О методах и формах работы с молодым поколением

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК №12

Автор: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Из доклада на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2004 года. На сегодняшний день церковное сообщество не выработало действенных методов работы с молодым поколением. Проповеди священников, даже когда они звучат убедительно для воцерковленного человека, оказываются совсем не действенными для тех, кто испытывает сомнение в вере, и тем более для тех, кто воспитан в нехристианской среде.

Работа с молодежью должна стать основным направлением нашей деятельности. И работа эта не может быть сведена к деятельности соответствующих Синодальных и Епархиальных отделов и учреждений. Молодежь - это завтрашний день нашей Церкви, нашего народа, нашей родины, каждой семьи.

Задолго до того, как Церковь обрела желанную свободу, один известный московский протоиерей говорил: "Наступит время, когда молодежь пойдет в Церковь, но кто ее там встретит?"

90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои чаяния и стремления.

Для того чтобы исправить ситуацию, нам следовало бы обратить взгляд на себя и посмотреть, как мы встречаем приходящих в храм молодых людей. Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования, предъявляемые к ним в храме. У людей появляется страх сделать что-либо не так. Этот страх внушают им верующие люди: прихожане, сотрудники храма, а часто и священники, которые ко вновь пришедшему сразу же обращаются с замечаниями, относящимися к внешнему виду и поведению, как будто это самое главное в общении человека с Богом.

Нам надо в первую очередь меняться самим: быть смиреннее, терпимее и доброжелательнее к вновь приходящим, особенно к молодежи. Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремится увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Недостаточность церковного воспитания восполнится в процессе воцерковления, и тогда благообразие внешнего вида и поведения станут следствием церковного мироощущения, а не внешней маской.

Проявляя снисходительность к вновь приходящим, священник не может быть снисходителен к тем, кто, будучи воспитан в церковной среде, живет нецерковной, нехристианской жизнью.

Сколько нужно внимания, такта, заботы, любви, чтобы помочь хотя бы одному человеку стать на путь спасения. Первое, что должен сделать пастырь, чтобы помочь тем, кто стал членом его духовной семьи, - это молиться о них, особенно при совершении Литургии, второе - это уделять им время, причем не только на исповеди.

Здесь следует сказать еще об одной серьезной причине, препятствующей распространению евангельской истины, - невнимательному отношению священника к своей духовной жизни.
Первое очевидное требование, предъявляемое ко всякому пастырю и миссионеру, - жить в полном соответствии с той верой, которую проповедуешь. Все люди, и особенно молодежь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь слушатели сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви.

Второе, что необходимо помнить пастырю: людей соединяет любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1 Кор. 13. 7). Именно эта любовь открывает дорогу к сердцу человека. Вспомним слова преподобного Амвросия Оптинского: "От ласки у человека совсем другие глазки". В наш век, когда кругом так быстро оскудевает любовь, когда мир становится таким холодным и пустым, все подлинно святое и доброе воспринимается как откровение, властно привлекает к себе неиспорченные души. В общении с пастырем любой человек, а тем более молодой, должен увериться, что он пастырю нужен, очень нужен. Это не обязательно говорить, но в этом обязательно должен убедиться тот, к чьему сердцу мы ищем дорогу.

Необходимо осознавать, что как взрослые люди, так и подростки, не только нуждаются в любви к себе, но по закону, вложенному в человека Богом, всем сердцем стремятся кого-то любить, инстинктивно ищут того, кому нужна их любовь. Нужно научить их видеть друг в друге духовную красоту, которую они часто не способны замечать в пылу юношеской любви. Священник должен уметь открыть молодым людям прекрасную тайну замысла Божия о человеке, о браке, о семье, о детях и целомудренно вложить в сердца молодых людей стремление создать семью - малую церковь, родить и воспитать Богу новых чад, послужить Церкви подвигом семейной жизни, подвигом устроения своей семьи.

Вместе с тем необходимо помнить, что, подобно тому, как свеча зажигается от свечи, сердце зажигается от сердца. Если мы хотим зажечь чьи-то сердца верой, то и наши сердца должны гореть ею. Не дымить, не коптить, а иметь в себе "пламень огненный", устремленность ко Христу, к подвигу ради Бога. Нужно помнить, что молодому сердцу естественно желать подвига - теплохладность ему отвратительна.

Настоящих членов Церкви, воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг, может быть, трудный, даже опасный, требующий жертвы или даже самопожертвования. Дух православного аскетизма необходим воину Христову - только постом и молитвой изгоняется демонский род, и мы всегда должны помнить слова Апостола: Блюдите, како опасно ходите, потому что враг ваш диавол, как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить (1 Пет. 5. 8).

Не нужно бояться трудных задач. Один просветитель сказал: "Только чрезмерное бывает плодотворным, умеренное - никогда". Поэтому в работе с молодежью нужно быть смелым, решительным и твердым. При этом не следует забывать, что в центре церковной общинной жизни всегда должна быть Евхаристия. Только в таком случае человек сможет сохранить верность Евангелию и святоотеческой традиции.

