраф".
  Затем все волчата занимаются постройкой своего корабля. Ниже нарисованы образчики таких "кораблей", сделанных из досок, бумаги, палочек, веревки и гвоздей. Не забудьте запастись молотком на каждого и взять хотя бы одни клещи. Молотки могут принести сами волчата
  /предупредить их и родителей на предыдущем сборе/.
  Со сбора пусть каждый унесет свой корабль.
  4-ый сбор.
  На этот сбор руководитель приносит настоящий компас. Он показывает его волчатам и знакомит их со сторонами света. Одновременно он проверяет основные познания волчат в географии. Каждый должен знать названия материков, понимать, что такое пролив, остров, полуостров, залив, знать название всех океанов. Проверяя знания волчат, дополнить их и расширить в зависимости от возраста.
  Затем корабль выходит в открытое море. Вдруг открывается дверь и появляются "пираты". 2-3 разведчика /из младших/ должны быть заранее подготовлены и одеты в пиратские костюмы. С черним флагом и в масках они должны явиться и открыть огонь по кораблю. У "пиратов" могут быть мячи, которые они, как снаряды, бросают на корабль. Некоторые из "матросов" переходят на сторону пиратов. Все разделяются на 2 группы. Чертится па земле линия, разделяющая две площадки.
Игра. Одна партия - "пираты" - занимает первую площадку, другая -"матросы" - вторую площадку. Перебрасывая мяч, они стараются попасть друг в друга. Тот, в кого попали мячом, переходит в другую группу.
Пока волчата отдыхают после игры, прочесть или рассказать им занимательный рассказ о нападении пиратов, хотя бы пересказать в детском изложении "летучего голландца".
  Игра. Играющие делятся на 2 команды и становятся за линией, в две шеренги, лицом одна к другой, на довольно большом расстоянии. Все берутся за руки. Затем "моряки" и "пираты" сходятся /у "пиратов" платки


pp0256.jpg

на голове/. Каждый играющий одной команды становится между двумя играющими другой команды. По сигналу начинается борьба: каждая команда старается перетянуть всех "противников" за ту крайнюю черту, за которой они стояли раньше. Побеждает команда, которой это удалось сделать. Если во время борьбы цепь разорвалась, то 2 человека допустившие прорыв переходят к противнику. /В начале игры ровно распределить силы противников!/.
  Оказывается, что пираты напали на корабль, потому что хотят получить клад, зашитый в мяче.
  Игра. Пираты находятся в середине площадки, матросы стоят вокруг, У них мяч с "кладом". Они кричат: "Не давай мяча пиратам!", - и перебрасывают мяч один другому. Пиратов в данном случае двое. Они стараются завладеть мячом. Если пират мяч забрал, то он бросает в любого из игроков. Тогда тот, в которого попали становится "пиратом", а "пират" мирным моряком. Игра продолжается...
  Сбор кончается тем, что моряки берут в плен пиратов, привязывают их к мачте /это надо заранее приготовить и оговорить с принимающими участие в игре разведчиками/. Корабль приближается к пристани. Здесь устраивается парад всех моряков. С флагами, строем проходят моряки перед "капитаном" /руководителем/. Перед строем ведут пленных пиратов. Каждый моряк получает андреевский флаг и знак - "якорь".
  скм.И.Шмитов.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ЗАПОВЕДИ ОРГАНИЗАТОРА

