Журнал скаутских руководителей "Опыт" №21

pp021.htm Журнал "ОПЫТ" № 21 (1956г.)

Дорогие сестры и братья!

  С этого номера я редактирую "Опыт". Еще одна нагрузка Старому Волку! Каждая перемена редактора, также как и каждый выпуск нового журнала, по традиции требуют некоторой программной декларации. Боюсь, что и мне не удастся этого избежать. Постараюсь быть кратким. Не буду ничего обещать, не буду патетически призывать к присылке материала. У меня есть следующие соображения. "Опыт" должен в равной мере давать руку материал для его воспитательной работы и предлагать ему чтение, способствующее его личному развитию как руководителя. "Опыт" должен быть грамотен, и ценить свою традицию созданную за 10 лет. За 10 лет "Опыт" выходит вот в 21-ый раз. Это мало. Постараемся журнал издавать чаще, хотя бы и ценой некоторого уменьшения объема. И еще одно. У нас есть большое количество материала как о педагогике вообще, так и о педагогике в России, у нас накопилось, наконец, немало иностранных скаутских книг и руководительских журналов.Я полагаю, что не следует воздерживаться от самой широкой передачи материалов из этих источников в "Опыте".
  Совершенно невозможно поговорить с руками и не вспомнить о том, что сейчас делается на родине. Следите ли вы за этим? Происходят большие и значительные перемены. Не следует, однако, думать что эти перемены происходят в возглавителях нынешнего советского режима. Последние остались, как и в сталинские времена преступными деспотами. Происходящие перемены происходят помимо их воли. Нынешнее, так называемое "коллективное руководство" зашло в тупик. Ему не удалось осуществить данные громкие обещания о повышении жизненного уровня. Чтобы смягчить растущее недовольство в стране оно сваливает всю вину в недостатках советской жизни на Сталина. Кумир, которому требовалось безусловное преклонение в течении 30-ти лет, низвержен. Его теперь стараются заменить другим кумиром - Лениным. В то же время, чтобы как-нибудь показать, что жить становится лучше, "коллективное руководство" было вынуждено пойти на ряд смягчений -в области права, общения с иностранцами, туризма... Эти смягчения режима невелики, но достаточно было малейшего послабления, чтобы десятилетиями придушенное стремление людей к свободе проявилось бурным образом. До нас доходит все больше и больше свидетельств об этом. Раньше москвичи бегали от иностранцев, теперь сами обступают на улице и засыпают вопросами. Молодежь, никогда не любившая принудительную "общественную нагрузку", теперь не берет ее даже и проформа, а просто отказывается. На Урале произошел следующий случай - руководство местной комсомольской организации исключило студентку из комсомола за "чуждую идеологию" (она заявила, что в "Ромео и Джульетте" основная тема любовь между двумя людьми, а "феодальные отношения" не играют роли). Общее собрание постановило ее снова принять в комсомол! Событие небывалое за 38 лет существования ВЛКСМ. Студентка обжаловала решение об исключении в высших инстанциях. Райком и обком комсомола подтвердили ее исключение, но ЦК в Москве, видя, что большинство местных студентов за нее, вынесло решение не исключать ее, а предоставить ей "возможность самой придти к правильному пониманию вопроса". Центр капитулировал перед молодежью. Предоставление возможности молодежи самой искать ответы на вопросы - как раз то, что нужно. Можно быть уверенным,что эти поиски не приведут молодежь к позициям партийных заправил.
  Я слышал, что руководство пионеров в Сталинграде обратилось к руководству скаутов в Ковентри (больше всего пострадавший во время войны английский город) с предложением войти в дружескую связь. Англичане ответили, что они бы охотно вошли в связь с русскими скаутами и очень сожалеют, что их в России нет. Письмо сталинградцов, вероятно, было написано после подсказки сверху, но тем не менее этот эпизод характерен для современного шатания за железным занавесом.
  У нас, кстати, несмотря на полную свободу в которой мы живем, связь с иностранными скаутами поставлена крайне неудовлетворительно. В письмах руков, в наших изданиях, никогда ничего не рассказывается о скаутах стран, среди которых мы живем. Между тем контакт с иностранцами необходим. Не только для того чтобы заимствовать от них то, что нам может быть полезно, не только для того чтобы лучше изучить нашу временную вторую родину, но прежде всего для того, чтобы самим представлять Россию перед иностранцами, говорить им правду о России, напоминать им, что есть русские свободные люди, русские скауты. Этой весной в Германии наши разведчики участвовали в нескольких бивуаках вместе с американцами и немцами из разных скаутских организаций. Результаты были самые лучшие. До встречи с нами никто о русских скаутах и не слыхал. После нее у всех иностранцев создалось самое лучшее мнение о нас. Некоторые немецкие руководители где-то выкопали "Молодежь и ГПУ" по-немецки и теперь увлекаются описанием нашего подполья.
  Совет организации подготавливает пересмотренное и измененное издание нашего "Справочника для руководителей". "Справочник для руководителей" с дополнениями, которые публикуются в приказах Старшего Скаутмастера, должен служить основой для работы наших руков. К сожалению, я должен отметить, что за 9 лет существования справочника многие руки так его и не изучили. В этом приходиться убеждаться постоянно. Один рук не знает, что такое знак Т.О. витязей, другой никогда не слышал об обещании волчат, третий не знает какая должность дает право на звание "инструктора". Еще хуже известны дополнения к справочнику, имеющиеся в приказах. В приказе № 34 от 30.4.1950 была введена ветвь старших разведчиков. Пять, шесть лет после этого мне приходится читать в письмах - "какие такие старшие разведчики?", "зачем они?", "они никому не нужны!" В Германии введение различия между разведчиками и старшими разведчиками вполне себя оправдало, так же впрочем как и иностранных скаутов. Я очень рекомендую рукам поинтересоваться этим вопросом. (Выдержка из приказа № 34 дается в порядке напоминания в этом номере "Опыта".)
  Желаю вам счастливой разведки в лагерях и походах.
  Ваш
pp021-1.jpg
Старый волк

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

  От редакции: на идеологической странице этого номера мы приводим перевод последнего обращения Баден Пауэлла к скаутам. Оно было найдено среди его бумаг, после его смерти. Насколько нам известно, русский перевод этого письма еще не был опубликован, между тем оно представляет большой интерес, так как вскрывает идеологические взгляды Б-П., который при жизни на идеологические теми не писал.
  Дорогие Скауты!
  Если вам приходилось видеть пьесу "Питер Пэн" вы наверное помните начальника пиратов, который всегда был озабочен подготовкой своей предсмертной речи. Он боялся, что когда придет его час он не успеет ее произнести. Я сейчас нахожусь примерно в таком же положении. Я еще не умираю, но умру скоро и поэтому мне хочется послать вам прощальный привет.
  Помните, что вы в последний раз меня слушаете и обдумайте мои слова хорошенько.
  Я прожил очень счастливую жизнь и желаю каждому из вас такую же счастливую жизнь, какая была у меня.
  Я верю, что Бог создал нас в этом прекрасном мире для того, чтобы мы были счастливы и радовались жизни. Счастье не приходит от богатства, ни от успеха в личной карьере, ни от безудержного образа жизни. Вы сделаете один шаг к счастью, если наберетесь сил и здоровья пока вы еще мальчики, чтобы выросши, вы могли приносить пользу и находили в этом радость жизни.
  Изучение природы покажет вам какими замечательными и прекрасными вещами Бог наполнил этот мир, в котором вы живете. Будьте довольны тем, что у вас есть и используйте это самым лучшим образом. Смотрите на вещи не с мрачной, а со светлой стороны.
  Однако настоящий путь к счастью, это помогать другим стать счастливыми. Постарайтесь покинуть этот мир немного лучшим, чем вы его нашли, и когда придет ваше время умирать вы, сможете умереть счастливо, чувствуя, что вы, по крайней мере, не истратили попусту свое время и сделали все, что смогли. "Будьте готовы" таким образом жить счастливо и умереть счастливо. Всегда придерживайтесь своего Торжественного обещания - даже когда уже не будете мальчиками - и да поможет зам в этом Господь.
  Ваш друг, Баден Пауэлл оф Гилвелль.

  ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

  ПОXОД СОСТЯЗАНИЕ.

