Журнал скаутских руководителей "Опыт" №4

Журнал "ОПЫТ" № 4  (1947г.)

СЛОВА

Наша жизнь полна слов. Без них мы себе не можем представить ни одного дня. В личных делах, а тем более в общественной работе, сила слова огромна. Мы даже любим говорить. Мы, вероятно, говорим больше представителей многих иных наций. Мы привыкли все наши чувства и поступки сопровождать обилием слов. Мы часто говорим горячо, красиво, хорошо...
  Знаем ли мы эту силу - наши слова? Хозяева ли мы этого орудия и оружия? Пользуемся ли мы им по своему усмотрению и решению, во время и в меру, или увлекают они нас за собой, отвлекают порой от действия, от мысли?
  Слова есть разные.
  Есть пустые слова.
  Их можно говорить целый час, а потом и не вспомнить, что было сказано. Они ненужными завитушками, как ползучие растения-паразиты, оплетают, иногда, дельную мысль, нужное предложение. Заглушают, душат. Они не всегда вьются. Бывает, они трещат, как фейерверк, и сопровождаются маханием рук.
  "...Я уже в таком-то году говорил, что надо...",
  "...эта группа потенциально с нами, а та не отказывается сотрудничать...",
  "...сборов, пока, не делаем, но на эту группу производится влияние в бытовом порядке, при личных встречах..."
  Есть жалкие слова.
  Когда их слышишь, хочется отвернуться, или смотреть на ножку стола. Стыд за другого они вызывают, за общее дело. А иногда и гнев, возмущение.
  Когда человек спешит по страшно важному делу уйти с собрания, держа в кармане билет в театр, когда человек, на которого рассчитываешь "забегает", чтобы, перебивая самого себя, объяснить, как он много делает и почему ничего не выходит, когда лихой, самоуверенный начальник, вдруг, в "узком месте" начинает доказывать, что именно он никак не может повести ребят в ночной поход или пожертвовать воскресеньем на выпуск журнала - тогда льются обильно жалкие слова. "....Я ничего не хотел говорить на заседании, - но с "А" я работать не могу...", "... я этого еще не принес, потому что я думал, что, раз "Б" обещал...", "... я готов работать, но при условии, что мне будет обеспечено..."
  Слова слабости, слова трусости, слова эгоизма...
  Есть сильные слова. Их сила в мужестве, в вере, в правдивости. И, прежде всего, их сила в простоте. Это короткие фразы, которые говорят, обыкновенно не громко, спокойно; порой, неожиданно.
  Когда из подполья слышно "Будем работать, несмотря ни на что", когда после Т.О. у костра, в лесу говорится: "Сегодня я стал русским, я понял, что такое Россия" - в этом чувствуется сила. Та сила, которой мы живем - "несмотря ни на что". "...Я был не прав, извини...", "...не знаю, выйдет ли, но, взяться надо...". Это слова разведчика, в них слышится "всегда готов!"
  И есть слова великие.
  Мы их все очень хорошо знаем. Очень хорошо, потому что их часто, слишком часто говорят.
  Это - Бог, родина, служение, жертвенность, братство...
  Нам эти слова давно привычны. Но не слишком ли мы мало задумываемся над значением их, над их величием?
  Сколько веса в каждом из этих слов! Сколько веры, уверенности, призыва, требования кроется в каждом из них!
  Надо сознавать ответственность произнесения этих слов. И смеет, достоин их говорить, не каждый: Тот, кто встает, чтобы их сказать, должен понимать, твердо помнить, всем своим существом сознавать, что они его обязывают очень многим.
  Готов ли Ты, говорящий о Боге, всегда и везде засвидетельствовать о своей вере, защитить ее? Ты говоришь о родине. Спрашиваешь ли Ты себя ежедневно: "Что я сегодня сделал для России?" Ты призываешь к жертвенности. Умеешь ли Ты жертвовать?
  Нет, не так просто, как Ты думаешь, отдать то, что, в конце концов, не трудно "списать в расход". Но принесешь ли Ты легко жертву настоящую, ту, которая причиняет боль, поражает Тебя "в нерв"? Можешь ли Ты отказаться от заветной мечты, отдать дорогую вещь, - чтобы это, может быть, помогло делу?
  Ты упоминаешь братство. Помнишь ли Ты, что родной брат всегда остается братом? Говоря "братья", помогая, сотрудничая в обществе своих разведческих братьев, способен ли Ты "разобраться" с ними так же, как раззнакомиться со знакомыми, или Ты поднимаешься до высот великодушия и прощения? Подумай, решай и - говори.
  Старый Волк.