За пятьдесят лет существования русского скаутизма, нашими руководителями был накоплен большой опыт работы с людьми. Этот опыт применялся ими не только в разведческой работе, но и всюду там, где они отдавали себя своим идеалам. Этим опытом они часто делились в изданиях, которые теперь составляют чуть ли не "библиографическую редкость" и недоступны молодому поколению наших витязей, дружинниц и руков. Быть может "мудрость" наших предшественников покажется нам немного "примитивной", "ненаучной", мало содержательной. Мы ничуть не брезгаем данными науки и собираемся и их использовать на страницах "ОПЫТА". Но сейчас - немного житейских советов, по статье одного рука, из одного зарубежного журнала /1948/.
  1. Лучшие намерения пропадут даром, если их проведение в жизнь будет плохо организовано.
  2. Организация должна быть проста: поменьше бумаги и канцелярщины.
  3. Знай, чего ты хочешь, и всегда имей перед собой план.
  4. Начатое дело никогда не откладывай на завтра.
  5. Умей подчиняться сам и требуй исполнительности от своих подчиненных.
  6. Никогда не веди дела через головы твоих помощников.
  7. Никогда не оправдывайся перед своим начальником ошибками твоих подчиненных: ты один несешь ответственность перед ним за порученное тебе.дело.
  8. Давай инициативу твоим подчиненным, не связывай их по рукам, и решай только то, чего твои подчиненные действительно решить не могут.
  9. Не только давай распоряжения, но воспитывай своих подчиненных. чтобы передать им налаженное дело и освободиться самому для новых задач.
  10. Не перегружай себя, давай работать другим; ты должен так распределить работу, чтобы твой уход с данной должности не отразился отрицательно. Если ты становишься "незаменимым", значит тебя пора сменить.
  11. Знай, когда остановиться в поисках "идеального решения": ты рискуешь потерять много времени. Наилучшее решение ни к чему, если придет слишком поздно. /Однако поспешность не лучше нерешительности/.
  12. Сделав ошибку, не ищи себе оправданий - ищи путей ее исправить.
  13. Ни один метод не абсолютен: если изменилась обстановка, не бойся менять метод.
  14. Не теряй голову перед неудачами, они неизбежны в работе.
  15. Не всегда надо идти по линии наименьшего сопротивления, иногда дело.выходит там, где, казалось, оно невозможно.
  16. Требуй от подчиненных не столько отчетов о работе, как самой работы. Дай им больше свободы, но зато требуй напряженности и интереса, тогда не будет халтуры.
  17. Никогда не требуй от своих людей невозможного.
  18. Интуиция, смелость, аккуратность, решительность, хладнокровие, рыцарское чувство справедливости, творческая фантазия и инициатива -вот основные качества организатора.
  19. Не верь басням, что русские неспособны к порядку и организации: если бы это было так, они не создали бы величайшей в мире империи.
  20. Хороший организатор может заменить специалиста, так как он себе всегда найдет знающих помощников.
  Переработал ски.Б.П.

  В сентябре выходит из печати 3-е изд. конспекта КНО     3веновая система
  Содержание: Что такое звеновая система? Что такое звено? Создание звена. Вожак. Цель работы звена. Дух звена. Должности в звене. Совместная работа звена. Звеновая система в работе отряда. Курсы для вожаков.