  В журнале "Опыт" № 6 и в своей брошюре "Разведческие игры и состязания" я писал, что пускать звенья в поход надо с интервалами не менее чем в 30 минут одно после другого. И в то же время в поход на день св. Георгия я решил отправлять звенья через 20 минут одно после другого. Это решение не было случайным, а явилось результатом спокойного расчета: первым я пущу звено "Рысь" - наше самое старое и опытное звено, во главе которого будут два "туза"
  - две старших разведчицы в возрасте 17 1/2 лет, отлично сдавшие III-ий разряд, хорошо сдавшие II-ой разряд, окончившие К. Д. В. и имеющие по шести специальностей. Ясно, что это звено может скорее и легче выполнить задание, чем звено "Орёл" и "Ласточка", каждое из которых состоит из двух имеющих III-ий разряд и четырех новичков. Вторым я пущу звено разведчиков. "Орел" - это мальчики, и средний их возраст на целый год выше, чем у разведчиц звена "Ласточка". Последним пойдет звено "Ласточка". Это девочки в возрасте между 10 и 14 лет и они едва ли смогут идти так скоро, как мальчики звена "Орел". А следовательно в походе звенья не только не будут нагонять одно другое, но расстояния между ними будут в течении похода еще больше увеличиваться. Все эти рассуждения совершенно верны, но... но не принят в расчет боевой дух маленькой вожатой звена "Ласточка". Этой вожатой всего 11 1/2 лет и две разведчицы в ее звене старше ее на два года и даже больше. Но
  эти старшие смирились с тем, что ими командует маленькая Сандра - чересчур явно выпирает наружу инициатива и боевой дух маленькой вожатой. Я и раньше в играх и маленьких состязаниях любовался на то, как Сандра рвется к победе, как она прямо набрасывается на каждое задание или препятствие. Но все же это только 11 1/2 летний ребенок.
  В 12 важно отправилось в поход звено "Рысь". В 12. 20 пошли "Орлы" и, наконец, в 12. 40 начинают свой поход "Ласточки". Маленькая Сандра просто рвется в... Наконец-то я могу полностью проявить свою инициативу. "Вот когда мне никакие руководители не будут путаться под ногами!" "Вот как мы сейчас налупим и "Орлов" и "Рысей"!" И Сандра рвется вперед и тянет за собой свое звено. Уже через час "Ласточки" догнали "Орлов". За 60 минут прошли то самое расстояние, на которое "Орлы" потратили 80 мин. Увидев, что их нагнали маленькие девочки, разведчики начинают улепётывать. А в это время впереди важно, в спокойствии чинном шествуют "Рыси" и не подозревают, что сзади их нарастает шквал. "Рыси" как раз заканчивали задание по скорой помощи, когда их догнали "Орлы". "Рысям" это очень не понравилось и они, поскорее закончив задание, поспешно уходят вперед. В это время на пункте сокрой помощи происходит новый инцидент. "Орлы" только начали выполнять задание, как "Ласточки" уже тут как тут! "Ласточек" пришлось задержать на 10 м. Это время было понятно потом отсчитано, чтобы дать "Орлам" время выполнить задание и чтобы "Ласточки" не видели, что и как надо делать. После этого поход стал более веселый и живой. "Рыси" уже больше не шествуют как в торжественной похоронной процессии, а довольно энергично шевелят своими лапками и в двух местах даже немножко побежали. За ними торопливо идут разведчики, с опаской оглядываясь - ещё чего доброго "Ласточки" в третий раз нагонят и будут наступать на пятки. А сзади прет маленькая подгоняла со своим звеном и воображает, совсем всерьез воображает, что они сейчас налупят не только "Орлов", но и "Рысей". Но налупить "Рысей" никак нельзя было! Чересчур громадная разница в умственном развитии между 12-ти летними и 17-ти летними. И разведческие знания "Ласточек" ни в какой мере нельзя сравнивать со знаниями и опытом "Рысей". Но "Орлов" маленькие "Ласточки" действительно налупили! Из возможных 62-х пунктов собрали: "Рысь" - 50 п., "Ласточки" - 39 п.,
  "Орел" - 37 п.
  В своем стремительном движении "Ласточки" проскочили мимо одного письма и благодаря этому не выполнили одного задания целиком (потеряли на этом 2 или 4 пункта) о чем очень горевали, когда узнали об этом. Если "Ласточкам" не удалось налупить "Рысей" в общей оценке, то они все же могут гордиться, что они победили "Рысей" в трех вещах. 1. Прошли весь поход на 10 минут скорее "Рысей". 2. Лучше "Рысей" выполнили задание по скорой помощи. Тут есть чему покраснеть нашим 17-ти летним второразрядницам! 3. Победили "Рысей" в одном задании по наблюдательности.
  В общем же этот поход показал снова с полной убедительностью, что звенья в такой поход-состязание надо отправлять с интервалами не менее 30 минут одно после другого. Если сам писал дважды об этом, то и выполняй, а не мудрствуй лукаво!
  Одинокий Волк.

  В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

  ПЕРЕД ЛАГЕРЯМИ.