В помощь руководителям

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ

Весна на носу, приближается время летних, т.н. постоянных, лагерей. Настало время позаботиться об их подготовке. Для этого в первую очередь нужно знать основные принципы их устройства.
  В своей статье я в коротких словах разберу материальную сторону лагерного дела, оставляя в стороне вопросы программы и распорядка лагерной жизни.
  Устраивая летний лагерь, руководитель принимает на себя громадную ответственность. Не говоря уж о пропагандном значении хорошо устроенного и проведенного лагеря, от устройства лагеря зависит здоровье вверенных руководителю детей. Поэтому, совершенно необходима тщательная и предварительная подготовка. Организация не терпит импровизации,
  Для проведения лагерной программы необходимо какое-то минимальное количество членов. С другой стороны, чем больше в лагере членов, тем
  труднее его ведение и тем более совершенными должны быть его технические средства. Начиная с лагеря-звена в шалашах и кончая большими лагерями с телефонами, специальными кухонными аппаратами и электрическим освещением, идет непрерывная лестница технического совершенства. Где-то посередине, там, где еще не потеряна поэзия дикой природы, лежит образцовый скаутский лагерь. Опыт показывает, что при 25-35 участниках
  получаются во всех отношениях наилучшие результаты. Нормальный скаутский отряд должен иметь приблизительно это количество членов. Итак, идеальным является отрядный лагерь, который удобнее всего и в программном отношении.
  Лагерем должен управлять начальник отряда. Лагерная жизнь дает ему возможность личного контакта с членами отряда. Отряд должен выйти из лагеря спаянной спортивной командой. Если капитан этой команды стоит вне ее, не слился с ней - эта команда никуда не годится.
  Вторым очень важным лицом в лагере является заведующий хозяйством. Как и все члены лагерного штаба, он должен быть тщательно выбран. Умение варить - необходимая предпосылка. Однако, это не значит, что он должен сам варить. Этим отпал бы один из важных элементов лагерной воспитательной программы.
  Необходимо заранее подготовить следующее: уяснить себе и разработать строительный план лагеря, создать план финансирования, подготовить схему питания, позаботиться об инструментах, палатках, посуде и т.д.
  С весны нужно начать короткие походы, соединенные с ночевками, т.е. передвижными, походными лагерями. Этим путем скауты приучаются к лагерным работам и закаляются, экипировка уточняется и совершенствуется. Постепенно следует вводить элементы лагерного строительства и знакомить с лагерными работами.
  Время для постоянного лагеря следует выбирать в зависимости от климатических условий (в Баварии, напр., июль, обыкновенно, дождливый).
  О место для постоянного лагеря следует позаботиться заранее. Для этого следует использовать Пасхальные каникулы и Троицу. Звенья старших разведчиков должны в это время посетить и осмотреть предполагаемые места летних лагерей.
  При выборе места следует руководиться следующими соображениями:
  1. Топографическая дислокация: элемент красоты, свойства почвы (избегать глины), в лесу или у леса, господствующие ветры (в Баварии - западные), опасность больших деревьев, время восходы солнце, отток воды в случае ливня. Воспитательное значение красоты вряд ли требует объяснения. Почва должна быстро всасывать воду и не быть болотистой. Густо поросшая травой (но не мокрая) лужайка дает возможность детям бегать босиком, что очень здорово. С другой стороны, такие лужайки, обычно, бывают мокрыми. Лучше всего располагать лагерь на поляне у молодого леса. Большие деревья, во-первых, опасны во время бурь, во вторых, заслоняют солнце, и после дождя с них долго капает. Солнце должно освещать лагерь приблизительно за полчетверть часа до побудки. Если произошла ошибке в определении времени, следует передвинуть время побудки, Идеалом является: солнце утром и вечером и тень в полдень. Это бывает в глубоких долинах, идущих с востока на запад. Но в таких долинах, обыкновенно, "дует", что весьма неприятно. Во всяком случае, у лагеря должны быть тенистые уголки. Из конфигурации местности можно заключить, как потечет вода в случае ливня.
  2. Гигиеническо-санитарные требования: питьевая вода, вода для мытья посуды и купанья, вдали от населенных пунктов, вдали от болот, отсутствие туманов. Питьевая вода не смеет быть дальше ста - ста пятидесяти метров от лагеря. Лучше всего, если это ключ. Во всяком случае, исток питьевой воды должен быть недалеко и под постоянным контролем. Лагеря без свежей питьевой воды не смеют быть устраиваемы. Вода для умывания и мытья посуды должна быть как можно ближе к лагерю (вернее к кухне). Расстояние должно быть минимальным, потому что носить котлы на далекое расстояние очень трудно. Вода для купанья (не умывания) может быть несколько дальше, но и в этом случае полкилометра уже много. Конечно, в исключительных случаях можно обойтись и без купания. Но в таких случаях углубляется и расширяется русло ручья, или строится небольшая плотина с таким расчетом, чтобы в создавшейся заводи можно было помыть все тело хотя бы по очереди. Следует избегать мест с населенными пунктами, стоящими выше по течению воды. Во всяком случае, расстояние должно быть достаточно для самодезинфекции воды. Необходимое расстояние зависит от количества воды и бурности течения. Чем меньше воды и чем бурнее ее течение, тем скорее вода очищается. Но все же такую воду нельзя употреблять для питья. Кроме того, близость населенных пунктов мешает проведению программы лагеря!
  3. Хозяйственные условия: топливо, строительные материалы, подъездные пути, связь с внешним миром. Дерево для кухни рубится и собирается на месте, или его нужно купить и привезти. Желательно, конечно, первое. Нужны шесты для палаток, ветки для патентов и украшения лагеря, камни и глина для постройки кухни. Нужно привезти и увезти инвентарь, материалы и запасы. Должна предвидеться возможность отвоза больных, флуктуация участников крайне не желательна, но иногда неизбежна. Тоже можно сказать о посещениях. Поэтому необходимо ясное и точное обозначение дороги к лагерю. Почтовая связь и легкая достижимость ближайшего телефона необходимы. Нужно заранее позаботиться о возможности закупок на месте. Составляя план питания, следует заранее знать местные источники закупок. Нужно заранее учесть необходимое количество продуктов и договориться об их закупке на месте. Этим повышается также популярность у местного населения, и следующий отряд, который захочет иметь лагерь в окрестностях, встретит содействие и благожелательное отношение.
  4. Условия, необходимые для проведения программы: спортивная площадка, окрестности для игр, возможность практики в саперном деле. Хотя бы небольшая ровная и по возможности горизонтальная площадка в непосредственной близости лагеря совершенно необходима.
  Если утренние упражнения, в крайнем случае, можно делать на лагерной площадке, то игру в мяч, волейбол и т.д., на ней допускать нельзя. Спортивная площадка, во всяком случае, должна быть густо поросшей травой, чтобы предоставляла возможность бегать босиком. В этом случае можно и пренебречь некоторой влажностью почвы и скверным оттоком вод, так как спортом все равно занимаются только в хорошую погоду. Окрестности должны быть, по возможности, разнообразны и пригодны для игр в природе. Красота и геологическая поучительность окрестностей желательны. Возможность валки деревьев, постройки мостов, дамб, срубов очень желательна.
  Правовые условия, разрешения, связь с органом местного управления и самоуправления, связь с лесничеством, связь с врачом, частновладельческие права. Нужно заранее позаботиться о получении необходимых разрешений (от своего Отдела или Района, от ландрата, от лесничества и общины). Необходимо вступить в связь с полицией, общиной и т.д., включиться в Горную помощь. Войти в связь с местными скаутскими и спортивными организациями. Хорошие отношения с лесничеством и местным лесным персоналом особенно важны. Хорошо налаженная связь с местным врачом и ближайшим пунктом Красного креста необходима. Это, однако, не исключает необходимость хорошей лагерной аптечки. Лагерь без аптечки - преступление. Особое внимание нужно обратить на вопросы частновладельческие. Правонарушения в этом отношении влекут, за собой большие неприятности, вплоть до закрытия местности для скаутов. Не следует забывать, что и для прохода через чужие участки нужно иметь разрешения. Из всего вышеизложенного видно, что выбор места для лагеря нельзя откладывать на последнюю минуту.
  В лагере мы "должны спать, есть, проводить время во время дурной погоды, проводить скаутскую программу. Для этого необходим какой-то минимум удобств и гигиеническо-санитарных условий.
  Не говоря о специальных случаях, в лагере живут в палатках. Трудно говорить в нашем теперешнем положении о том, каковы должны быть палатки. Приходится довольствоваться тем, что есть. Можно говорить лишь об идеальном случае, когда есть возможность выбора. Долголетний опыт привел меня к следующему: для самого младшего возраста (волчата)- палатки по звеньям (шестеркам), для среднего - палатки на двоих, для самых старших - палатки на одного. Последнее, однако, и в лучших условиях редко проводимо в жизнь. Начальник лагеря, во всяком случае, должен иметь отдельную палатку. Вообще соединение очень различных по возрасту не желательно. Заведующий хозяйством и помощник начальника лагеря обыкновенно живут в большой палатке, служащей одновременно и канцелярией и складом материала и инструментов.
  Все типы палаток имеют свои выгоды и невыгоды. За недостатком места я не могу их здесь разобрать. Форма лагерной площадки зависит от расположения лагеря в местности и от количества палаток. Начиная с линейки и дуги у маленьких лагерей, через подкову и круг до прямоугольника у особенно больших лагерей и до маскировано разбросанных в природе палаток простирается шкала возможных решений. Наиболее обычной является незамкнутый круг.
  Каков бы ни был тип палаток, желательно устройство постелей. Спать на земле, на соломе две-три, а то и четыре недели (собственно правильная продолжительность лагеря) нельзя. Дети - не солдаты. Постели можно делать самыми различными способами. К сожалению, недостаток места не дает мне возможность их описать.
  Визитной карточкой каждого лагеря являются его уборные. Основные принципы их устройства следующие: уборные скаутского лагеря всегда одиночные. Еще раз: Дети - не солдаты. Сторонников групповых уборных я позволю себе спросить, закрывают ли они дома, где ведь только их близкие, дверь в уборную? Сознательное огрубение нравов детей мы не можем принять на свою ответственность. Есть, конечно, и доводы за противоположное решение, но мой опыт доказал их несостоятельность. Уборные следует располагать по ветру от лагеря (знать господствующие ветры), не слишком близко, но чтобы они были достижимы и ночью. Подход к уборным следует делать, по возможности, замаскированный (из эстетических соображений) и блокировать его издалека видным семафором. Непереставление семафора, каралось у нас мытьем большого котла вне очереди. Очень хорошо, если уборная достижима только с одной стороны. Этого легко достичь, расположив ее на малоприступном склоне. Уборная должна быть очень хорошо и со всех сторон замаскирована. С больших деревьев после дождя идет т.н. секундарный дождь. Желательно перекрытие. Мой опыт показывает, что в 90% случаев злостного не пользования уборными происходило от их скверного устройства. Недавно я видел один девичий лагерь, в котором вообще не было уборных!
  Все типы сводятся в конечном итоге к яме (удобно на склоне) и перекладине через нее с локотниками или спинкой. Желательно иметь ямку или ящик с рыхлой землей и лопаточкой, чтобы каждый мог после себя присыпать. Землю пополняет дежурное звено или не опустившие семафор грешники. Не менее раза в неделю яму нужно заливать известкой (не забыть взять с собой!). На всякий случай иметь на примете места и подготовленный материал для постройки резервных уборных. При приезде на место лагеря первыми строятся временная кухня и уборная.
  Чем больше участников лагеря, тем выше технически должна быть поставлена кухня. Кухню располагаем в тенистом месте у самой воды. Кухня должна быть по ветру от лагеря, но не слишком далеко от него (на видимость), чтобы избежать необходимости ставить отдельных сторожей. С другой стороны не слишком близко из-за дыма, запахов и мух. Над плитой и рабочим пространством обязательно должна быть построена крыша. Устройство плиты бывает самое различное: от обыкновенного полевого огня - до целой плиты с духовкой и до кухонных аппаратов (но желательно для нормального лагеря). Привозится с собой плита, колосники и труба - все остальное можно сделать из природного материала. Ящики, в которых был привезен лагерный инвентарь, можно заранее приспособить для хранения кухонных принадлежностей и непортящихся продуктов. Нужно заранее подогнать к ним полки и набить в них планки. Для приготовления еды необходим стол. Независимо от того, моет ли посуду каждый отдельно, или дежурное звено, посуду следует оставлять на кухне, дабы не было соблазна носить остатки еды в лагерь.
  Для предотвращения замены нужно или набить гвоздей, или иным способом устроить вешалки. Каждый должен иметь свое место, и пользование чужой посудой или бросание своей не на месте, следует строго преследовать. Чистоту посуды следует контролировать как можно чаще.
  Для хранения скоропортящихся продуктов следует в тенистом месте вырыть яму, или устроить запруду с посудиной, охлаждаемой проточной водой.
  Для отбросов - вырыть яму и заливать ее каждый день известью. Яму вырыть по ветру от кухни.
  Чистота кухни (как и вообще лагеря) является гарантией здоровья участников!
  Есть и хранить еду в жилых палатках должно быть запрещено, но для этого необходимо иметь крытую столовую, которая может также служить местопребыванием во время дождя. Столовую лучше всего устраивать между кухней и лагерем.
  В кухне или столовой днем и ночью должна быть свежая питьевая вода!
  Мачта ставится, обыкновенно, посредине лагерной площади. Верхнее кольцо должно быть по ветру!
  Круг (или чаще подкову) лагерного костра делают часто из лагерной площади. Я лично предпочитаю выносить его в сторону, под деревья, или вообще в более романтичные рамки. Подкова удобнее круга при постановке точек.
  Хорошо, если члены лагеря имеют у костра свои или хотя бы звеньевые места. Устройство сидений и трона для начальника лагеря показывает вкус и ловкость участников.
  О спортивной площадке я уже сказал несколько слов. Добавим, что на нее как можно раньше должно светить солнце. Утренние упражнения на холодной, мокрой траве мало привлекательны. Весь инвентарь должен быть вечером сдан и волейбольная сетка отпущена.
  Устройство ворот и забора зависит от вкуса и умения.
  Итак, не забывайте о принимаемой на себя ответственности и подготовьте лагеря, как следует.
  До встречи в лагере.
pp0042.jpg

