Полигон-2013 - летний подростковый лагерь по подготовке Хакасского Джамбори-2015

Даты:
с 05/08/2013 по 18/08/2013
Тип:
Лагерь
Уровень:
региональный (событие отдела, нескольких дружин, рег. организации)
Расположение (адрес):
Россия, респ. Хакассия, Ширинский район, с. Ефремкино
Поляна возле гостевого двора «Июсское междуречье»
Место на карте, определённое по адресу:
Контактная информация
Организатор(ы), контактное лицо:
Павел Заякин
Телефон:
+7 (923) 395-17-28

После лагеря

Два «Полигона»

1. «Полигон – М»

Быть или не быть первому хакасскому Джамбори? Этот вопрос не оставлял меня до последнего. И все, казалось, сводилось к ответу из трех букв. В смысле – «нет».
Потому что – кажется, что никому эта идея неинтересна, кроме меня. Потому что лагерь подготовки Джамбори, что мы собрались провести этим летом, оказался под угрозой отмены. У всех потенциальных участников «Полигона-2013» вдруг оказались дела и заботы, как в известной евангельской притче о гостях, званых на пир: «Прошу тебя, извини меня…» И я уже собрался писать письмо тем, кто подавал признаки скаутской жизни и интересовался судьбой лагеря с извинениями, мол, друзья, простите, но нас собирается так мало, что… Но все повернулось по-другому, не так как я представлял…

В разгар моих тяжких раздумий о судьбе не родившегося «Полигона», мне позвонила Инна Никифорова из Саяногорска и попросила помочь ее потенциальному скаутскому отряду провести первый в их жизни лагерь – у нас, на нашем гостевом дворе в Ефремкино. Мы решили, что это будет после нашего «Полигона», в самом конце лета. Придумали основные идеи к программе, договорились о сроках, расстались. А потом я понял, что никакого «Полигона» в том виде, как я его задумал, не будет. И мне снова позвонили. В этот раз это был Костя Исаенко, мой старый друг из Омска, скаутлидер, с которым мы вместе начинали еще во времена моего новосибирского отряда «Сталкер». У него чего-то там не срасталось с его планами, и он решил с частью своего отряда «Дискавер» махнуть в Хакасию. И тут я понял – это судьба! Инна с ее первым отрядом и скауты Исаенко так замечательно стыковались, что мне оставалось только взять эти два кончика провода в руки и соединить их. И – ура! – связь восстановлена!
Седьмого августа заехали «дискавера», восьмого – саяногорцы, и «Полигон» вдруг обрел свое лицо. Мы помогали родиться на свет новому скаутскому отряду, мы научили их том, что знали сами и что могли передать за эти четыре дня – кострам, узлам, шифрам, истории скаутского движения, основам скалолазания и ориентирования, играм и самодеятельным театральным штучкам…
И закончили мы этот лагерь игровым походом-испытанием, где все усвоенное было продемонстрировано и применено – и первая медицинская помощь, оказанная скаутинструктору «Вершины» Вике, очень здорово изображавшей перелом, и костры, что разжигались на очередном КП, и шифры, и «тайные знаки», по которым передвигались группы. Итогом игры стал отрог Аешинской горы, где страшный зверь «азимут» был побежден новичками. Отсюда, с этой горы, была хорошо видна и деревня и Джамборийские поляны и скалы будущего скалодрома…
И я понял – не важно, что мы задумали. Важно – что мы хотим и к чему идем. Что бы делаем.  Как там говорили древние? «Делай, что должно и будь, что будет»? Кажется, это становилось девизом будущего Джамбори…
Костя обогатил лагерь идеей «звездочки» - каждый участник, принимая участие в разнообразных программах лагеря, мог собрать пять лучиков звезды по пяти направлениям – скаутинг, игры, прикладные умения, туризм, творчество. Это за четыре дня! Но скаутский лагерь тем и отличается от обычного развлекательного детского лагеря, что там никого не надо никуда «подгонять» и «загонять». Даже начинающие скауты это уловили сразу. Дух игры и желания «объять необъятное» властвовал над нами.
И в самом конце, когда все пошли на «Тропу Предков» и были очарованы этой, еще одной страницей Хакасии, я понял – лагерь состоялся. Даже если ничего больше не будет – все уже было. Был смех и закушенная от трудности губа. Был костер и яркие вспышки радости. Были нескучные уроки и испытания. И аж два похода – всего за четыре дня!
И выдавая нашивки лагеря и майки с эмблемой, любезно подаренные нам рекламной группой «Палитра» (спасибо Вам, Анжелика Владимирована!) я видел перед собой тех, кто приедет на Джамбори через два года, кто поможет Джамбори-2015 состояться!
Мы назвали лагерь «Полигон-М». Ну, знаете, есть разные размеры одежды, XL, XXL там. Ну и есть маленькие, S и М. Ну вот, мы пока что «М»аленькие, но с перспективой роста, так вот!
И под конец – добрые слова тем, кто сделал «Полигон-М» реальным:
- Косте «Коту» Исанко – за то, что твои планы Кто-то так чудесно совместил с нашими и привел к нам в Хакасию,
- Маше Исаенко и Кате «Касатке» - за то, что вы помогал нам поливать это семечко скаутинга в этом лагере,
- «Лани», «Коню», «Собачке», «Панде», «Кузнечику» и «Бабочке» (это не «она», а «он») и всем остальным скаутам отряда «Дискавер» - за то что вы смогли показать новичкам видимое и невидимое – скаутский отряд и скаутский дух,
- Маше Махневой – за гостеприимство и волонтерскую помощь в проведении этого лагеря; все-таки, Маша, «однажды скаут – скаут всегда»,
- скаутинструкторам уже несуществующей «Вершины» Вике и Тане – с кучей собственных детишек решивших приехать и помочь; спасибо вам, девочки!
-и, конечно, Инне Никифоровой – за ее смелость и решимость шагать в это неизведанное и прекрасное – мир игры, роста, изменений и свершений, мир скаутинга.
Мы – вместе! И мы – готовы к дальнейшим приключениям, одно из которых нам светит так ярко из 2015 года!

