"Страницы истории разведчества-скаутизма" №096 (39), январь 2005 г. "VII Всемирное Скаутское Джембори. Bad Ischl (Австрия) 3-13 августа 1951 г."

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАЗВЕДЧЕСТВА-СКАУТИЗМА
№39 (96), январь 2005 г.
ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park,NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net

VII Всемирное Скаутское Джембори. Bad Ischl (Австрия) 3-13 августа 1951 г.

В мае 1950 г. Бой-скаутское интернациональное бюро (Boy Scouts International Bureau) в Лондоне приняло в членство австрийских и немецких пфадфиндеров (Pfadfinder) и 30 июня было последнее собрание скаутского Ди-Пи одела БСИБ. На этом собрании Джон Моннэ (John Rodolph Monnet 1913-1998) объявил о конце своей работы и предложил всем скаутам-ди-пи, если они хотят, чтобы их и дальше считали скаутами, вступить в скаутские организации Австрии или Германии. Одновременно было сказано, что только те, кто вступит в местные скаутские организации, смогут принять участие в очередном Всемирном скаутском джембори, которое состоится в Австрии в 1951 г.

В Германии было три организации пфадфиндеров – католическая, протестантская и Союз (Bund Deutsches Pfadfinders), принимавший в члены представителей любых религий. Чтобы принять участие во Всемирном скаутском джембори, ОРЮР решил вступить в Союз немецких пфадфиндеров. Благодаря этому ОРЮР получила редкую возможность заявить представителям молодёжи всего мира о своём несогласии с советской властью, запретившей к тому же в СССР скаутскую организацию.

Начались переговоры с немцами, которые, надо отдать им должное, проявили не только радушие, но и полное понимание желаний, как русских, так и других ди-пи. Речь шла об условиях участия на джембори. Всем ди-пи скаутам была обещана полная автономия и отдельный подлагерь, но только один для всех национальностей. На воротах, в середине был русский флаг с надписью по-английски RUSSIA, справа щит с латвийским флагом и надписью LATVIJA, слева герб Литвы с надписью LIETUVA, а в самом верху герб Венгрии (без надписи).

Вся подготовка делегации ОРЮР была возложена на меня, а Борис Мартино взялся за сбор средств. Из США было получено около 175 долл. (700 марок), что дало возможность обеспечить участие сводного звена из семи человек с одним руководителем. Руководителем я назначил члена НТС, молодого талантливого Эдика (Эдмунда Владимировича) Прибыткина (1930-1986), с которым я познакомился в 1949 г. на Суворовских торжествах. Там, как сказано в сборнике «День русского ребёнка», Сан-Франциско, апрель 1952 г., на стр. 145: «Большое впечатление на присутствующих произвела короткая, но отлично сказанная речь представителя ОРЮР Э. Прибыткина», полностью опубликованная в сборнике.

Я высказался за то, чтобы в сводное звено зачислить обязательно одного или двух калмыков, чтобы этим показать, что в рядах ОРЮР есть место для всех представителей народов России. Звено состояло из вожака Юры (Юрия Михайловича, р.1932) Воронова (вернувшегося в США к своей настоящей фамилии - Солдатов), Петра Колтыпина, Владимира Волченко, Евгения Чуйкова и двух калмыков Алексея Иванчукова и Улюмджи Албатаева.

Несмотря на то, что дело с выездом моей семьи в США сдвинулось с места, и начались бесконечные проверки, мы с Эдиком Прибыткиным находили время для встреч и обсуждения планов участия. Пользуясь моим опытом участия на подобных слётах в Загребе в 1932 г. и в Белграде в 1935 г., мы решили устроить выставку, выпустить марки разведческой почты, сделать специальный штемпель для их гашения и приготовить для участников русскую ленточку с надписью «RUSSIA Jamboree 1951» для ношения над левым карманом, а также и некоторое количество для подарков, на память от ОРЮР. Чтобы это выглядело как сувенир, я к слову RUSSIA добавил Jamboree 1951. Кроме того были отпечатаны и соответствующие листовки. Все типографские работы были сделаны для нас бесплатно в мюнхенской НТСовской типографии Башкирцева.

В журнале «Свисток» «№21 от 7 января 1952 г., переехавшем к тому времени в США, была напечатана неподписанная статья, написанная Э. Прибыткиным, об участии ОРЮР на джембори:

«На эту встречу молодёжи собралось 18000 скаутов. Среди флагов других национальностей был поднят и наш – трёхцветный. Его подняли наши разведчики, представлявшие на джембори Россию. Велико было всеобщее изумление, когда во время парада мимо трибуны промаршировала группа российских разведчиков с трёхцветным знаменем. Их присутствие было сенсацией – каждый участник съезда старался поговорить со скаутами, носившими над карманом рубахи нашивку с надписью РОССИЯ. Это любопытство было до некоторой степени вызвано смешением понятий «большевик» и «русский».