Из иностранной печати

СКАУТИЗМ В АМЕРИКЕ

(Со слов французского скм. Роберта Боас и из личных встреч)
  ("Le Lieu" № 9 Septebrt 1945)
  Французский руководитель в Америке, Роберт Боас, дает объяснение, почему французские разведчики дни своей эмиграции из Франции (после оккупации Франции Германией) не влились в американскую организацию скаутов, а организовали самостоятельную организацию разведчиков. Он указывает на то, что американцы охотно приняли бы их в свои ряды и даже настаивали на этом слиянии, но целый ряд существенных различий в работе и ее проведении, привело к созданию в Америке французского разведчества в том виде, к которому французы привыкли у себя на родине. Об американском скаутизме он говорит следующее:
  "Американская скаутская дружина состоит из 60 мальчиков, которой руководит начальник дружины (С.Т.) - человек средних лет. Сам он не имеет непосредственного контакта с детьми. У него - полдюжины помощников - assistars (С.Т.А.), они и являются непосредственными руководителями разведчиков. Помещения, которые я посещал, были редко украшены и уступали нашим французским. Это самые обыкновенные комнаты. Многочисленность единиц объясняется большим количеством детей-скаутов. В Америке 1.055.000 скаутов, 420.000. руководителей и старших разведчиков и 440.000 волчат на население в 138 миллионов человек. Когда я попал впервые в их главное управление, очутившись в большом помещении, где множество суетящихся служащих сменяли друг друга, совсем как в каком-то официальном учреждении, то я подумал, что ошибся этажом. Но можно себе представить, что для такого количества детей действительно нужен такой огромный аппарат управления. У каждой американской единицы вместо имени, как это принято во Франции, - номер. Форма американских скаутов такая же, как и наша, с единственной разницей, что они и зимой, и летом ходят в длинных брюках, когда они увидели нас в коротких штанах, то спросили: "Неужели у вас не мерзнут колени?" Легко угадать наш ответ.
  В разговоре с одним из американских руководителей о "большой игре", (о которой, к моему удивлению, многие из американских руководителей не имеют никакого понятия!), после того, как я ему объяснил ее суть: он нашел, что это, должно быть, очень занимательно. К сожалению, я не знаю, применил ли он ее в подчиненных ему единицах. В двух словах, деятельность американских скаутов ограничивается еженедельными собраниями, где они играют и поют, как и мы, посещениями группами музеев (но реже, чем во Франции) и проведением несколько недельного лагеря со всеми удобствами. Палатки им ставят заранее, варит им специальный повар. Лагеря устраиваются неподалеку от города, где находится данная единица, благодаря чему дети, после нескольких недель в лагере, слишком хорошо знают окрестности и теряют интерес к походам,
  Однажды я был приглашен в один американский лагерь. Во время нашего посещения мы остановились перед руководителем, который с меню в руках забавлялся вычислениями. Когда мы поинтересовались, в чем дело, то выяснилось, что он высчитывает, находятся ли в сегодняшнем обеде все необходимые витамины.
  В Америке редко встретишь на штатском платье скаутский значок, редко обмениваются и салютом. Скауты у них здоровается правой рукой, сплетая мизинцы. О французской работе в Америке он добавляет: "Сначала американские скауты смотрели на наши начинания косо, несколько раз пытаясь нашу работу уничтожить, но каждый раз нам удавалось преодолеть все трудности!"
  Нам, русским руководителям, приходится сейчас все чаще встречаться с американскими разведчиками, и те сведения, которые мы узнали от французского руководителя, для нас неубедительны.
  Мне лично пришлось разговаривать с одной из руководительниц американских разведчиц. В разговоре она мне подчеркнула, что американский скаутизм в значительной мере отошел от английской системы Баден-Пауэля. Некоторые положения этой системы сказались неподходящими в особенности для девушек. По ее словам, разведчикам нужно подготовить из себя в первую очередь женщину. Для этого особенное внимание нужно обращать на их манеры, мягкость и женственность. Такие навыки, как уменье составить букет цветов или сервировать стол, очень удачно могут быть применены в женском воспитании.
  Та же руководительница сообщила мне, что самостоятельная женская ветвь организации существует в Америке лишь с 1946 года. Работа разведчиц развивается не так успешно, как у скаутов, в основном из-за того, что разведчицы остаются в организации приблизительно до 16 лет, после чего удержать их в организации трудно. В последнее время замечено, что женщины лет в 30 возвращаются в организацию снова. Те, у кого есть свои дети, вступают в нее из-за детей, а те, у кого их нет, - чтобы заполнить этот пробел работой с детьми.
  Каждая такая встреча и разговор с представителями подобных нам организаций очень полезны, так как дают новые мысли и идеи для работы, особенно в тех областях, где наша работа хромает.
  Скм. И.Шмитов.

ИЗ    ЖИЗНИ  МОЛОДЕЖИ

(Die Noue Zeitung)
  В Гессене по примеру широко распространенного в Америке образца учреждены "Недели молодежи". В Дармштадте и Шлюхтерне школьники и школьницы по желанию могли наблюдать в непосредственной близости работу городских и государственных учреждений. В Шлюхтерне они посетили жилищный отдел, начальника области, бургомистра, окружной суд, уполномоченного по делам беженцев и полицию. Молодежь этим очень заинтересовалась и будет теперь чаще допускаться к подобным осмотрам. Следующая "Неделя молодежи" предполагается на пасхальных каникулах.
  Два члена Братства Гуттерлана находятся сейчас у нас в стране с намерением отвезти к себе в Парагвай 60 военных сирот. Братство было основано в 1920 г. в Германии, в 1933 г, оно было "по-дружески" выселено. Теперь в колонии Братства Примавера - 450 немцев, англичан, швейцарцев и белых русских, между ними 240 детей. Для немецких военных сирот начинается уже строительство. Между прочим, выполнение этого плана обойдется в 60.000 долларов. В их маленьком обществе нет никаких частных владений, зато много молока и меда.
  6000-8000 молодых берлинцев посещают ежедневно 8 клубов молодежи, организованных американскими учреждениями. В них каждый может делать все, что только доставляет ему удовольствие, за исключением политики и игры в мяч в помещении. Там: мастерские, хоровое пение, пинг-понг, шахматы, английский язык, стенография, дискуссия, музыка и танцы.
  Капитан Гарольд Сколлин в конце октября основал в Кобурге отряд скаутов и попросил руководителя скаутского отряда в Бостоне взять покровительство над кобургскими скаутами. Капитан Сколлин, уехавший на время в Америку, вернется оттуда настоящим "дядей из Америки".
  А.Ц.Ф.Биллис в одной из британских газет пишет о Международной Конференции Христианских Студентов в Мюнстере, в которой принимали участие представители Англии, Франции, Швейцарии, Дании, Австрии и всех немецких университетов. "Мы все были помещены в нетопленных студенческих общежитиях, в которых была температура от 15 до 20 градусов холода, и питались так же, как питаются немецкие рабочие. Мы испытали на себе нижайшее положение Германии в материальном и высочайшее в духовном отношении. Вывод двоякий: во-первых, мы сейчас гораздо лучше понимаем, что творится в головах нового немецкого поколения и, во-вторых, мы знаем еще вернее, каким способом английские христиане могут практически помочь христианам Германии. Наша делегация получила впечатление, что, кроме другой помощи, очень важно обеспечить немецким студентам возможность принять участие в этом году на конференциях в Англии.