  Май месяц. Мысли уже все о летнем лагере. Уже думаешь, как бы в этом году не забыть чего-нибудь пропущенного в прошлом. А вместе с тем забываешь, что ведь на южном полушарии дело идет к зиме и летние лагеря там уже прошли. Что поделать? Не научились мы еще мыслить планетарно! Остается утешаться мыслью, что через несколько месяцев этот номер "Опыта" пригодится своей лагерной частью и нашим антиподам. Лагерь, в котором действует расписание
  дня и есть программа занятий, следует считать минимумом удовлетворительности. Часто то, что принято считать хорошим лагерем, несет на себе слишком большой отпечаток рутины. Вы знаете, что я имею в виду - главное это расписание, а в нем между прочим вкраплены отдельные интересные моменты и лагерные дни ужасно похожи друг на друга... Лагерь должен быть не только урегулированным и полезным времяпрепровождением, но и богатым опытом переживаний и приключений, которых так жаждет сердце мальчишки. А потому, как можно больше разнообразия и сюрпризов разбивающих обще лагерную рутину, но на самом деле и в то же время укладывающихся в общий замысел лагеря.
  Побольше походов! Походов всем лагерем, походов по парам и, главное, походов по звеньям. В области наблюдательности, самостоятельности, умения жить в лесу поход дает гораздо больше, чем размеренный лагерный день. Особенно ценны звеновые походы. Мы всеми силами должны стремиться - в городе и лагере - к постановке звеновой системы. Поход особенно сильное средство для создания звеновой спайки - на основании совместного переживания создается дружба и традиция. Каждый поход (настоящий развёдческий поход) должен быть страницей из звеновой истории. У нас принято устраивать походы в конце лагеря вроде некоторых испытаний. Совершенно неправильно. Я в этом году пошлю звенья в походы сразу в начале лагеря - именно это и создаст мне крепкие звенья на время лагеря (увы - приходиться считаться с некоторыми изменениями в составе единиц и звеньев за счет неедущих и новых приезжающих в лагерь).
  Звеновая система. В Германском отделе из лагеря в лагерь принято устраивать постоянное звеновое состязание. Сразу при открытии лагеря у мачты выставляется доска с листом миллиметровой бумаги на котором внизу изображены символы имеющихся в лагере звеньев. Объявляются пункты состязания (это колеблется, но их не должно быть
  много - 5, 6 не больше). Каждый вечер руки проводят оценку, каждое утро на листе наносится столбиком над символом количество полученных за вчерашний день пунктов. Так в течение лагеря столбики перегоняют друг друга. Разведчики утром первым делом бегут к мачте и смотрят как проходит "пробег". Интерес к состязанию огромный. Помимо нанесения на лист, при подъеме флага дежурный рук или начальник лагеря сообщает какое звено сколько пунктов получило и кто в чем силен или слаб. Не зависимо от этого состязания происходит выдача флага (или ленточки) лучшей палатке на смотру. В данном случае слова "лучшей палатке", конечно, должны совпадать с "лучшим звеном". Предполагается, что у звена одна палатка. Если звено в двух маленьких палатках, лучше оценивать их вместе. Поясняю - флаг за смотр, речь идет о виде жилья, а пункты за день даются и за общее поведение, и за ученье, и за строй, и за инициативу.
  А не попробовать ли поставить каждое звено маленьким лагерьком? Я знаю, что варка по звеньям, при всей ее полезности, трудно осуществима из-за отсутствия посуды, поваров, но для звеновой системы очень хорошо хотя бы расположить звенья как бы маленькими лагерьками - с собственной кухней (печь или очаг, хотя бы и без котла), местом для костра, уборной, маленькими воротами...
  Уменье варить пищу на костре бесспорно одно из основных, требуемых от скаута. Между тем в больших лагерях часто вся работа на кухне для многих мальчиков ограничивается чисткой картошки. Помимо практики в походах, очень хорошо не пожалеть труда и продуктов и сделать несколько раз в лагере варку по звеньям
  - с оценкой и призом лучшим кулинарам. Очень интересно (для малышей не подходит) устроить раз индивидуальную варку обеда
  - каждый лагерник варит сам себе.
  Не забудьте обдумать имя лагеря (или лагерей - я надеюсь, что у девочек будет свой, особый лагерь), обсудить его с лагерниками и посвятить ему первую беседу у костра. Осмеливаюсь вам напомнить, что российская история, география и культура велики и разнообразны - посему нет нужды из года в год устраивать "Родины", "Кавказы", "Уралы" и т. д. Имя лагеря должно, доходить до ребят давать им ясное понятие о духе и целях совместной жизни в лагере. И еще давать тему для хорошего знака лагеря, который обязательно помещается на расписаниях дня (и желательно на воротах). Нисколько не помешает, если лагерь будет еще иметь свой девиз, особенно если он будет связан с лагерной действительностью.
  Не забудем, лагерь должен дать максимум переживаний, труда, радости дружбы. В прошлом году в одном лагере мачта была поставлена "между прочим" одной "рабочей группой лагерников". Неправильно! Доставка мачты в лагерь и постановка ее должны быть событием для всех лагерников от мала, до велика. Так же не следует забывать хорошего обычая - торжественного открытия ворот и прочих построек.
  Все разведчество, а особенно лагерь, должно быть путем успехов, достижений, завоеваний для мальчика. Каждый лагерник должен из лагеря привезти какой-нибудь трофей - разряд или специальность, чтобы почувствовал, что не на даче был, что продвинулся вперед  "по лесенке". Прохождение разрядов целиком в лагере вещь почти невозможная. Третий можно, но другие, по существу должны сдаваться в лагере, а не проходиться в нем. Зато для занятий по специальностям широкое поле!В прошлом году у нас в самом начале лагеря на доске для объявлений были вывешены листы с программами специальностей, которые мы предлагали сдавать скаутам. Об этом надо и поговорить как следует. В идеале все элементы лагерной активности должны быть связаны с добыванием специальности. Дежурство по кухне - специальность повара, походы - специальность походника, купанье - пловца... Главное пробудить желание и амбицию получить специальность не даром, а по заслугам. Обычные наши лагерные специальности - "три орлиных пера", "повар", "пловец" и "сапер" (последняя особенно ценна)... Но не забудем, что есть брошюра "Разведческие специальности", издание ГК ОРЮР, 1953, в которой имеются программы многих других интересных специальностей. Загляните в нее! Такие специальности, как "лагерник", затейник", "прачка", "лагерный мастер", "таежник", "лесовик", "походник", "следопыт", "турист", дают как раз возможность заинтересовать и занять скаутов в лагере, не требуя в то же время ни специалистов для преподавания, ни особого снаряжения.
  Всем известны общие акции в лагере - большие игры, тревоги, церемонии, день младших. А вот одно предприятие, которое, по-моему, порядком у нас забыто - лагерная "олимпиада". Как раз в связи с Олимпийскими играми в Мельбурне, очень уместно в наших лагерях провести "олимпиады" (по существу это слово означает срок между двумя олимпийскими играми). Их программа может колебаться от серьезной - легкой атлетики и спортивных игр, через полусерьезную - разные разведческие состязания, эстафеты и т. д. до совсем веселой - бег в мешках и бег с чашкой воды на голове - но как бы то не было, если все дело "серьезно" провести, день "олимпиады" будет большим переживанием и о спортивных подвигах и победителях еще долго будет говорить весь лагерь. И тут не забыть звеновой системы!
  Если меня спросят, что именно из лагерной тематики надо сейчас развивать, я скажу - выступления ребят у костра. В течение последних лет способности и желания (первые очевидно из за вторых) наших скаутов в этом отношении безостановочно падали и достигли небывалого низкого уровня. Объясняется это общим понижением культурного уровня наших скаутов и отрицательным влиянием "консервированных развлечений" (кино, радио, телевизии) на ребят. Тем не менее потребность драматизации в характере ребенка остается, сама драматизация по-прежнему остается могучим воспитательным
  средством для развития и фантазии, и владения своими эмоциями, и освобождения от стесняющих душевных тормозов. Представления у костра "точки", простенькие и сложные, с многими участниками необходимо культивировать. Следует только понять одно. Раньше это развивалось из инициативы снизу. Теперь эта инициатива иссякла. Совершенно необходимо рукам взять это дело в руки. Костры надо тщательно готовить. Точки подготавливать и репетировать. Давать режиссерские указания, поощрять, направлять вкус. Конкретно в лагерях этого года "подготовка" к костру должна, стать одним из важнейших пунктов расписания дня.
  Кстати о кострах. Ежедневный лагерный костер у нас вошел в обиход как нечто само собой разумеющееся. Я продолжаю твердо верить, что для лагерников вечером вполне естественно посидеть у огня и что на костры не следует смотреть как на парадные случаи. Однако и тут надо бороться с рутиной. Совершенно не обязательно всегда делать общий костер. Малыши (а у нас часто нет возможности, устраивать отдельные лагеря для разведчиков и волчат), из-за костров часто не высыпаются. Я бы волчат допускал на старшие костры в виде награды, устраивал бы им особые свои волчатские костры, а примерно каждый второй вечер отправлял бы их спать без костра. Годы разведчества, годы ежедневной беседы у костра еще перед ними. Что касается костров разведчиков, старших разведчиков и витязей тут можно внести много разнообразия. Общие "нормальные" костры, звеновые костры, отрядите костры... Кроме программных костров на разные темы важно не забывать самых простых бесед у костра в прямом смысле этого слова. Устраивать их в большом кругу парадного костра невозможно. Вывод - не устраивать костров всегда в одном месте, особенно для меньших и старших костров - искать других, более укромных, уютных мест. И еще - не стоит ли попробовать разнообразить церемонии у костра? В зависимости от места и обстановки можно начинать костер как-нибудь иначе, не обязательно "разведческой цепью" и "Будь готов". Разнообразие можно внести и в окончание костра.
  Мы все знаем про анкеты, которыми начинаются и кончаются руководительские курсы. Они дают интересную картину ожидаемого курсантами и их впечатлений от курса. Такие анкеты в простых скаутских лагерях, конечно, неприменимы. Однако не следовало бы как-то исследовать "общественное мнение" и личные взгляды каждого лагерника? Почему не попробовать в подходящей задушевной обстановке лагерного костра проводить разговоры на тему - "Чего я жду от лагеря?"(в начале!), "Как прошла прошлая неделя?" и "Как я смотрю на прошлый лагерь?"(в конце). Вообще, если только рук сможет это осуществить, откровенные высказывания своего мнения, в частности, и о братьях скаутах, у костра могут быть очень полезным педагогическим приемом.
  Предложение. Не ограничиться ли одним смотром в день? На КДР мы бывало обходились и совсем без смотров - лагеря, звеньев, осматривались в течение дня инструкторами и это давало материал для оценки. В обычном лагере смотр слишком яркое и интересное переживание, чтобы можно было от него совсем отказаться. Но, может быть, можно ограничиться только утренним смотром, с тем, что вечерний (или послеобеденный) будет произведен в то время, как скауты будут играть или заниматься? Получается выигрыш времени и поощрение звеньям держать палатки готовыми к смотру в течение более продолжительного времени.
  Волчата - вот важная проблемка. Хорошо, когда можно устраивать особые волчатские лагеря как в Калифорнии. А что делать когда они тут же в общем лагере дружины или отдела? Мой опыт прошлого года подсказывает два необходимых условия. Первое - у волчат совершенно необходимо должен быть минимум один свой руководитель, а желательно и с помощником. (В лагерях Германского отдела в 1955 и разведчики, и волчата были подчинены одному начальнику лагеря, шестерка волчат была как бы наравне со звеньями). Второе - при работе с волчатами совершенно необходимо применять систему драматизованных, циклических игр. Если вы будете ежедневно выводить волчат на лужайку и играть с ними в разные игры, то вы скоро выдохнетесь. Ну, одна игра, вторая, третья - все они постепенно надоедают и у вас"начинает уже иссякать запас игр. Совсем другое дело, если волчата будут уходить в лес, на берег озера или реки, играя изо дня в день в свою "специальность" - славянина, дружинника, моряка, Робинзона. Искать "редкие вещи" в лесу, строить шалаши, оборудовать пещеру, готовить оружие и идти походом против татар с Ильей Муромцем -все это можно делать часами, днями и надоесть не может. Я очень убедительно прошу наших руков сделать над собой усилие и именно так подойти к работе с волчатами. Опыт Калифорнии (большой) и Германии(очень маленький) полностью подтверждает правильность наших курсовых теорий.
  Не могу не сесть на своего конька! Уже говорил об этом не раз и опять скажу. Не имейте дело с толпой, братья руки! Имея дело с толпой шумных ребят, рук изматывает и голосовые связки и нервы и с трудом добивается, дай Бог, хотя бы минимальных результатов. Когда хотите что-нибудь сообщить ребятам - отряду, лагерю, на сборе или в походе, не кричите зычным голосом - "эй, ребята!" Вокруг вас соберется толпа, которая будет шуметь, плохо слушать, громко подзывать еще не подошедших... В конце концов половина ребят не поймет или не запомнит того, что вы сказали. Единственно правильный, единственно скаутский путь - это вызвать к себе вожаков, растолковать им, что нужно и сказать им, чтобы они каждый в отдельности, собрали свои звенья, объяснили скаутам, что сейчас будет, что от них ожидают. В отряде, в дружине и уж во всяком случае в лагере должен быть установлен всем хорошо известный и безотказно действующий сигнал - "сбор вожаков".
  Кстати уж о сигналах в лагере. Нормальный скаутский лагерь - это когда на место прибывают уже крепкие, обученные звенья, с подготовленными вожаками, со знакомыми руководителями. Увы, нормальных лагерей у нас бывает мало - живем мы в ненормальных условиях. Подбор лагерников бывает случайный, процент новичков велик, руководители незнакомы ребятам, молодые... Мой совет каждому  молодому руку, едущему в лагерь - сразу после приезда на место не забыть дать ребятам основные правила поведения и позаботиться, чтобы они их запомнили и научились выполнять (потренировать их первые дни). Эти правила могут варьировать в зависимости от местных особенностей работы и лагерной обстановки. Общими, вероятно, будут - не выходить из лагеря без разрешения, пользоваться "холивудом", не бросать ничего и не держать ничего на земле, в случае дождя вносить все в палатки, отпускать оттяжки и не дотрагиваться до палатки изнутри, исполнять все приказания бегом, не спать в дневной одежде и белье и т. п. Важнейшее же из всех - дисциплина свистка. По свистку становиться смирно и смотреть в сторону начальника, по трем свисткам бежать к нему. Осуществление этого принципа чрезвычайно важно. Тот лагерь, где после свистка начальника продолжается возня, болтовня, заколачивание колышков и т. д. - никуда не годится. Вожакам можно разрешать давать сигналы свистком только в особых случаях и, конечно, в игре, походе звена и т. д.
  И в заключение. Не забудем подготовить к лагерю - список должностей дежурного рука и вожака для вывески на доске в начале лагеря. Кстати - вменить в должность дежруку во время общей еды не есть, а следить за порядком в столовой. Галдеж, толкотня и споры во время еды - наше слабое место. Что еще? Заготовить тексты песен, которым надо будет спешно обучить новичков ("Коль славен", "Будь готов!") текст Т. О. витязей - если оно будет, взять несколько книг для чтения в плохую погоду, гипс для оттисков следов, пачку карандашей, платки, шнурки и ленточки для пополнения форм лагерников (полная форма - большой психологический фактор), хорошо заготовить формуляры оценки звеньев - на руксобраниях вечером всегда так мало времени... Продолжить это можно было бы без конца. А поэтому желаю вам всем счастливых лагерей и - кончаю.
  Ваш Старый Волк.

