История молодежного движения в России и динамика его развития

Поскольку среди читателей наверняка есть люди, которые неплохо знакомы
с историей вопроса, большая часть статьи им вряд ли будет интересна,
поэтому им мы предлагаем сразу пойти в конец. И ещё, авторами
допускается возможность недостоверности некоторых описываемых фактов,
полученных не через первые руки, поэтому приветствуются и принимаются
поправки, нежели такие будут.

Безусловная заслуга скаутинга
состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и
подростков. Детально разработанная система роста и система
символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят.
Скаутская система также разработала ряд деятельностных форм, которые в
дальнейшем составили джентельменский набор клубов и отрядов: игры типа
КВН и “Зарница”, палаточные лагеря и т.д.

Другая часть
кратовской школы во главе с педагогом Степеньковым в какой-то момент
времени начала жить экспедиционной деятельностью. Все началось с
лодочного похода по реке Угре, после чего ребята загорелись и стали
организовывать более масштабные экспедиции, приносившие реальную
научную пользу, например, вокруг Плещеева озера. Сам Папанин приезжал в
эту школу, дарил ребятам новейшие по тем временам приборы и делал
заказы, которые выполнялись во время экспедиций, и их результаты
использовались в научной работе. В то время, когда геодезия и
картография еще только начинали развиваться, эти исследования имели
колоссальную ценность.

После войны в неформальном молодежном
движении наступает глубокий спад, продолжающийся лет 10. Старшие
ребята, которые могли бы быть его ядром, в большом числе погибли во
время войны, уйдя в партизанские отряды. Естественно, это были
достойные люди, ибо, как известно, подлецы не бросаются на доты и не
закрывают грудью амбразуры. А кто-то надрывался у станка или умирал с
голоду, отдавая свой кусок хлеба младшему братишке в блокадном
Ленинграде. Младших же ребят после войны снова загнали в рамки школы.

Давно отмыта гарь, развеяны дымы,

Пусть вечные огни горят для каждого.

По сегодняшний день, по сегодняшний час

Мы, как черти, здоровы, есть харч и табак,

“Атланты” небо держат

Cам
Александр Моисеевич не раз признавал, что песни первых российских
бардов были преисполнены тогда юношеской наивности, потому как они и
были такими - романтическими юнцами, верящими в победу светлых идеалов.
Появилась обойма песен, воспевающих красноармейцев гражданской войны:
“Надежда” Окуджавы, “Красный Командир” Синельникова, “Маленький Трубач”
Никитина, “Трубачи” Берковского и пр. От некоторых из них патриархи
авторской песни впоследствии открестились.

И вот однажды
Фрунзенская Коммуна была приглашена в “Орленок” и провела там смену по
собственной программе. Коммунарская методика зажгла многих активных
работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства.
Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них
были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских
организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике.
Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там
нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться
на школьную внеклассную жизнь.

Впрочем, в истории коммунарства
из больших дел были не только экстремистские акции. Однажды в Горловке
местная шпана изнасиловала девушку, которая, не выдержав позора,
повесилась. Но главное то, что происходило все это в весьма
густонаселенном районе, и на крик девушки о помощи не вышел никто.
Ребята-коммунары замкнули в пленку лицо девушки, и на его фоне была
сделана очень сильная постановка на тему равнодушия. С прокатом этой
постановки они выступали по разным ДК, через которые в то время
проходила масса активного народа, в том числе и молодежи. Результатом
акции явился небывалый ажиотаж, представивший жителей того района, как
последних сволочей и заставивший всерьез задуматься.

Еще одной
заслугой коммунарства стали первые шаги в области теоретизации развития
группы, коллектива и т.д. До того отечественные педагоги и психологи
выпускали лишь литературу, касающуюся личностного развития ребенка.
Уманским были выделены стадии развития группы. Были выделены также
ассоциативные аналоги этих стадий для детей: рассыпчатый песок, мягкая
глина, мерцающий маяк, алый парус, пылающий факел.