МОЛОДЁЖЬ НА РОДИНЕ

ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА

/продолжение/
  В порядке ознакомления с пионерской работой, мы продолжаем печатать выдержки из книги "Пионерская организация имени Ленина" /Учпедгиз, 1950 г./. Начало см.: "ОПЫТ" №№ 23 и 24.
  Начало и конец сбора.
  От организованного начала сбора в значительной мере зависит успех всего сбора. Сбор следует начинать точно в назначенное время. Важно, чтобы и в те несколько минут, пока пионеры собираются, у них создавалось настросние на дружную работу. Опытный вожатый всегда имеет в запасе нечто такое, чем можно занять ребят, не утомляя и не возбуждая их чересчур перед сбором. Он им сообщает газетную новость, затевает игру, загадывает загадку и т.п.
  Обычный порядок пионерской линейки следующий:
  Пионеры собираются по сигналу горниста или по свистку: "Дружина, становись!",- командует председатель совета дружины.
  "Отряд становись!",- раздаются команды председателей советов отрядов.
  Пионеры строятся по отрядам, в отрядах - по звеньям, в звеньях - по росту. Все это делается быстро, каждый пионер должен знать свое постоянное место в строю. Интервал между звеньями - один шаг, между отрядами два шага. Вожатые звеньев стоят на правом фланге своих звеньев, председатели советов и вожатые отрядов - с правого фланга на шаг впереди отряда. Флажок отряда - на правом фланге отряда.
  Председатель совета дружины и старший вожатый находятся впереди дружины так, чтобы были видны всем пионерам.
  "Дружина, равняйсь! Смирно! Вольно!.. - последовательно командует председатель совета дружины. - Председатели советов отрядов, подготовиться к рапорту!".
  Председатель совета первого отряда командует своему отряду: "Смирно!- и четким шагом подходит к председателю совета дружины, останавливается в трех шагах от него, отдает салют и рапортует,- в первом отряде только-то человек, на сборе присутствуют все /или столько-то отсутствует по таким-то причинам/.- Председатель совета отряда Иванов".
  На салют председателя совета дружины председатель совета отряда отвечает салютом и четким шагом возвращается к своему отряду, командует:
  "Отряд, вольно!",- и становится на свое место.
  В таком же порядке отдают рапорты председатели советов других отрядов. После принятия рапортов отрядов, председатель совета дружины отдает
  общую команду: "Дружина, смирно!",- и направляется с рапортом к старшему вожатому. Отдав рапорт, председатель совета дружины дает команду: "Вольно!",- и направляется на правый фланг дружины.
  - Юные пионеры, к борьбе за дело Ленина-Сталина, будьте готовы! - раздается призыв старшего вожатого.
  - Всегда готови! - дружно отвечают пионеры.
  Старший вожатый осматривает построение дружины, аккуратность одежды пионеров и их подтянутость.
  Раздается команда старшего вожатого: "Под знамя, смирно!". Знаменосец с ассистентами, горнист и барабанщик проходят со знаменем перед строем дружины, с левого фланга на правый, и становятся между председателем первого отряда и председателем совета дружины.
  В начало сбора вожатый обычно обращается с кратким словом к пионерам по поводу предстоящего сбора, после чего дружина в отрою исполняет песню пионеров Советского Союза.
  По команде вожатого знамя относится на видное место, где оно находится в течение всего сбора под охраной сменных знаменосца и ассистентов.
  На этом линейка кончается и дружина приступает к работе по намоченному плану.
  По окончании сбора вновь проводится линейка. Пионеры исполняют гимн Советского Союза. После девиза и выноса знамени вожатый подает последнюю команду: " Разойдись!".
  Учитывая, что в течение года проводится только 4-5 сборов дружины, целесообразно еще в начале учебного года определить, каким темам, вопросам будут посвящены сборы. В пионерских дружинах, где нет отрядов сборы проводятся ежемесячно.
  Тематика сборов дружины.
  Сборы дружины посвящаются темам о советской родине, о великих вождях народа В.И. Ленине и И.В. Сталине, о коммунистической морали, о комсомоле и др. Обычно они приурочиваются к революционным праздникам, юбилейным датам, важным событиям в жизни школы и пионерской организации. Проводятся также сборы - смотры работы отрядов, с показом пионерской самодеятельности в области техники, изобразительного творчества, физкультуры и спорта, искусств, сборы-путешествия по карте и т.д.
  Подготовка к сбору дружины начинается о обсуждения его программы на совете дружины.
  Старший вожатый, намечая программу сбора, должен учитывать, будут ли принимать участие в сборе младшие или старшие пионеры. Если собирается вся дружина - младшие и старшие - все должно быть рассчитано так, чтобы было интересно, как тем, так и другим. Каждый элемент сбора - приветствие, показ работы, беседа, художественные выступления и т.д. - необходимо продумать с точки зрения его воспитательного значения.