Темы для бесед

Владимир Гущик

ТРИ ТАЛАНТА

Дороги были испорчены. Дожди, не переставая, лили вторую неделю и царь Петр решил задержаться в Валуевке. Ехал он с Меньшиковым, оба верхами и так промокли и продрогли, что не раз приподнимались на стременах, ища хоть какую-нибудь хибарку, но кругом простирались сиротливые голые поля, мокрые и неприветливые.
  Обозы с амуницией и огнестрельным запасом шли из Новгорода на волах и по размытым дорогам проходили в сутки не более двадцати верст. Царь грозился повесить и начальника, и комиссара обозов, однако, от угроз к делу не перешел, понимая, что начальникам супротив природы бороться трудно. Но скверные дороги и общее к ним безразличие раздражали Петра.
- Голландские дороги катками укатаны, по бокам стоки, а пока наш русский медведь наберется таланту - сто шкур с него спустишь! - сказал он в полуоборот Меньшикову.
Светлейший лениво посмотрел на царя, отряхнулся, как утка, от дождя, и еще ленивее ответил:
- Зря русский народ бранишь. У русского талантов девать некуда: присмотрись только.
- Давно смотрю, да что-то не вижу! Только из-под палки и горазд на работу, а не досмотри - лапу сосет!
- Не прав ты, ваше величество, и за сутки не меньше трех талантов найдешь!
- Да ну!
- Ей-богу!
- А почему же я проглядел, а ты их подметил: умней, что ли?
- Не в уме дело. Ты сверху до низов снизошел - это одна хватка, а я сам из низов вышел - это другая. Хочешь спорить на сто червонцев?
- Идет! - засмеялся царь. - А только, если за сутки трех талантов мы не найдем - получай, брат, за червонец по палке. По пятницам и бить буду: так и отсчитывай десять пятниц. В субботу отлежишься, в воскресенье отмолишься, а с понедельника - за работу.
- Плакали твои денежки, ваше величество! - усмехнулся светлейший.
- Не твоя ли спина чешется? Рано загадываешь. Ну и погода!
А погода, действительно, становилась все нестерпимее: дождь, то частил, словно из сита, то лил ливмя, и лошади, и всадники были забрызганы грязью до самых голов.
  Временами откуда то сбоку налетал ветер и дождь принимался хлестать сильней и настойчивей. Люди словно попрятались: нигде ни души, ни подводы, ни верхового, ни пешего. Тучи бежали так низко, что, казалось, вот-вот заденут за верхушки берез, разбросанных кое-где от дороги. А неутомимый царь, мокрый, голодный и холодный, спешил в сумраке ненастья и, криво оттопыривая верхнюю губу, ворчал:
- Их бы, сучьих детей, да по заграничному обучить - глядишь - через сто лет Европу бы и удивили!..
В Валуевку царь прискакал под вечер с Меньшиковым и прапорщиком Сергеевым, которого нагнал по дороге, верстах в десяти от Валуевки.
Сергеев торопился к обозам, был верхом, с седла не слезал двое суток, насквозь промок, ел из сумки, запивал дурной самогонкой и сегодня загонял уже третью лошадь.
- Куда? - закричал Петр, как только нагнал Сергеева.
- Для Семеновского полка порох и свинец принять, ваше величество! - осаживая в сторону коня и снимая шляпу, отвечал Сергеев. - У них не перехвати во время, так в год не дотащат, а на своих-то подводах быстрей доставим.
- Дело говоришь, дело! Запоздали обозы!
- Пока они подойдут - зима стукнет.
- А все же в Валуевку завтра должны подойти! - уверенно сказал царь. - Поезжай с нами. Как звать-то? Оброжье знакомое, а по кличке забыл.
- Фома Сергеев, ваше величество!
Царь снял шляпу, отряхнул с нее ручьи воды и, одевая ее, спросил.
- В наших баталиях был?
- Под Нарвой был, ваше величество. Б бедро ранен, да вот два пальца подарил шведам! - засмеялся Сергеев и поднял правую руку без мизинца и безымянного пальца.
- Орел! - улыбнулся царь и тронул коня.
- А водку-то пьешь? - спросил он через плечо.
- Пью, ваше величество. Да нешто без водки русский человек проживет? По такой-то погоде куда как это пользительно!
- Говоришь много! - насупился царь. - Кабы не пальцы, да не бедро, я бы прописал за твое пустословие!
- Язык наш - враг наш! - вставил Меньшиков и брезгливо оглядел Сергеева.
Сергеев усмехнулся и еще веселее посмотрел в спину царя.
- Ишь, как грязью отделало! - сказал он. - А пальцы и бедро, ваше величество, не в счет; за тебя, да за родину, я и глазом стою, Петр обернулся и погрозил ему нагайкой.
- Каким глазом?
- Одним, ваше величество. Левым!
- А правый у тебя для кого?
- Правый, царь, для обману.
- Как для обману?! Эй, Данилыч, огрей его вдоль спины, тебе ближе! Светлейший поднял нагайку, а Сергеев, дав коню шпоры, ушел.
- Смотри, Фома, в оба! - засмеялся царь. - Не ровен час, с одним глазом из-под моей нагайки не улизнешь.
- И рад бы, ваше величество, да глаз-то один! Правый-то у меня не свой. Правый-то глаз за твое величество до Нарвы посеял. Царь повернул коня и остановился против Сергеева.
- Врешь! Кажи глаз!
Прапорщик, улыбаясь, привстал на стременах и потянулся к Петру,
- Врешь! - уже не дружелюбно вскричал царь. - Ведь у тебя оба глаза! - и щека у Петра, дрогнула, и бровь искривилась.
- Никак нет, ваше величество, один левый. Это мне на место правого ротный богомаз Федька липовый волчок под глаз расписал.
- Да ну?! - изумился царь.
- Ей-богу!
- Достойно сделано. Неужто волчок?!
- Волчок, ваше величество. Можете пальцем ощупать.
Петр поднял руку и слегка надавил пальцам на глаз прапорщика. С мокрой перчатки струйка воды потекла по щеке Сергеева.
- Вот черт! - засмеялся царь. - Данилыч, смотри и впрямь волчок!
Меньшиков поглядел на мокрую перчатку царя, на свисавшую с кисти царской руки татарскую плеть, на пегую морду лошади прапорщика и, пожимаясь, сказал:
- Вот тебе и первый талант!
Петр даже привстал на стременах, снял с Сергеева шляпу и, перегнувшись, поцеловал его в щеку. Потом нахлобучил ему треуголку на самые брови и серьезно сказал:
- За баталию, за пальцы, за бедро и за глаз - не забуду! - и, улыбаясь, пошлепал его по колену. - Еще одну рану получишь, и произведу в поручики! - дал шпоры коню и все трое поскакали к Валуевке.
В Валуевке никто не ожидал в такую погоду Петра. Ходили слухи, что он хотел быть в Новгороде, но не раньше морозов.
  Мглистые сумерки упали на бревенчатые постройки Валуевки. Дождь зачастил. Порывы ветра, рвали холодные лужи.
Петр рукояткой нагайки постучал в ворота.
- Эй, отоприте царевым слугам!
Где-то хлопнула, дверь. Кто-то зашлепал по грязи, и грубый мужской голос крикнул со двора:
- Чего ломишься? Ле-ша-ай! Проезжай к дьяволам дальше, здесь дом соцкого. Я вот те постучу!
Царь спрыгнул с коня и изо всех сил ударил ногой в ворота. Даже лошади шарахнулись в сторону. Что-то треснуло, посыпалось, завизжало и обе створки ворот широко распахнулись.
- Где сотский! - закричал царь. Какой-то человек метнулся к крыльцу. Но Петр рванулся за ним, схватил за шиворот и несколько раз огрел нагайкой.
Человек завыл, забился в стальной руке царя и сел в грязь.
- Так-то ты, сукин сын, принимаешь царевых гостей?! - зашипел на него Петр и еще раз полоснул нагайкой пониже спины.
Меньшиков и Сергеев въехали во двор.
- Живо прибрать коней! - загремел Петр и прошел в дом.
- Эй, Данилыч, - крикнул он из сеней. - Зови прапорщика, хочу при свете волчок разглядеть.
Меньшиков, не торопясь, слез с коня, потер лосины на ляжках, потер икры и, не обращая внимания на всхлипы исполосованного хозяина, прикрикнул на прапорщика:
- Ну, живо! Слышь, государь требует!
- Кого это? - флегматично протянул Сергеев.- Ежели прапорщика, то он на десять верст позади остался, а ежели поручика, в один миг буду.
- Да ты горох-то не разводи! - насупясь и все еще потирая икры сказал светлейший. - А то, смотри, проучат и тебя, как этого дурака!
Но дурак уже прошмыгнул вслед за царем, а из дома вышли две бабы и приняли коней.
  Сергеев слез со своего пегого и, передавая повод бабе, упрямо сказал Меньшикову:
- А нешто, ваша светлость, не слышали, что говорил государь: "Еще одну рану получишь и произведу в поручики!"
- Ну?
- А вот теперь ощупайте-ка это плечо, авось поручика и нащупаете.
- Да ты не верти, а говори толком.
- Толком и говорю. В плече-то, до сей поры пуля торчит, уже корой зарастать начала.
- Так что?
- Сами смекайте, ваша светлость!
А царь уже снова появился в сенях и загремел на весь двор:
- Ну?! Что еще приключилось?!
Меньшиков подошел и рассказал про пулю Сергеева.
- Вот хват! - удивился царь. - Слово назад не беру. Идем, господин поручик!
Развесили на печи плащи и мундиры, и скоро горячая яичница и крепкая водка согрели всех. Царь вдоволь налюбовался искусственным волчком и, смеясь, спросил Сергеева:
- Ну, куда же тебе одноглазому, послужил и хватит! Хочешь в комиссар-интенданты назначу?
- Спасибо! - засмеялся Сергеев. - От интенданта до плетей, что через стол до яичницы! А я, ваше величество, в капитаны хочу.
- Жирно будет! - насупился Петр. - До капитана еще два ранения - выживешь ли?
- Разве, что два? - опять засмеялся Сергеев.
- А ты чего зубы-то скалишь? Мало дырявили?
- Сказал и не отступлюсь. Возьми еще два ранения и дам капитана, а пока еще в поручиках послужи с толком.
- Дозвольте уж лучше мне в капитаны! - опять засмеялся Сергеев и быстро скинув ботфорт, размотал портянку.
- Глядит - сказал он, подставляя к слету беспалую ногу. - Где пальцы? Нет? Вместе с сапогом по полю, за твое величество в пояс ушли. А это? - и он задрал вверх рубаху. Вдоль белого живота шел широкий розоватый рубец. - Кишки за твое величество щупали, да не на такого Фоку наскочили, выжил! Это, нешто не два ранения?!