Нетрудно
заметить, что все вышеперечисленные направления неформального
молодежного движения, возникшие в этот период: и поисковики, и
коммунары, и КСП, и интера - так или иначе были в своей деятельности
связаны с туризмом. При этом у некоторых лидеров и участников стало
складываться ощущение самоценности туризма, и, как результат, начинают
возникать детские и молодежные турклубы, для которых туризм становится
основным профилем. С другой стороны, обилие проводимых походов породило
необходимость разработки новых маршрутов и необходимость работы по
изысканию оптимальных конструкций туристского снаряжения, ибо снаряга
первых туристов отличалась низкой эффективностью и большим весом. Все
это тоже дало толчок развитию детского и молодежного туризма.

Характерно
также то, что большинство последователей не имели кроме “Каравеллы”
никакого другого примера перед глазами и потому создавали отряды по
шаблону. Неправ Т.Кертис, утверждающий, что Крапивин за все время
работы так и не создал никакой методики. Еще как создал, только сделал
он это неосознанно.

Итак, отпрыски “Каравеллы” создавали отряды.
Пик этой ветки приходится на конец описываемого периода, когда, по
выражению Андрея Гусельникова, отряды в Свердловске и близлежащих
городах, а также частично на Украине, росли, как грибы.

Матвеев,
правда, на некоторое время выпал из движения, так как, по слухам, при
социалистическом правительстве Сальвадора Альенде был направлен
создавать пионерию Чили (сведения проверить у самого Матвеева, увы, уже
нет никакой возможности). По возвращении он работал некоторое время в
Учительской газете, с ним связан и первый период ее рассвета, но там не
прижился. Потом он предпринял попытку создания своей педагогической
газеты “Перемена”, которая должна была стать, как говорилось в
редакционной статье, “газетой не для учителей, а самих учителей”.
Матвеев успел выпустить первый номер, но в 1989 году смерть настигла
его.

Так вот, далеко не все члены педотрядов обладали
достаточной дальновидностью, чтобы жить не только сегодняшним днем, а
работать на долгосрочные программы. Появились статусы ведущих и их
помощников. Поскольку педотряды ощущали себя революционерами от
педагогики (известен старый лозунг коммунаров: революция не окончилась,
революция продолжается), а противостоящих им аппаратчиков из комсомола
и наробраза контрреволюционерами, эти статусы получили революционные
названия: комиссар (ведущий) и политбоец (помощник комиссара).
Поскольку в то время имело место довольно тесное взаимодействие между
московскими коммунарскими группами и уже получившим определенную
известность Крапивиным, многие термины прижились в обеих средах,
например, СК (совет капитанов, комиссаров, координаторов и т.д.).

Но
эйфория длилась недолго. В 1973 году вокруг Устинова неожиданно
разразился скандал. Его неожиданно арестовывают по обвинению в
гомосексуальной педофилии. Лишины проводят самостоятельное
расследование, в ходе которого собирают убедительные, по их мнению,
свидетельства, подтверждающие обвинение. Вокруг фигуры Устинова
образуются два противоборствующих лагеря: антиустиновский,
возглавляемый Лишиными и добивающийся запрета на профессию, и лагерь,
защищающий Устинова во главе с Мариничевой, а после и с Ланцбергом.

В
описываемый период происходит также расцвет и упадок интербригад,
которые, правда, в определенный момент тоже начинают подвергаться
давлению сверху. Крутые заброски в тайгу на несколько недель под
предлогом подготовки партизанских отрядов для переброски в Латинскую
Америку, особенно после того, как революционная волна пошла на спад,
пугали осторожных бюрократов (“А не для внутренних ли диверсий они все
это делают?”). Так что контроль за деятельностью интеров тоже усилился.

От глупости и раболепства,

Приходится спасаться бегством

Что вы, как люди, не живете?

Сердце уходит

Какое-то
время наблюдались факты совместной деятельности московского КСП с
коммунарами третьей и четвертой ветви (Валерий Хилтунен, Ричард Соколов
и т.д.), а также с лидерами других позитивных направлений неформального
молодежного движения, так как все они были активными потребителями
авторской песни. Однако, идея объединения этих направлений была заранее
обречена на провал по идеологическим причинам. КСП-шники не принимали
социалистическую систему в целом так как в их деятельности не было
ориентации на коллектив, идеологическая же ориентация коммунаров была в
целом социалистической направленности, и свою задачу они видели в
борьбе с изъянами системы, но ни в коем случае не с ней самой. Как
справедливо отмечал лидер пятигорской дружины “Пламя”, многие
коммунарские деятели, слывшие в годы застоя и в начале перестройки
ультралевыми радикалами, потом превратились в ультраправых
консерваторов. В этой связи взаимоотношения коммунаров и КСП-шников так
и остались на уровне делового сотрудничества.