  МЕТОДИКА НАЦИОНАЛЬНОГО

  ВОСПИТАНИЯ

  На страницах "Опыта" уже не мало писали о вопросах методики национального воспитания. Надеемся, что будут писать еще больше. У нас ведь дело обстоит так - никто не сомневается, что национальное воспитание до зарезу нужно, что его методику нужно разрабатывать и применять на деле. Но некоторые руки даже не знают как подойти, к этой премудрости, другие проходили методику национального воспитания на курсах, но окончив оные так и не рискнули применить свои знания на практике... Как бы то не было, совершенно необходимо делиться мыслями и опытом в этой области. Мы приводим ниже план разработки темы национального воспитания "Москва" в работе с отрядом, составленный курсантом ХIV КНО "Бурундуком".
  1. Нормальный отрядный сбор.
  Смотр. Подъем флага. Молитва.
  Беседа - "Основание Москвы". Иван Калита.
- Песни - "В путь дорогу", "Кипучая, могучая"/
  - Задание - Украшение штаб-квартиры: фотографиями, планами, рисуyками, гербом, диаграммами.
  - Игры - Составление телеграмм (пример, "московский князь пишет
  хану"). Русские города (та же игра, но с названиями московских улиц и площадей).
  - Смотр - Спуск флага. Молитва.
  2. Однодневный поход в лес.
  Утром в 7 часов выход. 11 часов - прибытие на место.
  Беседа - Взятие Москвы Наполеоном в 1812 году.
  Песня - "Пожар московский".
  Игра - "тушение пожара". Разведчики стоят в ста метрах от
  "костра" с наполненными кружками в руке. Кто первый добежит
  и выльет воду на "костер" не разлив ни одной капли?
  12. 30 - Холодный обед.
  После обеда - большая игра. Тема - "Защита Троице Сергиевской
  Лавры от поляков в Смутное время". Правила - Осажденная крепость.
  "Разведческие игры и состязания" стр. 57.
  18. 00. Возвращение домой поездом.
  3. Вербный базар. (Вербное Воскресение).
  В память Вербного базара, который устраивался в Москве на Театральной площади до революции.
  Цель - пропаганда и сбор денег для летнего лагеря.
  Повод для состязания между звеньями по рукоделию - бумажные
  украшения, писанки, крашенные коробочки, бусы, плетенные корзины и т. д.
  4. Поход с ночевкой в ближайшую субботу до или после праздника св. Георгия.
  - Отъезд в 16. 00 часов в субботу.
  - Прибытие на место в 18. 00. Постройка лагеря и церкви.
  - 20. 00 - Всенощная. 21. 30 - Ужин. 22. 00 - Беседа у костра. Тема - "Великомученик Георгий". Его значение в московском и российском гербе. Орден св. Георгия. 23. 00 - Тушить огни. Ночная охрана.
  Воскресенье утром: 7. 00 побудка, зарядка, смотр. 8. 00 - литургия. Молебен.
  9. 30 - подъем флага
  9. 45 - завтрак
  10. 00 - свободное время
  11. 00 - обед
  11. 30 - мертвый час
  12. 30 - большая игра. Тема игры: Во время последней мировой войны немцы уничтожили мост над Москвой-рекой. Надо построить легкий мостик и переправить раненного под огнем снарядов. Снаряды - шишки, которые бросают 3 разведчика. Они стоят за радиусом 30 шагов от места постройки моста и бросают шишки в течении трех минут, каждые 15 секунд.
  18. 00 - полдник
  18. 15 - спуск флага
  18. 30 - ликвидация лагеря 19. 30 - отъезд. 

  "Скаутинг - игра для мальчиков под руководством мальчиков, в которой старшие братья могут дать младшим здоровую среду и воодушевить их на здоровые занятия, которые помогут развить им гражданственность. Привлекательность скаутинга состоит больше всего в изучении природы и жизни в лесу. Скаутинг обращается к личности, а не к массе. Он воспитывает одинаково интеллектуальные, как и физические, и моральные качества".
  Баден Пауэлл.

  Материал для беседы.

  НАXИМОВ.