Как сказано далее: «На разъяснение этого рокового недоразумения были направлены все силы наших разведчиков. В нашем подлагере была устроена небольшая выставка и Разведческая почта. Выставка освещала жизнь российского разведчества. В продажу были пущены разведческие марки с надписями по-немецки «СССР не Россия», «Русские не большевики». Кроме того, раздавались отпечатанные на немецком, английском и французском языках листовки, имевшие антибольшевицкое содержание. Всего было распространено 4 000 листовок. Остаток был роздан на железнодорожной станции перед самым разъездом делегаций после закрытия джембори».

Ю.Воронов-Солдатов в своём дневнике записал: «Нашу выставку мы поместили в палатке на поставленных нами двух самодельных столах. Наша выставка состояла из коллекции русских денег, марок, включая и марки Разведческой почты со специальной надпечаткой «VII Jamboree 1951». Ордена Российской императорской армии были на почётном месте в глубине палатки под трёхцветным и андреевским флагами. На бортах палатки висели четыре карты, на которых было изображено развитие российского разведчества, и фотографии. Посетителей было всегда так много, что они толпились вокруг палатки, ожидая своей очереди. Мы давали всё время объяснения по-немецки, по-французски и по-английски. Успех нашей выставки был громадным, больше чем у богато обставленных выставок других народов. Среди посетителей были и высокопоставленные лица. Американскому Верховному комиссару в Австрии г-ну Доннелю Эдик Прибыткин приколол на пиджак бело-сине-красный флажок, и он с ним ходил по лагерю и говорил всем, что это – флаг будущей свободной России. Были у нас и такие посетители, которые, узнав, что мы – антикоммунисты, выскакивали из палатки-выставки как ошпаренные. Главным образом это были посетители из советской зоны Австрии. Приходило много австрийцев, бывших в плену в СССР. Они изо всех сил помогали нам объяснить посетителям, как живётся в Советском Союзе, что русские люди к ним хорошо относились, и что они этого никогда не забудут».

Ю. Воронов-Солдатов вспоминает также, что пребывавший в то время в Германии основатель и Старший русский скаут Олег Иванович Пантюхов, специально приехал на джембори, чтобы посетить российских юных разведчиков. Он не скрывал своей радости, видя их успех среди иностранцев.

Для русских, приехавших на джембори в составе иностранных делегаций, ди-пи подлагерь имел особую притягательную силу. Они приходили не просто посмотреть выставку и познакомиться с русской делегацией, а приходили, чтобы помочь общерусскому делу. Э. Прибыткин всем им приколол русские флажки и они, таким образом, создавали впечатление что русская делегация куда более многочисленна, чем была на самом деле. Надо сказать, что на джембори была давняя традиция обмена значками, и носить на форме иностранные значки никому не воспрещалось.

Это было первым выступлением после конца Второй мировой войны российской молодёжи на международном форуме. Российские разведчики отказывали себе в развлечениях, которых было очень много на джембори, и были неутомимыми представителями народов России перед Свободным миром. Эдик Прибыткин писал мне: «Почти никто из иностранцев не знал о том, что где-то за границей есть Свободная Россия, сыны которой борются за торжество правды на их порабощенной родине. Мы всеми силами старались в глазах иностранцев достойно представить нашу великую родину и своим поведением доказать, что не все русские – большевики, и что СССР – не Россия».

В упомянутой статье Э. Прибыткин написал, что «американский Высокий комиссар в Австрии Доннели сфотографировался с приколотой над карманом ленточкой. В прессе появилась и эта, и его другая фотография с группой наших разведчиков перед воротами подлагеря. Ворота лагеря были символически обвиты цепями. Многочисленные репортёры снимали наших разведчиков. В немецкой кинохронике наши разведчики появились на экране рядом с американскими и немецкими скаутами. Несмотря на малочисленность, всего семь человек, российские разведчики выступали по местному радио с песнями, за что получили второй приз, и выступили также по радио 'Голос Америки’».

Э. Прибыткин приводит ещё слова одного из участников: «Лучше всего нас встречали немецкие скауты из Западного Берлина. С ними у нас была сердечная дружба. Они даже утверждали, что им легче понять нас, русских, чем немцев из Баварии. А разведчики калмыки очень скоро нашли общий язык со своими единоверцами индусами и бирманцами». Кончается статья мыслями, что «цель джембори – сближение молодёжи всего мира. Отсутствие русской группы разведчиков безусловно укрепило бы распространённое мнение, что русские саботируют международное сотрудничество».

Старший русский скаут Олег Иванович Пантюхов приехал специально на джембори для встречи с русской делегацией, был очень доволен и благодарил Э. Прибыткина и всех участников за их службу родине.

Старший скаутмастер Б. Мартино отметил в своём приказе №38 от 1 сентября 1951 г. заслуги всей делегации, а особенно Э. Прибыткина, наградив его сразу двумя «Пальмовыми ветками», II и I степени. Единственный случай в истории ОРЮР.

Р. Полчанинов