2. «Полигон-Стафф»

Как я уже говорил, мысль о том, что лучше начать и что-то делать, чем сидеть и унывать, посетила меня в самый разгар уныния по поводу судьбы лагеря «Полигон». И когда скоропалительно созрел лагерь «М», тут же пришла и идея, что делать с лагерем стаффа. Да, я об этом уже говорил – «Делай, что должно…»
И вот, с 12 по 16 августа мы это «должное» и делали…
«Мы» - это очень разнообразная группа, назвать которую «стаффом» Джамбори язык у меня не повернется. Если не считать меня, Лену Полянских и Юру Лыткина, целенаправленно приехавших поработать на поляне будущего Джамбори, остальные, вероятно, очень слабо себе представляли, что их ждет. Минусинская группа под управлением Вячеслава Шадрина и новосибирская группа Сергея Анцифирова вникали в программу по ходу и с некоторым трудом…
Да еще куча детей, которых мы привезли с собой – от 10 до 12 лет, человек восемь самостоятельных, автономных, желающих все делать по-своему… В общем – ужас полный!
Порубив все многочисленные благие замыслы в капусту, я оставил только две практические задачи – обозначить в лесной части поляны «полосу препятствий», этакий веревочный экстрим-парк, провесить три-четыре участка и их испытать; ну и скалодром на Бронинской горе – почистить несколько трасс и тоже их опробовать на людях.
Ну и с детьми разобрались тоже – сколотили из них «протоскаутский патруль», назначили патрульной Соню Гилязутдинову и решили проводить у них занятия по очереди – узлы, там, костры, то-се…
Когда пришли на скалы, стало ясно, что, кроме меня и Юры Лыткина там ставить на чистку некого. А некоторые участки я и сам бы не рискнул чистить в одиночку или с Юрой. На том и порешили – мы с Юрой зависаем на скалах с кайлом и ломами. Спасибо Ирине Андросовой и Алексею Ковалени, они произвели за неделю до этого мощную разведку скал, часть трасс забраковали, часть открыли, забили шлямбурные крючья на навеску.
Лене досталась полоса препятствий в лесу, на берегу реки. Романтика, если не считать комаров и мелкой кусачей мошки.
Первый ступор ожидал меня на скалах, когда я понял, что из всего многообразия намеченных маршрутов, у нас есть только шанс обработать пару трасс и все. А хотелось – и там, и сям… Поразмышляв и прикинув риски, я взялся за лом… и тут мне позвонила Лена. Когда я пришел к ним в лес, я увидел ступор номер два – куча веревки, отчаявшийся взгляд Лены и двух зомби у костра – это были еще с утра Эдик и Андрюша, радостно направившиеся с Леной вешать трассу. Поняв суть проблемы – никак не могли натянуть веревку – и соорудив полиспаст (самый краткий в моей жизни семинар) – я отправился в лагерь. Утихомирив там одичавших без присмотра детей-«протоскаутов» устроил всем отбой и сам упал без задних ног.
Так прошел наш первый полный день (предыдущий был днем заезда, обустройства, разведки поляны и прочая). В последующие три все было примерно так же, только с меньшими ступорами и большей отдачей.
Пахали все, кто хотел. Кто не хотел – заливался краской стыда и лез прятаться в палатку, откуда через несколько часов с тихим воем вылазил и просился попахать.