Царь, смущенный, откинулся к стене и вопросительно посмотрел на Меньшикова.
- Что ж? - сказал тот. - Русская находчивость - второй талант. Плакали твои денежки.
- Капитан!! - только и мог сказать царь и залился смехом. Его плотное багровое лицо распело все больше и больше.
Вздрагивали, топорщились и щетинились, зачесанные кверху усы, и уже позвенела шея, и веселой кровью налилась широкая волосатая грудь. Вместо вытаращенных глаз, сквозили, морщинистые щелки, и с них бежали по щекам слезы. Наконец, царь перевел дух и снова вытаращил глаза.
- Хват! Черт! Хват! - сквозь последние приступы выкрикнул Петр. - Из прапорщика и в капитаны! Да ты, слышишь, Фома, не тяни, показывай все свои дырки, а то, в прятки-то играя, перескочишь через Данилыча!.. Сергеев заправил рубаху, натянул ботфорт и серьезно сказал:
- Это что, ваше величество, вот в соседней роте у прапорщика Федлушкина пятнадцать ран на теле - что решето! Честное слово! Светлейший взглянул на Петра.
- Вперед наука,- сказал он, - не набирай по дороге прапорщиков, а то капитанов девать будет некуда!
- А все же ты хват, - похвалил царь Сергеева. - На язык речист, на баталию чист, а вот как до ума твоего, не сплоховал бы. Капитаном к бабе поедешь - беда не большая, а дураком в строю будешь - ущерб государству.
- Пытай! - опять улыбнулся Сергеев.
- Что ж, торопиться нам некуда, время коротать надо. Буду пытать на три вопроса. Отгадаешь все три - на роту поставлю, а не отгадаешь - служи капитаном на месте прапорщика.
- Пытай, говорю, ваше величество! - опять смеется Фома. Царь прищурил глаза, задрал между толстых пальцев под глаз правый ус и вдруг, скороговоркой, спросил:
- Летели три птички, две невелички, третья пташечка-таракашечка. Одна пятиглазка, другая трехглазка, а третья одноглазка. Ну?!
- Чего проще! Три птахи, это мы трое. Первая ты - пятиглазка: своих два, да я со светлейшим в твоей службе. Вторая птаха, то - князь: его два глаза, да мой подчиненный, а третья - я, одноглазый.
- Верно твоя! - сказал царь, отхлебнул из кругового ковша, погрыз луку и снова спросил:
- Сажали на огороде два кочана, выросло три кочана, а созрел один не урод, да и давай перекапывать огород. Ну?
- Не велика мудрость! - опять усмехнулся Сергеев. - Сажали два кочана - тебя да царевича Ивана. Выросло три кочана: ты, царевич Иван, да царевна София. А созрел один - ты, и давай перекапывать государство.
- Молодец! - закричал Петр. - Люблю башковитых! - и так хлопнул ладонью по соседней скамье, что у ней нога подломилась.
- Ну, брат, отгадывай третью: кто из нас двоих глупей, ты или я? Меньшиков поднял глаза на Сергеева, а под столом ему кулак кажет: "Принимай на себя!" Однако Сергеев только усмехается.
- Ну?! - заторопил царь, и по скулам Петра забегали живчики. И опять лоб начал краснеть, но уже не от смеха, и Меньшиков осторожно отодвинулся в сторону.
- Говори, если надумал, не тяни! - загремел царь.
- Спешить-то нам, некуда, ваше величество, твои это слова! - опять смеется Сергеев. - А я не из тех, что за словом в карман лезут. На все твои вопросы я ответил по уму, каким меня Господь наградил и теперь скажу, не таясь. Но ответ мой будет состоять тоже из трех вопросов: отгадаешь - заткнешь меня, не отгадаешь - суди сам.
Меньшиков лениво отогнал с носа муху и еще ленивее сказал:
- Дерзишь, брат!
- Молчи! - прикрикнул на него царь. - Достойно он говорит. Задавай, господин капитан!
- Первый вопрос совсем простой: ветра нет - так веется, ветер есть - не веется, веется - так ветер есть, не веется - так ветра нет. Что будет?
Петр бросил кисет на стол, нервно набил трубку, запалил от свечи, пустил целое облако дыму, подумал, почесал в затылке и отплюнулся.
- Хоть убей, ничего не пойму! И мельница, и не мельница, и черт ее знает, что за вертушка! Видно, брат, я глупее, тебя. Говори, что будет?
- Веер!
- Веер? Как веер? Верно. Вот черт! А я про мельницу думал. Ну, твоя берет, говори вторую.
- Изволь. Скажи ты мне, ваше величество, что мужик видит всегда, царь иногда, а Бог никогда.
- Ну, это ты врешь! - засмеялся царь, снова затянулся и снова пустил облако дыма. - Что же это такое, чего Бог не видит?
- Да у тебя Бог-то турецкий? - кривляясь от петровского дыма, протянул Меньшиков.
- Зачем турецкий. Бог наш, Иисус Христос.
- Да есть ли такое, чего и Христос не видит?!
- Значит есть, ваша светлость.
- Ну, пусть я дурак! - сказал Петр. - Говори.
- Мужик видит всегда, царь иногда, а Бог никогда - равного себе! - ответил Сергеев и опять усмешливо посмотрел на царя.
- Что, Данилыч, верно? - подмигнул Петр. - Оба, брат, мы с тобой дураки, капитан-то, как я погляжу, умней нас.
- Отгадка верная, - согласился светлейший. - Срезался ты на своем подданном. Хитер русский человек.
- Золотые слова! - подхватил Сергеев. - Поставь меня на место его величества, и буду я дурак дураком, а вот за водочкой про загадочки - на это я мастер. И скажу тебе, государь, что из нас двоих умней ты, а хитрей я. Хитростью милости твои заслужил и еще на одну рассчитываю.
- На какую же?
- А нужно мне было два дня назад в Валуевке быть, а я два дня с горя пропьянствовал, а теперь вот спешу нагнать своего поручика, так уж будь до конца милостив и прости мой грех.
- Ты, брат, не хват, а чертов ухват! - топорща усы, забрызгал слюной Петр. - Нажрал, напил, награды от царя, получил и еще милость выматываешь?! Хитрая ты голова, и быть тебе на колу, но за нерадение по службе при следующей провинности засчитаю вдвойне, а пока что - благодари за хлеб-соль, да отправляйся вдогонку поручику.
  Сергеев встал, поклонился в пояс царю, да светлейшему и, сняв с печи еще не просохший мундир, натянул, его на себя и прицепил оружие.
Вошел хозяин и, оставаясь у дверей, сказал царю:
- Подводы подошли, ваше величество. Офицер разрешения просит войтить.
- А ты мне скажи, спина-то у тебя саднит?
- Саднит, ваше величество.
- Под лопатками зудит?
- Зудит дюже.
- А на сидячее место сесть можешь?
- Пробовал ваше величество, да пока трудновато.
- Ну, зови своего офицера! - и, обращаясь к Сергееву, сказал: - Не твой ли поручик?! Зайди пока, брат, за печь!
И только Сергеев притулился за печкой, как дверь отворилась, и через порог перешагнул весь мокрый и забрызганный грязью офицер.
- Кто будешь? - закричал царь, всматриваясь в пришедшего. Офицер снял шляпу и с нее ручьями полилась вода.
-Семеновского полка поручик Сусликов, ваше величество! С шестью подводами пороха, амуниции и всяких огнестрельных снарядов. Своих лошадей допрягали, а главный-то обоз за полсотни верст грязь месит.
- Плохо дело! - сказал Петр. - Придется, не досохнуть ехать и подогнать. Сколько с тобой людей?
- Сто человек от роты, ваше величество. Умаялись, вымокли. Дозволь по сараям согреться.
- Ну, что ж, выставляй караул и веди людей отдыхать. Да назначь в караул прапорщика, тоже, поди, вымок, как ты?
- Вымок! - спокойно сказал Сусликов. - Два дня где-то мокнет, а куда занесло сушиться, про то, прости, и не знаю.
- Как так?! - опять загремел царь. - Службу оставил?! Под суд отдать и расстрелять перед фронтом!
Поручик отодвинулся в сторону, потому что, где он стоял, образовалась лужа воды, и спокойно глядя в глаза царю, сказал:
- Прапорщик Сергеев отличный офицер и зашибать, сильно не зашибает, а с горя видно намок, наградами за острый язык обошли.
- Как за язык?!
- Да все правду-матку ищет, а где она правда-то? Днем с огнем не сыскать! А только, ваше величество, Сергеев - офицер преотличный. - Любо послушать! - обрадовался Петр. - Эй, капитан, выходи к нам.
Сергеев вышел из-за печки и потянулся за шляпой. Поручик поглядел на царя, на Меньшикова и видя, что тот и другой улыбаются, спросил Сергеева:
- Никак, Фома Афанасьевич, с царской милостью? Рад за тебя. Достоин, право достоин. Помоги Бог!
- Ну, капитан, принимай от поручика обоз! - сказал царь. - Да не будь свиньей, а вступи в караул, смени сотоварища, а он пусть с нами водочкой отогреется.
И когда Сергеев выходил из комнаты, Петр заричал ему вслед:
- А третью загадку-то и забыл?!
- Никак нет! - обернулся Фома. - Сильней булата, смелей солдата, верна, как конь, за ней хоть в огонь. - Ну! - сразу же спросил царь.
- Царская милость! - уже в дверях крикнул Сергеев и вышел, на дождливую ночь.
  Еще до рассвета выехал Петр из Валуевки, чтобы скакать с Меньшиковым навстречу обозам.
Проезжая Валуевку, царь крикнул в темноту ночи:
- Кто в карауле?
- Капитан Сергеев! - донеслось из темноты. Петр придержал коня и спросил:
- Много ли загадок в запасе?
Шлепая по лужам, подбежал Сергеев к царю и, сняв шляпу, ответил:
- Во всех прорехах напихано, ваше величество.
- Богат ты, Сергеев. Не гордись в богатстве! - и уже тронул коня, когда капитан сказал вслед:
- Да нешто мое, ваше величество! Раны от шведа, волчок от Федьки, а загадки от денщика Петьки!
- Вот хлюст! - снова придержал коня Петр. - Так что ж у тебя своего?
- А ничего, ваше величество. Одна смекалка!
- Ну, что? - спросил царя Меньшиков. - Вот тебе и третий русский талант: искусность, находчивость и смекалка. Плакали твои денежки!
- Проиграл! - согласился Петр. - Троя взяла. В непогожей тьме захлестал дождь. Царь надвинул на самые брови сырую шляпу и, пустил коня широки галопом, скривил губу:
- Им бы, сучьим ребятам, Европу бы поглядеть, так через сто лет за пояс заткнуть могут!..