  Желательно, чтобы каждое выступление на сборе было кратким, но ярким и убедительным, чтобы оно но возможности сопровождалось бы показом практических работ пионерских звеньев, отрядов, кружков.
  Но необходимо при этом избегать превращения сбора в "спектакль" по заранее разработанному сценарию, когда пионеры механически повторяют заученные фразы.
  Подготовка сборов дружины.
  Сбор будет тем интереснее и полезнее, чем больше пионеров примет участие в его подготовке. Совет дружины должен заранее определить, что должно быть сделано по подготовке к сбору в отрядах и звеньях, какие поручения должны выполнить члены совета дружины и советов отрядов.
  В одной из школ, при подготовке сбора дружины, посвященного ленинско-сталинскому комсомолу, совет дружины дал задание всем отрядам разучить песню "Молодая гвардия" и "Марш демократической молодежи", в отрядах старших классов - прочесть книгу А.Фадеева "Молодая Гвардия" и приготовить свои рисунки к ней, одному из отрядов подготовить альбом "Четыре ордена", другому фотомонтаж "Комсомольцы бывшие воспитанники нашей школы". Во всех отрядах готовили материалы на выставку пионерского самодеятельного творчества, посвященную годовщине комсомола. Один из отрядов целиком отвечал за оформление помещения. В отрядах разучивали художественные коллективные выступления. Несколько пионеров, достигшие 14-летнего возраста, готовились к вступлению в ряды ВЛКСМ, отряды обсуждали вопрос о выдаче им рекомендаций. Таким образом, все пионеры готовились к сбору, как к большому событию в жизни дружины. Редколлегия дружины готовила к сбору новый номер стенной газеты. Подготовка к этому сбору имела не меньшее воспитательное значение, чем сам сбор. Этого и следует добиваться.
  Пример сбора дружины.
  Для примера приводим план торжественного сбора дружины, посвященного Дню Советской Армии.
  Сбор проводится в районном доме пионеров. Начало сбора в 6 час. веч.
  В 5.45 пионеры собираются по отрядам в школе. По сигналу горниста дружина строится во дворе школы. Выносится знамя. Дружина строем, со знаменем направляется в Дом пионеров.
  В 6 часов, по сигналу горна пионеры выстраиваются в линейку во дворе Дома пионеров. Старшей вожатый поздравляет дружину с праздником, кратко сообщает итоги спортивных соревнований пионеров в честь Дня Советской Армии и зачитывает решение совета дружины о поощрении победителей.
  Пионеры запевают "Песню пионеров Советского Союза" и по отрядно входят в зал.
  За столом президиума, кроме членов совета дружины, находятся директор школы и учителя, представители воинской части, родительского комитета и бывшие ученики школы - участники Великой Отечественной войны.
  Сбор открывает и ведет председатель совета дружины.
  Выступление представителя воинской части офицера Ефремова. В заключение, т.Ефремов вручает дружине подарок от воинской части.
  Выступление участника Великой Отечественной войны, бывшего ученика школы, офицера Николая Волкова.
  Краткие рапорты об успехах в учении и о работе отрядов в период подготовки к празднованию Дня Советской Армии. Рапорты сопровождаются наглядным показом итогов работы /макеты, физкультурные выступления, показ самоделок и т.д./ и вручением пионерских подарков гостям.
  Выступление директора школы Андрея Васильевича. Участники сбора поют гимн Советского Союза. Вынос знамени.
  Концерт с участием пионеров и коллектива самодеятельности воинской части. Концерт ведет член совета дружины Петя Сахаров.
  По окончании пионеры поотрядно выходят из дома пионеров и расходятся по домам.
  Примечания:
  1. Зал оформляет 4-й отряд. Отвечает за оформление зала председатель совета отряда Костя Миронов.
  2. Дежурят в доме пионеров 1-е и 2-е звенья 5-го отряда. Ответственность за организацию дежурств несет председатель совета отряда Валя Демченко.
  Некоторые школы не имеют достаточно больших помещений для проведения дружинного сбора. Они договариваются с домом пионеров, ближайшим рабочим клубом или какой-либо организацией о представлении подходящего помещения. В этом может оказать помощь дружине райком ВЛКСМ. Важно, чтобы в сборе дружины принимали участие представители общественности, родители пионеров. Надо заранее решить, кого надо пригласить на сбор и как это сделать. Совет дружины должен продумать порядок проведения линейки, выноса знамени, пополнения пионерских песен и т.п.
  Во всей работе по подготовка и проведению сбора надо постоянно помнить, что пионерская организация - политическая самодеятельная организация детей. Необходимо обеспечить глубокое идейное содержание сбора, заботясь одновременно об его яркости и красочности.
  /в одном из следующих №№: Соревнования, выставки и смотры в дружине, пионерская комната, стенгазета дружины, учет работы в дружине./

