Скауты в детском доме

Одного старца спросили:

- Почему в мире столько зла, несправедливости, некрасоты? Отчего Бог (Всемогущий) не изменит его?

- А где тогда сможет проявиться наша любовь? - отвечал старец

Итак, две воспитательные силы: среда и личность.

Попробуем сравнить с этой точки зрения шансы воспитать нормального полноценного человека (члена семьи, члена общества, гражданина своей страны) в семье и в детском доме.

Среда

Семья - естественное образование. В подавляющем большинстве случаев, два человека сошлись, чтобы быть всегда вместе. Их объединила любовь. И ребенок, живущий в семье, так или иначе это чувствует. Т.е. изначально - в семье естественная, здоровая среда



Детский дом изначально - искусственное "сооружение", и весь персонал д/д (администрация, педагоги, службы) находится на работе. У каждого из них - свой дом, своя семья, куда они отправляются ежедневно после работы. И дети, живущие в д/д очень хорошо это чувствуют.



Кроме того, среди воспитанников зачастую бытуют тюремные "понятия", как некий закон, под действия которого попадают все. Поэтому среда в д/д не просто не воспитывает но служит источником именно безнравственного воспитания. (вот почему, столь безрадостна статистика…)

Личность

Личность воспитателя в семье - это мать, отец, бабушка/дедушка, старший брат/сестра - самые близкие люди, которых ребенок знает с рождения. Каждый из них - естественный, авторитет. Даже если мама пьет, плохо заботится о своем ребенке, может ударить, даже избить - все равно она - самая лучшая, самая родная.



В детском доме единственно, кто может стать для ребенка авторитетом, это - воспитатель. Но как сильно он проигрывает даже перед "плохим" родителем!

Во-первых, воспитатель - "чужой" (у него есть своя семья, возможно, свои дети и т.п.).

Во-вторых, воспитателя нельзя "присвоить" он принадлежит сразу всем в группе (а это 7-10 человек).

В-третьих, воспитатель на группе не один. Их два или три, и они меняются. Хотя бы три этих обстоятельства уже очень отдаляют воспитателя от ребенка как бы "узаконивают сиротство" детей.



Таким образом, отчетливо видно, что в детском доме обе воспитательные силы до крайности ослаблены. Т.е. изначально заложен очень низкий уровень воспитания. И не удивительно, что детдомовец вырастает "плохим". Никак иначе быть и не может.

Что нужно детям?

Дети нуждаются в идеале (а что может дать ребенку "государство", само не имеющее идеалов).

Дети нуждаются в любви, а любви можно научиться, только видя любовь, только ежедневно "тренируясь" в делах любви. "Государство" и не ставит перед собой таких целей: накормить-одеть-обуть - вот на что оно сегодня способно.

Вот почему в детском доме так необходимо разведчество, нужна конкретная наша помощь.

Только в д/д то, что мы условно называем "разведческой семьей" может наполниться реальным конкретным смыслом, а для кого-то она может стать единственной, реальной опорой в жизни - настоящей родной семьей.

Дорогие братья и сестры! Скаутские руководители, витязи и дружинницы! Идите в детские дома - там вас очень ждут.

"ПЛЮСЫ"

Для начала - несколько положительных моментов организации скаутских отрядов в детских домах:



1. Компактность проживания воспитанников.

В этом обстоятельстве таится очень много полезного и замечательного (те, кому приходилось собирать ребят по школам и дворам это сразу оценят).

- заинтересовать сразу целую компанию гораздо легче, чем одного человека.

- совместная жизнь на протяжении ряда лет уже выявляет привязанности, авторитеты, дети хорошо знают личностные качества друг друга, знают, кто на что способен и т.п. То есть - существует благодатная почва для создания звеньев, выявления природных вожаков, которых ребята уважают и готовы слушаться.

- коллективизм, привычка быть всегда вместе, разделять радости и горести друг друга - тоже доброе подспорье для скаутской работы.

- обычай "жить по закону" (сейчас уклонимся от нравственных оценок этого закона) создает благоприятные предпосылки для внедрения "скаутского закона" в жизнь ребят.



2. "Несвобода" воспитанников детских домов.

Любой д/д живет по своему расписанию. И все время воспитанников находится (должно находиться) под контролем воспитателей.

В нормальном случае (есть, конечно, и ненормальные) администрация и воспитатели д/д должны радоваться и всячески приветствовать появление новой возможности занять время воспитанников полезной во всех отношениях деятельностью. Заинтересованные воспитатели - первые помощники скаутских руководителей. Они и детей собрать помогут (напомнят им, что сегодня сбор) и другую помощь окажут. Более того, они готовы будут включить скаутские мероприятия в свои программы воспитательной работы (им приходится очень много писать всяких планов и отчетов).