В порядке дискуссии

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ

1. Детские воззрения на преступление и наказание
  Нам случайно попался педагогический журнал, издающийся при Стэндфордском университете в Калифорнии - США, в котором затронута очень любопытная тема, знакомящая с истинными воззрениями детей на преступление и наказание.
  Для нас, зарубежных педагогов, тема эта должна быть особенно интересной в связи с тем, что наши русские дети, в силу тысячи причин, не имеют никаких ясных правовых представлений и лишь медленно усваивают мысль о том, что дозволительно и что недозволительно. В этом направлении зарубежному педагогу надо особенное напряжение и внимание, дабы вкоренить нашим детям правовые представления, так как это является основой воспитания будущего хорошего гражданина.
  В американских исследованиях по психологии детей употреблен, примерно, одинаковый статистический метод: взяты своего рода юридические казусы, доступные пониманию детей, и затем, по поводу их, сделан запрос многим детям, с просьбой дать письменные ответы, чтобы заставить их лучше вдуматься в вопросы и дать на них более основательные ответы. Сообщенные мнения детей сгруппированы по их возрасту и содержанию - и получилась крайне интересная картина детских мнений и рассуждений юридического характера.
  Казусы, взятые для образца, избраны из трех видов правонарушений:
  в первом исследовании помещен общеюридический случай, подлежащий уголовным законам страны; во втором казусе предложен случай нарушения    школьной дисциплины, и в третьем очерке, случай взят из  области домашних нарушений порядка ребенком.
  Прием собирания сведений один и тот же: допрашиваются по сотне школьных детей обоего пола в возрасте от 6 до 16 лет.
  Ответы их приводятся в порядок, частью даже в форме диаграмм, и представляется процентное отношение тех или иных однородных мнений вниманию читателей этих этюдов.
  Во всех случаях взята не одна школа, но большое число их, так что исследование велось многими лицами педагогического звания, и только план и сводка материалов сделаны двумя педагогами университета.
  При подведении итогов первого общеюридического казуса и его решения детьми делаются следующие общие заключения:
  1) дети младшего возраста смотрят на наказание лишь как на индивидуальное и совершенно произвольное деяние, налагаемое без всякого отношения к требованиям общественного порядка;
  2) лишь начиная с 12 лет, у детей постепенно вырабатываются правовые представления и уважение к закону;
  3) лишь с 16 лет 3/4 детей или юношей начинает признавать необходимость силы закона.
  Если считать сделанный вывод правильным, то из него вытекают следующие важные последствия, как для общей жизни народа, так и для школьной и семейной дисциплины: так как огромное большинство маленьких детей, как это выше доказано, совершенно игнорируют закон и правила, то для них не может быть и речи, до указанных 12 лет о подобных законах или правилах, или точнее - вменяемости за их несоблюдение. Наказания за их проступки в этом возрасте должны быть совершенно индивидуальны в каждом отдельном случае и не могут представлять чего-либо общего, обязательного, как самые нормы, регулирующие поведение и более взрослых. Другой порядок начинается после достижения детьми 12 лет, отмечаемый постепенной привычкой к сознанию необходимости общественных обязанностей и подчинения том правилам, которые обуславливают существование социального порядка.
  ВТОРОЙ - КАЗУС - нарушения школьной, дисциплины - был предложен другим детям и в других школах. Сущность ответов, несмотря на иные размеры правонарушения, совершенно аналогична с первым казусом, т.е. маленькие дети совершенноигнорируют все установления и правила, и полагаемую меру наказания ставят лишь по капризу своего я. С 12 же лет дети (особенно мальчики) входят во вкус закона, привыкают к нему, и свои суждения применяют соответственно предписаниям закона.
  Суммируя, американский педагог приходит к заключению, что большинство детей школьного возраста под    наказанием   разумеют лишь  способ    внушить   страх .
  В ТРЕТЬЕМ КАЗУСЕ - нарушение домашней (семейной) дисциплины - выступают одинаковые черты детской психологии: 1) сознательное отношение к значению проступка и мере наказания начинается у мальчиков в сколько-нибудь значительной степени разумения не ранее двенадцати   лет, крайний предел, когда для них может начинаться вменяемость за совершаемый проступок; для девочек этот период наступает, по крайней мере, двумя годами раньше и к 16 годам оба пола в этом отношении сравниваются. 2)В назначении меры наказания дети находят главным образом из идеи мести. Наказание для большинства из них является как бы капризом и делом произвола, почему в каждом отдельном случае обсуждения поступка ребенка - будь это на настоящем суде, или нарушение дисциплинарное, чисто школьное, или домашнее - следует руководствоваться лишь индивидуальными условиями каждого отдельного случая.
  Предлагая это поихологически-юридическое исследование детских воззрений на право и наказание руководителям-педагогам, мы предлагаем сделать практические опыты, подобные американским педагогам в среде русских детей, в результате чего, нам кажется, получится без сомнения,
  очень интересная сравнительная характеристика возрастов и их психологии.
  Настоящую статью мы предлагаем в порядке дискуссии.
  Вл. Норев