Кроме детей. Детей мы к работам не подпускали, стыда от них дождаться мог только наивный, и спасибо Вячеславу, который решил пересказать им весь лютеранский катехизис, а также Нине Викторовне, которая самоотверженно учила их перевязкам, а потом гуляла с ними по окрестностям…
Последний день, по замыслу, был днем Испытаний. Т.е., все шли на полосу препятствий и на скалодром и пробовали свои силы (и трассы, разумеется, но это была секретная информация)
На полосе самым сложным этапом стали «петли» - надо было, держась только за перила, переставлять ноги из одной веревочной петли в другую, а их там было штук 13!  Как только не выплясывал народ в этих «петлях»! Вплоть до шпагата. Предыдущий этап – «качающееся бревно», тоже был не так прост, пройти его можно было преимущественно босиком, если не держаться за перила… А завершалось все смешной «тарзанкой» - встегиваешься карабином наклонную веревку и… ползешь вниз со скоростью черепахи. Потому что а)не на ролике, а на карабине, б)короткий спуск и в) слабый натяг. Но первый шаг, отрыв от дерева на высоте почти пяти метров – чисто психологический шок!
Всего три трассы, а хватило. И, главное, мы поняли, как делать все остальное. А из чего – уже не проблема, поскольку благодаря спонсорской помощи ХТК и лично Александра Соболенского мы смогли закупить километр веревки кучу строп и строительных карабинов.
Потом все пошли на скалы, где к нам с Юрой в последний день присоединился Серега Слободчиков из Туима. И – что делает скаутская сноровка и коллективизм? – мы зачистили обе трассы и приняли желающих, т.е. всех!
Одну трассу приспособили для скалолазания, вторую – под работу со снаряжением, подъем с жумаром, спуск на БСУ, ФСУ и прочих СУ, что значит – спусковых устройствах. Думаете, это легко, если – с нуля? Ну-ну…
В общем, скалы выдержали, люди – тоже.
И следующим утром, закрывая лагерь и разъезжаясь, мы уже были частью чего-то большего, чем мы сами. Потому что в нас дал всходы росток Джамбори, слета, который мы, пользуясь словами песни, «приближали, как могли»
А вы – с нами? Впереди ведь еще лето подготовки…

Павел «Крот» Заякин, август, 2013

До лагеря

Организаторы: ХРОУ «Вершина-Тур» при участии СЕЛЦ

Участники: Скаутские и околоскаутские коллективы Хакасии, Кузбасса, Урала и других регионов Сибири и России, возрастом преимущественно от 14 лет и старше
Количество участников в группе (отряде) – прим. от 10 чел
Предварительная групповая заявка – до 1 мая 2013, окончательная – до 1 июня 2012
Планируемое общее количество участников – до 100 чел
Из них в стаффе: ок 15 чел
Все несовершеннолетние участники лагеря предоставляют с корешком путевки, где имеется разрешение от родителей, медицинскую справку от участкового врача и страховой полис.

Стафф
1.    Директор лагеря – Заякин П.Д.
2.    Комендант лагеря – Махнева М.В.
3.    Врач лагеря – Вертинский Константин
4.    Прорабы и мастера строительных площадок (активитетов) – 7 человек, см. ниже
5.    «Духовный прораб» - вакансия (о. Андрей Иволга? + гитара)
6.    Завхоз продуктовой части – вакансия
7.    «Прораб вечерних костров» и спортивных игр – вакансия (Алла Швецова?)
8.    Детский сад» - вакансия (возм. 2 чел)
9.    Повар стаффа и детсада
Итого: 15 чел.