Дружеские отношения с администрацией д/д позволят наилучшим образом организовать более масштабные начинания (лагеря, слеты, поездки и пр.).



3. Имеется замечательная возможность для привлечения воспитателей д/д в ряды руководителей, хотя бы уже по той причине, что отправить детей в лагерь администрация имеет право только в сопровождении воспитателей (на 10 ребят 1 воспитатель). И воспитатели, которые постоянно будут наблюдать вашу работу с детьми (и видеть результат), а также периодически выезжать с детьми в скаутские лагеря (свои или по приглашению), самым естественным образом приобщатся скаутской педагогике. Т.е., имеется перспектива создания отрядов, даже целой дружины в рамках одного д/д.

"МИНУСЫ"

Минусов, конечно, тоже хватает…

Как правило, дети попадают в д/д из асоциальных семей. Физических сирот среди них довольно мало (10-15%). В основном это дети, оставшиеся без попечения родителей (ОБПР) по причине лишения оных родительских прав. Причина лишения, как правило, асоциальное поведение родителей (родителя), в результате которого ребенок, в лучшем случае, оставлен без внимания, а в худшем - подвергается физической опасности (голод, побои, насилие и т.п.).

Какой опыт вынес ребенок из своей "семейной жизни" можно себе представить… И за милыми мордашками, живыми заинтересованными глазками нередко стоят такие ужасы, что кровь стынет в жилах…



Эти ребята отягощены не только тяжелым опытом прошлой жизни, но и вынесенными оттуда "уроками":

Как правило, они уже давно освоили курение, многие пьют (и серьезно), кто-то уже пробовал наркотики, девочки 12-14 лет, как правило имеют опыт сексуальных отношений, мальчики к этому возрасту довольно ловко воруют, и т.п. Самое страшное, что в их среде все это не только не осуждается, но и считается "подвигами", поэтому новенькие, поступая в д/д подвергаются со стороны "аборигенов" определенной "обработке", цель которой - привести новичка "в норму".

Администрация и воспитатели знают все это, но практически ничего не могут поделать, и "нормальная" жизнь д/д проходит в постоянном взаимном противостоянии детей и взрослых.

ЕСТЬ ШАНС?

Как же быть? Можно ли как-то остановить этот конвейер, перерабатывающий жизнь ребенка?

- Как уже говорилось выше, ломать это "сооружение" бесполезно, даже если удастся частично его разрушить, дети снова его отстроят, ибо считают это своим достоянием, драгоценностью - той частичкой личной жизни, свободы, которую невозможно отнять.


Единственный способ - создать иную среду.

Бесчеловечный "зоновский" закон можно только заместить другим законом, который регулировал бы отношения, охватывал бы все области жизни ребят, при этом был бы живым интересным делом, которым хочется заниматься, миром, в котором хочется жить.



Все это может разведчество. На сегодня это - единственная форма работы с воспитанниками детских домов, способная реально решить большинство описанных проблем. И если для обычных "домашних" детей разведчество чрезвычайно полезно, то для детдомовских оно просто необходимо.

Организация (своя собственная!) с ее особыми отношениями, с ее порядками, обычаями, законами, тайнами (!!!) может стать той здоровой нравственной средой, "своим собственным миром", который, хоть и открыт для всех, но далеко не каждому доступен - требуется чем-то пожертвовать, в чем-то ущемить свою любимую "свободу" (которая на деле является лишь "свободой падать").

КТО ЗАМЕНИТ РОДИТЕЛЕЙ?

Еще один парадокс:

Мы (взрослые) полагаем, что дети нуждаются в родителях, а именно в их заботе и любви, и стараемся им это дать. И многим воспитателям это удается (в детских домах держатся только те, кто действительно любит детей).

Но дети понимают все иначе: они страдают без своих родителей, потому что им некого любить... А именно это свойство (безраздельной принадлежности) воспитатель дать им никак не может, потому что в д/д он на работе.

И в этом смысле, мы можем заменить детям даже родителей.



Это и есть настоящая разведческая семья. И всячески укрепляя и развивая ее, можно вернуть ребенку тот необходимый комплекс чувств и социально-нравственных отношений, который бывает лишь в семье, причем - в семье действительно хорошей и крепкой.

Разведчество - единственный (по крайней мере, единственно известный) спасительный путь для воспитанников государственнных д/д. Это - не панацея, но очень реальный шанс.

 

Автор свящ. Георгий Андриевский, инструктор ОРЮР

 

http://nenashideti.fatal.ru/