МЕЖДУ НАМИ

Есть такое страшное слово: администрация. Происхождения оно мифологического и означает нечто крайне мрачное, тяжелое... Нет, шутки в сторону, с администрацией у нас дело совсем плохо. Не говоря уже о тонкостях канцелярской техники, просто стремления к порядку в руководителях мало. Вот у меня есть мысль - как она вам нравится? На последнем торжественном костре КДР, ввести новую церемонию. Начальник курсов кладет обе руки на плечи кончающего курсанта и, смотря ему пытливо в глаза, спрашивает: "Обещаешь ли ты на все письма отвечать не позже, чем через 2 недели?" (Мечта!) "Обещаешь ли ты перед тем, как бросить работу или уехать в кругосветное путешествие, написать рапорт начальству о том, что ты собираешься сделать и кому передаешь свое дело?", "Обещаешь ли ты называть в отчетах своих сотрудников не только по фамилии, но также и по имени и званию и указывать их адреса?" И курсант, тяжело вздыхая и видя, что уйти некуда (сзади костер, на плечах тяжелые руки), дает великую клятву...
  Неприятно, но факт. Из отрядов иногда приходится удалять ребят. Несомненно, это бывает подчас необходимо. Однако наши руководители делают большую ошибку, что делают это, обычно, сами. Не надо пренебрегать Судом Чести! Пусть в каждом отряде будет Суд Чести, избранный ребятами. Пусть каждый случай разбирается на этом суде. Этого воспитательного момента крайне недостает в нашей работе. Ребята все ждут приказа. Надо им давать возможность самим высказывать свое мнение, брать на себя ответственность решения, подумать своей головой. И исключение, произведенное ребятами, конечно, имеет гораздо больше значения и веса, чем простое решение начальника.
  Кстати - примечание чисто административное. Удаление из отряда еще не означает исключения из Организации. Последнее может произойти только: а) постановлением Суда Чести, утвержденным Начальником Отдела и б)решением Старшего Скаутмастера. При удалении из отряда, удаленный не смеет носить формы, но носит знак, при исключении же из организации он обязан вернуть знак. И все это, надо провести в приказе. Администрация!
  Не могу не прибавить к тому, что уже в другом месте говорится о плохом русском языке. Мы в эмиграции. Это неизбежно ведет к загрязнению языка. Но нельзя, чтобы руководители, умеющие говорить на хорошем русском языке, по небрежности, его искажали. Необходимо выяснить один вопрос: к какому русскому языку должны мы стремиться в своем обиходе если это язык нашей литературы и образованного слоя, язык Пушкина, Толстого, Бунина, то нам следует быть особенно чувствительными в вопросах опрощения, примитивизации этого языка. Иным руководителям пришлось "ходить в народ" и говорить некоторое время на языке окружающей среды. Но недопустимо и сейчас, и навсегда привязываться к "зощенковскому" языку. Оговорюсь: это не касается, конечно, шуток, комики. Но, например, против привычки говорить "ребята и девчата" вместо "мальчики и девочки" надо бороться. Это грубое искажение русского языка. "Ребята" есть число множественное от "ребенок" и относится к детям обоих полов. "Девчата" есть выражение региональное, фольклорное. Между тем, вслушайтесь: как часто в лагерях у нас слышно: "Ребята хуже работают, чем девчата". Какая ерунда!" Позвольте, нам скажут, я был там-то и там-то и весь Кукшкинский район, вся Древнеградская область так говорит!". В таком случае, скажем мы, давайте говорить "вы хочете". Уверяю вас - десятки миллионов так говорят!
  Я читаю, когда попадаются, газеты и журналы на английском языке ("Мы образованные"). Бывают очень интересные, бывают не очень, бывает и просто чепуха. Много для нас чуждого, странного. Но одно мне нравится везде, во всех журналах и всегда. Это живая, интересная связь между читателями и изданием. Не бывает ни одного номера, чтобы в нем не было писем читателей. О чем пишут? О самом различном. Критикуют журнал, исправляют неправильные данные, добавляют к прочитанному. Иногда просто высказывают свое мнение о любом вопросе. А вот один читатель посылает хороший (по его мнению) анекдот, слышанный в Аргентине. Редакция тоже нашла его хорошим и тиснула. Прекрасное впечатление! Должен сказать, что "эгоистические демократы и представители гнилого запада", о которых так часто надменно говорят иные любители слепо хвалить все свое (ударяясь, впрочем, больше в мистические плоскости), гораздо больше и солидарнее поддерживают свои общественные и печатные начинания, чем наша "публика", требующая единственно хорошего издания за свои кровные деньги. Друзья! Давайте, сломаем лед! Давайте сделаем так, чтобы, наконец, призыв журнала к сотрудничеству не оставался воплем в Антарктике. А ведь письмо в редакцию это уже сотрудничество.
  Многое мы можем! Иные говорят, что мы, даже, "все можем". И умеем очень хорошо. Но не все. Вот, например, не умеем мы, сестры и братья, ругаться. "Стой, стой" - уже кричит кто-то. "Ты, брат, зарапортовался. Этого умения нам и не надо. Зачем ругаться-то!" Ругаться незачем это верно. Особенно, раз мы "сестры" и " братья". Но - (" и тут есть одно "но" - как говорит един популярный руководитель с усами. Знаете, конечно?) - в совместной работе споров, расхождения не избежать. Вот вам и "ругань". А если это неизбежное зло, да еще неумело допускать, то всем прочим нашим умениям конец приходит. Это касается, между прочим, и устных споров и писем "ругательных". Споры ведутся на нервах, вместо того, чтобы вестись на воле и соображении. Голоса становятся все громче, аргументы все неожиданнее и разнообразнее, слова все сильнее. Спорящие вспоминают "минувшие дни", заводят речь совершенно неожиданно о взаимных скверных привычках и т.п. и т.п.
  Если же вести спор на воле и уме, то путь ясен. Вот с этим я не согласен, это мне не нравится. У меня есть достаточно воли, чтобы вовремя и кому нужно это заявить. Кроме того, у меня хватит ума, чтобы отстоять свое мнение и не отойти от основной темы на посторонние, или на личный спор. Если ума не хватило, мирись с судьбой - умей проигрывать по-разведчески. С письмами еще хуже. Я иногда получаю от одного брата письма,- красный перец, а не письма! И читаю с огромным удовольствием. Дельно, обстоятельно, крепко - но с юмором. Увы! Обычно у нас "ругательные письма" пишутся так, что получается очень коротко, очень неясно и очень обидчиво. Или еще хуже - они вообще не пишутся. То есть, получив критическое, неприятнее, ругательное письмо, на него никак не отвечают. Просто! Конечно, если дело рассмотреть шире, со всех сторон, то не так просто и даже очень сложно получается, но тут мы все же "между нами" не будем больше удлинять. Все надо уметь! Даже ругаться.
  Без введения. Может быть я сентиментален, но говорю прямо: я чертовски горжусь некоторыми незначительными вещами. Например, своим зеленым платком, неумело выкроенным одной знакомой дамой. И знаком "БКС" на рубашке, который, конечно, мог бы быть вышит красивее. Для меня черная ленточка "За верность" - не ребячество, а память о тех, о ком можно говорить только всерьез. И красивее значка, чем серебряная лилия со св. Георгием и "улыбкой", я не знаю.
  И я - я не могу понять, сестры и братья, как можно иначе чувствовать? Ведь все это не дается даром! Кто это имеет, тот ведь уже не прежний, а другой. Неужели можно глядываться на свою жизнь так: два года в футбольном клубе, три года разведческим руководителем, два года в альпийском клубе... Я знаю, надо учиться, зарабатывать, даже жениться (о молодежи, ведь, говорим). Времени мало. Но все же, вот я на работе, в аудитории, в кино, в театре, в веселой кампании. Это жизнь, движение, живость... Но когда я вынимаю из самого нижнего ящика комода старую, старую рубашку, продеваю платок в старое, старое кольцо и иду "на разведку" - точно крылья вырастают, словно, после долгих скитаний я в родную семью возвращаюсь, в вечное, нестареющее "малое племя", живущее в приволье солнечных дней и звездных ночей...
  Неужели можно забыть про рубашку с заштопанной грудью (Помнишь, как сыпал искрами тот костер под "заветной скалой?") в нижнем ящике комода?
  Скажите мне!
  Я предлагаю всем читателям "Опыта" дать свое мнение по следующему вопросу:
  Возможно ли такое положение, что руководитель - здоровый и не лишенный личной свободы - не может НИЧЕГО делать для организации, не вносить в общее усилие даже малейшего постоянного вклада?
  "Хромой Комар"