Структура программы: Заезд, учебно-строительная часть (10 дней), «Полигон» - соревнования и итоги, экскурсии (2 дня), отъезд

Вводная информация:
Подростковые и детские палаточные лагеря учебно-ролевого типа в Хакасии проводятся с 1997 года. Формат данных лагерей всегда был разным, проходили они в летнее и зимнее время, включали в себя прогрессивные и стимулирующие программы социального и личностного развития детей и подростков. Это связано с тем, что при приходах долгое время работали скаутские отряды и группы – «Проводник» в Туиме, «Вершина» в Абакане и Туиме, до 2009 года
Организация лагерей всегда строилась на скаутской методике, в палаточном режиме, а обучение всегда проходило в форме больших сюжетно-ролевых игр («Робинзонада», «Охота на волков», « Землетрясение», «Хоббит» и др) Также имеется опыт проведения трудового лагеря (строительство горного приюта на р. Туралыг), горных и спелеолагерей (Борус, Кошкулак, Поднебесные Зубья и т.д.) За 15 лет через наши лагеря прошло более тысячи человек.
С 2008 года созданное в Хакасии региональное общественное учреждение по изучению и охране природных и культурных объектов Хакасии и популяризации краеведения «Вершина-Тур» приняло эстафету проведения подобных лагерей в Хакасии, дополнив список учебными лагерями-курсами по подготовке общественных экскурсоводов-проводников (лагеря «Сталкер» в 2009 и 2011гг), а также, в сотрудничестве с Сибирской Лютеранской Церковью, провело лагеря «Дорога» (2010) и «Школа выживания» (2011)
Данный лагерь является продолжением традиции проведения подобных лагерей в Хакасии

Идея лагеря
Близ приюта им. Кириллова и кемпинга «Июсское междуречье» находится две большие поляны, окруженные деревьями. Неподалеку от этих полян протекает р. Белый Июс. Первая поляна практически примыкает к территории кемпинга (ок. 200 м), вторая заканчивается возле Июсской протоки и Бронинской скалы. Обе эти поляны и их окрестности – идеальное место для оборудования большой (до 1-2 тыс чел) площадки для проведения палаточных лагерей, слетов и скаутских Джамбори. В прилегающем лесу можно оборудовать обширную полосу препятствий; на Бронинской скале – идеальное место для обустройства скальных трасс (скалолазание, работа со спецснаряжением); на речном участке вдоль обеих полян – учебную сплавную трассу с воротами и веревочно-тросовой переправой. Если почистить от камней протоку, можно восстановить и достаточно большой «лягушатник» возле Бронинской скалы (он когда-то тут был). На Первой поляне (ближней к кемпингу) можно провести электрический кабель, сделать мостки через болотистые участки, построить большую сцену. В определенных местах Первой поляны можно оборудовать несколько мест для подлагерей (костер, жилая часть, яма, туалет, душ)
Оборудование и строительство всего вышеперечисленного и составляет цель данного подросткового лагеря.
Одним из условий перспективного безвозмездного пользования данными обустроенными полянами и окружающими их службами и площадками для активитетов, является участие в строительстве и оборудовании данных полян, служб и площадок.
По окончании строительства (ок. 10 дней), все принимают участие в больших итоговых соревнованиях, где построенные и оборудованные площадки испытываются участниками лагеря.
Все участники лагеря получают сертификаты специальностей (и нашивки), где будут отражены их трудовые достижения. За участие в соревновании также будут выдаваться дипломы и поощрительные призы.

За работу на строительных площадках, на протяжении всего лагеря, и за участие в итоговых соревнованиях будут выдаваться «бонусы» - жетоны, на основании которых отряды выбирают потом экскурсионный маршрут (последние два дня лагеря)

Строительные площадки (активитеты)
Каждая строительная площадка, или активитет, являются одновременно и учебными площадками, где участники, работая, под руководством прораба (мастера), получают квалификацию.
По предварительным заявкам, которые собираются руководителями групп (отрядов), планирующих приехать в лагерь, участники выбирают на время всего лагеря только две площадки для обучения и работы. Одну площадку участники выбирают самостоятельно (указывается в заявках от групп и отрядов) и другую – на месте, по жребию. Поэтому мы просим всех участников ответственно и продуманно подойти к вопросу выбора своей площадки.
Все площадки строятся с учетом достаточно быстрого сбора-разбора объектов и составных частей.