Для молодого человека отвратительно внешнее, показное благочестие, фарисейское "оцеживание комаров и поглощение верблюдов". Здравый смысл, молодая жизнерадостность, духовное здоровье, открытость, отсутствие предвзятости во многом облегчают задачу пастыря.

Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы - неважно, как они будут называться), где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности.
Прекрасным средством, способным объединить детей прихода и дать им возможность творчески раскрыться, может стать выпуск детской приходской газеты со стихами, рассказами разного рода, обсуждениями интересных проблем, в том числе и острых. Воскресные школы должны перерождаться (пусть очень плавно) в своего рода дома творчества христианской молодежи.

Следует иметь в виду, что наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера. У нас в Москве действует ряд воскресных школ, работающих в этом направлении, и мы с удовлетворением можем отметить, что подобные формы работы с молодежью приносят явные положительные результаты.

Причина успеха этих начинаний в том, что указанные методы работы учитывают специфику подростковой психологии и опираются на определенные закономерности воспитания детей.

На пороге зрелости человек стремится к осмыслению своего места в мире и обществе, что связано с необходимостью самоопределения. Ввиду данной особенности указанный период всегда является в определенном смысле кризисным. Иногда самоопределение осуществляется в форме противопоставления себя общепринятому укладу жизни или даже традиционным нравственным ценностям. Именно поэтому следует быть особенно осторожными и деликатными с юными душами. К подростку неприменимы те формы убеждения, которые дают прекрасный результат с малолетними детьми. Для юной души очень важно сознание того, что общающийся с ним взрослый ценит и уважает его свободу.

Вместе с тем для подростков характерно стремление к единству с близкими по духу людьми. Все мы хорошо знаем, как значимо для школьника мнение того коллектива, в котором он желает утвердиться в качестве полноправного члена. Так возникают подростковые группы, которые далеко не всегда могут быть положительно оценены.

Игнорирование данных особенностей молодого поколения - непростительное упущение для пастырей Церкви. Нам следует учитывать специфические особенности душевного устроения подростков и стремиться к такой организации деятельности воскресных школ, при которой способности юных прихожан были бы максимально востребованы.

Стремление подростков к социализации часто приводит к тому, что мнение лидера той группы, с которой он себя идентифицирует, имеет для него большее значение, чем слово родителей. Причем от лидера ожидается полное погружение в жизнь своего коллектива. Лидер должен жить жизнью своего объединения. Очевидно, что священник редко может себе это позволить. Поэтому он должен найти талантливого человека, который возьмет на себя труд по организации жизни подростковой общины прихода.

Необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков на приходе. Конечно же все это требует труда, материальных затрат и духовных усилий. Но как писал святитель Николай Японский, "наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не связано с муками?"

Первые положительные результаты работы в данной области уже имеются. Например, в одном из благочиний нашего города первоначальное стремление к организации футбольного матча на уровне одной воскресной школы в конечном итоге привело к проведению целого комплекса соревнований по самым разнообразным видам спорта, в которых приняли участие не только воскресные школы благочиния, но и молодежные военно-патриотические организации. Пред началом соревнований совершался молебен с участием детских приходских хоров.
Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви. Убежден, что данное направление работы воскресных школ имеет огромное значение и прекрасную перспективу.

Самым важным делом православного молодежного движения является организация общения молодых христиан со своими неверующими сверстниками. Причем речь идет не о разовых акциях, а о постоянном делании. Существуют многочисленные подростковые клубы, организованные по интересам, - почему бы верующей молодежи не пойти туда и не рассказать о себе, о своей вере, хотя бы в виде дискуссии.

Люди должны видеть, что православные открыты для общения, что мы не замкнутая секта, что наша молодежь вполне современна, что мы не прячемся от жизни, не боимся мира, потому что нам есть, что сказать ему. И это тоже форма проповеди.

Думается, было бы хорошо, если бы все Духовные школы по примеру тех, которые уже имеют ежегодную миссионерскую практику, организовывали миссионерские акции, которые чрезвычайно полезны и для народа, видящего молодых верующих людей, и для самих студентов, приобретающих миссионерские навыки.

Везде нужно братское общение, помощь, обмен опытом, пример правильного, красивого, благоговейного совершения богослужений и Церковных Таинств. Это особенно относится к епархиям, где не хватает священников или где образовательный уровень духовенства недостаточно высок.

Воспитание молодежи требует огромных творческих усилий и большой сострадательной пастырской любви, во всех отношениях жертвенной. Необходимо, по слову Апостола, для всех стать всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых (см.: 1 Кор. 9. 21). Работая с молодежью, нам приходится быть молодыми.

Источник: Сайт Московской Патриархии www.mospat.ru