Курсантские работы

ПОДГОТОВКА К ЛАГЕРНОЙ ЖИЗНИ

(Предмет. "Лагерное дело")
  В деле подготовки к лагерной жизни обработка общественного мнения и, особенно, завоевание поддержки родителей играют огромную роль. Надо в течение зимы провести хорошо организованную пропагандную работу. Средствами для пропаганды могут быть доклады для взрослых о лагерной жизни и задачах, которые ставятся руководителями для лагерного периода. В целях показа - устроить выставку моделей лагерей, лагерного строительства, лагерных патентов и другого.
  С родителями полезно провести индивидуальные беседы. Пригласить родителей и представителей администрации на показной костер, устраиваемый по типу лагерного.
  Материальная подготовка - приобретение палаток или материала для приготовления их. Если отряд их уже имеет, то следует в зимний период проводить ремонт палаток. Сбор средств на лагерь: путем назначения суммы с разведчиков, собирание средств путем, проведения отрядных выступлений, устройства лотереи и выставки произведений ручного труда. По возможности, договориться о материальной помощи со стороны администрации лагеря или от общественных организаций. Сбор годных к хранению продуктов, устроить с этой целью продуктовые котелки - банки, которые можно заливать стеарином. Приобретение или приведение в порядок необходимых для лагеря инструментов. Договориться заблаговременно с необходимыми учреждениями или людьми о возможности получения от них кухонной посуды, строительного материала и транспорта. Заблаговременно выбрать место для лагеря и договориться о нем с органами местного самоуправления и нужными учреждениями.
  Юридическая подготовка - получить разрешение от вышестоящих руководителей и администрации лагеря. Получение разрешений от полиции, органов местного самоуправления, лесничества.
  Медицинский контроль - провести осмотр врачом всех детей, намеченных к участию в лагере. Иметь заключение врача о каждом разведчике персонально. Установить контакт с ближайшим врачом и наметить средства быстрой и точной связи с ним. Подготовить из числа старших разведчиков инструктора, знакомого более широко с оказанием первой помощи, путем получения инструктажа врача.
  Подготовка ребят к лагерной жизни - провести с ребятами ряд бесед о жизни в лагерях, приводя примеры из практики отдельных лагерей, о комических и романтических приключениях. Ввести в практику сборов коллективное пение молитв, разучивание криков, традиционных песен у костра. На отрядных сборах практиковать церемонию спуска и подъема флага. Рассказать ребятам, если они еще никогда не были в лагере, о традиции лагерных патентов, о лагерном строительстве. Устроить конкурс на изготовление моделей лагерных патентов, давая идеи. Организовать выставку работ ребят. С целью приучения ребят к точности и аккуратности, ввести в практику повседневной жизни перед сном складывать одежду под рукой около постели, контролируя это с помощью родителей. Практикой на отрядных сборах приучить ребят правильно спускать флаг и отдавать необходимые рапорты и команды. Построить программу работы звеньев на зимний период так, чтобы на лагерный период осталась лишь практика. Проделать несколько походов с ночевкой бивуаком. На походах вводить элементы из лесной разведческой практики, а на бивуаке проводить работы, связанные с практикой лагерного строительства и устройства лагерных патентов.
  Давать звеньям задания по выбору места для лагеря и черчению плана расположения и разбивки лагеря на местности. Вводить в работу звеньев разведческие игры с целью дать им возможность заранее ознакомиться с правилами этих игр.
  Заблаговременно ознакомить ребят о месте лагеря, о всем, что касается каждого персонально, и проверить готовность каждого разведчика в отдельности, а также общего хозяйства к выходу в лагерь.
  Инстр. М.Парфенов. (III КНО )

РАБОТА ЗВЕНА И ШТАБ ОТРЯДА

(Предмет "Организация работы")
  Звено - основная разведческая единица. Работа звена должна быть обширной и всесторонней. Она должна развить все необходимые разведчику качества. Для этого она должна быть интересной и разнообразной. Она должна развить каждого члена звена, умственно, физически, должна сделать находчивым и закаленным, честным и прямым. "Каков вожак, таково и звено" - и, действительно, энергия, предприимчивость, умение поддержать свой авторитет, пользоваться личным примером - все эти качества необходимы вожаку, как залог успеха в работе.
  Звеновая работа построена на духе товарищества, постоянного стремления вперед и инициативе каждого разведчика. Основной принцип звеновой системы это индивидуальный подход вожака (не усатого руководителя, а почти своего сверстника)  к каждому разведчику. И в этой-то системе преимущество нашей организаций перед другими молодежными объединениями.
  Штаб отряда это совещательный орган, состоящий из вожаков (в случае их отсутствия заместителей) и разведчиков или витязей, занимающих должности в отряде (зав. хозяйством, секретарь, зав. штаб-квартирой) под председательством начальника отряда.
  Штаб отряда, собираясь от 2-х до 4-х раз в месяц, занимается обсуждением текущих дел, интересуется подробно работой каждого звена. Дальше нач.отряда, дает инструкции и материал для работы. Проходит пункты курсов Д.В (если вожаки его не прошли) или расширяет их. Желательны небольшие общеобразовательные доклады нач.отряда.
  Можно также заниматься под конец заседания развлечением. Напр. песни, игры, стихи, чтение рассказов.
  Штаб отряда это орган посредством которого нач.отряда руководит своей единицей. На нем же он старается подготовить своих вожаков. На заседании штаба отряда нач.отряда, стараясь не отвлечь внимание и интерес вожаков от их звеньев, воспитывает в них разведческий дух и увеличивает практические знания.
  Вит. А.Поремский.
  (1 КНО)

ПЛАН ДВУХ И МЕЖДУЗВЕНЬЕВЫХ СОСТЯЗАНИЙ 
(Одно в начале зимы, другое - в конце)

(Предмет "Звеновая система")
  Отряд в 3 звена, возраст 12-14 лет. Гимназические условия. 1. Начало зимы - декабрь. Заключается выставкой на Рождество, на которой наглядно будет показан успех работы.
  По программе II-го разряда - теоретическая часть (так как ребята к этому расположены).
1) По родиноведению проходят: Кавказ, Туркестан и Сибирь.
2) Законы
  Готовятся к специальности украшатель и игрушечный мастер.
  Пункты состязания
1) Посещение сборов
2) Количество сборов
3) Поведение на сборах
4) Успехи в школе
5) Подготовка материала для ручного труда
6) Сбор всех картинок с видами и населением Кавказа, Сибири и Туркестана.
7) Сбор всех рассказов, стихов и песен, относящихся к этим краям.
8) Каждое звено получает задание - сделать рельефную карту одного из названных краев (из глины, гипса или пластилин).
9) Примеры из жизни и литературы для законов.
10) Игрушки для елки: а) количество, б) качество, в) оригинальность
11) Подарки родителям
12) Устройство и украшение выставки, на которой будут выставлены предметы, сделанные за этот период. Специальности-украшатель и игрушечный мастер - засчитываются автоматически.
  2. Конец зимы - февраль, март.
  Заключаются теоретические занятия ко II разряду. Сдаются специальности: летописец, организатор представлений, санитар. Проводится украшение штаб-квартиры, придается ей цвет. Собирается библиотека. Начинается лагерная кампания.
  Пункты состязания:
1) Посещение сборов
2) Регулярность
3) Поведение
4) Взносы
5) Сдача испытаний по родиноведению
6) " " " разведчеству
7) " " " религиозному воспитанию
8) Участие в подготовке выступления:
а) драматическое участие
б) декорации
в) организация выступления
г) добывание материалов
9) Лучшая лагерная летопись
10) Лучший плакат для пропаганды лагеря
11) Количество собранных книг в библиотеку
12) Лучший звеновой уголок
13) Посещение больных
14) Лучшая аптечка
15) Сбор пожертвований для лагеря.
Победителям засчитываются соответствующие специальности,
  Вит. Г.Месснер (Х КДР).

УКРАИНА

(Предмет "Методика национального воспитания")
  Беседы:
1. Географическое положение, границы, климат, население обычаи, песни и т.д. (в настоящее время).
2. История Украины (Киевская Русь, обычаи, киевские князья до нашествия татар).
3. Украина под татарским игом затем под Литвой и Польшей. Народные восстания, восстание запорожских казаков, Запорожская Сечь.
4. Восстание Богдана Хмельницкого. Украина при Петре I, Полтавский бой, краткий обзор Украины от Петра I до наших дней.
  Песни:
  "Ой на гори та жинци жнуть", "Реве та стогне Днипр широкий", "Добровольческая", "Черные гусары".
  Игры:
  Квартет с именами Киевских князей, украинских национальных героев, татарских ханов и украинских гетманов, путешествие с препятствиями на тему Украина, исторические даты и прочее.
  Украшения:
  Формы и одежды времен Киевской Руси, портреты исторических личностей, связанных с Украиной: князь Владимир, Богдан Хмельницкий, Т.Г.Шевченко и др. Виды Киева, Запорожской Сечи, карта нашествия татар с отмеченными местами боев, а также нашествие шведов и место Полтавского боя.
  Издания:
  Журнал или стенгазета, посвященная Украине с исторической статьей, биографией Богдана Хмельницкого, рассказом о казаке Яреме.
  Выступления:
  Закончить все вечером в штаб-квартире для всей дружины.Устроить выставку "Украина в прошлом и настоящем", в подготовке которой звенья будут состязаться между собой. Собрать: виды городов Киевской Руси, портреты князей, национальных героев, куклы в формах того времени,
  3-х богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Картины военных действий: Нападение Запорожских казаков на татарские побережья (Крым) и Полтавский бой.
  Открытки-репродукции Т.Г.Шевченко и иностранных живописцев. После этого вечер с программой.
1. Слово об Украине
2. "Тарас Бульба" из Гоголя
3. Стихи Т.Г.Шевченко
4. Выдержки из "Гайдамаки" (Гонта убивает 2-х сыновей ляхов).
5. Песни запорожских казаков.
Вит. Н.Гончаров (1 КНО)