1. Площадка сцены
Строительство сцены прим. 6х4 м (основание-эстакада, щиты-пол, стены и крыша под тент, подводка электричества
Прораб Иван Шиколдаев (с. Ефремкино)

2. Площадка Полосы Препятствий
Веревочные и тросовые этапы между деревьями, участки грязевые и водные (берег), пионеринговые и бревенчатые участки

3. Скальная площадка
Пробивка и испытание нескольких скалолазных трасс разной степени сложности, вертикальных и горизонтальных (траверс), в том числе и над рекой, несколько трасс для работы со спецснаряжением (спелео)
Прораб: Константин Рыбаченко (Новосибирск)

4. Водная площадка
Оборудование учебной водной дистанции с финишем за Бронинской скалой, с местами для причаливания на разных берегах, с воротами и с двумя переправами через реку (трос и веревка).

5. Кулинарная площадка
Обучение приготовлению пищи в полевых условиях. Участники данной площадки каждый день осваивают новое блюдо и организуют общелагерный ужин. (Завтрак и обед готовят дежурные по отрядам)
Мастер: повар С. Кабежиков

6. Инженерно-пионеринговая площадка
Строительство дорожек и мостиков через болотистые участки по краю полян, разборные туалеты и душевые, строительство палаточной бани, флагштоки.

7. Дополнительная площадка – открытая часовня под тентом
Установка креста, алтарного места, лавочек и тента
Прораб: о. Виталий Гаврилов (п. Туим)

Подлагеря
Все отряды, приехавшие в лагерь «Полигон-2013», селятся по подлагерям по отрядам, примерно по 20 человек (возможно объединение нескольких небольших отрядов или групп, (например, 10 + 10), вместе со своими руководителями. Каждый подлагерь имеет имя, своего командира, возможно – флаг, готовит и представляет у вечернего костра тематическую программу дня по двум направлениям – духовной и строительной
Обустройство подлагерей продолжается ежедневно, в течение первых пяти дней и завершается подведение конкурса подлагерей, с выдачей соответствующего поощрения «бонусами».
Условия конкурса будут разработаны дополнительно и будут включать в себя следующие критерии:
- жилые палатки
- хозблок и кухня + выгребная яма
- ограждение подлагеря и ворота
- выгребная яма
Будет учитываться оригинальность, экологичность и «скаутские патенты»

Духовная часть лагеря будет связана с темами строительства или испытания, и в данный момент разрабатывается.
В лагере планируются:
- утренние и вечерние молитвы
- ежедневные утренние беседы по темам
- после выступлений у костра (по темам) – подведение итогов
Возможно, по итогам всех дней бесед состоится общелагерный диспут или дебаты (в день испытаний)

Дни экскурсий (бонусов)
Два дня экскурсий является бонусным для участников лагеря. Подытожив жетоны- «бонусы», полученные на площадках и на испытаниях, участники по отрядам выбирают экскурсионные маршруты и выезжают (выходят) на них.
Под руководством проводников они, в течение одного или двух дней проходят свои маршруты и возвращаются в лагерь.
Возможные маршруты:
1.    «Тропа предков» - по большому кругу, через Малую Сыю и перепаву через Июс
2.    «Корона Белого Июса» - по большому баршруту, мимо пещер Ящик Пандоры и Крест
3.    Пещера Кирилловская и верх Тохзасского Хребта
4.    Пещера Ящик Пандоры (верхние этажи)
5.    Сундуки + Белая Лошадь
6.    Восхождение на г. Кошкулак + культовая часть пещеры Кошкулак
7.    Ошкольская и Сулекская писаницы
8.    Ивановские озера

Распорядок дня лагеря (основной)
7-00 Подъем дежурных и стаффа
8-00 Общий подъем, зарядка, умывание
8-45 Общий сбор. Молитва.
9-00 Завтрак по отрядам
9-30 Духовные занятия
10-00 Работа по площадкам (I)
14-00 Обед
15-00 Работа по площадкам (II)
19-00 Ужин на кулинарной площадке
 Подготовка к костру
21-00 Костер
23-30- 00-00 Отбой

Жизнь в лагере.
Участники проживают в определенных для них комендантом подлагерях, выполняют распоряжения администрации и руководителя подлагеря, подчиняются распорядку дня.
Все в отряде проживают как в палатках, привезенных с собой, так и в палатках организаторов (о такой необходимости – предоставить палатки и сколько – необходимо сообщить в заявке)

Соответственно графику дежурств, все в отряде занимаются приготовлением пищи на кухне подлагеря (костер), собирают для него дрова, также следят за чистотой и порядком в отрядном подлагере. Дежурные готовят завтрак и обед, ужин приготавливают на кулинарной площадке.