ДЕТСКИЕ ЖЕЛЕ3НЫЕ ДОРОГИ

С самого начала советского строя перед педагогами была поставлена задача политехнического обучения. Особенных результатов в этой области никогда достигнуто не было. Но в прошлом году с новой силой прозвучал призыв партии требующей, чтобы больше молодежи было направляемо на производство, а меньше в высшие учебные заведения. В связи с этим была развернута широкая пропагандная кампания - "Кем быть?", имеющая целью убедить пионеров, что все профессии одинаково почетны. По сей день вожатым предлагается приглашать в отряды передовиков производства с заводов и из колхозов, которые должны своими рассказами заинтересовать ребят своей работой.
  По-видимому в связи с этой кампанией вспомнили и о детских железных дорогах. Наиболее известная из них и кажется самая большая, и первая по постройке - "Детская Северо-Кавказская" - была построена еще в 1939 году в Ростове. Разрушенная во время войны, она теперь действует заново. Она расположена на территории двух парков с общим протяжением путей в 5 км. Имеется три станции, депо и мастерские. Подвижной состав - 2 паровоза, 10 вагонов и мотовоз, размером меньше настоящих, так чтобы их могли обслуживать дети. Железная дорога действует летом, во время школьных каникул. В 1956 году по ней прошло 600 поездов, перевезших 50000 пассажиров и сотни тонн материала.
  Все устройство дороги точно соответствует настоящей железной дороге, но обслуживается она ребятами, лет 12-ти и старше. Они работают также в депо и мастерских, под руководством взрослых инструкторов. Вот, что пишет об этом пионерская пресса:
  "В наши дни романтика приобретает новые качества: она все более сливается с трудом, одухотворяет его. И ребятам постепенно становится понятной не только романтика охоты на тигров, но и романтика трудового подвига. Взрослые впустили детей в свой мир, мир реальный, с его тяготами и заботами, ответственностью и трудом".
  "Детская железная дорога отвлекает ребят от шалостей, заполняет их время хорошим делом. Но ее главная цель - помочь школам в политехническом обучении учащихся, привить ребятам трудовые навыки, расширить их кругозор".
На дороге существует выборный орган самоуправления, так называемый "Юный совет". Без участия совета не производятся назначения на должности. При этом руководствуются правилом: "Несерьезное отношение к учебе несовместимо с пребыванием в рядах юных железнодорожников". Такая же участь ждет стиляг и "фокстротистов", если они не исправятся.
  Сейчас в Советском Союзе существует 33 детских железных дороги, но конечно далеко не все оборудованы так, как показная "Северо-Кавказская".
  Нечто подобное, но на этот раз в области речного пароходства, устроено в Москве. В течение зимы более 300 школьников 7-9 классов /14-16 лет/ участвовали в кружках изучающих устройство и осанку кораблей, с силовыми установками, с правилами судодвижения. Во время каникул они стали поочередно матросами, шкиперами, мотористами, рулевыми, диспетчерами "Детского пароходства". Малый флот состоит из двух теплоходов - катеров "Мирный" и "Смелый", курсирующих на мелком Обводном канале Москвы-реки, между двумя пристанями, и перевозящих пассажиров.
  Лось.

Проверь свои знания

Что ты знаешь о "Московском море"? Когда появилась первая русская географическая карта?
  Название и автор театральной пьесы около двух лет уже пользующейся огромным успехом и не сходящей со сцены в Москве.

БКС

Из материалов ХVI КНО

ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ "РАБОТА С ОТРЯДОМ"

1. Что такое отряд и каковы его задачи?
2. Как создается отряд?
3. Как в отряде - в разных условиях - развивать звеновую систему?
4. Как выглядит организация отряда и как она функционирует?
3. Что такое совет отряда и как он работает?
6. Каким должен быть начальник отряда?
7. Какие у начальника отряда обязанности и права? Как наладить отношения начальника отряда -
8. - с разведчиками?
9. - с советом отряда?
10. - с родителями, друзьями и общественностью?
11. - с начальником дружины?
12. Как ведется записная книжка начальника отряда и индивидуальная книга разведчиков отряда?
13. Как составляется план работы отряда?
14. Какие имеются формы деятельности отряда?
  Какие бывают и как устраиваются -
15. - отрядные сборы?
16. - отрядные походы?
17. - выступления?
18. - состязания?
19. Каково значение лагеря для отрядной работы?
20. Как создается дух отряда? /Значение знамени, имени, девиза и т.п./
21. Как устраивается и какой должна быть отрядная штаб-квартира?
22. Что такое отрядный суд чести и как он действует?
23. Как работает духовник отряда? Каковы его взаимоотношения с начальником отряда, советом и разведчиками?
24. Как проводится работа со старшими разведчиками? В чем ее отличие от работы с младшими?
25. Каковы особенности устройства и работы смешанного отряда /в кот. входят, напр., разведчицы и волчата/?

