О верности

“Верный в малом и во многом верен” (Лк 16,10)
“Господь хранит верных” (По. 30,24)

В проповеди на неделю о Страшном Суде митрополит Сурожский Антоний пишет: “Часто люди говорят: Я не знаю, как любить Бога, я Его ищу в потёмках, я не могу до Него дорваться!.. - Очень просто: через человека!.. Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего реальной и творческой любовью, тот лжёт, потому что никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного, живого, животрепещущего перед ним человека... И поэтому, прежде чем ставить вопрос о том, как достичь Бога, спросим себя: как мы относимся к ближнему? Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно испугано при одной мысли, что ближний может потребовать от нас сердца и жизни нашей, - не о чем говорить, нечего искать близости Божией: надо сначала научиться иметь сердце теплое, сердце живое, сердце, внимательное к ближнему, и тогда оно откроется и, как чистое сердце, увидит Бога”.

Кажется, какое отношение имеют эти слова к той теме, которую мы попытаемся осмыслить в этой работе? Оказывается, самое непосредственное. Здесь зримо, наглядно представлен принцип проекции, который Спаситель обозначил так: “Верный в малом и во многом верен” (Лк 16,10). То есть, не стараясь о меньшем, не стараясь полюбить человека, не сможешь понять и великого, как любить Бога; не будучи верным здесь, на земле, своему Отечеству, близким, данному слову, не поймёшь, как быть верным Господу.

Некоторые могут спросить: а так ли важно быть верным? Не достаточно ли просто любить Бога, исполнять заповеди, поститься и молиться? Зачем эти высокие слова о верности другим, когда главной заботой христианина остаётся спасение своей души?

Но вот что может ответить на эти возражения святой апостол Иоанн Богослов. В Апокалипсисе он говорит нам о том, что видел сидящего на престоле во славе Господа, и “сидящий на нем называется Верный” (От. 19,11). Слышите, как звучит одно из имён Бога? А может ли Творец вселенной представлять себя людям под ничего не значащим, случайным именем? Ответ очевиден, как очевиден и вывод - это качество, то есть умение хранить неизменным своё обещание, - Бог ставит на высоту, сопоставимую с Его величием!

Но и на это могут возразить - да, действительно, Спаситель так именует Себя. Но мы, род человеческий, немощны, не способны подняться на такую высоту, мы не способны так любить, как Бог, который ради любви к людям отдал Своего Сына на смерть, и мы не можем до такой степени быть верными. Ни Богу - потому что грешны, ни Отечеству - потому что не ценим его, ни своему слову - потому что слишком часто ставим свою минутную выгоду выше данных обетов.

Да, всё вышеперечисленное - правда. Мы, в большинстве, действительно не способны подняться от земли, отречься от своего эгоизма, не способны ни любить, ни быть любимыми. Но Господь, сердцеведец, неужели заранее дал нам такие заповеди, которые мы не можем исполнить? Неужели Бог, Который есть любовь, так зло посмеялся над Своим творением?

Нет, конечно, нет! И мы в истории человечества видим великолепные образы людей, которые своей жизнью воплотили тот идеал, к которому мы все призваны. “Обручу тебя Мне в верности” (Ос. 2,20), сказал Господь. И мы видим этих обручённых, то есть так же радующихся возможности жизни с Господом, как жених радуется предстоящей семейной жизни с любимой женой, изображёнными уже на иконах, хотя это такие же люди, как и мы все. Так кто же они?

Их имена хорошо известны. Это неисчислимый сонм мучеников, среди которых мы с радостью видим нашего покровителя святого Георгия Победоносца. Это и все новомученики и исповедники российские, среди которых мы опять узнаём “своего” - цесаревича Алексея, одного из первых российских скаутов, имя которого стоит первым в списке поминающихся на церемонии Дня памяти верных.

За какие же заслуги перед Господом они сейчас славят Его в Его Царстве? Всё за то же - проявив мужество, объявив себя однажды христианами перед врагами Христа, они никогда уже не отступали от данного слова. Не отступали ни перед угрозой потери своего высокого общественного положения, ни перед угрозой стать отверженными в обществе, ни перед угрозой потерять и саму жизнь. “Нас почитают обманщиками, но мы верны” (2 Кор. 6,8). Верны вплоть до смерти.

Но неужели и нам нужно жертвовать тем, что имеем, чтобы хоть в малом уподобиться этим мужественным и преданным людям? Готовы ли мы отдать свою кровь ради любви ко Христу или в трудную минуту отречёмся от Него, уже отдавшего всего Себя на крестную смерть ради нас? Нет иного способа, чтобы проверить свою стойкость, как только опытно пройти через мучения отстаивания права быть самим собой, быть верным своим принципам, своему слову, своему обещанию. Как же мы можем проверить себя в повседневной жизни, лишённой, казалось бы, героики, возможности в борьбе проявить свою волю?

У нас такая возможность есть. Прежде всего, как христиане, мы призваны к тому, чтобы ежеминутно вести действительно кровавую, полную горьких поражений и низких предательств борьбу с собственным сердцем, так легко поддающемся на всегда лживо-сладостные искушения. А ещё мы можем быть верными Богу, соблюдая неповреждённым данное перед Его ликом Торжественное Обещание: быть верными Отечеству, честно исполняя свои обязанности гражданина, и Организации, которая дала нам редкую возможность жить в этом мире так насыщенно, активно, полезно, как мы сами хотим и способны.

Инс.ОРЮР Александр Бесполденов,
ОРЮР, Братство православных скаутов, 2002