"Страницы истории разведчества-скаутизма" №082 (25), май 2003 г. "С рабочими в Берлин январь 1942"

"В помощь руководителю" №49, июнь 2003 г.
Издание Главной Квартиры ОРЮР
Выходит с октября 1962 г.

Редактор-издатель Р. Полчанинов

R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040, USA

Как мне сообщили из Москвы, в правительство Российской Федерации поступило предложение со стороны РПЦ о включении в программы общеобразовательных школ Закона Божия. Это предложение не было поддержано, якобы потому, что в школах учатся дети разных национальностей, разных религий и даже неверующие в Бога.

Иное дело в Крыму. В «Украинском взгляде» (приложении к «Новому русскому слову» от 28.06.2003) сказано, что по предложению «Общества православных педагогов Севастополя» с 1.09.2003 будут «факультативно преподаваться «Основы религиозной культуры» поконфессионально» и, что «у активистов общества уже имеются сотни копий заявлений родителей на имя директоров школ с просьбой позволить их ребенку посещать факультативно группу по изучению православной религии». Думаю, что в России надо добиваться того же.

В России определённые круги выступают против преподавания Закона Божия. Так в петрозаводской “Молодёжной газете” от 12-18.12.2002 г. в отделе “Мнение” в статье “Забытые уроки истории” с подзаголовком “Нужно ли изучать основы православия в школе?” А.Краснов написал со слов бабушки, получившей образование в гимназии города Выборга, что уроки Закона Божьего “были регулярны и часты, посещения их обязательны...” и что “негативный заряд от принудительно насаждаемого “охристи-анивания” был настолько велик, что негативное отношение к официальному православию (...) бабушка сохранила на всю оставшуюся жизнь”.

Видимо, бабушка не сумела объяснить своему внуку, что для гимназисток посещение любых уроков, в том числе и Закона Божьего, было обязательно, и потому у А. Краснова создалось впечатление, что гимназистки на все прочие уроки могли приходить или не приходить, а вот на уроки “теологии”, как их назвал автор, были обязаны.

Я окончил в Сараеве (Югославия, ныне Босния) 4 класса русской начальной школы. Нам, малышам, Закон Божий преподавали учительницы, преподававшие и другие науки. У нас были учебники. В этих учебниках детским языком, был изложен Ветхий и Новый Завет. Для нас Закон Божий, после занятий арифметикой, французским и грамматикой русского языка, был настоящим отдыхом. Правда, молитвы приходилось учить напамять, да еще на церковно-славянском языке, но и это, по сравнеию с заучиванием коренных слов на букву ять, было не столь утомительно. Надо было знать на- память и Десять заповедей, и тоже по-церковно-славянски. Помню, что мы долго и упорно их разучивали, а учительница объясняла нам каждое непонятное слово. То же самое и с Символом веры. Мы его пели, и пели охотно. А пение помогало нам запомнить непонятные церковно-славянские слова.
В Сараеве не было русской гимназии, и я учился в местной гимназии вместе с католиками, мусульманами, евреями и протестантами. Из 30 учеников в классе, евреев было 3-4, а протестантов только один. Закон Божий православным и католикам преподавали священники, а мусульманам муллы, которые приходили в гимназию. У нас было по три параллельных класса, и на Закон Божий собирались в один класс все православные, в другой все католики и в третий мусульмане из всех трёх параллельных класов. У евреев и протестантов были свободные часы, но они должны были зато посещать уроки в синагоге или кирхе в свободный воскресный день. Занятия у нас были шесть дней в неделю.

Уроки Закона Божия были дважды в неделю все 8 гимназических лет. В гимназии мы снова проходили и Ветхий и Новый завет, Заповеди Божьи должны были знать по-сербски, а Символ веры по-церковно-славянски. В 4-м классе мы целый год проходили Всенощную и Литургию. Приходилось многое знать напамять. В старших классах мы проходили Катехизис, апологетику (защиту православия от критики) и изучали инославие (другие христианские религии и секты). Всё это излагалось тактично и по-научному и споров на религиозные темы среди одноклассников никогда не было. Об иудаизме мы знали только, что у нас один Бог и общий Ветхий завет. Мусульманства мы не касались, но меня интересовала эта религия, и я брал у мусульман их учебники почитать.
Мне кажется, что бабушка А.Краснова была исключением из общего правила. Поэтому думаю, что преподавание в школах Закона Божия отдельно для православных и отдельно для других религий будет лучше, чем бездуховность и потребительский подход, царящий вот уже 11 лет в школах Российской Федерации.

Сегодня в большинстве областей России, вполне возможно преподавать в первом классе Ветхий завет, посколько его признают все христиане, евреи и мусульмане. Надо только составить такой учебник Ветхого Завета, на издание которого дало бы согласие и христианское, и еврейское, и мусульманское духовенство. Преподавание, мне кажется, было бы лучше поручить учителю-мирянину. В областях, где много буддистов, на уроках Закона Божия следовало бы разделить класс и преподавать одним Ветхий Завет, а другим основы буддизма.

Во втором классе всем христианам можно преподавать, опять же не священником, а одним из преподавателей, Новый Завет, а евреям и мусульманам, в зависимости от их количества, по обстоятельствам.

В третьем классе можно было бы изучать “Основы религиозной культуры” (заимствую название принятое в Крыму) всех религий Российской Федерации. Культурный человек должен знать основы всех религий и относиться с уважением к каждой религии.

В четвёртом классе священники могли бы преподавать богослужение или, что сочтут нужным, ученикам своей религии.
В Европейских странах в 1920-х и 1930-х годах преподавание шло по циклам. То, что проходилось в 1 – 4 классах, повторялось, применительно к возрасту, в 5 – 8 классах и, наконец, с некоторыми изменениями, в 9 – 12 классах.
В американских школах иная система, но американский пример не всегда хорош для подражания. В Штатах, в государственных школах Закон Божий не преподаётся, но существуют частные школы католические, еврейские и других религий, в которых ведется религиозное воспитание и преподается Закон Божий. Существуют и многочисленные субботние или воскресные приходские школы (раз в неделю), в которых Закон Божий преподают либо священники либо миряне. В Псковской православной миссии в годы 1941-1943 Закон Божий, как правило, преподавали миряне.

Думаю, что надо стремиться к преподаванию Закона Божия в государственных школах. В приходских, посещение которых не обязательно, следовало бы применять внешкольные методы преподавания, привлекая учеников устройством спектаклей и иными развлечениями. Сотрудничество приходских школ с отрядами разведчиков-разведчиц, где после 45 минут Закона Божия и 15 минут прохождения разведческих разрядов следуют песни и игры, всегда приносило очень хорошие результаты.
Некоторым священникам не нравится слово “скаутинг” и всякого рода интернационализмом и индейщина. Многим не нравится, когда они слышат как ребята называют своих разведческих руководителей “лесными именами”. Священников надо понять, и отдавать себе отчёт, что то, что хорошо в лесу, не всегда желательно в приходских школах.

Р.Полчанинов
(C) R.Polchaninov 2003