Жак Мужно, Федеральный Комиссар Федерации Скаутов Европы - скаутская автобиография

"В помощь руководителю" №40
Издание Главной квартиры ОРЮР
Выходит с октября 1962 г.

Я поступил в 1931 г. в Сараево в отряд югославянских скаутов, так как русского отряда в городе не было. Сборы были по звеньям два раза в неделю и проводили их вожаки. Начальник отряда проверял работу вожаков, регулярно посещая эти сборы.

Мы, Боря Мартино – вожак, я – его помощник и Слава Пелипец основали 4 апреля 1931 г. русское звено (тогда оно называлось патрулем) "Волк", а 15 июля 1932 г. – 1 СОРС – Сараевский отряд русских скаутов.

Посещая звеновые сборы, я познакомился на практике с тем, что называется «звеновой системой», и когда стал вожаком, без всяких специальных курсов неплохо работал со звеном. Правда, только одного опыта участника сборов оказалось мало, но Боря, передав мне звено, продолжал первое время приходить на сборы и выручал меня, если я вдруг терял контроль над ребятами. Это было особенно важно в тот момент, когда мы от занятий по разрядам переходили к песням и играм.

Ни пауз, когда вожак молчит и не знает что делать, ни замешательств, когда начинается спор – что петь или во что играть, – не должно быть.

Когда Боря Мартино, Слава Пелипец и четвертый сараевец – Малик Мулич уехали в Белград учиться в университете, они там, при русской гимназии основали каждый по отряду. В основу основ они положили звеновую систему. То же самое делал и я в провинции в отрядах, которые я там основывал.

Только благодаря звеновой системе в годы войны 1941–1945 разведчикам удалось вести подпольную работу, которую возглавили Боря Мартино и я.

После ликвидации DP лагерей (лагерей перемещенных лиц) и переселения русских в Америку и Австралию, где судьба разметала их на большие расстояния, разведческая работа стала постепенно переходить от звеновой системы к отрядной. Зимняя работа стала сводиться к минимуму, а первое место заняла работа в летних лагерях. Конечно, лучше что-то, чем ничего, но работа в зарубежье, в последние годы стала чем-то напоминать пионерскую.

О том, что работа с пионерами идет плохо, было всем уже давно известно. В пионерские отряды записывали сразу целыми классами. Эти отряды формально делились на звенья таким образом, что первый ряд парт становился первым звеном, второй – вторым, а третий – третьим. Работы по звеньям не было, а сборы отрядов проводили комсомольцы в порядке общественной нагрузки.

Партия решила как-то оживить работу с молодежью и дошла до решения создать свою советскую скаутскую организацию, параллельно с пионерской. Учредительный съезд АВоРС – Ассоциации Возрождения Российского Скаутизма состоялся в Москве в ноябре 1990 г.

К сожалению, у скаутов в современной России звеновая система применяется далеко не везде. Обстоятельства иногда требуют чтобы количество, а не качество ставилось на первое место. Но нельзя быть близоруким. Сегодняшние успехи могут лишить разведчество подлинных успехов в недалеком будущем. Если сразу заложить правильные основы разведческой работы, то через два – три года сегодняшние вожаки «познавшие на практике звеновую систему, смогут создать свои .новые отряды, в которых работа тоже будет с самого начала вестись по звеновой системе.

Вместо того, чтобы объявлять запись в отряд разведчиков, надо собирать группу из четырех–восьми ребят 14–15 лет, подающих надежды, что из них получатся хорошие вожаки. Эту группу мы назовем «звеном вожаков» и с ними пройдем в ускоренном порядке сокращенный КДВ – курс для вожаков: III разряд, звеновую систему и методику. Все это надо проходить не в форме чтения лекций, а в виде настоящих сборов звена, чтобы кандидаты в вожаки с первого дня увидели, как должен проходить настоящий звеновой сбор и как его проводить. Как можно раньше кандидатам в вожаки надо дать возможность приобрести опыт проведения сборов с разучиванием разведческих песен и игр. На первом же сборе «звена вожаков» надо курсантам объяснить план сбора и сразу же,, придерживаясь плана, провести первый сбор. Потом пусть они сами проводят по очереди сборы (строй, песни, игры). Пусть они не боятся в чем-то ошибиться, помня, что на ошибках мы учимся.

Время для занятий в плане звенового сбора руководитель должен использовать для прохождения III разряда. Прочее можно будет и потом пройти на сборах «звена вожаков» (фактически, штаба отряда). После сдачи испытания на III разряд (школьного термина «экзамен» нужно избегать) и дачи ТО – Торжественного обещания, каждому кандидату в вожаки надо предложить сперва провести сбор со своими сокурсниками, а затем набрать самому звено и начать с ним проходить III разряд. Доверяя вожакам работу со звеньями, начальник, конечно должен их постоянно проверять, а если надо, и помогать. В общем, надо действовать по обстоятельствам.

Так я делал в 1943 г. в Пскове (работая при Православной миссии) и в 1945 г. в «ди-пи» лагере в Германии, в обстановке близкой к условиям работы на родине.

скм. Р. Полчанинов, 1996