  Было 28 июня 1855 года - канун Петра и Павла. На бастионах и батареях осажденного Севастополя стояла сравнительная тишина. Только изредка звучали ружейные выстрелы и посвистывали пули. Это обменивались, приветствиями дежурные меткие стрелки, следящие за амбразурами в неприятельских окопах - не покажется ли где голова или лицо...
  На Корниловском бастионе, на валу перед амбразурой стоял высокий сутулый человек и в подзорную трубу наблюдал за тем, как продвигаются траншейные работы у французов. На плечах его длинного черного сюртука были большие золотые эполеты с жирной "канителью", морская фуражка на светлых волосах была сдвинута на затылок.
  Одна пуля ударила рядом с его локтем в земляной мешок амбразурной щели. Стоявший рядом матрос выкрикнул в страхе:
  - Убьют, Павел Степанович! Сойдите, ради Бога!
  - Не всякая пуля в лоб-с, братец - спокойно ответил окликнутый и через секунду повалился назад, пронизанный пулей... Так погиб в сухопутной войне один из лучших российских адмиралов - Павел Степанович Нахимов. Так оборона Севастополя лишилась своей души. Этот день был одним из самых мрачных дней нашей военной историй.
  Павел Степанович родился в Смоленской губернии, в семье отставного майора. Далеко от смоленских лесов до моря, но майор Нахимов обоих своих сыновей отвез учиться в Морской корпус в Петербурге. Один из них - Платон стал хорошим воспитателем, педагогом, Павел же оказался моряком до мозга костей, блестящим офицером флота и знаменитым адмиралом. Юношей, почти мальчиком, стал Нахимов лучшим офицером и вскоре попал на корабль "Крейсер", которым командовал лучший офицер флота, будущий адмирал  и командующий черноморским флотом Лазарев. На "Крейсере" Нахимов совершает кругосветное путешествие. В 1827 году ему впервые приходится, участвовать на войне. В то время греки вели неравную борьбу за свое освобождение против турок. Когда им пришлось совсем плохо, христианские государства - Россия, Англия и Франция послали соединенный флот на помощь греческим патриотам. У Наварина произошло сражение и турецко-египетский флот был уничтожен. В русской эскадре особенно отличился корабль "Азов" под командой Лазарева, на котором мичманами (тогда это был первый офицерский чин) служили Нахимов, Корнилов и Истомин
  - все будущие герои-адмиралы. Нахимов в этом сражении заслужил георгиевский крест - высший боевой орден.
  После Наварина Россия вступила в войну с Турцией и наш флот два года нес тяжелую боевую службу блокады неприятельских берегов.
  Кончилась война и Нахимов вскоре перешел на службу в Черное море к Лазареву. Тут в "лазаревской школе", в тяжелых морских походах, в боевых действиях, поддерживавших наши войска покорявшие Кавказ, воспитывались будущие богатыри Синопа и Севастополя. Б 1853 году снова пришлось выступить России в защиту христиан, находившихся под турецким игом. На сей раз Англия и Франция завидовавшие росту российского могущества, стали на турецкую сторону, первоначально скрыто, а когда турки начали терпеть от  нас поражения и открыто объявили России войну, не имея к этому никакого основания.
  Уже через месяц после объявления войны, Нахимов атаковал турецкий флот у Синода и совершенно его уничтожил. Операция эта была весьма дерзкой и рискованной, так как турецкая эскадра стояла под защитой сильных береговых батарей. Однако Нахимов твердо верил в своих людей. Перед боем он говорил: "Я предоставляю каждому действовать по своему усмотрению. Полностью полагаюсь на вашу честь, знания и доблесть. С Богом". Моряки вполне оправдали доверие адмирала. Не только вся турецкая эскадра, даже и батареи были уничтожены, из наших же кораблей,
  несмотря на многие в них попадания, ни один не был потоплен.
  Слава синодской победы прогремела по всей России. Вся страна чествовала флот и Нахимова. Однако празднования продолжались недолго. Скоро началось тяжелое время. Большой англо-французский
  флот высадил союзную англо-франко-турецкую армию, которая осадила Севастополь. Все ее участники равно заслужили славу, однако, следует признать, что стержнем обороны были моряки. Скрепя сердце, затопили они свои корабли, которые не могли состязаться с сильнейшими эскадрами противника и своими пушками укрепили Севастополь, не имевший никакой защиты с суши. В нашей армии не оказалось выдающихся старших генералов. Главнокомандующий был дряхлый старик. Душой Севастополя были адмиралы и прежде всего старший из них Нахимов. И только, когда пали Корнилов, Истомин и, наконец, Нахимов, когда из 18000 моряков в строю осталось четыре, Севастополь был оставлен. Нахимов был истинно рыцарской фигурой - витязем без изъяна, всю жизнь прожившим строго и скромно, не думая о себе, руководясь долгом перед Россией, любовью к флоту и христианским отношением к людям. Мало в истории людей о которых можно так просто и искренне сказать. Что храбр был Нахимов дива нет - храбрые не переводились в нашем флоте и армии. У Наварина "Азов" отбивался от пяти кораблей зараз - и все уничтожил. Стало быть не один был там мичман Нахимов бесстрашно и метко наводивший пушки... Особенно ценны у Нахимова другие достоинства - простота, скромность и любовь к людям.
  Радушный хозяин, он охотно помогал всем, кто к нему обращался. После Синода, он все наличные деньги немедленно раздал раненным.
  Когда один поэт прислал ему, как герою Синопа, хвалебные стихи, Нахимов сказал: "Автор этих стихов должно быть человек богатый - вон какая у него бумага хорошая... прислал бы несколько сот вёдер кислой капусты для героев Синода - матросов, было бы куда лучше-с!"
  Одному художнику, желавшему написать его портрет, Нахимов сказал: "И-и, голубчик, что я светская дама что ли? Совершенно это лишняя затея-с!" И отказался наотрез!
  Из-за этого, кстати, и не сохранилось ни одного приличного изображения Нахимова. Есть всего лишь один случайный набросок. "Адмирал не отличался красноречием, однако, никто во флоте не мог так говорить с матросами как он, потому что никто лучше его не знал ни быта, ни нужды, ни сердца матроса. Он был строг и требователен по службе, но охотно и свободно общался с матросами - разговаривал с ними, бывал на их свадьбах, крестил их детей - и матросы любили его и не называли ни "адмиралом",  ни "Нахимовым", а просто "Пал Степанычем".
  Для всего Севастополя он был свой родной Павел Степанович, а в огне осады, когда поблекла мишура торжественности мирного времени, его и в глаза называли по имени и отчеству, хотя по уставу полагалось говорить "ваше высокопревосходительство". Кстати, после производства в полные адмиралы, Нахимов так и не удосужился для своих эполет достать орлов (ему полагалось по три орла на эполет) и продолжал ходить в вице-адмиральских погонах до самой гибели. Не признавал Павел Степанович помпы и на старом своем сюртуке не носил никаких орденов кроме прекрасного по своей скромности белого крестика ордена святого Георгия. Нахимов жил в суровое время - царствование Николая 1-го. Время крепостного права, строгой цензуры, жестоких телесных наказаний. Был ли он исключением, личностью единственной в своем роде? Нет, он был воспитанником Морского корпуса и Лазарева, простым военным человеком, верующим в Бога и преданным царю. Его Младшие "сподвижники - Корнилов, Истомин, Навосильский, Бутаков, Попов и другие следовали его примеру и принадлежали к тому же типу людей. Это были настоящие, хорошие русские люди, имевшиеся и во флоте, и в армии, и в гражданской службе, и среди интеллигенции. Именно такие люди осуществили после Крымской войны великие реформы освобождения крестьян, устройства справедливого суда, учреждения самоуправления - земства, всеобщей воинской повинности и поставили Россию на рельсы здорового и свободного развития. Павел Степанович не дожил до этого нового времени, но его слова звучат как завет грядущим поколениям:
  "Матросы! Мне ли говорить вам о ваших подвигах на защиту родного нам Севастополя и флота! Я с юных лет был постоянно свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию, мы сдружились давно, я горжусь вами с детства!" - А обращаясь к офицерам:
  "Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными. Матрос есть главный двигатель на корабле, а мы только пружины...
  Все сделает матрос, еже ли мы не будем эгоистами, ежели не будем смотреть на службу, как на средство для удовлетворения своего честолюбия... А каково пойдет служба, когда подчиненные будут знать, что начальник их не любит и презирает? Необходимо поощрение сочувствием, нужна любовь к своему делу, тогда с нашим лихим народом можно такие дела сделать, что просто чудо!" Ведь это говорит дворянин, помещик, собственник крепостных крестьян!
  Дай Бог каждому из нас сегодня так рассуждать и так поступать. Большевики в 1917 году разрушили памятник Нахимову в Севастополе. В 1941 году им пришлось спрятаться за народную спину и спешно вспоминать наших великих героев, в том числе и Нахимова. Хоть они орден и учредили, а все-таки Нахимов не их. Он наш, он принадлежит России. И он будет действительно дома в России, когда наша освобожденная страна скинет цепи компартии и МВД и скажет всем русским людям:
  "Я предоставляю каждому действовать совершенно независимо по своему усмотрению. Полностью полагаюсь на вашу честь и доблесть.
С Богом!"

  ИГРЫ.

