"Страницы истории разведчества-скаутизма" №123, август 2007 г. "Основание разведчества, первый костёр – где и когда?"

Страницы истории разведчества-скаутизма № 123 август 2007 г.

Основание разведчества, первый костёр – где и когда?

Многие руководители на вопрос, где и когда был зажжён первый костер, отвечают без запинки: «В Павловске, 30 апреля 1909 г.». Почему? А потому, что в песне «Костёр разведчика» было сказано: «Давно, ещё в Павловском парке ... костёр разожгли они яркий». Почему эти слова надо понимать буквально, а что костёр «Залила расстрелянных кровь» не надо?

Следующий вопрос: о каком костре идет речь? О лагерном костре, который зажигается в торжественной обстановке или костре, на котором пекут картошку? Помните слова песни: «дразнит наше обонянье дух картошки из костра». Короче говоря, костёр костру рознь.

Что 30 апреля 1909 г. О.И. Пантюхов не разжигал никакого костра на спортивной площадке видно из его слов: «Это был наш первый сбор. Два – три следующих сбора были здесь же, в обширном Павловском парке, откуда мы отправлялись дальше, где можно было разводить костры...» (1).

Но если 30 апреля 1909 г. О.И. Пантюхов на спортивной площадке в Павловске никакого костра не разводил, то спрашивается, что там произошло?

К сожалению, никто, кроме самого О.И. Пантюхова, об этой встрече ничего не написал. Раньше было принято считать, что встреча О.И. Пантюхова со школьниками была 30 апреля 1910 г. В предисловии, подписанном М.Т. – Максим Таганский (полная фамилия Агапов-Таганский) к книге «Русским скаутам» (Белград 1929), на с.17 было сказано: «Вот, что писал в 1923 г. Олег Иванович по вопросу об истории русского скаутизма: «Начало русского скаутизма я отношу к весне 1910 г., хотя я и раньше работал уже в этом направлении (В. Янчевецкий пишет, что считает начало моей работы со скаутами с 1909 года и с этого же времени ведет историю русского скаутизма)» (2).

Мне не ясно, что хотел сказать О.И. Пантюхов, говоря, что начало русского скаутизма следует отнести к весне 1910 г., утверждая в то же время, что он «и раньше работал в этом направлении», соглашаясь с В.Г. Янчевецким, что уже в 1909 г. велась какая-то разведческая работа. После долгих раздумий, в 1929 г. О.И. Пантюхов написал определенно: «30 апреля этого года будет отмечено 20-летие существования Русских бой-скаутов как организации» (3).

Моя точка зрения, что 30 апреля 1909 О.И. Пантюхов считал днем основания Царскосельской дружины, сперва дружины потешных, ходивших в кафтанах и барашковых шапках, а после прочтения русского перевода книги Баден-Пауэлла «Юный разведчик», которая вышла из печати, по моим сведениям в конце 1909 г., названных им 9 декабря 1909 юными разведчиками.

О.И. Пантюхов написал: «Начало русского скаутизма...», и в этом он был прав. Хоть в России, в течение 5 лет, в отношении детей и подростков говорилось «разведчики», а слово «скаут» стало употребляться только с конца 1914 г., и то только относительно взрослых друзей из общества «Русский Скаут», все же постепенно вошло в употребление и слово «бой-скаут». Значит, можно сказать, что в 1909 г. О.И. Пантюхов положил начало российскому скаутскому движению. Движению, а не организации, потому, что в России до 1926 г. единой организации не было.

В параграфе 1.1 Устава ОРЮР сказано: «ОРЮР ведет свое начало от отряда юных разведчиков, основанного 30 апреля 1909 года в Павловске О.И. Пантюховым». Это не совсем верно. О.И. Пантюхов, собранную группу ребят в Павловске называл позднее «звеном», но никогда не называл «отрядом». Свою Царскосельскую дружины он делил на роты (ныне отряды) и звенья. Вообще же, следует уважать терминологию того времени, и если надо, то современное название указывать в скобках. Мы ведь не говорим, что Петр Великий (или Петр I) основал в 1703 г. Ленинград. Значит, Пантюхов положил начало разведчеству, или скаутизму, как ныне говорится, или скаутингу, если кому-то больше нравится английское слово «скаутинг» чем русское «разведчество» или «русифицированное» слово «скаутизм».

Примечания

1. О.И. Пантюхов (в сборнике) «Русские скауты 1909-1969» С-Ф. 1969 С.18-19.

2. Сохранилась записка, подписанная О.И. Пантюховым, в которой он цитирует письмо В.Г. Янчевецкого своему бывшему разведчику М. Бачманову: «Относительно времени, или, как вы пишете даты начала скаутизма в России... я рекомендую начать это счисление с 9 декабря 1909 года – с того момента, когда капитан гвардии О.И. Пантюхов начал применять на своих отрядах скаутскую систему». Между прочим, 9 декабря 1909 г. было воскресеньем, и, вероятно, днем сбора Царскосельской дружины, на котором О.И. Пантюхов, прочитав до этого книгу «Юный разведчик», назвал впервые своих ребят юными разведчиками. Возможно, что не только назвал, но и приветствовал их, по-разведчески, словами «Будь готов!». Об этом О.И. Пантюхов, вероятно, рассказал по свежей памяти В.Г. Янчевецкому. О том, что произошло в декабре, знал и составитель «Положения о Донской организации юных разведчиков» (1919) А.П. Дехтерев. Там, на с.22 сказано: «День возникновения первого отряда Скаутов в России (7 декабря)», а в примечании: «Число принять условно, т.к. документально не проверено, будучи основанным на предании».

3. Russian Boy Scouts (National Association) April 30, 1909 – April 30, 1929. Publ.: by Welfare Committee Russian Boy Scouts Abroad, New York 1929. P.4.

Ростислав Полчанинов

ISSN 1523-1941
Редактор-издатель R. Polchaninov, 6 Daxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA
rpolchaninov@verizon.net