Курсантские работы

РАЗВЕДЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЦЕЛИ ЭТИХ ИГР И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ

/работа на звание "Скаутинструктор"/
  В нашей работе уделяется много места играм, как важному воспитательному фактору. При помощи игры ребенка можно приучить к многим полезным вещам. Дети любят играть, но на это надо смотреть не только как на развлечение. Разведческая организация, в своей работе с волчатами и разведчиками, прибегает к играм, как к средству развития у детей следующих качеств: находчивость, смекалка, наблюдательность, память, быстрота, ловкость, решительность. Игры бывают двух сортов - комнатные и наружные /лесные/. Ими пользуются при различных условиях /погода, время года, местожительство/. Цель комнатных игр - развить у ребят чувство плеча и товарищества, умение совместными силами добиваться общей цели, укрепление дисциплины. В некоторые игры включен также элемент самопожертвования. Игры приучают ребят уважать противника и честно исполнять правила игры.
  Наружные или лесные игры вырабатывают у ребенка смекалку, самостоятельность, находчивость, практические навыки по ориентировке, применению к местности, а также и выносливость. Оба вида игр дополняют друг друга.
  Успех игры зависит от того, как она устроена и насколько она интересна. Руководитель должен обязательно наблюдать за проведением игры: часто во время игры получается нездоровый азарт. Отсюда, нарушение дисциплины и правил игры. Руководителю надо также обратить внимание на количество играющих. Часто интересные игры - при большом количестве ребят теряют свою ценность, и наоборот.
  Чтобы сделать игру интересной и увлекательной надо придерживаться трех основных правил:
 
1. Препятствия подбирать по возрасту, физическому и умственному развитию участников игры. Препятствия должны быть преодолимы, но не надо их устраивать слишком легкими.
2. Игра должна иметь конечный итог. Нужен определенный победитель. Игры в ничью, в большинстве случаев не интересны. Ребята должны укреплять в себе волю к победе. Одновременно, участники должны быть спокойны и скромны. Но нужно обращать внимание, чтобы спокойствие не перешло в равнодушие. Соревнование должно проводиться в духе рыцарства.
3. Игра интересна, если в ней все принимают участие. Разведческая игра не имеет зрителей.

При выполнении этих трех правил игра обещает быть интересной и увлекательной.
  Перед игрой руководитель обязательно должен приготовить и проверить инвентарь /предметы нужные для игры/. Проверить знание правил игры у ' участников, назначить ответственных начальников играющих групп, если игра не в комнате, лично ознакомиться с местом намеченным для игры. Если игра затягиваемся на продолжительное время, то беспокоиться о снабжении продовольствием играющих групп /количество и качество продуктов питания/. Конечно, последнее касается только лесных игр.
  А. КОМНАТНЫЕ ИГРЫ.
  Они очень удобны и практичны в тех местах, где нет частой возможности выезжать за город, в природу, а также и в холодные времена года. Для успешного выполнения комнатных игр нужно, чтобы руководитель, тщательно продумал правила игры. Иногда придется и прорепетировать с небольшим количеством ребят, кое-что изменить или добавить. Выполнивши это, можно смело смело приступить к исполнению игры.
  Одна из самых основных игр - "Ким"/2+/. С многочисленными своими вариантами, "Ким" помогает развитию памяти и наблюдательности.
  Глазомер и наблюдательность развиваются в целом ряде комнатных игр:
  "Построить лесенку"/8/,"Три перемены в одежде"/6/, "Глазомер"/7/ и пр.
  Для развития слуха можно назвать: "Звенья соединиться"/9/, "Слепая стража"/10/, "Отчего произошел звук?"/10/.
  Игры "Поиски мяча"/11/ и "Слепой стрелок"/10/ хороши для глазомера и для ориентировки в темноте. К ним можно прибавить "Слепой писатель" /11/, "Поиски спичек"/11/, "Найти дерущийся платок"/12/. Игра "Слепой кассир"/12/ также развивает чувство осязания пальцами. Игры в слепую помогают ребятам развить чувство слуха, осязания предметов и ориентировки в темноте.
  Есть целый ряд игр на ловкость, часто применяемую в эстафетах. Например: "Постройка башни"/14/,"Эстафета портных"/13/,"Дуэльсвечей"/15/ и пр. Все они развивают ловкость и быстроту.
  Благодаря перечисленным видам играм разведчик имеет уже кое-какую закалку для лесных игр. Фактические лесные игры полезнее комнатных, ибо они проводятся на лоне природы, на свежем воздухе, в более широких масштабах.
  Игры как "Составить рассказ"/23/, "Поиски слова"/22/ учат разведчика логично мыслить и способствуют развитию воображения.
  Также есть много игр, основанных на разведческой практике. Для примера:"Вязание узлов на скорость"/29/, "Следы разведчиков"/28/, "Эстафета -вязание узлов"/29/, "Карточки морзе"/31/, "Морзе на скорость"/33/, "Морзе на ощупь"/35/, "Скорая помощь"/36/, "Несчастные случаи"/36/, "Топографическая диктовка"/39/, "Топографический рассказ"/39/ и многие другие.
  Очень важно, по-моему, в некоторых случаях внедрить в игры родиноведение.
  Б. ЛЕСНЫЕ ИГРЫ.
  В лесных играх два основных правила - честность и сознательность в игре. Лесные игры выбираются по обстановке местности. Сложные игры можно растянуть на целые сутки, даже на несколько дней. Это зависит от количества и качества играющих. Возьмем для примера игру "Витязи леса" /71/. Такую игру нужно тщательно подготовить. Разработать снабжение и снаряжение. Изменить кое-что по усмотрению руководителя. Желательно, чтобы в проведении такой игры участвовало несколько руководителей. Игру надо обязательно закончить. Неоконченная большая игра вызывает у ребят раздражение и неудовлетворенность: столько трудов и сил утрачено даром!
  Игру как "Отнятие флага"/58/ руководитель может осложнить или упростить. В ее можно также играть ночью. Среди игр на несколько часов интересны "Осажденная крепость"/57/, "Контрабандисты"/54/ и все варианты игры "Олень"/45/. Конечно, все эти игры руководитель может слегка подправить, в зависимости от обстановки.
  + За каждым названием игры в скобках стоит номер страницы "Разведческих игр и состязаний" /изд.ГК ОРЮР, 1953/, где изложены правила данной игры. /примеч. ред./
  Даже в самих простых лесных играх не плохо применять национальную тематику, напр. "Казаки и татары", "Осада индейцами Форт-Росса" и т.д.
  В лесных играх можно полностью использовать знания ребят в разведческой практике: сигнализацию, следопытство, первую помощь, Морзе, ориентацию, топографию и пр.
1955 г. инс. Степан Мартинович.