Не случайно и то,
что многие отряды прокрапивинского толка создавались именно вблизи
Свердловска и именно фэнами, что напрямую связано с деятельностью
Крапиваина в фэндоме. Таким образом, в 80-ых годах Свердловск
окончательно оформляется, как крапивинско-фэновский центр,
идеологически обособленный от других центров.

Как ответная
реакция, в стране возникло движение “красных бригад” и оперотрядов,
которые подчас создавались бывшими коммунарами, интерами,
крапивинистами. Создавались они под лозунгом: “А пойдем-ка набьем всем
этим гадам морду.” При некоторой полезности “красных бригад” и
оперотрядов мы все же не считаем их явлением ярко положительным, так
как в них был ярко выраженный культ мордобоя. Впрочем, были некоторые
детские десантские клубы, не сильно грешащие этим, например, тюменский
“Дзержинец”, новосибирский клуб юных десантников Карема Раша и ещё
некоторые другие клубы.

Этому процессу предшествовал ряд
драматических событий, которые отвернули от “Каравеллы” многих бывших
почитателей. В определенный момент Крапивин решает оставить
педагогическую деятельность и полностью уйти в писательскую. Он
оставляет отряд на некого Ивана Тяглова, который вдруг неожиданно
начинает пытаться сделать “Каравеллу” своим отрядом. Из отряда в массе
выгоняются инструктора, начинается борьба с традициями. Правда, вовремя
опомнившийся Крапивин собирает экстренный сбор, на который приходят все
старые инструктора, и Тяглова выгоняют из отряда. Однако, грызня в
“Каравелле” на этом не прекратилась. К сожалению, источники, из которых
мы имеем информацию о последних событиях в “Каравелле” просили
воздержаться от публикации этой информации. Но так или иначе, многие
люди, считавшие до того “Каравеллу” идеалом, разочаровались в ней.

Наблюдается
отток в скаутинг и некоторой части коммунаров. Так, например,
координатор петрозаводского Союза Скаутов “Товарищ” С.Воздвиженский сам
является бывшим коммунаром.

Другим мощным направлением,
интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений, стало
движение ролевых игр. Основные источники нынешних ролевиков - это
фэндом, хиппи и различные педагогические круги. Долгое время разные
ветви ролевых игр развивались совершенно обособленно. Первая попытка
некого грандиозного фестиваля была предпринята в 1990 году в
окрестностях Красноярска, где по инициативе ряда деятелей фэндома были
проведены Хоббитские Игры-90. На следующий год Хоббитские Игры,
проводившиеся под Москвой, собрали гораздо большее количество народа, и
этот момент можно считать началом движения ролевиков-хоббитов. В рамках
этого движения можно выделить ряд подсекций в зависимости от интересов
контингента: “толкинутые”, “желязнутые”, “муркокнутые” и т.д. Мы
надеемся в одном из ближайших номеров “КОНТЕКСТА” опубликовать более
подробный рассказ об истории хоббитского движения, написанный одним из
тех людей, кто стоял у истоков.

И еще об одном направлении
хотелось бы сказать особо. Это буйным цветом расцветшие в конце 80-ых -
начале 90-ых годов некоммерческие компьютерные сети, крупнейшей из
которых является ФИДО. Программа, позволяющая без особого труда
обмениваться электронными посланиями была придумана в 1984 году
лос-анджелесским программистом Томмасом Дженингсом, и после этого
количество узлов стало расти в геометрической прогрессии. Ныне среди
пользователей ФИДО очень много деятелей неформального молодежного
движения различных направлений. FIDO представляет из себя типичное
самоуправляющееся движение энтузиастов и является настоящей находкой в
деле интеграции педагогических и молодежных направлений и организации,
а также продуктивного общения между ними.

Михаил Кожаринов, Сергей Тишин (Москва)

2. Иванов “Фрунзенская коммуна”
7. Кордонский М., Ланцберг В. “Технология группы”
9. Тишин С. “Неформалы, объединяйтесь”. “Та Сторона”, №8.