Следопыты:
  Игра проводится в лесу, ее участники делятся на две разные команды. Играющие одной команды выбирают разведчика, вожак передает ему запечатанный конверт с запиской, где указан пункт, куда должен отправиться разведчик, и подробно описан маршрут по которому ему нужно идти.
  Не вскрывая конверта, разведчик секретно от противников договаривается со своими товарищами о том, какие знаки он будет оставлять по дороге, следуя к пункту, указанному вожаком. В этот пункт, пользуясь следами, которые оставит разведчик, должны позднее прийти все его товарищи, поэтому каждый старается запомнить, по каким знакам можно будет найти дорогу. Вскрыв конверт и прочитав записку, разведчик уходит. Двигаясь по лесу в указанном направлении, он оставляет различные следы: делает ножом зарубки на кустах, разбрасывает камешки, песок, кладет на землю в условленном порядке еловые или сосновые шишки и маленькие ветки.
  Раньше чем по следам разведчика пойдут его товарищи, с исходного пункта отправляется другая команда. От вожака она знает, по какому маршруту двигается разведчик, но ей неизвестны знаки, которыми он отмечает свой путь. Эта команда, выйдя через 10 минут после разведчика, старается обнаружить оставленные им следы и уничтожить их. Если удастся это сделать, задача второй команды будет выполнена: противники не смогут скоро найти своего разведчика.
  Второй команде, однако, нельзя тратить много времени на отыскивание и уничтожение следов: на 10 минут позднее играющие первой команды выходят на поиски своего разведчика. Ориентируясь по следам, которые не заметили или не успели уничтожить противники, первая команда должна в течении получаса найти своего разведчика. За тем чтобы этот срок не был нарушен, следит вожак, который сопровождает первую команду. Выполнит эта команда в указанное время поставленную перед ней задачу - значит, противники потерпят поражение, а если не выполнит - победа останется за ними.
  Знаки в лесу:
  Играющие идут по лесу за вожаком и внимательно присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя 1000-1500 шагов, вожак оставляет играющих на месте, а сам возвращается прежней дорогой к исходному пункту. Он отмечает свой путь различными знаками, которые не бросаются в глаза: кладет на землю маленький пучок травы, надламывает сухую ветку дерева, разбрасывает сорванные листья, карандашом ставит крестик на коре березы и т. п. Такие отметки вожак делает в 12-ти местах и записывает, какие следы он оставил.
  Придя к исходному пункту, вожак трубит в горн или громко свистит. По этому сигналу играющие отправляются в обратный путь, каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные вожаком.
  Когда все ребята соберутся к вожаку, он дает им листки бумаги, карандаши и предлагает каждому участнику игры записать, какие он знаки видел по дороге. Выигрывает тот, чей список окажется наиболее полным.
  Поиски на финише:
  В игре участвуют 20-40 ребят. Проводится она на сильно пересеченной лесистой местности. Вожак и его два помощника заранее намечают старт, две "базы" и финиш, которые располагаются примерно по углам большого воображаемого четырехугольника. Для баз надо выбрать места, хорошо знакомые участникам игры, большая поляна в лесу наиболее удобна для финиша. Отправив своих помощников на базы, вожак рассказывает ребятам, в чем заключается игра, и желающих в ней участвовать ведет на старт. Здесь участники игры делятся на две равных группы. Ребятам каждой группы вожак говорит, где находится база, на которую они должны идти, не отставая друг от друга.
  Отправив со старта одновременно обе группы, вожак берет горн, идет прямым путем к финишу и здесь вывешивает большой флаг, а в 30-ти шагах от него прячет какой-либо предмет: мяч, крокетный шар, булаву и т. п.
  Когда группа в полном составе придет на базу, помощник вожака говорит ребятам в каком направлении они должны следовать, чтобы достигнуть финиша. На базе участники игры узнают также по какому признаку они могут опознать поляну, которая является финишем, и какой предмет надо там отыскать в 30-ти шагах от флага. Чтобы не потерять указанного направления, пробираясь лесом от базы к финишу, играющие должны хорошо знать, как можно ориентироваться по местным предметам. У отдельно растущих деревьев, особенно у елей, сучья с северной стороны менее густые и крупные, чем с южной. Муравейники в лесу обычно расположены к югу от древесных стволов. Очень часто стволы деревьев и камни с северной стороны обрастают мохом. На пнях, оставшихся после порубки деревьев, стоявших особняком, годовые кольца древесины более широкой своей частью обращены к югу. На один какой-нибудь признак полагаться нельзя, надо все время сопоставлять различные приметы. Даже и при этом условий можно несколько ошибиться в ориентировке. Поэтому, когда группа уйдёт довольно далеко от базы, необходимо двигаться по лесу цепью и высылать вперед дозоры: так вернее можно будет заметить флаг. Вместе с тем ребята не должны терять связи друг с другом, так как на финише поиски спрятанного предмета разрешается начать после того, как вся группа соберется к вожаку, который находится у флага.
  Выигрывает та группа, в которой кто-нибудь из ребят отыщет предмет.
  Может случиться, что игра будет закончена одной группой раньше, чем другая придет на финиш. Тогда вожак несколько раз трубит в горн, чтобы, услышав сигнал, опоздавшая группа могла легко найти поляну.
  (Из "Игры и развлечения" И. Чканникова).