Все отряды по очереди дежурят по лагерю. Это включает в себя, через подчинение коменданту лагеря заготовку дров для вечернего костра лагеря и ночную охрану лагеря.
Дежурство является суточным

Каждый участник привозит в лагерь личное снаряжение. Помимо личных вещей, предметов гигиены и купальных принадлежностей у участника должно быть:
- рюкзак
- спальный мешок
- коврик туристический
- посуда (чашка, ложка, кружка, нож)
- спортивная одежда
- плащ, или одежда от дождя
- походная обувь для хождения в горах и в лесу
- спортивная легкая обувь
- головной убор
- походная одежда для гор
- запас крема или реппелента от комаров и мошек
- фонарик
- Библия (если есть)
- ручка или карандаш
- тетрадь

Также необходимо, чтобы у отрядов имелось следующее снаряжение:
- веревка д.5-6 мм – 150 м, .
- спасжилеты для участников
- палатки и тенты на палатки
- топоры и пилы (ножовки)
- лопатки (2 на группу)
- котловое и костровое снаряжение из расчета на группу
- расходный шнур для лагерного строительства.
- гитара (если есть кому играть)

Питание в лагере организуется поотрядно, из продуктов, закупленных в с. Ефремкино, согласно лагерного меню. Примерная стоимость питания на 1 человека в лагере составляет ок. 2.000 руб, эти деньги поступают в лагерный бюджет из оргвзноса участников лагеря. Продукты выдаются ежедневно завхозом лагеря отрядным дежурным в определенное время.
В подлагере стаффа приготовлением пищи занимается приглашенный человек.

Требования по заявке на участие в лагере

Индивидуальная заявка (стафф, от 18 лет):
1.    Фамилия, имя
2.    Возраст
3.    Город, отряд (место работы)
4.    Работа в стаффе
5.    Дополнительно – на какой площадке может оказать дополнительную помощь (умения)
6.    Имеется ли собственный транспорт, какой

Групповая заявка:
1.    Город
2.    Отряд (группа)
3.    Количество участников
4.    Заявки по площадкам (сколько и куда)
5.    Необходимо ли искать транспорт из Абакана до Ефремкино
6.    Необходимо ли какое-то снаряжение на отряд, какое
7.    Имеется ли собственный транспорт, какой

Заявки на участие в лагере необходимо прислать по эл.почте до 10 июля по адресу:
stluke@yandex.ru

Контактная информация и вопросы заезда:
Поскольку лагерь «Полигон-2013» проводится в доступной местности, куда легко можно добраться на рейсовом автотранспорте, руководство лагеря предлагает всем участникам ЗАРАНЕЕ позаботиться о заезде и выезде из с. Ефремкино.
Расписание маршруток (Газель), отправляющихся из Абакана (автовокзал) на Коммунар (билет брать до Ефремкино, цена ок. 250 руб):
07-05, 10-15, 14-40, 16-45 – в Коммунар
05-45, 14-20, 16-15¸ - из Коммунара

Заказной автотранспорт из Абакана и Туима и обратно будет организован ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАЯВОК,
Стоимость заезда из Абакана предварительно 310 руб в одну сторону с чел, из Туима – 150 руб в одну сторону с чел.

По всем вопросам связь с директором лагеря Павлом Заякиным: +7-923-395-17-28
Электронка: stluke@yandex.ru

Взнос на участие в лагере
Также необходимо знать, что взнос на участие в лагере составит по предварительным расчетам 3.000 руб на участника. (1.500 руб для работника стаффа, и командиров отрядов) Эта сумма – лишь малая часть бюджета лагеря, но ее необходимо собрать, таковы принципы нашего лагеря и принципы наших спонсоров.
Взнос можно внести в день заезда, 5 августа 2013года.
Мы надеемся, что сможем собрать необходимые спонсорские средства для проведения лагеря