Скаутмастер Лев Михайлович Гижицкий (1926-2001)

«В помощь руководителю» №47

В 1982 г. в лагере НОРР – Национальной Организации Русских Разведчиков около Нью-Йорка было отмечено 300-летие организации. По этому случаю члены организации и друзья были награждены юбилейными медалями. Вопрос, имела ли право НОРР говорить о своем трехсотлетнем существовании, мне кажется спорным, но не будем спорить.
Мне кажется, что если НОРС (с 1934 г. – НОРС-Р) и ОРЮР считают О.И. Пантюхова своим основателем, то они имеют право на преемственность и право считать своим днём основания 30 апреля 1909 г. Если любая другая скаутская организация, которых теперь много в России, захочет вести своё начало от О.И. Пантюхова и его Царскосельской дружины и считать годы скаутской–разведческой работы за границей, которую возглавлял О.И. Пантюхов, частью своей истории, то и она имеет право на преемственность.
На преемственность от Б.Б. Мартино могут претендовать только те организации, которые идут по пути, по которому вел ОРЮР Б.Б. Мартино до своей смерти в 1962 г. В те годы ОРЮР была организацией МОЛОДЕЖИ лишь с небольшим количеством взрослых руководителей, а не организацией ДЛЯ молодежи, в которой на каждого «активного руководителя» приходится три руководимых. Кроме того, ОРЮР времен Б.Б. Мартино была организацией ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, а не РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ.
Невозможно вести свое начало одновременно и от потешных Луцкевича и от юных разведчиков Пантюхова. Это две разные системы, взаимно исключающие друг друга. Пантюхов резко критиковал движение потешных. Он осуждал чрезмерное увлечение военным строем и упражнениями с деревянными ружьями. У потешных не было, и не могло быть, звеновой системы, в то время как в разведчестве звеновая система является основой всех основ.
Осуждалось и обилие всякого рода значков на форме. Это противоречило 12-му закону «разведчик скромен». Разведчиков и разведчиц, украшавших свою форму всякими значками, называли «ёлочками».
Символика играет большую роль в создании духа организации и те, которые хотят быть преемниками Пантюхова, не должны придумывать взамен символов НОРС–ОРЮР какие-то свои новые. Замена старых символов новыми нарушает духовную нить, связывающую нас с Пантюховым и Мартино, и лишает права на преемственность.
Лилия со св. Георгием по рисунку Нины Михайловны Пантюховой была принята как знак НОРС в 1926 г. и в знак преемственности от НОРС-Р этот же знак был сохранён в ОРЮР. Насколько мне известно, Союз русских скаутов св. Владимира тоже считает лилию со св. Георгием своим знаком. Говорят, что ОРЮР в России запатентовала право на знак лилии со св. Георгием, но так ли это?
Были в России и такие скаутские организации, которые не желали иметь преемственность ни от Пантюхова ни от Мартино. В газете «Сын отечества» №1 (47) от 4 января 1991 г. была статья под названием «Не пепел, а огонь». В ней В. Дружинин на вопрос: «значит ли это, что атеист не может стать скаутом?» ответил: «Ни в коем случае! Свобода совести – прежде всего. Долг перед Богом – выражение образное. Кстати в тексте конституции Всемирной организации скаутского движения слово «бог» не упоминается. Просто, тем самым подразумевается приверженность духовным, общечеловеческим ценностям». ( В оригинале так и написано, один раз Бог, другой раз «бог» – прим. РВП). Пусть вопросы преемственности каждая скаутская организация решает по-своему.

скм. Р.Полчанинов
под редакцией ски. А. Каркача, 2003

Перепечатка допускается с условием, что будет сделана ссылка на автора, на «В помощь руководителю», номер и дату с обязательной присылкой одного экземпляра по указанному выше адресу.