  НА РОДИНЕ

  От редакции: Начиная с этого номера "Опыта" мы будем публиковать материалы, ознакамливающие наших читателей с положением юношеской работы на родине. Мы начинаем с выдержек из статьи "О традиционных слетах юных пионеров Ивановской области", помещенной в журнале "Советская педагогика" № 3 за 1955 год.
  "С 23 июля по 4 августа 1954 года в г. Шуе проводился 4-ый областной пионерский слет. От каждого района в слете участвовал выделенный соответствующим районным слетом сводный отряд из 18 пионеров, который сопровождали два руководителя.
  Более 500 пионеров, съехавшихся из разных школ и, как правило, не знающих ни друг друга, ни своих руководителей, жили целую неделю в палатках лагеря, в лесу, в 8-ми километрах от Шуи. Жили тесновато, но ни разу на слете не были нарушены правила поведения, ни разу не поднимался вопрос об дисциплине. Конечно, большое значение имело то, что участниками слета были не просто учащиеся IV-VII классов, а пионеры активисты. Однако активность детей принимает различные формы в зависимости от обстановки.
  Решающей причиной эффективности слета и высокой дисциплинированности его участников была педагогически продуманная, проверенная опытом и по настоящему ответственно составленная организация дела. Стиль слета можно характеризовать, как стремление выполнить основополагающее указание партии о пионерском движении: о проведении "воспитательной работы по существу" (см. решение ХIV съезда ВКПб), "о работе комсомола (раздел 5-ый - "Пионер-движение и трудности на его пути. ") В соответствии с этим была подготовлена и осуществлена вся деятельность пионеров на слете.
  Многогранная совместная практическая деятельность участников слета отличалась активностью и инициативностью пионеров, эмоциональной насыщенностью, здоровым соревнованием.
  Своеобразный стиль слета пионеры почувствовали еще до прибытия на место. В Шуе каждый сводный отряд получил задание - добраться до лагеря ориентируясь по заданным азимутам и расстояниям. Уже тогда у участников слета начало складываться уважение к пионерам, умеющим практически применять знания, полученные в школе, стало вырабатываться чувство коллективной ответственности за свой сводный отряд, к чему, собственно, и была направлена вся "инструментовка" слета...
  В лагере отряд ожидала встреча по всем правилам пионерского церемониала: отряд сдавал районное пионерское знамя в знаменную палатку, хранившую до трех десятков районных знамен, около нее круглые сутки несли дежурство два пионера.
  Целесообразность ночных дежурств детей вызвала вначале сомнение у некоторых руководителей, но когда они увидели с какой завистью смотрят дети на своих сверстников, которым посчастливилось час стоять на посту ночью, сомнения рассеялись. Дети действительно очень глубоко переживали минуты, проводимые у знаменной палатки. Вот что рассказывали о своем дежурстве пионеры Лухского района Сережа Б. и Коля Ш.: "у знаменной палатки мы отдали салют и встали на пост. Было темно и от этого как-то таинственно. Мы решили проверить свою выносливость, то есть стоять смирно без всяких движений. Мы не забывали и о правилах ночного дежурства. Коля Ш. вообразил, что он сторожит колхозное добро. Хотя никаких событий не произошло мы были все время на стороже. Утром, когда мы рассказали
  о ночном дежурстве, многие наши ребята, позавидовали нам. '"
  Характерный эпизод произошел в последнюю ночь слета: помощник начальника штаба слета предложил, ввиду плохой погоды, освободить детей от дежурства у палатки, но руководители трех отрядов, еще не дежуривших ночью, категорически возразили, ни за что, пионеры не примирятся с этим. Действительно, дежурства были хорошей тренировкой воли, замечательной школой выдержки, что так привлекает подростка.
  На первом своем сборе, совет слета, состоявший из председателей отрядов, выработал порядок оказания почестей красным знаменам, собранным со всей области. Пионеры, проходя мимо знаменной палатки салютовали, а в строю шли по команде "смирно" равняясь на знамена.
  Первые два дня слета были посвящены оборудованию и благоустройству лагеря. Работали все. И лагерь сразу преобразился: исчез мусор, над палатками взвились флаги.
  Однако труд в лагере не сводился к самообслуживанию. Одним из замыслов слёта было приближение детей к технике, к сельскохозяйственному производству, стремление помочь школе в политехническом направлении воспитания учащихся. В соответствии с этим пионеры установили телефоны в лагере (10 точек), провели электроосветительную линию (8 точек), построили паром и подвесную канатную дорогу для переправы через речку (на другом берегу должны были происходить соревнования авиамоделистов и другие состязания), оборудовали зоологический уголок и географическую площадку, туристский лагерь и изготовили более 60 различных аттракционов.
  Для выполнения перечисленных работ каждый лагерь выделял по одному хорошо подготовленному юному биологу, технику, географу, связисту и др., снабдив их необходимыми инструментами, которые отряды привезли с собой. Необходимые материалы и полуфабрикаты были заготовлены в лагере.
  В качестве инструкторов были привлечены специалисты из числа работников Ивановского дворца юных пионеров, областных станций юных техников и юных натуралистов, отдельные учителя школ, преподаватели и студенты высших учебных заведений.
  Торжественно было поставлено открытие выстроенных объектов. На пионера И., строившего крольчатник, сильное впечатление произвела торжественность с которой происходило открытие зоологического уголка. На площадке обнесенной флажками, собрались пионеры строители птичьего домика и пяти кроличьих клеток. "Нам дали по кролику, - рассказывает И., - и мы выстроились в линейку. Вот перерезали ленту и мы понесли кроликов в клетки".
  Проведенная за первые два дня практическая трудовая работа была лишь одним из элементов проводившейся на слете политехнической олимпиады, (в которой участвовали еще и юные физики, математики, метеорологи, топографы, биологи и геологи) и соревнований юных техников (в которых принимали участие юные авиамоделисты, судостроители, конструкторы моделей сельскохозяйственных машин, радиолюбители и фотолюбители).
  Юный физик пионерка К. получила задание измерить мощность реки. На практике она это делала впервые. По ее словам она здесь научилась работать секундомером, узнавать скорость течения и площадь сечения реки. Юные геологи должны были назвать полезные ископаемые, встречающиеся на территории Ивановской области и сделать почвенный разрез в районе лагеря, юные метеорологи наблюдать за природными явлениями на территории слета и давать прогноз погоды, юные биологи участвовать в постройке крольчатника либо птичника, уголка живой природы, произвести биологическую  разведку леса (что растет и кто живет в лесу) и участвовать в биологической викторине.
  Программа соревнований юных судостроителей состояла из трех пунктов: 1. Участие в сооружении парома. 2. Участие в сооружений одной из самоходных моделей любого размера: парусной яхты, глиссера или корабля с резиновыми или механическими моторами (учитывались ходовые качества и отделка модели) чертеж модели представлялся обязательно. 3. Участие в викторине юного судостроителя.
  Большое место занимали на слете соревнования по физкультуре и туризму, которые состояли из лично-командных соревнований по плаванию, бегу, прыжкам, преодолению полосы БГТО, пионерболу (игра похожая на волейбол, но с двумя мячиками), утренней гимнастике, разжиганию костра и приготовлению пищи, в эти же соревнования включалось участие в пионерской эстафете - "Будь готов". Пионерская эстафета проходила в остром соревновании на различные туристские знания и навыки, нужные в пионерских походах. Сюжет эстафеты прост. Из одного туристского лагеря нужно доставить записку в другой туристский лагерь, преодолевая по пути ряд препятствий. Восемь этапов пути заключали в себе восемь серьезных препятствий.
  Вот как выглядела эта игра в описании пионерки Вали Ш., которая считает, что это соревнование было очень интересным.
  "Сначала бежал связной с запиской. Но вот он поскользнулся и упал, санитары оказывают ему помощь, перевязывают рану, делают из двух палок и двух гимнастерок носилки, кладут на них связного (а врачи за всем этим смотрят и кто ошибается, тому приходится делать все сначала) и несут его к переправе. Раненный сам переправится не может и он отдает донесение туристу-пловцу. Тот завернув донесение в галстук и одежду и укрепив все это на голове, плывет на другой берег. Донесение надо доставить не замочив его. Уставший пловец отдает донесение бегуну, который доставляет его к следующему этапу. Но здесь новое препятствие. Переправится через речку в этом месте условно невозможно. Выручают связисты. Они быстро передают на противоположный берег посредством флажков слово, обозначенное в записке. Связисты, сидящие на другом берегу, расшифровывают переданное слово, пишут новую записку и передают ее туристу лучнику. Тот привязывает записку к стреле и пускает ее через непроходимое болото. На последнем этапе пионер подхватывает ее и доставляет к финишу.
  Одним из элементов туристской части было соревнование костровых.
  Сводный отряд выставлял своего кострового. Он один представлял отряд, но каждая операция кострового глубоко переживалась всеми пионерами отряда. А операций было немало. Надо было правильно разложить костер, разжечь его одной спичкой (во всяком случае не более двух) для того чтобы скорее разжечь костер и чтобы быстрее закипела вода в котелке, надо было правильно повесить котелок и стать так, чтобы загородить костер от ветра, учитывая направление и силу его, взять нужное количество манной крупы, сахара, соли и засыпать их в котелок в определенном порядке, сварить кашу, а в заключении умело замаскировать место костра.
  Одна из важнейших целей слета заключалась в том, чтобы дать почувствовать пионерам свою принадлежность к многомиллионной организации юных пионеров, перед которой они отвечают за свои успехи в учении и за свое поведение. Этому как раз и способствовали соревнования, в которых каждый пионер защищал честь своего района в том или ином виде пионерской деятельности. Соревнование было не личным делом, весь отряд "болел" за своего представителя.
  Успех или неуспех переживались всем коллективом пионеров. Оценка, которую получал участник того или иного соревнования, входила в составную часть оценки достижений всего сводного отряда района.
  Как правило, каждый участник слета участвовал в трех-четырех и более видах состязаний. Но на слете были приняты меры, чтобы его участники не замыкались в рамки хотя бы и нескольких своих специальностей, а принимали участие во всех видах пионерской работы.
  Отряды в полном составе принимали участие в прополке кукурузы на колхозном поле, здесь они учились искусству организации совместного труда, помогая колхозу очистить колхозное поле от сорняков. Поле большое. Какой отряд справился с заданием, а какой еще не закончил работу? Какому отряду требуется помощь? Как организовать коллективную помощь отстающим отрядам? Выход был найден. "На кукурузном поле, - пишут пионеры Слава Х. и Люся К., - каждый отряд по окончании работы поднимал на своем участке флаг на мачту. Мы с гордостью смотрели на выполотое нашими руками поле. Вечером на костре дружбы агроном этого колхоза т. Можаев передал нам благодарность от имени правления колхоза. Мы довольны, что принесли пользу старшим".
  При определении первых мест за общественный труд на колхозном поле учитывали не только величину, но и засоренность участка, и не только работу на своем участке, но и помощь оказываемую другому отряду.
  Пионеры соревновались также в умении выполнять утреннюю гимнастику, в движении в строю и в выполнении строевых песен. Значительная часть пионеров принимала участие в смотре художественной самодеятельности, в массовых играх и состязаниях.
  В массовой игре "Путешествие по Советскому Союзу" и состязаниях на четыре "С" (так назывались состязания на силу, смелость, сноровку и смекалку) юные математики и физики выступали как пловцы, биологи и моделисты сельскохозяйственных машин, отыскивали запрятанную палочку по отметке на карте, метеорологи, геологи и радисты пытались попасть шишкой, мячом или дротиком в цель, топографы и судомоделисты взвешивали на ладони самые обыкновенные вещи - книжку, молоток и т. п. Полученные очки приплюсовывались к прочим показателям отряда.
  Вовлечение участников слета в разные виды пионерской работы не требовало каких-либо особых усилий. Благодаря глубокой патриотической направленности, соревновательному характеру, игровой форме и четкой организации дела эти занятия не были в тягость пионерам, а приятны для них.
  Организаторы слета учли тягу детей к романтике и игре, их стремление к самостоятельности и любовь к соревнованиям. Игра "Путешествие по Советскому Союзу" была построена на том, что пионеры, мысленно путешествуя по родной стране, должны добраться до определенного пункта, преодолевая по пути ряд препятствий, это последнее условие и способствовало получению многими пионерами большого удовлетворения от игры. "В игре, - пишут они, - требовалась большая находчивость и смекалка, сила и знания".
  В состязании на "4 С" входило прыганье с вышки и переправа через речку с вещами, а также попадание в цель и соревнования в различных умения, чему служили десятки аттракционов, предоставленные сводными отрядами.
Были на слете недочеты и некоторые из них довольно существенные. На общем фоне высокой идейности, организованности и "мажора" они выделялись весьма заметно. Слабо была поставлена краеведческая
  работа. В некоторые дни слета часть пионеров была перегружена кое-кому из детей требовалось одновременно быть в двух разных местах. Недостаточно были продуманы пути быстрого внедрения принципа коллективизма в систему оценок (очков, баллов). Совет лагеря не был достаточно активен, он не участвовал в планировании каждого дня и в определении первых мест отрядов, совету следовало предоставить больше возможности в руководстве слетом, держать его ближе ко все работе штаба слета. На слете были задуманы костры дружбы, но форма проведения таких костров не была найдена, и не всюду они удались... " 

  ОБМЕН МЫСЛЯМИ

  КРИТИКА "ОПЫТА" № 20.