МЕЖДУ НАМИ

Посмотрите на многочисленные фотографии с ТО. Новичок обычно стоит перед знаменем в такой позе, как будто ему сейчас будут рубить голову -весь сгорбившись, понурив голову, с трудом поднимая руку. Надо было бы позаботиться о том, чтобы ребята умели и на колене стоять, подняв голову и смело вытянув руку в салюте вверх. ТО настолько важная вещь, что не следует жалеть времени на репетиции.
  В старом армейском правиле - "солдат никогда не должен быть без дела" -есть мудрость. Так и разведчики никогда не должны быть без дела. Паузы - обычная слабость наших сборов и лагерей. Руководителю надо помнить, что любую паузу, возникшую по оправданной причине /готовится игра, приготовляется пища в походе, совещаются старшие/ надо заполнить песней, игрой, беседой для всей толпы ожидающих ребят, которые в противном случае обязательно начнут заниматься всякой ерундой.
  КНО. 17-ти, 18-ти летние, готовящиеся быть начальниками отрядов, руководителями. Лектора часто прерывают вопросами, но увы, это не проявление инициативы, а просто-напросто потрясающая неосведомленность. Примеры: "Что такое тайга?","Кто такой Тарас Бульба?","Кто такой Керенский?". Напоминание старшим руководителям - пока мы в рассеянии, родиноведение должно быть важнейшей частью наших занятий, программ и требований.
  В лагере. "А у нас вчера было празднование вожаков, Ванин день рождения. С угощением..." Ох, уж мне это западное влияние! У нас есть старая добрая традиция: в лагере все едят одинаково, никаких особых пайков или угощений не может быть. Именины, день рождения - ладно, у флага или костра начальник лагеря поздравит "виновников торжества", выдаст им какой-нибудь подарок или знак внимания. Но отдельных кружков, выходящих из лагеря и устраивающих особое для себя угощение и празднование, хотя бы и самое невинное, не должно быть. Все лагерники одной семьей несут все тягости и сообща переживают все радости. А именины в своей компании оставим для городской жизни.
  Хромой Комар.