  "Говорят документы". Этот незавуалированный выпад против ОИП сделан грубо... Весь метод преподнесения (разрядка, концовка и пр. ) не лишен пошловатости. Этот же материал, думается, можно было преподнести иначе. Во-первых, его надо было подписать, а не давать от редакции. Далее, если данный автор заинтересован в выпаде против ОИП, то он мог бы дать более четкое и благородное выступление, выбросив все разрядки в таком духе: "Обычно материалы по истории нашей организации подчеркивают роль Старшего скаута О. И. Пантюхова. Однако добросовестное изучение материалов, относящихся к периоду зарождения разведчества в России, приводит нас к убеждению, что разведчество возникло параллельно в разных местах, что заслуги по созданию организации принадлежат не одному лицу, а ряду руководителей. Ниже мы приведем ряд материалов подтверждающих эту точку зрения".
  "Религиозное воспитание". Материал несомненно полезный. Не согласен с припиской редакции. Во-первых, в выборе стиля (двух предложенных или некоего третьего) будет всегда решать данный руководительский коллектив и нужно ли влиять на этот выбор таким примечанием? Во-вторых, примечание не обосновано, оно утверждает, а не убеждает. В-третьих, - по существу: основная разница между двумя изложенными традициями - это чтение евангелия и проповедь. Указание, что это протестантизм не правильно. Православие, конечно, евангелистично. Протестантизм - это вытеснение благовествованием евхаристического таинства, но о последнем не может быть и речи без священника. Неправильно утверждение, что такой религиозный сбор подходит иностранцам и инославным - это исключало бы чтение русских скаутских законов и православного символа веры. Беседа на тему дня вполне соответствует православному замыслу воцерковлениях... изни...
  "Психология детства". Тема важная. Манера не слишком заумная и не слишком примитивная. Я вообще сторонник научного стиля, хотя и считаю, что его нужно дополнить непосредственным опытом. (В духе скажем моих "Педагогических этюдов"). Но содержание - ???!!! Статья
  написана с претензией не допускающей вопиющую безграмотность, а она на каждом, шагу... Примеры: "Общественные переживания в психологии называются ценностями
  и относятся к духовным переживаниям. Личные переживания относятся к душевным переживаниям". Откуда это?!!! Поясню - 1/Ценности - не переживания, а переживаемое. 2/Ценности переживаются преимущественно личностью, но можно говорить и об общественном переживании ценностей. 3/Духовныё цен нести могут переживаться как личностью так и обществом. 4/Это же действительно и для ценностей душевных... Определение темпераментов - неполное, спорное. Почему интуиция стоит на грани телесной и душевной жизни? Где тут интеллектуальная и мистическая интуиция, о которых постоянно говорит Лосский?..
Одно общее замечание: подчеркнутая субъективность редакции. Я указал уже два момента - выпад против ОИП и примечание к религиозным сборам. Далее анкета - ясно чувствуется тенденция в третьем вопросе. Обращение за подписью Лукина (ссылка на "цензуру" старшего скаутмастера, мыслители в кавычках), критика справочника волчатника (без подписи и от первого лица (все чересчур эмоционально)...
  Спорт. Принципиально приветствую введение такого отдела.
Медведь Ревун. Не согласен с "могучей национальной идеей". Она может быть и нужна в эмиграции для самосохранения, но и тут вреден перегиб палки. В России же мы натолкнемся на такой заряд шовинизма, что ему со всей силой нужно будет противопоставить нашу идею вселенскости.
  О законах. Изменять их пока, действительно, пожалуй не стоит. Но всякую дискуссию на эту тему, углубляющую их осмысление, можно лишь приветствовать. Сравнение с заповедями Моисея неубедительно. Там - богоданные слова, у нас же первая, (а поэтому не слишком удачная) попытка сформулировать наше моральное кредо.
Первый ответ Хомяку. Редактор рубит с плеча. Что он скажет на случай из моей собственной руководительской практики - мать алкоголичка и распущенная женщина, тянущая детей за собой, чтобы они, видя другое, не смогли от нее отвернуться? Я - "случайный прохожий"? Я таким себя не чувствую, я считаю себя человеком, служащим идее, знающим слова - "и враги вам домашние ваши".
Письма. Откуда это автор берет, что "всякая политика приводит непременно к забвению принципа абсолютной честности и благородства?.. Дело тут не в предмете, а в человеке. Чем больше дело, тем больше и соблазнов. Откуда это автор берет, что "в политике все позволено"? В какой политике - коммунистической? Зачем клеветать на столь значительную область социального служения?
Беседа Старого Волка. Есть неубедительные положения. Почему скм. Н. Н. инженер, а Петр Великий (политик) - ремесленник? Почему неизвестно будут ли существовать политики, а руки будут? В Царствии Небесном не будет ни тех ни других, а в правовом государстве будут и те и другие. "Ни одна из них не знает, а мы знаем". Ничего подобного. Мы верим, что будем существовать и политики верят в то, что их организация будет существовать, мы думаем, что знаем, что и как будем делать и они думают, что знают, хотя жизнь может внести коррективы и тем и другим".
(Напечатано с незначительными сокращениями. Ред. )
  Акела.

  ОТ РЕДАКЦИИ: Нас просят в связи с критикой "Справочника волчатского руководителя", появившейся в прошлом номере "Опыта", сообщить, что в ней безосновательно отмечаются Обещание волчат и пункты программ на "глазки" как нечто новое. И Обещание и все волчатские программы имеются в "Справочнике для руководителей" 1947 г.

    Выдержка из приказа Старшего Скаутмастера № 34 от 30. 4. 1950 г.:

  "§6. Нашим руководителям следует воспользоваться успешным опытом британского скаутизма с новой возрастной ветвью организации от 15 до 18 лет (сеньор скаутс). После обсуждения вопроса с советом организации, я устанавливаю нижеследующие основы работы наших старших ветвей. Их следует испробовать на деле и искать своего, русского опыта в организации, методике и программах.
  СТАРШАЯ ВЕТВЬ. Возраст от 15-18 лет. Название - "старшие разведчицы" и "старшие разведчики" (или по английски - "сеньор скаутс", "сеньор гайдс"). Для вступления надо сдать испытание II разряда. Организация - по звеньям и отрядам. В разведческих отрядах могут быть такие звенья старших разведчиков. Старшие разведчики сами выбирают вожаков и стремятся к максимальному проявлению инициативы в выработке своего звенового плана работы и в его выполнении. Программы - прохождение 1 разряда, специальностей, подходящих для старших (пока не будут выработаны особые), достижение звания "опытного разведчика". Старшие разведчики
  "расширяют круг своих интересов, начинают знакомиться с жизнью своего окружения, города (общества, знакомятся с искусством, культурой и социальной жизнью. Различие на форме - платок обшит черной каймой в 1 см. шириной, отступясь на 1/2 см. от края. ВЗРОСЛАЯ ВЕТВЬ: возраст от 18-25 лет, название - "дружинницы" и "витязи" (или по английски - "роверс", "ренджерс"). Для вступления надо сдать испытания второго разряда. Организация - по кругам, которые могут разделиться на звенья, круги сами вырабатывают свои уставы, избирают своих старшин, планируют свою работу. В случае необходимости нач. дружины назначает им инструктора -опытного руководителя. Круги могут быть смешанные из витязей и дружинниц. Программа - у взрослой ветви нет. Витязи и дружинницы могут заниматься, если хотят 1-ым разрядом и старшими специальностями, но не носят их знаков. Задачи взрослой ветви - работа над собой - религиозная, национальная, общеобразовательная -(наука, искусство, техника, спорт), работа для организации, работа для Родины, общества и ближних, проведение разведческих принципов в повседневной жизни и в своем окружении. После проверки на активной работе член круга может быть допущен к особому ТО витязей и дружинниц. Различие на форме - платок обшит черной каймой в 2 см. шириной по краю, нагрудный знак на черном поле. Сдавшие ТО витязей носят особый знак на левом рукаве".

  "Опыт" журнал разведческих руководителей. Издание Главной Квартиры ОРЮР. Настоящий 21-ый номер отпечатан в июле 1956 года в Мюнхене, Германия. Предыдущий номер вышел в конце 1955 года в Буэнос-Айресе, Аргентина.